Каталог :: Финансы

Реферат: Реформирование пенсионной системы Украины

                         Крымский Экономический Институт                         
               Киевского Национального Экономического Университета               
                   Самостоятельная работа по курсу: «Финансы»                   
                                    на тему:                                    
                         «Пенсионная реформа в Украине»                         
Выполнил: Эминов Ремзи группа ЭП – 31
Проверила: Ягупова Е.А.
                                Симферополь, 2003                                
                                   Содержание:                                   
     1. Обзор основных направлений реформирования пенсионной системы Украины.. 3
     2. Пенсионная реформа - ожидания профсоюзов и работодателей. 5
     3. Кадровая готовность. 7
     4. Техническая готовность. 7
     5. Финансовая готовность. 8
     6. Принятые постановления. 8
     7. Успешный старт Украины в пенсионном обеспечении граждан. 9
     8. Для "кандидатов в пенсионеры". 12
     9. Как получить "свидетельство". 13
     Литература: 14
     

1. Обзор основных направлений реформирования пенсионной системы Украины

Предусмотренный законопроектами "Про общеобязательное государственное пенсионное страхование" и "Про негосударственное пенсионное обеспечение" путь реформирования пенсионной системы Украины есть логическим продолжением и составной частью экономических реформ в стране, последовательной реализацией прежде принятых решений и отвечает требованиям: 1. статьи 46 Конституции Украины; 2. положений Концепции социального обеспечения население Украины, которая одобренная Верховной Радой Украины 21 декабря 1993 года; 3. основ законодательства Украины про общеобязательное государственное социальное страхование; 4. Указа Президента Украины "Об Основных направлениях реформирования пенсионного обеспечения в Украине". Этими документами установлены основные задачи и цели пенсионной реформы, а именно: 1. повысить уровень жизни пенсионеров; 2. установить зависимость размеров пенсий от величины заработка и трудового стажа; 3. обеспечить финансовую стабильность пенсионной системы; 4. поощрить граждан к сбережению средств под старость; 5. создать более эффективную и более действенную систему административного управления в пенсионном обеспечении. Учитывая социально-экономические и политические реалии в Украине, Правительство предлагает путь постепенного внедрения трехуровневой пенсионной системы: 1. Уровень 1 - солидарная система 2. Уровень 2 - общеобязательная накопительная система 3. Уровень 3 - добровольная негосударственная система пенсионных сбережений Реформа Первого уровня (солидарной системы) предусматривает: 1. Охват системой общеобязательного государственного пенсионного страхования всех работающих граждан (в том числе и тех, что обеспечивают себя работой самостоятельно, а также нанимаемых работников в частном секторе экономики). 2. Внедрение новой формулы начисления пенсий, которая предусматривает расширение периода учет заработка при определении размеров пенсий (на основании данных системы персонифицированного учета взносов), зачисление к страховому стажу периодов, за которые уплаченыы страховые взносы и ставит будущий размер пенсии в зависимость от величины заработка, из которого платились пенсионные взносы, и страхового стажа, на протяжении которого они платились. Причем, сегодняшним пенсионерам будет предоставлено право на перерасчет предназначенной им пенсии по условиям нового Закона. 3. Сохранение права выхода на пенсию в 55 и 60 лет, с одновременным предоставлением возможности более позднего выхода на пенсию с повышением размеров пенсий от 3 процентов за один год отсрочки выхода на пенсию до 85,32 процентов за десять лет более позднего выхода на пенсию. Кроме того, в случае отсрочки времени выхода на пенсию, увеличится период, на протяжении которого лицо будет платить взносы в Пенсионный фонд, а значит и размер ее пенсии будет высшей. Такое решение вопроса будет личным делом каждого гражданина и будет зависеть исключительно от его готовности "работать на самого себя". Ведь в законопроекте заложен экономически стимулирующий подход к более позднему выходу на пенсию. 4. Размежевание источников финансирования пенсий, предназначенных за разными пенсионными программами. На первом этапе - размежевание источников финансирования с Государственным бюджетом, а на второй - постепенное переведение финансирования досрочных пенсий (по списку №1 и №2) других категорий повышенных пенсий в систему негосударственных профессиональных и корпоративных пенсионных фондов с обязательным отчислением к ним пенсионных взносов со стороны соответствующих работодателей. 5. Экономическое стимулирование граждан к выходу на пенсию в более позднем веку без законодательного повышения действующего пенсионного возраста. 6. Финансирование из Государственного бюджета дефицита средств в рамках солидарной системы, в случае его возникновения. 7. Постепенное внедрение системы управление Пенсионным фондом на основе паритетного представительства сторон социального партнерства (представителей государства, работодателей и работников). Таким образом Первый уровень будет представлять собой солидарную систему пенсионных выплат, взносы в которой будут платиться всеми работающими гражданами страны и их работодателями. За счет этого средства и будут выплачиваться страховые пенсии и будет устанавливаться минимальный уровень пенсионных выплат пенсионерам. Лицам, которые будут иметь маленький страховой стаж и/или размер заработка, из которого платились пенсионные страховые взносы, а итак низкие размеры пенсий, предполагается предоставление целевой социальной помощи, которая разрешит обеспечить им доходы на уровне минимальных социальных стандартов в Украине, которые будут установлены, исходя из реальных финансовых возможностей Государственного бюджета и Пенсионного фонда. В реформированной солидарной системе размер пенсии будет зависеть от размера заработной платные, из которой платились пенсионные взносы и страхового стажа, на протяжении которого они платились что будет достигаться путем увольнения Пенсионного фонда от осуществления несвойственных нему выплат (то есть размежевание источников финансирования выплаты пенсий, предназначенных за разными пенсионными программами) и внедрение системы персонифицированного учета сведений о заработке и уплате пенсионных взносов, на основе данных которой будут назначаться и выплачиваться пенсии. Ведение и обслуживание такой системы будет осуществлять Пенсионный фонд Украины. Создание Второго уровня пенсионной системы будет означать внедрение в нашей стране системы общеобязательного накопительного пенсионного страхования. Суть такой системы будет состоять в потому, что часть обязательных взносов в пенсионную систему (общий уровень пенсионных отчислений останется неизменной) будет накапливаться в едином Накопительном фонде и будет учитываться на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан которые (и в пользу которых) будут платить такие взносы. Эти средства будут инвестироваться в экономику страны с целью получения инвестиционного дохода и защиты их от инфляционных процессов. Управление пенсионным средством будут осуществлять компании из управления активами (для которых эта деятельность есть профессиональной и будет лицензироваться), избранными на конкурсной (тендерной основе). При инвестировании пенсионных активов компании будут действовать в соответствии с требованиями законопроектов относительно направлений инвестирования, рынков на которые можно будет осуществлять инвестиции и требований относительно диверсификации (вкладывание средства в разные направления) инвестиционных вложений. Непосредственное сохранение пенсионных активов будет осуществлять банковское учреждение - хранитель, которая будет нести ответственность за целевое использование этих активов. Средство, которое будут учитываться на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан будут собственностью этих граждан, и они смогут воспользоваться ними при достижении пенсионного возраста (или, в случаях предусмотренных законом, прежде этого срока, например в случае инвалидности). Выплаты из Накопительного фонда будут осуществляться дополнительно к выплатам из солидарной системы.

2. Пенсионная реформа - ожидания профсоюзов и работодателей

Социальные партнеры, каковыми являются профсоюзы и организации работодателей, очень внимательно наблюдают за нормотворческим процессом в сфере реформирования пенсионной системы, особенно за привлекательной и в то же время настораживающей ее накопительной составляющей. Новое всегда воспринимается с опаской, особенно когда нет возможности увидеть и оценить аналог на практике. Умом понимаешь, что реформированная пенсионная система должна работать эффективнее и в интересах работников, которые должны стать пенсионерами. Но интуиция подсказывает - не так все просто! Иначе как понять масштабное включение в пенсионные схемы не только пенсионных фондов, но и коммерческих банков, страховых компаний? Без материальной выгоды такие проекты для этих участников непривлекательны. Основным же источником материальной выгоды в данном случае могут быть только пенсионные взносы. Социальные партнеры ожидают от пенсионной реформы почти одного и того же, но порою интересы расходятся. Итак, работодатели хотели бы: Ø уменьшения обязательных отчислений в Пенсионный фонд, достигающих трети фонда оплаты труда персонала; Ø использования накопительной системы для улучшения пенсионного обеспечения своих работников за счет части обязательных взносов и добровольных взносов как своих, так и самих будущих пенсионеров - этот интерес характерен для более состоятельных предприятий; Ø прозрачности движения пенсионных взносов в накопительной системе и расширения возможностей влияния на их эффективное использование; Ø возможностей для инвестирования пенсионных средств в собственное развитие. Работников и их представителей - профсоюзы - интересует: Ø максимальная персонификация пенсионных взносов, чтобы размеры пенсионных выплат прямо зависели от произведенных накоплений; Ø защищенность пенсионных средств от инфляции, учитывая продолжительный (20-30-40 лет) цикл накопления; Ø возможность непосредственно влиять на процессы управления пенсионными средствами с целью эффективного их использования. Теперь важно сопоставить эти интересы и ожидания с возможностями, которые содержатся в законопроектах "Об обязательном государственном пенсионном страховании" и "О негосударственном пенсионном обеспечении". Ныне действующий Пенсионный фонд, являющийся центральным органом исполнительной власти, должен превратиться в самоуправляемую организацию, управление которой осуществляется на паритетной основе государством и представителями субъектов социального страхования, то есть страхователей и застрахованных лиц. Это устраивает и работодателей, и профсоюзы. Часть обязательных взносов работник может направлять из солидарной в накопительную систему. В этом заинтересованы работодатели и работники предприятий, чьи пенсионные взносы существенно превышают суммы получаемых "солидарных" пенсий. И таких много - это отрасли нефтегазового, транспортного, энергетического комплексов, сфера финансово-банковской деятельности. Основным действующим инструментом формирования средств негосударственных пенсионных фондов в законопроекте избран коллективный договор. Это - правовой акт, сторонами которого являются, как правило, предприятие (организация, учреждение, хозяйственное товарищество и т. д.) и один или несколько профсоюзных органов, представляющих работников этого предприятия. Положения коллективного договора - дело исключительно добровольного волеизъявления и взаимного согласия сторон. Они совместно ведут переговоры, заключают договор, контролируют и обеспечивают выполнение норм и обязательств. Таким образом принимаются решения о формировании фондов оплаты труда, социального развития трудовых коллективов, распространении на работников медицинского и других видов дополнительного социального страхования. То есть социальные партнеры совместно принимают решения и участвуют в реализации программ, имеющих социальную направленность. Никто не станет возражать, что главной целью системы негосударственного пенсионного обеспечения является решение социальной задачи - повысить материальный уровень жизни части пенсионеров за счет дополнительных взносов предприятий и работников, одновременно дать возможность работодателям привлечь более эффективные кадры. Эффективность ее напрямую зависит от совместных усилий социальных партнеров. Законопроектом "О негосударственном пенсионном обеспечении" возможности совместной работы социальных партнеров в значительной степени ограничены. Дело в том, что негосударственные пенсионные фонды могут быть успешными при соблюдении нескольких условий: а - они аккумулируют значительные финансовые ресурсы, что достигается взносами не только предприятий, но и самих работников (например, соответственно 10% и 5% от заработной платы); б - они управляются и контролируются совместно работодателями и представителями работников (профсоюзами), что обеспечивает необходимые прозрачность, согласованный выбор стратегии, защиты от злоупотреблений; в - к ним существует максимальное доверие со стороны работодателей и самих работников, которое значительно выше, если учредителями фондов являются одновременно как работодатели (предприятия), так и профсоюзы, представляющие интересы работников. Законопроектом же предусмотрено, что работодатели и работники (профсоюзы) могут выступать учредителями негосударственных пенсионных фондов, но разных типов: работодатели - корпоративных, профсоюзы - профессиональных. Таким образом, сферы деятельности и возможности работодателей и профсоюзов искусственно разделены, что не позволяет обеспечить изложенные выше условия успешной работы негосударственных пенсионных фондов корпоративного и профессионального типов. От ослабления позиций негосударственных пенсионных фондов выигрывают два других участника этих отношений - коммерческие банки и страховые компании, которым законопроектом предполагаются аналогичные льготы в налогообложении пенсионных средств. Трудно судить о всем спектре последствий такого преимущества, но очевидно одно - часть из них, а именно мелкие и маломощные банки, страховые компании, которым удастся привлечь пенсионные средства за счет красочной рекламы, не смогут обеспечить эффективную защиту этих накоплений от инфляции в продолжительной перспективе. Многие из них просто исчезнут при неминуемом ужесточении конкуренции на рынках банковских и страховых услуг. Намереваясь за счет привлечения пенсионных взносов поправить на время свое финансовое положение, они не собираются предупреждать будущих пенсионеров о предстоящем кризисе - иначе это будет противоречить их коммерческим интересам. Поскольку работник определял свою пенсионную перспективу напрямую с банком или страховой компанией, без участия предприятия и профсоюза, то возможности защиты его интересов будут значительно ниже. Результат можно предвидеть, особенно если оглянуться на грустную перспективу трастовых компаний в середине 90-х. Выход - в консолидации усилий социальных партнеров через совместное создание корпоративных фондов и управление их деятельностью. Это уравновесит возможности фондов разных типов и будет содействовать надежности их работы. В целом предложенная пенсионная реформа - явление, несомненно, прогрессивное. Мы критически рассмотрели одну составляющую, возможно, есть еще детали, которые требуют корректировки. Вся же предложенная накопительная система заслуживает положительной оценки. Есть уверенность, что дальнейшая работа будет строиться с участием социальных партнеров национального уровня для достижения цели, провозглашенной Президентом Украины Л.Кучмой в 2001 году: "обеспечение надлежащего уровня жизни пожилых людей на началах социальной справедливости, гармонизации отношений между поколениями и содействия экономическому росту". Сергей Украинец, профсоюз работников морского транспорта Украины

3. Кадровая готовность

Решение проблемы кадровой готовности Фонда к выполнению этой задачи е стратегически важным. Люди на местах должны знать, если, что, как делать, и четко сознавать свою личную ответственность за порученную им участок работы. Поэтому необходимо обеспечить полномасштабную подготовку кадров к работе в новых условиях, максимально используя для этого на центральном уровне - постоянно действующие курсы повышения квалификации, а на региональный - областные центры повышения квалификации государственных служащих, а также тематические семинары. Одним из мероприятий, употребленных Пенсионным фондом Украины в этом направлении, есть открытие специальных факультетов в Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого (г.Харьков) и Одесской юридической академии. Следующего года в Киевском национальном торгово-экономическом университете состоится первый выпуск специальной группы специалистов - актуариев, подготовка которых осуществлялась на заказ Пенсионного фонда Украины. Также на постоянно действующих курсах на базе Киевского национального торгово-экономического университета осуществляется повышение профессиональной квалификации руководящих работников и специалистов органов Пенсионного фонда региональной и районного (городского) звена по вопросам пенсионного реформирования. В подведомственных управлениях Фонда начат робот общественных приемных и информационно-консультативных пунктов, где специалисте Пенсионного фонда проводят разъяснительную робот. Фондом осуществляется большой объем такой работы через радио, телевидение, прессу. Основан журнал "Вестник Пенсионного фонда Украины" и еженедельную газету "Пенсионный курьер".

4. Техническая готовность

В условиях функционирования страховой системы назначение пенсий и внедрение обязательной накопительной системы решающего значения приобретает надежность и четкость работы системы персонифицированного учета взносов. Поэтому необходимо консолидировать все возможные силы и ресурсы на усовершенствование этой системы, а также обеспечить последовательную, планомерную ее подготовку к внедрению обязательной накопительной системы. Мы не имеем права на ошибки и срывы, допущенные в других странах, в том числе в странах бывшего СССР. Очень важно максимально автоматизировать технологический цикл назначения и выплаты пенсий и через установление качественного компьютерного оснащения обеспечить надлежащую оперативность доступа к данным системы персонифицированного учета и базы данных пенсионеров. Это, кроме того, будет оказывать содействие снижению уровня административных расходов, связанных с обслуживанием и эксплуатацией компьютерного оснащения. Нужно также обеспечить подготовку и проверку программного обеспечения, необходимого для назначения и выплаты пенсий в условиях нового пенсионного Закона.

5. Финансовая готовность

В соответствии с полученными расчетными данными, возрастание расходов Пенсионного фонда Украины, связанное с проведением перерасчетов уже предназначенных пенсий и назначением новых пенсий, можно ожидать на равные свыше 5 млрд.грн. ежегодно. Законом Украины "Про общеобязательное государственное пенсионное страхование" определен источника покрытия указанных расходов, тем не менее, на мой взгляд, много будет зависеть от эффективности работы органов Пенсионного фонда относительно сбора страховых взносов, работы с должниками, суровым соблюдением финансовой дисциплины. Я глубоко убежден в потому, что все эти задачи будут выполнены, и 1 января 2004 года будет обозначено успешным стартом широкомасштабной пенсионной реформы в Украине.

6. Принятые постановления.

Конечно, долгожданный Закон еще не вступил в силу, но огромная организаторская работа относительно освещения его положений, разъяснение населению Украины первых шагов внедрение пенсионной реформы, преимущества новой системы пенсионного обеспечения перед той, что может пойти в минувшее, вконце концов, конкретные мероприятия по воплощению Закона у жизни сегодня в поле зрения каждого работника социальной сферы. Именно в таком аспекте заместители председателя Правление Пенсионного фонда Украины В.М.Короневський и О.Б.Зарудний - доложили участникам заседания о приоритетных задачах относительно улучшения пенсионного обеспечения населения соответственно требованиям нового Закона. Председатель Правления Борис Александрович Зайчук детально остановился на узловых вопросах, актуальных именно сегодня. Вот некоторые из них. Страна ждет увеличение пенсий. А все ли имеют на это право? Понимает ли рядовой труженик, человек нанимаемой работы, которая его работодатель теперь обязан платить пенсионные взносы за этого же рабочего, который в будущему пойдет на заслуженный отдых, и эти взносы возвратятся ветерану в виде пенсии? Осведомленный ли в этом сам руководитель? Каким образом любой работник может поинтересоваться: чему его работодатель не пересчитал соответствующие средства, ссылаясь, например, на их отсутствие через задолженность из заработной платы, а сам разъезжает на только что приобретенному "Мерседесе"? Проблема плательщиков, которые платят взносы за упрощенной системой, будет решаться теперь просто: льгот нет. Платить должны все, так как все необходимая пенсия. Б.О.Зайчук обратил внимание на средства, с помощью которых можно решить одно из важнейших задач: популяризацию нового законодательства. Не секрет, люди не знают законов - как некоторые руководители, так и рядов граждане. Поэтому газета "Пенсионный курьер" должна стать надежным посредником между Фондом и читателем, доносить у массы информацию из первых рук. Серьезная работа должна быть осуществлена относительно наполнения Пенсионного фонда Украины к моменту вступления в силу Закона. К новому году необходимо пополнить бюджет Фонда на 5,5 млрд.грн. Первый квартал следующего года, как и всегда, будет "с минусом"... Поэтому сегодня надо сосредоточить все внимание на те, кто или уклоняется от уплаты взносов, или прикрывается "безденежьем". Тревожные сигналы сегодня поступают от работников бюджетной сферы. Например, просвещенцам не выплачивают отпускные, село "показывает на неурожай". Существует проблема кадров, точенее, обеспечение ними. Каждый должен осознать: к Фонду идут люди, с которыми надо работать индивидуально. Необходимо быть в "всеоружии": знаниями и желанием предоставить конкретную помощь, в особенности сегодня, если придется решать судьбу каждого пенсионера. И дать нему понять: одинаково платить все не будем. Мы не уменьшаем пенсии, а оставляем на предшествующему равные или повышаем тому, кто ее заработал.

7. Успешный старт Украины в пенсионном обеспечении граждан

Десятилетиями пенсионное обеспечение в Украине считалось разновидностью социальной помощи. В его основе было убеждение: государство должно обеспечить всех граждан пенсионными выплатами, как только они достигнут соответствующего века. Пенсионное обеспечение осуществлялось по солидарному принципу: государство отсчитывало часть заработка с работающих и перераспределяла его среди людей преклонного века в виде пенсий. Однако сегодня солидарная система, такая, которой она была в последние десятилетия, не может обеспечить дифференциацию размера пенсий в зависимости от стажа и величины заработка. Именно это и побуждало к ее реформированию, вчастности, - к изменению механизма распределения пенсионного средства. Сегодня в Украине проживает почти 14 млн. пенсионеров. Количество трудоспособного населения - свыше 22 млн. человек. Если учесть число реально работающих и безработных, выяснится, что количество пенсионеров и занятого населения фактически приближается к соотношению 1:1. То есть один работающий должен обеспечить удержание одного неработающего. Такая погрузка есть непосильной. Если одних работающий будет удерживать одного неработающего, а то и больше пенсионеров, то, чтобы обеспечить пенсиями всех, нужно будет увеличить отчисления к Пенсионному фонду Украины. Работодатель вынужден будет платить из фонда заработной платы не 32%, как ныне, а 40-50%. Едва ли украинская экономика справится с такой погрузкой. 9 июля 2003 года состоялось знаковое событие в новейшей истории украинского государства, влияние которой на социальное - экономическое развитие страны тяжело переоценить. Верховной Радой Украины были окончательно одобрены базовые законы из реформирования системы пенсионного обеспечения - "Про общеобязательное государственное пенсионное страхование" и "Про негосударственное пенсионное обеспечение". Это решения парламента окончательно сформировало правовую базу новой системы и фактически дало старт полномасштабной пенсионной реформе. Указанными законами, которые вступят в силу с 1 января 2004 года, детально регламентируются правовые основы функционирования реформированной систем и пенсионного обеспечения, которое будет иметь трехуровневую структуру: 1. Первый уровень - реформированная солидарная пенсионная система, построенная на принципах "социального страхования" и "солидарности поколений". 2. Второй уровень - обязательная накопительная пенсионная система. Средство этой системы будут инвестироваться по специальным правилам с целью получения инвестиционного дохода в пользу застрахованных лиц. Накопленные в системе средство будут належать застрахованным лицам, будут использоваться для осуществления им пенсионных выплат и будут наследоваться наследниками; 3. Третий уровень - система добровольного негосударственного пенсионного обеспечения. Реформа первого уровня (солидарной системы) предусматривает: 1. охват системой общеобязательного государственного пенсионного страхования всех работающих граждан (в том числе и тех, кто обеспечивает себя работой самостоятельно, а также нанимаемых работников в частном секторе экономики), что разрешит создать равного права на пенсионное обеспечение для всех категорий граждан; 2. внедрение новой формулы начисления пенсий, которая предусматривает расширение периода учет заработка при определении размеров пенсий (на основании данных системы персонифицированного учета взносов), зачисление к страховому стажу периодов, за которые уплачены страховые взносы, ставит будущий размер пенсии в зависимость от величины заработка, из которого платились пенсионные взносы, и страхового стажа, на протяжении которого они платились. Кроме того, будет снято максимальное ограничение размеров трудовых пенсий, которые на сегодня составляет 150 грн. Это восстановит надлежащую дифференциацию пенсий, а затем - социальную справедливость пенсионной системы. При этом сегодняшним пенсионерам будет предоставлено право на перерасчет предназначенной им пенсии по условиям нового Закона, который разрешит воспользоваться преимуществами реформированной пенсионной системы всем вековым группам наших граждан. Таким образом, первый уровень - это солидарная система пенсионных выплат, взносы в которой будут платиться всеми работающими гражданами страны и их работодателями. За счет этого средства и будут выплачиваться страховые пенсии. Размер пенсии будет зависеть от размера заработной платы, из которой платились пенсионные взносы, и страхового стажа, на протяжении которого они платились, что будет достигаться путем внедрения системы персонифицированного учета сведений о заработке и уплате пенсионных взносов, на основе данных которой будут назначаться и будут выплачиваться пенсии. Ведение и обслуживание такой системы будет осуществлять Пенсионный фонд Украины. Создание второго уровня пенсионной системы будет означать внедрение в нашей стране системы общеобязательного накопительного пенсионного страхования. Суть такой системы состоит в потому, что часть обязательных взносов в пенсионную систему (общий уровень пенсионных отчислений останется неизменной) будет накапливаться в едином накопительном фонде и будет учитываться на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан, которые (и в пользу которых) будут платить такие взносы. Эти средства будут инвестироваться в экономику страны с целью получения инвестиционного дохода и защиты их от инфляционных процессов. Управление пенсионным средством будут осуществлять компании из управления активами (для которых эта деятельность есть профессиональной и будет лицензироваться), избранными на конкурсной основе. При инвестировании пенсионных активов компании будут действовать в соответствии с требованиями законов относительно диверсификации (вкладывание средства в разные направления) инвестиционных вложений. Непосредственное сохранение пенсионных активов будет осуществлять банковское учреждение - хранитель, который будет нести ответственность за целевое использование этих активов. Средства на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан будут собственностью этих граждан, и они смогут воспользоваться ними при достижении пенсионного возраста (или, в случаях, предусмотренных законом, прежде этого срока, например в случае инвалидности). Выплаты из накопительного фонда будут осуществляться дополнительно к выплатам из солидарной системы. Административное обслуживание этой системы будет осуществляться Пенсионным фондом Украины. Введение второго уровня пенсионного страхования разрешит: 1. увеличить общий размер пенсионных выплат благодаря получению инвестиционного дохода; 2. усилить зависимость размера пенсии от трудового вклада лица, а итак, усилить заинтересованность граждан в уплате пенсионных взносов; 3. уменьшить "погрузки" на фонд оплаты работы работодателей через перечисление части обязательных пенсионных взносов в накопительный фонд, который будет осуществляться из заработка работника; 4. наследовать средства, обсчитанные на персональном пенсионном накопительном счете, родственникам застрахованного лица; 5. создать мощный источник инвестиционных ресурсов для возрастания национальной экономики; 6. распределить риски выплаты низких размеров пенсий между первым и вторым уровнем пенсионной системы и таким образом застраховать будущих пенсионеров от отрицательных демографических тенденций и колебаний в экономическом развитии государства. Второй уровень будет введен лишь после формирования необходимых экономических предпосылок и создания налаженной и эффективной системы государственного надзора и регулирования в этой сфере, а также необходимой инфраструктуры. В Законе также предусмотрено, что через 11 лет после введения обязательной накопительной системы гражданам будет предоставлено право, по желанию, перевести их обязательные пенсионные сбережения из накопительного фонда к избранному ними негосударственного пенсионного фонда (то есть на третий уровень). Это разрешит застрахованным лицам самостоятельно решать, какая инвестиционная политика есть наиболее приемлемой для инвестирования их пенсионных сбережений, а итак - в большей мере влиять на размер своей будущей пенсии. Третий уровень пенсионного обеспечения предусмотрен создавать в виде системы добровольного негосударственного пенсионного обеспечения за пенсионными схемами с определенными взносами. Основу такой системы будут составлять негосударственные пенсионные фонды (корпоративные и профессиональные). В рамках этой системы работники будут иметь возможность, по желанию, дополнительно к сбережениям в общеобязательной системе (накопительном фонде) пересчитывать взносы в избранного ними негосударственного пенсионного фонда. Система негосударственных пенсионных фондов разрешит привлекать и средства работодателей к формированию пенсионных сбережений работников и, таким образом, еще большее оказывать содействие повышению уровня жизнь граждан на заслуженном отдыхе. Взносы в негосударственные пенсионные фонды как со стороны работников, так и их работодателей, а также полученный инвестиционный доход будут облагаться налогами на льготных условиях. Размер пенсии в такой системе будет зависеть от размера страховых взносов и срока, на протяжении которого эти взносы накапливались, а также полученного на них инвестиционного дохода. В Законе "Про негосударственное пенсионное обеспечение" детально прописан требования к процедуре учреждения негосударственных пенсионных фондов, системы управления этими фондами и их активами. Кроме того, установлены четкие требования к компаниям (и персонала), что 1. будут управлять пенсионными активами; 2. будут осуществлять административное управление пенсионными фондами; 3. будут предоставлять агентские услуги в этой сфере. В отдельности выделен требования к банковским учреждениям-хранителям, определены их функции и границы ответственности за целевое использование добровольных пенсионных сбережений. Установлен также требования к составу пенсионных активов, направлений, рынков и диверсификации (распределения) их инвестирования (вложение). Со стороны государства будет установлен суровый и действенный надзор за системой негосударственного пенсионного обеспечения. Все эти требования и разветвленная инфраструктура системы направленные на обеспечение надлежащего уровня защиты пенсионных сбережений и имущественных прав застрахованных лиц в системе обязательного и добровольного пенсионного страхования. Трехуровневая пенсионная система разрешит распределить между тремя ее составными риски, связанные с изменениями в демографической ситуации (к чему более чувствительная солидарная система) и с колебаниями в экономике и на рынке капиталов (что большее ощущается в накопительной системе). Такое распределение рисков разрешит сделать пенсионную систему более финансовое сбалансированной и стойкой, что застрахует работников от снижения общего уровня доходов после выхода на пенсию и есть принципиально важным и выгодным для них. На современном этапе приоритетным направлением работы правительства есть создание необходимой нормативной и организационной базы для четкого и эффективного введения в действие новых пенсионных законов. Начало полномасштабной пенсионной реформы будет связан, в первую очередь для Пенсионного фонда Украины, с большой подготовительной работой по организации перерасчетов пенсий по условиям нового Закона и осуществлением новых назначений пенсий. Кроме того, необходимо будет обеспечить максимальную полноту собирания пенсионных взносов, точность планирования и выполнение бюджета Фонда. К выполнению этой задачи должны быть надлежащим образом подготовленные соответствующие службы Пенсионного фонда Украины - от центрального аппарата к районной ее структурной единице. Эта готовность должна быть кадров, технической и организационной. Вице-премьер-министр Украины Д.В.ТАБАЧНИК

8. Для "кандидатов в пенсионеры"

В новом Законе определены условия реформирования системы социальной защиты, в соответствии с которыми каждому застрахованному человеку должно выдаваться "Свидетельство про общеобязательное государственное социальное страхование". Этим актом официально удостоверяется, что физическое лицо имеет страховку. Предъявляя "Свидетельство про общеобязательное государственное социальное страхование", человек имеет возможность бесплатно получить сведения о себе в. системе персонифицированного учета в любом органе Пенсионного фонда на территории Украины. Свидетельство" повторяет идентификационный номер личного дела, которое совпадает с номером, закрепленным за каждым лицом в налоговой службе. Десятизначный номер в этом "Свидетельстве" дает возможность абсолютно точно идентифицировать то личное дело из системы персонифицированного учета, который належит собственнику "Свидетельства". Надежнее, чем в системе персонифицированного учета, сведения о пенсионных правах человека ныне нигде не сохраняются. Со временем "Свидетельство про общеобязательное государственное социальное страхование" будет использоваться и при назначении выплат со всех других видов социального страхования. Если говорить детальнее про именно "Свидетельство", то на лицевой его стороне напечатанный текст, где указано название документа, фамилия, имя и отчество застрахованного лица, дату и место рождения, стать, дату выдачи "Свидетельства", кем выданное и идентификационный номер.

9. Как получить "свидетельство"

Анкету заполняет застрахованное лицо собственноручно соответственно предоставленного работодателем (страхователем) образца, подписывает ее, на протяжении двух недель ее проверяют и удостоверяют в том органе Пенсионного фонда, где его зарегистрирован как плательщика страховых взносов. Лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно (которые занимаются предпринимательской, адвокатской, нотариальной и другой деятельностью, связанной с получением дохода непосредственно от этой деятельности, в том числе члены творческих союзов, творческие работники, которые не являются членами творческих союзов), лица, которые добровольно платят страховые взносы на общеобязательное государственное социальное страхование, а также граждане Украины, которые работают за пределами Украины и не застрахованные в системе социального страхования страны, где они находятся, подают анкету в орган Пенсионного фонда по постоянному месту проживания самостоятельно, одновременно с регистрацией в нем как плательщиков страховых взносов. Регистрация застрахованных лиц, персонифицированный учет сведений о них и оформление "Свидетельств" осуществляются органами Пенсионного фонда. Лица, которые на время начала регистрации не работают, но раньше работали и платили сбор на обязательное государственное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование, проходят регистрацию и получают "Свидетельство" в органах Пенсионного фонда по месту проживания. "Свидетельство" заполняется уполномоченным должностным лицом органа Пенсионного фонда, удостоверяется подписью руководителя этого органа или его заместителя и печатью. В тексте "Свидетельства" исправление не допускаются. К "Свидетельству" заносят такие сведения о застрахованном лице: Ø фамилия, имя и отчество; Ø дата и место (страна, область, район, населенный пункт) рождение; Ø пол. Орган Пенсионного фонда на протяжении трех недель со дня получения анкеты оформляет страховое свидетельство застрахованного лица или в случае необходимости внесение уточнений к сведениям о ней - присылает застрахованному лицу через страхователя или непосредственно соответствующий запрос по форме, установленной Пенсионным фондом. Застрахованное лицо не более поздний как за неделю со дня получения этого запроса уточняет в нем сведения о себе (в случае необходимости подтверждает их документально), подписывает его и возвращает запрос соответствующему органу Пенсионного фонда. Оформленное органом Пенсионного фонда "Свидетельство" вместе с сопроводительным сведением, форма которого устанавливается Пенсионным фондом, присылается соответствующему страхователю. Страхователь на протяжении недели со дня получения "Свидетельства" обязан выдать ее застрахованному лицу под расписку в сопроводительном сведении. Застрахованные лица, которые самостоятельно подавало анкету в органы Пенсионного фонда, получают "Свидетельства" после предъявления паспорта или другого документа, который заверяет лицо, непосредственно в органах Пенсионного фонда под расписку, Если в тексте "Свидетельства" являются ошибки, застрахованное лицо получает в органе Пенсионного фонда письма- исправления по установленной Пенсионным фондом формой, которая с уточненными данными в недельный срок возвращает органу Пенсионного фонда. Если сведения, которые включаются в "Свидетельство", с течением времени испытывали изменения, застрахованное лицо в месячный срок со дня наступления изменений обязанная через страхователя или непосредственно подать органа Пенсионного фонда заявление об обмене "Свидетельства" вместе с копиями документов, которые подтверждают изменения. На основании представленных документов орган Пенсионного фонда выдает новое " Свидетельство". В случае потери или повреждение "Свидетельства" застрахованному лицу выдается новый экземпляр на основании прежде представленных документов и личного заявления лица, где поясняются обстоятельства потери или повреждение. "Свидетельство" сохраняется у застрахованного лица, предъявляется в случае получения услуг и материального обеспечения за общеобязательным государственным социальным страхованием, заключение трудового договора (контракта), договора гражданско-правового характера, предметом которого есть выполнение работ и предоставления услуг, во время приема на обучение, а также в других случаях, предусмотренных законодательством. Оно соответствующей действительности только в случае предъявления паспорта или другого документа, который заверяет лицо. Страховое свидетельство выдается бесплатно.

Литература:

1. газета "Пенсионный курьер", спецвыпуск июль 2003 года 2. газета "Пенсійний кур'єр", №8,28 червня 2003 року