Каталог :: Философия

Реферат: Социальная утопия Томаса Мора

Социальная утопия Томаса Мора
Содержание работы:
     Введение. 3
     1. Биография Т. Мора. 3
     2. Основные идеи книги «утопия». 5
     2.1. Критика феодального и раннекапиталистического общества. 5
     2.2. Идеальный общественный и государственный строй. 6
     3. Критика «утопии». 7
     Заключение. 8
     Список литературы: 10
     
      

Введение.

Эпоха позднего средневековья на рубеже между средними веками и новым временем - эпоха Возрождения - обогатила политическую мыс­ль блестящей и глубоко оригинальной разработкой принципа социаль­ной гармонии и справедливости на базе общественной собственности. Этот научный подвиг был совершен Томасом Мором, выпустившим в 1516 г. знаменитую «Утопию» («Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»), восемь изданий которой, вышедшие одно за другим, были с невероятной быстротой раскуплены. Слово утопия, образованное от греческих корней и означающее «место, которого нет», стало нарицательным и дало имя целому нап­равлению общественной мысли - утопическому социализму. То. что «Утопия» появилась в Англии начала ХУ1 в. не было случайностью. Книга Мора - не просто игра воображения, это своеоб­разное, хотя и сугубо умозрительное решение проблем, волновавших его современников. Т. Мор жил в эпоху первоначального накопления капитала, вар­варского сгона крестьян с земли в ходе огораживания, ломки сложив­шихся веками социальных связей. Эти обстоятельства породили обни­щание многочисленных масс населения, подвергаемых безжалостной эк­сплуатации. И именно в это время вопреки растущей власти денег и необоримой жажде обогащения Нор заявляет, что только отказ от час­тной собственности может обеспечить социальную гармонию.

1. Биография Т. Мора.

Томас Мор родился в 1477 или 1478 г. в Лондоне в семье бога­того горожанина, воспитывался в доме видного политического деятеля того времени кардинала Нортона. Мор получил прекрасное образование вначале в Оксфордском уни­верситете, где в течение двух лет он с увлечением занимался изуче­нием греческой философии и литературы, был членом кружка оксфорд­ских гуманистов (среди которых был Эразм Роттердамский), а затем, по настоянию отца - видного королевского судьи, прошел семилетний курс юридических наук в специальных школах английских легистов.Как адвокат он быстро завоевывает признание купечества. В 1504 г. Мор избирается в парламент и навлекает на себя не­милость Генриха УП выступлением против его финансовых притязаний. При новом короле его назначают помощником шерифа. В этой должности, по словам Эразма, он снискал себе репутацию справедливого судьи, «покровителя всех нуждающихся». В 1518 г. Мор поступает на службу к Генриху VIII. В начале 20-х годов поддерживает его в полемике с Лютером и, пользуясь его рас­положением, в 1529 г. принимает высшую должность - лорда-канцлера. Однако, когда, убедившись в невозможности подчинить папский престол своему влиянию, Генрих VIII объявил себя главою церкви, Т. Мор, сох­раняя верность своим убеждениям, в 1532 г. сложил с себя полномо­чия лорда-канцлера. 6 июля 1535 г. был казнен по обвинению в государственной измене (отказ от присяги королю как «верховному главе» английской церкви). Спустя несколько веков, католическая церковь, нуждающаяся в героях высокого интеллектуального и нравственного ранга, канони­зировала Т. Мора.

2. Основные идеи книги «утопия».

2.1. Критика феодального и раннекапиталистического общества.

«Утопия» написана в форме рассказа о путешествии, который ве­дется от имени вымышленного лица Гитлодея. Книга делится на две части и в ней преобладают два круга тем: критика современного Мору обцества; описание государственного строя на острове Утопия, зате­рянного в просторах Индийского океана. Мор разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, армии слуг, наемного войска и безудержное стремление высших классов к роскоши при полном отсутствии забот о тружениках. «Существует большое число знатных, - пишет он, - которые живут в праздности, будто трутни, трудами других, например, держателей своих земель, которых для увеличения доходов они стригут до живого мяса». Столь же бескомпромиссен Мор и к первым шагам капитализма на английской почве - «огораживанию», приводящему к тому, что «овцы пожирают людей». Критика феодального и раннекапиталистического общества фоку­сируется на политике государства. По Мору, европейское общество са­мо создало воров для того, чтобы наслаждаться зрелищем их повеше­ния. Он видит решение проблемы преступности в упразднении социаль­ных контрастов, заботе о тружениках, охране их земельных наделов, в обеспечении работой безземельных и т. п. Мор выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, что наказание должно перевоспитывать, а не устрашать; о соразмерности преступления и наказания: о замене смертной казни принудительными работами. Mop подвергает резкой критике феодальных правителей, видящих свое призвание в завоевании, а не в общественном благоустройстве. Корень социальной несправедливости Мор видит в частной собственности. «Я полностью убежден, - говорит Гитлодей, - что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно, иначе, как вовсе унич- тожив собственность...»

2.2. Идеальный общественный и государственный строй.

На острове Утопия нет частной собственности, денежного обра­щения, царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Все граждане осва­ивают какое-нибудь ремесло и поочередно занимаются земледельческим трудом, переселяясь для этого в сельскую местность на два года. Чтобы не способствовать развитий собственнеческих инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами. Коллективизм воспитывают так­же совместные трапезы граждан. Все необходимое для жизни главы се­мей получают с общественных складов.. Однако осталость технической базы вынуждает Мора пойти на некоторый компромисс с принципом равенства. Для исполнения неприят­ных работ утопийцы прибегают к рабскому труду. Правда, количество рабов немногочисленно. Ими становятся военнопленные', граждане Уто­пии, осужденные за преступления (на острове запрещена смертная казнь). Политический строй Утопии проникнут принципами демократизма и основан на выборности всех должностных лиц - от филарха или сифогранта, избираемого каждыми 30 семействами, до принцепса, который выбирается всеми филархами из четырех кандидатов, названных наро­дом. Принцепс избирается пожизненно. Однако он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должност­ные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан, избирают­ся ежегодно. Ни одно важное дело не решается без сената и народного собра­ния. По всем важным вопросам филархи советуются с главами семейств. Таким образом, представительная система сочетается с элемен­тами непосредственной демократии. Главная забота государства - организация производства и рас­пределения. Наряду с этим оно борется с преступностью, обеспечи­вает охрану страны от агрессии и проводит внешнюю политику, целью которой является обеспечение мира. Однако это не мешает утопийцам оказывать вооруженную помощь своим друзьям во имя защиты справед­ливости. Интернациональная солидарность утопийцев проявляется и в том, что они дарят седьмую часть своего экспорта неимущим тех стран, с которыми они ведут торговлю.

3. Критика «утопии».

По мере того как социалистические идеи завоевывали обществен­ное признание, вокруг социализма Мора разгоралась острая идейная борьба. В ней можно выделить два главных направления: одно заклю­чалось в том, чтобы доказать, что социализм вовсе не был идеалом Т. Мора, а другое - в том, чтобы доказать, что этот идеал плох. Видное место в интерпретации «Утопии» принадлежит католичес­кой литературе. Причислив Мора к лику святых из пропагандистских соображений, католическая церковь должна была отмежеваться от со­циализма. Поэтому идеологи церкви пытаются разными способами вну­шить мысль, что коммунизм не является убеждением Мора, что смысл «Утопии» всего лишь в абстрактной проповеди братской любви, духа коллективизма и освобождения душ от инстинкта стяжательства. Второе направление критиков Мора, наоборот, связывает его идеи с социализмом, причем не только с утопическим, но и с научным, и даже с реальным. Лейтмотив этих критиков - опасность утопий, их способность становиться явью и угроза, которую они несут свободно­му развитию человека. «Утопии могут осуществляться, жизнь идет к утопии, - писал Н. Бердяев - ...и ныне мы стоим перед лицом проб­лемы. мучительной в совершенно новом отношении: как мы можем избе­жать их действительной реализации ?»

Заключение.

Mop был не только основателем школы утопического социализма, но и родоначальником ее демократического направления, понимающего социализм не просто как рациональную организацию общества, но и как средство решения социальных противоречий, упразднения общест­венного неравенства и эксплуатации. Мор - демократ и в том смысле, что он построил политическую систему утопийцев на принципах свободы, равенства и уважения человеческой личности. Таким образом. Мор внес крупный вклад в историю социализма. Утопические произведения Томаса Нора и другого крупнейшего филосо­фа-гуманиста - Томмазо Кампанеллы (1568-1&39) - послужили источни­ком для социально-политических учений социалистов-утопистов XIX в. А. Сен-Симона,Ш Фурье, Р. Оуэна и других представителей социа­листической мысли.

Список литературы:

1. Hop Т. Утопия - М. ЮНИТИ 1998 2. Гвозданный В.А. Основы философии: этапы развития и современные проблемы - М. Рос. экон. акад. 1993 3. История политических и правовых учений. Средние века и Воз­рождение - М. Наука 1986