Каталог :: Финансы

Шпора: Шпора по ФДОК СПГУВК

     1)ФУНКЦИИ ДЕНЕГ.ДЕНЕЖН ОБРАЩЕНИЕ,ДЕНЕЖ ОБОРОТ.
Деньги нах-ся в постоянном движении м/у тремя субьектами(госуд,физ и юридич
лица).движение денег при выполнении ими своих функций в налич и безналич
формах есть ДЕНЕЖН ОБРАЩЕНИЕ.ФУНКЦИИ ДЕНЕГ- измерение стоимости;сред-ва
обращения;ср-ва накопления.ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ СТРАНЫ=сумме всех платежей
совершаемых тремя субьектами в налич и безналич формах за опред период
времени.
     2)ФОРМЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ.
-наличные(движение налич денег в сфере обращения при выполнении двух
функций*сред-ва обращен и сред-ва платежей.)-безналичные(движение
стоимости без участия наличных денег путём перенесения денежн сред-в по счетам
кредитных организаций.Обслуживаются видами кредитных орудий
обращения-банкноты,монеты//векселя,карточки,чеки.Обслуживают отношен
м/у-отдельн физия лица,юридич и физич лица,юрид лица и гос-во,физ лица и
гос-во.//юрид лицами разных форм собст-ти ,юрид лицами и кредитныи\ми
организациями,юрид и физич лицами.Размер оборота зависит от 1)объёмов тов и
услуг.2)звенностью расчёта.3)уровнем цен.Объём обращения состов-т 10%//90%.
     3)ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ.
масса ден для обращ-я прямо пропорцион кол-ву проданных на рынке тов и услуг
а также цены на эти тов и усл и обратно пропорц скорости обращения денег.с
появлен и развитием кредитных отнош (когда тов прод-ся в кред под долговые
обязательства).З.Д.О. несколько видо измен-ся  и приоб-л след форму:Кол-во
денег равно=сумма цен реализуемых тов и усл ---сумма проданных тов   в кред
(срок платежа по кот не наступ)+сумма плат по долговым обязательтвам---сумма
взаимно погасающихся платежей/ среднее число оборотов в денеж массы.
     4)ДЕНЕЖНЫЕ  АГРЕГАТЫ.
В экономике развитых стран,а позднее и в нашей странне в финансовой статистики
для анализа изменения ден массы за опред период стали исп-ся такие показатели
как денеж агрегаты.1)М
-налич деньги.2)М-в
него вход предид и сред-ва на текущих расчётных счетах  кредитн учреждений физ
и юрид лиц.3)Соответ-но М+сроч вклады
населения  в сбербанках.4)М3=М2+сертификаты и госуд облигации.5)М4 включ в себя
М3+раззличн формы депозитов кредитных учреждений.Д.м зависит от 2
факторов:-кол-во денег,-скорост обращен.Кол-во денег необх для выполнения своих
функций устан-ся эк законом ден обращен.открыл Карл Маркс.
     

5) ЭЛЕМЕНТЫ ДЕНЕЖ СИСТ

1)наименование денеж единицы устан-ся в законодат порядке.2) эмиссионный мех-м законодат установленный порядок выпуска в обращен денеж знаков.Эмиссия ЦБ осущ-ся нескольк путями :а)кредиование комерч учреждений.б)кредитов через госуд ценные бумаги.3)структура ден массы в обращ-ии т.е. кол-во нал и безнал денег.4)прогнозное ланирование.5) мех-м денежно –кредитного регулирования.6)порядок установлен валют курса или валют котировок,т.е. соотношение ден единицы страны к иностран валюте.7) порядок кассовой дисциплины в хоз-ве-совок-ть форм,правил,отчётной документации у юридич и физич лиц при организации ден обращения.

6)ПРИНЦИП ФУНКЦИОНИР ДЕНЕЖ СИСТ

1)управление осущ-ся через аппарат ЦБ.2)разработка централиз-х планов.3)устойчивость и эластич-ть ден оборота,исключ при этом инфляцию.4)кредитных хар-р денеж эмиссии .5)обеспеченность-что выпускаемые в оборот ден знаки дол быть застрахованы активами банков(товарно материальн ценностями,золото,иностран вал,цен бумаги)6)Надзор и контроль ден оборотом сос стороны гос-ва осущ-ся через банковскую сист финанс и налог сист.7)на террит страны функционирует сключит-но 1 денеж единица. 7)ВНЕШ И ВНУТР ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ИНФЛЯЦИЮ И-это переполнение каналов ден обращения относит-но товарной массы. Первопричина инф-ого процесса –диспропорция м/у различн сферами народ хоз-ва,накоплением и потреблением,спросом и предложен,дох-ми и расх-ми гос-ва,денежной массой и потребностями хоз-ва в деньгах.Сущ внутр и внеш факторы влияющие на инфляц процессы:внутренние факторы:неденежные-монополизация произ-ва,госуд монополистич ценообразование.денежные-дифицит бюдж,рост госуд долга,бесконтрольн эмиссия денег.Внешние факторы:мировые структурные кризисы(сырьевые,энергетич,валютные)Кантробанда золота и валюты или нелег ввоз. 8)ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ 1)Инф-ия спроса.Особен-ти:спрос превыш предложен,что ведёт к росту цен.Причины:рост воен расходов(минитаризация эк-ки);дифицит бюджета и рост госуд долга,что покрывается денежной эмиссией либо госуд займами;курс национ валюты падает,что стимулирует импорт иностран валюты. 2)Инф-ия издержек пр-ва.Особен-ти:расходы на произ-во и оказание услуг растут быстрыми темпами(под влиянием специфики произ-ва соотв-но это ведёт к росту цен).Причины:снижение производительности труда как следствие сокращения тов и рост цен на них;расширение сферы услуг(т.е. раст оплата труда при относит-но низкой производит-ти по сравнению с произ-ом);повыш оплаты труда особен на уровне падения произ-ва(вследствии активных действий профсоюзов);высокие налоги(особ косвен).

9)ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ

1)умеренная-характерна для экономично развитых стран.Ежегодный темп прироста цен в росии от 5-15%.2)галопитующая-хар-на для развивающ-ся стран.прирост цен от 15-100% в год.3)гиперинфляция-рост цен состов более 50%в неделю.Возникает такой вид инф-ии в период разрушен эк-ки.

10)АНТИИНФЛЯЦИОН ПОЛИТИКА ГОС-ВА

Осущ-ся с помощью:1)денежной реформы-полное или частич преобразование ден системы осущ-ся ден реф различ методами в завис-ти от эк-го положения страны,степенью обесценению денег,политики гос-ва,путём принятия единовременного законодат акта.2)гос-ого регулир инфляцион процессов.гос регулир включ в себя:а)дефляцион политика-снижен гос расходов,повышен % ставок за кредит,увеличение налогов.б)мож осущ-ся с помощью доходов,предпологает паралельн контроль за ценами и оплаты труда,либо путём их полного замораживания либо установлению пределов их роста.

11)ПОНЯТИЕ ГОС ФИН.ФУНК ФИН И ФИН СИСТЕМА

Финансы-это совокупность денеж отношен,организованных гос-вом в процессе кот осущ-ся формирование и использование общегосуд-х фондов денеж сред-в для осущ-я эк,соц и политич задач.Финансовая сист сост из1)бюджета.2)внебюджет фонды.3)люб гос-во не мож обходится без госуд кредита.4)фонды страхования и фондовый рынок

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

1)распределит ф выраж-ся в том,что источником формир-ия многочисленных фондов гос-ва на разных уровнях явл-ся внутренний валютный продукт.-всё что было произведено в стране за опред период времени.Осуществить процесс распределения этогоВВП можно с помощ финансовых инструментов,такие как ставки,тарифы,нормы и т.д. 2)контрольная ф-выраж-ся в реальном контроле за денежн оборотом.

12)БЮДЖЕТ(ФУНКЦИИ,БЮДЖ ОТНОШ И УРОВЕНЬ Б.СИСТ)

Бюджет представл собой форму образования и расходов фонда денежн сред-в предназначенных для финансового обеспечения задач и функций гос-ва.Бюджетные отношен представл собой финанс отношен гос-ва на федеральн,региональн и местном уров-х с госуд-ыми,акционерными и иными предприят-ми,а также с населением по поводу формирования и использ-ия централизованного фонда денжн ресурсов.Бюджетная сист сост из след уровней:1)региональн бюджет-к ним относит-ся республиканские бюджеты,краевые,областные,автономные образования а также городские бюджеты Москвы и Спб.2)местный.3)Федеральн бюджетслужит основным фин планом гос-ва,котор утвержд-ся федераль собранием (приним гос думой и советом федерации,и имеет статус федерального закона.)Состовление бюджета базируется на выделение целевых направлений гос деят-ти вытекающих из основных функций гос-ва,что чётко просматривает в расходной части бюджета. ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА.Как экономич категория бюджет отношен явл-ся состовной частью финансов отношен,следоват им присущи и основные функции фин.(распределит и контрольная) 1)распределит ф выраж-ся в том,что источником формир-ия многочисленных фондов гос-ва на разных уровнях явл-ся внутренний валютный продукт.-всё что было произведено в стране за опред период времени.Осуществить процесс распределения этогоВВП можно с помощ финансовых инструментов,такие как ставки,тарифы,нормы и т.д. 2)контрольная ф-выраж-ся в реальном контроле за денежн оборотом. 13)ХАР-КА ДОХ И РАСХ ЧАСТИ БЮДЖЕТА.КЛАССИФ НАЛОГА. 1)перераспределение нац дох.2)госуд регулирован и стимулирование экономики.3)финансовое обеспечение соц сферы.4)контроль за образованием и использование ден сред-в.ЧТО КАС_СЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ТО ОНА В ОСНОВНОМ ФОРМИР-СЯ ИЗ НАЛОГОВ.*дох-ды бюджета это-денеж сред-ва поступающие в безвозвратном порядке в сответсвии с законодательством в распоряжении органов гос власти на различ уровнях.* расходы бюдж это-денеж сред-ва направляемые на финансовое обеспечение задач и функций гос-ва.*дифицит бюджета это-превышен расх над доход. Префицит –наоборот.Дотации-это бюджетные сред-ва,предостовляемые бюджету др уровня на безвозвр,безвозм основах для покрытия текущ расходов.Субвенция-бюджетные сред-ва предостовляемые бюдж др уровня или юридич лицу,на безвозм безвозвр основах на осущ-ие целевых расходов.Субсидия –бюджет сред-ва предостов бюдж друг уровня ,физич или юридич лицу на условиях долевого финансирования целевых расх. Налоги явл-ся основн источн доходн части бюджета люб Ур-ня.В связи с этим налоги поступающ в соответсвующ бюдж наз-ся ЗАКРЕПЛЁН ДОХ. 14)ИСТОЧНИК ПОКРЫТИЯ ДИФИЦИТА БЮДЖЕТА Кроме того сущ-ет такое понятие как РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДОХОДЫ,нижестоящ бюджету для покрытия его расх,из вышестоящ бюджета могут перечисляться сверхзакреплённые за ним дохв различн формах.РЕГУЛИР ДОХДЫ- позвроляют региональн и местным органам власти иметь финансовые рес для того чтобы сбалансировать доходн и расх части.При утверждении фед бюдж устан-ся ставки отчисления на регулирующие дох-ды.Что касс-ся ДИФИЦИТА фед бюдж ,то на его покрытие направл-ся источники внутр и внеш финансирования.К ФЕД БЮДЖЕТУ: относ-ся:кредит ЦБ,дох от имиссии,госуд внешнее заимствован .ВНЕШ долг-обязательства возникающие в иностран валюте .ВНУТР ДОЛГ-обязат возникающие в национ валюте.КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ-это свод бюджетов всех уровей бюджетной сист РФ на соответ террит. 15)ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ Особые фонды ден сред-в,созд гос для эфективн и своевременного финансирования наиб важных эк и соц программ.Для внеб фондов сущ-ет особая сист формир-я и расх-я ден сред-в .Гос-во мобилизует(обьедин) в фонды часть дох населен для финансирования опред задач.Осн задачи :1)влиять на процесс пр-ва путём финансиров и кредитования отечествен предпр.2)оказ-ть соц услуги населен путём выплаты пособий и пенсий.ПРЕИМУЩ ВНЕБ ФОНДА:автономность от бюджета.;лутшая накопляемость по сравн с бюджетом.ДОХ ВНЕБ Ф ФОРМИР-СЯ за счёт 1)налогов;штрафов;сборов.2)финансиров из бюдж разл уровней в виде субсидий и займов.3)отчисление граждан(добровольное)4)ср-ва ,получ в рез-те комерч деят-ти фондов(сдача имущ-ва в аренду,банковс %.Правом образов-ть внеб фонды облад как федер власти,так и местн и региональн..Вн.ф-созд-ые на федер уровне опр-ся долей н. поступ в республик-ий ,областной и местные Вн.Ф.По такой схеме строится пенсионный фонд и фонд гос соц страх-я.На регион уровне формир свои внеб фонды такие как:природоохранные фонды,поддержка малоимущих и тд.Осн ВН.Ф явл-ся:-пенс фонд;фонд соц страхования;фонд обязат мед страх-я. 16)ФОНД СОЦ СТРАХОВАНИЯ облагаемой базой явл-ся з/пл.Ср-ва из фонда напрвл на:1)выплаты по врем нетрудоспособности.2)беремен женщ.3)при рождении реб.4)по уходу за реб до 1,5 лет.5)при погребении.6)санитарно –курортн лечен.7)расх по содерж этих кур.8)роведен научно ислед работ по вопр соц страх-я.ФОНД СОЦ СТРАХ созд в 91 г,явл-ся разновидностью общего страх граждан.Цель-гарантир гражд при возникновен страх-ого случая получен мед помощи за счёт накоплен сред-в.СУБЬЕКТАМИ дан страх явл-ся:-страхователь;-страх мед орг-я;-гражданин.Стр-но фонд сост их федер фонда и территориальных фондов обязат мед страх.Ср-ва нах-ся в гос собств(не входят в сост бюдж и др фондов).Страхование-сист экономич отнош ,возник-ая при образовании спец фонда ср-в.И его исп-е для возмещения ущерба.Страховщик-спец организ-я ,кот созд и использ-ет фонд денеж сред-в.Страхователь-лицо,кот вкладывает деньги в фонд. Сострахование –действие при кот обьект страх-я м.б. застрахпо 1 договору совместно с неск страховщиками.В наст время сущ-ет след виды страх-я:имущественное,личное,социальное,ответственности,предпринимат рисков.

17)ВИДЫ И ФУНКЦИИ ЦЕН БУМАГ.

Фондовый рынок:Рынок,где производ опер с цен бум.Виды:первич и вторич(цен б неск раз перепродовал)Ценная бум –это форма сущ-ия капитала,кот мож быть в обращении на рынке как товар,мож передоваться,соответственно приносить при этом дох.По происх цен бумаги:Первичные-акции,облигации,векселя итд.Вторичные-выпуск-ся на основе первич.Это ВАРАНТЫ(дополнит свидетельство выдающ вместе с ценной бумагой и дющ право на спец льготу владельцу этой цен бум по истечению опред срока)..По форме сущ-ия ц.б.документарные и бездокументарные.переход к бездокумент цен бум вызван прежде всего количеством обращения на рынке ценных бум.По сроку существования.срочные-т.е. такие при выпуске кот предусматр опред срок существов.Сущ-ют краткосроч,среднесроч,долгоскоч.Бессрочные-срок заранее не определён .По порядку удостоверения прав владельца.именные-указаны имя Влад.на предьявителя-подтверж право владения того лица,в чьих руках нах-ся цен бум.ордерные-в них имя нового владельца фиксируется с помощью спец подписи(индоссамент).Таких подписей м/б неск и фактическое право владения принадлежит тому лицу,чьё имя зафиксировано последним в этой подписи(переводной вексель-ордерная цен бум).По хар-ру обращаемости:свобоно обраща-рыноч цен бум(акции открыт и закр акционер обществ).По способу получения дох:дивидендные и процент дох-может выполн-ся по различ схемам:сх с фиксированным процен дох;полавющая % ставка означ что очередная выплата дох,м/б привязана к текущему состоянию рынка;получ дох в идее дисконта-это означ что данная ц.б.имеет номинал,по кот она и будет погошаться,а прод-ся она с дисонтом,со скидкой.По форме вложения сред-в:-долевые –подтверж право собст-ти на долю предприятия.(акции)-долговые-подтверж отношения займы( векселя).По принадл-ти эмитента:госуд и негос.Это деление имеет принципиаль нзначение в связи с 2-я аспектами –надёжность и налогообложен.

18)ГОС КРЕДИТ.УПРАВЛЕНИЕ ГОС КРЕДИТОМ. Госуд кред отраж кредитн отношен по поводу мобилизации гос-ва временно свободных денежн сред-в на основе возвратности для финансирования гос расх. Дополнит фин рес гос-во пивлекает путём продажи (выпуска)облигаций ,казначейских обязательств и др..В наст время наиб распростран типом гос цен бумаг явл-ся след-ие:1)госуд краткосроч облигации(эмитентом явл-ся гос-во РФ.Каждый выпуск этой цен бум оформл-ся сертификатом,кот хран-ся в рос банке.Кактолько владелец зарегистрир в этом банке,он явл-ся собственником.Влад мог быть физич и юридич лица,с покупателя взимается налог на операции с цен бум 0,1.Эти бумаги размещ-ся и обращ-ся на вторич рынке с дисконтом,т.е. по цене меньшего номиеала).2)облиг федеральн займа.(эмитен выступ минес-во финансов.Влад мог быть кака физич так и юридич лица.отличие:доход по ним выплачив раз в квартал).3)обл госуд-ого сберегательного займа.(цель займа-привлечь свобод денеж сред-во для покрытия дифицита бюджета.эмит выступ мин-во финансов.дох Влад ц.б. получ в виде % от номинальн стоим-ти.)4)обл внутрен валютного займа.(эмит тоже самое,цель-урегулиров внутр валют долга перед физич и юридич лицами)5)казначейские обязат-ва.(цель-безимсионное финансирование дифицита федер бюдж,погашен гос задолж,они могут выполнять без органичения рол платёжн сред-в)6)золотые сертификаты.(кол-во денег=кол-ву золота) УПРАВЛЕНИЕ ГОС КРЕДИТОМ. Регулир эту политику мин фин и ЦБР.Они опред общий обьём бюджетного дифицита,обьём и хар-тер займов ,необх для его финансирования.В числе эк целей управл-е на обеспечен эк стабильности и увелич пр-ва. Полит цель управл гос долгом-удержание стабильности ,функцион-я полит сист и обеспеч-е национ безопасн.Обслуживание гос долга-1)осущ-ие операц по возмещению долговых обязательств.2)выплата дох по ним.3)погашение долга.Гос-во иногда вынуждено прибегать к разл способам регулир-я долга.К ним относ-ся : — рефенансирование фин дога(погашен старой задолжности путём выпуска новых займов), — конверсия-(изменен дох-ти займов),дох-ть м увелич для привлечения кредиторов,и уменьш для уменьш расх по долгу).—консолидация- (изменен срока действия уже выпущенных займов в сторону увелич или уменьш.— унификация займов(обьедин нескольких займов в 1,когда облиг ранее выпущ займов обмен-ся на облигации.Целью унификации явл-ся уменьш кол-ва видов обращ-ся одновременно цен бумаг,что соответ-но упрощ и сокращ расх по обсл-ю).— отсрочка погашения займа (отлич от консолидации тем ,что в этом случае не только отодвигается сроки погаш-я,но и как правило прекращ выплаты дох по ним).Что касс-ся урегулиров внеш долга :·долг в обмен на экспорт(готов прод,сырьё). ·долг в обмен на н.-установлен н-ых льгот для инвесторов(держателей внешн долга,кот стимулир и инвестицион деят-ть). ·реструктуризация долга-погашен долговых обяз-в с одноврем осущ-ем заимствований в обьёмах погашаемых долговых обязат-в с установл иных усл и сроков погашения. 19.ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ ПРЕДП-Я.ДЕНЕЖ ФОНДЫ. Ф.п.-это эк,денеж отношен,возникающ в рез-те движения денег и образующиеся на этой основе денеж потоки,котор связ с функционирован создоваемых на предприя денеж фондов.Денеж фонды предприя:1)ф собственных сред-в-уставн капит опред мин размер имущ-ва предприят,котор гарантир интересы его кредиторов,т.о. став капит основн источник собствен сред-в;добавоч капит- котор содержит эмиссионный дох(дох получ от продаж ц.б.,безвозм получ денеж сред-ва на производ-ые цели).2)ф заёмных сред-в-многообразие заё ср-в даёт возм-ть предприя-ю использ-ть их в различ ситуации-с цель повышен рентабильн собствен сред-в,-при недостат кол-ве собст сред-в,-для покрытия опред затрат имеющ сезон хар-р,-как источник инвестиций.3)фонд привлечённых сред-в-имеет двойствен хар-р т.к. с одной стороны эти денеж сред-ва наход-ся в обороте предприят и с др стор они с работниками и собствен капит.4).оперативн денеж ф пред-я-созд-ся периодич и включ в себя з/пл,отчисления на налоги в бюджет.5)фонд оборот сред-в пред-я-Суммы собственных сред-в напрвляемых в оборот активы наз-ся чист об капит(ч.о.к.=капит резервы и соб сред-ва+долгоср обязат-внеоборот активы.ч.о.к=текущ активы-текущ обязат-во)Инвестицион фонд- для модернизац и расширен пр-ва,формир-ся за счёт амортизац отчислен.Валютн ф предприят получ валют выручку 20.УПРАВЛЕНИЕ ФИН СОСТОЯНИЕМ ПРЕД-ЯСХЕМА Одним из факторов влияющ на денеж потоки предп-я явл-ся величина финансового цикла.Расчёт фин цикла пред-я:Ф.Ц-время обращ+врем обращ деб зад-ти-вр обр кред зад-ти.1)вр обращ запасов=запасы/себестоим-ть реализ прод-ции 360.2)вр об деб зад-ти=деб зад-ть/выручку360.3)вр об кр зад-ти=кр зад-ть/себест реализ прод-ции*360.Поток денеж сред-в представ собой совокуп всех поступлен и выплат за опред период времени.Разница м/у прит и оттоками денеж сред-в наз-ся чист потоком ден сред-в.Он м.б. как положит так и отриц.Потоки мог б. в наст и будущ.Сущ-ют регуляр и дискрет потока д.сред-в.Д.П.-связан с приобрет дорогостоящ оборуд или получен долгосроч кредита. 21.КЛАССИФ ПОТОКОВ ДЕН СРЕД-В ПО ВИДАМ ДЕЯТ-ТИ. По видам:ОСНОВНАЯ ДЕЯТ-ТЬ-притоки(выручка,дебетор зад-ть,авынсы покуп,поступления от продаж имущ-ва.);оттоки(платёжн поставки,выплата з/пл,выпл в бюдж и неб фонды,% по кред,погашен кред зад-ти,выплата в фонд потребл-я).ФИНАНС ДЕЯТ-ТЬ-1)-поступл от эмиссси цен бум,фцелевое финансир,кратк кред и заё долг.2)погашен краткосроч долга,займов кред,выплата дивидендов,обслуживание по цен бумагам.ИНВЕСТИЦИОН Д-ТЬ-1)поступлен от продажи основн фондов,незаверш строит-во,поступ сред-в от продажи долгосроч фин вложений,% от долгосроч фин влож.2)капит вложен на развитие пр-ва,долгоср фин влож. 22.ЦЕЛЬ НАЗНАЧЕН И СТРУКТУРА ОБОРОТ КАПИТАЛА. Оборот капит пр-я-это те сред-ва котр вклад-т предприятие в текущ активы.Сущ- ет понятие Ч.О.К,котор и явл-ся собств оборот сред-вом пред-я.О.капит харак- ся не тольк обьёмом и структурой,но и ликвидностью.Степень ликвид-ти опред-ся способностью превращ-ся в процессе кругообор в денеж сред-ва.Производ запасы менее лик чем готов прод-я,а денеж сред-ва абсолют ликв.Особен управлен о.к. опред-яс структурной принадлеж-ю хоз-ого субьекта.О.К. на :постоян-,та часть котор постоян нах-ся в распоряжен пред-я,обеспеч хоз деят-ть.перемен-возник при дополни потребн-ях(предприят с сезонной деят-ю).Т.о. эффективность управлен оборот капит опред рядом факторов:1)обьём и состав текущ актива.2)ликвидность.3)соотношение собст и заёмн сред-в,идущ на покрытие текущ актив.4)соотношение постоян и перемен обор актив. 23.УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ. Совершая полный кугооборот(деньги—товар—полуф;(сфера пр-ва)назаверш произ- во—готов прод-я—деньги(сфера обращен без незаверш ст-ва).О.к функционир только в одной производ-й цели и полностью переносит свою стоимость на готов прод-т.1)по источникам формиров о.к :собственные и заёмные.2)оборотные производ-ые фонды(производ запасы и незавершён пр-во) и фонды обращен.(готов продукц,денеж сред-ва,дебет зад-ть,прочие ср-ва в расчётах.Величина фондов обращен д.б. достаточной и наиболее той,котр обеспечивала бы ритмич процесс обращения.).Исходя из того,что необх-мо оптимизировать исп-е об ср-в в обращен их:-нормированные о.ср-ва(явл элементом собствен обор ср-в).- ненормир(явл эл-том фондов обращен). 24.СУЩЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. Каждое предприятие в обязательном порядке составляет бизнес-план - описание места предприятия в том секторе рынка, который выбран фирмой. Это в какой-то степени даже маркетинговое исследование. Финансовое планирование обеспечивает предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресур­сов, создает предпосылки укрепления финансового состояния предприятия. Финансовое планирование невозможно без планирования хозяйственной дея­тельности. Этапы планирования: -определяются затраты на реализацию продукции; -рассчитывается величина выручки от реализации продукции; -исчисляются денежные накопления; -ведется расчет источников финансирования, имеющих узкую на­правленность (например, амортизация); -предполагается определение размеров распределяемой в течение года прибыли; -рассчитываются отчисления в бюджеты, различные внебюджетные фонды. Основные задачи, решаемые финансовым планированием: -обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами основной хозяйственной деятельности предприятия; -определение прибыли и возможных факторов ее увеличения; -определение финансовых взаимоотношений с бюджетами и банка­ми; -обеспечение сбалансированности между доходами и расходами нашего предприятия; -контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия. Основой любого финансового плана является баланс доходов и расхо­дов предприятия. 25.ПОНЯТИЕ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБИЛЬНОСТИ 1)Прибыль - это часть чистого дохода, соз­данного в процессе производства и реализо­ванного в сфере обращения, который непо­средственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход при­нимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой и полной себестоимостью реали­зованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной про­дукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Чистая прибыль - это та прибыль, которая остается в рас­поряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислении в благотворительные фонды. Балансовая прибыль состоит из прибыли от реализации продукции плюс внереализационные доходы минус внереализационные расходы. Учитывается также и прибыль от прочей реализации. Налогооблагаемая прибыль 2)Показатели рентабельности характеризуют эффективность рабо­ты предприятия в целом, доходность различных направлений дея­тельности, окупаемость затрат и т.д. Показатель рент даёт комплексную оценку эффективности их использ-я и отраж-т скольк руб прибыли получит компания за опред период времени на рубль активов,влож в О.С. Их применяют для оценки деятель­ности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: 1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов; 2) показатели, характеризующие рентабельность продаж; 3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. R=Пр/сумму О.С.*100% 26.КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ. Затраты предприя бывают перемен(т.е кот непосредственно зависят от обьёмов произ-ва и измен-ся пропорционально этим обьёмам) и постоянные(т.е. те котор в целом не измен-ся в завис-ти от обьёмов пр-ва.Эти затраты на единицу продукции при росте обьёма произ-ва могут уменьш а при снижен –увелич- ся.Кроме того постоян затраты мог быть неизмен до опред момента ,после чего их необход-о единовременно увелич,и если постоян растёт обьём пр-ва ,то постоян затр переодич увелич-ся(условно постоян)).Маржинальн дох=выучка- перемен затраты.Относит дох представл собой отношен марж дох к выр-ке.выра-ся в %.Передаточн отношение-это отношен марж дох к прибыли от реализац прод-ии. 27.ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТ-ТЬ ПРЕД-Я. Под инвестиц поним денеж сред-ва ,целев банковс вклады,вложения в цен бум,технология ,приобретен имщ-в и др вложения в обьекты предприним деят- ти,приносящ дох.Под инвестиц деят-ю поним вложения инвестиций и совокуп практич действий по реализац инвестиций.Субьектами инвестиц деят-ти явл-ся инвесторы,заказчики, исполнители работ,пользоват обьектами инвест деят- ти,поставщики и юрид лица.Обьектами и.деят-ти м.б:1)вновь создоваемые и модернизированные фонды.2)цен бум.3)целевые ден вклады.4)имущ-ые права .Субьекты ин деят-ти действуют в инвестиц сфере.В сост инвест сферы входит:- сфера каптал строит-ва ,где происходит вложение инветиций в фонды .2)инновацион сфера,где реализ-ся продукция.3)обращение финансового капитала 28.ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ. 1)выбор оптимального типа:портфель направ на преимущ прирост капитала за счёт изменения курсовой разницы инвестицион инструментов на финансовом рынке.;ориентированв основном на получение доходов за счёт % и дивидендов по входящ в него инвестицион ценностей. 2)оценка сочетания риска и доходности:при покупке цен бумаг у одного эмитента рекоменд-ся расчить так наз-й показ-ль-финанс леверидж=сумма облигаций и привилигиров акций/смму обык акций.Этот показатель явл одним из показат финанс устойчивости акц общ-ва.Высок Ур-нь этого показателя может привести к финанс неустойчивости. 3)опред-е первоноч состава портфеля:в завис-ти от того ,к какому типу относ-ся инвестор,инвест портф мож формир след образом:а)преимущ-во из обычн акций,позволяющих участ-вовать в управлен акц общ-ом (агрес тип политики).б)преимущ-но из превилириров акций,обл и др цен бумаг(копнсерв политика) 4)выбор схемы управления инвестиц портфелем:а)кажд виду цен бумаг отводся опред удел. Вес и на протяжении опред кол-ва времени владения данным портф,эти удельн веса не мен-ся.б)инвестор придерживается гибкой шкалы удельн весов в общ портфеле,постоян пересматривая удельн вес в зависим-ти от ситуации на фонд рынке.в)инвестор не приобрет цен бумаги, а имеет фьючерсные контракты ,т.о. постоян меняя состав портф.