Каталог :: Финансы

Реферат: Планирование доходов и расходов государства

                   УНИВЕРСИТЕТ КОММЕРЦИИ И ПРАВА (НА ТАГАНКЕ)                   
                                     РЕФЕРАТ                                     
                    По курсу: Прогнозирование и планирование.                    
              На тему: Планирование доходов и расходов государства.              
                                                    Выполнила: студентка V курса
                                                       Специальность: менеджмент
                                                                    Власова Е.В.
                                   Москва 2004                                   
     Введение. 3
     Разработка государственного финансового плана. 5
     Расчеты доходов и расходов. 9
     Планирование снижения государственного долга и дефицита бюджета. 16
     Заключение. 19
     Список литературы: 20
                                    

Введение

Потребление материальных и трудовых ресурсов в процессе воспроизводства обуславливается движением денежных средств, образованием доходов и расходов субъектов хозяйствования. Их взаимодействие по поводу создания и использования фондов денежных средств приобретает форму финансовых отношений. Обращение денежных средств обеспечивает финансовая система страны, включающая государственные финансы, финансы предприятий, организаций, страхование, кредитование. Государственные финансы как совокупность денежных средств необходимы для выполнения государством организаторско-хозяйственных функций. В структуре государственных финансов выделяются федеральные финансы, финансы субъектов РФ, местные финансы. Они включают бюджеты разных уровней управления, внебюджетные фонды, финансы Важную роль в экономике страны в целом играет планирование доходов и расходов государства. Планирование – это целенаправленная деятельность государства, хозяйствующих субъектов по определению перспектив социально-экономического развития страны, регионов, отраслей и предприятий всех форм собственности. Различают директивное и индикативное государственное планирование. Директивное планирование присуще административно-командной системе. Оно обеспечивает контроль за производством и распределением ресурсов из единого экономического центра. Индикативное планирование присуще рыночной экономической системе и представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие страны в целом, ее территориальных и отраслевых подсистем, предприятий и организаций в соответствии с процедурами, утвержденными законодательством РФ. Наличие финансовых ресурсов для обеспечения различных потребностей образует государственные доходы, а их использование на те же цели - государственные расходы. Основная часть доходов и расходов государства в течение определенного времени отражается в его бюджете, который представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций государства и местного самоуправления.

Разработка государственного финансового плана.

Государственный бюджет является финансовым планом страны. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Бюджетная система Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, местные бюджеты. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. Бюджетная система основывается на следующих принципах: - единство бюджетной системы Российской Федерации; - разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; - самостоятельность бюджетов; - полнота отражения доходов и расходов бюджетов; - сбалансированность бюджета; - эффективность использования бюджетных средств; - общее или совокупное покрытие расходов бюджетов; - гласность; - достоверность бюджета; - целевой характер бюджетных средств; Основу финансового планирования составляет бюджетный процесс. Он представляет собой регламентируемую деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов. Составление бюджетов на очередной год основывается на: - бюджетном послании Президента РФ; - прогнозе социально-экономического развития страны; - основных направлениях бюджетной и налоговой политики; - прогнозе свободного финансового баланса; - плане развития государственного и муниципального сектора экономики. Формирование государственного бюджета осуществляется в два этапа. На первом этапе разрабатывается прогноз функционирования экономики страны на очередной год. На втором этапе федеральными органами исполнительной власти распределяются предельные объемы бюджетного финансирования, формируется перечень целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовываются объемы их финансирования. Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета, а также другие документы: - основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной год; - прогноз сводного финансового баланса по территории РФ; - прогноз консолидированного бюджета; - расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; - проекты федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета; - поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета на очередной год. Со­став­лен­ный и со­гла­со­ван­ный про­ект фе­де­раль­но­го бюд­же­та РФ Пра­ви­тель­ст­во РФ до 1 сен­тяб­ря вно­сит на рас­смот­ре­ние в Го­су­дар­ст­вен­ную Ду­му. Вме­сте с ним направля­ет­ся ряд до­ку­мен­тов, от­ра­жаю­щих про­гно­зы со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го развития стра­ны на пред­стоя­щий пе­ри­од, на­прав­ле­ния бюд­жет­ной и на­ло­го­вой по­ли­ти­ки, фе­де­раль­ные це­ле­вые про­грам­мы и т. п. Од­но­вре­мен­но в Го­су­дар­ст­вен­ную Ду­му вно­сят­ся про­ек­ты фе­де­раль­ных за­ко­нов о бюд­же­тах го­су­дар­ст­вен­ных вне­бюд­жет­ных фон­дов. Следую­щая ста­дия бюд­жет­но­го про­цес­са - его рас­смот­ре­ние и ут­вер­жде­ние в законодатель­ных ор­га­нах: Фе­де­раль­ном Со­б­ра­нии (Пар­ла­мен­те) РФ, пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нах субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции и ме­ст­ных самоуправления. Про­ект Фе­де­раль­но­го бюд­же­та и со­пут­ст­вую­щие до­ку­мен­ты на­прав­ля­ют­ся в Ко­ми­тет по бюд­же­ту, на­ло­гам, бан­кам и финан­сам Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы для при­ня­тия бюд­же­та к рас­смот­ре­нию Государственной Ду­мой. Все ма­те­риа­лы пе­ре­да­ют­ся Пре­зи­ден­ту РФ, Со­ве­ту Фе­де­ра­ции, ко­ми­те­там Ду­мы и в Счет­ную па­ла­ту. По­лу­чив за­клю­че­ния от ко­ми­те­тов, Государственная Ду­ма на­чи­на­ет рас­смот­ре­ние бюд­же­та в не­сколь­ких чте­ни­ях. При­ня­тый Гос­ду­мой бюд­жет по Кон­сти­ту­ции в те­че­ние пя­ти дней пе­ре­да­ет­ся на рас­смот­ре­ние Совета Фе­де­ра­ции. В слу­чае его от­кло­не­ния Фе­де­раль­ным Со­б­ра­ни­ем бюд­жет пе­ре­да­ет­ся в Гос­ду­му для по­втор­но­го го­ло­со­ва­ния и счи­та­ет­ся при­ня­тым, ес­ли при по­втор­ном голосо­ва­нии за не­го про­го­ло­со­ва­ло не ме­нее 2/3 от об­ще­го чис­ла де­пу­та­тов (ст. 105 Консти­ту­ции РФ). При­ня­тый Фе­де­раль­ный за­кон о бюд­же­те в те­че­ние семи дней направля­ет­ся Пре­зи­ден­ту РФ для под­пи­са­ния. По­сле это­го на­чи­на­ет­ся не­по­сред­ст­вен­ное ис­пол­не­ние бюд­же­та, ор­га­ни­зуе­мое Ка­би­не­том ми­ни­ст­ров РФ.

Расчеты доходов и расходов.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возни­кающие у государства с предприятиями, организациями и граж­данами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Доходы бюджетов обеспечиваются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных перечислений. Остаток средств на конец предыдущего года тоже зачисляется в плановые доходы. К налоговым доходам относятся: 1. налоги на прибыль (доход), прирост капитала 2. лицензионные и регистрационные сборы 3. налоги на совокупный доход 4. налоги на имущество 5. платежи за пользование природными ресурсами 6. налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции 7. акцизы 8. налог на добавленную стоимость 9. прочие налоги, пошлины и сборы Неналоговые поступления: 1. доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности 2. дивиденды по акциям, находящиеся в госсобственности 3. доходы от реализации государственных запасов 4. доходы от продажи земли и нематериальных активов 5. поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников 6. административные платежи и сборы 7. штрафные санкции, возмещение ущерба 8. доходы от внешнеэкономической деятельности 9. прочие неналоговые доходы 10. прибыль Центрального Банка России 11. безвозмездные перечисления: а) нерезидентов и бюджетов других уровней, б) государственных внебюджетных фондов, в) государственных организаций, г) наднациональных организаций. Также, доходы бюджета можно подразделить на три круп­ные группы: 1. Закрепленные, т.е. предписаны к тому или иному уровню бюджета. 2. Регулирующие или отчисления по регулирующим доходным источникам. Ежегодно расписывается процентное соотношение распределения тех или иных налогов по уровням бюджетов. 3. Дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно территориальными органами власти, плюс дотации и субвенции (строго целевые дотации), которые поступают в нижестоящие бюджеты из вышестоящих. Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствова­ния, а также от решаемых обществом экономических задач. Доходы от использования государственного и муниципального имущества планируются по видам: - средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества; - средства, получаемые в виде процентов по ставкам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; - средства, получаемые от передачи имущества под залог, в доверительное управление; - средства от возврата государственных кредитов, бюджетных ссуд; - часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных платежей. Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным законодательством РФ, и распределяются между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным в законе о федеральном бюджете на очередной год. Государственные расходы основываются на принципах целевого и безвозвратного использования средств. Расходы это все невозвратные платежи независимо оттого, являют­ся ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуще­ствляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим уч­реждениям государственного управления включаются в расходы и не вы­деляются в самостоятельную категорию. Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денеж­ных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной стороны. Качественная характе­ристика позволяет установить экономическую природу и общест­венное назначение каждого вида бюджетных расходов, количест­венная - их величину. Расходы в новой бюджетной классификации распределяются в соот­ветствии с международными рекомендациями по функциональному, эко­номическому и ведомственному принципам группировки бюджетных рас­ходов. Традиционные и приоритетные для конкретного исторического эта­па направления деятельности государства вытекают из его основных функ­ций. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней, от­ражающей направления финансов на выполнение основных функции го­сударства (государственное управление, обеспечение внутренней и внеш­ней безопасности, международная деятельность, содействие научно-тех­ническому прогрессу, социально-экономическое и культурное развитие). Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации включает в себя: 1) государственное управление и местное самоуправление 2) судебная власть 3) международная деятельность 4) национальная оборона 5) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 6) фундаментальные исследования и содействие научно-техническо­му прогрессу 7) промышленность, энергетика и строительная индустрия 8) сельское хозяйство и рыболовство 9) охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеоро­логия, картография и геодезия, стандартизация и метрология 10) транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 11) развитие рыночной инфраструктуры 12) жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство 13) предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуа­ций и стихийных бедствий 14) образование 15) культура и искусство 16) средства массовой информации 17) здравоохранение и физическая культура 18) социальная политика 19) обслуживание и погашение государственного долга 20) пополнение государственных запасов и резервов 21) региональное развитие 22) утилизация и ликвидация вооружения, включая выполнение меж­дународных договоров 23) прочие расходы; Для большей части государственных расходов можно однозначно оп­ределить, к какой из функций государства они относятся. Для некоторых функций в связи с их обширностью требуется конкретизация (особенно это относится к задаче развития экономики страны). Так, в настоящее вре­мя среди подобных функций государства наиболее актуальными являют­ся обеспечение конверсии военного производства, содействие структур­ной перестройке промышленности, проведение аграрной реформы. От­дельные узкоспециализированные функциональные разделы неизбежно могут иметь временный характер и подлежат отмене, когда соответству­ющая функция государства перестает быть основной. Функциональная классификация дополняется экономической класси­фикацией расходов бюджета. В ней выделены три группы расходов: 1) Текущие расходы (закупки товаров и оплата услуг, выплаты процен­тов, субсидии и текущие трансферты); 2) Капитальные расходы (капитальные вложения в основные фонды, со­здание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нема­териальных активов, капитальные трансферты); 3) Предоставление кредитов за вычетом погашения (платежи учреждений государственного управления, в результате которых у них появляются фи­нансовые требования по отношению к другим экономическим единицам либо они приобретают долевое участие в акционерном капитале предпри­ятий, минус поступления, уменьшающие объем подобных требований или долевого участия в акционерном капитале). В ведомственной классификации расходы бюджета группируются по ведомственному признаку. Первым уровнем ведомственной классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Этот перечень содержит 168 адресов. Выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства. Кроме того, как принято и в других странах, в качестве самостоятельных организационных компонентов показаны органы законодательной, судебной власти и исполнительный аппарат Президента и правительства. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует второй уровень ведомственной классификации и отражает финан­сирование по конкретным направлениям деятельности прямых получа­телей средств из федерального бюджета по определенным разделам и под­разделам функциональной классификации расходов бюджетов Россий­ской Федерации. Третий уровень ведомственной классификации расходов федерально­го бюджета детализирует направления финансирования по целевым ста­тьям и по прямым получателям средств. Динамика бюджетных показателей свидетельствует, что бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства, тогда как его социальная функция, ориентированная непосредс­твенно на человека, не получала необходимого финансового подкрепления для своей реализации. С переходом на рыночные основы хозяйствования акценты в распределении бюджетных средств непременно сместятся, отразив, во-первых, усиление социальной функции государства, во-вторых, изменения в содержании и направленности экономической функции. В общем случае, расходы бюджета подразделяются на две группы: бюджет текущих расходов и бюджет развития, куда включаются расходы, связанные с расширенным воспроизводством. Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недо­статке доходных источников. Сокращение может производиться только по защищенным статьям. Президентам РФ разработана и одобрена программа сокращения расходов федерального бюджета, включающая: - сокращение количества главных распорядителей бюджетных средств; - оптимизацию занятости в бюджетном секторе; - установление лимитов потребления тепла и энергии для бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета; - слияние, передачу или закрытие целого ряда организаций и учреждений, финансируемых из федерального бюджета; - приостановление работ и поставок для государственных нужд, не обеспеченных финансовыми ресурсами. Итак, уровень государственных расходов и налогов, несомненно, играет ведущую роль в определении объема выпуска продукции и занятости в экономике. Разница же между расходами и доходами правительства, а в частности способ покрытия этой разницы имеет не менее серьезные последствия для макроэкономики страны.

Планирование снижения государственного долга и дефицита бюджета.

Для обеспечения капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики, и для покрытия текущих бюджетных расходов используются государственные займы. Заемные средства привлекают и федеральное Правительство, и органы власти субъектов РФ. В зависимости от источника получения различают внутренние (от резидентов) и внешние (от нерезидентов) займы; соответственно образуется внутренний и внешний долг. Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это время положительных сальдо бюджета. Внутренний долг государства представляет собой обязательства перед резидентами – юридическими и физическими лицами. К ним относятся кредиты, полученные Правительством РФ, займы в форме ценных бумаг, выпущенных от имени Правительства. Привлекаемые государством из иностранных источников займы составляют финансовые обязательства России как заемщика или гаранта их погашения другими заемщиками и образуют государственный внешний долг. Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия. 1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче. 2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов развития производства. 3. Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, т.к. это обстоятельство приводит к сокращению капиталовложений внутри страны. 4. Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом каждого гражданина в отдельности. Предельный размер государственных внешних заимствований не должен, как правило, превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга. Он утверждается на планируемый год федеральным законом. Привлечение больших кредитов, переориентация на них отечественной финансовой системы создают опасный дестабилизирующий потенциал. Бюджетный дефицит – это сумма денег, на которую за данный год расходы правительства превосходят его доходы. Основные причины значительного бюджетного дефицита, проявившегося в условиях перехода к рыночной экономике в России – это низкая эффективность производства, значительные социальные расходы, невнесение налогов в бюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджетные механизмы, а также разрыв хозяйственных связей в связи с распадом бывшего единого союзного государства. В связи с этим в середине 90-х годов дефицит государственного бюджета России достигал уровня 20, а то и 25% доходов и превышал 5% ВВП. Меры по снижению бюджетного дефицита: 1. Конверсия. 2. Переход от финансирования к кредитованию. 3. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям. 4. Снижение расходов на управление государством. 5. Изменение системы налогообложения. 6. Повышение роли местных бюджетов. В качестве внутренних источников покрытия бюджетного дефицита в России широко использовалась денежная эмиссия (в 1990-1995 гг.), а с 1995 г. – государственные ценные бумаги – ГКО, ОФЗ, государственные сберегательные займы и пр. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат международные кредиты (займы). Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности и одновременно обеспечивать сокращение государственных расходов. Преодоление бюджетного дефицита прежде всего должно опираться на развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства. Что касается сокращения расходов бюджета, то оно может быть достигнуто путем изменения направления инвестирования бюджетных средств, использования только целевых финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать условия различных производителей. Важными путями уменьшения расходов является сокращение избыточных административных, военных и других затрат, финансирование лишь важнейших социальных программ, недопущение осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих реальной финансовой базы. Не исключается привлечение в страну иностранного капитала в целях модернизации производства, снижения затрат и сокращения на этой основе бюджетных расходов. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Заключение.

Эффективность социально-экономического развития страны в большой степени зависит от планирования государственных финансов. Финансовое планирование охватывает все стадии создания, распределения, перераспределения и использования денежных доходов и накоплений. Оно включает определение объема денежных средств и их источников, выявление резервов роста доходов, экономии расходов, установление оптимальных пропорций между централизованными и децентрализованными фондами и других показателей. В программу увеличения доходов федерального бюджета, утвержденную постановлением Правительства РФ, заложены меры по совершенствованию налоговой системы на основе ведения в действие Налогового кодекса РФ, сокращению расходов федерального бюджета с учетом приоритетов финансирования производственной и социальной сфер. Программа предусматривает полное обеспечение доходами федерального бюджета расходов, за исключением выплаты процентов по государственному долгу. Ее реализация позволит оптимизировать объем государственных заимствований и ограничить расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного долга РФ.

Список литературы:

Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькина. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 М.Г. Лапуста. Справочник директора предприятия.7-е изд., измен. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003 Н.И. Глазунова. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003