Каталог :: Финансы

Курсовая: Финансовый анализ

Содержание
1. Краткая характеристика ООО «Злата-2»                                        3
2. Анализ финансового состояния предприятия ООО «Злата-2»                      5
2.1.    Анализ имущества и источников его формирования                         5
2.2.    Анализ эффективности использования основных средств                   10
2.3.          Анализ финансовой устойчивости                                  11
2.4.    Анализ вероятности банкротства                                        16
2.5.    Анализ ликвидности баланса                                            18
2.6.      Анализ деловой активности                                           24
2.7.      Анализ финансовых результатов                                       28
2.8.   Анализ маркетинговой среды предприятия                                 32
3. Предложения по совершенствованию деятельности ООО «Злата-2»        43
1. Краткая характеристика ООО «Злата-2»
ООО «Злата» была основана в 1992 году. В 2002 году «Злата» была
реорганизована в ООО «Злата-2».
Общество с ограниченной ответственностью «Злата-2» создано на основании
требований Гражданского кодекса Российской Федерации и в соответствии с
федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Устав ООО
«Злата-2» зарегистрирован 25.06.2002 года.
ООО «Злата-2» является малым предприятием.
Единственным учредителем Общества и генеральным директором является Донских
Светлана Николаевна.
Местонахождения Общества с ограниченной ответственностью «Злата-2»:  344019,
Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 27.
ООО «Злата-2» занимается ремонтно-реставрационными работами. Также фирма
осуществляет проектные работы и оказывает услуги по дизайну интерьера.
Фирма «Злата-2» завершила проекты по реконструкции и реставрации здания
управления СКЖД и здания управления Куйбышевской железной дороги, пансионата
«Луч» в Шепси, помещений кабинетов Детской железной дороги. В Москве на
Всероссийской выставке фирма выиграла тендер на проект реставрации музея-
заповедника М.А. Шолохова в станице Вешенской. Проект был одобрен министром
культуры Швыдкой. Работы были завершены в мае 2005 года к 100-летию Шолохова.
Также фирма оказывает услуги частным лицам по ремонту квартир, домов,
коттеджей.
Фирма является коммерческой организацией и преследует извлечение прибыли в
качестве основной цели  своей деятельности.
Миссией фирмы является: повышение качества жизни людей путем создания
комфортных условий для труда и отдыха, а также сохранение памятников культуры
для потомства.
На фирме «Злата-2» работает 48 человек. Для выполнения строительно-монтажных
работ в период осуществления проектов дополнительно нанимаются рабочие.
Организационная структура «Злата-2» представлена на рис. 1.
     
     
                                Рис. 2. Организационная структура ООО «Злата-2».
Руководство текущей деятельностью ООО «Злата-2» осуществляет директор.
Директору фирмы непосредственно подчиняются: отдел снабжения, отдел кадров,
главный архитектор, главный бухгалтер, главный инженер и главный механик. В
отдел снабжения входят снабженец и экспедитор. Они подчиняются начальнику
отдела снабжения. Главному архитектору подчиняется проектно-сметная группа, в
которую входят архитекторы и сметчики. Главному бухгалтеру подчиняются
бухгалтера. Главному инженеру подчиняются кладовщик и прораб. Прорабу
подчиняются рабочие: столяры и плотники, штукатур-маляр, монтажник, фасадчик,
паркетчик, лепщик, сантехник, электрик, разнорабочие. Главному механику
подчиняются водители.
2. Анализ финансового состояния предприятия ООО «Злата-2»
2.1.    Анализ имущества и источников его формирования
Для того чтобы охарактеризовать финансовое положение предприятия необходимо
оценить:
1.     размещение, состав и использование средств (активов);
2.     состояние источников их формирования (пассивов) по принадлежности
(собственные или привлеченные) и срокам погашения обязательств (долгосрочные
и краткосрочные).
Для обобщения структуры активов и пассивов строится сравнительный
аналитический группировочный баланс, где активы представлены с учетом их
степени ликвидности, а пассивы с учетом права собственности на них
хозяйствующего субъекта. Чтение баланса по систематизированным группам
ведется с использованием метода горизонтального и вертикального анализа.
Анализ данных табл. 1 показал, что имущество предприятия на конец 2004 года
по сравнению с началом года выросло на 12341 тыс. руб. (с 34110 по 46451 тыс.
руб.) или на 136,18 %. Увеличение активов произошло в основном за счет роста
суммы оборотных активов на 10302 тыс. руб. (с 28573 по 38875 тыс. руб.) или в
1,36 раза. Оборотные активы занимают основную долю в структуре совокупных
активов (83,78 % на начало года и 83,69 % на конец года). Анализ показывает,
что динамика оборотных активов за период неравномерна. Если на начало года
наибольший удельный вес в структуре оборотных активов составляла дебиторская
задолженность - 42,48 %, то на конец года это были краткосрочные финансовые
вложения - 41,98 %. Доля запасов в структуре совокупных активов  в течение
года увеличилась незначительно на 1,67 % (с 15,69 % по 17,36 %).
Следовательно, увеличение оборотных активов произошло за счет роста
краткосрочных финансовых вложений предприятия на 11000 тыс. руб. (с 8500 по
19500 тыс. руб.) или в 2,29 раза по сравнению с началом периода, а также за
счет роста запасов на 2711 тыс. руб. (с 5352 по 8063 тыс. руб.).
                                                                       Таблица 1
                  Сравнительный аналитический баланс по активам                  
     
Показатели2003 г.2004 г.Изменение (+;-)

Темп роста,

( % )

тыс.руб.в %тыс.руб.в %тыс.руб.в %
Актив
1. Внеоборотные активы
Основные средства

2290

6,7

2254

4,85

-36

-1,85

98,43

Прочие внеоборотные активы

17

0,05

37

0,08

+20

+0,03

217,65

Трудно реализуемые активы

3230

9,47

5285

11,38

+2055

+1,91

163,62

Итого внеоборотных активов

5537

16,22

7576

16,31

+2039

+0,09

136,82

2. Оборотные активы
Денежные средства

77

0,23

457

0,98

+380

+0,75

593,51

Краткосрочные финансовые вложения

8500

24,92

19500

41,98

+11000

+17,06

229,41

Дебиторская задолженность

14489

42,48

10700

23,04

-3789

-19,44

73,85

Запасы

5352

15,69

8063

17,36

+2711

+1,67

150,65

Прочие оборотные активы

155

0,46

155

0,33

-

-0,13

100

Итого оборотных активов

28573

83,78

38875

83,69

+10302

-0,09

136,06

Баланс

34110

100

46451

100

+12341

-

136,18

Дебиторская задолженность в абсолютном выражении сократилась на 3789 тыс. руб. (с 14489 по 10700 тыс. руб.), а удельный вес ее в доле оборотных активов сократился существенно на 19,44 % (с 42,48 % по 23,04 %). Денежные средства выросли незначительно как в абсолютном, так и в относительном выражении: на 380 тыс. руб. (с 77 тыс. руб. по 457 тыс. руб.) и на 0,75 % (с 0,23 % по 0,98 %). Доля денежных средств, как на конец, так и на начало анализируемого периода незначительна. Сокращение денежных средств является положительным моментом, так как деньги на счетах или в кассе не приносят дохода. Однако сумма денежных средств не должна опускаться ниже 10% от суммы оборотного капитала. В нашем случае денежные средства составляют 1,18 % от суммы оборотных активов, то есть ниже нормы. Внеоборотные активы за анализируемый период выросли на 2039 тыс. руб. (с 5537 тыс. руб. по 7576 тыс. руб.), зато доля их в структуре совокупных активов осталась практически без изменений (16,22 % на начало года и 16,31 % на конец года). В течение анализируемого периода произошел незначительный прирост трудно реализуемых активов в 1,63 раза. Доля их в структуре совокупных активов составляла 9,47 % на начало года и 11,38 % на конец года. Основные средства в абсолютном выражении сократились незначительно на 36 тыс. руб. (с 2290 тыс. руб. по 2254 тыс. руб.), в относительном - на 1,85 % (с 6,7 % по 4,85 %). Можно сделать вывод, что доля внеоборотных активов практически не изменилась, также как и доля основных средств и трудно реализуемых активов. Прочие внеоборотные активы составляют незначительную долю в структуре совокупных активов (0,05 % на начало года и 0,08 % на конец года). За анализируемый период в источниках формирования имущества (см. табл. 2) наблюдался незначительный рост собственного капитала на 851 тыс. руб. (с 3875 тыс. руб. по 4726 тыс. руб.) при одновременном значительном приросте заемного капитала на 11517 тыс. руб. (с 30235 тыс. руб. по 41752 тыс. руб.). В структуре пассивов преобладает доля заемных средств (88,64% на начало года и 89,88% на конец года). Доля заемных средств в структуре имущества предприятия имеет тенденцию роста. Доля же собственного капитала напротив снижается (с 11,36% по 10,18%). Кроме того, темп прироста заемного капитала опережает темп прироста собственного капитала. Рост заемного капитала произошел за счет прироста краткосрочной кредиторской задолженности на 12017 тыс. руб. (с 29735 тыс. руб. по 41752 тыс. руб.) или на 2,71% (с 87,17% по 89,88%). В источниках имущества предприятия в начале года присутствовали заемные средства на сумму 500 тыс. руб. и составляли 1,47% от совокупных пассивов. В свою очередь краткосрочная кредиторская задолженность выросла в основном за счет увеличения задолженности перед поставщиками, подрядчиками и по оплате труда на 12404 тыс. руб. (с 26286 тыс. руб. по 38690 тыс. руб.) или в 1,47 раз по сравнению с началом периода. Таблица 2 Сравнительный аналитический баланс по пассивам
Показатели2003 г.2004 г.Изменение (+;-)

Темп роста,

( % )

тыс.

руб.

в %

тыс.

руб.

в %

тыс.

руб.

в %
Пассив

1. Капиталы и резервы

Уставный капитал

2400

7,04

2400

5,17

0

-1,87

100

Нераспределенная прибыль

1475

4,32

2326

5,01

+851

+0,69

157,69

Итого собственных средств

3875

11,36

4726

10,18

+851

-1,18

121,96

2. Собственные средства в обороте

-1662

-

-2850

-

-1188

-

-

3. Норматив собственных оборотных средств

2857,3

-

3887,5

-

-

-

-

4. Излишек (недостаток) собственных оборотных средств

-4519,3

-

-6737,5

-

-2218,2

-

-

5. Краткосрочные обязательства

Заемные средства

500

1,47

-

-

-500

-1,47

-

Кредиторская задолженность всего

29735

87,17

41752

89,88

+12017

+2,71

140,41

в том числе:

поставщики и подрядчики, по оплате труда

26286

77,06

38690

83,29

+12404

+6,23

147,19

по социальному страхованию

118

0,35

139

0,3

+27

-0,05

117,79

перед бюджетом

3307

9,7

2923

6,29

-384

-3,41

88,39

прочие кредиторы

23

0,06

-

-

-23

-0,06

-

Итого краткосрочных обязательств

30235

88,64

41752

89,88

+11517

+1,24

138,09

Баланс

34110

100

46451

100

+12341

0

136,18

В течение 2004 года произошло незначительное увеличение задолженности по социальному страхованию на 27 тыс. руб. (с 118 тыс. руб. по 139 тыс. руб.), однако доля ее сократилась на 0,05 % (с 0,35 % по 0,3 %). Сократилась задолженность перед бюджетом на 384 тыс. руб. (с 3307 тыс. руб. по 2923 тыс. руб.) или на 3,41 % (с 9,7 % по 6,29 %). Задолженность перед прочими кредиторами составляла 23 тыс. руб. или 0,06 % от совокупных пассивов на начало 2004 года, на конец же периода отсутствовала. Наблюдаемый рост заемного капитала свидетельствует о возможной финансовой неустойчивости предприятия и о повышенной степени зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов. Что касается собственного капитала, то его небольшой рост стал следствием увеличения нераспределенной прибыли на 851 тыс. руб. (с 1475 по 2326 тыс. руб.) или в 1,57 раз. Нераспределенная прибыль составляет крайне маленькую долю в структуре источников средств предприятия (4,32% на начало и 5,01% и конец отчетного периода). Безусловно, это является отрицательным моментом. Уставный капитал остался на прежнем уровне 2400 тыс. руб., но доля его сократилась на 1,87 % (с 7,04 % по 5,17 %). Анализ динамики валюты баланса, структуры активов и пассивов организации позволяет сделать ряд выводов: необходимых как для осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности, так и для принятия управленческих решений на перспективу. Положительными признаками, выявленными при анализе структуры баланса ООО «Злата-2» являются: 1. Валюта баланса увеличилась в конце отчетного периода по сравнению с началом; 2. Доля оборотных активов в структуре имущества предприятия превышает долю внеоборотных активов, как на начало, так и на конец 2004 года; 3. Увеличение запасов, как в абсолютном, так и в относительном выражении; 4. Рост краткосрочных финансовых вложений. Отрицательными моментами являются следующие признаки: 1. Заемный капитал превышает собственный как в абсолютном, так и в относительном выражении; 2. Прироста кредиторской задолженности одновременно с сокращением дебиторской; 3. Доля денежных средств на счетах и в кассе ниже 10% от суммы оборотного капитала. 2.2. Анализ эффективности использования основных средств Обобщающими показателями эффективности использования основных фондов являются фондоотдача и фондоемкость. Фондоотдача показывает выпуск продукции, приходящейся на 1 рубль стоимости фонда. где f – фондоотдача, В –выручка от продажи, - среднегодовая стоимость основных фондов. тыс. руб. тыс. руб. = руб. руб. Фондоемкость – показатель, характеризующий величину основных фондов, необходимую для производства единицы продукции. , где - фондоемкость = Динамика показателей фондоотдачи и фондоемкости Таблица 3
Показатели20032004Изменение
Фондоотдача (руб.)

37,273

36,353

-0,92

Фондоемкость

0,027

0,028

+0,001

За отчетный период показатель фондоотдачи сократился на 0,92 руб. (с 37,273 руб. по 36,353 руб.), а показатель фондоемкости наоборот увеличился на 0,001 (с 0,027 по 0,028). Эти изменения являются отрицательной тенденцией и означают, что в отчетном году эффективность использования основных средств снизилась. 2.3. Анализ финансовой устойчивости Уровень текущей платежеспособности и финансовой устойчивости зависит от степени обеспеченности запасов источниками формирования. Таблица 4 Анализ финансовой устойчивости абсолютные показатели
Показатели

2003 г.

(тыс. руб.)

2004 г.

(тыс. руб.)

1. Источники собственных средств

3875

4726

2. Внеоборотные активы

2307

2290

3. Наличие собственных средств

1568

2436

4. Долгосрочные кредиты и займы

-

-

5. Наличие собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников

1568

2436

6. Краткосрочные кредиты и займы

30235

41752

7. Общая величина основных источников средств для формирования запасов и затрат

31803

44188

8. Общая величина запасов и затрат

8583

13348

9. Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств (Е)

-7015

-10912

10. Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств и долгосрочных заемных средств для формирования запасов и затрат ()

-7015

-10912

11. Излишек (+), недостаток (-) общей величины источников средств для формирования запасов и затрат()

+23220

+30840

12. Трехкомпонентный показатель

Обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, которые определяются в виде разницы величины источников средств и величины запасов и затрат. Анализ трехкомпонентного показателя показал, что финансовое положение предприятия, как на конец, так и на начало года является неустойчивым. Для формирования запасов и затрат предприятия не достаточно имеющихся в наличии собственных средств. Долгосрочные кредиты и займы отсутствуют. Следовательно, источником формирования запасов и затрат являются краткосрочные кредиты и займы, что свидетельствует о неустойчивом финансовом состоянии. Относительные показатели финансовой устойчивости Показатели финансовой устойчивости характеризуют структуру используемого капитала с позиции его платежеспособности и финансовой стабильности развития. Эти показатели позволяют оценить степень защищенности инвесторов и кредиторов, так как отражают способности организации погасить долгосрочные обязательства. Показатели: 1. Коэффициент автономии характеризует, в какой степени используемые организацией активы сформированы за счет собственного капитала. где - коэффициент автономии, - собственный капитал, - активы 2. Коэффициент заемного капитала (Леверидж) отражает долю заемных средств в источниках финансирования. , где - коэффициент заемного капитала, - привлеченный капитал = 3. Коэффициент финансовой зависимости показывает, в какой степени организация зависит от внешних источников финансирования, то есть, сколько заемных средств привлекла организация на один рубль собственного капитала, показывает также меру способности организации, ликвидировав свои активы полностью погасить кредиторскую задолженность за счет активов. , где - коэффициент финансовой зависимости, ЗС – заемные средства, 4. Коэффициент долгосрочной финансовой независимости показывает степень независимости организации от заемных источников финансирования. , где - коэффициент долгосрочной финансовой независимости, ДЗС – долгосрочные заемные средства 5. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости организации. , где - коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, СОС - собственные оборотные средства, ОА - оборотные активы = 6. Коэффициент маневренности показывает, какую долю занимает собственный капитал, инвестированный в оборотные средства в общей сумме собственного капитала организации. , где - коэффициент маневренности = Как видно из табл. 5 коэффициент автономии ниже нормы, как на начало, так и на конец периода, при чем отклонение от нормы возросло еще больше в течение года. Это означает, что активы предприятия в основном сформированы не за счет собственных средств. Коэффициент заемного капитала превышает максимально допустимое значение и при этом наблюдается рост показателя в динамике. Это означает, что доля заемных средств в источниках финансирования растет при одновременном снижении доли собственных средств. Это является отрицательным признаком. Динамика показателей финансовой устойчивости Таблица 5
КоэффициентыНорматив2003 г.2004 г.Отклонение
За периодыОт норматива
На начало годаНа конец года

Более 0,5

0,114

0,102

-0,012

-0,386

-0,398

Менее 0,5

0,886

0,898

+0,012

+0,386

+0,398

Менее 0,7

7,8

8,8

+1

+7,1

+8,1

-

0,114

0,102

-0,012

-

-

Более 0,1

0,049

0,055

+0,006

-0,051

-0,045

0,2-0,5

0,4

0,5

+0,1

-

-

Коэффициент финансовой зависимости вырос в течение отчетного периода. Наблюдается превышение максимально допустимого значения коэффициента, как в начале, так и в конце периода. На конец периода коэффициент в 13 раз превышал норму. Это говорит о высокой степени зависимости организации от внешних источников финансирования и, как следствие, о потере финансовой устойчивости. Коэффициент долгосрочной финансовой независимости имеет отрицательную динамику, что означает снижение степени независимости организации от заемных источников финансирования. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в течение анализируемого периода незначительно увеличился, но остался на уровне ниже нормы. Это свидетельствует о стабильном недостатке собственных оборотных средств, необходимых для обеспечения финансовой устойчивости. Коэффициент маневренности, как на начало, так и на конец 2004 года в норме. Это значит, что доля собственных оборотных средств в общей сумме собственного капитала организации выросла. Эти изменения способствуют увеличению возможности финансового маневрирования фирмы. 2.4. Анализ вероятности банкротства. Банкротство – это документально подтвержденная несостоятельность предприятия платить по своим долговым обязательствам и финансировать свою текущую деятельность из-за отсутствия средств. Для диагностики несостоятельности предприятия применяется коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными средствами. Коэффициент текущей ликвидности должен быть не менее 2. В нашем случае это условие не выполняется. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами – это отношение разности между источниками собственных средств предприятия и фактической стоимостью основных средств и внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами должен иметь значение не менее 0,1. Так как коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами меньше нормы, то структура баланса предприятия признается неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным. Рассчитаем коэффициент восстановления платежеспособности за период равный 6 месяцам. , где - коэффициент восстановления платежеспособности - коэффициенты текущей ликвидности соответственно на конец и начало отчетного периода Т- отчетный период в месяцах 2- норма Так как коэффициент восстановления платежеспособности принимает значение <1, то у предприятия в ближайшие 6 месяцев нет реальной возможности восстановить свою платежеспособность. Для оценки вероятности банкротства предприятия применяется показатель Альтмана (z-счет). Модель предназначена для оценки вероятности банкротства и значение параметра z определяется с помощью уравнения, переменные которого отражают важнейшие показатели предприятия. Российские экономисты внесли изменения в модель Альтмана. Применительно к нашей стране модель выглядит следующим образом: z-счет = 1,2x+1,4x+3,3x+0,6x+x x-отношение оборотного капитала к сумме всех активов x- отношение резервного капитала и нераспределенной прибыли к сумме всех активов x- отношение прибыли до налогообложения к сумме всех активов x- отношение уставного и добавочного капитала к сумме заемных обязательств x- отношение выручки от реализации к сумме всех активов x= x= x= x= x= z-счет = 1,14+0,07+0,099+0,036+1,78 = 3,125 Степень близости предприятия к банкротству определяется по шкале: Менее 1,8 - очень высокая 1,81-2,7 - высокая 2,71-2,99 - невелика Более 3- низкая Вероятность банкротства предприятия можно оценить как низкую. 2.5. Анализ ликвидности баланса Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности своевременно и полностью рассчитаться по своим обязательствам. Ликвидность баланса определяется, как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок погашения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков. В зависимости от степени ликвидности активы предприятия разделяются на следующие группы: 1. Наиболее ликвидные активы (А1) – (денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения). 2. Быстро реализуемые активы (А2) – (дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, прочие оборотные активы). 3. Медленно реализуемые активы (А3) – (запасы с учетом НДС, дебиторская задолженность на срок более 12 месяцев). 4. Трудно реализуемые активы (А4) – (внеоборотные активы). Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты: 1. Наиболее срочные обязательства (П1) – кредиторская задолженность. 2. Краткосрочные пассивы (П2) – краткосрочные кредиты и заемные средства, задолженность участников по выплате доходов и прочие краткосрочные обязательства. 3. Долгосрочные пассивы (П3) – долгосрочные кредиты и заемные средства. 4. Постоянные пассивы (П4) – капитал и резервы, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей. Таблица 6 Ранжирование активов по степени убывания ликвидности и пассивов по степени возрастания срочности
Ранжирование активов и пассивов баланса

Условное

обозначение

ГодыИзменение (+;-)
2003 2004
тыс. руб.в %тыс. руб.в %тыс. руб.в %
Активы
Наиболее ликвидные активы

А1

8577

25,15

19957

42,96

+11380

+17,81

Быстрореали-зуемые активы

А2

14644

42,93

10855

23,37

-3789

-19,56

Медленно реализуемые активы

А3

8583

25,16

13348

28,74

+4765

+3,58

Труднореали-зуемые активы

А4

2307

6,76

2290

4,93

-17

-1,83

Пассивы
Наиболее срочные обязательства

П1

29735

87,17

41752

89,88

+12017

+2,71

Краткосрочные пассивы

П2

500

1,47

0

0

-500

-1,47

Долгосрочные пассивы

П3

0

0

0

0

0

0

Постоянные пассивы

П4

3875

11,36

4726

10,17

+851

-1,19

Для определения ликвидности баланса необходимо сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если соотношение актива и пассива баланса следующие: А1≥П1; А2≥П2; А3≥П3; А4≤П4. Если одно или несколько неравенств имеют знак отличный от установленного в оптимальном варианте, ликвидность баланса будет отличаться от абсолютной. Для анализа ликвидности баланса составляется таблица, в которой группируются статьи баланса в соответствии с этими требованиями. Таблица 7 Группировка активов и пассивов для оценки ликвидности баланса.
На начало годаНа конец года

А1≥П1

8577<29735

-21158

недостаток

А1≥П1

19957<41752

-21795

недостаток

А2≥П2

14644>500

+14144

излишек

А2≥П2

10855>0

+10855

излишек

А3≥П3

8583>0

+8583

излишек

А3≥П3

13348>0

+13348

излишек

А4≤П4

2307<3875

+1568

излишек

А4≤П4

2290<4726

+2436

излишек

Как видно из табл. 7 существует платежный недостаток по наиболее срочным обязательствам, причем к концу года он увеличился (на 637 тыс. руб.). Это связано с увеличением кредиторской задолженности предприятия. Недостаток наиболее ликвидных активов означает, что предприятие не сможет оплатить свои текущие обязательства за счет средств, поступивших в течение 3 месяцев. При сравнении краткосрочных пассивов и быстро реализуемых активов наблюдается излишек последних как на конец, так и на начало отчетного периода. Это означает, что будет наблюдаться увеличение текущей ликвидности в сроки от трех до шести месяцев. Сравнивая итоги активов и пассивов для 3 группы, можно отметить излишек медленно реализуемых активов, который к концу года существенно вырос (на 4765 тыс. руб.). Это означает, что предприятие будет платежеспособно в относительно отдаленном будущем. Сопоставление итогов 4 группы позволяет сделать вывод об излишке собственного капитала для покрытия труднореализуемых активов. Итак, в нашем случае ликвидность баланса будет отличаться от абсолютной. При этом недостаток наиболее ликвидных активов компенсируется избытком быстро и медленно реализуемых активов, хотя компенсация происходит лишь по стоимостной величине, поскольку менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные. Показатели ликвидности Коэффициенты ликвидности отражают кассовую позицию организации и определяют ее способность управлять оборотными средствами, то есть в нужный момент быстро обращать активы в наличность с целью погашения краткосрочных обязательств. Для проведения оценки ликвидности активов в процессе финансового анализа используются основные показатели: а). Коэффициент абсолютной ликвидности, является наиболее жестким критерием платежеспособности. Он показывает, в какой степени все текущие финансовые обязательства предприятия обеспечены имеющимися у него денежными средствами (наиболее ликвидными активами). , где Кал – коэффициент абсолютной ликвидности, ДС – сумма денежных активов предприятия на определенную дату, КВФ – сумма краткосрочных финансовых вложений предприятия на определенную дату, КО – сумма всех краткосрочных (текущих) финансовых обязательств предприятия на определенную дату Рекомендуемое значение данного показателя составляет примерно 0,2-0,3. В нашем случае значение данного показателя даже немного выше нормы. Это означает, что предприятие имеет возможность немедленных расчетов по долгам. б). Коэффициент срочной ликвидности показывает, в какой степени все краткосрочные финансовые обязательства могут быть удовлетворены за счет его высоколиквидных активов. , где Ксл - коэффициент срочной ликвидности, ДЗ – сумма дебиторской задолженности всех видов Для России значение этого показателя признается достаточным на уровне 0,7- 0,8. В нашем случае значение данного показателя, как на начало, так и на конец 2004 года в пределах нормы. Это означает, что при условии своевременных поступлений средств от дебиторов и заемщиков предприятие сможет расплатиться по своей краткосрочной задолженности. в). Коэффициент текущей ликвидности показывает, в какой степени вся задолженность по краткосрочным финансовым обязательствам может быть удовлетворена за счет его текущих (оборотных) активов, то есть, сколько рублей текущих активов приходится на один рубль текущих обязательств. , где Ктл - коэффициент текущей ликвидности, ОА – сумма всех оборотных активов предприятия Нормой признается значение данного коэффициента равное 2. В нашем случае наблюдается недостаток (на 0,93 на начало и на 0,94 на конец года). Это означает, что предприятие не обеспечивает минимальную гарантию по своим обязательствам. Для повышения уровня данного коэффициента необходимо пополнять реальный собственный капитал и обоснованно сдерживать рост внеоборотных активов. Таблица 8 Динамика показателей ликвидности за 2004 г.
Наименование показателяНа начало годаНа конец годаИзменение (+;-)
Коэффициент абсолютной ликвидности

0,29

0,48

+0,19

Коэффициент срочной ликвидности

0,78

0,73

-0,05

Коэффициент текущей ликвидности

1,07

1,06

-0,01

При рассмотрении динамики показателей ликвидности (см. табл. 8) обнаруживается отрицательная тенденция к снижению коэффициентов абсолютной и срочной ликвидности, что очевидно обусловлено значительным ростом кредиторской задолженности. Но, если коэффициент абсолютной ликвидности хоть и незначительно, но превышает норму, то коэффициент срочной ликвидности на начало года превышавший норму, в конце периода сократился более чем в 2 раза. Это означает, что если на текущий момент платежеспособность предприятия может расцениваться как удовлетворительная, то в прогнозе оно не сможет покрыть краткосрочную задолженность только за счет высоколиквидных активов. В отчетном периоде наблюдался незначительный рост показателя текущей ликвидности. Это означает, что при учете медленно реализуемых активов у предприятия появляется возможность погашения своих обязательств. 2.6. Анализ деловой активности. Анализ деловой активности характеризует эффективность текущей деятельности предприятия и связан с результативностью использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия, а также с показателями оборачиваемости. Существует 2 способа оценки оборачиваемости: 1. через расчет количества оборотов; 2. через определение периода времени, в течение, которого происходит оборот активов. Данные показатели идентичны, но выражены в разных единицах измерения: в разах и в днях. Основными показателями, характеризующими деловую активность, являются: 1. Коэффициент общей оборачиваемости активов, который измеряет оборачиваемость средств, вложенных в активы и показывает, эффективно ли используются активы для получения дохода и прибыли. , где - коэффициент общей оборачиваемости активов, В – выручка от продаж, - среднегодовые активы. тыс. руб. тыс. руб. об. об. 2. Коэффициент оборачиваемости запасов показывает скорость реализации запасов. , где - коэффициент оборачиваемости запасов, С- себестоимость, - среднегодовая стоимость запасов. тыс. руб. тыс. руб. об. об. 3. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает, сколько раз в год взыскивается дебиторская задолженность. , где коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, - среднегодовая сумма дебиторской задолженности. тыс. руб. тыс. руб. об. об. 4. Время обращения дебиторской задолженности характеризует средний период необходимый для взыскания дебиторской задолженности. , где время обращения дебиторской задолженности, Дн – количество дней в году. дней дней 5. Средний возраст запасов характеризует, как долго содержались в запасах деньги. , где - средний возраст запасов. дней дней 6. Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала характеризует скорость оборота всех оборотных ресурсов, т.е. сколько выручки приносит рубль оборотных активов. , где - коэффициент оборачиваемости оборотного капитала, - средняя сумма оборотных активов. тыс. руб. тыс. руб. об. об. Таблица 9 Динамика показателей оборачиваемости
Показатель2003 г.2004 г.Изменение (+;-)

(об.)

3,55

2,05

-1,5

(об.)

21,22

11,87

-9,35

(об.)

8,51

6,56

-1,95

(дни)

42,3

54,88

+12,58

(дни)

16,97

30,33

+13,36

(об.)

3,92

2,17

-1,75

Коэффициент общей оборачиваемости активов сократился в отчетном периоде на 1,5 об. (с 3,55 об. по 2,05 об.), что говорит о снижении эффективности использования активов для получения выручки. Коэффициент оборачиваемости запасов также сократился на 9,35 об. (с 21,22 об. по 11,87 об.). Средний возраст запасов увеличился на 13,36 дней (с 16,97 до 30,33 дней). Это свидетельствует о замедлении скорости реализации запасов. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности уменьшился на 1,95 об. (с 8,51 об. до 6,56 об.). Соответственно средний период необходимый для взыскания дебиторской задолженности увеличился на 12,58 дней и составил в отчетном году 54,88 дней. Это свидетельствует о расширении коммерческого кредита, предоставляемого предприятием и несвоевременном взыскании задолженности. Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала также сократился на 1,75 об. (с 3,92 об. до 2,17 об.), что свидетельствует об уменьшении выручки в расчете на 1 рубль оборотных активов. Наблюдаемое уменьшение коэффициентов оборачиваемости в отчетном году является отрицательной тенденцией, означающей общее снижение деловой активности предприятия. 2.7. Анализ финансовых результатов. Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности. На основе отчета о прибылях и убытках предприятия ООО «Злата-2» за 2004 год, составляется таблица 10. Таблица 10

Динамика показателей прибыли

Показатель2004 г. (тыс. руб.)

2003 г.

(тыс. руб.)

Изменение в абсолютном выраженииИзменение в относительном выражении (в %)
Выручка от реализации

82593

80490

+2103

102,61

Себестоимость товаров, продукции, работ, услуг

79793

84764

-4971

94,14

Валовая прибыль

2800

-4274

+7074

-

Прибыль (убыток) от продаж

2800

-4274

+7074

-

Прочие операционные доходы

2207

11

+2196

20063,64

Прочие операционные расходы

2871

389

+2482

738,05

Внереализационные расходы

777

785

-8

98,98

Прибыль (убыток) до налогообложения

1359

-5437

+6796

-

Текущий налог на прибыль

557

77

+480

723,38

Отложенные налоговые активы

20

17

+3

117,65

Отложенные налоговые обязательства

28

-

+28

-

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

850

-5497

+6347

-

Финансовый результат, полученный от внереализационной деятельности сократил прибыль отчетного года на 777 тыс. руб., что по сравнению с предыдущим периодом меньше на 8 тыс. руб. Выручка от продажи товаров, работ, услуг увеличилась по сравнению с прошлым годом на 2103 тыс. руб. или на 102,61 % и составила 82593 тыс. руб. Рост выручки обусловлен увеличением масштабов деятельности предприятия и снижением себестоимости продукции. Себестоимость реализации товаров снижается одновременно с ростом выручки. Темп сокращения себестоимости составил 94,14% по сравнению с темпом прироста выручки – 102,61 %. В результате этого валовая прибыль увеличилась лишь на 7074 тыс. руб. (на начало года убыток от продаж составлял 4274 тыс. руб.). Прочие операционные расходы составили 2871 тыс. руб. на конец 2004 года и 389 тыс. руб. на начало года. Прочие операционные доходы выросли на 2196 тыс. руб. (с 11 тыс. руб. по 2207 тыс. руб.). Чистая прибыль в отчетном году выросла на 6347 тыс. руб. (убыток на начало года составлял 5497 тыс. руб.). Анализ относительных показателей результатов деятельности предприятия Относительными показателями являются показатели рентабельности. 1. Рентабельность основной деятельности характеризует сумму прибыли от продаж приходящейся на 1 рубль затрат на производство и сбыт продукции. , где Р- рентабельность основной деятельности, ПП - прибыль от продаж, С - себестоимость, УР - управленческие расходы, КР - коммерческие расходы. руб. руб. 2. Рентабельность продаж характеризует сумму прибыли от продаж приходящейся на 1 рубль выручки от продаж , где - рентабельность продаж, В – выручка от продаж. руб. руб. 3. Рентабельность оборотного капитала характеризует сумму чистой прибыли приходящейся на 1 рубль оборотного капитала , где Р- рентабельность оборотного капитала, ЧП – чистая прибыль, ОК – оборотный капитал. руб. руб. 4. Рентабельность совокупных активов характеризует сумму чистой прибыли, приходящейся на 1 рубль совокупных активов. , где Р- рентабельность совокупных активов, ОА – оборотные активы, ВОА – внеоборотные активы руб. руб. 5. Рентабельность собственного капитала характеризует сумму чистой прибыли, приходящейся на 1 рубль собственного капитала. , где - рентабельность собственного капитала, Кап - капиталы и резервы. руб. руб. Таблица 11 Динамика показателей рентабельности
Показатель рентабельности

2003 г.

(руб.)

2004 г.

(руб.)

Изменение (+;-)

Р

-0,05

0,04

+0,09

-0,05

0,034

+0,084

Р

-0,173

0,019

+0,192

Р

-0,16

0,018

+0,178

-1,419

0,179

+1,598

Рассмотрим динамику показателей рентабельности (табл. 11). Показатель рентабельность основной деятельности в динамике увеличивается (на 0,09 руб.), что свидетельствует о росте прибыли, превышающем темп роста затрат. Рентабельность продаж также увеличилась в отчетном году на 0,084 руб. (с -0,05 руб. по 0,034 руб.). Это говорит о том, что темп роста прибыли от продаж выше темпа роста выручки. Увеличение данных показателей в динамике является положительным фактором. Увеличение рентабельности оборотного капитала по сравнению с началом года свидетельствует о некотором росте эффективности использования оборотных активов. Рентабельность совокупных активов также выросла на 0,178 руб. (с -0,16 руб. по 0,018 руб.), что говорит о наблюдаемом повышении эффективности использования имущества предприятия. Рентабельность собственного капитала увеличилась на 1,598 руб., что свидетельствует о повышении эффективности использования собственного капитала. Несмотря на наблюдаемый незначительный рост показателей рентабельности, они все равно остаются на низком уровне, что свидетельствует низкой эффективности использования имущества предприятия. 2.8. Анализ маркетинговой среды предприятия. Ситуационный анализ. Сущность методики ситуационного анализа заключается в последовательном рассмотрении элементов внешней и внутренней среды маркетинга, их влияния на маркетинговые возможности предприятия. Основное внимание при проведении ситуационного анализа уделяется изучению положения предприятия в его фирменной среде (т.е. микросреде): знания о состоянии рынка, учет поведения потребителей, оценка реакции предприятия на действия конкурентов, политика относительно поставщиков и посредников. Основными конкурентами являются предприятия, специализирующиеся в основном на строительстве объектов, но также оказывающие ремонтно-реставрационные услуги. Это: ООО «Дон-Спарк», ООО фирма «Руслан», холдинг «Строительные компании Мазанова», включающий ООО «Реставратор», ООО «Славяне». Их сильными сторонами являются: наличие достаточных производственных мощностей, налаженные хозяйственные связи с поставщиками, хорошая репутация в правительственных кругах и в глазах заказчиков. Также конкуренцию фирме ООО «Злата-2» составляют фирмы, занимающиеся оказанием ремонтных услуг частным лицам. Это компания ООО «АИ_КОМ», «Ремонты Мазанова», ООО фирма «Строительные технологии», ООО СК «Лазурь». Их конкурентным преимуществом перед фирмой «Злата-2» является наличие широкой номенклатуры услуг, которые являются привлекательными для частных лиц. Также, например, преимуществом ООО «Строительные технологии» является самостоятельная поставка материалов, что позволяет избежать проблем с качеством материалов и нарушением сроков поставки. Необходимо учитывать конкуренцию частных лиц, предлагающих услуги по ремонту квартир, офисов, коттеджей, осуществляющие сантехнические и электромонтажные работы (так называемые «стихийные» бригады). Их отличительной особенностью по сравнению с фирмой «Злата-2» является низкая цена, однако качество оказываемых услуг значительно хуже. Кроме того, частные лица редко предоставляют гарантию на оказываемые услуги, и у них отсутствует система контроля качества используемых материалов. Клиентами предприятия являются Министерство культуры РФ, Администрация Ростовской области, пансионат «Луч», а также частные лица. Проблемами для фирмы здесь является низкая осведомленность потребителей о фирме. Для органов власти фирма является не очень привлекательной, так как себестоимость оказываемых ею услуг выше, чем у конкурентов. Фирма «Злата-2» выигрывает тендерные торги, объявляемые государственными учреждениями на осуществление крупных проектов реставрации памятников культуры только при условии назначения ею цены ниже, чем у конкурентов. Но для фирмы это означает работу практически без прибыли или даже в убыток. Кроме того, оплата за оказанные фирмой услуги поступает не в срок. У фирмы практически отсутствуют постоянные поставщики. Постоянными можно назвать: ООО «Арка», ИП «Трофимчук», «Новый Век», «ХДМ-Юг». Хозяйственные связи с поставщиками не налажены, вследствие чего фирма сталкивается с периодическими задержками поставок сырья и поставок материалов ненадлежащего качества, что существенно увеличивает издержки фирмы. Единственным критерием оценки поставщиков сырья является цена, в то время когда следовало бы использовать также такие параметры как надежность поставщика, качество поставляемой продукции и продолжительность выполнения заказа. Для фирмы «Злата-2» наибольшую опасность представляют следующие факторы внешней среды: - отсутствие налаженных хозяйственных связей с поставщиками; - периодические задержки в поставках материалов и поставки сырья ненадлежащего качества, что вызывает сбои в работе фирмы и нарушение сроков сдачи объекта; - отсутствие некоторых услуг, предлагаемых конкурентами. Например: профессиональный дизайн интерьеров, в том числе «под ключ», ландшафтный дизайн, консультации архитекторов, согласование перепланировки жилья специалистом фирмы. Для клиентов данные услуги часто являются определяющими при выборе фирмы; - задержки выплат средств из федерального бюджета за оказанные фирмой услуги. Подобные задержки существенно отразятся на финансовом состоянии и платежеспособности фирмы; - расширение фирмами-конкурентами своей материально-технической и ресурсной базы, улучшение финансового состояния, что приведет к укреплению их позиции на рынке. Известно, что некоторые фирмы-конкуренты могут: - внедрить логистическую систему управления; - провести маркетинговые исследования, включая сбор информации по конкурентам, потребителям и поставщикам, имеющимся на рынке; - повысить осведомленность потребителей об услугах оказываемых фирмой, путем проведения рекламной кампании; - участвовать в тендерных торгах на осуществление престижных проектов; - расширить свою материально-техническую и ресурсную базу, обновить основные фонды; - расширение номенклатуры оказываемых услуг. Для успешного функционирования фирмы в ближайшее время большое значение будут иметь следующие факторы: - предоставление фирме долгосрочного кредита; - уменьшение доли рынка ремонтных услуг, оказываемых частными лицами; - рост благосостояния потенциальных клиентов; - увеличение спроса населения на ремонтные услуги; - неактивное продвижение фирмами-конкурентами своих услуг. STEP-анализ. STEP–анализ представляет собой методику анализа ключевых факторов макросреды предприятия. Сюда включаются следующие факторы: 1. Социально-демографические. . Они включают в себя: численность, плотность населения, разделение на группы по признаку возраста, пола, расы, рода занятий и других статистических признаков. Население оказывает непосредственное влияние на деятельность фирмы. В настоящее время в Ростовской области, равно как и в целом по России, наблюдается падение рождаемости и рост уровня смертности, в результате чего население сокращается большими темпами. Если данная тенденция не изменится, то в перспективе число потребителей фирмы резко сократится. Однако, несмотря на падение уровня рождаемости, население города Ростова-на- Дону растет. Это связано с миграцией населения в крупные города. Это означает, что фирме следует рассматривать в качестве целевого рынка население города Ростова-на-Дону. 2. Технико-технологические. Регулярно появляются новые строительные материалы, что сказывается как на себестоимости продукции, так и на уровне ее качества, а также отражается на конкурентоспособности продукции; кроме того, совершенствуется технологический процесс строительного производства, что также сказывается на себестоимости продукции и уровне ее качества. Поэтому для повышения конкурентоспособности своих услуг фирме необходимо отслеживать появление новых материалов, сырья и усовершенствование технологического процесса. 3. Экономические. Здесь рассматриваются следующие вопросы: - Каков ожидаемый темп роста ВВП? - Каков ожидаемый уровень инфляции? - Каков уровень заработной платы населения? Всемирный банк прогнозирует рост ВВП в России в 2005 году на уровне 6,2%. В конце текущего года Россия достигнет уровня ВВП на душу населения свыше $10 тысяч. Уровень инфляции составит 9,8-10%. В целом в 2005 году экономический рост в России не достигнет прошлогоднего уровня. В таких условиях фирме не следует ожидать значительного увеличения объема реализуемых услуг и роста прибыли. Средний уровень заработной платы по России достигает 5 тысяч рублей, однако 40% населения получают меньше 3 тысяч рублей, а число россиян, находящихся за чертой бедности, в первом полугодии текущего года выросло с 30 миллионов до 39 миллионов человек. То есть покупательский спрос на ремонтные услуги не увеличится. 4. Экологические. В целом используемые процессы и сырьевые материалы не создают угрозу для здоровья или окружающей среды, поэтому предприятие не станет мишенью для экологических движений. Однако в связи с растущей потребностью населения в заботе о своем здоровье, использование экологически чистых материалов предприятиями стало важным условием их успеха на рынке. Фирме необходимо отслеживать появление новых экологически чистых материалов и организовать контроль качества используемого сырья. 5. Этические. Эти факторы затрагивают неписаные законы профессиональной этики, которые тоже управляют бизнесом. В хороших фирмах следят не столько за тем, как управляющие придерживаются буквы закона, сколько за тем, чтобы они «делали все как положено». В этих дорожащих своей репутацией фирмах всегда помнят о необходимости защиты долговременных интересов клиентов. Фирме необходимо разработать рекомендации для работников в соответствии с нормами профессиональной этики. Это поможет улучшить репутацию фирмы. 6. Политические. В настоящее время правительство озабочено вопросами контроля качества выпускаемой продукции. Одним из методов государственного регулирования в вопросах повышения качества продукции строительной отрасли является требование о наличии на предприятии, в организации, осуществляющей строительную деятельность, функционирующей системы обеспечения качества строительно-монтажных работ, производства строительных материалов, конструкций, изделий. Данное требование является одним из условий лицензирования строительной деятельности. Фирма «Злата-2» имеет лицензию на осуществление всех видов ремонтно- реставрационных работ, что позволяет ей быть конкурентоспособной на рынке. Директор фирмы поддерживает хорошие отношения с представителями правящей партии и Администрации. Это немаловажный фактор успеха предприятия. 7. Правовые. Все строительные работы на фирме осуществляются в соответствии с требованиями ГОСТов и СНиПов и ТУ. SWOT-анализ. SWOT–анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. SWOT–анализ производится с целью изучения среды бизнеса, правовых условий, сильных и слабых сторон своего предприятия и предприятий – конкурентов, а также комплексного взаимовлияния рассматриваемых факторов. Сильные стороны: 1.Опыт, навыки, умение работы в данной отрасли. К настоящему времени в ООО «Злата-2» накоплен богатый опыт проведения СМР, капитального ремонта и реконструкции объектов, подобран высококвалифицированный состав специалистов, знающих свое дело, что и позволяет фирме выполнять работы точно в сроки согласованные заказчиком. 2. Высокое качество СМР, зависит от качества используемых материалов и используемой технической базы. 3. Стандартизация и сертификация материалов. Работы выполняются в соответствии с проектно-сметной документацией. Качество работ соответствует требованиям СНиПов, ТУ и государственных стандартов. 4. Фирма использует современные материалы и технологии при выполнении работ. В табл. 12 представлен SWOT–анализ фирмы «Злата-2». Таблица 12 SWOT-анализ фирмы «Злата-2»
Факторы внешней средыИтого внутренняя среда
ВозможностиУгрозы
Полити-ка рестав-рации памят-ников культу-рыНеактив-ное продвиже-ние фирмами-конкурен-тами своих услугПовыси-лись барьеры входа на рынокРост числа кон-курентовНизкий уро-вень зара-ботной платы насе-ленияЗадержка оплаты услуг, оказанных предприя-тием
Сильные стороны
1.Опыт, навыки, умение работы в данной отрасли

+

+

+

+3

2.Высокое качество СМР

+

+

+

+

+4

3.Стандартизация и сертификация материалов

+

+

+

+

+4

4. Применение современных материалов и технологий

+

+

+

+3

Слабые стороны
1. Финансовая неустойчивость

-

-

-

-3

2. Высокая себестоимость продукции

-

-

-

-3

3. Низкая рентабельность производства

-

-

-2

4. Отсутствие некоторых услуг, предлагаемых фирмами-конкурентами

-

+

-

-1

5. Низкая осведомленность потребителей о фирме

+

-

0

6. Отсутствие имиджа фирмы

-

+

-

-1

Итого внешняя среда

-1

+7

+2

-2

-1

-1

+4

Слабые стороны: 1. Финансовая неустойчивость. Финансовый анализ показал наличие высокой степени зависимости организации от внешних источников финансирования и, как следствие, финансовую неустойчивость. На предприятии наблюдается недостаток собственных оборотных средств. 2. Высокая себестоимость продукции связана с высокими затратами на ее производство. В структуре издержек высока доля транспортных и накладных расходов. 3. Низкая рентабельность производства. Рост затрат фирмы превышает темпы роста прибыли. 4. Отсутствие некоторых услуг, предлагаемых фирмами-конкурентами. Фирмы конкуренты оказывают потребителям следующие услуги: профессиональный дизайн интерьеров, в том числе «под ключ», ландшафтный дизайн, консультации архитекторов, согласование перепланировки жилья специалистом фирмы. 5. Низкая осведомленность потребителей о фирме. Фирма теряет своих потенциальных клиентов из-за того, что они не знают о ее существовании. 6. Отсутствие имиджа фирмы сказывается на привлекательности ее для потребителей. Возможности: 1. Политика реставрации памятников культуры, проводимая государством может привести к увеличению объема заказов на фирме. 2. Неактивное продвижение фирмами-конкурентами своих услуг. Конкуренты фирмы не имеют четко определенной маркетинговой стратегии. 3. Повысились барьеры входа на рынок. Для того чтобы получить лицензию на осуществление строительно-монтажных, ремонтных и реставрационных работ в настоящее время фирма должна иметь функционирующую систему обеспечения качества СМР. Угрозы: 1. Рост числа конкурентов. Строительная отрасль является привлекательной, поэтому число конкурентов фирмы постоянно увеличивается. 2. Низкий уровень заработной платы населения оказывает влияние на спрос на услуги фирмы. 3. Задержка оплаты услуг, оказанных предприятием. Матрица SWOT состоит из четырех квадратов, каждый из которых имеет свое значение и название (см. табл. 13). Таблица 13
ВозможностиУгрозы
Сильные стороны

Благодаря опыту работы, высокому качеству СМР, стандартизации и сертификации материалов, применению современных технологий, используя низкую активность конкурентов и появление барьеров для входа в отрасль, фирма может увеличить свою долю на рынке.

Благодаря опыту работы, высокому качеству СМР, стандартизации и сертификации материалов, применению современных технологий фирма способна преодолеть угрозу роста конкурентов.

Слабые стороны

Разработав эффективную маркетинговую стратегию, включающую создание имиджа организации, повышение осведомленности потенциальных потребителей о фирме и расширение номенклатуры оказываемых услуг, фирма может захватить значительную долю рынка.

В условиях роста конкуренции такие слабые стороны фирмы как финансовая неустойчивость, высокая себестоимость продукции и низкая рентабельность производства могут стать серьезными препятствиями для расширения ее доли на рынке

Первое поле показывает, может ли фирма использовать благоприятную ситуацию на рынке для своего развития. Благодаря имеющемуся опыту работы в данной отрасли, высокому качеству СМР, стандартизации и сертификации материалов, применению современных технологий фирма может создать конкурентные преимущества, а, воспользовавшись низкой активностью конкурентов и барьерами, ограничивающими вход в отрасль, попытаться расширить свою долю на рынке. Также сильные стороны организации позволяют ей участвовать в тендерных торгах на реставрацию памятников культуры. Второе поле показывает, есть ли у фирмы возможность приспосабливаться к рыночным условиям или как она может, используя свои сильные стороны, противостоять угрозам внешней среды. Сильные стороны, которые имеются у организации, позволяет ей быть конкурентоспособной на рынке. Третий квадрат носит название «Что изменить?» и показывает можно ли, используя возможности среды, компенсировать свои слабые стороны. Неактивное продвижение конкурентами своих услуг позволяет фирме с помощью разработки эффективной маркетинговой стратегии, включающей создание имиджа организации, повышения осведомленности потенциальных потребителей о фирме и расширения номенклатуры оказываемых услуг захватить значительную долю рынка. Четвертый квадрат представляет собой список стратегических угроз и отвечает на вопрос что мешает предприятию развиваться и достигать целей, выявленных в квадрате. В условиях роста конкуренции такие слабые стороны фирмы как финансовая неустойчивость, высокая себестоимость продукции и низкая рентабельность производства могут стать серьезными препятствиями для расширения ее доли на рынке. 3. Предложения по совершенствованию деятельности ООО «Злата-2». Перед тем, как сформулировать цели маркетинга предприятия, следует сформулировать более «высокие» потребности, т.е. цели бизнеса предприятия, которые создадут контекст плана маркетинга. Целью бизнеса «Злата-2» является увеличение прибыли от реализации услуг в течение года. Целью маркетинга является: увеличение объемов реализации услуг в течение года. Стратегия маркетинга: увеличение доли рынка предприятия путем роста числа потребителей фирмы. Для этого необходимо разработать рекламную кампанию фирмы. В табл. 14 приведен бюджет рекламной кампании ООО «Злата-2». Таблица 14 Бюджет рекламной кампании ООО «Злата-2».
Средство рекламыПараметры носителя рекламы

Стоимость одного размещения

(руб.)

Количество

размещений

Стоимость размещения

(руб.)

1. Газета «Торговый ростовский дом»Тираж: 38700, площадь рекламного объявления: 1/2 полосы (215 см2), расположение: внутри газеты4637,4313912,2
2. Реклама на радиостанции «Европа-Плюс»15 секундный ролик, 8 трансляций в течение 10 дней5008042800
3. Рекламные буклеты

Формат А5,

Двусторонняя полноцветная печать

3,810003800
Итого 60512,2
В рамках рекламной кампании ООО «Злата-2» разрабатываются следующие мероприятия: 1.Размещение рекламных объявлений в газете «Торговый ростовский дом» в течение 3 месяцев. Рекламно-ценовой еженедельник «Торговый ростовский дом» выходит раз в неделю. Стоимость рекламных услуг газеты приводится за месяц (публикация объявлений в каждом номере) и составляет 4637,4 руб. 2. Размещение рекламного ролика на радиостанции «Европа-Плюс» Таблица 15
Наименование услугиЦена (руб.)
Изготовление игрового ролика
1-2 актера + компиляционная музыка2800
Размещение одного рекламного ролика (время 7-12, 16-21 ч.) 1 минута2000
3. Раздача рекламных буклетов потенциальным потребителям. Рекламное агентство «Профит Групп» предлагает следующие расценки на изготовление буклетов (см. табл. 16). Таблица 16
Тираж, шт 100020003000500010000
Двусторонняя полноцветная печать 3,83,252,502,202,10
По итогам проведения рекламной кампании рекомендуется провести опрос на предмет осведомленности населения о фирме. Целевая выборка 100 человек. Стоимость одной анкеты – 20 рублей. Услуга предоставляется рекламным агентством «Профит Групп». Стоимость опроса – 2000 руб. По итогам исследования осуществляется контроль реализации плана маркетинга. Предложения, направленные на улучшение финансового состояния предприятия Проведенный анализ показал, что финансовое состояние ООО фирмы «Злата-2» является неустойчивым. Прежде всего, ликвидность баланса организации отличается от абсолютной. Это обусловлено тем, что в отчетном периоде произошел значительный прирост краткосрочной кредиторской задолженности на 12017 тыс. руб. (с 29735 тыс. руб. по 41752 тыс. руб.) или на 2,71% (с 87,17% по 89,88%). Возник недостаток наиболее ликвидных активов. Это означает, что предприятие не сможет оплатить свои текущие обязательства за счет средств, поступивших в течение 3 месяцев. Анализ показателей ликвидности подтвердил то, что предприятие не сможет покрыть краткосрочную задолженность только за счет высоколиквидных активов. Значение относительных показателей финансовой устойчивости таких как, коэффициент автономии, коэффициент финансовой независимости, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами оказались ниже нормы, как на начало, так и на конец периода, при чем отклонение от нормы возросло еще больше в течение года. Это означает, что активы предприятия в основном сформированы за счет заемных средств, наблюдается снижение степени независимости организации от заемных источников финансирования и существует недостаток собственных оборотных средств, необходимых для обеспечения финансовой устойчивости. В отчетном периоде выросли запасы предприятия на 2711 тыс. руб. (с 5352 тыс. руб. по 8063 тыс. руб.) или в 1,5 раза по сравнению с началом периода. Увеличение запасов рассматривается в данном случае как негативный фактор, так как для их формирования не достаточно имеющихся в наличии собственных средств. Источником увеличения запасов стали в основном заемные средства. Это свидетельствует о нестабильном финансовом положении. Собственные средства в структуре источников средств предприятия занимают 11,36 % и 10,18 % на начало и конец 2004 года соответственно, а заемные средства – 88,64 % и 89,88 %. Наблюдается явная диспропорция структуры пассивов, заключающаяся в слишком значительной доле заемных средств. Показатель рентабельность основной деятельности в динамике увеличивается (на 0,09 руб.), что свидетельствует о росте прибыли, превышающем темп роста затрат. Рентабельность продаж также увеличилась в отчетном году на 0,084 руб. (с -0,05 руб. по 0,034 руб.). Это говорит о том, что темп роста прибыли от продаж выше темпа роста выручки. Увеличение данных показателей в динамике является положительным фактором. Итак, выделим ключевые проблемы фирмы: 1. Темп роста заемного капитала опережает темп роста собственного капитала. Для решения данной проблемы необходимо постепенно снизить уровень кредиторской задолженности, но это целесообразней делать только после использования данных кредитных средств на те цели, для которых они были взяты. Предприятию следует более внимательно следить за уровнем кредиторской задолженности и поддерживать ее размер примерно в соответствии с суммой денежных средств предприятия, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности. Предпочтение следует отдавать долгосрочной кредиторской задолженности. Необходимо соблюдать баланс между собственным и заемным капиталом. При этом более надежным является самофинансирования предприятия. 2. Недостаток собственных оборотных средств. Для решения этой проблемы можно порекомендовать, например, избавиться от простаивающих и неприбыльных фондов, или сдать часть имущества в аренду. 3. Низкий темп роста прибыли предприятия. В этом случае можно порекомендовать предприятию поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности и достижению безубыточной работы: более полное использование производственной мощности предприятия, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов и потерь. С целью снижения издержек, связанных с хранением запасов на складах, необходимо разработать систему с применением логистических методов закупок, чтобы максимально сократить запасы. Кроме того, сокращение запасов приведет к увеличению рентабельности оборотного капитала и рентабельности совокупных активов. Оптимальный размер запасов должен примерно соответствовать сумме собственных средств в обороте. Для снижения операционных расходов можно посоветовать провести налоговое планирование, составить план выплат процентов по кредитам и других процентных платежей, пересмотреть статьи административных расходов.