Каталог :: Философия

Реферат: Древнегреческая фил-я

                  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УКРАИНЫ                  
                       «КИЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»                       
                 ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ                 
                         КАФЕДРА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ                         
                                Реферат на тему :                                
                     «ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ИСТОКИ,                     
                             ПРОБЛЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ»                             
                                                                       Выполнил:
                                                               Студент гр. IО-27
                                                                  Байрамов Эмиль
                                     г.Киев                                     
                                      2003                                      
                      ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ ИСТОКИ,                      
                             ПРОБЛЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ.                             
Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли по
многообразию течений, школ и учений, идей и творческих личностей, богатству
стилей и языка, влиянию на последующее развитие философскиой культуры
человечества. Её зарождение стало возможным благодаря наличию городской
демократии и интеллектуальной свободе, отделению труда умственного от
физического. В древнегреческой философии отчетливо сформировались два
основных типа философского мышления и мировоздания (идеализм и 
материализм), было осознано предметное поле философии, выявились важнейшие
области философского знания. То был расцвет древней философской мысли,
бурный всплеск интеллектуальной энергии своего времени.
Герческая философия начала формироваться в VI-V века до н.э. В её развитии
принято выделять несколько важнейших периодов. Первый - это
становление, или рождение, древнегреческой философии. На первом плане в это
время находилась природа, поэтому данный период называют иногда
нутурфилософским, созерцательным. Это была ранняя философия, где человек еще не
выделялся в качестве отдельного объекта исследования. Второй период -
расцвет древнегре- ческой философии (V - IV века до н.э.). В это время начался
поворот философии от темы природы к теме человека и общества. То была 
классическая философия, в рамках которой сложились оригинальные образцы
древней философской культуры. Третий период( III в. до н.э.-IV в. н.э.)
- это закат и даже упадок древнегреческой философии который был вызван
завоеванием Греции Древним Римом. На первый план здесь выдвинулась
гносеологическая и этническая, а со временем и религиозная проблематика в форме
раннего христианства.
     Период становления. Первые элементы филофософского мышления
проявились уже в произведениях древнегреческих историков - Гомера,
Геродота, Гесиоида и Фукидида. Ими ставились и подвергались
осмыслению вопросы о происхождении мира и его развитии, о человеке и его
судьбе, развитии общества во времени.
Самой первой философской школой Лревней Греции принято считать Милетскут. 
В которой чаще всего звучало имя мудреца Фалеса, который обычно
признается первым древнегреческим философом. На первом месте стоял вопрос о
поиске гармонии в этом мире. Это была нутурфилософия или философия
природы.
Фалес исходил из предположения о том, что все существующее в мире возникло из 
воды.`Все из воды и все в воду`, так звучал основой тезис философа. Вода в
философской концепции Фалеса является как бы основополагающим принципом
. Фалес был известен также и как географ, астрономи математик.
В число милестких философов входил также Анаксимандр, ученик и
последователь Фалеса, автор филосоофской прозы.Он ставил и решал вопросы о
основе мира.Апейрон являлся как нечто беспредельное и вечное. Он не
знает старости, бессмертен и неуничтожим, всегда активен и пребывает в
движении. Апейрон выделяет из себя противоположности - влажное и сухое,
холодное и теплое. Их комбинации дают в итоге землю(сухое и холодное),
воду(влажное и холодное), воздух(влажное и горячее) и огонь(сухое и горячее).Он
полагал, что жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием
небесного огня.
Последователем Анаксимандра был третий известный представитель Милетской школы - 
Анаксимен, философ, астроном и метролог. Началом всего сущего он считал 
воздух.При разряжении воздух становится сначала огнем а потом эфиром, а
сгущаясь ,- ветром, облаками и водой, землей и камнем. По мнению Анаксимена,
душа человека тоже состоит из воздуха.
В рамках ранней греческой нутурфилософиизаметную роль играла школа, связанная с
именем Гераклита из Эфеса.Он связывал все сущее с огнем, который
рассматривался как наиболее изменчивое из всех стихиймира - воды, земли и
других. Мир был, есть и всегда будет представлять из себя живой огонь.Для
греческого философа огонь не только исток, но и символ динамичности и
незавершенностивсего сущего. Огонь разумая нравственная сила:`Огонь все обоимет
и все рассудит`.
Душа человека тоже огненна, сухая(огненная) душа - мудрейшая и наилучшая.
Гераклит выдвинул также идею Логоса. В его понимании логос - это некий
объективный и неуничтожимый закон мироздания. Быть мудрым - означает жить по
Логосу.
Гераклит в простейшей форме изложил основы диалекики как учения о
развитии всего сущего. Он полагал что всев этом мире взаимосвязано , и это
делает мир гармоничным. Во-вторых, все в мироздании противоречиво. Столкновение
и борьба этих начал является главным законом мироздания. В-третьих, все
изменчиво, даже солнце каждый день светит по новому. Окружающий мир это река в
которую невозможно войти дважды. Логос открывает свои тайны лишь тем, кто умеет
размышлять о нем.
     Пифагор основал собственную философскую школу. Он поставил вопрос о
числовой структуре мироздания. Пифагор учил, что основой мира является число:
`Число владеет вещами`. Особую роль пифагорейцы отводили единице, двойке,
тройке и четверке. Сумма этих чисел дает число `десять`, которое философы
считали идеальным.
В школе элеатов ( Ксенофан, Парменид, Зенон) было обращено
внимание на проблему бытия и его движения. Парменид утверждал, что бытие
`неподвижно лежит в пределах оков величайших`. Для Парменида бытие не есть
порок, а представляет собой застывший лед, нечто завершенное.
Идею неподвижности мира высказывал также и Ксенофан. По его мнению, в
окружающем человека Космосе пребывает Бог. Богокосмос един, вечен и неизмеен.
Зенон из Элеи отстаивал тезис о единстве и неизменности всего сущего. В своих 
апориях он старался обоснавать отсутствие движения.
Раняя гречесая философия была представлена также творчеством Эмпледокла 
и Анаксагора. Первый из них выдвинул положение о четырех стилях всего
сущего - огонь, воздух, земля и вода. Движущими силами мира он считал 
Любовь и Вражду, которые соединяют или же разъединяют эти стихии.
Мир несотворим и неуничтожим, все вещи постоянно меняются местами. Анаксагор
основой всего сущего считал некие гомеомерии, которые обусловливают
единство и разнообразие мира. Миром движет некий нус - разум как
источник гармонии единства.
Значительное место в ренней греческой философии заняло творчество атомистов 
(Левкипп, Демокрит).
Демокрит считал, что единичные вещи тленны и распадаются. Сам же человек, как
утверждал Демокрит, произошел естественным путем, без участия Творца.
Демокрит был по оценке К. Маркса, `первым энциклопедическим умом среди греков`.
Его не без оснований принято считать родоначальником материализма в
истории философии. Философия все более и более обретала признаки системы 
рационального знания, дополненного мудростью как осмыслением
жизненного опыта людей.
     Период расцвета. Период расцвета древнегреческой философии
был связан с её поворотом от мира природы к мирук теме человека и общества. Эта
переориентация могла произойти лишь в условиях демократии, где свободные
граждане осознавали себя в качестве суверенной личности. Переход от
нутурфилософии к антропологиии социальной философии стал возможным благодаря
социально-экономическим и духовным предпосылкам в обществе. Этот период
связывается обычно со школой софистов, первыхдревнегреческих учителей
мудрости(Протагор, Горгий,Антифонт и др.). Они внесли большой вклад в
развитие риторики, эристики и логики. Протагор был преподавателем риторики и
эристики. Он учил, что материя - это основа мира, пребывающая в изменчивом
состоянии. Протагор полагал, что нет ничего устойчивого, в том числе и в
человеческих знаниях.Следовательно, о всякой вещи возможны два противоположных
мнения, оба претендующих на истинность. `Разве не бывает так, что дует доин и
тот же ветер, а кто-то мерзнет при этом, кто-то нет? И кто-то не слишком, а
кто-то сильно?`. Пифагор сформулировал свой известный тезис:`Человек есть
мера всех вещей`.
Протагор былизвестен также и своими атеистическими взглядами. За эти суждения
Протагор был обвинен в безбожии и бежал из Афин.
В отличии от Протагора, Горгий полагал, что в познании все ложно. Он учил,
что ничего не существует, а если и существует, то непостижимо. По убеждению
этого философа, нельзя доказать, что бытие и небытие существуют
одновременною. Горгий затрагивал сложные логические проблемы, связанные с
познанием мира человеком. По убеждению Горгия, речь в состоянии отогнать
страх и отвести скорбь, вызвать положительные психические состояния людей.
Антифонт в познании человека пошел дальше других софистов. Он считал, что
человек должен зоботиться прежде всего о самом себе, хотя и не забываязаконов
внешнего мира. `...Предписания законов произвольны, веления же природы
необходимы`, - подчеркивал философ.Антифонт отпустил своих рабов на волю, а
сам вступил со своей бывшей рабыней в брак, за что был объявлен сумашедшим и
лишен гражданских прав.
Софисты занимались логикой и математикой, астрономией, музыкой и поэзией.
Однако их критиковализа релятивизми словесные ухищрения.
Основной задачей своей философии Сократ считал оказание помощи человеку в его 
познании самого себя.Метод исследования человека Сократом можно назвать 
субъективной диалектикой. Логическое исскуство пригодилось ему в его жизни,
ведь за независимые и атеистические взгляды он был обвинен в растлении молодежи
и предстал перед судом, где ему и понадобилось красноречие для собственной
защиты. Сократ считал, что при всем разнообразии мнений истина все же 
единственна и она постигается с помощью размышлений.
С точки зрения Сократа, знать - это иметь понятие о чем-либо. Познание
самого себя является требованием разума, ведь без этого невозможно 
самоопределение человека в этом мире. С помощью знаний можно обрести
сдержанность, мужество, справедлисость. Без наличия этих добродетелей
невозможно выполнение человеком своих общественных и государственных функций.
Основной же гаранией достижения истинного знания Сократ считал наличие у
человека совести как некего `внутреннего голоса`.
Добро начинается вместе с представлением и знанием о нем. Только знание сути
мужества делает человека мужественным. Зло всегда является результатом
незнания добра.
Он высоко оценивал роль земледельческого труда в истории человечества,
который, по его мнению, не губит людей и не разрушает общинный строй жизни.
Творчество Сократа состоит в том, что он активно способствовал переводу
внимания философии с темы природы на тему человека. Сократа по праву относят
к `великой тройке` древнегреческих философоов, наряду с Платоном и
Аристотелем. Русский философ Н.А.Бердяев замечал, что греческая философия
положила начало европейскому гумманизму.
После Сократа в Древней Греции существовала школа киников (Антисфен,
Диоген). Её представители считали основой человеческого счастья отказ от
чувственных удовольствий, богатства и славы, а целью жизни - достижение
независимости. Самой заметной фигурой был Диоген Синопский. Диоген
своим личным примером(по преданию он жил в бочке и ходил в лохмотьях)
демонстрировал аскетический образ жизни. Для него собственный образ
жизни и был философией в действии, которая несла в себе протест против
лжи и лицемерия.
Особое место в древнегреческой философии занимает личность Платона, 
основателя Академии. Он считается родоначальником объективного идеализма
, сторонники которого считают реальным существование некоего духовного начала,
которое породило из себя этот материальный мир.
«Первоначально есть душа, а не огонь и не воздух... душа первична» - полагал
мыслитель. Мир, в котором существуют люди по Платону, всего лишь бледная тень
от некоего мира идей. Лишь мир идей являет собой нечто неизменное, неподвижное.
Это – подлинный мир, «мир вечного». Что же он представляет собой?
     Мир идей – это некая «занебесная область», которую занимает сущность.
Этот имр вне пространства, он вечен. Идея – это как бы прообраз материальных
вещей, а вещи –всего лишь отпечаток идей. Например, идее дома соответствует
действительный дом, идее человека –реальное живое существо. Все эти предметы
представляют собой соединение идеи с пассивной «материи» как неким
«строительным материалом». Здесь идея есть демируг (творец)
материальных вещей.
В имре идей существует своя иерархия, некая перамида. Верховной среди всех
является идея блага, в отличии от илеи зла. Благо источник истины. Оно –
высочайшая добродетель. Но и материя играет все же не последнюю роль. Мир не
может обойтись бз нее. Развивая исходный тезис, Платон пришел к выводу о
существовании некоей мировой души, источника всей жизни.
Платон подчеркивал, что органы чувств дают нам сведения лишь о неподлинном мире.
Истинным и надежным является познание разумное. Оно есть не что иное,
как воспоминание человеческой души о илеях, с которыми она встречалась
до вселения в тело. Высшей частью души является разум. Души бессмертны, и тело
человека являются их временным пристанищем.
В истории Платон хорошо известен социально-политическим учением. По его
убеждению, в государстве должны быть три социальные группы. Первая – это
мудрые правители-философы. Вторую образуют мужественные войны. И третье это
землеедльцы и ремесленники. По его убеждению, такое государство будет
прочным, поскольку каждый в нем станет заниматься своим делом.
Платон отрицательно отностился к демократии. Он полагал, что она являет собой
свободу в «неразбавленном виде». По убеждению мыслителя, идеальный тип
государства – аристократическая республика. Там будут править способные.
Он являлся родоначальником философского идеализма. В творчестве Платона
древнегреческий идеализм предстает как мировозрение, на почве которого
в последующем образуется «единый поток идеализма».
Вершиной в развитии древнегреческой философии стало творчество Аристотеля
, ученика и критика Платона. Этот весьма одаренный мыслитель проявил себя в
логике и эстетике, в политической теории и естествознании. Аристотель – «самая
универсальная голова среди всех древних греков».
«Бытие существует, а небытия нет» – так гласит основной закон мыслителя. Основой
бытия он считал первую материю. Промежуточной ступенью между материей и
вещами являются: огонь, воздух, вода и земля. По Аристотелю. реальный
мир являет собой единство материи и формы. Формой всех форм выступает Бог 
как некий «перводвигатель». Аристотель критиковал своего учителя Платона за то,
что тот разделил сущее на две реальности – мир идей и мир вещей. Тем самым
предметы были лишены их внутреннего источника, оказавшись 
безжизненными.
Критикуя Платона, Аристотель старался соединить вещственное и духовное.
Аристотель В отличии от Платона, как бы восстанавливал в правах вещи. По
Аристотелю развитие мира являет собой цепь превращений возможности в
еральность.
Греческий философ выделил такие категории, как «сущность», «количество» и
«качество», «время», «место» и другие. Аристотеля принято считать основателем 
логики – науки о способах, формах, и законах мышления. Логика является
орудием поиска знаний о мире.
Он пытался исследовать экономические отношения в обществе того времени.
Он был сторонником частной собственности. От животных человека отличается
прежде всего тем, что обладает разумом, способностью думать и познавать. Наряду
с этим, человек имеет речь, науку и волю, что делает его способным знать,
общаться и делать выбор. Аристотель отстаивал тезис о естественности 
рабства. В его представлении рабы – это варвары, отличающиеся от господ
приспособленностью к физическому труду.
Формы государственного устройтсва, Аристотель разделил на «неправильные» и
«правильные». Условием суещствования государства он считал гражданина 
как полноправного участника всех государственных дел.
Аристотель известен также и как основатель биологии. Ему принадлежит
определение жизни: «...всякое питание, рост и урадок тела, имеющие основания в
нем самом». Планету Земля Аристотель считал центром мироздания, а конечным и
вечным источником всех форм жизни и движения на ней – Бога.
Многогранное творчество Аристотеля завершает собой классический период в
древнегреческой философии. Наступила эпоха эллинизма связанная с
завоеванием Греции Римоми постепенным кризисом оснований рабовладельческого
общества.
     Период заката древнегреческой философии совпал с упадком свободной
политической и духовной жизни в городах. Интерес к философствованию значитильно
снизился. Возникло раннее христианство. Важнейшими философскими течениями в то
время были эпикурейство, стоицизм и скептизм.
     Эипкур является самой крупной фигурой в философии грекоримского периода.
Он во всем противоречил Демокриту.
В своем учении о природе Эпикур полагал, что ничто не возникает из ничего и в
ничто не превращается. Мир всегда был таков, каков он сейчас.
Отличие философии Эпикура от Демокрита состоит в том, что первый ввел принцип 
отклонения атомов в ходе их движения в пустоте. У Демокрита же все
изначально жестко задано и не предполагает ее изменения. Неудивительно, что
этот философ стал одним из самых почитаемых для немецкого мыслителя и
революционера Карла Маркса, который искренне мечтать освободить все
человечество от состояния несвободы.
По его убеждению, нельзя, чтобы страх предстоящей смерти заглушал в человеке
тягу к благополучию. Удовольствие является началом и завершением
счастливой жизни. Эпикур был сторонником гедонизма, и в связи с
этим его творчество может быть определено как «философия счастья». Философ
вседа подчеркивал, что нельзя жить счастливо, не живя разумно, нравственно 
и справедливо.
     Стоицизм («философия спасения»)выразил ощущения ненадежности мира и
неопределенности. Идеалом для стоиков стал человек, который повинуется судьбе и
воле богов.
В этом мире все управляется необходимостью и законом. Имея начало во времени,
мир должен иметь свой конец.
Главным в поведениичеовека должен стать покой, невозмутимость и
терпение. В представлении стоиков, мудрец – это тот, кто не желает счастья и не
проявляет никакой деятельной энергии. Очевидно, что стоиицзм прямо
противоположен эпикурейству. Если для последнего характерна установка на 
оптимизм и активизм, то стоики – это сторонники пессимизма и апатии.
     Скептицизм (Пиррон и др. ) как течение эпохи эллинизма отвергал
возможность получения человеком достоверных знаний об окружающем мире. Поэтому
не следует называть вещи ни прекрасными, ни безобразными, оценивать поступки
людей как справндливые или же не спаведливые.
К I веку до н.э. проявился эллектицизм – механическое сочетание
разнородых учений и идей, опиравшихся на различные системы классической и
эллиинстической философии. В философии зазвучали мифологические, религиозные и
мистические мотивы, отразившие великую социальную катастрофу.
Древнегреческая философия стала одной из самых ярких страниц в истории мировой
философской мысли по своему идейному содержанию, разнообразию течений школ,
типов мышления и идей. Здесь философия по-настоящему стаа сама собой. По сути
дела, греческая философия явилась мировоззрением освобождающейся личности
, которая выделяла себя из Космоса и осознавала свою самостоятельность и
ценность. Русский исследователь культуры А.Ф. Лосев отмечал, что античная
философия – это «цельный лик, ...единораздельная, живая и целостная
историческая структура.»