Каталог :: Финансы

Курсовая: Финансовая система Республики Беларусь

                                   СОДЕРЖАНИЕ                                   
Введение.............................3
1.Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы
финансовых отношений, включаемых в финансовую систему.......5
2. Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика.........13
3.Финансы сферы материального производства – исходное звено
финансовой системы.......................25
Заключение.............................29
Список использованных источников.................31
     ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (микро, макро), анализ, аудит, экономика всех отраслей,
маркетинг, менеджмент, предпринимательство, СП, МЭО, банки, финансы,
страхование, налоги, бюджет, ПИП, инвестиции,  политология, информатика. Помощь
при написании дипломных, курсовых, отчетов за 2005 год.  Качественно, быстро,
50% скидки на готовые (обмен). 
     Тел. 8-029-129-50-35, 8-029-254-32-54
     http://ruslanlyudmila.narod.ru/gotovrab.htm (Здесь можно бесплатно скачать
работы по всем экономическим дисциплинам, работы сдавались в 2005 году, а можно
выгодно обменять свои работы на наши)
     http://economica-eco.narod.ru (Здесь можно ознакомится с содержанием всех
готовых работ)
                                    ВВЕДЕНИЕ                                    
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного
функционирования рыночной экономики и  необходимой  предпосылкой  роста и
стабильности экономики в целом.  Эта система является основой, мобилизующей и
распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.
Следовательно,  хотя структурный переход от в  основном централизованно
планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в
соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое
важное - создать надежную финансовую систему.  После того,  как создана
надежная финансовая система,  могут развиваться рынки денег и капитала,
особенно первичный и вторичный  рынки национальных государственных ценных
бумаг.
При этом в процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия
и кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды
денежных средств. Система образования и использования фондов денежных
ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет
финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между
государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и
отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует
финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную
систему живого организма, через которую осуществляется движение товаров и
услуг, своеобразный обмен веществ между экономическими клеточками
общественного организма.
Поэтому без нормального функционирования финансового механизма рыночная
экономика работать не в состоянии. Задача государства состоит в том, чтобы
оценить роль финансовых отношений в тот или иной период развития. Именно
поэтому в условиях рыночной экономики необходимо научиться сочетать полную
самостоятельность предприятий с государственным регулированием экономики и
финансов предприятий. Эти задачи должен решать функционирующий на том или
ином этапе развития общества финансовый механизм.
Кроме того, с переходом к рыночной экономике возрастает и роль финансов
предприятий, благодаря которым производятся все экономические блага.
Так, финансы предприятий занимают ведущее место в воспроизводственном
процессе и формировании собственных денежных средств и централизованных
финансовых ресурсов государства.
Переход к рыночной экономике вызвал серьезные изменения всей финансовой
системы и в первую очередь ее основного звена — финансов предприятий сферы
материального производства. Финансовые условия хозяйство­вания претерпели
существенные преобразования, которые вы­разились в либерализации экономики,
изменении форм собст­венности, проведении широкомасштабной приватизации,
изменении условий государственного регулирования, введении системы
налогообложения предприятий. Все это привело к по­вышению роли
распределительных отношений. В результате проводимых в стране реформ
появились развитый негосударст­венный сектор экономики, современная
банковская система, рынки товаров, услуг, капитала.
Кроме того, финансы предприятий - это  объективная экономическая категория
рыночной экономики, играющая ведущую роль. Так,  каждое предприятие в
процессе своей производственно-хозяйственной деятельности имеет денежные
средства, из которых формируются различные денежные фонды. Через эти фонды
осуществляется финансирование процессов производства и сбыта продукции,
обеспечение расширенного воспроизводства и роста объемов выпуска продукции;
освоение новой техники и ее внедрение в производственный процесс;
стимулирование работников, что приводит к росту производительности труда;
различные расчеты с бюджетом в виде уплаты налогов; с банков в виде выплаты
процентов за кредит. Каждый из формируемых на предприятии денежных фондов
имеет определенное назначение и порядок формирования.
Основной целью работы является рассмотрение роли финансов предприятия сферы
материального производства в финансовой системе  Республики Беларусь.
Задачами работы являются:
1) характеристика финансовой системы Республики Беларусь.
2)  рассмотрение сущности финансов предприятия сферы материального производства.
В ходе работы была использована литература  по таким предметам, как «Теория
финансов», «Финансы предприятий», «Экономика предприятий», а также широко
использовались различные периодические издания и статистические данные.
1.СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА, КРИТЕРИИ И ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВЫХ
ОТНОШЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В
                               ФИНАНСОВУЮ СИСТЕМУ                               
Финансы возникли с появлением государства. Само понятие финансов связано с
движением (наличным или безналичным) денежных средств. Однако не все денежные
отношения можно назвать финансовыми. Например, покупка-продажа товаров
сопровождается движением денег, но эти отношения не являются финансовыми.
Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей
экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств.
Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к
регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием
государства и его потребностей в ресурсах.
Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства
к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение
постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с
помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие
общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных
(финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.
Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями
общественного развития. Государство же может, учитывая объективную
необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их
использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять  формы
использования  финансовых  ресурсов и т. д. Государство не может создавать
то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно
устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических
отношений.
Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот
производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и
территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение
научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.
Финансы способствуют развитию объективных и субъективных предпосылок
революции. Их воздействие достигается стимулированием ускорения темпов роста
и совершенствования технологии в промышленности, сельском хозяйстве,
строительстве и других отраслях народного хозяйства, прямым участием в
финансировании строительства предприятий, новых отраслей. Финансы
обеспечивают проведение научных исследований и внедрение их результатов в
производство. Они участвуют в формировании и качественном изменении главной
производительной силы общества – его работников.
Финансы воздействуют на ускоренное развитие производительных сил, изменение
структуры общественного производства, усиление его концентрации и
централизации капитала. Новое состояние получает рабочая сила: меняется его
квалификация, структура, потребности. Эти изменения в сфере производства и
его кадровом обеспечении означают, что финансы способствуют достижению
производительными силами такого уровня, когда неизбежен переход к иным
общественным формам организации экономической и социальной жизни человека.
Финансы создают материальные предпосылки для такого перехода.
Финансы — это экономические отношения, возникающие в процессе распределения,
перераспределения в денежной форме части стоимости национального продукта,
создания и использования на этой основе денежных фондов, необходимых для
удовлетворения общественных потребностей. Финансы выполняют две основные
функции: распределительную и контрольную. Первая связана с распределением и
перераспределением части стоимости общественного продукта. В ходе этих
процессов формируются и используются целевые денежные фонды субъектов
хозяйствования, государства, доходы населения. Вторая обусловлена тем, что
движение денежных средств может количественно отображаться различными
финансовыми показателями, которые “сообщают”, как распределяются и как
используются финансовые ресурсы. Это позволяет обществу контролировать
процесс создания денежных фондов, их перераспределение и стимулировать
эффективное использование финансовых средств.
Финансовые отношения осуществляются соответствующими учреждениями (финансовые
органы, подразделения налоговой службы, банки и др.). Совокупность финансовых
отношений и институтов, их реализующих, образуют финансовую систему. Иногда
ее определяют более узко, включая в систему только финансовые учреждения
страны.
С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов
общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита
окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.
Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре,
но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов,
которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно
связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и
социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования
фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев. [18, 559-561]
Финансовая система – это совокупность финансовых отношений. По природе своей
финансовые отношения являются распределительными, причем распределение
стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют
денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они
играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его
участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное
регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в
качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В
современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают,
вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как
показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой
тенденции является изменение содержания функций государства в обществе. [5,
c.116,117]
Основным принципом построения финансовых систем является фискальный
федерализм. Он предполагает разделение полномочий в финансовой сфере между
разными уровнями власти. В качестве примера можно рассмотреть финансовую
систему США. Доходы федерального правительства, штатов, местных органов
власти здесь формируются за счет разных источников. Штаты, муниципальные
власти имеют право вводить новые виды налогов, которые поступают в их
бюджеты. Более того, в разных штатах существуют значительные расхождения в
видах используемых налогов. Кроме того, правительство, штаты, местные власти
независимы в своих расходах. Правительство финансирует оборону, космос,
сельское хозяйство, внешние отношения и т.д., а муниципальные власти —
программы в области образования, здравоохранения, дорожного строительства,
охраны окружающей среды и т.д. В связи с тем, что доходов штатов, местных
органов власти не хватает для покрытия их расходов, правительство оказывает
финансовую помощь штатам, а они — муниципальным органам.
Принципы построения финансовой системы в значительной мере определяют ее
структуру. В финансовую систему входят государственные централизованные и
децентрализованные финансы. Последние, к которым относят финансы предприятий
(учреждений, организаций), являются ее исходным звеном. В финансовой системе
они занимают определяющее положение, так как, во-первых, обслуживают основное
звено экономической системы, где создаются товары и услуги, во-вторых,
образуют основную массу финансовых ресурсов страны. В зависимости от формы
собственности выделяют финансы государственных предприятий, кооперативных,
акционерных и др. Согласно отраслевой структуре различают финансы
промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий и т.д.
Основная задача государственных финансов состоит в обеспечении государства
денежными средствами, которые необходимы ему для выполнения экономических и
политических функций. В состав государственных финансов включают
государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, которые
функционируют на разных уровнях управления (общегосударственном,
региональном, местном). Одно из звеньев общегосударственных финансов —
внебюджетные фонды. Они отделены от бюджетов и имеют определенную
самостоятельность, хотя и управляются соответствующими уровню
государственного управления органами власти. К внебюджетным фондам относят
фонды социального страхования, пенсионные, фонды занятости населения, разного
рода целевые фонды и т.д. Их средства формируются за счет специальных целевых
отчислений, других источников и используются для финансирования отдельных
целевых мероприятий, программ. В зависимости от целевого назначения фонды
делятся на экономические и социальные; в соответствии с уровнем управления —
на государственные и региональные.
Кроме того, в экономической литературе выделяют множество принципов финансов
предприятий, основные из них:
·     принцип хозяйственного расчёта;
·     финансовой самостоятельности;
·     экономической ответственности;
·     диверсификации;
·     целевой направленности;
·     плановости.
Согласно принципу хозяйственного расчёта предприятие должно самостоятельного
покрывать свои затраты за счёт прибыли.
Согласно принципу финансовой самостоятельности предприятие в праве
распоряжаться самостоятельно имеющимися в его распоряжении средствами.
Согласно принципу экономической ответственности предприятие несёт
ответственность за результаты своей деятельности.
Согласно принципу диверсификации предприятия должно так распорядится своими
средствами, чтобы обеспечить максимальную прибыль при минимальном риске.
Согласно принципу целенаправленности средства должны быть использованы на
конкретные цели для достижения в результате экономического эффекта –
получения прибыли.
Согласно принципу плановости любые действия с финансовыми ресурсами должны
быть спланированы.[9, c.14-16]
Кроме того, уровень эффективности хозяйственной деятельности предприятия во
многом определяется целенаправленным формированием его капитала. С позиции
финансового менеджмента основной целью формирования капитала является
удовлетворение потребности в приобретении необходимых активов и оптимизации
его структуры с позиции обеспечения условий эффективного его использования.
Исходя из вышесказанного, можно предложит следующие принципы формирования
капитала предприятия:
1.          Учет перспектив развития хозяйственной деятельности предприятия.
Процесс формирования объема и структуры капитала подчинен задачам обеспечения
его хозяйственной деятельности не только на начальном этапе деятельности, но
и на продолжении и расширении этой деятельности в будущем. Обеспечение
перспективности достигается путем включения всех расчетов, связанных с
формированием капитала, в бизнес – план создания нового предприятия.
2.          Обеспечение соответствия объема привлекаемого капитала объему
формируемых активов предприятия. Общая потребность в капитале основывается на
потребности в оборотных и внеоборотных активах. Для нового предприятия
потребность в капитале при создании включает две составлявшие:
а) Предстартовые расходы представляют собой относительно небольшие суммы
финансовых средств, необходимых для разработки бизнес – плана и
финансирования связанных с этим исследований. Эти расходы носят разовый
характер и в составе общей потребности занимают незначительную часть.
б) Стартовый капитал предназначен для непосредственного формирования активов
предприятия.
Последующее наращение капитала рассматривается как форма расширения
деятельности предприятия и связано с формированием дополнительных финансовых
ресурсов.
3.          Обеспечение оптимальности структуры капитала с позиции
эффективного его функционирования. Структура капитала представляет собой
соотношение собственных и заемных финансовых средств, используемых в
финансовой деятельности предприятия. Структура капитала оказывает влияние на
многие аспекты деятельности предприятия: финансовую, инвестиционную и
операционную деятельность, влияет на конечные результаты.
Предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую
финансовую устойчивость (коэффициент автономии равен единице), но
ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обеспечить формирование
необходимого дополнительного объема активов в периоды благополучной
конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли на
вложенный капитал.
Использование заемного капитала поднимает финансовый потенциал развития
предприятия и представляет возможность прироста финансовой рентабельности
деятельности. Однако, в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу
банкротства.
4.          Обеспечение минимизации затрат по формированию капитала из
различных источников. Такая минимизация осуществляется в процессе управления
стоимостью капитала, под которой понимается цена, которую предприятие платит
за его привлечение из различных источников.
5.          Обеспечение высокоэффективного использования капитала в процессе
его хозяйственной деятельности. Реализация принципа обеспечивается путем
максимизации показателя рентабельности собственного капитала при приемлемом
для предприятия уровня финансового риска.[16, c.25,26]
По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений
можно сгруппировать по следующим направлениям:
1) между учредителями в момент создания предприятия — связаны с формированием
собственного капитала и в его составе уставного (акционерного, складочного)
капитала. Конкретные способы образования уставного капитала за­висят от
организационно-правовой формы хозяйствования. В свою очередь уставный капитал
является первоначальным источником формирования производственных фондов,
приобретения нематериальных активов;
2) между предприятиями и организациями — связаны с про­изводством и
реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. Это
финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, материалов,
го­товой продукции и т.п., отношения со строительными организациями при
осуществлении инвестиционной дея­тельности, с транспортными организациями при
перевоз­ке грузов, с предприятиями связи, таможней, иностран­ными фирмами и
т.п. Эти отношения являются основны­ми, поскольку от их эффективной
организации во многом зависит конечный финансовый результат коммерческой
деятельности;
3) между предприятиями и его подразделениями (филиалами, цехами, отделами,
бригадами) — по поводу финансирования расходов, распределения и использования
прибыли, оборотных средств. Эта группа отношений влияет на ор­ганизацию и
ритмичность производства;
4) между предприятием и его работниками — при распреде­лении и использовании
доходов, выпуске и размещении акций и облигаций предприятия, выплате
процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и
компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических
лиц. От организации этой группы отношений зависит эффективность
исполь­зования трудовых ресурсов;
5) между предприятием и вышестоящей организацией, внут­ри финансово-
промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых
является пред­приятие. Финансовые отношения возникают при форми­ровании,
распределении и использовании централизован­ных целевых денежных фондов и
резервов, финансирова­нии целевых отраслевых программ, проведении
марке­тинговых исследований, научно-исследовательских работ, проведении
выставок, оказании финансовой помощи на возвратной основе для осуществления
инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств. Эта группа отношений
связана, как правило, с внутриотраслевым пе­рераспределением денежных средств
и направлена на поддержку и развитие предприятий;
6) между коммерческими организациями и предприятиями — связаны с эмиссией и
размещением ценных бумаг, вза­имным кредитованием, долевым участием в
создании со­вместных предприятий. От организации этих отношений зависит
возможность привлечения дополнительных ис­точников финансирования
предпринимательской деятель­ности;
7) между предприятиями и финансовой системой государст­ва — при уплате
налогов и осуществлении других плате­жей в бюджет, формировании внебюджетных
фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций,
финансировании из бюджета;
8) между предприятиями и банковской системой — в процессе хранения денег в
коммерческих банках, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за
банковский кредит, покуп­ки и продажи валюты, оказания других банковских
услуг;
9) между предприятиями и страховыми компаниями и орга­низациями — при
страховании имущества, отдельных ка­тегорий работников, коммерческих и
предприниматель­ских рисков;
10) между предприятиями и инвестиционными институтами — в ходе размещения
инвестиций, приватизации и др.[9, c.8-10]
Каждая из перечисленных групп отношений имеет свои осо­бенности и сферу
применения. Однако все они носят двусто­ронний характер и их материальной
основой является движение денежных средств. Движением денежных средств
сопровождает­ся формирование собственного и в его составе уставного капи­тала
предприятия, начинается и завершается кругооборот средств предприятия,
формирование и использование денежных фондов и резервов.
                    2. СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ, ИХ                    
                                 ХАРАКТЕРИСТИКА                                 
     ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (микро, макро), анализ, аудит, экономика всех отраслей,
маркетинг, менеджмент, предпринимательство, СП, МЭО, банки, финансы,
страхование, налоги, бюджет, ПИП, инвестиции,  политология, информатика. Помощь
при написании дипломных, курсовых, отчетов за 2005 год.  Качественно, быстро,
50% скидки на готовые (обмен). 
     Тел. 8-029-129-50-35, 8-029-254-32-54
     http://ruslanlyudmila.narod.ru/gotovrab.htm (Здесь можно бесплатно скачать
работы по всем экономическим дисциплинам, работы сдавались в 2005 году, а можно
выгодно обменять свои работы на наши)
     http://economica-eco.narod.ru (Здесь можно ознакомится с содержанием всех
готовых работ)
Финансы государственных предприятий и организаций - это система денежных
соотношений, возникающих в процессе формирования, распределения и
использования фондов денежных ресурсов (основных и оборотных средств,
заработной платы, фондов накопления и потребления, амортизационного фонда и
т.п.) [12, c.17].
В январе-сентябре 2005 года в консолидированный бюджет поступило 22320,2
млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения
(далее – ФСЗН). Без учета ФСЗН доходы консолидированного бюджета сложились в
сумме 16988,1 млрд. рублей. Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и
подоходного налога приходится 51,3%. При этом четверть всех поступлений в
бюджет обеспечена за счет налога на добавленную стоимость - 25%. Расходы
консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме
21016,3 млрд. рублей, без учета ФСЗН – на 16204,9 млрд. рублей. В реальном
выражении это на 26% больше, чем за 9 месяцев 2004 года при реальном росте
доходов за этот же период на 28%. Профицит консолидированного бюджета без
учета ФСЗН составил за январь-сентябрь 2005 года 783,3 млрд. рублей, или 1,7%
к ВВП (за январь-сентябрь 2004 года профицит - 1,1% к ВВП), профицит ФСЗН –
520,7 млрд. рублей, или 1,1% ВВП.
Доходы и расходы консолидированного бюджета в динамике представлены на рис. 1.
     
     Рис. 1. Динамика номинальных ежемесячных темпов роста доходов и расходов
консолидированного бюджета без учета ФСЗН в 2004 г. – сентябре 2005 г., %
(январь 2004 – 2005 гг. = 100%)
На графике, иллюстрирующем динамический ряд ежемесячных темпов роста
номинальных доходов и расходов за период 2004 – сентябрь 2005 гг.,
наблюдается ситуация, когда при незначительной месячной инфляции в 2005 году
темпы роста номинальных доходов и расходов растут значительно, в частности,
начиная с мая-июня текущего года.
Анализ выполнения доходной части бюджета в текущем году свидетельствует о
том, что высокий уровень ее исполнения обеспечен, в основном, за счет двух
факторов. С одной стороны — это опережающие темпы роста макроэкономических
показателей по большинству учитываемых при планировании бюджета позиций,
которые вызваны улучшением общей экономической ситуации в республике,
активным увеличением объемов производства в реальном секторе экономики,
ростом финансовых показателей работы организаций и повышением их
платежеспособности. С другой стороны — это внесение радикальных изменений в
налоговое законодательство по уплате налога на добавленную стоимость.
Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация
доходов бюджета к ВВП  (с учетом недоимки, но без учета ФСЗН) в январе-
сентябре 2005 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла
с 34,4 до 37,5%, или на 3,1 п.п., причем удельный вес доходов
консолидированного бюджета в ВВП вырос с 33,6 до 36,9% в сравниваемых
периодах (рост на 3,3 п.п.), а недоимка снизилась с 0,8 до 0,6% (падение – на
0,2 п.п.), табл. 1. По данным Министерства по налогам и сборам, удельный вес
недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы
государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов) сократился с 2,3% на
1.10.2004 до 1,7% на 1.10.2005. По состоянию на 1 октября 2005 года
задолженность по платежам в бюджеты всех уровней составила 293,5 млрд. рублей
и по сравнению с 1 октября 2004 года сократилась в реальном выражении на 3
процента [19].
     Таблица 1. Динамика централизации доходов консолидированного бюджета
     
Показатели Ед. изм.

2002 г.,

январь-сентябрь

2003 г.,

январь-сентябрь

2004 г.,

январь-сентябрь

2005 г.,

январь-сентябрь

1. Валовой внутренний продуктмлрд. руб.18773,326187,735575,446089,6
2. Доходы консолидированного бюджета (с государ. внебюджетными и бюджетными целевыми фондами, без ФСЗН)млрд. руб.5802,68627,311960,516988,1
3. Недоимка по доходам и поступленияммлрд. руб.210,2215,8276,5293,5
4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам конс. бюджета (с гос. целевыми фондами)%3,62,52,31,7
5. Общая совокупная налоговая нагрузка (централизация)%32,033,734,437,5
в том числе:
уд. вес доходов конс. бюджета в ВВП%30,932,933,636,9
уд. вес недоимки в ВВП%1,10,80,80,6
Примечание. Источник: [19] Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста доходов консолидированного бюджета к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за январь-сентябрь 2005 года энергетичность доходов составила 1,18, что свидетельствует, во- первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 19,4 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что за январь-сентябрь 2004 года энергетичность доходов составила 1,05). Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (без доходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов и ФСЗН) по пяти основным налогам за 9 месяцев последних пяти лет, табл. 2. Как видно из таблицы, в январе-сентябре 2005 года только доля акцизов уменьшилась на 0,9 п.п. по сравнению с январем-сентябрем прошлого года, а удельные веса НДС, прямых налогов на доходы и прибыль, подоходного налога и доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций в структуре суммарно увеличилась на 5,7 п.п. Таблица 2. Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2001-2005 гг., %
Показателиянв.-сент. 2001янв.-сент. 2002янв.-сент. 2003янв.-сент. 2004янв.-сент. 2005
НДС30,132,828,828,131,9
Налоги на доходы и прибыль17,513,913,615,916,4
Подоходный налог11,011,09,99,910,0
Акцизы9,59,38,48,27,3
Доходы от внешней торговли6,37,410,08,09,3
Прочие поступления в бюджет 25,725,629,329,925,1
Итого доходов (без доходов гос. внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН)100,0100,0100,0100,0100,0
Примечание. Источник: [19] Расходы консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2005 года профинансированы в сумме 16 204,9 млрд. рублей без ФСЗН, расходы Фонда социальной защиты населения составили 4 811,4 млрд. рублей. Более половины – 54,8% - расходов консолидированного бюджета (включая ФСЗН) приходилось на расходы социального направления без учета капитальных вложений, в том числе на образование – 13,5%, на здравоохранение – 10%. При реальном росте расходов консолидированного бюджета за девять месяцев текущего года на 26,5% по сравнению с тем же периодом 2004 года в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Бюджетные ассигнования на социальную политику возросли на 49,5%, капитальные вложения – 44,8%, расходы государственных целевых внебюджетных и бюджетных фондов – 46,1%. Это обусловило основные отклонения в функциональной структуре расходов консолидированного бюджета. За январь-сентябрь 2005 года по сравнению с тем же периодом 2004 года наиболее значительно выросла доля расходов государственных целевых внебюджетных и бюджетных фондов – с 17,1 до 19,7% и расходов на социальную политику – с 5,2 до 6,2% в общем объеме консолидированного бюджета. Удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство сократился с 7% в январе-сентябре 2004 года до 5,9% в январе- сентябре текущего года (при реальном росте расходов на 5,4%), на образование – с 18,2 до 17,6% (при реальном росте финансирования отрасли на 22,2%), рис. 2[19]. Рис. 2. Функциональная структура расходов бюджета (без ФСЗН), в процентах к итогу Значительная часть бюджетных средств была направлена на поддержку отраслей реального сектора экономики (включая жилищно-коммунальное хозяйство) – 22,7% от всех расходов консолидированного бюджета (с учетом Фонда социальной защиты населения) в январе-сентябре 2005 года (без ЖКХ – 18,2%). Из них 10,1% приходилось на прямое финансирование из бюджета, 12,6% - на расходы целевых бюджетных фондов. Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) за январь-сентябрь 2005 года составили 10 115,4 млрд. руб., или 143,3% (в реальном выражении) к уровню января-сентября 2004 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 9 458,5 млрд. руб., что на 34,2% больше, чем в январе-сентябре 2004 года. Доходы Фонда социальной защиты населения сложились в размере 5 332,1 млрд. руб., расходы – 4 811,4 млрд. руб. Финансирование по всем разделам республиканского бюджета в разрезе функциональной классификации было осуществлено выше уровня январе-сентябре 2004 года. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку реального сектора экономики (в 2,3 раза в реальном выражении), на капитальные вложения (в 1,7 раза), на социальную политику (на 55,8%), расходы целевых бюджетных фондов (на 56,4%). В результате в структуре расходов республиканского бюджета увеличилась доля расходов на поддержку реального сектора экономики – с 2 до 3,5%, расходов целевых бюджетных фондов – с 22,3 до 25,9%). В январе-сентябре 2005 года доходы республиканского бюджета (с учетом ФСЗН) превысили расходы на 1 177,6 млрд. рублей, или 2,6% к ВВП[19]. Таким образом, финансовый механизм государственных предприятий и организаций - это система управления их финансами, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результаты производства, устанавливаемая государством в соответствии с требованиями экономических законов путем выпуска законодательных и нормативных актов и используемая предприятиями с учетом своих особенностей и задач. Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических от­ношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Это отношения с другими предприятиями, с коллективом, с государством, с банками, с вышестоящими организациями. Денежный оборот, будучи обособленным полностью или частично, со­ставляет материальную основу финансов предприятий. Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и со­провождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы - собственные источники финансирования расширенного воспроизводства, остаю­щиеся в распоряжении предприятия после выполнения текущих обязательств по платежам и расчетам. Финансы предприятий функционируют в рамках финансовой системы го­сударства. Они являются ее основой, поэтому все изменения в финансах предприятий связаны с изменениями в финансовой системе государства. Как экономическая категория финансы зависят от преобразований во взаимоот­ношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, представленные прежде всего государственным бюдже­том, опираются на финансовый потенциал предприятий. Финансы способст­вуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качествен­ную определенность финансов предприятий. Распределение и использование финансовых ресурсов предприятий осуществляются в рамках интегрирован­ной системы управления финансовыми потоками. Финансы предприятий опираются на информационные потоки. Принятие решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей ин­формации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в бухгалтерской и ста­тистической отчетности, договорах и соглашениях, коммерческих и расчет­ных документах и т.п. С ними постоянно работает финансист предприятия. Финансы предприятий имеют четкую целевую ориентацию, которая на­кладывает отпечаток на все аспекты деятельности, включая организацион­ный, коммерческий, инвестиционный, договорный и др. Это прибыльная ра­бота, рациональная минимизация затрат, оптимизация финансовых потоков. Финансы предприятий затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ори­ентированы на поощрение предпринимательской активности. Финансовый механизм предприятий - это система управления их финансами, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результаты производства, устанавливаемая государством в соответствии с требованиями экономических законов путем выпуска законодательных и нормативных актов и используемая предприятиями с учетом своих особенностей и задач. Таким образом, если финансы предприятий - объективная экономическая категория, отражающая объективно существующие денежные отношения, то финансовый механизм, или финансовый менеджмент, - это система управления финансами предприятий. В условиях рыночной экономики финансы предприятий обеспечивают эффективное осуществление предпринимательской деятельности, которая, в свою очередь, явилась причиной и основой их существования. Так, финансы предприятий являются формой финансирования и кредитова­ния предпринимательской деятельности. Их функционирование направлено на достижение общих целей эффективного развития предприятий. Финансы микроуровня являются объектом регулирования со стороны государственных и муниципальных законодательных и исполнительных органов власти и управления. Главный субъект принятия важнейших финансовых решений — собственник. Главное лицо, реализующее эти решения и решающее тактиче­ские задачи, — финансист предприятия. Предпринимательская же деятельность является самостоятельной, рисковой, направлена на систематическое получение прибыли от пользования имущест­вом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Осуществляется зарегистрированными в качестве предпринимателей лицами. Она ориентируется на новую систему ценностей, изменяет приоритеты и тенденций развития. С ней связаны новые формы и методы финансовой работы, воздействия на эф­фективность хозяйствования. Свободное предпринимательство придает финан­сам предприятий характерные черты. Собственно процесс предпринимательства состоит из четырех четко выра­женных стадий; 1) поиск новой идеи и се оценка; 2) составление бизнес-плана; 3) поиск необходимых ресурсов и 4) управление созданным предприятием. На каждой из этих стадий финансы имеют конкретную форму проявления и реализации. Предпринимательская деятельность четко разграничивает интересы субъектов рыночных отношений. Финансы предприятий в рыночной экономике основаны на обособленности оборота государственных финансовых ресурсов и финансовых ресурсов субъектов хозяйствования различной формы собственности.[2, c.10-12] В январе-августе 2005 года предприятиями и организациями республики реализовано продукции, работ, услуг на сумму 75,7 трлн. рублей в текущих ценах, что в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 10,9% больше, чем в январе-августе 2004 года. Оплаченная выручка составила 95,2% от всей выручки, или 72,1 трлн. рублей. Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг за восемь месяцев 2005 года сложилась в размере 6,6 трлн. рублей, или 16,7% от произведенного валового внутреннего продукта (за январь-август 2004 года – 16,6%). По сравнению с январем-августом 2004 года прибыль от реализации продукции увеличилась в реальном выражении на 14,2%, рентабельность реализованной продукции и рентабельность продаж – на 0,2 и 1,6 процентных пунктов, составив 14,3 и 10,1% соответственно. За восемь месяцев текущего года хозяйствующими субъектами республики было получено 6,3 трлн. рублей прибыли до налогообложения в текущих ценах, или 16% ВВП за январь-август (в январе-августе 2004 года – 14,2%), рис.3 . По сравнению с тем же периодом 2004 года сумма прибыли до налогообложения возросла в 1,3 раза в реальном выражении. Чистая прибыль увеличилась в 1,4 раза, составив 4 трлн. рублей. Более 60% прибыли до налогообложения занимала прибыль предприятий промышленности[19]. Рис. 3. Прибыль до налогообложения организаций республики В январе-августе 2005 года 2 062 организации, или 19,5% от их общего числа, по результатам деятельности получили чистый убыток. Сумма чистого убытка убыточных предприятий по всем отраслям экономики составила 407 млрд. рублей вместо 481 млрд. рублей в январе-августе 2004 года. Доля нерентабельных предприятий и организаций в реальном секторе экономики сократилась в 1,4 раза. На 1 сентября 2005 года предприятия и организации республики имели просроченную задолженность в размере 5,2 трлн. рублей. За восемь месяцев текущего года ее сумма увеличилась в реальном выражении (скорректированная на индекс потребительских цен) на 1,4%. При этом просроченная задолженность по кредитам и займам, занимавшая 9,3% общей просроченной задолженности, возросла на 20,6% в реальном выражении и составила 490,5 млрд. рублей. Основную долю суммарной просроченной задолженности субъектов хозяйствования республики занимала просроченная кредиторская задолженность – 90,7%. Ее сумма на 1 сентября 2005 года составила 4,8 трлн. рублей, или 23,7% всего объема кредиторской задолженности (вместо 26,8% на 1 сентября 2004 года). По сравнению с началом 2005 года она уменьшилась в реальном выражении на 0,2%. Задолженность промышленных предприятий занимала 45,8% в общей просроченной кредиторской задолженности по республике, предприятий сельского хозяйства – 21,5%, жилищно-коммунального хозяйства – 9,4%. Сумма просроченной дебиторской задолженности на 1 сентября 2005 года составила 4,1 трлн. рублей, или 27,8% общей суммы дебиторской задолженности вместо 29,2% на 1 сентября 2004 года. По сравнению с началом текущего года она увеличилась в реальном выражении на 4%. Просроченная кредиторская задолженность по республике на 15,4% превышала просроченную дебиторскую задолженность, в том числе в промышленности – на 26,6%. Сокращение удельного веса неденежной формы расчетов в оплаченной выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг в январе-августе 2005 года по сравнению с январем-августом 2004 года позволило увеличить платежеспособность предприятий. На 1 сентября 2005 года денежные средства на счетах предприятий составили 54,4% от суммы просроченной кредиторской задолженности, что в 1,3 раза выше, чем на ту же дату 2004 года. Внешняя просроченная кредиторская задолженность за товары, работы и услуги за январь-август текущего года в реальном выражении сократилась на 9,9% и составила на 1 сентября 2005 года 640,4 млрд. рублей. Внешняя просроченная дебиторская задолженность белорусским предприятиям была в 2 раза меньше. Сумма накопленной просроченной кредиторской задолженности белорусских предприятий хозяйствующим субъектам стран СНГ (315,5 млрд. рублей) занимала 49,3% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и превысила просроченную дебиторскую задолженность предприятий стран Содружества предприятиям республики в 1,6 раза. На просроченную кредиторскую задолженность белорусских предприятий субъектам хозяйствования России, основного торгового партнера республики, приходилось 45,7% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и 92,7% просроченной задолженности странам СНГ. Ее сумма составила 292,4 млрд. рублей, что на 15,7% меньше (в реальном выражении), чем на начало года. В просроченной задолженности предприятиям Беларуси просроченная задолженность российских предприятий (156,4 млрд. рублей) занимала 48,3% и 79,8% просроченной задолженности предприятий стран СНГ [19]. Таким образом, основу функционирования финансов предприятий в рыночной экономике составляет именно предпринимательская деятельность, а важным методологическим фактором является определение принципов организа­ции и функционирования финансов предприятий, необходимое для выявле­ния направлений воздействия финансов предприятий на развитие предпри­нимательского сектора экономики, выработки критериев его функциониро­вания. При этом необходимо учитывать, что финансы не обособленны рамка­ми предприятий, а постоянно взаимодействуют с бюджетом, внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами, страховыми компаниями, институциональными инвесторами. 3.ФИНАНСЫ СФЕРЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА – ИСХОДНОЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ Рассматривая роль финансов предприятий сферы материального производства в экономике любой страны, следует отметить, что её значимость явилась результатом того, что непосредственно благодаря финансам предприятия производятся те экономические блага, которыми мы пользуемся каждый день. Все те процессы, которые происходят в экономике страны также так или иначе связаны с финансами предприятий. С переходом к рыночной экономике возрастает и роль финансов предприятий сферы материального производства, благодаря которым производятся все экономические блага. Так, финансы предприятий сферы материального производства занимают ведущее место в воспроизводственном процессе и формировании собственных денежных средств и централизованных финансовых ресурсов государства. Переход к рыночной экономике вызвал серьезные изменения всей финансовой системы и в первую очередь ее основного звена — финансов предприятий сферы материального производства. Финансовые условия хозяйство­вания претерпели существенные преобразования, которые вы­разились в либерализации экономики, изменении форм собст­венности, проведении широкомасштабной приватизации, изменении условий государственного регулирования, введении системы налогообложения предприятий. Все это привело к по­вышению роли распределительных отношений. В результате проводимых в стране реформ появились развитый негосударст­венный сектор экономики, современная банковская система, рынки товаров, услуг, капитала. В то же время целью предпринимательской деятельности предприятий является получение прибыли, кото­рая служит основным источником и предпосылкой расширен­ного воспроизводства, роста доходов предприятия и его собст­венников. Этой цели можно достигнуть лишь при оптимальной организации финансов на предприятиях, которая позволит не только укрепить финансовое положение предприятий, но и обеспечить финансовую стабилизацию в стране. Кроме того, финансы предприятий сферы материального производства - это объективная экономическая категория рыночной экономики, играющая ведущую роль. Так, каждое предприятие в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности имеет денежные средства, из которых формируются различные денежные фонды. Через эти фонды осуществляется финансирование процессов производства и сбыта продукции, обеспечение расширенного воспроизводства и роста объемов выпуска продукции; освоение новой техники и ее внедрение в производственный процесс; стимулирование работников, что приводит к росту производительности труда; различные расчеты с бюджетом в виде уплаты налогов; с банков в виде выплаты процентов за кредит. Каждый из формируемых на предприятии сферы материального производства денежных фондов имеет определенное назначение и порядок формирования. Рассматривая роль финансов предприятий в экономике любой страны, следует отметить, что её значимость явилась результатом того, что непосредственно благодаря финансам предприятия производятся те экономические блага, которыми мы пользуемся каждый день. Все те процессы, которые происходят в экономике страны также так или иначе связаны с финансами предприятий. Действительно финансы предприятий занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда проявляются в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы. Финансы предприятий — это финансовые или денежные от­ношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их распределения и использования.[19, c.7] Таким образом, финансы хозяйствующих субъектов (предприятий) - это относительно самостоятельное звено финансов государства; именно в этом звене формируется основная часть доходов, которая последующим перераспределением формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время, существенная часть бюджетных средств в форме прямого бюджетного финансирования либо бюджетных ссуд, займов под гарантию государства, направляется на финансирование инвестиционной и текущей деятельности предприятия. Если в СССР, в условиях командно-административной экономики предприятия были государственными (имущество, доходы принадлежали государству), их перераспределение производилось через государственные акты, поэтому не было необходимости управления финансами на уровне предприятия. Сегодня имеет место имущественная обособленность предприятия от государства. Сегодня государство может вмешиваться в деятельность предприятия следующим образом: · государство устанавливает объекты и ставки налогообложения; нормы отчислений во внебюджетные фонды; минимальный уровень оплаты труда; состав затрат, включаемых в себестоимость; определяет правила ведения бухгалтерского учета; вида учетной политики; способы начисления амортизации; · косвенным образом – через лицензирование; установление квоты на экспорт, на определенные виды сырья; таможенные тарифы, а также тарифы на энергоносители, транспортные перевозки; регулирует естественные монополии. В финансах предприятия можно выделить частные сферы: · финансы коммерческих предприятий, организаций; · финансы некоммерческих предприятий. Коммерческие организации создаются с целью извлечения прибыли, они могут создаваться в различных организационно-правовых формах. Российским профессором Б. М. Сабанти убедительно обосно­вана точка зрения, согласно которой государственные финансы и финансы предприятий ни по решаемым задачам, ни по методам воздействия, ни по объектам функционирования не имеют оди­наковых признаков, позволяющих объединять их в единую эко­номическую категорию. Поддерживая эту точку зрения, отметим, что в экономической литературе нет единого мнения о сущности экономической кате­гории «финансы коммерческих предприятий». Поэтому в учебной литературе по финансам предприятий указаны различные опреде­ления сущности этой категории. Назовем некоторые из них. Финансы корпоративные - совокупность финансо­вых операций, осуществляемых предприятиями (компаниями, корпорациями) по привлечению финансовых ресурсов и их эф­фективному использованию, включая методы финансирования, осуществления инвестиционных проектов,"управления ликвид­ностью, защиты от рисков и пр. (Большой экономический сло­варь. М., 1997). Финансы предприятия - экономические денежные отношения, возникающие в ре­зультате движения денег и образующихся на этой основе денеж­ных потоков, связанные с функционированием создаваемых на предприятиях денежных фондов (Современный финансово-кредитный словарь. М., 1999 г.). Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использова­ния финансовых ресурсов (Л, Н. Павлова. Финансы предпри­ятий. М,. 1998г.). Наиболее полное определение дано российским ученым-финансистом М. В. Романовским (Учебник по финансам пред­приятий. Санкт-Петербург, 2000 г.): финансы предприятий - это система денежных отношений, которые в определенной степе­ни регламентированы государством и связаны с реальными де­нежными потоками предприятия, формированием и использо­ванием капитала, денежных фондов и доходов, необходимых для осуществления уставной деятельности и выполнения всех обя­зательств.[11, c.40,41] В целом финансы предприятия – экономические денежные отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов на микроуровне[12, c.6] Под денежными фондами понимают основные и оборотные средства, заработную плату, фонды накопления и потребления, амортизационный фонд и т.п.).[2, c.9] Децентрализованные денежные фонды (сегодня составляют 80%) формируются как на стадии распределения, так и на стадии перераспределения основного денежного дохода-выручки. Таким образом, финансы предприятий сферы материального производства - это основа финансовой системы государства, поскольку предприятия являются основным звеном народнохозяйственного комплекса. Состояние финансов предприятия оказывает значительное влияние на обеспеченность общегосударственных и местных денежных фондов финансовыми ресурсами. Чем крепче и устойчивее финансовое положение предприятий, тем обеспеченнее государственные и местные денежных фонды, более полно удовлетворяются социально-культурные и другие потребности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (микро, макро), анализ, аудит, экономика всех отраслей, маркетинг, менеджмент, предпринимательство, СП, МЭО, банки, финансы, страхование, налоги, бюджет, ПИП, инвестиции, политология, информатика. Помощь при написании дипломных, курсовых, отчетов за 2005 год. Качественно, быстро, 50% скидки на готовые (обмен). Тел. 8-029-129-50-35, 8-029-254-32-54 http://ruslanlyudmila.narod.ru/gotovrab.htm (Здесь можно бесплатно скачать работы по всем экономическим дисциплинам, работы сдавались в 2005 году, а можно выгодно обменять свои работы на наши) http://economica-eco.narod.ru (Здесь можно ознакомится с содержанием всех готовых работ) СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (микро, макро), анализ, аудит, экономика всех отраслей, маркетинг, менеджмент, предпринимательство, СП, МЭО, банки, финансы, страхование, налоги, бюджет, ПИП, инвестиции, политология, информатика. Помощь при написании дипломных, курсовых, отчетов за 2005 год. Качественно, быстро, 50% скидки на готовые (обмен). Тел. 8-029-129-50-35, 8-029-254-32-54 http://ruslanlyudmila.narod.ru/gotovrab.htm (Здесь можно бесплатно скачать работы по всем экономическим дисциплинам, работы сдавались в 2005 году, а можно выгодно обменять свои работы на наши) http://economica-eco.narod.ru (Здесь можно ознакомится с содержанием всех готовых работ)