Каталог :: Финансы

Курсовая: Финансы предприятий

                                Оглавление                                
Введение.......................................................................3
1. Критерии и значения малого предпринимательства..............................5
1.1     Критерии и значения малого предпринимательства в  развитых странах   8
2. Опыт зарубежных стран по стимулированию малого и среднего бизнеса 11
3. Роль малого бизнеса в экономике............................................14
4.Условия, проблемы становления и направление государственной поддержки
малого бизнеса в
России.......................................................................
..................... 16
5. Методы государственной поддержки малого предпринимательства....... 20
5.1 Фонды поддержки малого предпринимательства................................24
Заключение....................................................................26
Список литературы.............................................................27
     

Введение

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен. Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране. Для начала немного статистики. Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран. В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что на 1$ затрат они внедряют в 17раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели. Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.

1. Критерии и значения малого предпринимательства

Как следует из самого определения, «малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, объясняющих сущность этого понятия. При подготовке этого вопроса я столкнулся с проблемой, которая была вызвана тем, что наша страна сейчас находится в процессе становления и существует много разногласий связанных с постоянными изменениями и поправками в существующие законы. И я, пользуясь этими обстоятельствами, решил разрешить себе использовать понятие из наиболее актуальных, на мой взгляд, документов – это Налоговый кодекс и Федеральный Закон «о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Как следует измерять размер предприятия? Даже если в качестве ответа на вопрос «что есть размер предприятия?» просто выбираются те или иные критерии измерения размера (что вряд ли является действительно ответом на поставленный вопрос), то использование различных численных параметров в качестве границ изменения выбранных критериев неизбежно ведет к проблеме проведения сопоставлений на различных уровнях анализа. Единственно в зависимости от выбранной меры критерия одна и та же компания может быть одновременно отнесена к крупным, средним или малым предприятиям. То, что может считаться «средним» для одной отрасли или одного сегмента рынка, может быть отнесено к «малому» или «крупному» – в другом контексте. Сравним, к примеру, оборот фирм в музыкальной индустрии, бизнес-образовании и в промышленности, строительстве, или понятия «масштабности операций» для России и для Люксембурга. Где проходит линия раздела? Даже после решения вопросов «что есть размер?» и «как его следует измерять» все еще будет оставаться вопрос «где проходит линия, разделяющая малые, средние и крупные фирмы?» Один из исследователей делает такой вывод по этому поводу: «Никакое универсальное определение малого предприятия не сможет быть достаточным для всех задач. Мойщик окон, независимый магазин с двумя работниками, фермер с 300 акрами земли, одним наемным рабочим и трактором или каким-нибудь другим оборудованием, швейная фабрика с 50 сотрудниками – все они сталкиваются с общими проблемами, отличными от проблем транснациональных корпораций. Не столько важно иметь универсальное определение, точно отделяющее малое предприятие от крупного, сколько сделать полезные обобщения о предприятиях малого и крупного размера». В отечественной практике определение малого предприятия дано в Федеральном Законе о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: «Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно - технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли».[1] Таким образом, в основу определения малого предприятия в Российском законодательстве положен количественный признак – число работающих. А что же предлагает нам налоговый кодекс? В нем как такового определения малого предпринимательства нет, но если взять за основу, что перейти на упрощенную систему налогообложения могут только малые предприятия, то получится следующее: «Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж). Не вправе применять упрощенную систему налогообложения: 1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства; 2) банки; 3) страховщики; 4) негосударственные пенсионные фонды; 5) инвестиционные фонды; 6) профессиональные участники рынка ценных бумаг; 7) ломбарды; 8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; 9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; 10) нотариусы, занимающиеся частной практикой; 11) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; 12) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса; 13) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса; 14) организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов; 15) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек; 16) организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превышает 100 млн. рублей». [2] Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды. Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку. Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России. 1.1 Критерии и значения малого предпринимательства в развитых странах Рассмотрим, как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой, и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса. В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким – от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев: 1. оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ; 2. активы не более 1,5 млн. ЭКЮ; 3. средняя численность занятых до 50 чел. Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности – 500 чел. В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действую еще и такие показатели как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем характерные для предприятия. В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы – это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств. В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на: -наименьшие – 1 – 24 занятых; -малые – 25 – 99 занятых; -промежуточные – 100 – 499 занятых; -крупные – 500 – 999 занятых; -крупнейшие – 1000 и более занятых. Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США. В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках. 2. Опыт зарубежных стран по стимулированию малого и среднего бизнеса Малый бизнес существует давно. Многие страны развитого капитализма давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Экономика таких стран как Германия, США и других во многом основывается на малых предприятиях. Посмотрим, какие же развивается и действует малый бизнес в этих странах. Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет. «Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы: 1. в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок; 2. повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях; 3. уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем; 4. способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы; 5. в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены; 6. большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы; 7. расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях». [3] Но, конечно, малые предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам. Например, в Германии в1990 году более 14500 предприятий из числа малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более 5 лет. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта. Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие приходит к банкротству не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой. Отсюда можно говорить о трех моделях развития мелкого предпринимательства: I. консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво; II. медленное расширение деловой активности; III. быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании. По данным опроса владельцев малых предприятий в Германии 55% не планируют расширение, 35% разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10% - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев. В предыдущей главе мы видим, что в 80-х годах обозначилась тенденция к увеличению числа малых предприятий в Германии. Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы, одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического капитала (данное утверждение ни у кого не вызывает сомнений) в экономике стран Запада наметился процесс возрастания значения мелких и средних фирм в ряде областей как материальной, так и нематериальной сферы производства. Относительно состояния промышленности Германии, хотелось бы привести следующие цифры. Доля 10 ведущих концернов в общем, промышленном обороте со второй половины 70-х годов до середины 80-х не возрастала, а по экспорту даже несколько снижалась. Наиболее же наглядной эта тенденция была в США. Согласно официальным данным с 1980 по 1989 года доля фирм малого предпринимательства увеличилась с 18% до37%. В общем, в 70-е - 80-е годы сначала наметилась, а затем еще очевидней стала проявляться тенденция, при которой доля крупнейших компаний в выпуске продукции, инвестициях, обороте и других показателях многих отраслей оставалась стабильной или даже несколько снижалась. Установилось сбалансированное состояние между мелким и средним бизнесом. Этот временный период можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной становится быстрая, гибкая, инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды. Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно царящую в малых фирмах, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска. Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна разорений или образования новых компаний зарождается, прежде всего, в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности. В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании находят "отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке 70-х начала 80-х годов сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий при преодолении этого кризиса послужило важным средством оздоровления экономики.

3. Роль малого бизнеса в экономике.

Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в «США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства. Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений. Доля технологических нововведений в США и Германии в 80-х годах в % мелкие средние крупные фирмы фирмы фирмы США 35% 15% 50% Германия 26% 11% 63% Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства».[4] Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами. Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования. Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений. Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им. 4.Условия, проблемы становления и направление государственной поддержки малого бизнеса в России Рассмотрев опыт Германии и США, я хотел бы перейти к вопросу о том, какие же условия необходимы для развития малого предпринимательства в нашей стране. Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во- первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ. Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный рост малых предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас у нас занято в малом частном бизнесе менее 1 млн. чел. В 1996 году в России проводилась массовая Программа по поддержке и становлению малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. Общий объем финансирования Программы в 1996 году должен был составить 883,35 млрд. рублей. Основным источником финансирования Программы планировались 5 процентов средств, получаемых от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, что составило 707 млрд. рублей. Основная часть средств для выполнения региональных инвестиционных программ и проектов должна была быть изыскана субъектами Российской Федерации, в том числе за счет внутренних резервов развивающихся финансовых институтов - фондов, компаний, банков и самих малых предприятий. Для выполнения Программы были привлечены также средства банков и международных финансовых организаций, финансовые ресурсы по линии технической и консультативной помощи. В качестве приоритетных защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий Программы выделялись: развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест и формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Значительную часть всех расходов предполагалось направить на создание механизмов гарантий малым предприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, поддержку наиболее эффективных видов производственной деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение Программы. В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения. Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте. Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность. Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной. В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных. Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание. Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы. Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства. Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции. Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так и не получив «добро» на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам. К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:  нормативно-правовое;  финансово-кредитное;  обеспечение безопасности;  информационно-техническое;  организационное;  кадровое и консультационное обеспечение;  внешнеэкономическая деятельность. Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно- кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности. В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства. Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит. 5. Методы государственной поддержки малого предпринимательства. Проблема государственной поддержки малого предпринимательства представляет собой двойственную картину. С одной стороны, в России действует Закон о государственной поддержке малого предпринимательства, в котором указано определение малого предприятия, определен порядок регистрации и отчетности, описана система государственной поддержки малых предприятиях на общефедеральном и местном уровнях, сформулированы основные положения Государственной программы поддержки малого предпринимательства, регламентирована деятельность Федерального и местных Фондов по поддержке предпринимательства, закреплены предоставляемые малым предприятиям льготы по налогообложению, амортизации, кредитованию и страхованию, и т.п. Федеральная Программа государственной поддержки малого предпринимательства, в свою очередь, имеет цель: - обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне К задачам Программы относятся: - - создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий; - преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; - разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, консолидация средств для финансирования приоритетных направлений малого предпринимательства, интеграция финансовых механизмов малого предпринимательства в общую кредитно - финансовую систему России; - создание новых рабочих мест; - создание условий для производства импортозамещающей продукции; - привлечение малых предприятий для выполнения государственного заказа; - предоставление адресной методической, информационной, консультационной, образовательной и правовой поддержки малым предприятиям в рамках инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; - расширение внешнеэкономической деятельности малых предприятий, привлечение зарубежных инвестиций в сектор малого предпринимательства С другой стороны, тот факт, что в России на государственном уровне не обеспечивается необходимых последовательных мер, способных изменить положение дел в сфере развития предпринимательства и малого бизнеса к лучшему, вряд ли сегодня вызывает сомнения. Как первая, так и вторая, и, фактически, не состоявшаяся третья Федеральные программы развития малого предпринимательства, а также большинство аналогичных региональных программ сыграли, скорее, декларативную и политическую роль. Частичная реализация ряда мероприятий Федеральных и региональных программ, по сути, не изменила неблагоприятных в целом условий функционирования малых предприятий. Об этом косвенно свидетельствуют и оценки Госкомстата доли теневого сектора в отечественной экономике, которая в 1997 г. составила уже 25% против 22% в 1996 г., и динамика изменения независимых оценок этого показателя исследователей и экспертов из деловой среды, варьирующихся от 40%в 1997 г до 70 и выше в 1999 г., тем самым, демонстрируя качество попыток «управлять неуправляемым» в условиях, когда «слепой ведет глухого». Неутешительные итоги первой «пятилетки» по развитию и поддержке малых предприятий отражают данные социологических опросов и статистического анализа динамики основных показателей состояния сектора малых предприятий, приведенные в материалах публикаций, подготовленных ко II-му Всероссийскому съезду представителей малых предприятий, прошедшему 27-28 октября 1999 г. С одной стороны, можно было бы утверждать, что объективно удовлетворительные результаты и не могли быть достигнуты в условиях хронического недофинансирования затратной части большинства как Федеральных, так и региональных программ. Например, в настоящее время программные мероприятия по созданию объектов инфраструктуры поддержки малых предприятий на местах успешно реализуются только в 14 регионах, наполовину эти мероприятия выполнены в 17 регионах, на треть – в 6 регионах, в остальных регионах России – менее чем на треть. Однако причины и следствия в данном случае взаимоувязаны чрезвычайно. В этой связи не добавляет оптимизма и анализ принятой Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 годы. По своей сути эта программа является логичным продолжением апробированных в последние пять лет подходов, основанных на преимущественно линейных концептуальных моделях предпринимательского процесса. Ее целевая ориентация носит традиционный количественно-затратный характер (например, основной планируемый конечный результат формулируется в виде необходимости «охвата программными мероприятиями от 200 до 250 тыс. малых предприятий”, т.е. примерно четверть официально зарегистрированных малых предприятий). Это отражает сохранение и более того, усиление селективных принципов большей части программных мероприятий. С другой стороны, более осторожные формулировки планируемых конечных результатов в качестве позитивного сигнала свидетельствуют о зреющем осознании авторами программы неспособности этих подходов дать ощутимые результаты. Изменение значения программ развития предпринимательства и их роли в решении социально-экономических проблем, стоящих как перед Российской Федерацией в целом, так и перед ее субъектами, возможно при условии критического осмысления как имеющегося отечественного, так и богатого зарубежного опыта. Здесь важны как меры, связанные с наведением элементарного порядка при реализации плановых мероприятий, (или развития полноценных систем контроля расходования бюджетных средств, в том числе и даже приоритетно – налогоплательщиками), так и более глубокий анализ непосредственно самих программ. По своей сути, усиление контроля и прозрачности бюджетных финансовых потоков является элементом построения нормально функционирующей функции системной обратной связи. Ряд исследований и публикации западных специалистов в области оценки эффективности программ развития малого предпринимательства показывают важность такого анализа и необходимость переключения от традиционных количественно-затратных подходов к решению обсуждаемых проблем - к качественно-результативным Учитывая современные тенденции роста самостоятельности субъектов Федерации, особое значение могут приобрести региональные программы - в случае их эффективного планирования и реализации - не только для решения социальных проблем, но и для повышения конкурентоспособности регионов в привлечении как внутренних, так и внешних инвестиций. То, что развитие предпринимательства в регионе является одной из ‘лакмусовых бумажек’, по которым инвестор судит об инвестиционной привлекательности предложения, безусловно, принимается сегодня всеми. Однако, специфика программ развития предпринимательства и малого бизнеса, заключающаяся в переплетении как социальной, так и экономической их составляющих, имеет следствием и определенные сложности для их эффективного планирования и оценки, поскольку всегда существует опасность тяготения к одной из этих крайностей в ущерб другой. Обсуждению этой проблемы и уделяется внимание в данном параграфе. Ключевая особенность программ развития предпринимательства и малого бизнеса, вызывающая сложности их эффективного планирования и оценки, обусловлена, как было отмечено выше, переплетением социальной и экономической составляющих этих программ, высокой степенью экономической неформальности малых предприятий, и, соответственно, специфическим характером проявления экономических категорий, описывающих предприятия этого сектора, что вызывает сложности привлечения классических инструментов экономического анализа для проведения такой оценки. С другой стороны, изначальная противоречивость постановки проблемы государственного управления неуправляемым «духом свободного и независимого предпринимательства» является дополнительным осложняющим фактором в поиске баланса мер регулирования и стимулирования предпринимательской деятельности. Специфические проблемные области оценки программ развития предпринимательства и малого бизнеса, обусловленные действием сформулированных выше ключевых особенностей адресно-целевых групп этих программ, можно сформулировать следующим образом: - проблема определения места программ среди других программ социально-экономического развития страны, региона, территории, обусловленная многоотраслевым и многокомпонентным характером программ развития предпринимательства. (Опыт последней «пятилетки поддержки малого предпринимательства» убедительно показал, что решение проблем малых предприятий в отрыве от других социальных и экономических задач приводит лишь к распылению ресурсов и не дает ощутимого эффекта); - проблема многокомпонентности программ, имеющая следствием сложности вычленения различных ее составляющих для проведения их оценки с целью принятия впоследствии одного из ключевых решений о распределении или перераспределении имеющихся ограниченных ресурсов; - проблема определения оптимальной по количеству и качеству информации, необходимой как для планирования программы, так и для ее оценки; - проблема выбора самой методики или методик оценки, поскольку в силу отмеченной выше ключевой особенности этих программ для оценки различных их элементов могут использоваться различные подходы. Соответственно, вышеуказанная проблема оптимизации выбора используемой информации расщепляется на задачи определения оптимальной по количеству и качеству информации для каждого из используемых подходов; - проблема определения и выбора показателей, индикаторов и критериев результативности и эффективности программы, поскольку эффективная оценка не самоцель, а средство эффективного планирования и последующих программ.

5.1 Фонды поддержки малого предпринимательства

В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации созданы и действуют структуры, называющиеся, как правило, «региональными фондами поддержки предпринимательства» (ФПП). Анализ и оценка практики деятельности этих организаций, выполненные в рамках исследовательского проекта Института стратегического анализа и развития предпринимательства (ИСАРП) в период, непосредственно предшествовавший августовскому кризису 1998 г., помогают составить представление о деятельности этих организаций. Полные результаты исследования (сведения были получены из 44 фондов субъектов Российской Федерации), целью которого было изучение ситуации в сфере финансовых услуг для субъектов малого предпринимательства в Российских регионах, выполнявшегося большим авторским коллективом, охватывают также деятельность других агентов в сфере финансовых услуг для предпринимателей (банков, лизинговых компаний и др.) и опубликованы в специальном издании. Специфическая особенность ФПП заключается в том, что именно через ФПП циркулируют финансовые потоки, перетекающие из региональных бюджетов на расчетные счета конкретных организаций негосударственного сектора в рамках реализации региональных программ поддержки предпринимательства. Согласно Программе государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 годы, перед Фондами поддержки предпринимательства стоят задачи ускоренного освоение современных кредитно – инвестиционных механизмов - лизинга, франчайзинга, специализированных инвестиционных институтов венчурного инвестирования; развития схем кредитования малых предприятий с обеспечением кредитов личными средствами учредителей этих предприятий, а также гарантиями фондов поддержки предпринимательства, крупных предприятий, заинтересованных в кооперационных связях с новыми малыми предприятиями, предоставление субъектам малого предпринимательства услуг, а также информационное обеспечение, образовательные программы для сотрудников малого бизнеса, и т.д. Проведенное исследование подтвердило необходимость серьезных исследований в области оценки эффективности мер государственной поддержки предпринимательства, включая такую важную сферу как финансовые услуги по развитию сектора малого бизнеса через систему региональных ФПП. Отметим необходимость проведения анализа деятельности этих структур в увязке с анализом процессов развития малого бизнеса и частного предпринимательства в регионах. Это важно, поскольку региональные ФПП и создавались с целью позитивных изменений ситуации в экономике и социальной сфере через сектор малого бизнеса. Необходимо выявление той роли, которую играют региональные ФПП в развитии систем финансирования поддержки малого предпринимательства. Чрезвычайно полезной могла бы стать практика увязки госбюджетных отчислений - как из федеральных, так и региональных источников - в бюджеты региональных ФПП в зависимости от результативности их деятельности. При этом оценка результативности ФПП должна производиться с использованием не только количественных показателей типа «затраты – выпуск», но и таких качественных процессных индикаторов как «степень открытости» и «степень прозрачности» деятельности фонда. Необходимо также учитывать роль регионального ФПП в изменении «степени интерактивности» региональной системы поддержки предпринимательства, т.е. способности обеспечить взаимодействие отдельных организационных элементов системы. Как показывает опыт, к сожалению, деятельность ФПП в этом контексте может иметь даже отрицательный эффект. В целом на современном этапе представляется назревшим пересмотр в корне целей и задач, подходов и практики деятельности таких структур, как региональные фонды поддержки предпринимательства. Все более значимой становится задача развития их деятельности не столько в направлении поддержки конкретного ограниченного числа предпринимательских проектов, сколько в направлениях, имеющих потенциал изменения ситуации в регионе в сфере малого бизнеса в целом. В целом следует отдавать приоритеты развитию непрямых стимулирующих программ качественно-результативной направленности в противовес программам прямого финансирования, носящим скорее количественно-затратный характер.

Заключение

Динамика развития малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться. Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране. Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Так как, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ. Глава 26.2. «Упрощенная система налогообложения». 2. Федеральный Закон о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации (в ред. федерального закона от 21.03.2002) 3. Федеральная Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001 годы 4. Баранова И., Медведева Л. «Некоторые аспекты финансово- кредитной поддержки малого предпринимательства», ж. «Деньги и кредит» №1-2 2001 5. Власова В.М. «Основы предпринимательской деятельности». – М.2002. 6. Кибирев С. «Мы за цивилизованные отношения бизнеса и власти», «Метро» №5, 12.02.99 7. Колесникова Л.А. «Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием». - М.: Новый Логос, 2000. 8. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2001.
[1] ФЗ «о государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» [2] Налоговый кодекс РФ. Глава 26.2 [3] Власова В.М. «Основы предпринимательской деятельности». [4] Колесникова Л.А. «Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием».