Каталог :: Финансы

Доклад: О финансах

           Понятие «финансы» зачастую отождествляют с деньгами.
Однако если финансы и деньги — это одно и то же, то  зачем существуют два
разных термина для одной и той же категории? Что же такое финансы?
Рассмотрим этот вопрос через призму истории развития данной категории.
Термин finansia возник в XIII—XV вв. в  торговых городах Италии и сначала
обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное
распространение и стал употребляться как понятие,  связанное с системой
денежных отношений между населением и государством по поводу образования
государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал,
во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали
материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег,
не может быть финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в
процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми
полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался
общегосударственный фонд денежных средств — бюджет. Следовательно, можно
сказать, что эти отношения носили фондовый характер; в-четвертых, регулярное
поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам,
сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что
достигалось посредством пра­вовой нормотворческой деятельности государства,
созда­ния соответствующего фискального аппарата.
Таковы основные признаки финансов. По ним безоши­бочно можно выделить финансы
из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения,
возникающие между гражданами, между гражданами и розничной торговлей (даже в
условиях регулирования го­сударством розничных цен), нельзя отнести к
финансам, так как государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-
правовым методом, для которого характерной чертой является равноположение
субъектов (равенство в их правах и обязанностях), объединенных данными
от­ношениями.
Таким образом, финансы — это всегда денежные от­ношения, но не любое денежное
отношение — всегда фина­нсовое отношение. Исходя из вышесказанного можно
сфор­мулировать общее определение финансов.
Финансы — это совокупность денежных отношений, организованных госу-
дарством, в процессе которых осуще­ствляется формирование и использование
общегосударст­венных фондов денежных средств для осуществления экономических,
социальных и политических задач.
Каковы предпосылки возникновения финансов? Ведь че­ловечество задолго до
этого имело деньги, товарно-денеж­ные отношения, государственное устройство.
Почему толь­ко в средние века возникли данное явление и термин, отражающий
его.
Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых
буржуазных революций хотя и сохрани­лись монархические режимы, но власть
монархов была зна­чительно урезана и самое главное произошло отторжение главы
государства (монарха) от казны. Возник общегосудар­ственный фонд денежных
средств — бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.
Вторая предпосылка. Формирование и использо­вание бюджета стало носить
системный характер, т. е. воз­никли системы государственных доходов и
расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.
Примечательно, что основные группы рас­ходной части бюджета практически не
изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре
направления расходов: на военные цели, управление, эконо­мику, социальные
нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX в. Там, где
сохранились монархичес­кие режимы, часть средств направлялась на содержание
двора. Например, в середине XIX в. на эти цели выделялось в бюджете Англии
—1,05%, Франции — 2,01, Пруссии — 3,9, России — 2,7% общего объема
государственных рас­ходов. Интересен и тот факт, что практически до сих пор
неизменной (II—13%) остается доля расходов на управле­ние в бюджетах разных
стран в различные периоды.
Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный
характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за
счет натуральных податей и трудовых повинностей.
Таким образом, только на данном этапе развития госу­дарственности и денежных
отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном
выра­жении. Распределительные отношения — часть экономичес­ких отношений в
обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы
экономических от­ношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко
выраженное специфическое общественное назначе­ние — формирование и
использование денежных фондов государства посредством особых форм движения
стоимо­сти. Финансы вместе с тем и историческая категория, так как они имеют
стадии возникновения, развития, т.е. изме­няются во времени.
Можно выделить два основных этапа развития финан­сов. Первый этап —
неразвитая форма финансов. Она характеризуется непроизводительным характером
финан­сов, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась
на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Второй
характерной чертой это­го периода была узость финансовой системы, так как она
состояла из одного звена — бюджетного, и количество финансовых отношений было
ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.
По мере развития товарно-денежных отношений, госу­дарственности возникала
необходимость в новых общего­сударственных фондах денежных средств и
соответственно новых группах денежных отношений по поводу их форм­ирования и
использования.
В настоящее время повсеместно, независимо от полити­ческого и экономического
устройства того или иного госу­дарства, финансы вступили в новую стадию
своего раз­вития. Это обусловлено многозвенностью финансовых си­стем, высокой
степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых
отношений. На этой стадии финансы становятся одним из важнейших орудий
косвенного воздействия на отношения общественного восп­роизводства:
воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.
В зависимости от конкретных экономических и полити­ческих условий, природы и
роли государства финансы, обладая практически одинаковыми институтами, часто
имеют качественно различное содержание. Так, например, до недавнего времени в
мире существовали две политичес­кие и экономические системы. Все финансовые
отношения капиталистических стран были направлены на воспроиз­водство
рыночных экономических отношений, а социали­стических стран — на
воспроизводство авторитарного ре­жима и соответственно централизованного
управления эко­номикой.
Рассмотрим подробнее этапы развития финансов в СССР и России. Выше было
отмечено, что финансовые отношения организует государство исходя из задач,
сто­ящих перед ним на том или ином этапе развития общества с учетом реально
сложившихся условий.
Строительство социалистических финансов началось то­лько после окончания
гражданской войны. Экономические условия в данный период были тяжелейшие:
разоренная страна, полный упадок хозяйства. Крупные предприятия
промышленности и торговли национализированы, но все еще велика доля частника,
особенно в оптовой и розничной торговле. Так, удельный вес частного сектора в
1923/24 г. в розничном товарообороте достигал 57,7%. Этот период
характеризовался неупорядоченным снабжением, стихий­ными ценами,
непредсказуемыми результатами хозяй­ственной деятельности, отсутствием
условий для планиро­вания таких показателей, как доход, прибыль,
себестои­мость.
Основными задачами в это время были, с одной сторо­ны, оживление экономики,
восстановление промышленности и сельского хозяйства даже с помощью частника и
кулачества, а с другой стороны, поддержка государственного сектора и
подавление частника.
Экономические и политические условия диктовали необ­ходимость максимальной
концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а задачи подъема
экономики тре­бовали заинтересованности товаропроизводителей. Следовательно,
система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать этим
требованиям. В связи с этим государство создает три основных
общегосударственных фонда денежных средств и, следовательно, три группы
денежных отношений, связанных с их форм­ованием и использованием. Основным
общегосударственным фондом стал государственный бюджет, главными источниками
поступлений — налоги. Налоговая система данного периода характеризова­ть
особой множественностью налогов. К первой группе налогов следует отнести
прямые налоги. Это налог на  доход, промысловый налог, рента с городских
земель, налог на строения, подоходный налог с населения,
сель­скохозяйственный налог и т.д. Значительную долю приносил налог на доход
(прибыль) государственных предприятий, так как почти весь он перечислялся в
бюджет. Небольшая доля оставалась на предприятии для расширения производства,
создания фонда улучшения быта рабочих и служащих. Средства этого фонда прежде
всего направлялись на строительство жилья. На эти же цели предприятиям
выделялись значительные суммы из бюджета. А так как в тот период жилищная
проблема стояла чре­звычайно остро, то такой подход решал и политическую
задачу: происходил мощный отток рабочей силы из частного сектора в
государственный. Несмотря на преимущества налога на доход (прибыль), он имел
серьезный недостаток — не обеспечивал устойчивость доходной базы
го­сударственного бюджета. Условия хозяйствования были таковы, что результат
деятельности мог быть определен только по окончании квартала, года,
соответственно и взносы в бюджет могли поступать с такой же периодич­ностью.
Чтобы обеспечить регулярные поступления в бюджет, необходимо было найти такой
объект налогообложения, который в хозяйственной деятельности любого
предпри­ятия имел постоянный характер. И такими объектами ста­ли отдельные
акты производственной и торговой деятель­ности. Например, взимался
государственный гербовый сбор со сделок, счетов, векселей, железнодорожных
наклад­ных и т. д.
Особое место в налоговой системе занимал промыс­ловый налог, которым
облагались промышленные и тор­говые предприятия, единоличные ремесла и
промысловые занятия. Налог состоял из двух самостоятельных плате­жей —
патентного и уравнительного сборов. Первый взи­мался при выдаче патентов на
право промышленной и торговой деятельности. Уравнительным сбором облага­лись
обороты предприятий. Характерной чертой данного налога была многократность
обложения, т. е. один и тот же товар облагался на всем пути движения от
производителя к потребителю.
Регулярность поступлений в бюджет обеспечивали и такие прямые налоги, как
подоходный налог с населения и сельскохозяйственный налог. Первый уплачивали
трудящи­еся предприятий, организаций всех форм собственности, второй —
крестьянство.
Вторую группу налогов составляли косвенные налоги в виде акцизов на товары
народного потребления.
Широко использовалась система доходов от госуда­рственного имущества. Сюда
относились арендная плата за земельные угодья, лесной доход, плата за добычу
угля и т. д.
Вся налоговая система была направлена на подавление частника в промышленности и
торговле и кулачества в сельском хозяйстве. Эту задачу превосходно решали
диф­ференцированные налоговые ставки. Для укрепления пози­ций социалистического
сектора применялись пониженные ставки с доходов государственных и кооперативных
пред­приятий и организаций, система льгот. Для частного сек­тора ставки
платежей устанавливались, как правило, в два раза выше. Аналогичное положение
было и при исчислении подоходного налога с физических лиц. По Положению о
подоходном налоге 1924 г. высшая прогрессивная ставка составляла 37,5% и
распространялась на всех плательщиков. Но уже 1926г. ставки  дифференцировали
по группам
ïëàòèëüùèêîâ.
Максимальная ставка для капиталистических элементов
áûëà
ïîâûøåíà äî 67.5,
а с 1927 г. - до 81%. Кроме того в 1931г. введен специальный сбор на нужды
культурного и жилищного строительства. С рабочих, служащих и кооперативных
кустарей он взимался в виде небольшой надбавки к окладу подоходного налога; для
частников эта надбавка достигла 200%, т.е. фактически изымался не то­лько доход
частника, но и значительная часть его капитала.   Вторым по значению
общегосударственным фондом денежных средств был фонд государственного
имущественного и личного страхования. Этот фонд формировался за счет
обязательных и добровольных взносов страхователей. Обязательному страхованию
подлежало имущество пред-риятий и организаций всех форм собственности, так как
даже для государственных предприятий в бюджете не были предусмотрены средства
на возмещение ущерба, и обеспечение непрерывности процесса производства
являлось функцией самого предприятия. Добровольному страхованию подлежало
имущество, здоровье и жизнь граждан.
Третьим общегосударственным фондом был фонд государственного социального
страхования, обеспечивающий сохранение, воспроизводство трудовых ресурсов. Он
формировался за счет взносов предприятий, организаций и отдельных лиц,
использующих наемную рабочую силу.
Вышеуказанная система финансовых отношений обеспечила выполнение поставленных
государством задач. Уже к 1930 г. в промышленности государственный сектор
становится господствующим, здесь производилось 94,4% валовой продукции.
Главными производителями сельхозпродукции становятся колхозы и совхозы.
Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках
государства и потребительской кооперации. Основным производственным звеном
стали предприятия действующие на началах хозяйственного расчета в условиях
централизованного планового управления народным хозяйством. Все показатели
деятельности предприятий планировались и носили директивный характер. На
этом этапе у государства уже другие задачи: реконструкция всех отраслей
народного хозяйства на базе социалистичес­кой индустриализации. Но
ограниченность финансовых ре­сурсов и отсутствие какой-либо помощи извне
обусловили продолжение политики жесткой централизации средств,
предназначенных как для накопления, так и потребления. Новые условия и новые
задачи требовали коренного изме­нения системы финансовых отношений. А так как
основной группой финансовых отношений выступают денежные от­ношения между
юридическими лицами и бюджетом, то, естественно, изменения коснулись прежде
всего их.
Налоговая реформа 1930/31 г. обеспечила значительное сокращение количества
налогов и платежей, упростила ме­тодики их расчета и порядок перечисления в
бюджет. На­пример, налог с оборота объединил 53 ранее действующих платежа.
Данный налог просуществовал до 1992 г., не меняя основополагающих признаков.
Налог с оборота фик­сировался в цене высокорентабельных товаров в твердых
нормах и полностью поступал в государственный бюджет по мере реализации
товара. Поэтому он обеспечивал регу­лярную и устойчивую мобилизацию денежных
ресурсов в народном хозяйстве для бесперебойного финансирования плановых
мероприятий.
Доля налога с оборота в общем объеме доходов госуда­рственного бюджета всегда
была очень высока. Например, в 1940 г.— 58,7%, 1950 г. — 55,8, 1960 г. —
40,7, 1970 г. — 31,5, 1975 г. — 30,4 в 1980 г. — 31,1%.
Вторым по величине источником доходов бюджетов всех уровней становятся
отчисления от прибыли: в 1940 г. — 12,1%, 1960 г. — 24,2, 1970 г. — 34,6, в
1975 г. — 31,9%. Этот доход, наоборот, претерпел существенные изменения.
Итак, в результате налоговой реформы 1930/31 г. подо­ходный налог с
государственных предприятий и некоторые другие платежи были заменены
отчислениями от прибыли. На этом же этапе был принят следующий порядок
рас­пределения прибыли. В первую очередь отчисления шли в поощрительные фонды
предприятия (фонд улучшения быта рабочих и служащих, фонд премирования
рационализато­ров производства), на плановые капитальные вложения, прирост
норматива собственных оборотных средств и дру­гие плановые потребности.
Естественно, все отчисления осуществлялись по нормативам, устанавливаемым
вышестоящими организациями (специализированными наркома­тами). Свободный
остаток прибыли перечислялся в
соотвåòñòâóþùèé
бюджет (в зависимости от подчиненности предприятия). В результате такого
распределения предпри­ятие получало около 28% прибыли, из них 12% направлялось
на капитальные вложения, 8%—на прирост норматива собственных оборотных средств,
5% — в поощ­рительные фонды и 3% —на другие цели. В бюджет приносилось 72%
прибыли.
В сельском хозяйстве сохранился сельскохозяйственный налог, но его ставки еще
жестче воздействовали на необщественный сектор сельскохозяйственного
производства. Данная организация финансов позволила государству  даже в
условиях Отечественной войны 1941—1945 гг. Выполнить поставленные задачи и к
1960-м годам страна по уровню развития промышленности становится одним из
крупнейших индустриальных государств мира. Были построены и введены в
действие десятки тысяч новых крупных промышленных предприятий. Число отраслей
и производств в промышленности возросло с 81—87 в 1925—1927 г. более чем до
300 в 1966 г. Особенно значителен был рост отраслей в машиностроении,
химической промышленности вдвое увеличилось количество отраслей в легкой и
пищевой промышленности.
Масштабы производства обусловили процесс децентрализации в управлении
экономикой, так как стало невозможным из центра решать конкретные задачи
отдельного предприятия. Но, передавая часть своих функций предприятиям,
социалистическое государство должно было обеспечить их соответствующими
денежными ресурсами. Возникла необ­ходимость формирования фондов денежных
средств не то­лько на уровне государства, но и на уровне отрасли и
предприятия. Следовательно, условия этого этапа вызвали к жизни совершенно
новые группы финансовых отношений: денежные отношения между предприятием и
государством  по поводу формирования и использования отраслевых фон­дов и
фондов предприятия. В связи с этим значительно возросла роль прибыли как
основного их источника.
Экономическая реформа 1965 г. утвердила новую систе­му распределения и
использования прибыли, в основу ко­торой положены следующие принципы:
повышение заинтересованности работников предприя­тий в общих результатах
работы, в связи с чем размеры материального поощрения работников были
поставлены в зависимость от роста реализации, прибыли и уровня
рен­табельности;
создание на предприятиях более широких возможностей для осуществления за счет
их прибыли и части амортизаци­онных отчислений мероприятий по обновлению
оборудова­ния, совершенствованию производства и других мер по внедрению новой
техники и расширению производства;
введение платности за пользование производственными фондами, предоставляемыми
государством предприятию в целях создания их заинтересованности в лучшем
исполь­зовании фондов;
повышение материальной ответственности предприятий за выполнение плана
прибыли и сохранность собственных оборотных средств.
Финансовые отношения по поводу распределения при­были представляют сложную
систему взаимоувязанных но­рмативов, методик расчета налогооблагаемых баз,
очеред­ности отчислений, льгот и санкций. В первую очередь осуществлялись
платежи в бюджет в виде платы за основ­ные производственные фонды и
нормируемые оборотные средства и платежи банку процентов за кредит. Плата за
фонды исчислялась по устанавливаемым на ряд лет нор­мативам (в основном 6%)
от среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых
обо­ротных средств. Таким образом, сумма платы за фонды представляла собой
величину, зависящую не от резуль­татов деятельности предприятия, а от
фактического нали­чия у предприятия производственных фондов. Такой поря­док
заставлял предприятия либо эффективно использовать все имеющиеся мощности,
либо избавляться от них.
После первоочередных отчислений оставалась так назы­ваемая расчетная прибыль,
которая направлялась в основ­ном на формирование отраслевых и
децентрализованных фондов. Сумма отчислений рассчитывалась по установлен­ным
нормативам и была связана с целым рядом показа­телей деятельности
предприятия. Оставшаяся часть прибы­ли шла на покрытие таких плановых затрат,
как финан­сирование капиталовложений и погашение долгосрочного кредита,
предоставленного на эту цель, покрытие убытков ЖКХ и др.
Так как затраты второго (использование ФМП, ФСКМ и ЖС, ФРП) и третьего
(финансирование капитальных вложений, погашение долгосрочного кредита,
погашение среднесрочного кредита, выданного на восполнение собственных
оборотных средств, финансирование прироста собственных оборотных средств и т.
д.) уровней планирова­ть и утверждались министерствами, то, безусловно, их
объемы устанавливались ниже планируемой и утвержда­ли прибыли, т. е. в
централизованном порядке обеспечивались условия возникновения свободного
остатка прибыли, который целиком направлялся в бюджет.
Таблица 1.1
Распределение пребыли промышленных предприятий* (%)
     
Распределение прибыли197019751980198119821983
Получено прибыли — всего100 100100100100100
из нее:
внесено в бюджет62 5860595960
в том числе:
плата за производственные
фонды17 2224242524
фиксированные (рентные) пла-
тежи5 41167
взносы свободного остатка
прибыли35 3033322728
отчисления от прибыли4 11211
оставлено в распоряжении
предприятия38 4240414140
Из таблицы видно, что размер свободного остатка при­были, перечисляемого в бюджет, в первые годы экономи­ческой реформы, значительно превышал размер платы за фонды, хотя в системе налогообложения ей выделяется особая роль. Анализ данных финансовых отношений показывает, что социалистическое государство очень неохотно выпускало из своих рук финансовые ресурсы, хотя условия этого на­стоятельно требовали. В самый жесткий период государст­во забирало у предприятий 72% прибыли, а в 1983 т., провозгласив политику децентрализации системы управле­ния экономикой. В итоге произошло несовпадение органи­зованных государством конкретных групп финансовых от­ношений с задачами производства — в среднем 60%. Жест­кое централизованное нормирование затрат сковывало инициативу предприятий, снижало заинтересованность в повышении эффективности производства, что не только не привело к улучшению положения в экономике, но способ­ствовало появлению убыточных предприятий и целых от­раслей. Стремясь изменить положение, государство в 80-е го­ды осуществляет ряд мероприятий, связанных с неко­торым совершенствованием методов распределения при­были, сохраняя в неизменном виде налоговую систему в целом. Такими мерами были: внедрение нормативного метода распределения прибыли, первой и второй модели хозяйственного расчета. Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные ме­тоды развития оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентируясь на вовлечение в произ­водство дополнительных трудовых и материальных ресур­сов. Как следствие, серьезно снизились темпы роста про­изводительности труда и другие показатели эффективно­сти. Треть предприятий оказалась убыточной. Народное хозяйство, располагающее огромными ресурсами, натолк­нулось на их нехватку. Образовался разрыв между обще­ственными потребностями и достигнутым уровнем произ­водства, между платежеспособным спросом и его матери­альным покрытием. Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался дефицитным. Уже нельзя было не при­знать серьезную деформацию всех звеньев финансов — государственных, отраслевых, региональных. К 1992 г. в стране произошла смена политических ори­ентиров, государство провозгласило курс на демократи­зацию и рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в ча­стности. Огромное значение в данном процессе имело раз­государствление и появление хозяйствующих субъектов различных форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т. д., институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды. Рыночная экономика привела к усилению роли финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усло-жнются. Во- вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом, т. е. самовозрастающей стоимостью. Лит-ра: 1.”Финансы” Учебное пособие( под ред. Проф. А.М. Ковалевой) М.:1997