Каталог :: Философия

Реферат: Философия качества

ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
Предисловие
Состояние дел с качеством во всех отраслях хозяйства страны сложное.
Отставание уровня качества российской продукции от продукции наших
конкурентов приобретает угрожающий характер и при незащищенности федерального
рынка существенно влияет на экономику, занятость, социальную и культурную
жизнь страны, образ жизни россиян.
Человечество стоит на пороге перехода в новую цивилизацию — "цивилизацию
качества", XXI век объявлен многими международными организациями, в
частности, Европейской организацией по качеству ИСО, веком качества.
Качество, по существу, стало показателем высокой эффективности труда в
обществе, источником националь­ного богатства и, что особенно важно, фактором
выхода из социального и экономиче­ского кризисов. Историческое подтверждение
тому — послевоенное развитие Японии и Германии.
Для обеспечения требуемого качества в различных областях жизни России
необходи­мо перейти к новой системе, гармонически сочетающей использование
механизмов рыночной конкуренции, целевых инвестиций, совершенствования форм
организации производства, стандартизации, сертификации, законодательства и
др. Необходима также кропотливая и последовательная работа организационного и
научно-исследова­тельского плана.
Все это должно привести к корректировке проводимых в стране реформ. Они
должны быть ориентированы на повышение качества отечественных товаров и
услуг, что сделает их целенаправленными и понятными широким слоям населения,
так как в улучшении качества заинтересованы все — и товаропроизводители, и
потребители, и предприни­матели, и руководители страны. И тогда
крупномасштабная государственная деятель­ность по качеству может стать
организующим элементом общественного единства и возрождения
Следует усилить работу по междисциплинарному исследованию проблем качества,
использовать разные подходы и методы (в том числе и философско-
аксиологические, ориентированные на духовные ценности), что было особенно
характерно для выдаю­щихся русских философов.
1. ОБРАЗ КАЧЕСТВА
1.1 Что такое качество
Качество принизывает все стороны мироздания и является ключевым фактором
социального устройства и деятельности людей. Качественная  характеристика
имеет также фунда­ментальное значение для понимания человеческой сущности,
духовной культуры.
Качеством, таким образом, обу­словлена целостность природного и социального
мира и его многообра­зие.
Качество есть определенность вещи, предмета, явления, процесса, но основе
которой они приобретают свое специфиче­ское бытие и выделяются из
много­образия других вещей, предметов, процессов и явлений. Тем самым
качество выражает неотделимую от бытия предмета его сущностную
оп­ределенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным
предметом.
Обычно на этом и останавливается анализ понимания качества. Но что такое
определенность предме­та? Во-первых, у предмета есть внеш­няя определенность,
его форма, те ли иные свойства, признаки. Но уровне чувственного восприятия
на основе внешней определенности у человека (и у животных тоже) имеет­ся
способность различать и выделять предметы. Различие предметов прежде всего
воспринимается на осно­ве их свойств. Во-вторых, что более важно и
су­щественно, у предметов (явлений, процессов) имеется внутренняя
определенность, раскрываемая но основе ряда  категорий: система, струк­тура,
функция и т. д. Синтетической характеристикой внутренней опре­деленности
предмета является цело­стность, придающая ему качествен­ное своеобразие.
Итак, качество есть внешняя и внутренняя определенность предмета (явления,
процесса), фундамен­тальная характеристика его целост­ности.
1.2 Генезис понятия "качество"
Для уяснения сути категории "качество", ее логического содержания остановимся
на рассмотрении ее генезиса. В весьма сложной и много­гранной истории
человеческой мыс­ли в обобщенном виде можно выделить следующие качественно
различные вехи понимания качества:
- субстратное — характерное для древних культур и сводимюе к характеристике
основных космических сти­хий, "стихий бытия": огонь, вода, земля, воздух и т.
п.;
- предметное—обусловленное влиянием производственной деятельности,
формированием научных и тех­нических дисциплин;
- системное — которое становится значимым в связи с тем, что объектами
научного исследования и практи­ческой деятельности являются систе­мы
образования;
- функциональное — выражает тенденцию определять качество через
количественные показатели;
- интегральное — ориентирует на синтетический, целостный охват всех сторон,
факторов.
Одним из первых категорию "качество" рассмотрел древнегреческий мыслитель
Аристотель. По его мне­нию, то, что существует само по себе, и  образует
качество. И качество стоит на втором месте после  сущности.
Качество рассматривается Ари­стотелем в следующих значениях:
1) как видовое отличие сущности;
2| кок характеристика состояний сущности;
3) кок свойство вещи.
Таким образом, по Аристотелю, категория «качество»проявляется во многие
отношениях. Первый вид качества выражает устойчивость пред­мета, его отличия
от других вещей. Второй и третий — это состояния, свойства, которые способны
изме­ряться и переходить друг в друга тепло — холод, болезнь — здоровье и т.
п.).
Аристотелевское понимание ка­чество на многие столетий определило последующее
развитие мысли. Основное внимание обращалось на предметный характер качества.
Идея системного понимания каче­ства принадлежит Гегелю и Марксу. В философской
системе Гегеля ис­ходными логическими моментами бы­тия выступают качество,
количество и мера. "Качество, — подчеркивает Гегель, — есть в первую очередь
тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что
оно есть, когда оно теряет свое качество. Количество есть, на­против, внешняя
бытию, безразлич­ная для него определенность... Тре­тья ступень бытия, мера,
есть единст­во первых двух, качественное количество" [2]. Гегель выявил
диалектику качества и количества, их взаимоопределяемость. Качество есть 
в-себе-количество, а количество — в-себе-кочество. Такое понимание
соотношения качества и количества открывало возможности функ­ционального
подхода к каче­ству, выражению его через ко­личественные показатели, что стало
значимым в XX столетии.
Идея качества присуща рус­ской культуре. Качественная сторона мировоззрения,
ментальности, души русского на­рода были постоянно в поле зрения творцов
философии, науки и религии,
Русские философы уделяли большое внимание проблемам качества, подчеркивая его
ценностную (аксиологическую) значимость, его системный характер. Существенным
в этом подходе к качеству было то, что оно прежде всего связывалось с
духовностью, Так, В.С. Соловьев широко исполь­зует понятие качественной
опреде­ленности при анализе нравственно-философских проблем [З]. Наличие
качества приобретают добродетели, проявляющие свои свойства че­рез должные
(нравственные) отно­шения.
Добродетель как качество есть должное отношение человека ко все­му
многообразию. При этом отно­шение качественно, оно имеет свои качественные
различия. Так, инди­вид, отличая свою качественную определенность по
отношению к дру­гому, вступает в следующие типы отношений: отношение к
низшему, к себе подобному, к высшему. Не бу­дет должным отношение, если мы,
например, к подобному себе будем относиться как к низшему или как к высшему.
Русский философ Л. П. Карсавин связывал наличие субъекта, его сознание и
самосознание с обязатель­ностью его качества. 'Бескачественный субъект,
бескачественное "я" просто не существует и как такового себя никогда не
сознает. Самосоз­нание бескачественности — чистей­шая фикция: вне конкретных
качествований самосознания нет, хотя на­личествует оно и с размой степенью
интенсивности или опознанности..." [4]. В то же время Л. П. Карсавин часто
использует термин "'кочествование" как выражение деятельной стороны качества,
поскольку оно присуще активно действующему и познающему субъекту в ситуациях
качествования. Под этими ситуация­ми понимается процесс активного проявления
качество, реализация возможностей (потенций) одного из качеств (условием этого
является многообразие качество) при направ­ленности его на другое, "иное".
"Качествование, — отмечает философ, — есть момент личности и сама личность, но
в связи с иным. И понятно, что какой бы из моментов— личностей — всеединства мы
не взяли, во всяком могут индивидуализироваться все эти качествования".
Карсавин тем самым подчеркивает многогранность качества. И полноценным субъект
может быть только тогда, когда он познает и действует через множество и
единство.
В то же время П. Б. Струве отмечал важную роль духовных, психологиче­ских
факторов в Экономическом по­ведении, в обеспечении хозяйствен­ного подъема. Он
писал: "Более производительная система не есть нечто мертвое, лишенное
духовно­сти. Большая производительность всегда опирается на более высокую
личную годность. А личная годность есть совокупность определенных духовных
свойств: выдержки, самооб­ладания, добросовестности, расчет­ливости.
Прогрессирующее обще­ство может быть построено только на идее личной годности
кок основе и мериле всех общественных отношений" [5]. Качество нового
("экономического") человека автор обозначает термином "годность", что, по его
мнению, соответствует таким значениям, как направленность,
действенность, эффективность, продуктивность. Индивидуализированная
годность — это главная конструи­рующая экономического развития, ключевая
характеристика работни­ка.
С более широких мировоззренче­ских позиций к проблеме качества подошел И. А.
Ильин, который увя­зал в одно целое качество и судьбу России. Это позволило
увидеть мно­гогранность качества, необходимость целостного, синтетического
подхода к решению проблемы качества. 'Качество необходимо России: верные,
волевые, знающие и даровитые лю­ди; крепкая и гибкая организация; напряженный
и добросовестный труд; выработанный первосортный продукт; высокий уровень
жизни, Новая, качественная эпоха нужна ношей Родине, эпоха, которая исцелила
бы, зарастила бы все язвы револю­ционного времени" [б]. Предпосыл­кой такому
развитию, по мнению И. А. Ильина, является природная даровитость и духовная
гениальность русского народа.
Функциональное понимание каче­ства, закономерность выражать ка­чественные
характеристики через ко­личественные показатели было тес­но связано с
экономическими про­цессами, практикой хозяйствования.
В этой связи поучителен мировой опыт, опыт ряда стран, вставших уже в первые
десятилетия XX века на путь интенсивного экономического развития. 20-е годы
ознаменовались из­менением отношения к проблеме качества продукции. Начинает
раз­виваться инженерная наука управ­ления качеством в процессе произ­водства,
начинают применяться ста­тистические методы управления на основе контрольных
карт, предложенных американским специалистом У. Шухартом.
В 30-х годах в мировой практике промышленного производства вы­двигается идея
совместной деятельности рабочего, контролера и ме­неджера в решении проблем
качества изделий. Одним из важнейших условий повышения качества про­дукции
выдвигается качество "рабочей жизни", то есть условий, в кото­рых работает
производственный персонал.
В конце 50-х годов, когда в ряде развитых стран были удовлетворены первые
жизненные потребности на селения, важнейшим условием вы­живания фирм стало
качество изде­лий. В это время Дж. Джураном, американским специалистом в
об­ласти управления качеством, выдви­гается идея бездефектности как
ос­новного показателя качеств про­дукции. В 1 976 г. известный японский
специалист К. Исикава публикует свои работы, где описываются мето­ды
построения причинно-следственных диаграмм для решения пробле­мы качества. В
это же время другой не менее известный японский уче­ный Г. Тагути публикует
работы, в которых выдвигаются идея и методы обеспечения высшего уровня
качества. путем принятия оптимальных решений на этапе проектирования изделий.
Итогом этих процессов стало ут­верждение в мировом производстве идеи
приоритета качества. Обост­ренное внимание к качеству продук­ции вызывалось
не только конкурен­цией товаров, но и рядом других факторов: эргономических,
экологи­ческих, технологических. Конец 80-х годов отмечен формированием идеи
всеобщего управления качеством (Total Quality Management — ТQМ), главным
содержанием которой явля­ется ответственность за качество всех работников
предприятия, на всех стадиях создания изделий. В практику внедряется система
ИСО 9000, в соответствии с которой ка­чество определяется как "совокупность
свойств и характеристик изде­лий или услуг, обеспечивающих удовлетворение
обусловленных или пред­полагаемых потребностей".
Опыт решения проблемы качества в хозяйственной практике имеет­ся и в России,
где обращается вниманий на интеграцию усилий всех участников технологического
про­цесса по изготовлению изделий и на системные и функциональные свой­ства
качества.
Это важный рубеж в решении про­блем качества. Однако его недоста­точно. В
российской культуре есть все возможности для более всесто­роннего,
интегрального понимания качества, для возрождения России на качественной
основе, охваты­вающей все стороны жизни талант­ливого, самобытного народа.
1.3 Цель качества
Цель качества — внести осмыслен­ность в жизнь человека, сделать ее более
творческой и радостной. Че­ловек не только участвует в действии природных
сил, и его деятельность приобрела все качества мощной геологической силы, но
он должен знать цель планетарно-космического процесса, что придает
осмыслен­ность и свободу его действиям.
Цель качества, таким образом, определяется:
- мировоззренческими ориентира­ми: человек живет и действует в качественно
многообразном мире. Системы мироздания, начиная с микроявлений и кончая
галактическими образованиями, представляют со­бой качественные явления,
имеющие специфические пространственно-временные характеристики;
- логико-гносеологическими и мето­дологическими условиями: познавая те или
иные процессы, которые ста­новятся объектом для научного ис­следования, мы
прежде всего стре­мимся выявить их качественную оп­ределенность, раскрыть их
свойст­ва, связи и отношения. Применяе­мые при этом методы и сродства в той
или иной степени учитывают качественные особенности исследуе­мого объекта,
- психологическими факторами: ка­чественная, хорошо организован­ная
деятельность, а также и качество производственной среды вызывают
положительные эмоции и чувства, приносят удовлетворение. Качество тем самым
положительно "заряжает" человека;
- этическими и эстетическими нор-мами и принципами. Нравственно развитый
человек творит, организу­ет свою деятельность, ориентируясь на принцип
качества, и направляет максимум усилий своей душевной энергии на его
достижение. Эстети­ка качества, красота воспитывают нравственную чистоту,
человеческие качества;
- социальной основой: человек стре­мится жить в качественном социуме,
в котором созданы условия для его жизни и творчества. Социум дол­жен иметь
такие качественные ха­рактеристики: целостность, духов­ность,
демократичность, гуманистичность и т. п.;
- технологическими условиями. Они определяют значимость качества:
материалов, проектирования, тех­нологий, работающего персонала и т. д. Итогом
этих условий и является качество продукции, процессов, услуг.
2. СТРУКТУРА КАЧЕСТВА
проблема качества в методологическом плане содержит широкие возможно­сти для
изучения. На для этого категория качество должна быть со­отнесена не
только с такими традиционными категориями, как количество, мера, но
прежде всего с категориями система, структура, организованность. Это
вполне отвечает современной научной парадигме, на­учной картине мира.
Наука в своем историческом развитии совершила в XX в, переход от парадигмы
механизма, для которой было характерно механическое по­нимание мира и качество
сводилось к вещественным характеристикам, к парадигме организованности. Одним
из первых, кто осознал необхо­димость перехода к новой парадиг­ме, был русский
ученый А. А. Богда­нов, провозгласивший концепцию организованности как новый
способ мышления [2]. Толкование идей организованности но основе общесистемных
представлений и термодинамики неравновесных процессов привело к возникновению
ряда но­вых научных дисциплин — общей теории систем, теории самоорганизации
синергетики. Принципы и идеи организованности всесторонне разрабатывались в
биосферно-ноосферной концепции о роботах В. И. Вернадского [З], В. Н. Сукачева, 
С Н. В. Тимофеева-Рессовското и их последователей.
В результате развития отмеченных идей выявляется новое понимание качества, в
котором ведущее значение приобретают системные и структурные характеристики.
Система представляет собой со­вокупность элементов и их связей, образующую
определенную целостность (внешнюю и внутреннюю). Качественные же
характеристики сис­темы несводимы к сумме свойств составляющих ее элементов и
связей.
Структурный аспект качества вы­ражает способ связей, расположения и порядка
элементов содержания системы. Это позволяет дать более емкую характеристику
качества.
Категория организованности вводит в характеристику качества осо­бенности
пространственно-временных соотношений, уровни и формы вещественного,
энергетического и информационного обмена между со­ставляющими целостности
системы, а также между системой и средой.
Все это позволяет дать всестороннюю типологию качества, выделить основания ее
классификации.
2.1 Типы качества
Классификацию типов качества можно проводить по том или иным основаниям:
1). Через соотношение внешнего и внутреннего можно выделить:
- качество как внешнюю определенность, раскрываемую через совокупность свойств;
- качество как внутреннюю определенность, выражающую целостность предмета и
его сущностные характеристики;
2). По природе  носителей качество различается на:
- природное качество, детерминированное естествен­ными закономерностями;
- социаль­ное качество, обусловленное осо­бенностями социальных отношений;
-  духовное качество, характеризующее духовный  мир ценностей;
     3). Структурный подход позволяет раз­личать структуры качества: природное,
социальное  и  духовное;
     4). Системный подход различает сис­темы самоорганизующиеся и
несамоорганизующиеся.  Любая сложная система включает три уровня: субстратный
(уровень материальных носителей), структурный (уровень взаимосвязей элементов
системы) и  информационный (уровень обмена информацией);
5).  По функциям качество, во-первых, выражает и закрепляет определенный
уровень целостности предмета, стабилизирует его и упорядочивает; во-вторых,
стимулирует творческий поиск в совершенствовании качество; в-третьих,
ориентирует на инте­грацию различных подходов, видов деятельности.
2.2 Системное качество
В современных условиях как в нау­ке, так и в практике приходится иметь депо
со сложными системными образованиями. В связи с этим и возникают
теоретические трудности с определением уровней качества и с выделением в
данной типологии системного качества.
Первый род качества — природный. материально-структурный. В его
основе лежат свойства сомой при­роды. Любое природное тело — почва, вода,
воздух и т. п. — опреде­ляется прежде всего по своему материально-структурному
качественно­му статусу. На этом уровне исследования нас интересуют те или иные
свойства, состояния этих природных сил. Как правило, теряется из виду их
системное качество, их целостность, самобытность, законы функциони­рования.
С первым родом качества связан второй —функциональный. В основе этого типа
качественной определен­ности лежит принцип специализа­ции, назначения. Это
прежде всего видно на примере предметов (ве­щей, процессов), созданных
челове­ком. Все предметы, созданные чело­веком, определяются по этому
прин­ципу. Здесь нас интересует их на­значение, их функции. С этими же мерками
мы зачастую подходим и к самобытным природным образованиям, давая им то
или иное функцио­нальное качество, например, почве — биопродуктивность, не
придавая значения тому, чем и какими систем­ными факторами она обусловлена. К
сожалению, функциональный под­ход широко распространен и по отношению к
человеку. Для работо­дателя функциональные качества че­ловека превыше всего.
Третий род качество —системный. Он значим для рассмотрения природных,
социальных и духовных явлений. Любое сложное образование ость прежде всего
системное образование, для которого ведущее зна­чение имеет его целостность,
харак­тер взаимосвязи составляющих его элементов.
Современная наука синергетика, развивая идеи системности и
орга­низованности, большое значение придает описанию сложных систем [4]. Любая
сложная система имеет внутреннюю структуру и функциони­рует с большим числом
степеней свободы. Это обусловливает то, что эти системы являются
стохастическими — вероятностными в своем опи­сании. Уже при наличии нескольких
десятков элементов число возмож­ностей весьма велико/ что затрудняет процесс
управления системой, а ее поведение делает близким к хао­тическому.
Для противодействия этому слож­ные системы строятся по иерархиче­скому
принципу, когда каждый уро­вень системы оказывается самостоятельным и
саморегулируется.
2. 3  Элементы системного качества
Качество системы во многом оп­ределяется ее элементами, а также способом их
взаимосвязи, т. е. струк­турой. В таком понимании элемент рас­сматривается
как неделимый компо­нент целостности системы, ее неделимая
целостная единица. Напри­мер, по отношению к человеческому организму, его
элементами являются нервная, кровеносная, пищеварительная и другие системы.
По отно­шению к человечеству как общепла­нетарному образованию, качеством
неделимой целостной единицы обладают этносы. В биосфере как в сложном
системном образовании функции неделимой целостной еди­ницы выполняют
биогеоценозы.
Элемент в подобном аспекте все­гда несет в себе свойство системно­го
качества, представляет ему систе­му в "сжатом" виде. Совокупность элементов
системного качества не­обходима для полноты проявления ее свойств.
Всякая сложная система имеет оп­ределенное число элементов, связанных между
собой по законам системного качества, что и опреде­ляет структуру системы. При
этом в системе могут быть выделены различные уровни ее структуры: физи­ческий
(субстратный), термодинами­ческий, информационный и др. Количественно состояние
системы оп­ределяется понятием энтропия, т. е. мерой внутренней
неупорядоченно­сти системы или,
другими словами, накопления хаоса.
3.ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
3.1 Качество хозяйства
Понятий "хозяйство"  наиболее точно отражает целевую направленность общества,
особенности его ментальности, со­пряженность экономической деятель­ности с
духовно-нравственными нор­мами и идеалами. Оно позволяет отразить качественную
определенность процесса организации жизни общества в его соотнесенности с
социальным качеством и качеством жизни. Если социальное качество 
обобщает качественные моменты со­циальных связей и отношений, рас­крывает
природу их целостности, системности, структурности и упоря­доченности, а 
качество жизни рас­сматривает в интегральном единстве социальные. природные
и духовные факторы жизни индивидов, те;
     качество хозяйства акцентирует внимание на том, как, каким образом
организована жизнь общества и ин­дивидов.
Следует обратить внимание и на понятие "экономика", которое во многом
пересекается с понятием "хозяйство".  В библейских (новозаветных) тек­стах
широко использовался термин oeconomica как обозначение боже­ственного
установления или всеоб­щего устроения бытия. В богослов­ской, в том числе и
русской тради­ции, данный термин записывается как "икономия". "Божественная
экономия" применяется для характеристики всего качество творения во
внутренних и внешних проявлениях. Очевидно, что токая трактовка прежде всего
применимо к понятию "хозяйство"
Следует отметить, что вторая часть термина "экономика" — "номос" оз­начает в
переводе с греческого распорядитель, управитель. Управитель (эконом) —
лицо, поддерживающее определенный (добрый) порядок в жилище/ доме. Понятие
"управление" связывалось с понятием "ответственность". Экономическое
управ­ление увязывается с "ответственно­стью за икономию", что характери­зует
"экономический порядок" как одно из свойств хозяйства. Извест­но, что в
исследованиях ведущего западного социолога и экономиста XX В. М. Вебера
хозяйство, по сути, экономический порядок, соотнесен­ный с удовлетворением
потребно­стей как с целью, обусловливающей рациональную организацию пове­дения.
В отечественной научной и фило­софской мысли хозяйство рассматривалось как
единый целостный организм, не сводимый в своем качестве к совокупности его
частей. Хозяйство, по мнению русского эконо­миста и философа С. Н. Булгакова,
есть органическая, синтезирующая целостность, и отдельные ее прояв­ления, "
вступая в этот круг, получают в нем свою качественную опреде­ленность" []].
Другой, не менее известный рус­ский экономист, специализирующий­ся на
проблемах хозяйства, Н. Д. Кондратьев также подчерки­вал, что хозяйство
охватывает круг явлений, проникнутых внутренним единством [2], т. е.
представляет со­бой специфическое качество. Хозяй­ство есть одно из первых и
необхо­димых условий бытия людей, тесно связанное с качеством и уровнем
жизни. Удовлетворяя материальные и духовные потребности, человеческое
сообщество тем самым развивает свое хозяйство.
Категория "хозяйство", таким образом, представляет собой широ­кое,
синтетическое обобщение всей совокупности факторов организа­ции жизни
общества, а категория "экономика" выделяет лишь один из способов ведения
хозяйства. Хозяй­ство способствует приданию эконо­мической деятельности
духовно-нравственной направленности, стимули­рует творческие возможности
чело­века и развивает его качества. Эко­номика ориентирует прежде всего на
вещные отношения, активно ис­пользуя их закономерности в своих целях, она
более утилитарно и праг­матична.
В определенном аспекте понятия "хозяйство" и "экономика" можно рассматривать
кок различные пара­дигмы организации жизни общества. В основе хозяйства
находится поня­тие "организм", а в основе экономи­ки — "механизм".
Соответственно этому различны и способы регуляции, управления. Регуляция
хозяйст­ва осуществляется как органическая организованность, включающая
структурность качества, иерархичес­кую соподчиненность частей и под­систем.
Регуляция экономики есть выражение механизма действия ры­ночных отношений и
представляет собой мерность качества, переход от одного экономического цикла
к другому.
В силу своих особенностей про­цесс регуляции хозяйства направлен на
совершенствование форм его целостности, на развитие творчес­ких качеств у
человека, на осмысле­ние высших целей и ценностей. По мнению сторонников модели 
социального рыночного хозяйства, существует иерархия ценностей:
- ориентир для экономики — человек;
- ориентир для человека — его отно­шение к Богу.
Процесс становления эффектив­ной социально ориентированной ры­ночной
экономики, как показывает опыт ряда стран, весьма сложен и длителен. Он
подобен органическо­му процессу, где все взаимосвязан­но: духовные и
материальные по­требности, экономическая выгода и общественная
целесообразность.
Иные мотивы наличествуют в эко­номической модели ведения хозяй­ства, где
экономическая выгода, при­быльность определяют смысл и со­держание
деятельности. Факторами, стимулирующими экономическую деятельность, выступают
инвестиции, потребление и безработица. Регу­ляция экономических отношений
про­изводится но основе биржи и ры­ночного механизма.
Современные споры и дискуссии об экономическом курсе страны есть по сути спор
о разных типах организации общества. Экономический механизм более прост,
количественно измеряем, легче поддается процессу регуляции. Этот механизм
вполне приемлем на начальных этапах, но этапе старта, но ни в коем случае —
для организации жизни общества. Ибо он порождает больше про­блем, чем их
решает. Для организа­ции жизни общества необходимы иные факторы: качества
индивиду­ума, качество ментальное™ обще­ства, качество культуры и т. д. На
основе этих качеств и создается качество хозяйства.
Качество хозяйства — это такой способ организации жизни общест­ва, который
имеет своей целью как достижение материального благо­получия своих граждан,
так и духовно-нравственной осмысленности ими своего бытия. Созидать такое
качес­тво — это значит привести в дейст­вие не только и не столько
экономические факторы, сколько прежде всего факторы социальные, духов­ные,
нравственные, создать условия для творческого человека, оказать ему
содействие в осмыслении целей и задач деятельности.
Реформирование современного российского общества должно быть ориентировано на
хозяйство в его качественной целостности, на куль­тивирование и воспитание
соответствующих качеств у его граждан Русский мыслитель И. А. Ильин в
сис­тему национального воспитания подрастающего поколения России включал
приобщение их к определенным установкам ("сокровищам"), тесно связанным с
духовной компо­нентой. В число таких "сокровищ" включается и хозяйство.
Необходи­мо пробудить интерес к русскому национальному хозяйству, к русско­му
национальному богатству как ис­точнику духовной и экономической независимости
и духовного и эконо­мического расцвета русского народа. Это поможет, по
мнению И, А. Ильина, заложить основы "духовной почвенности и хозяйственного
патриотизма" [З].
С позиций категорий хозяйства и экономики необходимо подходить к
бизнесу, предпринимательской дея­тельности с учетом не только факто­ров
рыночных отношений, но и ряда других: социальных, этических, эко­логических.
В широком смысле бизнес и предпринимательская деятельность есть
выражение качества хозяйство, творческий процесс созидания, влияющий на все
стороны жизни социального организма .
Исходным звеном структуры бизнеса является предпринимательская активность.
Бизнес может рассматриваться  как качественный тип деятельности, включающий
всю совокупность, целесообразность активных действий, начиная от замыслов
выдвижения идей и кончая процессом их реализации. При этом
предпринимательская активность во многом определяется рядом факторов:
- средоструктурных (прежде всего закономерности рынка);
- ситуационных событий (колебания спроса и предложения, наличие нуж­ных
инвестиций и т. д.);
- определенных свойств личности (активность, решимость и т. п.).
В целом в структуре бизнеса четко выделяются две его важнейшие стороны:
субъект и объект.
     Субъект — это участник предпринимательской деятельности, активно влияющий
на нее. Важнейшим зве­ном предпринимательской деятель­ности является общение —
взаимо­действие субъектов этой деятельно­сти, что предполагает постоянный обмен
как материальными, так и духовными ценностями.
Качество бизнеса прежде всего определяется качеством субъекта, его
способностями и умениями:
- управлять окружающими условиями;
- выбирать лучшие решения;
- концентрировать усилия на главном;
- уметь адаптироваться.
Для того, чтобы деловая жизнь не превратилась в рутину, необходим риск,
изобретательность, способность выдвигать новые идеи. Менед­жер должен постоянно
воздейство­вать на других, уметь обучать их, формировать коллектив. Эту
спо­собность выбирать и распоряжаться своей судьбой эксперты определяют как 
ответственность за себя.
     Объектом предпринимательской активности является рынок, его механизм и
законы функционирования.
Маркетинговая деятельность долж­на обеспечить:
- надежную, достоверную и свое­временную информацию о рынке, структуре и
динамике конкретного спроса вкусах и предпочтениях покупателей т. е
информацию о внеш­них условиях функционирования;
- создание такого товара, набора товаров [ассортимента], который более 
полно удовлетворяет требова­ниям рынке, чем товары конкурен­тов;
- необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее
максимально возможный контроль сферы реализации.
В целом предпринимательская дея­тельность есть творчество — созда­ние новых
товаров и услуг, форми­рование новых потребностей у по­купателей. Мотивами
такого творчества выступают коммерческая выгода и благо людей общества.
Цивилизо­ванный предприниматель должен преодолеть противоречие в мотивации
своей деятельности, которой, с одной стороны, движет расчетли­вость, ясное
понимание своей выгоды, умение ее достичь и закрепить; с
другой — важное значение имеет мотив бескорыстия.
Только на основе диалектического сочетания коммерческой выгоды и бескорыстия
предпринимательское творчество социально значимо, только в этом случае оно
активно влияет на качественное совершенствова­ние хозяйственных отношений,
фор­мирует не только материальные, но и духовные ценности, оказывает влияние
но качество жизни.
Чем выше в обществе иерархический уровень потребностей, тем ост­рее ощущается
потребность в маркетинге, ориентированном на об­новление деятельности.
Благодаря этой нацеленности на систематическое обновление, маркетинг как
сис­тема рыночной саморегуляции существенно отличается от традиционных типов
экономической деятель­ности. При этом для маркетинга приоритетное значение
имеют социаль­ные потребности: предоставляемые товары и услуги,
предназначенные для формирования личности, прояв­ления ее способностей.
Отсюда вы­текают высокие требования к качес­тву товаров и услуг. Поскольку
по­требности маркетинга ориентиру­ются на социально-этические нова­ции,
учитывающие приоритет покупателей, стремящихся к улучшению качества своей
жизни, то маркетинг можно рассматривать как один из методов хозяйствования,
имеющий не только экономическую, но и социальную значимость.
3.2 Философия управления качеством
Исключительно важное значение в современных условиях имеет про­цесс
управления, посредством кото­рого возможно достижение тех или иных целей,
придание системности проводимым изменениям. При этом существенно то, что
цели, средства и методы управления сориентирова­ны на качество, т. е. речь
идет об управлении качеством. И этот фак­тор становится ведущим для
харак­теристики развитости современных стран и государств. Те страны и
государства, которые осознали значимость фактора качества в сво­ем развитии,
разрабатывают и при­меняют соответствующие системы управления качеством, {Э.
Деминга, Дж. Джурана, ТОМ).
Проблема качества особенно актуальна для России, для процессов ее
преобразования. Фактор качества был упущен из виду, не были сформулированы
качественные це­ли реформ, такие как улучшение условий жизни и рост
жизненного уровни население, повышение качес­тва и оптимизация ассортимента
вы­пускаемых товаров и оказываемых услуг [4].
По нашему мнению, необходимо философское осмысление существа проблем
управления качеством, что позволит с учетом национального и мирового опытов
подойти к формированию интегральной системы управления качеством. Нами
предлагается его интегральная модель (эллипсоид), завершающая форма­лизацию
процесса исследования про­блем качества {схема 3).
Устремленность к качеству есть всеобщая составляющая всего мироздания. Мир,
Вселенная, Космос как порядок, организованность есть качественная
определенность, на­ходящаяся в динамическом состоя­нии. И эту устремленность
к качеству человек может выразить своим творчеством, своей культурой, а
так­же и хозяйственной деятельностью.
Имеется взаимосвязь между тем, как понимается качества, как оно рассматривается,
и тем, как и каки­ми методами решается вопрос об управлении им. 
Субстратному   и предметному пониманию качества соответствует
технологический уро­вень управления, воздействие на вещь (предмет) с целью
придания ему соответствующих свойств; сис­темному и функциональному
— со­временные системы управления, по­строенные на принципах ТQМ. В этой
системе управления учитывается обусловленность качества не толь­ко
экономическими и технологичес­кими факторами, но и организационными,
психологическими.
В этих системах подчеркивался, что только систематическая и целе­направленная
работа может при­нести успех. Над качеством нельзя работать эпизодически, на
предпри­ятии необходимо сформировать ус­тановку на качество и недопусти­мость
дефектов в материалах, про­дукции, технологии, квалификации персонала. Иначе
говоря, качество технологически, организационно, психологически должно быть
задано. Категория "качество" — это кате­гория и технологическая, и
органи­зационная, и психологическая, и нравственная.
Типичная ошибка — сужение качества до проблем технологии. Качест­во
начинается с качества работни­ка, его квалификации, ею раскрепо­щенности. Э.
Деминг в своей концеп­ции качества обращает внимание и на такой
психологический фактор, как страх. Поэтому предлагается изгонять страх, так
как он разрушает качество человека, его достоин­ство, его гордость.
Раскрепощение людей, создание условий для творчес­кой роботы, поддержка и
стиму­лирование их инициативы создают ориентацию на качество.
Другая типичная ошибка — оцен­ка результатов работы по количест­ву. Конечно,
оценить количество про­ще, ибо оно измеряемо и наглядно. Сложнее увидеть всю
систему факторов, взаимоотношений, которые обеспечивают качество. Результаты
труда каждого работника зависят не только от его личного умения и усердия, но
и от организации про­цесса производства, состояния обо­рудования, качества
взаимоотношений между людьми, качества ком­плектующих, материалов и т. п.
Управление — это не только качес­твенный вид деятельности, на что обычно больше
обращают внима­ние, но прежде всего — системное качество. Субъект,
объект, цели, средства и методы управления взаимообусловливаются и находятся в
системной взаимосвязи. В этой системе полнее выявляют свои возможности все
слогаемые процесса управления.
Субъекты управления: -
- участники процесса управления;
- специфические органы управления;
Качество субъекта управления во многом определяется тем, насколько и как
вовлечены в процесс управления все участники.
Средства и методы управления:
- человеческие качества;
- властные отношения;
-информационные ресурсы.
Качество методов и средств управления определяется прежде всего тем,
насколько и как матевируются человеческие качества. Но властные отношения
имеют абсолютное значение лишь в критических ситуациях, а человечкский фактор
- ведущий фактор процесса управления.
Объекты управления:
- - отношения между людьми;
- технологические процессы.
Качество объекта управления определяется отношениями между людьми. Через
формирование этих отношений объекту управления придается новое качество.
Важное значение имеют и проблемы управления технологическими процессами.
Цели управления:
- достижение нового качества организованности, нового порядка;
- костижение более вымсоких показателей качества в работе.
Качества целей управления зависит от того, что является приорететным в работе
фирмы, коллектива. Добиваясь сиюминутного успеха, можно упустить главное,
слаженность в работе коллектива.
Таким образом, субъекты управления, объекты и методы управления, средства
управления должны быть поставлены в системную взаимосвязь, что и
обуславливает управление качеством.
Питательной основой процесса управления качеством являются духовная,
социальная и природная среды.  Ключевая роль во взаимосвязи факторов качества
принадлежит духовности, духовное творчество русского народа - питательная
почва, на основе которой могут быть решены все и другие проблемы, связанные с
качеством.
Итак хозяйство как целостный организм может развиваться лишь на основе
ориентированности на качество, что и определяет необходимость решения
проблемы управления качеством.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аристотель. -- Соч. в 4-х томах. — Т.}. — Метафизика. —• М-: Мысль, 1976.
2. Гегель. Энциклопедия философских на­ук. Т. 1. Наука логики. М: Наука, 1 974.
3. Соловьев В.С Соч. в 2-х томах. — М.:
Мысль, 1990,
4. Карсавин Л[1. Философия истории. — С.-Пб.: АО "Комплект", 1993.
5. Струве П Б. Интеллигенция и народное хозяйство. — С-П6., 1911.
и Ильин И.А. Спасение в качестве// Русский колокол. — 1928. — № 4. — С 3-7.
7. Ивлев Ю.В. Логика. - М,: Изл-во МГУ, 1992.
8- Живая Этика: Избранное — М.:
Республика, 1992.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИ1ЬРА1УРЫ
1 Бялойрпгин В.Я Современные пробле­мы Юр^иЮриО! (,1ЮГО упроппрния
Эффектив­ностью производства и качеством пр^к ции в условиях становления рынка
М Изд(^^^^ 11 то    I     '• 199/1
4 Концепция самоорганизации станов ление нового оброзцо научного мышления
- М Аргус 1994
Булгаков С.Н. Филисофия хозяйства. Соч. В 2-х т. - Т.1. - М.: Наука 1993.
Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики. - М.:
Наука , 1991
Ильин И.А. Избанное - Смоленск : Посох, 1995
Гличев А.В. Реформирование экономики и фактор качества / Стандарты и
качество. - 1997, 4.