Каталог :: Финансы

Курсовая: Налог на добавленную стоимость

                                    ВВЕДЕНИЕ.                                    
Тема моей курсовой работы – налог на добавленную стоимость. Этот налог
является одним из наиболее прогрессивных налогов в нашей стране. Введение в
действие с 2001 года второй части Налогового кодекса в определенной степени
упорядочило методы взимания налога на добавленную стоимость, являющегося
самым значительным источником доходов федерального бюджета. В то же время
осталось большое количество проблем, требующих незамедлительного решения. НДС
является основным налогом в производственной сфере и поэтому нам наиболее
интересен. Это один из самых обсуждаемых и спорных налогов, так как его
расчет связан с исчислением налогооблагаемой базы и существует перечень
льготников и товаров, освобождаемых от налога, который требует постоянного и
своевременного обновления в связи с постоянно меняющейся структурой
производства и товарного ассортимента.
Наиважнейшим для расчета НДС является вопрос о правильном определении места
реализации товаров. Определение места реализации товаров при взимании НДС
играет роль при осуществлении операций, затрагивающих разные страны в
случаях, когда товары, реализуемые российскими налогоплательщиками российским
налогоплательщикам, находятся за пределами территории РФ или когда одной из
сторон контракта на поставку товара является иностранное лицо. Если в
операцию вовлечены две или более страны, место реализации играет важную роль
в распределении налога между странами. Место реализации является основным
инструментом, применяемым для избежания двойного налогообложения или не
обложения налог на добавленную стоимость
В основу избежания двойного обложения НДС или ухода от налогообложения
положены три принципа.
1. Принцип территориальности – налогом облагаются операции, совершаемые на
территории данной страны.
2. Принцип назначения – товары пересекают границы и облагаются косвенными
налогами в стране потребления, а налог на экспортируемые товары не взимается.
3. Принцип происхождения – товары облагаются налогом в той стране, где
производятся, то есть экспорт облагается налогом, а импорт освобожден.
Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в том, что, во-первых, этот
налог приносит самый большой доход в бюджет РФ (в 2003 году он составит 946,2
млрд. руб. или 39,3 % дохода федерального бюджета)
[1], а во-вторых, это один их тех налогов, вопросы налогообложения по
которым, вызывают множество вопросов и дискуссий.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1             История и предпосылки введения налога на добавленную стоимость.
Распространение налога на добавленную стоимость можно считать наиболее важным
событием налоговой политики зарубежных стран в 70-80-е годы.
Налог на добавленную стоимость был предложен в 1954 году французским
экономистом М. Лоре, который описал схему его действия, способного заменить
налог с оборота, функционирующий в тот период во Франции. Такая необходимость
была вызвана потребностью устранения "каскадного эффекта", присущего налогу с
оборота. В 1968 году осуществлено полное введение НДС во Франции. В Западной
Европе налог был введен в конце 60-х – начале 70-х годов. В конце 60-х – в
Германии, Дании, Франции, Швеции, Нидерландах, а в начале 70-х – в Бельгии,
Англии, Италии, Люксембурге, Норвегии.
Широкому распространению НДС способствовали соответствующие решения
Европейского Экономического Сообщества, которые утверждали НДС в качестве
основного косвенного налога для стран-участниц ЕЭС. Одним из необходимых
условий вступления в эту влиятельную европейскую организацию является наличие
в стране-претенденте функционирующей системы налог на добавленную стоимость
Основными причинами роста популярности НДС являются:
ü                 возможность вступления в ЕЭС;
ü                 стремление увеличить государственные доходы за счет
налогов на  потребление. НДС способствует значительному увеличению поступлений
в бюджет страны по сравнению с другими налогами;
ü                 НДС позволяет оперативно проводить налоговые операции с
помощью технические средств и определенной системы документооборота.
ü                 НДС более эффективен по сравнению с налогом с продаж в
розничной торговле для создания льготных условий налогообложения отдельных
товаров и услуг.
Вместе с тем, несмотря на популярность НДС, опыт зарубежных стран, в
частности Великобритании, показывает, что во многих случаях его использование
довольно сложно и требует множества дополнительных уточнений и исключений из
общих правил.
В настоящее время НДС введен во всех странах ЕЭС.
В РФ НДС был введен в 1992 году для продукции, производимой на ее территории,
а с 01.02.93 распространен также на ввозимые, на ее территорию импортные
товары за исключением тех, по которым в законодательном порядке установлены
льготы. Он заменил налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по
своему влиянию на формирование дохода бюджета, экономику, формирование
ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций.
Введение НДС в нашей стране совпало с проведением масштабной экономической
реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным
ценам на большинство товаров и услуг.
Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и
главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней.
1.2             Определение налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части
добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой
как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью
материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
[2]
В данном случае под добавленной стоимостью понимаются, в основном, расходы на
оплату труда, соответствующие им отчисления на социальные нужды (в Пенсионный
фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд социального страхования,
Фонд обязательного медицинского страхования) и прибыль предприятия. Для
подакцизных товаров в налогооблагаемую базу включается также и сумма акцизов.
На законодательном уровне произошло разделение определения налога и порядка
его исчисления. Закон определяет, что сумма налога на добавленную стоимость,
подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога,
полученными от покупателей за реализованные им товары, работы и услуги, и
суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы,
работы, услуги, стоимость которых относится на издержки производства и
обращения.
Важным является определение облагаемого оборота, так как от этого напрямую
зависит величина выплат в бюджет. Облагаемый налогом оборот – это стоимость
реализуемых товаров, исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них
налог на добавленную стоимость.[3] 
Исчисляется исходя из:
ü                 свободных, рыночных цен и тарифов, без включения в них
налога на добавленную стоимость;
ü                 государственных регулируемых оптовых цен и тарифов, (без
включения в них налога на добавленную стоимость), применяемых на некоторые виды
продукции топливно-энергетического комплекса и услуг
производственно-технического назначения (услуги связи, грузовые транспортные
перевозки и другие);
ü                 государственных регулируемых розничных цен и тарифов,
включающих в себя налог на добавленную стоимость, применяемые на некоторые
потребительские товары и услуги, оказываемые населению.
В облагаемый оборот включаются также суммы денежных средств, полученные
предприятиями за реализованные ими товары (работы и услуги) в виде финансовой
помощи, пополнения фондов специального назначения или направленные в счёт
увеличения прибыли, суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счёт
предстоящих поставок или выполнения работ и услуг на расчётный счёт, и суммы,
полученные в порядке частичной оплаты по расчётным документам за
реализованные товары, работы и услуги.
На предприятиях, осуществляющих реализацию продукции (работы и услуги) по
ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения
применяется рыночная цена на аналогичную продукцию, работы и услуги,
сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. Если
же предприятие не могло реализовать продукцию, работы и услуги по ценам выше
себестоимости из-за снижения качества продукции или каких-либо
потребительских свойств (включается и моральный износ), либо если сложившиеся
рыночные цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической
себестоимости этой продукции, то для целей налогообложения применяется
фактическая цена реализации продукции. Если предприятие в течение 30 дней до
реализации продукции по ценам, не превышающим её фактической себестоимость,
реализовало (или реализовывало) аналогичную продукцию по ценам выше её
фактической себестоимости, то по всем сделкам в целях налогообложения
применяются цены, исчисляемые из максимальных цен реализации этой продукции.
При реализации продукции по ценам ниже себестоимости (речь идёт о
приобретенной продукции у другого предприятия для дальнейшей перепродажи)
возникающая отрицательная разница между суммами налога, уплаченными
поставщикам, и суммами налога, исчисленными после реализации продукции,
относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении у предприятия после уплаты
налога на прибыль, и зачёту в счёт предстоящих платежей или возмещению из
бюджета не подлежит. При осуществлении обмена продукцией (товарами и
услугами) либо её передачи безвозмездно облагаемый оборот определяется исходя
из средней цены реализации такой же или аналогичной продукции (работ, услуг),
рассчитанной за месяц, в котором происходит обозначенная сделка, а в случае
отсутствия реализации такой или аналогичной  продукции (работ, услуг) за
месяц – исходя из цены её последней реализации, но не ниже фактической
себестоимости. В случае если предприятие обменивает вновь освоенную
продукцию, которая ранее не                    производилась, то к данной
продукции при исчислении налога применяется рыночная цена на аналогичную
продукцию или схожий товарозаменитель, но она не должна быть ниже фактической
себестоимости.
При использовании внутри предприятия товаров собственного производства,
затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения,
используется стоимость аналогичных товаров, а при их отсутствии – фактическая
себестоимость.
При натуральной оплате труда товарами собственного производства облагаемым
оборотом будет стоимость товаров, исходя из свободных розничных цен, включая
торговую надбавку, а если на эти товары применяются государственные
регулируемые цены – исходя из этих цен.
ГЛАВА 2. НДС – ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА.
2.1             Роль НДС в формировании бюджета.
Налог на добавленную стоимость является чисто федеральным налогом,
взимающимся на всей территории РФ, формирующим федеральный бюджет и
обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в
особые группы освобождающихся и льготников.
Налог на добавленную стоимость играет на сегодняшний день огромное значение
для пополнения бюджета Российской Федерации. Поступление от НДС в 2002 году
составило 770,6 млрд. руб., что составляет 35,3 % суммы дохода бюджета.
Как упоминалось ранее в 2003 году сумма полученная от налогообложения
возрастет на 175,6 млрд. руб. Это свидетельствует о неизменно возрастающей
роли налога на добавочную стоимость в формировании доходов бюджета РФ.
Совершенно очевидно, чем выше доля конкретного налога в общей налоговом
поступлении, тем более значимым признается этот налог. Из этого следует, что
налог на добавленную стоимость является одним из самых значимых налогов в
Российской Федерации.
2.2. Объекты обложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно статье 146 налогового кодекса РФ объектами налогообложения
признаются следующие операции:
ü                 реализация товаров (работ, услуг) на территории
Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача
товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о
предоставлении отступного или новации. Передача права собственности на товары,
результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается
реализацией товаров (работ, услуг);
ü                 передача на территории Российской Федерации товаров
(выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не
принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе
через амортизационные отчисления;
ü                 выполнение строительно-монтажных работ для собственного
потребления;
ü                 ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Реализацией товара в соответствии с этой статьей не признается:
ü                 передача на безвозмездной основе жилых домов, детских
садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и
жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей,
подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов
органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по
решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим
использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
ü                 передача имущества государственных и муниципальных
предприятий, выкупаемого в процессе приватизации;
ü                 выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в
систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в
рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность
выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством
Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами
органов местного самоуправления;
ü                 передача на безвозмездной основе объектов основных
средств органам государственной власти и органов местного самоуправления, а
также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным
предприятиям.
2.3             Плательщики налог на добавленную стоимость
Плательщиками данного налога являются все предприятия и организации, вне
зависимости от видов деятельности, форм собственности, ведомственной
принадлежности, организационно правовых форм, численности работающих и т. д.,
имеющих статус юридического лица, осуществляющих производственную и иную
коммерческую деятельность, на которые в соответствии с законодательством
возложена обязанность, уплачивать налог на добавленную стоимость. Организации –
это юридические лица, образованные в соответствии с  законодательством РФ, а
также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные
образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии
с законодательством иностранных  государств, международные организации, их
филиалы и представительства, созданные на территории РФ.
[4]
Плательщиками являются также индивидуальные (семейные) частные предприятия,
осуществляющие реализацию товаров, работ и услуг, облагаемых данным налогом,
предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющими производственную и
иную коммерческую деятельность на российской территории, а также
международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие эту
деятельность на территории РФ.
2.4             Льготы и освобождение от налога на добавленную стоимость
Льготы по налогу на добавленную стоимость подразделяются на освобождения от
исполнения обязанностей налогоплательщика, на освобождаемые от
налогообложения операции и освобождаемый от налогообложения ввоз товаров на
территорию РФ.
Льготы по налогу, как правило устанавливаются в отношении социально значимых
товаров. Перечень основных видов которых представлен в таблице 1(см.
Приложения). В таблицу не включены некоторые виды работ и услуг, не имеющие
существенного значения для большинства предприятий не с точки зрения
производителя, ни с точки зрения потребителя.
Перечень является единым на всей территории РФ, он дополняется  и уточняется
только  в порядке изменения налогового законодательства.
В целях стимулирования экспорта и повышения конкурентоспособности товаров
отечественного производства от НДС освобождаются экспортируемые товары
собственного производства и приобретенные, экспортируемые работы и услуги,
услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых
товаров и транзиту иностранных грузов через территорию РФ при условии
предоставления в налоговые органы документов, подтверждающих реальный экспорт
товаров.
В соответствии с международной практикой от НДС освобождаются:
ü                 Товары предназначенные для официального пользования
иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для
личного пользования дипломатического и административно-технического персонала
этих представительств,  включая членов их семей, проживающих вместе с ними;
ü                 Сдача в аренду служебных и жилых помещений иностранных
гражданам и юридическим лицам, аккредитованным в РФ, если их национальным
законодательством установлена аналогичная льгота в отношении граждан и
юридических ли РФ либо если эта льгота предусмотрена в международных договорах.
Помимо отдельных видов товаров, работ и услуг, производимых любыми
предприятиями, в льготный перечень входит также  и иная продукция,
производимая  определенного вида предприятием, по которым другим предприятиям
такая льгота не предоставляется. Например, ксерокопирование материалов в
библиотеках НДС не облагается, а любое другое предприятие, оказывающее
аналогичные услуги, подлежит налогообложению, если оно не использует труд
инвалидов.
Предприятиям, производящим и реализующим одновременно продукцию как
подлежащую, так и не подлежащую обложению НДС, льготы по налогу
предоставляются только  при наличии раздельного учета затрат по производству
и реализации этих товаров, работ и услуг.
Льготы по налогу применяются только на территории РФ и не распространяются на
продукцию, поставляемую в другие государства – участники СНГ.
По всем представленным в таблице 1 видам товаров, работ и услуг городского и
пригородного транспорта  суммы НДС, уплаченные  поставщикам по
использованным для их производства  товарно-материальным ресурсам, работам и
услугам, не  вычитаются из сумм налога, подлежащих уплате в бюджет, относятся
на издержки производства и обращения по мере списания этих ресурсов.
В частности, этот порядок распространяется и на продукцию  собственного
производства, реализуемую сельскохозяйственными предприятиями  в счет
натуральной оплаты труда работникам  или пенсионерам (талб.1, п.1.8.). Из
общей суммы НДС, уплаченного поставщикам за приобретаемые товарно-
материальные ресурсы, часть, пропорциональная удельному весу продукции,
реализованной без НДС, относится на издержки  производства, а не на расчеты с
бюджетом.
Льготы по НДС при ввозе товаров на территорию  РФ предоставляются  только при
их таможенном  оформлении. При последующей реализации этих товаров на
территории РФ налог взимается  в общеустановленном порядке.
Экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные,
экспортируемые  услуги и работы, а также услуги по транспортировке, погрузке,
перегрузке, разгрузке экспортируемых товаров по транзиту  иностранных грузов
через территорию РФ освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Для обоснования льготы по налогообложению экспортируемых товаров в налоговые
органы предоставляются:
ü                 контракт на поставку товаров  иностранной фирме;
ü                 платежные документы, подтверждающие оплату  иностранным
партнером  экспортируемых товаров;
ü                 грузовая таможенная декларация  со штампом таможни
«выпуск разрешен», товаросопроводительные документы, подтверждающие  оплату
иностранным партнером  экспортируемых товаров.
В части работ и услуг к экспортным относятся услуги (работы), оказываемые за
пределами территории государств-членов СНГ плательщикам НДС,
зарегистрированным в РФ в установленном порядке. Транспортные услуги
относятся к экспортным в том случае, когда пункт отправления, как и пункт
назначения, расположены за пределами территории государств-членов СНГ.
Услуги по транспортированию, экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке
экспортируемых грузов относятся к экспортным, только если существует факт
транспортировки и обслуживания  экспортируемых грузов. При этом транспортные
услуги (кроме услуг трубопроводного транспорта) должны быть оформлены
едиными международными перевозочными документами, а услуги трубопроводного
транспорта – иметь подтверждение  в установленном порядке факта пересечения
продукцией границы стран СНГ и наличие платежных документов, подтверждающих
оплату услуг иностранным партнером. Перечисленные услуги, оказываемые по
контрактам  с российскими экспортерами, облагаются НДС в общеустановленном
порядке.
В отношении товаров, вывозимых с территории России в государства-участники
СНГ, существующий при экспортных операциях порядок возврата НДС не действует.
Также льготы по НДС распространяются на медицинские услуги за исключением
ветеринарных, косметических и санитарно-эпидемиологических услуг.
С 2003 года в перечень операций не облагаемых НДС добавлена реализация
драгоценных металлов и драгоценных камней фондом  драгоценных металлов и
драгоценных камней субъектам РФ. Льгота предоставляется в случае если
драгоценные металлы реализуются предприятиями не осуществляющими их добычу и
производство из лома и отходов содержащих драгоценные металлы.
2.5.  Порядок исчисления и уплаты налог на добавленную стоимость
Реализация товаров предприятиям производится по ценам и тарифам, увеличенным
на сумму НДС, по установленной ставке.
Налог на приобретаемые сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие
изделия, основные средства и нематериальные активы, используемые для
производственных целей, не относится на издержки производства и обращения.
Величина НДС подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между
суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, и
суммами налога фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы,
работы, услуги, стоимость которых относится на издержки производства и
обращения.
Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет заготовительными, снабженческо-
сбытовыми, оптовыми и другими предприятиями, занимающимися продажей и
перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, кроме
предприятий розничной торговли, общепита и аукционной продажи товаров,
определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за
реализованные товары, и суммами налога, уплаченными поставщикам этих товаров
и материальных ресурсов, работ, услуг, стоимость которых относится на
издержки производства и обращения.
Налог, уплаченный при приобретении основных средств и нематериальных активов,
в полном объеме вычитается из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в
момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов.
Уплата налога производится ежемесячно, исходя из фактических оборотов по
реализации товаров за истекший календарный месяц в срок не позднее 20-го
числа следующего месяца.
Все плательщики НДС составляют счета-фактуры на реализацию продукции, работ и
услуг. Предприятия, отнесенные законом к малым предприятиям, уплачивают налог
ежеквартально в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним
месяцем отчетного квартала.
Рассмотрим упрощенную схему расчета НДС при прохождении товара от
изготовителя сырья до конечного потребителя (приложения, схема 2.5.1)
2.6. Ставки налога на добавленную стоимость.
Налоговым кодексом РФ определены три основные ставки налога на добавленную
стоимость:0%; 10%; 20%
По ставке налога 0% налогообложение производится при реализации:
1.                  товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый
конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств -
участников Содружества Независимых Государств), помещаемых под таможенный
режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной
территории Российской Федерации и представления в налоговые органы
соответствующих документов;
2.                 Работ и услуг связанных с реализацией товаров указанных в
п.1.
3.                 работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой
(транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров,
помещаемых под таможенный режим транзита через указанную территорию;
4.                 услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы
территории Российской Федерации при оформлении перевозок на основании единых
международных перевозочных документов;
5.                 работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в
космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ
(услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением
работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;
6.                 драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими
их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.
Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской
Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;
7.                 товаров (работ, услуг) для официального пользования
иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или
для личного пользования дипломатического или административно-технического
персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их
семей.
Реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг), указанных в настоящем
подпункте, подлежит налогообложению по ставке 0 % в случаях, если
законодательством соответствующего иностранного государства установлен
аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним
представительств Российской Федерации, дипломатического и административно-
технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с
ними членов их семей), либо если такая норма предусмотрена в международном
договоре Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении
представительств которых применяются нормы настоящего подпункта, определяется
федеральным органом исполнительной власти, регулирующим отношения Российской
Федерации с иностранными государствами и международными организациями
совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
По ставке 10% налогообложение производится при реализации:
1.          Продовольственных товаров, перечень которых определен ст. 164
налогового кодекса.
2.          Товаров для детей.
По ставке 20% налогообложение производится при реализации:
1.          товаров, работ и услуг, не указанных выше.
2.          услуг по экспедированию и доставке периодических изданий и
книжной продукции связанных с наукой, образованием и культурой.
3.          услуг по размещению рекламы и информационных сообщений.
С 2003 года в перечень операций не облагаемых НДС добавлена реализация
драгоценных металлов и драгоценных камней фондом драгоценных металлов и
драгоценных камней субъектам РФ.
                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ.                                   
По моей курсовой работе можно сделать следующие выводы:
Во-первых, налог на добавленную стоимость является косвенным видом налога, и
представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости,
создаваемой на всех стадиях производства.
Во-вторых, НДС является на сегодняшний день самым значимым налогом в РФ, так
как его доля в налоговых сборах в федеральный бюджет является самой большей.
В-третьих, льготы, предоставленные по НДС, являются мощным стимулирующим
орудием, воздействующим на отрасли как производственной, так и
непроизводственной сферы, поэтому их предоставление должно быть в высшей
степени оправдано, в противном случае льгота может быть предоставлена не по
назначению;
В-четвертых, На сегодняшний день существую три основные ставки налога на
добавленную стоимость: 0%, 10% и 20% , кроме них существуют еще три ставки,
которыми облагаются товары и услуги уже включающие в себя НДС: 13,79, 16,67%
и 9,09%
Введение Налогового кодекса, позволило решить множество проблем связанных с
этим налогом, но самым сложным при взимании этого налога была и остается
дифференциация ставок, а также то, что почти каждая отрасль производства
имеет свои особенности по уплате этого налога.
Наиважнейшим для расчета НДС является вопрос о правильном определении места
реализации товаров. Определение места реализации товаров при взимании НДС
играет роль при осуществлении операций, затрагивающих разные страны в
случаях, когда товары, реализуемые российскими налогоплательщиками российским
налогоплательщикам, находятся за пределами территории РФ или когда одной из
сторон контракта на поставку товара является иностранное лицо. Если в
операцию вовлечены две или более страны, место реализации играет важную роль
в распределении налога между странами. Место реализации является основным
инструментом, применяемым для избежания двойного налогообложения или не
обложения НДС.
Много проблем возникает у налогоплательщиков при подтверждении права на
обложение налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, необходимо совершенствовать налоговое законодательство и
упрощать систему налогообложения данным налогом. На мой взгляд, первым шагом
в этом направлении стал перевод отдельных категорий налогоплательщиков на
упрощенную систему налогообложения.
                               СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.                               
1.                 Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные
финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, Юнити, 2000.
2.                 Брайчева Т.В. Государственные финансы. – СПб.: Питер, 2001.
3.                 Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. –
М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2000.
4.                 Деева А.И. Финансы: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2002.
5.                 Емельянов А.М., Мацкуляк И.Д., Пеньков Б.Е. – М.: РАГС, 2001.
6.                 Зубков В.В. " Налоговые вычеты и исчисление НДС" //
Финансы, 2002, №9.
7.                 Ковалев В.В. Финансы: Учебник. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров,
2001.
8.                 Кугаенко А.А., Белянин М.П. Теория налогообложения. 2-е
изд., переработанное и дополненное. – М.: Вузовская книга, 1999.
9.                 Мельников А.Ю. Комментарий к налоговому кодексу части
второй. – М.: ЗАО Редакция журнала "Главбух", 2002.
10.            Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Практикум. – М.: Инфра
– М, 2000.
11.            Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов. – М.:
ЮНИТИ – ДАНА, 2000.
12.            Романовский М.В., Врублева О.В., Сабанти Б.М. Финансы: Учебник
для вузов. – М.:  "Перспектива", Юрайт, 2000.
13.            Семкина Т.И. "Некоторые проблемы расчета налога на добавленную
стоимость" // Финансы, 2002, №11.
14.            Сенчагов В.К., Архипов А.И. Финансы, денежное обращение и
кредит: Учебник. – М.: Проспект, 2000
15.            Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник. – 2-е изд.,
переработанное и дополненное. – М.: Юристъ, 2000.
16.            Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М.: Финансы, Юнити,
1998.
17.            Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Инфра –
М, 2000.
     

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 2.4.1

Льготы по налогу на добавленную стоимость[5]
Товары и услуги, освобождаемые от уплаты НДСДата введения льготы
1. товары
1.1. Стоимость выкупаемого в порядке приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий и арендная плата за арендные предприятия, образованные на базе гос. собственности.01.01.92, дополнения – с 01.01.96
1.2. Продукция собственного производства столовых учебных заведений, больниц, детских дошкольных учреждений и организаций социально-культурной сферы01.01.92
1.3. Обороты по реализации конфискованных и бесхозяйных ценностей, кладов, а также ценностей, перешедших государству по праву наследования01.01.92
1.4. Обороты по реализации для дальнейшей переработки и аффинирования руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов, а также обороты по реализации драгоценных металлов и камней в Госфонд РФ01.01.92
1.5. Обороты по реализации драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного фонда РФ поставляемых предприятием для обработки с последующей продажей на экспорт, внешнеэкономическим организациям и ЦБ РФ01.01.94
1.6. Лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника01.04.92
1.7. Технические средства (включая автомототранспорт), которые не могут быть использованы иначе, как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов01.07.92

1.8. Продукция собственного производства сельскохозяйственных предприятий, реализуемая:

- в счет натуральной оплаты труда или для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы

- пенсионерам по старости и инвалидности, работающим на данном предприятии и пенсионерам по старости и инвалидности из числа бывших работников этих предприятий – по установленным нормам

01.07.92

01.01.94

1.9. Изделия народных промыслов01.07.92
1.10. Продукция средств массовой информации и книжная продукция01.01.96, действует до 31.12.98 в части продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Не распространяется на рекламную и эротическую продукцию
1.11. Пожарно-техническая продукция: материалы и комплектующие для выполнения работ в области пожарной безопасности01.01.96
2. Работы
2.1.Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет средств госбюджета, а также образуемых для этих целей в определенном законодательством порядке внебюджетных фондов РФ и министерств, ведомств и ассоциаций01.01.92
2.2. Работы, выполняемые учреждениями образования на основании хозяйственных договоров01.01.92
2.3. Проводимые в рамках целевых социально-экономических программ жилищного строительства, осуществляемых за счет предоставленных в соответствии с межправительственными или межгосударственными соглашениями иностранных займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, работы по строительству объектов социально-культурного и бытового назначения, инфраструктуры, домостроительных комбинатов и технологических линий, оказанию услуг иностранными консультационными фирмами, поставкам материалов и оборудования, созданию, строительству и содержанию центров профессиональной подготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.16.11.94
2.4. Работы по строительству жилых домов09.04.96
3. Услуги
3.1. Услуги городского и пригородного (ж/д, автомобильного, речного и морского) пассажирского транспорта

01.01.92,

кроме такси

3.2. Действия, выполняемые уполномоченными на то органами, за которые взимается госпошлина; платежи за пользование недрами, лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и др. виды платежей за пользование природными ресурсами01.01.92, дополнения – 01.04.96
3.3. Операции по страхованию и перестрахованию, банковские операции (за исключением операций по инкассации), по обращению валюты, банкнот и ценных бумаг01.01.92
3.4. Услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом, оказываемые образовательными учреждениями независимо от их организационно-правовых форм в порядке осуществления их страховой деятельности при наличии соответствующей лицензии, а также услуги по обучению детей и подростков в кружках, секциях, и услуги, оказываемые детям и подросткам с использованием спортивных сооружений, услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, по уходу за больными и престарелыми01.01.92
3.5. Услуги вневедомственной охраны МВД РФ01.07.92
3.6. Услуги учреждений культуры и искусства, архивной службы, театрально-зрелищные, спортивные, культурно- просветительские и развлекательные мероприятия, услуги религиозных объединений01.01.92
3.7. Услуги, оказываемые членами коллегии адвокатов01.01.92
3.8. Платежи по зарегистрированным в установленном порядке лицензионным договорам о предоставлении патентообладателем прав другому лицу на использование охраняемого патентом объекта промышленной собственности, получение авторских прав, сбор за выдачу лицензий на осуществление отдельных видов деятельности и регистрационный сбор за выдачу документов, удостоверяющих право собственности граждан на землю01.01.92
3.9. Платные медицинские услуги для населения, путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха и туристско-экскурсионные01.04.92
3.10. Сдача в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам, аккредитованным в РФ, в случаях, если их национальным законодательством установлена аналогичная льгота в отношении граждан и юридических лиц РФ, либо, если эта льгота предусмотрена в международных договорах01.01.93
3.11. Сборы за выдачу лицензий на осуществление отдельных видов деятельности и документов, удостоверяющих право собственности граждан на землю01.01.94
3.12. Транспортировка, погрузка – разгрузка печатной продукции 01.01.96
3.13. Услуги в области пожарной безопасности, оказываемые на договорной основе10.11.96.
4. Предприятия

4.1. Товары, работы и услуги собственного производства, реализуемые лечебно-профилактическими мастерскими при:

- психиатрических и психоневрологических учреждениях, а также общественными организациями инвалидов;

- противотуберкулезных учреждениях и при учреждениях социальной защиты и социальной реабилитации населения

Не распространяется на предприятия, принадлежащие общественным организациям инвалидов

01.01.94

4.2. Товары, работы и услуги, производимые и реализуемые предприятиями, учреждениями и организациями, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников01.07.92
4.3. Редакционная, издательская и полиграфическая деятельность01.01.96 – 31.12.98
4.4. Обороты казино, игровых автоматов, выигрыши по ставкам на ипподромах
4.5. Платежи малых предприятий по лизинговым сделкам

[1] Сайт www.nalog.ru [2] Закон РФ от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ "О введении в действие части второй налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". [3] Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М: Финансы, ЮНИТИ, 2000. [4] Мельников А.Ю. Комментарий к налоговому кодексу РФ части II. – М.: ЗАО Редакция журнала "Главбух" 2002. [5] Брайчева Т.В. Государственные финансы. – СПб.: Питер, 2001.