Каталог :: Философия

Доклад: Философия Джона Локка

     ДЖОН ЛОКК.
Первым, в наиболее общем виде, задачу исследования происхождения, достоверности
и объема человеческого знания поставил перед собой английский философ, врач по
образованию и политик по роду своей практической деятельности, Джон Локк
(1632-17-4). В своем главном научном труде «Опыт о человеческом
разуме»(1690) Локк задался целью всесторонне обосновать положение об
опытном происхождении всякого человеческого знания. Первый вопрос, который он
должен был решить на пути осуществления своего замысла, это высказать отношение
к имевшей широкое распространение теории «врожденных идей». Д. Локк
категорически отвергает возможность существования такого рода идей.
Поскольку Д.Локк отверг существование врожде
нных идей, то закономерно встал следующий вопрос: каков же ис­точник этих
идей? Отвечая на этот вопрос, английский фи­лософ
ясно формулирует исходный принцип эмпиризма. "На опыте основывается все наше
знание, от него, в конце концов, происходит наше наблюдение, направленное или
на внешние.лредметы, или на внутренние действия 
нашей ду­ши, воспринимаемые и рефлектируемые 
нами самими, до­ставляют нашему разуму весь материал 
мышлеяия"(Т
ам же. С 128).
Как видно из высказывания Д.Локка, он различает два вида опыта: внешний опыт,
состоящий из совокупности определений и внутренний опыт, образующийся из 
наблю­дений ума над своей внутренней
деятельностью. Источни­ком внешнего является объективный материальный мир,
который воздействует на органы чувств человека и вызыва­ет ощущения. На этой
основе, утверждает английский мыс­литель, в нас и возникают простые идеи,
имеющие реальное (т.е. объективное) содержание, сообразное самим вещам.
Внешний опыт или рефлексия — это деятельность нашего
ума, когда он занимается переработкой приобретен­ных идей. Разъясняя свое
понимание внутреннего опыта или рефлексии, Д.Локк подчеркивает мысль о том, что 
" этот источник идей каждый человек целиком имеет внутри 
се-бя", что он "не имеет никого дела с внешними предметами и хотя этот
источник не есть чувство..., ...тем не менее он очень сходен с ним и может быть
довольно точно назван внутрен­ним чувством"("Гол1 же. С.129). Эта
характеристика внут­реннего опыта призвана подчеркнуть большое значение
де­ятельности ума, рефлексии. Но все же, обосновывая главное положение
эмпиризма, Д.Локк неоднократно подчеркивал, что деятельность ума, которая
становится предметом ре­флексии, протекает только на основе чувственных данных,
возникающих у человека раньше идей рефлексии. И вооб­ще, душа не может мыслить
прежде, чем чувства снабдят ее идеями для мышления.
Однако при получении идей рефлексии наш ум не пассивен, а активен. Он
совершает некоторые собственные действия, при помощи которых, из простых идей
как мате­риала и основания для остального, строятся другие. Благо­даря этой
способности, ум имеет больше возможности раз­нообразить и уменьшить объекты
своего мышления беско­нечно дольше того, чем ему доставили ощущения или
рефлексия. Вместе с тем, Д.Локк четко указывает, что ум не может выйти за
пределы тех первичних идей, которые фор­мируются на основе ощущений. Внешний
опыт является ос­нованием, базой всего последующего знания.
По способам образования и формирования всей идеи, по Локку, делятся на простые и
сложные. Простые идеи со­держат в себе однообразные представления и
восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы. Локк относит к
простым идеям идеи пространства, формы, покоя, движения, света и т.д. По
содержанию простые идеи в свою очередь, делятся на две группы. К первой группе
он относит идеи, отображающие первичные или первоначальные каче­ства внешних
объектов, которые совершенно неотделимы от этих объектов, в каком-бы состоянии
они не были, и которые наши чувства постоянно находят в каждой частице материи,
достаточно для восприятия объема. Таковы, например, плотность, протяженность,
форма, движение, покой. Эти ка­чества действуют на органы чувств посредством
толчка и порождают в нас простые идеи плотности, протяженности, формы,
движения, покоя или числа. Локк утверждает, что только идеи первичных качеств
тел сходны с ними и их прообразы действительно существую в самих телах, то есть
идеи этих качеств совершенно точно отображают объектив­ные свойства этих тел.
Ко второй группе он относит идеи отражающие вто­ричные качества, которые по
его мнению, ненаходятся-в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие
в нас различные ощущбйия своимя первичными качествами. (т.е. объемом, формой,
сцеплением и движением незаметных частиц материи). Ко вторичным качествам
Локк относит та­кие качества вещей, как цвет, звук, вкус и т.д. Таким
обра­зом, проявление вторичных качеств связывается англий­ским мыслителем не
с самим объективным миром, а с его вос­приятием в человеческом сознаяии.
Сложные идеи, по учешпо Локка, образуются из про­стых идей в результате
самодеятельности ума. Д.Локк вы­деляет три основных способа образования 
сложных идей: 1. Соединение нескольких простых идей в одну сложную идею;
2.Сведение вместе двух идей, все равно - простых или сложных, и сопоставление
их друг с другом так, чтобы обо­зревать их сразу, но не соединять в одну;
З.Обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в их реальной
цействительности.
В соответствии с характером образования Локк раз­личает три вида сложных идей по
их содержанию. 1 .Идеи модусов или "эмпирических субстанций". Сюда он
включает идеи являющиеся либо зависимыми от субстанций (первич­ных
оснований), либо их свойствами последних. 2. Идеи от­ношения, состоящих
в рассмотрении и сопоставлении одной идеи с другой и приведения к идеям
отношений "брат, отец" причины и следствия, тождества и различия и т.д. 3.
Идей субстанции, то есть некий "субстрат", "носитель", "подпор­ку" простых
идей, не имеющих самостоятельного существо­вания субстанции делятся на простые
("человек") и собира­тельные (армия, люди). Для лучшего понимания
последователей учения Лок­ка необходимо более внимательно остановиться на его
кон­цепции субстанции. Как ранее было сказано, Локк понимал под субстанцией 
субстрат, носитель известного качества или совокупности качеств. Какова же
природа этого субст­рата: материальная или духовная? Он признает наличие
те-Самый достоверный род познания, по Локку,- интуи­ция. Интуитивное
познание есть ясное и отчетливое воспри­ятие соответствия или несоответствия
двух идей через их непосредственное сравнивание. На втором месте после
ин­туиции, по степени достоверности, у Локка стоит демонстра­тивное
познание. В этом роде познания восприятие соответ­ствия или несоответствия
двух^идей совершается не непо­средственно, а опосредовано, через систему
посылок и выводов. Третий род познания - чувственное или сенситивное
познание. Этот род познания ограничевается восприя­тием единичных предметов
внешнего мира. По своей досто­верности оно стоит на самой низкой ступени
познания и не достигает ясности и отчетливости. Посредством интуитив­ного
познания мы познаем наше бытие, посредством демон­стративного познания - бытие
Бога посредством сенситив-ного познания - существование других вещей.
лесной и мыслящей субстанции. Но не устанавливает между ниии однозначного
отношения. Они как бы рядоположены, хо­тя и не соприкасаются друг с другом.
Особый интерес представляет также разработанная Даккой кояцепция
абстрагировавия или теория образования наиболее общих понятий 
(ковцептов). Именно характер этой теории позволяет определить учение Локка о
сложных идеях как ковцептуализм.
Проблема абстрагирования в истории философии рас­сматривалась, прежде всего, как
проблема соотношения об­щего и единичного в познании, тесно связанная с
определени­ем роли языка. В средневековой философии эта проблема ре­шалась с
двух диаметрально противоположных позиций -воминализма и реализма. 
Номиналисты утверждали, что об­щее есть просто имя— иомеи (название). В
реальности суще­ствуют лишь единичные вещи. Реалисты же утверждали, что общая
идея существует реально, а единичное лишь отраже­ние реального существования
идеи этих вещей. Д.Локк стре­мится найти новый способ решения этой проблемы на
основе теории познания. Согласно взглядам Локка, общие идеи обра­зуются путем
отвлечения от тех простых идей или признаков предметов, которые являются общими
для всех предметов данной группы. Так, например, если из сложных идей
кон­кретных людей Петра, Павла, Ивана и т.д. исключить только то, что есть
особенного в каждом из них, и удержать только то, что есть у них общего
и затем это общее обозначить словом "человек", то получится отвлеченная идея
"человека".
Таким образом, согласно учению Локка, существуют только идеальные единичные
вещи. Общие идеи — это продукт абстрагирующей деятельности разума. Слова же,
выражающие общее, —лишь знаки общих идей. Концептуа­лизм Локка представляет
собой серьзно ослабленный сред­невековый номинализм за счет усиления
материалистичес­ких тенденций. Мы уже неоднократно подчеркивали, что Локк был
сторонником эмпиризма, но его эмпиризм не носил упрощенного характера. Теория
абстрагирования показы­вает, что Локк придавал большое значение и
рациональной форме познания. Этот рационалистический уклон отчетливо
проявляется в его учении о трех родах познания: интуитив­ном, демонстративном
и опытном.
126