Каталог :: Финансы

Контрольная: Рынок финансовых услуг

1) Региональные финансовые рынки.
Развитие региональных финансовых рынков можно проанализировать на примере ОАО
«ВАБанк» Это финансовое предприятие создано в 1992 г. негосударственными
предприятиями, организациями и частными лицами. В 1998 г. зарегистрировано
НБУ как банк с иностранными инвестициями. Иностранным инвесторам принадлежит
39,94% уставного капитала банка. На 1 января 2004 г. чистые активы банка
составляли 961,7 млн. грн., регулятивный капитал — 109 млн. грн., финансовый
результат за 2003 г. — 4,636 млн. грн.
ВАБанк намерен в текущем году открыть филиалы в Донецке, Ивано-Франковске,
Симферополе, Виннице и Житомире. В планы руководства банка также входит
создание 15 новых региональных отделений. Об этом сообщает председатель
правления ВАБанка Юрий Блащук.
В соответствии со стратегией по развитию филиальной сети, через 3 года
филиалы банка будут открыты во всех областных центрах. Ожидается, что общее
количество отделений достигнет 100. Таким образом, филиальная сеть будет
увеличена втрое. В настоящее время региональная сеть банка включает 7
филиалов, 32 отделения и 3 представительства.
Необходимость продвижения банка в регионы Юрий Блащук объясняет стремлением
повысить качество услуг корпоративным клиентам. С этой целью банк будет
расширять свое представительство и за рубежом. В частности, подразделения
банка будут открыты в Вене (Австрия), Будапеште (Венгрия) и в одной из стран
Балтии.
ВАБанк имеет достаточно амбициозные планы по развитию розничного бизнеса,
успешность которого зависит, в том числе, от степени разветвленности
филиальной сети. Ее строительство банк готов осуществлять и за счет
присоединения небольших региональных финансовых учреждений. Способствовать
более интенсивному развитию розничного бизнеса будет и финансовый холдинг,
который банк создает совместно со страховыми компаниями «Лидер», «Лидер-
Жизнь» и «Прометей». Они также будут принимать участие в строительстве
филиальной сети.
В конце прошлого года международное агентство Moody‘s присвоило ВАБанку
рейтинг финансовой стабильности на уровне «Е+», а также рейтинги B2/NP для
долгосрочных и краткосрочных депозитов в иностранной валюте. При этом
представители Moody‘s отмечали, что недостаточно развитая региональная сеть
ограничивает возможности этого банка по обслуживанию корпоративных клиентов.
Поэтому объявление ВАБанком планов стремительного расширения филиальной сети
можно рассматривать в контексте рекомендаций зарубежных финансистов,
предлагавших банку обратить внимание на развитие розничного бизнеса для
диверсификации кредитного портфеля.
Еще одним приоритетом банка, по словам Юрия Блащука, в ближайшее время будет
увеличение уставного капитала. Ожидается, что в 2004 г. за счет эмиссии акций
на 50 млн. грн. его уставный капитал увеличится до 102,5 млн. грн.
Руководство банка рассматривает возможность привлечения в текущем году
субординированного долга от нерезидентов в размере около $1 млн.
Несмотря на острую нехватку ресурсов, банкиры вынуждены осуществлять масштабные
капиталовложения в расширение сети. По словам банкиров, рекордсменом в этой
части в 2003 г. стал Укрпромбанк, который почти с нуля занялся становлением
своей сети и презентовал более 100 площадок. Не отставали от него и системные
банки, которые и в текущем году предполагают тратиться на сеть: УкрСиббанк
только в Киеве собирается открыть более 70 своих учреждений, Укрсоцбанк
вдобавок к уже имеющейся сети (500 филиалов и отделений) - еще порядка 30
отделений, в планах банка <Надра> - презентация 220 своих площадок.
Одновременно с выводом на рынок новых торговых точек финансисты не перестают
перевооружать уже действующие отделения, зачастую их стараются превратить в
специализированные точки по обслуживанию населения (в том числе ипотечные
центры). Несмотря на поиск новых источников средств, интерес финансистов к
рядовым украинцам, который базируется прежде всего на потребности в ресурсах (в
прошлом году население принесло в банки 32,1 млрд грн., увеличив свои вложения
на 68,2%), не иссякнет, особенно у финучреждений, которые сейчас сидят на сухом
кредитном пайке.
Конкуренция будет разрастаться не только среди новосозданных отделений
действующих банков, финансисты также предвкушают достаточно жесткую борьбу и
с новыми участниками рынка. Как сообщил председатель Нацбанка   г-н Сергей
Тигипко, на сегодняшний день на разных стадиях регистрации находится семь
новых банков. В прошлом году НБУ зарегистрировал пять финучреждений: "Лидер",
СоцКомБанк, "АРМА", "Украинский финансовый мир", "Даниэль". Причем один из
банков создавался акционерами, уже имеющими в своем распоряжении весьма
мощное финансовое учреждение, - хозяева Приватбанка учредили банк "Лидер",
который начали строить по образу и подобию своего системщика, ставя перед ним
задачи стать розничным банком с соответствующим пакетом услуг.
Делая прогнозы на развитие системы в будущем году, финансисты не исключают
увеличения числа аутсайдеров, которые, возможно, будут ставиться на
ликвидацию в 2004 г. Поводом для таких предположений послужил последний
скандал в Днепропетровске с местным Премьербанком, который уже не первый
месяц очень неохотно платит по долгам как своим клиентам, так и банкам-
партнерам. По разным подсчетам, его задолженность перед ними превышает 100
млн грн. По словам Сергея Тигипко, НБУ вскоре примет решение о дальнейшей
судьбе днепропетровского банка, лимиты на который были закрыты всеми
украинскими финучреждениями еще в конце 2003 г.
2) Основные элементы современной рыночной инфраструктуры.
Рыночной экономике необходима инфраструктура – система взаимосвязанных
специализированных организаций, обслуживающих поток товаров, услуг, денег,
ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные
биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся
посреднической деятельностью и т.п. Ранее отмечалось, что рыночная система
нуждается в развитой системе аккумуляции сбережений, ядром которой являются
фондовые биржи и банки. В рыночной экономике возможна ситуация, когда одни
участники конференции, например предприниматели не располагают необходимым
количеством капитала для расширения производства, развертывания предложения
товаров до уровня их спроса. В то же время другие сталкиваются с проблемой
прибыльного размещения сбережений, например в виде излишков денежных средств.
Для разрешения указанного противоречия, превращения сбережений в инвестиции
рыночной системе необходима соответствующая инфраструктура – кредитная
система, которую образуют банки, страховые компании, фонды профсоюзов и иных
организаций, обладающих правами коммерческой деятельности. Существует
множество вариантов прибыльного использования этих средств, когда, допустим,
профсоюзные фонды инвестируются в акции, передаются взаймы коммерческим
банкам и т.п.
Ядро кредитной инфраструктуры составляет банковская система. Практика
доказала, что наиболее эффективным является ее двухъярусная строение: первый
ярус – центральный (государственный) банк, второй – коммерческие, ипотечные
(кредит под залог недвижимости), инновационные (кредитование нововведения)
Коммерческие банки и фондовые биржи имеют общее функциональное значение –
аккумулировать сбережения для последующего их инвестирования. Вместе с тем
они различаются по цели деятельности, характеру операций и риску.
Биржа представляет собой организованный оптовый рынок. По типу биржевого
товара различают товарные, фондовые и валютные биржи. В современной экономике
существуют публично-правовые и государственные биржи. Деятельность биржи
регламентируются ее уставом. На бирже действуют посредники – брокеры,
выполняющие поручения клиентов, и дилеры, покупающие и продающие товары.
Специалисты (джобберы) курируют определенную группу товаров и ценных бумаг
корпорации или отрасли.
Биржа, как барометр, характеризует состояние всего народного хозяйства,
индикаторами которого являются биржевые курсы (рыночные цены). Они
формируются под влиянием спроса и предложения. Структура спроса на ценные
бумаги во многом определяется общеэкономическими факторами, динамику которых
предугадать довольно сложно. Структура предложения ценных бумаг зависит от
микроэкономических факторов.
Наряду с рынком реального товара существует рынок, на котором торгуют правами
на покупку («call») и правами на продажу («put») товара. При этом покупатель
контракта обладает правом выбора и платит за это премию. Такая сделка
является опционом. Покупатель опциона страхуется в размере премии от
понижения («call») или повышения («put») цены. А страхование продавца
отсутствует. Прибыль продавца опциона ограниченна премией, прибыль покупателя
может быть сколь угодно большой, начиная с некоторой цены.
На рынке фьючерсов покупаются и продаются типовые контракты на биржевые
товары. Единственным переменным параметром является цена, которая
определяется покупкой противоположного фьючерсного контракта (метод
хеджирования). Различают совершенный хедж, когда убыток по контракту на
реальный товар полностью компенсируется прибылью по фьючерсным контрактам, и
несовершенный хедж, когда происходит частичная компенсация. Продавцы и
покупатели контрактов равноправны и одинаково страхуются.
3) Объекты недвижимости в системе налогообложения Украины.
4) Взаимодействие Национального и коммерческих банков Украины.
Банковская система Украины состоит из Национального банка Украины и других
банков (государственных и не государственных). Такие банки являются
юридическими лицами и могут функционировать как универсальные или
специализированные – сберегательные, инвестиционные, ипотечные, расчётные
(клиринговые). В своей деятельности банки руководствуются Хозяйственным
Кодексом Украины, законом про банки и банковскую деятельность (2121-14) и
другими законодательными актами. Кроме случаев, предусмотренных законом,
субъект хозяйствования не имеет права использовать в своём названии слово
"банк" без предварительной его регистрации, как банка, в Национальном банке
Украины. Банки имеют право создавать банковские объединения, означенные
законом, и могут быть участниками промышленно-финансовых групп, но каждый
банк может быть участником только одного подобного объединения.
Финансовое посредничество производится банками в виде банковских операций,
основными видами которых являются: депозитные, расчётные, кредитные,
факторинговые и лизинговые операции. Их перечень установлен законом про банки
и банковскую деятельность (2121-14). Примечательно, что порядок проведения
таких операций устанавливается, в том числе, и нормативно-правовыми актами
Национального банка Украины. Также устанавливается порядок открытия счетов,
формы счетов и порядок их проведения. Между собой банки могут иметь
разнообразные отношения, например, занимать один у другого ресурсы на
договорных основах, могут получать и размещать один в другом средства в форме
депозитов, вкладов, осуществлять взаимные операции, обусловленные их
статусами.
В случае недостачи средств для осуществления кредитных операций и
невозможности выполнения взятых на себя обязательств, банки могут
осуществлять займы в Национальном банке Украины, кредитные ресурсы которого,
в свою очередь, составляют средства уставного и других фондов или другие
средства, установленные как кредитные ресурсы, согласно закона.
Банкиров в 2004 г. будет занимать три вопроса: ужесточение кредитных
требований, наращивание заимствований у иностранных партнеров и формирование
филиальных сетей. При этом в планах финансистов всегда будет делаться
поправка на дефицит кредитного ресурса: банковской системе придется работать
в условиях жесткой экономии. Черпать средства, как и в прошлом году, станут у
населения и иностранных кредиторов. Правда, на этот раз уже на несколько
других условиях. Предполагается, что нехватка ресурсов станет бичом
финансового рынка на весь 2004 г. Причем явственно она проявляться не будет:
не исключается, что общая ликвидность системы останется достаточно высокой.
Однако финансисты уже теперь признают, что виртуальный излишек ликвидности,
которым они сейчас якобы обладают, будет оставаться коротким. Поскольку
львиную долю привлеченных ресурсов составляют средства, размещенные сроком на
один - три месяца. А заемщика понемногу, но все же приучили к кредитованию
как минимум на 12 месяцев. В проблему ситуация превращается, если учесть, что
количество кредитных заявок в банках не перестает расти. Уже сегодня
финансисты не исключают, что в текущем году им удастся побить кредитные
рекорды 2003 г. Тогда банки увеличили свои кредитные портфели на 57,2%, выдав
займов на 73,4 млрд грн. Причем на волне борьбы за клиента банки рисковали,
выдавая долгосрочные кредиты: по данным Нацбанка, они выросли в 2,6 раза,
составив к началу 2004 г. 28,1 млрд грн. (38,3% всего портфеля). Кстати,
именно рискованная политика привела 30 банков к кризисной ситуации: выдавая
длинные кредиты, небольшие финучреждения покрывали их краткосрочными
заимствованиями на межбанке. Результат - ресурсный кризис в конце года. "В
2004 году придется обратить внимание на риски, возникающие в банковской
системе в связи с мощным ростом кредитных портфелей. Мы более жестко
контролируем банки в этой части - заставляем увеличивать резервы под активные
операции. Уже целый ряд банков почувствовал нашу жесткую руку при проверках.
Чтобы помочь банкам, мы начали большую работу по упрощению регистрации новых
эмиссий акций банковских учреждений. Если взять стандартные формы работы, то
мы выходим на 170 дней регистрации эмиссии открытых акционерных обществ,
которыми являются большинство украинских финучреждений. Сегодня порядок
следующий: сначала дополнительный выпуск банковских акций рассматривает
областное управление Нацбанка - 14 дней, а после него документы попадают в
центральный аппарат - порядка 30 дней. Я считаю, что одно звено необходимо
исключить, и как минимум две недели нам удастся сэкономить" считает
председатель Нацбанка Сергей Тигипко.
Национальный банк Украины тесно взаимодействует с другими коммерческими
банками, влияет на их работу. К примеру, в соответствии с принятым в 2003
году новым Хозяйственным кодексом Украины, Национальным банком были
ужесточены требования к увеличению капитала банков. Вступило в силу
Постановление НБУ №111 от 17.03.2004 г., которым вносятся изменения в
"Положение о порядке создания и государственной регистрации банков, открытия
их филиалов, представительств и отделений". Суть изменений состоит в
ужесточении требований к происхождению капитала вновь создаваемых банков, а
также к прозрачности структуры капитала действующих банков. В соответствии с
принятыми нормами, финансовые учреждения обязаны предоставлять НБУ документы
и сведения, необходимые для выяснения происхождения средств, направляемых на
формирование их уставного капитала. Такое требование связано с курсом НБУ на
борьбу с отмыванием нелегальных доходов. Однако главная цель предоставления
такой информации - сделать структуру собственности банков и происходящих в
них корпоративных процессов более прозрачной. Благодаря этому попытки
недружественного поглощения банка или намерения менеджмента банка установить
над ним контроль в обход интересов собственников могут быть предупреждены.
Предоставление информации о происхождении уставного капитала банка также
должно помочь НБУ предотвращать попытки формирования банковских активов за
счет заемных средств. Запрещено использовать для формирования уставного
капитала банка и бюджетные средства (если они имеют иное целевое
предназначение), банковские металлы, а также средства, полученные в кредит
или под залог. По словам партнера юридической фирмы "Шевченко Дидковский и
партнеры" Вадима Самойленко, в законодательстве и ранее содержался общий
запрет на формирование уставного капитала хозяйственных обществ за счет
заемных средств. "Однако раньше закон не требовал проверки финансового
состояния учредителей хозобщества при его создании и внесении взносов в
уставный фонд. Теперь же Хозяйственный Кодекс требует, чтобы финансовое
состояние учредителей - юридических лиц относительно способности вносить
взносы в уставный фонд подтверждалась аудиторами (в предусмотренных законом
случаях). А имущественное состояние учредителей – физических лиц должно
подтверждаться декларацией об их доходах и имуществе, заверенной
соответствующим налоговым органом", - говорит Вадим Самойленко. По его
словам, схема, когда менеджмент банка выдавал кредит подконтрольной себе
структуре и за счет этих средств покупал акции банка (устанавливая таким
образом над ним контроль) в свое время была распространена в России.
В прошлом году Национальный банк Украины - обязал коммерческие банки
ежеквартально предоставлять отчет о 20 своих крупнейших акционерах. НБУ
закрепил подобное требование инструкцией. Теперь банкиры добросовестно шлют
информацию о своих прямых собственниках и аффилированных с ними юридических
лицах, направляют отчеты о субъектах хозяйственной деятельности, в которых
акционеры банка владеют более 10% акций.
Национальный банк Украины вводит новый критерий оценки деятельности банков -
по уровню рентабельности. По мнению аналитиков, такое новаторство рискует не
оправдать себя, поскольку показатели рентабельности банков не соответствуют
действительности из-за активного использования механизмов минимизации
налогообложения. Кроме того, существующие сегодня критерии разделения банков
позволяют более адекватно оценить работу этих финансовых институтов, чем
планируемый критерий.
Национальный банк принял решение ввести разделение банков на четыре категории
в зависимости от уровня их рентабельности. Все отечественные банки будут
подразделяться на высокорентабельные (с рентабельностью активов более 2% и
рентабельностью капитала более 10%), достаточно рентабельные банки (с
рентабельностью активов 1% - 2% и рентабельностью капитала 7% -10%),
низкорентабельные банки (с рентабельностью активов 0% - 1% и рентабельностью
капитала 0% - 7%) и неприбыльные банки (с рентабельностью активов и капитала
менее 0%).
Эксперты соглашаются, что критерии рентабельности активов и капитала являются
основными относительными показателями деятельности банков. В мировой практике
эти показатели отражают эффективность работы банковской системы в целом. Так,
рентабельность активов определяет доходность всех активов в процентах годовых
(отношение чистой прибыли за период к сумме всех активов), а рентабельность
капитала - доходность балансового капитала. Значит, в обоих показателях
ключевым является значение чистой прибыли.
Однако, в Украине показатели рентабельности часто адекватно не отображают
ситуацию в банковской сфере, особенно в части показателя чистой прибыли
банка. Рейтинг "прибыльных" банков значительно отличается от рейтингов по
другим показателям. Если рассматривать рентабельность активов десяти
крупнейших банков, то по новым критериям НБУ только два из них можно отнести
к достаточно рентабельным банкам - остальные окажутся низкорентабельными.
Если же говорить о крупнейшем украинском банке "Аваль", то его рентабельность
активов по итогам 2003 года составила 0,11%. Аналитики соглашаются, что банки
не желают хвастаться своими финансовыми результатами, а наоборот склонны
"скромно" указывать свою прибыль.
Причина этого проста: в мировой практике банки существуют для того, чтобы из
денег делать деньги, однако в отечественных условиях банкиры все еще считают
лучшим использовать механизмы минимизации налогообложения. Например, по
словам сотрудников банковской сферы достаточно распространенным остается
механизм уменьшения подоходного налога и отчислений в социальные фонды, когда
большая часть заработанной суммы выплачивается в качестве процентов по
несуществующим депозитам, которые налогами не облагаются, по крайней мере, до
конца этого года.
По мнению эксперта Института экономических исследований и политических
консультаций Дмитрия Сологуба, введение такого критерия оценки банка, как
рентабельность, не является задачей первой важности. "На сегодняшний день
Нацбанк и без этой оценки знает уровень каждого банка, его прибыльность и
финансовое положение, поэтому основной причиной введения нового разделения,
скорее всего, является желание донести эту информацию населению", -
предполагает эксперт. По мнению Дмитрия Сологуба, показатели рентабельности
не несут особой информации, особенно в отрыве от других финансовых
показателей, так как достаточно сильно зависят от конъюнктуры, которая в тот
или иной год сложится на рынке.
В принципе на сегодня уже существует один критерий разделения банков,
который, по мнению большинства аналитиков, является основным для оценки -
размер активов банка. Так, именно по величине активов Национальный банк
составляет рейтинг банков и делит их на группы: крупнейшие (более 1,3 млрд.
грн.), крупные (1,3 млрд. грн. - 500 млн. грн.), средние (500- 200 млн. грн.)
и мелкие (менее 200 млн. грн.). Эксперты считают, что этот критерий реально
отображает существующее положение банков, а также их надежность. Более того,
в принципе такое разделение достаточно тесно коррелируется с прибыльностью
банков. Так, 2002 год с убытками закончили 11 банков, и только один из них
средний (Энергобанк), остальные же мелкие.
Здесь целесообразно отметить, что не соответствуют сегодняшним реалиям сами
критерии, которые планирует ввести НБУ. Так, по новым критериям в Украине на
сегодня более половины банков имеют низкую рентабельность, и лишь несколько -
достаточную. Таким образом, остается, не понятна суть деления на четыре
категории, если практически все банки попадают в две из них.
Хотя, аналитики соглашаются, что повод для беспокойства в данной теме
действительно существует. По сравнению с 2002 годом, в 2003 рентабельность
активов банков незначительно снизилась с 1,27% до 1,22%, при том, что как
активы, так и балансовый капитал постоянно растут (за 2003 на 34,3% и 30,7%
соответственно). При этом, рентабельность многих банков оставляет желать
лучшего. Эксперты предполагают, что решение вопроса с уменьшением налогового
давления на банковскую систему автоматически увеличит официальную
рентабельность. Однако, на ближайшее время планируется только увеличение
налогообложения, напомним, с 2005 года планируется взимать налог на прибыль с
дохода от депозитных вкладов физических лиц. По мнению экспертов, это может
привести к падению доходности банков, поскольку уменьшит суммы вкладов от
физических лиц.
Впрочем, аналитики не исключают, что со временем ситуация изменится. Так, в
свое время "высшим пилотажем" считалось отработать с нулевой прибылью.
Ситуация начинает меняться, и для привлечения новых клиентов банкам
необходимо показывать прибыльность своей работы. Так что, возможно, в
ближайшем будущем рентабельность, действительно, будет отображать реальную
ситуацию в банковской сфере.
Еще одним новшеством является установка в банках двух электронных систем.
Первая до конца февраля будет работать в тестовом режиме и заменит
существующую программу по получению рефинансирования.
Вторая предназначена она для регистрации в НБУ заключенных сделок на денежном
межбанке в течение десяти минут после их совершения. Система будет просто
давать НБУ ориентир для управления денежно-кредитным риском в части
определения стоимости и объема возможного рефинансирования. Сегодня у
Нацбанка нет оперативных сведений о рынке – говорят в Нацбанке.
"Мы получаем данные в интервале Т+2, то есть по понедельнику - только в
среду. Зная же такую информацию в понедельник, мы можем сориентироваться, по
какой цене провести тендер, какой целесообразно - процентный или
количественный, и какую желательно сумму выставить, чтобы была нормальная
ликвидность".
5) Между кем заключаются договора на факторинговые услуги.
Одним из наиболее перспективных видов банковских услуг является факторинг. Это
рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное 
орудие финансового маркетинга, одна из форм интег
рирования банковских операций, которые 
наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики. Термин
“факторинг” от английского - посредник, агент.
     Факто
ринг - приобретение права на взыскание дол
гов, на перепродажу товаров и услуг с последующим получением 
платежей по ним. При этом речь идет, как
правило, о краткосрочных требованиях. Другими 
словами, факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при
которой фирма-посредник (факторинговая компания) за определенную плату получает
от предприятия право взыскивать и зачислять на его
счет причитающиеся ему от покупателей суммы денег (право инкассировать
дебиторскую задолженность). Одновременно с этим посредник кредитует оборотный
капитал клиента и п
ринимает на себя его кредитный и валютный риски.
Факторинговые операции возникли на основе коммерческого кредита, который
предоставляется продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные
товары. Изменение требований к расчетам с точки зрения ускорения оборота
средств вызвали необходимость для поставщиков искать пути решения проблемы
дебиторской задолженности. Факторинг является сравнительно новой эффективной
системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска при организации
платежей. Коммерческие банки, развивая эти операции, дополняют их элементами
бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического,
страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг
клиентов банка, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет
расширения операций.
В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г.
Международным институтом унификации частного права, операция считается
факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех
признаков: 1) наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых
требований; 2) ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета
реализации; 3) инкассирование его задолженности; 4)
страхование поставщика от кредитного риска. Вместе с тем в ряде стран к
факторингу по-прежнему относят и учет счетов-фактур - операцию, удовлетворяющую
лишь одному, первому из указанных признаков.
Финансовые институты, которые предоставляют факторинговые услуги называются
фактор-фирмами. Они создаются крупнейшими банками (или сами банки выполняют
функции фактор-фирм), что обеспечивает высокую надежность факторинговых сделок
и минимальные издержки для клиентов. Разветвленная сеть 
специализированных фили
алов для факторингового обслуживания предприятий в различных странах со
здана крупными транснациональными корпорациями. На 
международном уровне действует ассоциация "Фэкторз 
чейн интернэшл", членами которой являются 95%
факторинговых компаний
из 40 стран мира.
В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (банк) - покупатель
требования, первоначальный кредитор (клиент) и должник, получивший от клиента
товары с отсрочкой платежа.
Операция факторинга заключается в том, что факторинговый отдел банка покупает
долговые требования( счета фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до
80% стоимости отфактурованных поставок и уплаты остальной части, за вычетом
процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки
независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в
срок счета факторинга, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый
отдел.
Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий,
которые традиционно испытывают финансовые затруднения и
з-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных
для них источников кредитования.
Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого или
среднего, может воспользоваться  услугами факторинговой компании. Так,
факторинговому обслуживанию не подлежат:
·     предприятия с большим количеством дебиторов, 
задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;
·     предприятия, занимающиеся производством нестандартной или
узкоспециализированной продукции;
·     строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;
·     предприятия, реализующие свою продукцию на условиях 
послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные 
(бартерные) сделки;
·     предприятия, заключающие со своими клиентами 
долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении 
определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые 
платежи).
Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам
физических лиц, филиалов или отделений предприятия. Подобные ограничения
обусловлены тем, что в указанных случаях факторинговой компании достаточно
трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем
работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких
требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине
невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств.
Помимо этого, поставщик должен производить товары или оказывать услуги высокого
качества, иметь перспективы быстрого расширения производства и увеличения
прибыли (только в этом случае предприятию будет выгодно оплачивать достаточно
высокую стоимость услуг фактори
нговой компании) и сугубо временные причины 
нехватки денежных средств — из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами,
а также недостаточного уровня прибыли, чрезмерных товарных запасов и
трудностей, связанных с производственным процессом.
6) Роль саморегулирующих организаций на рынке ценных бумаг.
Развитие финансовых рынков играет особую роль в развивающейся рыночной
экономике. Так, рынок ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям
значительно расширить круг источников финансирования, не ограничиваясь
бюджетными средствами, самофинансированием и банковскими кредитами. Мировой
опыт показывает, что в конце XX столетия именно фондовый рынок стал основным
источником инвестиционных ресурсов в динамично развивающихся странах. Рынок
ценных бумаг, обеспечивая превращение сбережений в инвестиции и перелив
финансовых ресурсов между секторами экономики, в решающей мере способствует
экономическому росту и повышению благосостояния населения.
Регулирование является важнейшей составляющей финансовых рынков.
Регулирование финансовых рынков в различных странах мира функционирует, как
правило, в рамках двух различных моделей.
Первая предполагает регулирование преимущественно государственными органами,
и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил
проведения операций передается объединениям профессиональных участников рынка
- саморегулирующим организациям (СРО) (например, во Франции).
Вторая подразумевает передачу максимально возможного объема полномочий
саморегулирующим организациям. При этом государство сохраняет за собой
основные контрольные функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс
саморегулирования (Великобритания). В преобладающем большинстве стран степень
централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними
концепциями. При этом структура государственных органов, регулирующих рынок,
зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской,
небанковской), степени централизации управления в стране (в странах с
федеративным устройством часть полномочий передана территориям, например в
США -штатам, в Германии - землям).
Общей тенденцией в мировой практике регулирования финансового рынка является
создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам. Среди более
чем 30 стран с развитыми рынками - более 50% имеют самостоятельные ведомства
по ценным бумагам, примерно в 15% стран регулирование рынка осуществляется
министерствами финансов, в 15% стран существует смешанное управление. В
некоторых странах с банковской моделью рынка (Германия, Австрия, Бельгия)
основную ответственность за развитие фондового рынка несет центральный банк и
орган банковского надзора (в случае его образования). Исключением из общего
правила является Швейцария, которая не имеет централизованного
государственного органа, осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг
(эти функции переданы регионам).
Учитывая особый характер деятельности на фондовом рынке, регулирующий орган
берет на себя функцию организации отношений на рынке. Во многих случаях это
подразумевает жесткую систему допуска организаций или физических лиц к работе
на фондовом рынке.
Таким органом является в США Комиссия по ценным бумагам. В соответствии с
действующим порядком на нее возложена регистрация проспектов эмиссии,
лицензирование деятельности участников рынка, деятельности специализированных
регистраторов, осуществляющих ведение реестров акционеров, а также брокерской
дилерской, депозитарной, клиринговой и деятельности по организации торговли
ценными бумагами. В частности, Комиссия квалифицирует работу на
организованном фондовом рынке как исключительный вид деятельности и
ограничивает доступ таких организаций как коммерческие банки, промышленные и
торговые предприятия лишь возможностью работать через брокерские компании.
Помимо центрального органа в США важнейшую роль в регулировании фондового
рынка играют саморегулирующие организации (такие как все биржи, Национальная
ассоциация дилеров NASD, Национальная фьючерсная ассоциация NFA и др.). Они
состоят из профессиональных участников рынка, которые следят за соблюдением
коллегами профессиональной этики, правил и традиций работы на рынке. Их
решения не являются обязывающими, но способны значительно ограничить доступ к
рынку и даже лишить участника профессиональной квалификации, наличие которой
является необходимым требованием Комиссии по ценным бумагам.
Деятельность саморегулирующих организаций в Великобритании была подвергнута
критике из-за попыток нанести ущерб интересам инвесторов, и сейчас работа на
фондовом рынке в стране регулируется в основном государством.
Необходимо отметить, что кроме профессиональных участников фондового рынка на
нем работает большое число институциональных инвесторов, обладающих
значительными финансовыми ресурсами, которые, попадая на рынок, во многом
определяют ситуацию на нем. К таким участникам можно отнести банки,
негосударственные пенсионные фонды и страховые компании.
В Германии традиционно основными действующими лицами на финансовых рынках
являются коммерческие банки. Они оказывают значительное влияние на работу
фондового рынка, и сами могут предоставлять брокерские услуги на фондовом
рынке и пользоваться привилегированным положением и брокера и инвестора
одновременно. Следует, однако, отметить, что нарушений этического характера
со стороны банков в Германии отмечено намного меньше, чем в США и
Великобритании.
Идеальной модели функционирования и регулирования финансового рынка в мире не
существует. Лучшие из них представляют собой "золотую середину" между жестким
централизованным управлением и коллегиальным регулированием профессиональными
организациями. Для каждой страны необходимо учитывать степень развития рынка
и его инфраструктуры, его традиции, менталитет участников (например, ценность
репутации участника), доверие к органу регулирования и объем обращающегося на
этом рынке капитала.
Саморегулирующие организации на рынке ценных бумаг Украины ведут активную
политику. Рынок акций, демонстрирующий рост с начала года, на прошлой неделе
побил ценовые рекорды 1997 года. Инвесторы продолжают играть на повышение,
лихорадочно скупая как те немногие, оставшиеся в свободном обращении "голубые
фишки", так и акции "второго эшелона", в частности, предприятий
энергосектора. На рынке корпоративного долга реальной активности инвесторов
не наблюдается, несмотря на "видимость", создаваемую высокими объемами
торгов. Итогом торговых сессий на межбанковском валютном рынке стало
укрепление гривны на 0,05 копеек.
В эпицентре внимания обозревателей продолжает находиться рынок акций. Индекс
ПФТС с 22- по 28 апреля2004 вырос с 99,19 до 108,48 пунктов, впервые с начала
расчета преодолев базовое значение в 100 пунктов. В качестве причины столь
бурного роста традиционно называется спрос нерезидентов, форсируемый
дороговизной российских акций. Объем вторичных торгов акциями в ПФТС в этот
период увеличился на 30% по сравнению с предшествующим и составил 16,06
миллионов гривен. Лидерами по объему торгов стали акции "Западэнерго",
"Укрнафты", "Укртелекома". В частности, существенный рост капитализации
последнего стал реакцией рынка на собрание акционеров и смену руководства
компании. По мнению участников рынка, заметный скачок цен акций "Укртелекома"
после собрания (за два дня стоимость акций выросла на 10%) объясняется тем,
что инвесторы восприняли подобное изменение как шаг к лучшей управляемости
компании в преддверии возможной приватизации.
"Ситуацию на рынке можно охарактеризовать как близкую к необоснованной
эйфории. Рост продолжается достаточно давно и коррекции пока не было", -
рассказывает Владислав Остапенко, директор инвестиционно-банковского
департамента ФК "Сократ". По прогнозам аналитика, в ближайшее время инвесторы
могут начать фиксировать прибыль, и рынок станет "отыгрывать назад".
Небезынтересным моментом является и лидирование по темпам роста акций
"второго эшелона". В частности, в начале апреля лидерами роста стали акции
трех облэнерго: херсонского, черниговского и закарпатского. Котировки на
покупку по данным акциям, стоимость которых ранее исчислялась несколькими
копейками, выросли в 1,5-7,5 раз. "Мы вышли на уровень 1996 года, когда
наблюдались максимальные котировки рынка акций, но ситуация отличается тем,
что на данный момент в свободном обращении пребывает намного меньше акций.
Они уже куплены, находятся в пакетах, в руках стратегических инвесторов или
крупных портфельных инвесторов. По этой причине инвесторы начали обращать
внимание не только на "голубые фишки", которых очень мало в свободном
обращении, но и на "второй эшелон" - предприятия, которые демонстрируют
неплохие финансовые показатели, но до сих пор не отличавшиеся высокой
динамикой котировок". - отмечает Владислав Остапенко.
На рынке корпоративных облигаций продолжает наблюдаться типичная для этого
года картина: высокие объемы торгов на фоне несущественной ценовой динамики.
Объем вторичных торгов в ПФТС составил 63,4 миллиона гривен. В лидеры по
объемам сделок традиционно вошли облигации "Аркада-фонда" а также вторые
выпуски облигаций "Сармата" и "АВК" - "подопечные" "УкрСиббанка", ведущего
политику обеспечения высокой вторичной ликвидности выводимым на рынок
эмитентам. Доходность вторичного рынка в начале недели продолжила рост,
оформившийся еще на предыдущей неделе в связи с ростом ставок по
межбанковским кредитам.
На первичном рынке облигаций сохраняется затишье, обусловленное невысоким
спросом инвесторов на данный инструмент. На первую половину апреля первичный
рынок пополнили только облигации очередного в этом году предприятия сферы
торговли - "Аристей-компани". Объем займа данного эмитента составил 3
миллиона гривен, ставка доходности 17%.
Довольно динамичным в апреле 2004 года был межбанковский валютный рынок.
Укрепившись в среду, 7 апреля, до рекордного в этом году значения 5,33/$1,
уже на следующий день курс гривны снизился на 53 пункта. Итогом недели стал
рост курса гривни на 0,05 копеек, с 5,3356/$1 до 5,3351/$1. При этом в
понедельник рынок был неликвидным из-за выходного дня в США, Нацбанк во
вторник продавал недостающие доллары по курсу 5,3356/$1, в среду выкупал
избыток долларов по курсу 5,33/$1, а в четверг и пятницу снова продавал
доллары по курсу 5,3353/$1 и 5,3351/$1 соответственно. В соответствии с
динамикой котировок межбанковского рынка, НБУ продолжил повышать официальный
курс гривны, который на понедельник составил 5,33/$1.
В рамках валютного регулирования НБУ взялся укреплять и дисциплину
межбанковского валютного рынка. Предупреждением недели стало заявление
Нацбанка о возможных санкциях в случае превышения банками заявок на куплю-
продажу валюты.
Как сообщили УНИАН в информационном управлении Верховной Рады, законопроектом
предлагается изменить статус саморегулирующих организаций профессиональных
участников рынка ценных бумаг.
Саморегулирующие организации созданы участниками рынка для защиты своих прав
и нормирования деятельности на рынке ценных бумаг.
А именно: признать эти организации неприбыльными, отказаться от принципа
добровольности участия в них, а также ограничить количество саморегулирующих
организаций одной из каждого вида профессиональной деятельности на рынке
ценных бумаг.
Члены комитета отметили, что реализация данного проекта будет способствовать
проведению единой государственной политики, касающейся упорядоченности на
фондовом рынке и дисциплинированности его участников, усилению контроля за
соблюдением участниками фондового рынка регуляторных требований. Также
внесение этих изменений повысит требования к членам саморегулирующих
организаций, что будет способствовать защите законных прав и интересов
инвесторов и делегированию полномочий государственных органов исполнительной
власти саморегулирующим организациям.
Деловая неделя 15 (22-28 апреля2004)