Каталог :: Философия

Реферат: Наука и её роль в современном обществе

Московская Государственная Академия Приборостроения и Информатики
Реферат по философии.
Тема: «Наука и её роль в современном обществе»
Выполнил:
Петров Роман Владимирович
Группа:    ИС-6
Проверил:
Шинёв Станислав Борисович
Москва 2004
                                                  План
     Введение............................стр3
     I. Понятие науки 
     1.Изучение науки в древние времена..............стр4
     2. Средневековая наука....................стр  7   
     3.Связь науки и философии..................стр8
     II.   Современная наука. Основные концепции...........стр11
     III. Роль науки в современном обществе............. стр15
     Заключение...........................стр18
     Список использованной литературы...............стр19
     Введение
     Мне кажется, что мышление и знание – это главные   критерии философии. Хотя
древняя философия представляла собой совокупность догадок, которая не
опиралась на   достижение наук, в наше время философия основывается на
результатах логики, психологии, социологии и истории. Философия играет важную
роль не только в современном обществе, но и в   обществе в целом. Ведь
философию можно представить,  как науку о противоположности Различных взглядов
и                          мыслей. Философы излагают свои точки зрения,
касающиеся, например,  этики, бытия, мировоззрения, а остальное общество
должно выбрать наиболее подходящую для себя идею. Мне  кажется, что без споров
и разногласий философия не смогла бы подняться на такой высокий уровень, на
котором она находится    на сегодняшний день.  
     Что такое наука? Какова роль науки в формировании картины мира?             И
какова её роль в современном обществе? Об­су­ж­де­ние всех этих фи­ло­соф­ских
во­про­сов со­про­во­ж­да­ло ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие   со­вре­мен­ной
нау­ки, и бы­ло не­об­хо­ди­мой фор­мой осоз­на­ния    особенностей, как са­мой
нау­ки, так и той ци­ви­ли­за­ции, в   рам­ках ко­то­рой на­уч­ное от­но­ше­ние
к ми­ру ста­ло воз­мож­ным.   Се­го­дня эти во­про­сы сто­ят в но­вой и весь­ма
ост­рой  фор­ме.  Это связано, пре­ж­де всего, с той си­туа­ци­ей, в ко­то­рой
ока­за­лась со­вре­мен­ная ци­ви­ли­за­ция. Рассмотрим
пример, связанный с информационными технологиями. На сегодняшний день
со­вре­мен­ное   об­ще­ст­во всту­па­ет в ин­фор­ма­ци­он­ную ста­дию
раз­ви­тия. Всем уже понятно, что информационную революцию уже не  остановить.
Наступает глобальная компьютеризация, появляются компьютерные почты,
компьютерные магазины. С каждым   днем современное человечество требует всё
больше и больше.   По-моему, таким образом  и возникает современная наука.  
     I. Понятие науки. 
     1. Изучение науки в древние времена.
     Основная форма человеческого познания – наука в наши дни
становится все более значимой и существенной составной частью
той реальности, которая нас окружает и в которой нам так
или иначе надлежит ориентироваться, жить и
действовать.                 Философское видение мира предполагает достаточно
определённые представления о том, что такое наука, как она устроена и
как она развивается, что она может и на
что она позволяет                          надеяться, а что ей недоступно. У
философов прошлого мы можем                найти много ценных предвидений и
подсказок, полезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль науки.
Им, однако, был                             неведом  тот реальный, практический
опыт массированного и даже драматического воздействия научно-технических
достижений на повседневное существование человека, который приходится
осмысливать сегодня.
     На сегодняшний день нет точного, однозначного определения
науки. В литературе насчитывается более 150. Одно из этих
определений выглядит следующим образом: наука – это форма
духовной деятельности людей, направленная на производство
знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая
непосредственной целью постижение истины и открытие
объективных законов на основе обобщения реальных
фактов в их взаимосвязи. Также широко
распространено и                           другое определение: наука – это и
творческая деятельность                                 по получению нового
знания и результат такой деятельности:              знаний, приведенных в
целостную систему на основе определенных принципов   и   процесс  их
производства.   Канке В.А. в своей книге "Философия. Исторический и
систематический курс" дал следующее определение: наука — это деятельность
человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не
всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное. 
     Существует множество определений науки, потому как
существует и множество восприятий её, многие люди
понимали                    науку по-своему, считая, что именно их восприятие
является               единственным верным определением.  Следовательно,
занятие                      наукой актуально не только в наше время, её истоки
начинаются с                довольно древних  времён. Рассматривая науку в её
историческом                развитии, можно обнаружить, что по мере изменения
типа                           культуры при переходе от одной
общественно-экономической                   формации  к другой, меняются
стандарты изложения научного                 знания, способы видения
реальности в науке, стили мышления,                      которые формируются в
контексте культуры и испытывают  воздействие самых различных социокультурных
факторов в процесс порождения собственно научного знания.  
     Предпосылки для возникновения науки появляются еще в           странах
Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной
цивилизации были восприняты и переработаны        в стройную теоретическую
систему Древней Греции, где появляются мыслители,  специально   занимающиеся
наукой. Среди которых можно отдельно выделить таких выдающихся учёных, как
Аристотель и         Кант. С точки зрения этих великих ученых наука
рассматривалась  как система знаний, особая форма
общественного сознания.
     Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий ученый, основоположник  науки
логики и ряда отраслей специального знания, родился в Стагире
(восточное побережье полуострова Холкидика); образование получил в Афинах,
в школе Платона. Подверг критике платоновскую    концепцию бытия.  Аристотель
видел ошибку Платона в том,  что тот приписал идеям самостоятельное
существование,       обособив и отделив их от чувственного мира, для которого
характерно движение, изменение.
     Усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах
Востока – в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно            велик  было
влияние вавилонской науки – математики, астрономии,          географии, системы
мер. Космология, календарь, элементы                геометрии и алгебры были
заимствованы греками от их предшественников           и  соседей   на
востоке.
     Древняя Греция много уделяла времени и сил науки,
научным исследованиям,  не удивительно, что
именно                              появлялись     всё  новые    и   новые
научные достижения.  Астрономические, математические, физические и биологически
понятия и догадки, сконструировали первые простейшие научные приборы (гномон,
солнечные    часы,     модель    небесной сферы, и многое другое),
основываясь на         наблюдениях,    они  первые     предсказали
астрономические       и метеорологические         явления. Собранные и
самостоятельно  добытые   ими   знания    были для них  не только основой
практического               действия  и применения,    но, прежде всего,
элементами     цельного мировоззрения. Мировоззрение это в своем  существе
материалистическое.
     Чтобы понять, найти объяснения многим философским вопросам, таким как
познание природы для пользы всему человечеству, необходимо обратиться к науки,
использовать для достижения своей цели важные научные  открытия.
     2.Средневековая наука
     Основными науковедами в средние века принято было считать схоластов. Их
интересовали не столько сами предметы, сколько сопоставление мнений,
рассуждения об этих предметах. Тем не менее не следует уменьшать достижения
схоластической учености – на таких диспутах оттачивались теоретический
фундамент науки, умение превращать факты в понятия, логически строго рассуждать
исходя  из  немногих общих положений.
     Все же одних логических доводов было недостаточно, и в качестве основания для
предпочтения был провозглашен опыт. «На средние века, - писал Ф. Энгельс, -
смотрели как на простой перерыв в ходе истории, вызванный тысячелетним всеобщим
варварством.  Никто не обращал внимания на большие успехи, сделанные в течение
средних веков: расширение культурной области Европы, образование там  в
соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные
технические успехи XIV и  XV веков. 
     Альберт Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Вильям Оккам в качестве
источника познания объявили вещи, предметы, объекты. Несмотря на существенное
различие философских концепций этих мыслителей, все они намечают сходную схему
получения истинных знаний.
     Линия познания, получившая у Роджера Бэкона название опытной,
экспериментальной, идет от вещей, которые воздействуют на органы чувств. Причем
это воздействие может быть независимым от мышления или же подчинения
эмпирического порядка.
     

3.Связь науки и философии.

Наука в своих глубинных основаниях всегда была связана с философией, хотя эта связь не всегда осознавалась, а иногда принимала уродливые формы – как, например, в нашей стране на протяжении 20-50-х гг. Наука появляется одновременно с философией тогда, когда миф становится бессильным объяснить мир. Взаи­мо­дей­ст­вие фи­ло­со­фии и нау­ки хо­ро­шо про­сле­жи­ва­ет­ся в твор­че­ст­ве мно­гих вы­даю­щих­ся ес­те­ст­во­ис­пы­та­те­лей. Осо­бен­но оно ха­рак­тер­но для пе­ре­лом­ных эпох, ко­гда соз­да­ва­лось прин­ци­пи­аль­но но­вое на­уч­ное зна­ние. Мож­но вспом­нить, ска­жем, “Пра­ви­ла умо­зак­лю­че­ний в фи­зи­ке”, раз­ра­бо­тан­ные ве­ли­ким Нью­то­ном, ко­то­рые за­ло­жи­ли ме­то­до­ло­ги­че­ский фун­да­мент клас­си­че­ской нау­ки и на сто­ле­тие впе­ред ста­ли эта­ло­ном на­уч­но­го ме­то­да в фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­че­ском ес­те­ст­во­зна­нии. Зна­чи­тель­ное вни­ма­ние фи­ло­соф­ским про­бле­мам уде­ля­ли и соз­да­те­ли не­клас­си­че­ской нау­ки, - Эйн­штейн и Бор, Борн и Гей­зен­берг, а у нас в Рос­сии - В. И. Вер­над­ский, пред­вос­хи­тив­ший в сво­их фи­ло­соф­ских раз­мыш­ле­ни­ях ряд осо­бен­но­стей на­уч­но­го ме­то­да и на­уч­ной кар­ти­ны ми­ра на­ших дней. Вы­со­ко оце­ни­вая роль фи­ло­соф­ской мыс­ли в нау­ке, В. И Вер­над­ский, од­на­ко, про­во­дил ме­ж­ду ни­ми гра­ни­цу, хо­ро­шо по­ни­мая, что ка­ж­дая из этих сфер че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры име­ет свою спе­ци­фи­ку. Иг­но­ри­ро­ва­ние этой ав­то­но­мии на­уч­ной дея­тель­но­сти, гру­бое вме­ша­тель­ст­во в на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния фак­то­ров вне­на­уч­ных, да еще в дог­ма­ти­зи­ро­ван­ном ви­де, при­во­ди­ло к тя­же­лым по­след­ст­ви­ям. При­ме­ры об­ще­из­ве­ст­ны. Тра­ги­че­ской ска­за­лась судь­ба мно­гих вы­даю­щих­ся уче­ных, таких как: Н. И. Ва­ви­ло­ва, Н. К. Коль­цо­ва и дру­гих. Бы­ли ре­прес­си­ро­ва­ны це­лые нау­ки и на­прав­ле­ния на­уч­но­го по­ис­ка (ге­не­ти­ка, ки­бер­не­ти­ка, ре­ля­ти­ви­ст­ская кос­мо­ло­гия и др.). Не­ком­пе­тент­ное вме­ша­тель­ст­во в нау­ку не раз соз­да­ва­ло пре­пят­ст­вия для сво­бод­но­го на­уч­но­го ис­сле­до­ва­ния. Нель­зя за­быть и по­пыт­ки тех или иных ес­те­ст­во­ис­пы­та­те­лей от­стаи­вать свои не­со­стоя­тель­ные кон­цеп­ции с по­мо­щью псев­до­фи­ло­соф­ской ри­то­ри­ки. При­ме­ра­ми это­го изо­би­лу­ет раз­ви­тие прак­ти­че­ски всех на­ук оп­ре­де­лен­ной эпо­хи. Но все они не бро­са­ют тень на са­мую идею свя­зи нау­ки и ес­те­ст­во­зна­ния, со­труд­ни­че­ст­ва спе­циа­ли­стов раз­ных об­лас­тей нау­ки с фи­ло­со­фа­ми. Дог­ма­ти­че­ские ис­ка­же­ния ро­ли фи­ло­со­фии в по­зна­нии, со­вер­шен­ных в эпо­ху так на­зы­вае­мой идео­ло­ги­зи­ро­ван­ной нау­ки, бы­ли ре­ши­тель­но осу­ж­де­ны на Пер­вом со­ве­ща­нии по фи­ло­соф­ским во­про­сам со­вре­мен­но­го ес­те­ст­во­зна­ния, со­сто­яв­шем­ся в 1958г. Со­ве­ща­ние на­нес­ло ощу­ти­мый удар по не­ве­же­ст­вен­ным тол­ко­ва­ни­ям дос­ти­же­ний со­вре­мен­ной нау­ки, ко­то­рые кон­ст­руи­ро­ва­лись толь­ко на ци­та­тах из ав­то­ри­тет­ных в то вре­мя фи­ло­соф­ских тек­стов, и серь­ез­но по­дор­ва­ло ду­тые ре­пу­та­ции ав­то­ров та­ких тол­ко­ва­ний. Но по­тре­бо­ва­лась еще мно­го­лет­няя ин­тен­сив­ная и не­про­стая ра­бо­та, ко­то­рую при­хо­ди­лось вес­ти в ус­ло­ви­ях весь­ма же­ст­ко­го идео­ло­ги­че­ско­го дав­ле­ния, что­бы за­кон­чи­лась, так ска­зать, “хо­лод­ная вой­на” ме­ж­ду фи­ло­со­фа­ми и спе­циа­ли­ста­ми в об­лас­ти ес­те­ст­вен­ных, об­ще­ст­вен­ных, тех­ни­че­ских на­ук и ста­ло на­ла­жи­вать­ся со­труд­ни­че­ст­во ме­ж­ду ни­ми. Несомненно, чтобы повысить достижения в науки, нужно заняться таким важным философским вопросом, как повышение этики учёных. Профессиональная этика ученых представляет собой целостную систему определенных норм, принципов, предписаний, запретов и правил научной деятельности, общения и поведения научных работников. Её содержание определяется общественными требованиями, спецификой деятельности и труда ученых, профессиональным долгом, честью и престижем. В научно-исследовательской работе от ученого требуются преданность науке, служение истине, трудолюбие, новаторство, убежденность, добросовестность, честность, доказательность идей, принципиальность и бескомпромиссность. Очень важно соблюдать уважение труда своих предшественников, коллег, оппонентов, порядочность, человечность, интернационализм, нормальное отношение к плюрализму мнений и истин, критичность и самокритичность, культурность, корректность в научном споре, полемике и дискуссии, коммуникабельность, скромность, великодушие, нравственный долг, гуманизм, высокий уровень гражданственности и ответственности, профессиональная честь, авторитетность. Ну­ж­да­ет­ся в фи­ло­соф­ском ос­мыс­ле­нии и со­вре­мен­ная нау­ка, ко­то­рая име­ет ряд осо­бен­но­стей, ка­че­ст­вен­но от­ли­чаю­щих ее от нау­ки да­же не­дав­не­го про­шло­го. Советский философ Ф. В. Константинов выступал против положения, часто высказываемого учёными и философами капиталистических стран, согласно которому один из главных источников кризисов и противоречий в сегодняшнем мире кроется якобы в моральной неподготовленности человечества к современной научно-технической революции. Решающий толчок к широкому обсуждению во всём мире последствий научно-технического прогресса, опасностей злонамеренного использования открытий современного естествознания, а также этических проблем современной науки, социальной ответственности естествоиспытателя был дан атомной бомбардировкой американцами японских городов и той ролью, которую сыграли физики в создании теоретических предпосылок и изготовлении атомной бомбы. Го­во­ря об этих осо­бен­но­стях, сле­ду­ет иметь в ви­ду не толь­ко на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­скую дея­тель­ность са­му по се­бе, но и ее роль в ка­че­ст­ве ин­тел­лек­ту­аль­но­го фун­да­мен­та тех­но­ло­ги­че­ско­го про­грес­са, стре­ми­тель­но ме­няю­ще­го со­вре­мен­ный мир, а так­же со­ци­аль­ные по­след­ст­вия со­вре­мен­ной нау­ки. II. Современная наука. Основные концепции. Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным. Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь её облик и характер её взаимосвязей с обществом. Надо заметить, что все же существуют три основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание - системообразующий фактор, а социальный институт - способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. И эти три момента и составляют полное определение современной науки. Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным. Логико-гносеологическая трактовка науки обусловливается как общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки. Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация научной деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой. Эта концепция не может в своём одиночестве раскрыть полное определение современной науки. Если науку рассматривать только как систему знаний, то возникают некоторые недочеты. А дело всё в том, что такое направление в науке (опора только на достоверные, проверенные факты, знания) довольно однообразно и ограниченно. От исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки. Все это привело к необходимости разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена. Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Например, недавно иностранные ученые выдвинули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине верования людей в божество. После многих исследований они пришли к мнению, что в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о существовании божества. Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Причем вслед за промышленностью такие каналы даже за его пределами. Всё это влечёт за собой значительные последствия и для науки, и для практики. Однако при историческом рассмотрении картина предстает в ином свете. Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К. Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, сколько перспективой. В 50-60-е годы стали появляться работы, в которых был разработан деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не только и не столько как знание само по себе, а прежде всего как особая сфера профессионально - специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт. Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом. Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п. Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой. Сама же наука мало, что давала практической деятельности – промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в тои, что сама практика, как правило, не умела, да и испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их. Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук. III. Роль науки в современном обществе. 20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д. И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства. Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей. Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.). Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры. В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций: 1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания; 2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия; 3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки; 4) культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства. Заключение. В своём реферате я рассмотрел такую важную в философии тему, как «Наука и её роль в современном обществе». Раскрывая тему, я показал, что наука была актуальна в древние времена, она актуальна и на сегодняшний день. И несомненно, наука будет актуальна и в будущем. Говорят, что если бы не было Баха, то мир никогда бы не услышал музыки. Но если бы не родился Эйнштейн, то теория относительности рано или поздно была бы открыта каким-нибудь ученым. Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования. Нау­ка есть по­сти­же­ние ми­ра, в ко­то­ром мы жи­вем. Со­от­вет­ст­вен­но нау­ку при­ня­то оп­ре­де­лять как вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ную и вы­со­ко­спе­циа­ли­зи­ро­ван­ную дея­тель­ность по про­из­вод­ст­ву объ­ек­тив­ных зна­ний о ми­ре, вклю­чаю­щем и са­мо­го че­ло­ве­ка. Список использованной литературы 1) Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛИСОФИЮ. Учебник для высших учебных заведений. Часть 2. Москва, «Политиздат» 1989г. 2) Лекции по текущему предмету. 2004г. 3) Канке В.А. "ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЙ И СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС", Электронный учебник, Москва « Логос», 2001г. 4)Зиневич Ю. А., Гуревич П. С., Широкова В. А. ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ. Москва, «гуманитарий» 1994г. 5) Г.-М. Дитль, Г.Газе, Г.-Г. Кранхольд. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ. Москва, «мысль» 1981г. 6) В. Г. Горохов ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ Москва, «Знание» 1987г.