Каталог :: Философия

Лекция: Конспекты по некоторым статьям Ленина, Маркса, Энгельса

     Работа В. И. Ленина “ Государство и революция ”.
1.   О сущности демократии.
В поcтоянных рассуждениях о гос-ве делается та ошибка , а именно забывают ,
что уничтожение гос-ва есть уничтожение так же и демократии , что отмирание
гос-ва есть отмирание демократии . Демократия не тождественна с подчинением
меньшинства большинству . Демократия есть признающее подчинение меньшинства
большинству гос-ва ,т. е. организация для систематического насилия одного
класса над другим , одной части населения над другой . Но стремясь к
социализму будет исчезать надобность в насилии над людьми вообще .
2.   О соотношении демократии и диктатуры .
Оппортунизм не доведёт признания классовой б-бы как раз до самого главного
периода перехода от капитализма к коммунизму , до периода свержения буржуазии
и полного её уничтожения . Этот период является периодом ожесточённой
классовой б-бы , следовательно и гос-ва этого периода неизбежно должны быть
гос-вами по-новому демократическими и диктаторскими . Формы буржуазн. гос-ва
очень разнообразны , но их суть одна : все эти гос-ва являются так или иначе
, но в последнем счёте обязательно диктатурой буржуазии .
Переход от капитализма к социализму , конечно , не может не дать громадного
обилия и разнообразия политических форм , но сущность при этом будет
неизбежно одна - диктатура пролетариата .
3.   Отношение рабочего класса к формам государства .
“Свободное народное гос-во” было программным требованием немецкого с.-д. 70-х
годов .Мы за демократическую республику , как наилучшую для пролетариата
форму гос-ва при капитализме , но мы не в праве забывать , что наёмное
рабство есть удел народа , и в самой демократической буржуазной республике .
Всякое гос-во есть “особая сила для подавления” угнетаемого класса . Поэтому
всякое гос-во несвободно и ненародно .
В критике парламентаризма Маркс писал , что всеобщее избирательное право
должно служить народу , организованному в коммуну , чтобы подыскивать рабочих
, надсмотрщиков , бухгалтеров , как индивидуальное избирательное право служит
для этой цели всякому другому работодателю .
А Ленин говорил , что выход из парламентаризма , конечно же не в уничтожении
представительных учреждений а в превращении представительных учреждений в
“работающие” . Коммуна должна была быть не парламентским учреждением ,а
работающим в одно и то же время законодательным и исполнительным .
4. Соотношение пролетарской и буржуазной демократии.
Коммуна смогла в несколько недель начать строить новую пролетарскую гос-ю
политику , проводя указанные меры к большому демократизму и искоренению
бюрократизма .
Возможность такого разрушения обеспечена тем , что социализм сократит рабочий
день , поставит большинство населения в условие , позволяющее всем без
изъятия выполнить гос. ф-ии . , а это приведёт к полному отмиранию всякого
гос-ва .
А мы будем бороться за разрушение всей старой гос . машины , так , чтобы сам
пролетариат был правительством . Весь сознательный пролетариат будет с нами в
борьбе за разрушение буржуазного парламентаризма , за демократическую
республику коммуны или республику советов рабочих и солдатских депутатов , за
революционную диктатуру пролетариата .
5.   О судьбе демократии.
У Энгельса речь идёт о “засыпании” и “отмирании” демократии . Буржуазное гос-
во  может “уничтожить” только революция . Гос-во вообще , т. е. самая полная
демократия . Развитие демократии до конца , изыскание форм такого развития ,
испытание их практикой , всё это - одна из составных частей б-бы за
социальную революцию.
6.   Борьба против бюрократизма.
Чиновники и постоянная армия - это паразит на теле буржуазного общества.
Господствующий оппортунизм считает взгляд на гос-во , как на паразитирующий
организм . Громадное число крестьян унижено правительством и жаждет свержения
его . Осуществить это может только пролетариат и осуществляет это , делая
вместе с тем шаг к социалистическому переустройству .
     К. Маркс “ К критике политической экономии. ”
Я рассматриваю систему буржуазной политической экономии в следующем порядке :
капит. земельная собственность , наёмный труд , гос-во , внеш. торг. ,
мировой рынок .
Первая работа - критический разбор гегелевской философии права ,
последовательно привели к тому , что правовые отношения так же прочны , как и
форма гос-ва .
Общий результат может быть кратко сформулирован так : в общественном
производстве своей жизни люди отступают от определений , необходимые от их
воли , не зависящие отношения - производственные отношения.
Совокупность этих отношений составляет экономич.  сист. общества , реальный
базис , в котором обозначаются политическая и экономическая надстройка  , и
которому составляет определение формы общественного сознания . Не сознание
людей определяет их бытие , а наоборот , их общественное бытие определяет их
сознание . Человечество ставит себе только такие задачи , которые оно может
разрешить ,т.к. при ближайшем рассмотрении всегда оказывается , что сама
задача возникает лишь тогда , когда мат. условия  имеются на лицо . В недрах
буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем мат. условия
для разрешения этого ...
Потому буржуазной общ. формой завершае5тся  предыстория общества .
     В. И. Ленин “Социализм и религия”.
В современном обществе всё построено на эксплуатации громадных масс рабочего
класса . Экономическое унижение неизбежно порождает виды политического
унижения . Религия есть один из видов духовного гнёта . Бессилие униженных
также порождает лучшую загробную жизнь . Религия должна быть объявлена
частным делом .
Полное отделение церкви от государства - вот то требование , которое
предъявляет социалистический пролетариат современному гос-ву и церкви .
Русская революция должна осуществить это требование , как необходимую
составную часть политической свободы .
Единство этой действительно революционной борьбы униженного класса за
создания рая на земле важнее для нас , чем единство пролетариев о рае на небе
. Революционный пролетариат добьётся того , чтобы религия стала действительно
частным делом для гос-ва .
     В. И. Ленин “Об отношении рабочей партии и религии”.
Интерес ко всему , что связано с религией охватил мировые круги “общества” .
Религия - это опиум для народа , - это изречение Маркса есть поучительный
камень всего мировоззрения марксизма в вопросе о религии .
Марксизм есть материализм . В кач-ве такового он враждебен религии . Борьбу с
религией нельзя организовать абсолютно идеологической проповедью .
В совершенных кап. странах это корни главным образом социальные .
Атеистическая пропаганда с.-д. д. б. её основной задачей развитию классовой
б-бы эксплуатируемых классов против эксплуататоров .
Пролетариат есть вождь нашей буржуазно- дем. революции . Его партия должна
быть единым вождём в б-бе со всяким средневековьем .
Заявить с трибуны , что религия есть опиум народа , Франция поступила
правильно и создала таким образом прецедент , который должен послужить
основой для всех выступлений по вопросу о религии . Следовало ли идти дальше
? Развивал ещё подробнее атеистические выводы . Мы думаем , что нет . Это
могло бы преувеличением б-бы с религией со стороны политической партии
пролетариата . Это могло бы привести к стиранию грани между буржуазной и
социалистической б-бой с религией .
     Письма В. И. Ленина  А. М. Горькому .
Философией заниматься в горячке революции приходилось мало . В тюрьме , в
начале 1906 г. Богданов написал ещё одну вещь ,- кажется 3-й выпуск
“Эмпириомонизма” . Летом 1906 г. он мне презентовал её я засел внимательно за
неё. Прочитав , озлился и взбесился необычайно : для меня ещё яснее стало то.
Что он идёт архиневерным путём , не марксистским . Я написал ему тогда
“объяснение в любви” , письмецо по философии в размере трёх тетрадок .
Выяснил я там ему там , конечно , что я рядовой марксист в философии , но
чуть но что именно его ясные полумерные , превосходно написанные работы
убеждают меня окончательно в его неправоте по существу и правоте Плеханова .
Сии тетрадочки показал я нескольким друзьям ( Луначарскому в том числе ) и
подумывал было напечатать под заглавием “Заметки рядового марксиста о
философии” , но не собрался . Теперь я жалею о том , что тогда тотчас не
напечатал . Написал на днях в Питер с просьбой разыскать и прислать мне
тетрадки .
Теперь вышли “очерки по философии марксизма” . Я прочёл статьи , кроме
суворовской ( её читаю ) , и с каждой статьёй прямо бесновался от негодования
. Нет , это не марксизм ! И лезут наши эмпириокритики , эмпириомонисты и
эмпириосимволисты в болото . Уверять читателя , что “вера” в реальность
внешнего мира есть “мистика” ( Базаров ) , спутывать самым безобразным
образом материализм и кантианство ( Базаров и Богданов ) , проповедовать
разновидность агностицизма и идеализма ,- учить рабочих “религиозному
атеизму” и “обожанию” высших человеческих потенций ( Луначарский ) ,-
объявить мистикой энгелесовское учение о диалектике ( Берман ) , - черпать из
вонючего источника каких-то французских “позитивистов” - агностиков или
метафизиков , чёрт их подерёт , с “символической теорией познания” ( Юшкевич
) ! Нет , это уж через чур !
Конечно мы , рядовые марксисты , люди в философии не начитанные ,- но зачем
уж так нас обижать , что подобную вещь нам преподносить как философию
марксизма ! Я себя дам скорее четвертовать , чем соглашусь участвовать в
органе или в коллегии , подобные вещи преподающей .
                                                              25 февраля 1908 г.
--------------
“ Получил сегодня ваше письмо и спешу ответить . Ехать мне бесполезно и
вредно : разговаривать с людьми , пустившимися проповедовать соединение
научного социализма с религией я не могу и не буду . Время тетрадок прошло .
Спросить нельзя , трепать нервы глупо . Надо отделить от партийных дел
философию : к тому обязывает решение БЦ .
Я уже писал в печать самое что ни на есть формальное объявление войны .
Конечно , не в худшем смысле говорю о дипломатии , а в хорошем . “Хорошая
дипломатия” с вашей стороны , дорогой А. М. , должна была бы состоять в
отделении наших общих ( т. е. меня считая в том числе ) дел от философии .
Беседа о других делах , кроме философии , не выгорит теперь : неестественно
выйдет . Впрочем , если действительно эти другие дела , не философские , а
“Пролетарий” например , требует беседы именно теперь , именно сейчас , и
именно у вас . Я мог бы приехать ( не знаю , найду ли дни ) , но повторяю ,
только на условии ,что о философии и о решении я не говорю .”
                                                               16 апреля 1908 г.
     “Анти- Дюринг” . Отдел первой философии гл. 9. Мораль и правовечные истины.
Если мы не сдвинулись с места уже в вопросе об истине и заблуждении , то ещё
хуже дело обстоит с добром и злом . Эта противоположность вращается
исключительно в области относящейся к истории человечества , а здесь
окончательные истины в последней инстанции рассыпаны как раз наиболее редко.
Представления о добре и зле менялись часть от народа к народу . Какая мораль
проповедуется нам сейчас? Прежде всего христианство феодальное ,
унаследованное от прежних времен , оно опять-таки распадается на католическое
и протестантское .
Все люди черпают свои нравственные воззрения из экономических отношений , в
которых совершается производство и обмен . Все три теории морали имеют одну
историческую основу .
Всякая теория морали является продуктом данного экономического положения
общества .
Мораль , стоящая выше классовых противоположностей , действительно
человеческая мораль , станет возможной тогда , когда противоположность
классов будет преодолена и забыта в жизненной практике .
     Теория насилия . Отдел второй , политэкономия , гл. 2.
Не всякий раб приносит пользу . Чтобы быть в состоянии извлечь из него пользу
, нужно располагать вещами двоякого рода : во-первых , орудиями и предметами
труда и , во-вторых , средствами для скудного содержания раба . Следовательно
, чтобы равенство стало возможным , ... , уже достигнута известная ступень
развития производства и известная ступень в неравенстве распределения .
А для того , чтобы рабский труд стал господствующим , требуется гораздо более
значительное повышение пр-ва , торговли , и накопления богатств . В
первобытных общинах рабство либо вообще не существовало , либо играло весьма
подчинённую роль .
     “Анти-Дюринг” . Отдел 3 , гл. 5 . Государство , семья , воспитание .
Религия воспрещается . Но ведь религия является фантастическим отражением в
головах людей внешних сил , которые господствуют над ними в их повседневной
жизни , отражением , где земные формы принимают формы неземных .
В начале объектами этого отражения явл. силы природы , но вскоре вступают и
общественные силы - силы , которые противостоят человеку в качестве столь же
чуждых , столь же необъяснимых , и , подобно последним , господствуют над
ними с той же кажущейся естественной необходимостью . На дальнейшей ступени
развития вся совокупность природных общественных атрибутов , множество богов
переносится на одного бога , который в свою очередь , является отражением
абстрактного человека . Возникает монотеизм . В этой форме религия может
продолжать своё существование , как непосредственная , т. е. эмоциональная
форма отношений людей к господствующим над ними чуждым силам , природным и
общественным до тех пор , пока люди фактически не окажутся во власти этих сил
. До сих пор ещё в ходу поговорка : человек предполагает , а бог располагает
.
Чтобы подчинить общественные силы господству общества , необходимо действие .
И когда это действие будет совершено , когда общество  , взяв во владения всю
совокупность средств пр-ва , и планомерно управляя ими , освободит этим путём
себя и своих членов от того рабства , в котором нынче их держат , но
противостоящие им в качестве непреодолимой чуждой силы , средства пр-ва ,
тогда следовательно человек будет не только предполагать , но и располагать ,
исчезнет последняя чуждая сила , которая до сих пор ещё выражается в религии
, а вместе с тем исчезнет и само религиозное отражение по той простой причине
, что тогда уже нечего будет отражать .
        Ф. Энгельс “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”.
Фейербах был отпрыском гегелевской философии . При разложении гегелевской
философии образовалось ещё одно направление . Это направление главным образом
связано с именем Маркса . Разрыв с философией Гегеля произошёл и здесь путём
возврата к материалистической  точке зрения . Люди этого направления решили
принимать действительный мир таким , какой он есть на самом деле .
Гегель не был просто отброшен в сторону . Революционная его сторона философии
была восстановлена и одновременно освобождена от тех идеалистических оболочек
, которые у Гегеля затрудняли её последовательное поведение.
Старый метод исследования и мышления Гегель называет “метафизическим” .
Предмет надо было исследовать прежде , чем можно стало изучать процессы
совершающиеся в природе . Оно двинулось гигантскими шагами вперед , благодаря
трём великим открытиям :
а) открытию клетки .
б) открытию закона сохранения энергии .
в) открытию Дарвином своей эволюционной теории .
Благодаря этим открытиям мы можем увидеть связь между отдельными областями
природы .
Но история развития общества в одном пункте существенно отличается от
развития природы . В истории общества действуют люди , одарённые сознанием .
Каков бы ни был ход истории , люди делают его так: преследуют свои цели .
Возникают классы . Как они возникают ? Доказано , что каждая политическая б-
ба есть б-ба классов . Гос-во политич. стран является подчинённым , а
гражданское общество - решающим элементом .
Гос-во и гос. право определяется экономическими отношениями и теми же
отношениями определяется и гражданское право .
В лице гос-ва выступает первая идеологическая сила над человеком . Но став
самостоятельной силой , по отношению к обществу , гос-во порождает новую
идеологию .
Религия , возникнув , сохраняет запас представлений от прежних времен .
За философией , изгнанной из природы  и из истории , остаётся ещё царство
частной мысли , поскольку она : учение о законе самого процесса , диалектика
.
После революции 1848 г. , образованная Германия дала отставку теории и
перешла на практическую почву . И только в среде рабочего класса продолжает
жить интерес к теории . Немецкое рабочее движение является наследником
немецкой классической философии .
     В. И. Ленин “Великий почин”.
Печать сообщает много примеров героизма красноармейцев . Героизм трудящихся
масс , сознательно приносящих смерть делу победы социализма .
Не меньшего внимания заслуживает героизм рабочих в тылу . Это начало
переворота , более трудного , более существенного - это победа над
собственной распущенностью , мелкобуржуазным эгоизмом .
Диктатура пролетариата не есть только насилие над эксплуататорами . Это
источник силы и залог неизбежной победы коммунизма .
Диктатура пролетариата - философское выражение на более простом языке
означает вот что именно : городские заводские и фабричные рабочие в состоянии
руководить массой трудящихся в борьбе за свержение капиталистов , за полное
уничтожение классов .Чтобы победить , чтобы создать и упрочить социализм ,
пролетариат должен решить одну задачу : во-первых , увеличить своим
беззаветным героизмом революционной б-бы против капитала всю массу трудящихся
, организовать её , руководить ею для свержения буржуазии . Во-вторых ,
повести за собой всю массу трудящихся и эксплуатируемых , а так же все
мелкобуржуазные слои на путь новой общественной связи , новой организации
труда .