Каталог :: Финансы

Доклад: Дефицит бюджета

                          ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА                          
     Дефицит – превышение расходных обязательств бюджета ад его доходными
поступлениями.
     Виды дефицита бюджета:
     I.     Структурный: возникает, когда государство сознательно идет
на увеличение дефицита. В целях стимулирования экономической активности и
совокупного спроса в период спада производства Правительство может принимать
специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например,
финансирование создания новых рабочих мест), или может снижать налоги. В
результате либо повышаются расходы бюджета, либо существенно снижаются его
доходы. Возникает бюджетный дефицит.
     II.  Циклический: в меньшей степени зависит от бюджетно-налоговой
политики государства и обусловлен общим спадом производства, который возникает
на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В
результате кризиса и спада производства снижаются доходы ФЛ и ЮЛ,
следовательно, возникает недополучение бюджетом налоговых поступлений,
следовательно, снижается уровень доходов государства и, как следствие,
возникает дефицит бюджета.
     III.             Активный: возникает в результате
непосредственного превышения расходов над доходными поступлениями.
     IV.             Пассивный: является следствием снижения налоговых
ставок и уменьшения поступлений в бюджет (т.е. не связан с ростом расходов).
     V.  Краткосрочный: превышение расходов над доходами ограничено
рамками одного финансового года и является отражением текущих изменений в
экономической ситуации страны, которые не были учтены при составлении проекта
бюджета.
     Причины возникновения:
* отсутствие у органов власти необходимого опыта макроэкономического
прогнозирования
*  недостаточный учет возможных изменений целого ряда обстоятельств:
·      Сокращение объемов поступлений в бюджет может произойти не только из-
за недополучения налогов, но и в результате падения экспортных цен;
·      Сокращение объемов производства может быть гораздо ниже
предусмотренного уровня;
·      Необходим учет сдвигов в структуре спроса на производимую в стране
продукцию и возможное снижение ее конкурентоспособности.
Увеличение дефицита бюджета может быть также вызвано неожиданно резким ростом
гос. расходов в связи с ростом инфляции (сверх предусмотренной величины), с
повышением предоставления налоговых льгот (популярная мера перед выборами).
     VI.             Долгосрочный: связан с увеличение разрыва между
бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлен причинами
устойчивого характера. В большинстве стран мира тенденция к росту дефицита
национальных бюджетов обусловлена следующими общими факторами:
·      Увеличение числа социальных выплат населению и увеличение социальной
нагрузки на бюджет;
·      Неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со старением
населения, в результате чего увеличиваются расходы на выплату пенсий,
различных пособий и ассигнований на ЖКХ, транспортные услуги, здравоохранение
и т.д.;
·      Либерализация налогового законодательства и как следствие – снижения
величины налоговых ставок без соответствующей корректировки статей расходов
гос. бюджета;
·      Возрастание объема внешней задолженности страны.
Состояние гос. бюджета и уровень его сбалансированности определяются 3
основными факторами:
1.    долгосрочная тенденция в динамике налоговых поступлений и гос. расходов
2.    стадия экономического цикла, в которой находится экономика страны в
рассматриваемый период
3.    текущая политика государства в области бюджетных доходов и расходов
Достаточно часто Правительство искусственно либо завышает, либо занижает
искусственную цену бюджетного дефицита. Искусственное занижение может
осуществляться с помощью следующих инструментов:
·      «налоговая амнистия»: государство позволяет налогоплательщикам, ранее
уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз сумму, равную определенной
части общего налогового сбора;
·      Проведение мероприятий по сбору просроченных налоговых платежей;
·      Введение дополнительных или временных налогов;
·      Отсрочка по выплате з/п работникам гос. сектора;
·      Отсрочка по обязательной индексации з/п в связи с ростом уровня инфляции;
·      Распродажа гос. активов.
Искусственное завышение размеров дефицита может происходит в результате
следующих обстоятельств:
·      При оценке величины гос. расходов не всегда учитывается амортизация в
гос. секторе экономики;
·      Зачастую величина % выплат по гос. долгу завышается за счет
инфляционных выплат. При высоких темпах инфляции, когда различия в динамике
номинальных и реальных % ставок весьма значительны, это завышение гос.
расходов также может быть очень существенным. Возможны ситуации, когда
реальный дефицит и долг уменьшаются, а номинальный (официальный) дефицит и
долг растут, что существенно затрудняет оценку проводимой Правительством
политики, поэтом при измерении бюджетного дефицита обязательно необходима
поправка на инфляцию, с учетом которой определяют
     VII.          Реальный бюджетный дефицит, т.е. разницу между
номинальным дефицитом и величиной % по гос. долгу, умноженной на темп инфляции.
     VIII.       Операционный дефицит – общий дефицит бюджета, за
вычетом инфляционной части % платежей.
Стратегической целью любого государства является достижение сбалансированного
бюджета, однако, часто дефицит гос. бюджета рассматривается как важный
инструмент экономической политики государства в части макроэкономического
регулирования, грамотное обращение с которым позволяет государству решать
достаточно большой круг социальных и экономических проблем (главное условие –
недлительность дефицита).
     Существуют разные взгляды на продолжительность деятельности государства по
сбалансированию бюджета:
1.    Теория ежегодно балансируемого бюджета. Согласно ей,
Правительству следует добиваться равенства доходов и расходов бюджета ежегодно
при составлении его проекта. Это позволяет национальным правительства проводить
более ответственную экономическую  политику, позволяет государству жить по
средствам, не накапливать долги и не провоцировать инфляцию. Если происходит
снижение доходов, государству следует либо повысить налоги, либо снизить
расходы, и наоборот.
2.    Теория циклического балансирования бюджета (была заложена
Кейнсом в 30-е года). Эта теория отвергает необходимость ежегодного
балансирования бюджета и фактически легализовывает дефицит для стимулирования
экономики. Во время экономического спада для стимулирования экономического
роста государство должно снижать налоги и увеличивать расходы. В течение фазы
экономического подъема государство должно рассчитываться по возникшим долгам за
счет повышенных ставок налогов или за счет введения новых налогов. Т.о. избыток
бюджетных средств в фазе подъема экономики компенсирует дефицит в фазе кризиса.
При этом большую роль теория отводи т.н. «встроенным стабилизаторам»:
прогрессивная система налогообложения, трансфертные платежи государства (соц.
выплаты, пособия и др.); с их помощью государство способно воздействовать на
рыночную конъюнктуру, совокупный спрос и деловую активность.
     3.    Теория компенсирующего бюджета. Теория считает невозможным и вообще
ненужным добиваться сбалансированности бюджета, т.к. в современных условиях
действуют устойчивые экономические факторы, увеличивающие дефицит бюджета.
Главный источник увеличения доходов бюджета – гос. кредит, который способен
компенсировать разрыв доходов и расходов, привлечь сбережения хозяйствующих
субъектов и инвестировать их в экономику.
В странах с развитой рыночной экономикой государство стремиться балансировать
бюджет в более длительной перспективе на циклической основе. В странах с
переходной экономикой, где экономическая ситуация наименее предсказуема,
правительства вынуждены ежегодно балансировать бюджет.
Согласно БКРФ, фед., региональные и местные бюджеты не могут быть приняты с
дефицитом или профицитом, т.е. должна осуществляться ежегодная балансировка.
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом необходимо
определить источники финансирования дефицита, которые различаются по уровню
БС.
     Источники финансирования дефицита фед. бюджета:
1.    внутренние
·      кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте;
·      гос. займы в виде выпуска ц.б. от имени РФ;
·      бюджетные ссуды от бюджетов других уровней БС РФ;
·      поступления от продажи имущества, находящегося в гос. собственности;
·      поступления от приватизации организаций, находящихся в гос.
собственности;
·      поступления от продажи государством принадлежащих ему акций различных
организаций;
·      поступления от реализации гос. запасов драгоценных металлов и камней
2.    внешние
·      гос. займы в виде выпуска ц.б. в иностранной валюте от имени РФ;
·      кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм и
международных финансовых организаций в иностранной валюте.
     Источниками финансирования дефицита бюджета субъектов РФ и местных бюджетов
могут быть внутренние источники в следующих формах:
·      гос. займы путем выпуска ц.б. от имени субъекта РФ или МО;
·      бюджетные ссуды от бюджетов других уровней БС РФ;
·      кредиты, полученные от кредитных организаций;
·      поступления от продажи имущества организаций, находящихся в
собственности субъектов РФ или МО.
     БК РФ устанавливает предельные размеры дефицита бюджета для каждого уровня:
1.    Размер дефицита фед. бюджета на очередной финансовый год не должен
превышать суммарного объема бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание
гос. долга РФ.
2.    Размер дефицита бюджета субъектов РФ не может превышать 15% объема его
доходов без учета финансовой помощи фед. бюджета.
3.    Размер дефицита местного бюджета  не может превышать 10% его дохода без
учета финансовой помощи фед. и региональных бюджетов.
Если при подготовке проекта бюджета возникает профицит, органам власти
необходимо:
1.    сократить привлечение доходов от продажи гос. и муниципальной
собственности (для фед. бюджета – продажа запасов, ресурсов);
2.    предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение
долговых обязательств;
3.    увеличить расходы бюджета, в т.ч. за счет передачи части доходов
бюджета других уровней в качестве финансовой помощи;
4.    сократить налоговые поступления.
     Способы финансирования дефицита бюджета:
     I.     Кредитно-денежная эмиссия (монетизация). Монетизация –
способ увеличения количества денег в обращении, в т.ч. за счет банковского
финансирования. Используется в исключительных случаях, т.к. является чисто
инфляционным способом. Монетизация дефицита бюджета может сопровождаться
непосредственно эмиссией наличных денег, а может проявляться в других формах: в
виде расширения кредитов ЦБ го. Предприятиям по льготным ставкам или в форме
отсроченных платежей, т.е. Правительство покупает товары и услуги, вовремя их
не оплачивая; отсроченные платежи накапливаются, увеличивая общий дефицит
бюджета; теоретически отсроченные платежи являются неинфляционным способом
финансирования дефицита, но на практике это разделение условно.
Монетизация – высокорисковый способ финансирования, т.к. оказывает
отрицательное воздействие на состояние платежного баланса: в результате роста
предложения денег на руках у населения накапливается наличность,
увеличивается спрос на товары и услуги, что неизбежно приводит к росту цен и
давлению на платежный баланс.
Негативные инфляционные последствия монетизации могут смягчаться мерами
жесткой денежно-кредитной политики. Если ЦБ сокращает кредитные возможности
коммерческих банков путем повышения ставки рефинансирования, либо норма
резервирования, и одновременно расширяет кредиты гос. сектору на
финансирование дефицита бюджета, то внутренние рыночные ставки растут,
сдерживая активность, в результате частных инвестиции и экспорт снижаются и
инфляция уже не оказывает такого негативного воздействия на экономику.
     В целом монетизацию можно применять в следующих случаях:
·      Имеется очень большой внешний долг, что исключает финансирование
дефицита из внешних источников;
·      Возможности внутреннего долгового финансирования практически исчерпаны;
·      Валютные резервы ЦБ истощены, следовательно, регулирование платежного
баланса – главная задача;
·      Экономика способна выдержать высокую инфляцию и население уже привыкло
к постоянному росту цен.
     II.   Долговое финансирование (внутреннее и внешнее) бюджета 
является более предпочтительным и управляемым. В результате него возникает
внутренний и внешний долг государства. Необходимость долгового финансирования
обусловлена постоянным ростом расходов на различные социальные нужды общества.
Долговое финансирование приводит к значительно меньшим отрицательным
последствиям для экономики.
     III.             Повышение налоговых поступлений в бюджет, также
доходов от приватизации и продажи имущества (используется зачастую просто
для привлечения доходов в бюджет).