Каталог :: Финансы

Лекция: Финансы

     Тема №1: Экономическая сущность финансов в условиях рыночного хозяйства.
     1. Необходимость и сущность финансов. С латинского «финансы»
означает наличность и доход. Финансы являются распределительной категорией,
связанной  с распределением валового общественного продукта (ВОП),
национального дохода (НД), денежных накоплений и дохода. Поскольку финансы
являются категорией, производной от денег, для их развития необходима высокая
степень развития товарно-денежных отношений. Другой предпосылкой возникновения
финансов является появление государства как субъекта распределительных
отношений, выполняющий функцию обороны и другие социально значимые функции, для
                обеспечения которых необходимы денежные средства.                
Для выявления финансов, как самостоятельной категории, необходимо выявить
сущностные признаки. Важной чертой финансов является фондовый характер.
Денежные фонды характеризуются следующими признаками:
·        всегда выражают отношение собственности;
·        средства денежных фондов находятся в постоянном, непрерывном
движении, т.е. расходуются и пополняются;
·        средства фондов всегда имеют строго целевое назначение.
Таким образом, денежные фонды  - четко обособленные денежные средства,
которые формируются и используются на определенные, заранее установленные,
цели.
     Финансы – совокупность денежных отношений, связанных с распространением
стоимости ВОП и НД посредством образования и использования денежных доходов и
накоплений и фонды денежных средств (ФДС) государства и субъектов
хозяйствования.
     2. Признаки финансов и функции финансов. Признаки финансов:
·        принцип единства основан на единстве законодательной и
нормативно-правовой базы, денежной, кредитной и налоговой системы, форм
финансовой документации и отчетности, и т.д.;
·        принцип сбалансированности означает, что стоимостная
оценка имущества хозяйствующих субъектов имеет конкретный источник формирования
за счет поступлений и доходов;
·        принцип целевой направленности предполагает направление
ФДС по заранее установленным  конкретным целям;
·        принцип диверсификации проявляется двояко:
     1)   в инвестировании денег из различных источников в разные объекты и
имущество;
     2)   создание многопрофильных предприятий, занимающихся различными
направлениями предпринимательской и некоммерческой деятельности;
·        принцип стратегической ориентированности означает, что
для достижения конкретных целей следует выработать четкую стратегию мобилизации
финансовых ресурсов, обеспечить оптимальное и эффективное финансирование
производства.
Выделяют две основные функции финансов:
o       с помощью распределительной происходит обеспечение финансовыми
ресурсами каждого экономического субъекта;
o       контрольная (проявляется на всех стадиях создания,
распределения и использования общественного продукта), объект данной функции –
финансовые показатели хозяйствующих субъектов.
     3. Финансовая система и ее структура. Финансовая система –
совокупность сфер функционирования финансовых отношений и обслуживающих их
финансовых учреждений.
     
     
       Тема №2: Финансовая политика и управление финансами.       
     1. Сущность и значение финансовой политики. Под финансовой
политикой понимается совокупность мероприятий государства по использованию
            финансов в экономическом и социальном развитии общества.            
Разработка и осуществление финансовой политики включает следующие направления:
1)     выработка обоснованных концепций развития финансов на определенный
период;
2)     определение основных направлений использования финансов на перспективу
и текущий период;
3)     выработка соответственного финансового механизма для реализации
финансовой политики;
4)     практическое осуществление поставленных целей.
В зависимости от длительности периода и объема решаемых задач различают
финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия – это
долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретных этапов развития
общества.
Для реализации финансовой политики используется соответствующий финансовый
механизм. Финансовый механизм – это совокупность способов реализации
финансовых отношений, которые изменяются государством и включают в себя виды,
формы, способы их организации и методы количественного определения.
     2. Общие понятия об управлении финансами. Под управлением 
понимается совокупность приемов и способов целенаправленного воздействия
субъектов управления на управляемый объект с целью его развития и стабилизации.
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами
называется финансовым аппаратом.
Методы управления:
Ø     планирование и прогнозирование;
Ø     оперативное управление;
Ø     учет;
Ø     анализ;
Ø     контроль.
В управлении финансами различают стратегическое (общее) и тактическое
(оперативное) управление. Стратегическое управление выражается в определении
финансовых ресурсов путем прогнозирования на перспективу, восстановление
объема финансовых ресурсов на реализацию крупных целевых программ. Оно
осуществляется высшими органами власти и государственного управления.
Оперативное управление финансами является функцией финансового аппарата.
Главный принцип управления – принцип научности, который означает, что при
выработке управленческих решений должны учитываться требования экономических
законов, юридических норм и экономической ситуации.
     3. Органы управления финансами и их функции. Общее управление
финансами в соответствии с Конституцией РФ возложено на высшие органы власти:
Совет Министров, Государственная Дума, аппарат Президента.
Государственная Дума обсуждает проект бюджета, вносит по нему решения,
направляет на обработку в правительство и принимает совместно с Президентом
решение о его принятии.
Правительство в лице Министерства Финансов составляет проект бюджета. Глава
государства подписывает бюджет как закон.
Оперативное управление финансами возложено на финансовый возглавляемый
Министерством Финансов России.
     
     
      Тема №3: Финансовое планирование и финансовый контроль.      
     1. Содержание и значение финансового планирования. Объектом
финансового планирования является финансовая деятельность субъектов
хозяйственного управления, которое отражается в соответствующих финансовых
планах. Финансовые планы составляются во всех звеньях финансовой системы,
причем формы финансового плана отражают специфику соответствующего звена
                               финансовой системы.                               
Конкретной задача финансового планирования определяется финансовой политикой.
В целом по государству главным финансовым прогнозом является сводный баланс
финансовых ресурсов государства.
Задачи финансового планирования:
ü     определение объема денежных средств и их источников;
ü     выявление результатов роста доходов;
ü     определение основных направлений экономии расходов;
ü     распределение денежных средств между фондами.
Методы финансового планирования:
Ø     экстраполяция, состоит в определении финансовых
показателей на основе выявления их динамики;
Ø     нормативный, основывается на использовании финансовых норм и нормативов;
Ø     математического моделирования, предполагает построение
финансовых моделей, которые имитируют течение реальных экономических процессов;
Ø     балансовый, используется для согласования направлений
использования финансовых ресурсов и источников их формирования;
     2. Содержание и значение контроля. Финансовый контроль
представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовых
вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления. Объектом
финансового контроля является денежно-распределительные процессы при
формировании и использовании финансовых ресурсов, а также ФДС на всех уровнях и
звеньях экономики.
На финансовый контроль возложены следующие основные задачи:
ü     содействие сбалансированности между потребительской стоимостью
финансовых ресурсов и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
ü     обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых
обязательств перед государственным бюджетом;
ü     выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов;
ü     содействие рациональному расходованию материальных ценностей и
денежных средств на предприятиях и организациях;
ü     содействие правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
ü     обеспечение и соблюдение действующего законодательства и нормативных актов;
ü     содействие высокой отдаче в области внешнеэкономической деятельности.
     3. Организация финансового контроля. В зависимости от субъектов
контроля различают: государственный, внутрихозяйственный, общественный и
независимый.
По формам проведения контроля различают: предварительный, текущий и последующий.
По методам и способам проведения финансового контроля различают: проверку,
обследование, анализ и ревизию.
     4. Аудиторский контроль. Аудиторский контроль – 
независимый контроль, осуществляемый аудиторскими фирмами и службами с целью
выявления ошибок в отчетности. Различают два вида аудиторского контроля:
внешний и внутрифирменный.
Цель аудита – выражение мнения о достоверности финансовой отчетности
аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета
законодательству РФ.
     Тема №4: Финансы предприятий функционирующих на коммерческих началах.
     1. Принципы и функции финансов предприятия Финансы предприятия
– это экономические отношения, опосредованные движением стоимости в
денежной форме, связанные с формированием, распределением и использованием
денежных фондов и накоплений в ходе осуществления хозяйствующим субъектом
воспроизводственного процесса.
Функции финансов предприятия:
o       воспроизводственная – реализуется посредством полного
удовлетворения оптимальных потребностей предприятия в денежных средствах на
всех стадиях воспроизводственного процесса за счет собственных доходов;
o       распределительная проявляется в процессе формирования
первоначального капитала, который образуется  за счет вкладов учредителей;
o       контрольная объективно проявляет себя в процессе
осуществления стоимостного учета затрат на производство и реализацию продукции,
выполнение работ, оказанию услуг;
Принципы организации финансов предприятия:
·        реализация принципа хозяйственной самостоятельности 
обеспечивается тем, что предприятия независимо от формы собственности
самостоятельно определяют направление своих расходов, источники их
финансирования, руководствуясь стремлением извлечь максимум прибыли;
·        принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат,
связанных с производством и реализацией продукции, инвестированием в развитие
производства за счет собственных денежных средств, а также (при необходимости)
различного рода кредитных ресурсов;
·        принцип материальной ответственности предусматривает
соответствующую систему мер правовой и экономической ответственности за
результаты финансово-хозяйственной деятельности;
·        принцип материальной заинтересованности объективно
предопределен основной целью предпринимательской деятельности – получением
прибыли;
·        принцип обеспечения финансовых резервов продиктован стремлением
создавать финансовые резервы с целью гарантировать возможность осуществления
предпринимательской деятельности в условиях риска.
     2. Финансовые ресурсы предприятий и условия их формирования в рыночной
экономике. Финансовые ресурсы предприятия – это денежные поступления и
доходы, находящиеся в расположении субъектов хозяйствования и предназначенные
для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, другими предприятиями,
для осуществления затрат по расширению воспроизводства и экономическому
стимулированию работников.
     3. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятия.
На организацию финансов предприятия влияют два фактора:
- организационно-правовая форма хозяйствования;
- отраслевые технико-экономические особенности.
     4. Планирование финансов предприятия. В настоящих условиях
предприятия самостоятельно разрабатывают свои планы. В ходе финансового
планирования большое внимание уделяется более полному выявлению внутренних
резервов, эффективному использованию производственных мощностей, рациональному
расходованию материальных, трудовых, финансовых ресурсов. Финансовые планы
строятся по форме баланса доходов и расходов. Финансовый план состоит из
следующих разделов:
1) денежные доходы и поступления денежных средств;
2) расходы и отчисления средств;
3) кредитные взаимоотношения предприятия с банковскими учреждениями;
4) взаимоотношения предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами.
     Тема №5: Финансовая деятельность хозяйствующих субъектов.
     1. Выручка от реализации продукции и валовый доход. В процессе
производства продукции, работ и услуг создается новая стоимость, которая
определяется ценой реализованной продукции. Результатом их реализации является
выручка, которая поступает на расчетный счет организации. Законодательно
          определено два метода учета выручки от реализации продукции:          
Ø     по мере отгрузки товаров и предъявления расчетных документов;
Ø     по мере оплаты и поступления денег на расчетный счет.
Выручка от реализации продукции является основным источником авансированного
в производство продукции капитала, его накопления, формирование
централизованных и децентрализованных ФДС. Своевременные поступления выручки
обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойность
производственного процесса. Из полученной выручки возмещаются материальные
затраты на сырье, материалы, топливо и др. предметы труда.
     Валовой доход – вновь созданная стоимость, которая направлена на выплату
заработной платы и формирования чистого дохода предприятия.
     2. Финансовая база воспроизводства основных средств. Основные
средства – средства, вложенные в основные производственные фонды, т.е.
материальные вещественные ценности, относящиеся к средствам труда и
используемые в процессе производства в течение периода превышающего 12 месяцев.
     Амортизация – процесс постепенного перенесения стоимости средств труда,
по мере их износа, на производимую продукцию, т.е. превращение в денежную форму
и накопление ресурсов для последующего воспроизводства основных средств.
     Срок полезного использования основных средств – период, в течение
которого объект основных средств может приносить доход.
     3. Формирование и использование оборотных средств предприятия. 
Оборотный капитал или оборотные средства наиболее подвижная часть
капитала организации, вложенная в текущие активы. Одна часть оборотного
капитала авансирована в сферу производства и образует оборотные
производственные фонды, другая находится в сфере обращения и образует 
фонды обращения.
Оборотные производственные фонды по своему содержанию представляют собой
предметы труда, а также орудия труда, учитываемые  в составе малоценных
быстроизнашивающихся предметов. Оборотные производственные фонды переносят
свою стоимость на стоимость готовой продукции.
К фондам обращения относятся:
§        готовая продукция на складе;
§        товары отгруженные;
§        денежные средства;
§        дебиторская задолженность
§        средства в расчетах.
     4. Порядок формирования и использования прибыли на предприятии. 
Прибыль – это основной источник формирования доходной части бюджетов всех
уровней. Обязательное условие для получения прибыли - превышение выручки от
реализации продукции над затратами на производство и реализацию ее.
Функции прибыли:
o       экономический показатель, характеризует финансовые результаты
хозяйственной деятельности предприятия;
o       стимулирующая, проявляется в процессе ее распределения и использования;
o       единственный из источников формирования финансовых ресурсов предприятия;
      Тема №6: Сущность и значение государственного бюджета.      
     1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета. В современной
экономической литературе термин «государственный бюджет» используется в
                              различных значениях:                              
§        в качестве финансовой категории, представляет собой определенную
совокупность денежных отношений;
§        в качестве ФДС, составляет финансовую основу его деятельности;
§        в качестве финансового плана или системы доходов и расходов
государства.
     Государственный бюджет – совокупность финансовых отношений,
складывающихся между государством с одной стороны и с юридическими и
физическими лицами с другой по поводу распределения общественного продукта и НД
путем формирования и использования ФДС государства.
     2. Функции бюджета. Функции государственного бюджета:
o       перераспределение НД определяется через формирование и
использование централизованных фондов денежных средств по уровням
государственных и территориальных властей и управления;
o       государственное регулирование и стимулирование экономики, 
в процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу
государства части НД, на этой основе возникают финансовые взаимоотношения
предприятия и государства. Бюджет активно участвует в распределении прибыли
предприятия;
o       финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление
социальной политики государства, посредством бюджета национальный доход
перераспределяется в непроизводственную сферу, для этого создаются денежные
фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования и
т.д.;
o       контроль за образованием и расходованием ФДС государства, 
предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением
и использованием бюджетных средств.
     3. Структура доходов государственного бюджета. Доходы бюджета
– денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в
соответствии с действующими бюджетным и налоговым законами в распоряжение
органов государственной власти и местного самоуправления.
В РФ доходы бюджета образуются за счет:
1.     налоговых доходов;
2.     неналоговых доходов (доходы от использования имущества, находящегося в
собственности государства; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными
учреждениями; прибыль банка России и т.д.);
3.     безвозмездные перечисления.
     4. Структура расходов государственного бюджета. Состав и
структура расходов государственного бюджета определяется их экономическим
содержанием и ролью в расширенном производстве.
Функциональная структура расходов включает в себя следующие разделы:
o       государственное управление и местное самоуправление;
o       международная деятельность;
o       национальная оборона;
o       промышленность, энергетика, строительная индустрия;
o       сельское хозяйство и рыболовство;
o       жилищно-коммунальное хозяйство;
o       образование;
o       здравоохранение и физическая культура.
Имеется экономическая классификация, которая включает текущие и капитальные
расходы. Текущие расходы включают в себя часть расходов бюджета,
обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти и местного
самоуправления. Капитальные расходы – часть расходов бюджета,
обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность.
                                                                          
     
       Тема №7: Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.       
     1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы РФ. 
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и
бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, процесс
                 формирования и использования бюджетных средств.                 
Составной частью бюджетного устройства является бюджетная система. Под 
бюджетной системой понимается основанное на экономических отношениях и
государственном устройстве РФ, регулируемое нормами права совокупность
федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система является главным звеном
финансовой системы государства.
В соответствии с конституцией и бюджетным кодексом РФ бюджетная система
состоит из трех уровней:
1.федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2.бюджеты субъектов РФ, краевые и областные бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов;
3.местные бюджеты.
     2. Характеристика основных принципов бюджетной системы РФ. 
Принципы бюджетной системы:
·        единство бюджетной системы РФ;
·        разграничение расходов и доходов между уровнями бюджетной системы;
·        самостоятельность бюджетов;
·        полнота отражения доходов и расходов в бюджете;
·        сбалансированность бюджета;
·        экономность и эффективность использования бюджетных средств;
·        общее совокупное покрытие расходов бюджета;
·        эластичность;
·        достоверность;
·        адресность и целевой характер бюджетных средств.
     3. Бюджетный федерализм. Бюджетный федерализм – отношения
в государстве с федеральным устройством между федеральными органами власти и
органами власти субъектов федерации, и в соответствии с этим с органами
местного самоуправления в части разграничения бюджетных прав и полномочий,
налогов и др. бюджетных доходов и расходов, исходя из задачи обеспечить
единство общегосударственных интересов и интересов населения, а также единства
федерального государства в целом.
                    Тема №8: Бюджетный процесс.                    
     1. Бюджетный процесс: полномочия его участников. Бюджетный
процесс – совокупность действий исполнительных и представительных органов
власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению
                               бюджетной системой.                               
Участниками бюджетного процесса являются:
1.     Президент РФ
2.     Органы законодательной и исполнительной власти
3.     Органы денежно-кредитного регулирования
4.     Органы финансового контроля
5.     Государственные внебюджетные фонды
6.     Главные распорядители и распорядители бюджетных средств
Бюджетный процесс включает в себя следующие стадии:
1)     сводное финансовое планирование и прогнозирование;
2)     составление бюджета;
3)     рассмотрение и утверждение бюджета;
4)     исполнение бюджета в течении бюджетного года;
5)     анализ и контроль исполнения бюджета.
Законодательные органы власти рассматривают, утверждают проекты бюджета и
отчеты о их исполнении и осуществляют последующий контроль за исполнением
бюджета. Исполнительные органы власти и органы местного самоуправления
осуществляют составление проектов бюджета, вынесение бюджета с необходимыми
документами и материалами на утверждение, также исполнение бюджета, сбор
доходов бюджета, управление государственным и муниципальным долгом,
осуществление ведомственного контроля за исполнением бюджета.
     2. Принципы и задачи бюджетного планирования. Составлению проекта
бюджета предшествует этап бюджетного планирования, который включает в себя:
1)     прогноз социально-экономического развития;
2)     подготовка сводного финансового баланса;
3)     определение основных направлений бюджетной налоговой политики на
очередной финансовый год.
Принципы бюджетного планирования:
·        регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;
·        адресный и целевой характер направления бюджетных средств;
·        непрерывность планирования годового бюджета;
·        стабильность финансовых показателей;
·        балансовый метод.
     3. Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджета. 
Составление проекта бюджета осуществляется Правительством и начинается не
позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Проект бюджета
рассматривается в четырех чтениях, по прошествии которых утверждается закон о
бюджете на очередной финансовый год.
     4. Исполнение бюджета. В настоящее время организация исполнения
бюджета возложена на казначейство РФ.
Исполнение бюджета осуществляется на основе принципа единства кассы, который
предусматривает зачисление всех поступающих доходов и поступление из
источников финансирования на единый счет бюджета, и осуществления расходов с
данным счетом.
                   Тема №9: Внебюджетные фонды.                   
     1. Понятие и структура внебюджетных фондов. В отечественной
экономической литературе принято считать внебюджетными фондами самостоятельные
звенья финансовой системы, что определяется следующими аргументами:
1.      внебюджетные фонды создаются и используются на строго определенные
публичные цели, имеющие значение для конкретных территорий и всего
государства в целом;
2.      правовое положение фонда определяется положением о фонде,
утверждается соответствующими представительными органами;
3.      денежные средства фонда, обособлены от бюджета и на покрытие
бюджетных расходов не используются, равно как и средства бюджета не
перечисляются во внебюджетные фонды.
Государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных
средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Источники формирования внебюджетных фондов:
§        специальные налоги и сборы;
§        ассигнования из местных из федеральных, региональных и местных
бюджетов;
§        специальные займы;
§        добровольные поступления.
     2. Социальные внебюджетные фонды. Среди внебюджетных фондов особое
значение имеют социальные внебюджетные фонды. Спецификой внебюджетных фондов
является четкое закрепление доходов источников и строго целевое использование
средств.
В состав государственных внебюджетных фондов в настоящее время входят:
- Пенсионный фонд РФ;
- Фонд социального страхования;
- федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
- Государственный фонд занятости населения РФ.
Социальные внебюджетные фонды за исключением Государственного фонда занятости
являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Главная задача
государственных социальных внебюджетных фондов – разгрузка Федерального
бюджета и осуществление социальных выплат и вознаграждений.
             Тема №10: Страхование в системе финансов.             
     1. Экономическая сущность страхования. Возникновение страхования
обусловлено идеей перераспределений потерь, падающих на одно лицо в результате
какого-то несчастного случая на целую группу лиц, подверженных той же
                                   опасности.                                   
     Страхование как экономическая категория отражает процесс формирования
целевых ФДС и их использование на возмещение ущерба. Страхованию свойственна
возвратность платежей.
Можно выделить две задачи страхования:
ü     возмещение ущерба гражданам и юридическим лицам, пострадавшим при
возникновении неблагоприятных событий различного характера;
ü     сбережение, суть которого заключается каким-либо человеком капитала,
предназначенного для осуществления намеченной им цели.
Страхование является гарантом компенсации ущербов, нанесенных имущественным
интересам государства, хозяйствующим субъектам и населению.
     2.Понятия и термины страхования. Страховой терминологии
характерны следующие основные понятия: страхователь, страховщик, объект
страхования, страховая ответственность, страховой риск, страховой случай,
договор страхования, страховая сумма, страховая премия, страховой тариф,
страховой продукт,  страховой ущерб, срок страхования, страховой посредник,
перестрахование.
     3.Государственное имущественное и личное страхование. Страхование
осуществляется в двух основных формах – обязательное и добровольное. В РФ
законодательно предусмотрено два способа проведения обязательного страхования:
1. обязательное страхование;
2. обязательное государственное страхование.
В России традиционно принято делить страхование на две отрасли:
- личное;
- имущественное.
           Тема №11: Финансы некоммерческих предприятий.           
     1. Понятие некоммерческих  организаций их классификация. Источники
финансовых ресурсов. Некоммерческие организации не имеют
извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют
полученную прибыль между участниками. Они вправе заниматься предпринимательской
деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для уставных целей.
В Гражданском кодексе РФ определены следующие формы существования
некоммерческих организаций: потребительские кооперативы, учреждения, фонды,
общественные и религиозные организации, ассоциации, союзы.
Источники финансовых ресурсов:
1)     бюджетные средства, выделяемые учреждениям и организациям;
2)     денежные средства различных предприятий, общественных организаций,
граждан, поступающие за выполненные работы;
3)     поступления от оказания платных услуг населению и другим потребителям
и продажи изделий собственного производства;
4)     выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;
5)     добровольные взносы от предприятий и граждан.
6)     прочие денежные поступления.
     2. Финансовый механизм предприятий в сфере некоммерческой деятельности. 
Новый финансовый механизм характеризуется прежде всего сочетанием бюджетного
финансирования учреждений с развитием платных услуг. Источниками формирования
имущества некоммерческой организации являются:
1)     регулярные и единовременные поступления от учредителей;
2)     добровольные имущественные взносы и пожертвования;
3)     выручка от реализации товаров, работ, услуг;
4)     дивиденды по ценным бумагам;
5)     доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
6)     другие незапрещенные законом поступления.
     3. Финансы общественных объединений. Финансы общественных
объединений включают следующие денежные отношения:
-между общественными объединениями их членами – по уплате вступительных и
членских взносов;
-внутри общественного объединения – по формированию и использованию фондов;
-между нижестоящими и вышестоящими общественными объединениями (филиалами) –
по передаче доходов вышестоящим организациям, оказанию помощи со стороны
вышестоящих организаций;
-общественных объединений с предприятиями, учреждениями;
-между общественными организациями и подведомственными производственно-
хозяйственными организациями.
В финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений сочетаются
коммерческий расчет и сметное финансирование.
     
     
     Тема №12: Необходимость и сущность денег в рыночной
экономике.
     1. Происхождение и сущность денег. Деньги – историческая
    категория, присущая товарному производству. Предпосылки появления денег:    
1)     переход от натурального хозяйства к производству и обмену товаров;
2)     возникновение имущественной независимости хозяйствующих субъектов,
собственников, производящих товарную продукцию;
3)     соблюдение эквивалентности при обмене.
Деньги – особый специфический товар, монопольно выполняющий роль всеобщего
эквивалента, который выражает стоимость всех товаров и с помощью которого
осуществляется обмен.
     2. Функции денег:
o       мера стоимости;
o       средство обращения;
o       средство накопления и сбережения;
o       средство платежа;
o       мировые деньги.
     3. Виды денег. В своей эволюции деньги выступают в двух основных видах:
§        действительные (реальные);
§        заменители действительных денег (знаки стоимости).
     Действительные деньги – деньги номинальная стоимость которых
соответствует их реальной стоимости.
     Знаки стоимости – деньги номинальная стоимость которых превышает
реальную. К ним относятся металлические знаки стоимости и бумажные знаки
стоимости (бумажные и кредитные деньги).
     4. Теории денег.
     
Теория денег:Представители:
металлическаяУ. Стеффорд
номиналистическаяДж. Беркли, У. Стюарт
количественнаяД. Юм, Дж. Миль, Монтескье
Тема №13: Денежный оборот и его структура. 1. Сущность и значение денежного обращения. Денежное обращение – движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающих реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного оборота является товарное производство и общественное разделение труда. Денежный оборот подразделяется на наличный и безналичный. 2. Наличный денежный оборот. Участниками наличного денежного оборота являются предприятия, организации, учреждения, независимо от форм собственности, банковские финансовые органы и население. Наличный денежный оборот – совокупность платежей, произведенных наличными деньгами. Средством обращения платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы, услуги. 3. Безналичный денежный оборот. Безналичный денежный оборот – совокупность платежей, осуществленных в форме безналичных денег. Различают следующие формы безналичных расчетов: - платежными поручениями; - платежными требованиями поручениями; - чеками; - аккредитивами; - инкассо. 4. Денежная масса. Закон денежного обращения. Денежная масса – совокупность покупательных, платежных, накопительных средств, которые обслуживают экономические связи и принадлежат юридическим и физическим лицам и государству. - закон денежного обращения, где: М – количество денег, необходимых для обращения, НП * Ц – сумма цен реализованных товаров и услуг, П – платежи, по которым наступил срок погашения, К – сумма цен товаров, проданных в кредит, ВП – сумма взаимопогашаемых платежей, C0 скорость обращения денег. 5. Инфляция как социально-экономический процесс. Инфляция – это обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике их становится больше чем нужно. Типы инфляции: инфляция спроса; инфляция издержек производства. Виды инфляции: § умеренная (10-20%); § галопирующая (20-200%); § гиперинфляция (1000% и более). Тема №14: Денежная система. 1. Сущность и типы денежных систем. Денежная система – устанавливаемая государством организация денежного оборота страны. Исторически сформировались два основных типа денежного оборота: 1) система обращения металлических денег; 2) система обращения бумажных и кредитных денег. Обращение металлических денег характеризуется двумя разновидностями денежной системы: 1) биметаллизмом и 2) монометаллизмом. В зависимости от характера обмена бумажных и кредитных денег на золото различают три стадии развития золотого монометаллизма: золотомонетный стандарт; золотослитковый стандарт и золотодевизный стандарт. 2. Денежная система России. Становление денежной системы России имеет длительную историю. В 11-12 вв. национальной денежной единицей России была гривна. С 1769 г. в России начали выпуск бумажных денег – ассигнаций. В 1839 г. была проведена девальвация ассигнаций. Серебреный рубль был объявлен основой денежной единицы. Реформа 1895-1896 гг. предусматривала введение стопроцентного обеспечения находящихся в обращении денег. Национальной денежной единицей стал золотой рубль. В октябре 1922г. был выпущен червонец – банковский билет государственного банка. До 1924 г. наряду с червонцем выпускались еще советские знаки. Денежная реформа 1947 г. заключалась в обмене находившихся в обращении денег на вновь выпущенные деньги. В 1861 г. была проведена деноминация рубля в отношении 10:1. В 1998 г. - очередная деноминация рубля в отношении 1000:1. Исключенным правом эмиссии наличных денег на территории РФ обладает Центральный Банк. Расчеты между организациями обслуживают коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а расчеты между банками на территории России осуществляются через расчетно-кассовые центры, созданные Центральным Банком. 3. Денежные системы зарубежных стран. Денежная система США. Денежное обращение США вначале осуществлялось английскими фунтами стерлингов и испанскими серебряными долларами. В 1785 г. конгресс США зафиксировал доллар в качестве денежной единицей. В настоящее время эмиссию денег осуществляет казначейство. Регулирование денежной системы осуществляют органы управления Федеральной Резервной Системой (ФРС), они включают: Совет Управляющих ФРС, комитет по операциям на открытом рынке, совещательный совет, правление отдельных федеральных банков. Денежная система Англии. В Англии денежной единицей является фунт стерлинг. В стране несколько веков господствовал биметаллизм. В 1816г. Англия перешла к золотому монометаллизму. Государственным органом, регулирующим денежную систему является банк Англии, он же и осуществляет эмиссию денег. Денежная система Франции. Во Франции на протяжении большей части 19в. существовал биметаллизм. В1873г. был переход от биметаллизма к золотому монометаллизму. Во Франции существуют четыре источника выпуска денег: § Центральный Банк (Банк Франции); § банки и некоторые финансово-кредитные институты, создающие квазиденьги; § Министерство Финансов; § депозитносохранная касса, осуществляющая косвенную эмиссию денег. Денежная система Германии. До 70-х годов 19в. в Германии не было единой денежной системы, основаны они были на серебренном монометаллизме. Кроме того в обращении находились также банкноты и бумажные деньги. Политическое объединение немецких земель и образование Германской Империи привело к созданию единой денежной системы, основанной на золотом монометаллизме, была введена денежная единица – рейхсмарка. В 1948г. была введена новая денежная единица – немецкая марка, состоящая из ста пфеннигов. Денежная система Японии. Эмиссионный институт – Банк Японии – был учрежден в 1882г. Золотой стандарт в Японии был введен в 1897г. Официальный золотой стандарт был отменен в 1933г. Денежная единица Японии – иена. Тема №15: Международные валютно-финансовые отношения. 1. Валютная система: сущность, виды, элементы. Валютная система – совокупность валютно-экономических отношений между элементами и валютным механизмом. Валютные отношения – повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютных денежных рынках в целях осуществления международных расчетов. Различают мировую (межгосударственную), региональную и национальную валютные системы. Исторически существует четыре типа мировых валютных систем: 1. была создана в 1867 г. Парижским соглашением; 2. была оформлена мировым соглашением на Генуэзской конференции в 1922 г.; 3. была оформлена в результате Бретон-Вудского соглашения в 1944г.; 4. действует в настоящее время, основы данной мировой валютной системы были заложены в 1971 г. Ямайским соглашением. 2. Валютный курс и его роль в экономике. Валютный курс – стоимость одной валюты в отношении к другой валюте, т.е. соотношение между денежными единицами разных стран. Существует пять систем валютного курса: 1) «свободное плавание»; 2) «управляемое плавание»; 3) фиксированные курсы; 4) «целевые зоны»; 5) «гибридная система»; На величину валютного курса влияют следующие факторы: 1. структурные факторы (конкурентоспособность товаров, покупательная способность денежной единицы, темпы инфляции, состояние платежного баланса) 2. конъюнктурные факторы (деятельность валютных рынков, кризис, войны) 3. Платежный и расчетный баланс. Платежный баланс - соотношение платежей, произведенных страной за границей и поступления получаемых ею из за границы за определенный период времени. Платежный баланс включает два основных счета: - счет текущих операций; - счет капитала и финансовых операций. Расчетный баланс представляет собой требования обязательства страны по отношению к зарубежным странам. Тема №16: Необходимость и сущность кредита. 1. Сущность кредита. Кредит (от лат. creditum – ссуда) - предоставление денег или товаров в долг (пользование на срок на условиях возвратности) и, как правило, с уплатой процента. При кредитных отношениях субъектами выступают кредитор и заемщик. Кредит обслуживает движение капитала. Таким образом проявляется вторая метаморфоза денежного обращения (Т – Д - Т’). 2. Ссудный капитал и деньги. Ссудный капитал – это одна из форм возрастающей стоимости. Главной чертой ссудного капитала как экономической категории является передача стоимости во временное пользование с целью реализации его специфического качества – способности приносить прибыль в виде процента. Количественным определением процента является его ставка, или норма. Норма процента – это отношение годового дохода, полученного на ссудный капитал, к сумме предоставленного кредита, умноженное на 100%. 3. Рынок ссудных капиталов. Рынок ссудных капиталов - специфическая сфера производственных отношений, где объектом сделки является денежный капитал, предоставляемый в ссуду на условиях возвратности и уплаты процента. Инструментами сделок на рынке ссудных капиталов служат векселя, депозитные сертификаты, банковские акцепты, ценные бумаги. 4.Функции кредита. Кредит выполняет следующие функции: o перераспределительная; o функция экономии издержек обращения; o функция кредита как ускорение концентрации и централизации капитала; o взаимодействие кредита с процессом воспроизводства. 5. Теории кредита. Выделяют три теории кредита: - натуралистическая (Смит, Рикардо); - капиталотворческая (Дж. Ло, Г. Маклеод); - экспансионистская (Ганн, Шумпетер, Хоутри, Кейнс). Тема №17: Кредит в международных экономических отношений. 1. Сущность, роль, формы международного кредита. Международный кредит представляет собой опосредование экономических связей между страной и другими зарубежными странами и характеризует движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. 2. Кредит в международной торговле. Кредит в международной торговле можно подразделить на два направления: во-первых, это кредитование экспорта, во-вторых, кредитование импорта. Страхование рисков во внешней торговле выступает в следующих формах: 1) частное страхование, осуществляемое страховыми компаниями; 2) государственные гарантии, когда риск берет на себя государство. 3. Межгосударственные кредиты. Межправительственные кредиты представляют собой разновидность международного кредита. По своей сути они есть форма предоставления ссуд правительством одной страны другой стране за счет государственного бюджета. 4. Валютно-финансовые условия международного кредита. Условия международного кредита включают следующие понятия: 1) валюта кредита (займа); 2) валюта платежа; 3) сумма (лимит) кредита; 4) порядок (график) получения кредита; 5) порядок (график) погашения кредита; 6) стоимость кредита; 7) вид обеспечения кредита; 8) методы страхования (хеджирования) рисков. 5. Международные финансовые кредитные системы. С целью развития и сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают МВФ и МБРР. По мере развития МБРР были созданы четыре филиала: 1) МФК (международная финансовая корпорация); 2) МАР (международная ассоциация развития); 3) МЦУИС (международный центр урегулирования инвестиционных споров); 4) МАГИ (многостороннее агентство по гарантированию инвестиций). Тема №18: Кредитная система. 1. Понятие и сущность кредитной системы. Кредитная система рассматривается либо как совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования, либо как совокупность кредитно-финансовых учреждений. Кредитная система: 2.Формы и виды кредита. Формы кредита. В зависимости от того, кто в кредитной сделке является кредитором, кредит делится: § банковский кредит; § хозяйственный (коммерческий) кредит – кредиторами являются хозяйственные организации; § государственный кредит – государство в качестве кредитора предоставляет кредит различным субъектам; § международный кредит; § гражданский (частный, личный) кредит – основан на участии в кредитной сделке в качестве кредитора отдельных граждан; В зависимости от целевых потребностей заемщика кредит делится на: производительный и потребительский. Виды кредиты: 1. В зависимости от отраслевой направленности: промышленный, сельскохозяйственный, торговый; 2. В зависимости от объектов кредитования: топливо, материалы, сырье, товары и т.д. 3. В зависимости от обеспеченности: полное обеспечение, неполное обеспечение, без обеспечения; 4. В зависимости от срочности: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные; 5. В зависимости от платности за его использование: платный, бесплатный, дорогой, дешевый. 3. Кредитные деньги. Различают следующие виды кредитных денег: 1) вексель – письменное долговое обязательство строгой формы, дающее его владельцу установленное законом бесспорное право по наступлению срока требовать от должника уплаты указанной денежной суммы; 2) банкнота – казначейский вексель, выпускаемый государством для покрытия своих расходов и представляющий собой краткосрочное обязательство государства со сроком погашения 3, 6, 12 месяцев; 3) чек – денежный документ установленной формы, содержащий приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате его владельцу указанной суммы; 4) кредитная карточка – именной денежный документ, выпущенный банком, удостоверяющий личность владельца текущего счета в банке и дающий ему право снимать наличные деньги. Тема №19: Банковская система и ее элементы. 1. Возникновение и развитие банка. Для периода зарождения первых государств на Древнем Востоке характерно использование в качестве денег наиболее значимых предметов потребления. Использование товарных денег требовало их накопления в качестве всеобщего эквивалента. Местом их хранения были храмы. Храмы осуществляли основные денежные операции, способствовали зарождению кредитных операций, осуществляли расчетно-кассовые операции, совершали платежный оборот. Развитие общественного разделение труда содействовало созданию торговых домов. В результате развития товарно-денежных отношений появляются устойчивые формы организации денежно-кредитного хозяйства: ассоциации и товарищества. Банковская деятельность – специфическая форма предпринимательской деятельности, связанная с привлечением денежных средств и распределением ссудных капиталов. 2. Понятие и основные элементы банковской системы на современном этапе. В соответствии с банковским законодательством банк - кредитная организация, которая выполняет депозитные, кредитные и расчетные операции. Функции банков: 1. банки обеспечивают концентрацию свободных ресурсов и капитала, необходимых для поддержания непрерывности и ускорения производства; 2. регулирование денежного оборота. Банковская система – ключевое звено кредитной системы, она включает два уровня: эмиссионный и неэмиссионный. Основные элементы банковской системы: § Центральный банк; § коммерческие банки; § специализированные банки; § специализированные финансово-кредитные институты. 3. Типы банков и специализированных финансово-кредитных институтов. Классификация банков в зависимости от следующих признаков: 1) по форме собственности: государственные и негосударственные; 2) по способам формирования уставного капитала: акционерное общество открытого и закрытого типа и паевые; 3) по специфике выполняемых функций: универсальные и специализированные; 4) по размеру уставного капитала: мелкие, средние, крупные; 5) по наличию филиалов: банки, имеющие филиалы и неимеющие таковых; 6) по сфере обслуживания: региональные, межрегиональные, национальные, международные. Тема №20: Коммерческие банки. 1. Понятие и функции коммерческих банков. Коммерческие банки – организации, создаваемые для привлечения денежных средств и их размещения от своего имени на условиях срочности, платежности и возвратности. Основное назначение коммерческих банков: посредничество в перемещении денежных средств от кредитора к заемщику и от покупателей к продавцам. Функции коммерческих банков: o аккумуляция временно свободных денежных средств и превращение их в капитал; o кредитование предприятий, государства, населения; o осуществление расчетов и платежей в хозяйстве; o выпуск кредитных денег (создание платежных средств); o эмиссионно-учредительная функция – организация выпуска и размещения ценных бумаг; o консультационное обслуживание клиентов. Принципы деятельности коммерческих банков: · работа банка в пределах реально имеющихся ресурсов; · полная экономическая самостоятельность; · взаимоотношение банка с клиентами строится на рыночных отношениях; · регулирование деятельности коммерческих банков осуществляется косвенными экономическими методами; 2. Операции коммерческих банков. В зависимости от способов формирования и размещения ресурсов банка различают активные и пассивные операции. Пассивные операции коммерческих банков: 1) первичная эмиссия ценных бумаг; 2) депозитные операции – прием вкладов; 3) отчисления от прибыли на формирование и увеличение уставного капитала. Активные операции коммерческих банков: 1) кредитные операции; 2) инвестиции в ценные бумаги; 3) кассовые операции; 4) прочие активы. Кредитные операции составляют основу деятельности коммерческих банков в размещении его ресурсной базы. Они приносят банку значительную часть его доходов. Российские коммерческие банки выступают эмитентом ценных бумаг. Коммерческие банки могут выпускать следующие ценные бумаги: § акции; § собственные долговые обязательства – облигации, депозитные сертификаты, векселя. Тема №21: Центральные банки (ЦБ). 1. ЦБ и их функции. Главным звеном бюджетной системы любого государства является ЦБ страны. ЦБ является регулирующим звеном бюджетной системы, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного оборота, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением бюджетной системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов. Функции ЦБ: o регулирующая, связана с регулированием денежной массы в обращении; o контрольная, включает определение соответствия требованиям качества составу бюджетной системы; o информационная, функция научно-исследовательского и информационно статистического центра. 2. Основы денежно-кредитного регулирования. ЦБ осуществляет денежно кредитное регулирование страны. Основные методы денежно-кредитного регулирования: Ø дисконтная (учетная) политика, т.е. изменение процентных ставок, по которым ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам; Ø изменение норм обязательных резервов оказывает существенное воздействие на ресурсы коммерческих банков, следовательно на их возможности предоставлять ссуды; Ø операции на открытом рынке – эти операции влияют на деятельность коммерческих банков через объемы их ресурсов; Ø валютная политика, поддерживает стабильность курса национальной валюты. 3. Операции ЦБ. ЦБ осуществляет свои функции через банковские операции: пассивные и активные. К основным пассивные операциям ЦБ относятся: эмиссия банкнот, прием вкладов коммерческих банков и казначейства, операции по образованию собственного капитала. Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, покупке государственных ценных бумаг и увеличении золотовалютных резервов. Источником ресурсов ЦБ служат вклады казначейства и коммерческих банков. К основным активным операциям ЦБ относятся учетно-ссудные операции, вложения в ценные бумаги, операции с золотом и их валютой.