Каталог :: Финансы

Методические указания: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, для студентов всех форм обучения, специальности 060400 «Финансы и кредит»

                               министерство труда                               
                             и социального развития                             
                              российской федерации                              
                           МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ                           
                             СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ                             
                              Филиал в г.Пятигорске                              
                                  Г.Т. Харченко                                  
                           стратегическое планирование                           
                         УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИе  МАТЕРИАЛы                         
                        для студентов  всех форм обучения                        
                     специальности 060400 «Финансы и кредит»                     
                                 Пятигорск 2002                                 
ББК Ф
Учебно-методические материалы подготовлены: Старшим преподавателем кафедры
экономических и математических дисциплин  Харченко Г.Т.
Рецензент: к.э.н., доцент Зиновьев Н.А.
Учебно-методические  материалы утверждены  на заседании   кафедры
экономических и математических дисциплин
29.08.2002 г.протокол №.1
     (Харченко Г.Т.)
(СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  для студентов  всех форм обучения специальности
060400«Финансы и кредит): Учеб.-метод, материалы. - Пятигорск.: Изд-во МГСУ
«Союз». 2002. – 23 с.
                                                                              БК
                                                 ©Издательство МГСУ «Союз». 2002
                             © (Харченко Г.Т.). 2002                             
     СТАНДАРТ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника
вуза, предъявляемые Государствен­ным образовательным стандартом высшего
профессионального образования по дисциплине «Стратегическое планирование »
На начальных  этапах радикальной экономической реформы в России в качестве
основного инструмента управления экономикой страны были  выбраны
самореализующиеся рыночные силы, в результате чего экономика страны,
предоставленная самой себе, подошла к критической точке. Свидетельством этому
стал бюджетный кризис, а также беспорядок и бесхозяйственность  в
экономической политике, которые в настоящее время превратились в серьёзную
угрозу национальной экономической безопасности страны.
Важнейшим инструментом  государственного регулирования хозяйства в странах с
развитой рыночной экономикой является стратегическое планирование,
позволяющее осуществлять меры комплексного, системного характера, нацеленные
не на « штопанье сегодняшних дыр», а устремлённые в будущее.
Для экономики России на этапе перехода к рынку государственное стратегическое
планирование особенно актуально. Органам, управляющим экономикой, просто
необходимо предвидение хода процессов развития приватизации и
демонополизации, результатов становления многообразных  форм собственности,
последствий технологического обновления производства . По мере стабилизации
ситуации в экономике возможности для выявления закономерностей и тенденций
социально-экономического  развития расширяются, повышается степень
предсказуемости  изменений в экономике и поведения разных субъектов
хозяйственных отношений. Усиливается потребность в более глубокой  и
всесторонней проработке долговременной и многоплановой  экономической
политики.
С переходом к новому этапу рыночных реформ на всех уровнях управления, во
всех звеньях народного хозяйства возрастает роль специалистов, умеющих
принимать оптимальные решения, относящиеся к будущему, постоянно
согласовывать текущую деятельность со стратегическими целями.
Целью дисциплины является  изучение технологий разработки долговременных
стратегических программ развития предприятий, позволяющих гибко реагировать
на достаточно резкие колебания окружающей среды.
Для успешного достижения поставленной цели студенты должны овладеть
следующими навыками и умениями:
                               Специалист должен:                               
     
Знать Методологию и логику стратегического планирования;
Уметь

Проводить стратегический и конкурентный анализ;

осуществлять бизнес-планирование и реинжиниринг бизнеса;

Иметь представление

О процедуре стратегического программирования;

Системе показателей стратегического планирования и

формах делового сотрудничества и совместного планирования деятельности;

Уметь использо­вать информацию в ситуациях; и т.д. Для осуществления финансового планирования в экономической организации.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ по дисциплине «Стратегическое планирование » Специальность « Финансы и кредит » Количество часов по 5-летнему плану: Дневное отделение –100

Раздел,

тема

Количество часов Контрольные мероприятия
Все­го Самост работа Аудиторные занятия
Всего лекционные Группо-вые лабораторные контр раб КУРсов рабзачетэкзамен

1

234 567 8 9 10

11

12
1

РАЗДЕЛ 1. Теория методология и организация стратегического планирования

TЕМА 1. Предмет теории стратегического планирования.

63321
2

ТЕМА 2. Методология и организация стратегического планирования.

63321
3

РАЗДЕЛ 2. Стратегическое планирование в макроэкономике.

ТЕМА 3. Стратегическое планирование и государственное регулирование социально-экономических процессов на макроуровне

63321
4

ТЕМА 4. Стратегическое планирование и регулирование природопользования и научно-технического прогресса.

84431
5

Раздел 3. Стратегическое планирование в микроэкономике.

ТЕМА 5. Фирма как объект стратегического планирования.

84431
6

ТЕМА 6. Составляющие экономической стратегии фирмы.

84431
7

ТЕМА 7.Стратегия повышения качества и конкурентоспособности продукта.

95431
8

ТЕМА 8. Разработка стратегии фирмы.

95431
9

ТЕМА 9. Выполнение и контроль стратегии.

105532
10

ТЕМА 10. Особенности системы стратегического управления в фирмах США, Японии и Финляндии.

105532
11

ТЕМА 11. Финансовое планирование.

105532

Итого часов по курсу:

100

46

44

30

14

7

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ по дисциплине «Стратегическое планирование» Специальность «Финансы и кредит» Количество часов по 5-летнему плану: Заочное отделение – 100

Раздел,

тема

Количество часов Контрольные мероприятия
Всего Самост работа Аудиторные занятия
Всего лекционные Группо-вые лабораторные контр раб КУРсов рабзачетэкзамен
123456789101112
1

РАЗДЕЛ 1. Теория методология и организация стратегического планирования

TЕМА 1. Предмет теории стратегического планирования.

981
2

ТЕМА 2. Методология и организация стратегического планирования.

981
3

РАЗДЕЛ 2. Стратегическое планирование в макроэкономике.

ТЕМА 3. Стратегическое планирование и государственное регулирование социально-экономических процессов на макроуровне

981
4

ТЕМА 4. Стратегическое планирование и регулирование природопользования и научно-технического прогресса.

981
5

Раздел 3. Стратегическое планирование в микроэкономике.

ТЕМА 5. Фирма как объект стратегического планирования.

981
6

ТЕМА 6. Составляющие экономической стратегии фирмы.

981
7

ТЕМА 7.Стратегия повышения качества и конкурентоспособности продукта.

981
8

ТЕМА 8. Разработка стратегии фирмы.

981
9

ТЕМА 9. Выполнение и контроль стратегии.

981
10

ТЕМА 10. Особенности системы стратегического управления в фирмах США, Японии и Финляндии.

1091
11

ТЕМА 11. Финансовое планирование.

1192

Итого часов по курсу:

100

90

12

7

ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «стратегическое планирование» РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ТЕМА 1. Предмет теории стратегического планирования. Содержание темы: Определение современного хозяйства как социально-рыночного. Задачи государства в социально-рыночном хозяйстве. Стратегическое планирование в качестве процесса практической деятельности общества. Стратегическое планирование как наука. Основные цели и задачи стратегического планирования и управления. Структура стратегического управления. Процедура стратегического планирования. Этапы стратегического планирования. Литература 1. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с. 2. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Издательство «Питер»,1999.-560 с. 3. Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л.И.Евенко - Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989. 4. Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. : Пер. с англ./ Под ред. М. Калантаровой.- М.: 1994. 5. Винокуров В.А. Организация стратегического планирования на предприятии. – М.:1996. 6. Зиньковская Н.В., Волкова А.М., Кошевая Н.П. Стратегическое планирование на предприятии. – М.: Гос. Акад. Управления, 1993 ТЕМА 2. Методология и организация стратегического планирования. Содержание темы: Три структурных элемента науки стратегического планирования. Содержание логики стратегического планирования. Принципы (закономерности) методологии стратегического планирования. Методология стратегического планирования. Система показателей и методы стратегического планирования. Организация стратегического планирования на макроуровне в Российской Федерации. Система законодательных и исполнительных органов в РФ. Статус и функции Министерства экономики РФ. Государственные прогнозы социально- экономического развития РФ. Литература: 1. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с. 2. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Издательство «Питер»,1999.-560 с. 3. Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л.И.Евенко - Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989. 4. -дополнительная: Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. : Пер. с англ./ Под ред. М. Калантаровой.- М.: 1994. 5. Винокуров В.А. Организация стратегического планирования на предприятии. – М.:1996. 6. Зиньковская Н.В., Волкова А.М., Кошевая Н.П. Стратегическое планирование на предприятии. – М.: Гос. Акад. Управления, 1993 РАЗДЕЛ 2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКЕ. ТЕМА 3.Стратегическое планирование и государственное регулирование социально-экономических процессов на макроуровне. Содержание темы: Социальная политика государства – важнейший инструмент регулирования социальных процессов в рыночном хозяйстве. Стратегическое планирование уровня жизни народа. Стратегическое планирование воспроизводства населения, рабочей силы, занятости . Стратегическое планирование развития отраслей социальной сферы. Литература: 1. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с. 2. Дойль П. Менеджмент:стратегия и тактика. –СПб: Издательство «Питер», 1999.- 560 с. ТЕМА 4. Стратегическое планирование и регулирование природопользования и научно-технического прогресса. Содержание темы: Современная научно – техническая революция и проблемы природопользования. Экологическая политика России, проблемы обеспечения её экологической безопасности. Мониторинг и стратегическое планирование состояния природной среды в РФ. Научно – технический прогресс и его влияние на развитие общества. Роль государства в развитии НИОКР. Стратегическое планирование научно технического прогресса Литература: 1. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с. 2. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Издательство «Питер»,1999.-560 с. 3. Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л.И.Евенко - Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989. -дополнительная: 4. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. – СПб: «Социальная литература», 1995. 5. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: Пер. с англ., 4-е изд.-М.: Дело ЛТД, 1994. 6. Кныш Н.И., Тютиков Ю.П. Стратегическое управление корпорациями. – СПб.: Любавин 1997. 7. Мэнсфилд Э. Экономика научно- технического прогресса.- Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1970. Раздел 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКЕ ТЕМА 5. Фирма, как объект стратегического планирования. Содержание темы: Классификация типов внутрифирменного планирования. Признаки, определяющие тип планирования, их характеристика. Степень неопределённости в планировании. Временная ориентация идей планирования. Горизонт планирования. Понятие «стратегия фирмы». Стратегия как функция направления. Понятие «тактическое планирование». Оперативное планирование. Процесс планирования в организации как замкнутый цикл с прямой и обратной связью. Понятие и закономерности систем. Состав производственной системы. Стратегические ресурсы производственной системы. Микросреда фирмы. Макросреда фирмы: социальная, правовая, государственная, политическая, технологическая и экономическая. Производственный профиль (миссия) фирмы. Понятие конкурентного преимущества. Детерминанты конкурентного преимущества фирмы. Поддержание конкурентного преимущества фирмы. Понятие конкурентного статуса фирмы. Принципы количественной оценки конкурентного статуса фирмы. Влияние значимости того или иного детерминанта «национального ромба» на уровень конкурентного статуса фирмы. Сущность принципа Парето- эффективности. Литература: 1. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с. 2. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Издательство «Питер»,1999.-560 с. 3. Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л.И.Евенко - Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989. 4. Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. : Пер. с англ./ Под ред. М. Калантаровой.- М.: 1994. 5. Винокуров В.А. Организация стратегического планирования на предприятии. – М.:1996. 6. Зиньковская Н.В., Волкова А.М., Кошевая Н.П. Стратегическое планирование на предприятии. – М.: Гос. Акад. Управления, 1993 ТЕМА 6. Составляющие экономической стратегии фирмы. Содержание темы: Главные задачи товарной стратегии фирмы. Стратегическая сегментация внешней и внутренней среды фирмы. Выделение стратегических зон хозяйствования. Выбор позиции в конкуренции. Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования. Выбор позиции в конкуренции. Управление стратегическим набором. Применение метода анализа иерархий для управления стратегическим набором. Формирование товарного ассортимента. Изучение потенциальных партнёров по рыночным трансакциям. Реклама компаний как источник информации о потенциальных партнёрах по рыночным трансакциям. Инвестиционная деятельность фирмы. Гибкость производства как экономическая категория. Выбор стратегии обновления ресурсов. Отражение стратегии инвестиционной деятельности в стратегической программе технического и социального развития фирмы. Понятие банкротства фирмы. Признаки банкротства фирмы.Реакция фирмы на кризисное состояние. Выбор стратегии предотвращения банкротства. Процедура объявления несостоятельности (банкротства) фирмы. Литература: 1. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с. 2. Игнатьев А.Н. Рынок и стратегия развития предприятия. – СПб: СПбУЭФ, 1993 3. Коуд Р. Фирма, рынок и права/ Пер. с англ./. – М.: Дело ЛТД, 1993. 4. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Издательство «Питер»,1999.-560 с. 5. Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л.И.Евенко - Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989. -дополнительная: 6. Закон РФ « О несостоятельности ( банкротстве) предприятий.- Экон. газета «Экономика и жизнь», 1993, №1 7. Как избежать банкротства.- ЭКО, 1993, №8. 8. Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. : Пер. с англ./ Под ред.М. Калантаровой.- М.: 1994 ТЕМА 7. Стратегия повышения качества и конкурентноспособности продукта. Содержание темы: Понятие продукта. Факторы, определяющие понимание продукта. Основные составляющие продукта. Основные составляющие продукта. Функциональные свойства и качества. Марки продукта. Имидж продукта. Упаковки и этикетки. Жизненный цикл продукта. Фазы жизненного цикла. Экономические аспекты жизненного цикла продукта. Литература: 1. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с. 2. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. –СПб: Издательство «Питер», 1999.-560 с. 3. Портер М.Е. Международная конкуренция. - пер. с англ. / Под ред. В.Д. Щетинина. - М.Междунар. отнош., 1993. 4. Самостоятельность и управление производственным профилем предприятия/ А.П. Градов и др. - М.: Экономика, 1990. 5. Дайан А. Маркетинг в кн.: Академия рынка: Маркетинг: Пер. с франц. А.Дайан, Ф.Букерель, Р. Ланкар и др. Научн. Ред. А.Г.Худокормов.- М.: Экономика,1993. 6. Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л.И.Евенко - Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989. 7. Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. : Пер. с англ./ Под ред. М. Калантаровой.- М.: 1994. 8. Винокуров В.А. Организация стратегического планирования на предприятии. – М.:1996. ТЕМА 8. Разработка стратегии фирмы. Содержание темы: Понятие «отдельной деловой единицы». Стратегия деловой единицы. Стратегические хозяйственные центры, их достоинства и недостатки. Определение направления движения развития фирмы: видение, миссия, цели. Стратегический анализ в организации. Конкурентный анализ. Формулирование целей. Типы стратегий развития бизнеса. Стратегии концентрированного роста. Стратегии интегрированного роста. Стратегии сокращения. Выбор стратегии фирмы. Оценка выбранной стратегии. Анализ портфеля бизнесов ( продукции).Определение бизнес-плана. Цели бизнес- плана. Различия между бизнес-планом и стратегическим планом. Этапы разработки бизнес-плана. Структура и содержание бизнес-плана. Реинжиниринг бизнеса. Понятие. Основные свойства и условия применения. Процесс реинжиниринга и его этапы. Участники реинжениринговой деятельности и их функции. Литература: 1. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с. 2. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб:Издательство «Питер»,1999.- 560 с. 3. Петров А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. – СПб.: СПбУЭФ, 1997. 4. Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л.И.Евенко - Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989. 5. Михайлова Е.В. Финансовый рынок в Российской Федерации.- СПб.: СПб. Ун-т эк. и фин., 1992. 6. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: Пер. с англ. 2-го изд. - М.: Республика, 1992. ТЕМА 9. Выполнение и контроль стратегии. Содержание темы: Задачи стадии выполнения стратегии. Функции высшего руководства. Стратегические изменения. Система планов, программ, обеспечивающих реализацию стратегии. Стратегический контроль. Требования к информации. Установление показателей. Сравнение и оценка результатов. Проведение корректировки. Понятие «эффективного планирования». Ответственный плановик. Конфиденциальность- этический вопрос планирования. Моральный кодекс плановиков: профессиональная карьера и доверие, гласность и проверка. Участие общественности. Семь основных видов провала плана. Первая задача плана: выбор масштаба планирования. Вторая задача: совмещение политических соображений с техническими. Переговоры. Делегирование власти. Стимулы и риски. Ритм изменения. Литература: 1. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с. 2. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Издательство «Питер», 1999.- 560 Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л.И.Евенко - Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989. 3. -Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. : Пер. с англ./ Под ред. М. Калантаровой.- М.: 1994. 4. Винокуров В.А. Организация стратегического планирования на предприятии. – М.:1996. 5. Зиньковская Н.В., Волкова А.М., Кошевая Н.П. Стратегическое планирование на предприятии. – М.: Гос. Акад. Управления, 1993 ТЕМА 10. Особенности системы стратегического управления в фирмах США, Японии и Финляндии. Содержание темы: Особенности планирования в фирмах США. Планирование в фирмах «Амэлектрик», «Амтрак». Различия в характере планирования в специализированных и диверсифицированных компаниях. Модель процесса планирования, разработанная японскими фирмами. Литература: 1. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с. 2. Кныш Н.И., Тютиков Ю.П. Стратегическое управление корпорациями. – СПб.: Любавин, 1997 3. Петров А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. – СПб.: СПбУЭФ, 1997. 4. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Издательство «Питер»,1999.-560 с. 5. Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л.И.Евенко - Пер. с англ.- М.: 6. Экономика, 1989. 7. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. В.Дукашевича и др.; Под общ. ред. Б.Лисовика и В.Лукашевича.- СПб, 1992. ТЕМА 11. Финансовое планирование. Содержание темы: Значение финансового планирования. Система финансовых планов. Процесс финансового планирования. Основные финансовые документы фирмы: баланс фирмы, отчёт о прибылях и убытках, отчёт о движении наличности. Анализ финансовых показателей: ликвидности, доходности, рыночной активности, использование финансового рычага, комплексные показатели. Прогноз продаж. Методы прогноза продаж. Цели и задачи краткосрочного финансового планирования. Бюджет фирмы и его разновидности. Виды оперативных бюджетов. Прогнозирование бюджета наличности. Литература: 1. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с. 2. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Издательство «Питер»,1999.-560 с. 3. Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л.И.Евенко - Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989. 4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента.- М.: Финансы и стат. 1994. 5. Чесноков А.С. Инвестиционная стратегия, опционы и фьючерсы. - М.: НИИУМЭ, 199з 6. Экономическая стратегия фирмы. Учебн. пособие . Под ред. проф. А.П. Градова. Санкт-Петербург: «Специальная литература», 1995. ПЛАН ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ Семинар I. ТЕМА 2. Методология и организация стратегического планирования. Цель: изучить методологию и организацию стратегического планирования на макроуровне. Вопросы для обсуждения:
  1. 1.Три структурных элемента науки стратегического планирования.
  2. 2.Содержание логики стратегического планирования. Принципы (закономерности) методологии стратегического планирования. Методология стратегического планирования. Система показателей и методы стратегического планирования на макроуровне.
3. 3.Организация стратегического планирования на макроуровне в Российской Федерации.Система законодательных и исполнительных органов в РФ. Статус и функции Министерства экономики РФ. Государственные прогнозы социально-экономического развития РФ. Литература: 1. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с. 2. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Издательство «Питер»,1999.-560 с. 3. Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л.И.Евенко - Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989. 4. Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. : Пер. с англ./ Под ред. М. Калантаровой.- М.: 1994. 5. Винокуров В.А. Организация стратегического планирования на предприятии. – М.:1996. 6. Зиньковская Н.В., Волкова А.М., Кошевая Н.П. Стратегическое планирование на предприятии. – М.: Гос. Акад. Управления, 1993 Темы докладов/рефератов:
  1. Три структурных элемента науки стратегического планирования.
  2. Система показателей и методы стратегического планирования.
Формы текущего контроля знаний: устное собеседование со студентами, тесты Формы контроля самостоятельной работы студентов: конспект, графологическая структура темы занятия. Семинар 2. ТЕМА 3. Стратегическое планирование и государственное регулирование социально-экономических процессов на макроуровне. Цель: изучить технологии планирования различных социальных процессов в рыночном хозяйстве государства. Вопросы для обсуждения: 1.Социальная политика государства – важнейший инструмент регулирования социальных процессов в рыночном хозяйстве. 2.Стратегическое планирование уровня жизни народа. 3.Стратегическое планирование воспроизводства населения, рабочей силы, занятости . 4.Стратегическое планирование развития отраслей социальной сферы. Литература 1. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с. 2. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Издательство «Питер»,1999.-560 с. 3. Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л.И.Евенко - Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989. 4. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. – СПб: «Социальная литература», 1995. 5. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: Пер. с англ., 4-е изд.-М.: Дело ЛТД, 1994. 6. Кныш Н.И., Тютиков Ю.П. Стратегическое управление корпорациями. – СПб.: Любавин 1997. Темы докладов/рефератов: 1. Социальная политика государства – важнейший инструмент регулирования социальных процессов в рыночном хозяйстве. 2. Стратегическое планирование уровня жизни народа. Формы текущего контроля знаний: устное собеседование со студентами. Формы контроля самостоятельной работы студентов: конспект, графологическая структура темы занятия. Семинар 3. ТЕМА 4. Стратегическое планирование и регулирование природопользования и научно-технического прогресса. Цель: Изучить экологическую политику России на современном этапе и проблемы обеспечения её экологической безопасности. Вопросы для обсуждения: 1.Современная научно – техническая революция и проблемы природопользования. Экологическая политика России, проблемы обеспечения её экологической безопасности. 2.Мониторинг и стратегическое планирование состояния природной среды в РФ. 3.Научно – технический прогресс и его влияние на развитие общества. Литература: 1. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с. 2. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Издательство «Питер»,1999.-560 с. 3. Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л.И.Евенко - Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989. 4. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. – СПб: «Социальная литература», 1995. 5. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: Пер. с англ., 4-е изд.-М.: Дело ЛТД, 1994. 6. Кныш Н.И., Тютиков Ю.П. Стратегическое управление корпорациями. – СПб.: Любавин 1997. 7. Мэнсфилд Э. Экономика научно- технического прогресса.- Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1970. Темы докладов/рефератов: 1. Современная научно – техническая революция и проблемы природопользования. 2. Экологическая политика России, проблемы обеспечения её экологической безопасности. Формы текущего контроля знаний: устное собеседование со студентами. Формы контроля самостоятельной работы студентов: конспект, графологическая структура темы занятия. Семинар 4. ТЕМА 5. Фирма как объект стратегического планирования. Цель: изучить классификацию типов внутрифирменного планирования. Ознакомиться со строением макро и микро среды фирмы. Уметь проводить конкурентный анализ фирмы. Вопросы для обсуждения: 1.Классификация типов внутрифирменного планирования. 2.Понятие «стратегия фирмы». Стратегия как функция направления. 3.Микросреда фирмы. Макросреда фирмы: социальная, правовая, государственная, политическая, технологическая и экономическая 4.Понятие конкурентного преимущества. Детерминанты конкурентного преимущества фирмы. Литература 1. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с. 2. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Издательство «Питер»,1999.-560 с. 3. Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л.И.Евенко - Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989. 4. Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. : Пер. с англ./ Под ред. М. Калантаровой.- М.: 1994. 5. Винокуров В.А. Организация стратегического планирования на предприятии. – М.:1996. 6. Зиньковская Н.В., Волкова А.М., Кошевая Н.П. Стратегическое планирование на предприятии. – М.: Гос. Акад. Управления, 1993 Темы докладов/рефератов:
  1. Классификация типов внутрифирменного планирования.
  2. Степень неопределённости в планировании.
Формы текущего контроля знаний: опрос Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты Семинар 5. ТЕМА 6. Составляющие экономической стратегии фирмы. Цель: рассмотреть основные составляющие стратегии фирмы. Изучить технологии управления стратегическим набором. Вопросы для обсуждения:
  1. Главные задачи товарной стратегии фирмы.
  2. Стратегическая сегментация внешней и внутренней среды фирмы.
  3. Выделение стратегических зон хозяйствования.
  4. Выбор позиции в конкуренции. Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования.
Темы ситуационных задач: 1.Главные задачи товарной стратегии фирмы. 2.Управление стратегическим набором. Применение метода анализа иерархий для управления стратегическим набором. 3.Формирование товарного ассортимента. Изучение потенциальных партнёров по рыночным трансакциям. Практическое занятие. Литература: 1. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с. 2. Игнатьев А.Н. Рынок и стратегия развития предприятия. – СПб: СПбУЭФ, 1993 3. Коуд Р. Фирма, рынок и права/ Пер. с англ./. – М.: Дело ЛТД, 1993. 4. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Издательство «Питер».1999.-560 с. 5. Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л.И.Евенко - Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989. 6. Закон РФ « О несостоятельности ( банкротстве) предприятий.- Экон. газета «Экономика и жизнь», 1993, №1 7. Как избежать банкротства.- ЭКО, 1993, №8. 8. Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. : Пер. с англ./ Под ред. М. Калантаровой.- М.: 1994 Темы докладов/рефератов:
  1. Главные задачи товарной стратегии фирмы.
  2. Стратегическая сегментация внешней и внутренней среды фирмы.
  3. Выделение стратегических зон хозяйствования.
Формы текущего контроля знаний: опрос Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты Семинар 6 .ТЕМА 7. Стратегия повышения качества и конкурентоспособности продукта. Цель: освоить методику оценки конкурентоспособности продукта. Вопросы для обсуждения:
  1. Понятие продукта.
  2. Факторы, определяющие понимание продукта.
  3. Основные составляющие продукта.
  4. Функциональные свойства и качества.
Темы ситуационных задач: 1.Основные составляющие продукта.. 2.Потребительные свойства и качества товара. Практическое занятие. Литература: 1. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с. 2. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Издательство «Питер»,1999.-560 с. 3. Портер М.Е. Международная конкуренция. - пер. с англ. / Под ред. В.Д. Щетинина. - М.Междунар. отнош., 1993. 4. Самостоятельность и управление производственным профилем предприятия/ А.П. Градов и др. - М.: Экономика, 1990. 5. Дайан А. Маркетинг в кн.: Академия рынка: Маркетинг: Пер. с франц. А.Дайан, Ф.Букерель, Р. Ланкар и др. Научн. Ред. А.Г.Худокормов.- М.: Экономика,1993. 6. Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л.И.Евенко - Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989. 7. Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. : Пер. с англ./ Под ред. М. Калантаровой.- М.: 1994. 8. Винокуров В.А. Организация стратегического планирования на предприятии. – М.:1996. Темы докладов/рефератов:
  1. Понятие продукта. Факторы, определяющие понимание продукта. Жизненный цикл продукта. Фазы жизненного цикла.
  2. Экономические аспекты жизненного цикла продукта.
Формы текущего контроля знаний: решение ситуационных задач, тесты. Формы контроля самостоятельной работы студентов: графологическая структура темы занятия, конспект методики оценки потребительных свойств товара.. СЕМИНАР 7. ТЕМА 8. Разработка стратегии фирмы. Цель: Изучить основные этапы разработки стратегии фирмы. Уметь разрабатывать замкнутый цикл стратегического планирования на предприятии. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие «отдельной деловой единицы». 2. Стратегия деловой единицы. 3. Стратегические хозяйственные центры, их достоинства и недостатки. 4. Определение направления движения развития фирмы: видение, миссия, цели. 5. Стратегический анализ в организации. Практическое занятие. Литература: 1. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с. 2. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Издательство «Питер»,1999.-560 с. 3. Петров А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. – СПб.: СПбУЭФ, 1997. 4. Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л.И.Евенко - Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989. 5. Михайлова Е.В. Финансовый рынок в Российской Федерации.- СПб.: СПб. Ун-т эк. и фин., 1992. 6. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: 7. Пер. с англ. 2-го изд. - М.: Республика, 1992. Темы докладов/рефератов:
  1. Стратегические хозяйственные центры, их достоинства и недостатки.
  2. Определение направления движения развития фирмы: видение, миссия, цели.
Формы текущего контроля знаний: решение ситуационных задач, тесты. Формы контроля самостоятельной работы студентов: графологическая структура темы занятия, выполненнное практическое задание. Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты Семинар 8. ТЕМА 9. Выполнение и контроль стратегии. Цель: уметь разрабатывать систему планов и программ, обеспечивающих реализацию разработанной стратегии. Вопросы для обсуждения:
  1. Задачи стадии выполнения стратегии.
  2. Понятие «эффективного планирования».
  3. Семь основных видов провала плана.
Литература: 1. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с. 2. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Издательство «Питер»,1999.-560 с. 3. Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л.И.Евенко - Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989. 4. Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. : Пер. с англ./ Под ред. М. Калантаровой.- М.: 1994. 5. Винокуров В.А. Организация стратегического планирования на предприятии. – М.:1996. 6. Зиньковская Н.В., Волкова А.М., Кошевая Н.П. Стратегическое планирование на предприятии. – М.: Гос. Акад. Управления, 1993 Темы докладов/рефератов: 1. Конфиденциальность- этический вопрос планирования. 2. Моральный кодекс плановиков: профессиональная карьера и доверие, гласность и проверка. Формы текущего контроля знаний: решение ситуационных задач, тесты. Формы контроля самостоятельной работы студентов: графологическая структура темы занятия, выполненное студентом практическое задание. СЕМИНАР 9.ТЕМА 10. Особенности системы стратегического управления в фирмах США, Японии и Финляндии. Цель: Изучить особенности планирования в фирмах зарубежных стран. Вопросы для обсуждения : 1.Особенности планирования в фирмах США. 2.Различия в характере планирования в специализированных и диверсифицированных компаниях. 3.Модель процесса планирования, разработанная японскими фирмами. Литература: 1. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с. 2. Кныш Н.И., Тютиков Ю.П. Стратегическое управление корпорациями. – СПб.: Любавин, 1997 3. Петров А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. – СПб.: СПбУЭФ, 1997. 4. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Издательство «Питер»,1999.-560 с. 5. Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л.И.Евенко - Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989. 6. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. В.Дукашевича и др.; Под общ. ред. Б.Лисовика и В.Лукашевича.- СПб, 1992 Темы докладов/рефератов:
  1. Особенности планирования в фирмах США. Различия в характере планирования в специализированных и диверсифицированных компаниях.
Формы текущего контроля знаний: опрос, решение задач Формы контроля самостоятельной работы студентов: конспект блока информации в рабочей тетради. вопросы для подготовки к экзамену. 1. Значение предмета стратегическое планирование в условиях радикальных рыночных преобразований. Процедура стратегического планирования. Стратегическое планирование как наука. 2. Методология и логика стратегического планирования. 3. Организация стратегического планирования на макроуровне в РФ. 4. Характеристика внутрифирменного планирования: цели, задачи, классификация типов. 5. Виды планирования: стратегическое, оперативное, тактическое. Их характеристика. 6. Стратегические ресурсы производственной системы. 7. Структура микро- и макросреды фирмы. Производственный профиль фирмы. 8. Конкурентоспособный статус фирмы. Принципы количественной оценки. 9. Товарная стратегия фирмы и стратегические зоны хозяйствования. 10.Метод анализа иерархий и его использование для управления стратегическим набором. 11.Характеристика основных направлений стратегии снижения трансакционных издержек. 12.Стратегическая программа технического и социального развития фирмы и её связь с инвестиционной деятельностью. 13.Основные направления стратегии предотвращения несостоятельности ( банкротства ) фирм. 14.Стратегия развития деловой единицы и общефирменная стратегия. 15.Бизнес- планирование как стратегия развития новых видов бизнеса. 16.Реинжениринг бизнеса. Свойства, условия применения и основные этапы проведения. 17.Финансовое планирование на предприятии: система финансовых планов. 18.Характеристика и способы долгосрочного планирования. 19.Краткосрочное финансовое планирование на предприятии. 20.Сущность эффективного планирования. Цели, задачи, связь с политикой. 21.Характеристика теорий планирования. 22.Основные способы обеспечения выполнения планов. 23.Характеристика методов стратегического планирования, используемых в зарубежных фирмах. 24.Система показателей и методы стратегического планирования. 25.Методика стратегического планирования. Проблемы и задачи, решаемые методами стратегического планирования. 26.Организация внутрифирменного планирования. Алгоритм составления годичных и 3-х летних планов. 27.Структура и содержание бизнес- плана. 28.Финансовые показатели работы предприятия. Их характеристика , методы анализа. 29.Стратегическое планирование как процесс практической деятельности общества. 30.Система законодательных и исполнительных органов власти в РФ. Статус и функции Министерства экономики РФ. 31.Степень неопределённости в планировании. Временная ориентация идей планирования. Горизонт планирования. 32.Характеристика процесса планирования как замкнутого цикла с прямой и обратной связью. 33.Понятие и закономерности развития производственных систем. 34.Понятие конкурентного преимущества фирмы. Детерминанты конкурентного преимущества страны. 35.Методы поддержания конкурентного преимущества фирмы. 36.Влияние значимости того или иного детерминанта «национального ромба» на уровень конкурентного статуса фирмы. 37.Принцип Парето-эффективности, Сущность, характеристика. 38.Стратегическая сегментация внешней и внутренней среды фирмы. Выделение стратегических зон хозяйствования. 39.Формирование рациональной структуры товарного ассортимента фирмы. 40.Характеристика и способы изучения потенциальных партнёров по рыночным трансакциям. 41.Гибкость производства как экономическая категория. 42.Понятие и признаки банкротства фирмы. 43.Стратегические хозяйственные центры, их достоинства и недостатки. 44.Характеристики основных этапов разработки бизнес-плана. 45.Стратегический и конкурентный анализ организации. 46.Показатели ликвидности, хозяйственной активности, доходности, рыночной активности и их роль в долгосрочном финансовом планировании. 47.Методы прогноза продаж, используемые в долгосрочном финансовом планировании. 48.Техника эффективного планирования. 49.Функции и структура плановой команды. Состав и величина служб планирования. 50.Ограничения планирования в микроэкономике. Формы делового сотрудничества и совместного планирования деятельности. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ» для студентов заочного отделения. ВАРИАНТ №1 1. Значение предмета стратегическое планирование в условиях радикальных рыночных преобразований. Процедура стратегического планирования. Стратегическое планирование как наука. 2.Принцип Парето-эффективности, Сущность, характеристика ВАРИАНТ №2 1.Методология и логика стратегического планирования 2.Понятие конкурентного преимущества фирмы. Детерминанты конкурентного преимущества страны. ВАРИАНТ №3 1. Организация стратегического планирования на макроуровне в РФ 2.Степень неопределённости в планировании. Временная ориентация идей планирования. Горизонт планирования. ВАРИАНТ №4 1. Товарная стратегия фирмы и стратегические зоны хозяйствования 2. Понятие и признаки банкротства фирмы ВАРИАНТ №5 1.Виды планирования: стратегическое, оперативное, тактическое. Их характеристика 2.Структура и содержание бизнес- плана ВАРИАНТ №6 1.Финансовые показатели работы предприятия. Их характеристика , методы анализа 2.Характеристика процесса планирования как замкнутого цикла с прямой и обратной связью. ВАРИАНТ №7 1.Стратегическая сегментация внешней и внутренней среды фирмы. Выделение стратегических зон хозяйствования. 2. Функции и структура плановой команды. Состав и величина служб планирования ВАРИАНТ №8 1.Методика стратегического планирования. Проблемы и задачи, решаемые методами стратегического планирования. 2.Показатели ликвидности, хозяйственной активности, доходности, рыночной активности и их роль в долгосрочном финансовом планировании ВАРИАНТ №9 1.Характеристика теорий планирования. 2.Методы прогноза продаж, используемые в долгосрочном финансовом планировании. ВАРИАНТ №10 1.Характеристика методов стратегического планирования, используемых в зарубежных фирмах. 2.Характеристика внутрифирменного планирования: цели, задачи, классификация типов. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основная: 1. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. 2. Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л.И.Евенко - Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989. Дополнительная: 3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента.- М.: Финансы и стат. 1994. 4. Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. : Пер. с англ./ Под ред. М. Калантаровой.- М.: 1994. 5. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: Пер. с англ., 4-е изд.-М.: Дело ЛТД, 1994. 6. Дайан А. Маркетинг в кн.: Академия рынка: Маркетинг: Пер. с франц. А.Дайан, Ф.Букерель, Р. Ланкар и др. Научн. Ред. А.Г.Худокормов.- М.: Экономика,1993. 7. Джурович Р. Руководство по заключению внешнеторговых контрактов: Пер. с сербско- хорват.- М.: Российское право, 1992. 8. Долан Э. Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбел Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно- кредитная политика: Пер. с англ.- М.-Л.:Профика, 1991. 9. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. В.Дукашевича и др.; Под общ. ред. Б.Лисовика и В.Лукашевича.- СПб, 1992. 10. Закон РФ « О несостоятельности ( банкротстве) предприятий»/ Эконом. Газета: Экономика и жизнь, 1993, №1. 11. Как избежать банкротства: ЭКО, 1993, №8. 12. Канторович Л.В. Экономический расчёт наилучшего использования ресурсов. - М.: АН СССР, 1985. 13. Котлер Ф. Основы маркетинга. - Пер. с англ. / Общ. ред. Е.М. Пеньковой.- М.: Прогресс, 1990. 14. Коуд Р. Фирма, рынок и право./ Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 1993. 15. Кульман А. Экономические механизмы. - Пер. с фр.- М.: АО «Прогресс», 1993 16. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: Пер. с англ. 2-го изд. - М.: Республика, 1992. 17. Михайлова Е.В. Финансовый рынок в Российской Федерации.- СПб.: СПб. Ун-т эк. и фин., 1992. 18. Мэнсфилд Э. Экономика научно- технического прогресса.- Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1970. 19. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН. Ин-т рус. яз. Рос. фонд. культ. - М.: Азъ. 1992. 20. Портер М.Е. Международная конкуренция. - пер. с англ. / Под ред. В.Д. Щетинина. - М.Междунар. отнош., 1993. 21. Самостоятельность и управление производственным профилем предприятия/ А.П. Градов и др. - М.: Экономика, 1990. 22. Хайек Ф.А. Дорога к рабству: Новый мир, № 7, 8, 1991. 23. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие.- Пер. с англ. - М.: Междунар. отнош., 1993. 24. Чесноков А.С. Инвестиционная стратегия, опционы и фьючерсы. - М.: НИИУМЭ, 199з 25. Экономическая стратегия фирмы. Учебн. пособие . Под ред. проф. А.П. Градова. Санкт-Петербург: «Специальная литература», 1995.