Каталог :: Философия

Статья: Что такое философия

Характерные черты и особенности современной западной философии отчетливо
проявляются в тех оживленных, а порой и весьма острых дискуссиях о природе и
призвании философии, которые по сей день ведутся в самых различных регионах
западного мира.
Вопросы «зачем философия?», «нужна ли еще философия?» и другие, ставящие под
сомнение оправданность и правомочность философии как самостоятельной духовной
деятельности или научной дисциплины, в последнее десятилетие не сходят со
страниц журнальных статей и специальных, посвященной именно этой теме
монографических изданий.
Широкий размах и особую остроту приняло обсуждение этих проблем в
западногерманских философских кругах. Положение философии, ее возможности по-
разному оцениваются в западногерманской философской среде. Из всего
многообразия существующих подходов к этому вопросу наибольший резонанс
получили два – критико-пессимистический и проблемно-оптимистический. Из
выступлений представителей первого подхода складывается крайне неутешительная
картина западной философии. Сторонники второго подхода, не отрицая всех
трудностей современной философской ситуации, рассматривают их как трудности
развития и предлагают различные программы восстановления правомочия
философии, ее научной и социальной практической действенности.
Скептики и пессимисты констатируют, прежде всего, один несомненный факт –
утрату культуры масштабного, стратегического философского мышления,
охватывающего и объясняющего мир в целом, способного к анализу и оценке общей
социально-политической, культурной и духовной ситуации времени. Обращается
внимание на отсутствие крупных мыслителей, философов, могущих стать
родоначальниками влиятельных направлений мысли. Эра великих мастеров
философствования (Хайдеггера, Ясперса, Рассела и др.) осталась позади-
отмечают Лобкович и Хоккепель.
Несостоятельность и беспомощность философии Хоккепель видит в непреодолимом
методологическом плюрализме, непрекращающейся «критике всех против всех»,
ведущей, в конечном счете, к аннигиляции самой философии.
Западнная философия, по мнению ее самокритичных представителей, не выработала
ни каких критериев и норм, которые бы  могли воплотиться в конкретных
способах действия, поведения, и поэтому она должна признать свою
беспомощность перед практикой. «Философская теория науки»- пишит Ридель,- «не
содействует научному прогрессу, социальная и политическая философия на
протяжении всей своей истории редко разрабатывали концепции, которые
способствовали бы человеческому общежитию».
Эта скептическая оценка возможностей философии принимает крайние меры у
Маркарда. Философия, по его мнению, не смогла и не сможет оправдать
возлагаемых на нее с разных сторон надежд. Она не справилась с функцией
утешительницы душ человеческих, которую нередко брала на себя.
Не оправдали себя и так называемые «технологические» притязания философии,
связанные с ожиданием, что она сможет способствовать развитию «технологически
реализуемого полезного знания». «Наконец»,- считает Маркард - «стала очевидна
также несостоятельность политических притязаний философии на роль
устроительницы общественных дел, науки о жизненной мудрости, указающей
человечеству путь к достижению справедливого и заслуженного счастья».
И, в конце концов, Маркард заключает: «Сперва философия была компетентна во
всем, позднее - компетентна лишь в некоторых областях, и, наконец, философия
сегодня компетентна лишь в одном, а именно в признании своей
некомпетентности. Философия? Она кончилась. Мы занимаемся философий после
конца философии».
Однако есть философы, настроенные не столь пессиместично как Маркард.
Важным условием определения места философии в современном мире, согласно
Баумгартнеру, является анализ ее функций в конкретных общественных формациях.
В данном случае имеется в виду положение философии в индустриально развитом
капиталистическом обществе, в сложных обстоятельствах его динамического и
противоречивого развития, с его перманентными социально-экономическими
потрясениями, политическими конфликтами и кризисами. В этих условиях
Баумгартнер утверждает необходимость философии, харрактеризуя ее в согласии с
Люббе, как «интеллектуальное искусство рефлексии, имеющее своей целью
разрешение кризисов». Философия, по его мнению, должна выполнят не просто
функцию элементарной схемы ориентации в конкретных изменившихся условиях, а
более масштабную ориентационную функцию, определяемую ее собственными и
«формально-априорными знаниями о мире и человеке».
Следущая постановка вопроса о судьбах философии уже относится к более
конкретному и фактическому ее институциональному положению. В дискуссиях на
эту тему речь идет о том, должна ли философия существовать и быть
использована в рамках научно-исследовательских и учебных заведений, на
специальных философских факультетах университетов. И вообще оправдывает ли
себя философия как профессиональная академическая дисциплина?
В размышлениях на эту тему западногерманские философы исходят из того
реального положения философии, которое сложилось в условиях современных форм
общественной организации духовной деятельности. Имеется ввиду то
обстоятельство, что реальная философская работа осуществляется сегодня в
Германии, как правило, институционально, т.е. в рамках крупных организаций, и
в условиях общества, где наука стала важной производительной силой.
Вообще Ридель выделяет три группы людей занимающихся философией. К первой он
относит «философов по обстоятельствам», каким может быть каждый в своих
размышлениях о судьбах мира и человека, о той или иной жизненной ситуации. Во
вторую группу входят те, для кого философия является побочной профессией,-
это большая армия философских экспертов, специалистов по определению границ и
возможностей конкретного вида научной и практической деятельности. И,
наконец, к третьей группе Ридель относит уже тех, для кого философия является
главной профессией. И вот между философами-профессионалами и множеством
непрофессионально и побочнопрофессионально занимающихся философией, прежде
всего, обнаруживаются различия, зачастую несовместимые представления о
природе философии и ее функциях в современном мире.
Сложный и синтетический характер объекта философского познания, а также
специфические теоретические средства, с помощью которых философия познает и
объясняет мир и человека, определяют и ее собственную природу. Философия - не
общая теория или мира или человека, она есть общая теория мира и человека. В
своих обобщениях философия опирается на научное знание и на ценностное
отношение к действительности, выражающее ту или иную жизненно-
мировозренческую позицию человека, социальной группы, класса. Философские
законы и принципы воплощают в себе одновременно и истину, и ценность, научное
знание, понимание человека и мира и постижение их смысла и значения.
Философия говорит человеку как о его реальном, фактическом положении в мире,
так и о его жизненном назначении, не только о том, что он есть, но и том, чем
он должен быть. Соответственно, существо той или иной философии во многом
определяется тем, как она сочетает, соотносит в себе научнотеоритический и
ценностнопрактический моменты. Как в прошлом, так и в настоящем философия
выступаоа и выступает не только как теория мира и человеческого познания, но
и как наука о жизненной мудрости, как способ ориентации в мире, как
практически-духовный способ освоения и преобразования действительности.
Итак, каковы же функции философии в сложном комплексе общественно-
исторической жизни людей? Прежде всего, философия выявляет наиболее общие
идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная
конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их
называют универсалиями культуры. Философская мысль выявляет не только
интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные и другие универсалии.
Помимо функции выявления универсалий философия берет на себя задачу
рационализации- перевода в логическую, понятийную форму, а также
систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого
опыта во всех его формах.
Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. В
качестве формы теоретической мысли она обладает мощными конструктивными
возможностями творческого формирования принципиально новых идей,
мировозренческих образов, идеалов.
                                                 Используемая литература:
                                              Журнал «Вопросы философии» 1985 г.
                              Реферат по философии                              
                  Тема: Что такое философия и зачем она?                  
                                                          Выполнил: Лихачев О.А.
                                                                       Гр. 714.2