Каталог :: Философия

Реферат: Мир как воля и представление

Содержание:
1.      Эпохи жизненного пути.
2.      Труд жизни . Основные понятия .
3.      Значение  философии Шопенгауэра .
Эпохи жизненного пути.
Артур  Шопенгауэр родился 22 февраля 1860 года . Его отец был довольно
богатый данцигский купец. В возрасте девяти лет Артур вместе с отцом,
желавшим дать сыну хорошее образование, отправляется во Францию. Прожив два
года в Гавре, он отлично изучает французский язык. Затем он четыре года
проводит в Гамбурге, где продолжает своё образование в частном коммерческом
училище. Страсть сына к науке тревожит отца , который надеялся увидеть в сыне
преемника на коммерческом поприще , поэтому на просьбы сына отдать его в
гимназию отец прибегнул к хитрости. Он предложил сыну или отказаться от
ученой карьеры и тотчас с родителями отправиться в путешествие на несколько
лет , либо поступать в гимназию , лишившись возможности  участвовать в столь
любимых им путешествиях. Артур выбрал первое и в течение двух лет ( от 15  до
17 лет ) он объехал с родителями Германию, Австрию, Швейцарию, Францию и
Англию. Во время путешествия он ведет дневник , в котором уже тогда
прослеживаются проявления пессимистического взгляда на жизнь – ее темные
стороны особо привлекают его внимание. В Лионе веселый вид города  по
контрасту напоминает ему ужасы революции , которые , казалось бы , должны
были быть у всех на памяти. “Не понятно ,- замечает он  по этому поводу ,-
как сила времени может стирать самые живые и самые ужасные впечатления.” Уже
тогда прослеживается его антипатия ко всеразрушающему времени , он даже
переводит стихотворение Мильтона , в котором высказывается желание бежать от
времени. По возвращении из путешествия ( в начале 1805 года ) Артур поступает
в учение к одному крупному коммерсанту. Через несколько месяцев умер его
отец.  Это был широко образованный человек , у которого энергичный характер
представлял выдающуюся черту , переданную сыну в наследство, но вместе с этой
чертой сын унаследовал от него и некоторые психические ненормальности,
которые были не чужды отцу : на него находили болезненные припадки, в одном
из них  он и погиб. Кроме наклонности к меланхолии , Артур унаследовал от
отца предрасположенность к бредовым идеям ; так , например , по временам ( с
раннего детства ) его охватывал по разным поводам бессмысленный  страх  и
крайнее недоверие к людям. По смерти отца , уступая жалобам сына на
непривлекательность коммерческой деятельности , мать разрешила ему посвятить
себя науке, и он ревностно принялся изучать  древние языки , переехав к
матери в Веймар , куда она переселилась вскоре после смерти мужа. Иоганна
Шопенгауер ( Трозинер )  была веселая , жизнерадостная но неглубокая натура.
Тем не менее ей нельзя было отказать В живом и наблюдательном уме и довольно
значительном литературном даровании. Когда сын переселился в Веймар , между
ним и матерью не произошло никакого сближения ; напротив , их характеры были
слишком различны. Сыну не нравилось легкомыслие и тщеславие , мать
возмущалась в сыне его заносчивостью , духом противоречия , прямотою ,
переходящею зачастую в грубость , и тяготилась она также вечно
меланхолическим настроением сына , Взаимная холодность отношений впоследствии
В ( 1814 году ) привела к полному разрыву между матерью и сыном  и , хотя
последняя прожила после этого  еще 24 года , они больше никогда не  виделись
; в конце ее жизни  , впрочем , между   Артуром и матерью возобновилась
дружеская переписка. В 1809 году Артур поступает в Геттингенский университет
студентом медицины , чтобы основательно изучить естественные науки.  После
занятий естественными науками Артур приступает к изучению философии. С
психологией и логикой он впервые познакомился на лекциях Готтлоба-Эрнста
Шульца , который посоветовал прежде других философов проштудировать Платона и
Канта , а позднее  уже приняться за Аристотеля и Спинозу . С осени 1811 до
осени 1813 годов Шопенгауер проработал в Берлине , где продолжал одновременно
работать по естествознанию и философии. Лекции Фихте и Шлейермахера  мало
удовлетворяли его; у первого он слушал о “фактах сознания” , у второго –
историю средневековой философии ; от первого его оттолкнули оптимизм и не в
меру дискурсивная  форма изложения  , от второго – мысль о примиримости
философии и религии.
После  упорной работы  , изучив Платона и Канта , перечитав Гердера , Маймона
, Бека , Шульца , Фриза и многих других , он представил в Иене факультету
диссертацию : “О четверичном законе корня достаточного  основания” и успешно
защитил ее .  Это сочинение , заключающее в себе  теорию знания Шопенгауэра ,
представляет уже вполне зрелое произведение , по мнению современных критиков.
Как докторская диссертация , оно было встречено сочувственными рецензиями ,
но литературного успеха в большой публике , на который рассчитывал Шопенгауэр
, книги не имели , что глубоко огорчило его. В следующем году задумана
работа “О зрении и цветах” , написанная под сильным влиянием Гёте .
Последующие четыре года Шопенгауэр посвящает обдумыванию и созданию своего
главного труда : “Мир как воля и представление” . В 1914 году Шопенгауэр
окончательно порывает с матерью и сестрой Аделью , навсегда покидает Веймар и
поселяется в Дрездене.
По окончании своего главного труда ( в 1818 году )  он он уезжает в Италию.
Через год , по напечатании  его главного труда Шопенгауэр выступает доцентом
в Берлинском университете . Он читал свой курс : “Учение  о сущности мира и о
человеческом духе” . Не недостаток преподавательского дарования , не характер
курса , но всеобщее увлечение гегелевской философией , вероятно , было
причиной того , что лекции Шопенгауэра не обратили на себя внимания студентов
, и хотя в следующие семестры  он еще несколько раз объявлял о своем курсе “
Об основании философии или о теории познания , включая логику” , но он
никогда не читал этого курса. Вместе с неуспехом преподавательской
деятельности тяжелым ударом для Шопенгауэра явился неуспех его главного
произведения “ Мир как воля и представление” . За пять лет после его выхода в
свет о нем появились только три рецензии Герберта , Бенеке и Ретце ; все три
заключали в себе наряду с возражениями и похвалы, но прошли незамеченными
публикой , как и разобранная в них книга .  На Бенеке Шопенгауэр обрушился
бранной статьей , несправедливо и крае=йне грубо упрекая его в злостном
искажении своих мыслей . С этой поры ненависть к профессорам Философии в
Шопенгауэре принимает характер патологический .  Единственным утешением для
оскорбленного самолюбия философа было сочувственное отношение  к нему  со
стороны  Гёте и Ж.-П. Рихтера , который писал , что мировоззрение Шопенгауэра
“обнаруживает  часто безутешную  и безнадежную глубину , подобно
меланхолическому озеру в Норвегии , окруженному со всех сторон мрачными
стенами из крутых скал , в которых никогда не видно  солнца , а видно лишь в
глубине звездное небо , никогда над этим озером не пролетали птицы , не
пробежит и волна”. Этот неуспех тяжело отразился на мрачном и без того
настроении философа , но он продолжал работать.  Превосходное знание языков
дало ему возможность перевести одну испанскую книгу – сборник правил светской
и житейской мудрости Балтазара Грациана – на немецкий , а свою работу “ О
зрении и цветах”  - на латинский . В августе 1831 года , при наступлении
холеры в Берлине , он перебрался  во  Франкфурт-на-Майне , где и прожил  всю
свою остальную жизнь .  Его труды тридцатых годов , за исключением одного “О
свободе воли” ,  написанное на конкурс по предложению норвежского
королевского   общества в  Дронтгейме  и  увенчанное премией , также  мало
были оценены , как и предыдущие работы  .
В  сороковых годах у Шопенгауэра появляются приверженцы .  Сначала  несколько
юристов  заинтересовались его произведениями  ( Беккер , фон Досс и др. ) и
начали его пропагандировать . Затем он нашел  настоящего  “апостола и
фамулуса”  в лице   Фрауэнштедта . Этот  ловкий  , услужливый , сведущий и
трудолюбивый  поклонник   оказал  немалую услугу Шопенгауэру  ревностной
популяризацией  трудов  своего  патрона . В дальнейшем  их пути  из-за
деспотизма  Шопенгауэра  разошлись .  В 1844 году Шопенгауэр выпустил в свет
дополнительный том к своему главному  произведению  и принялся за последний
труд  “Парерги и Паралипомены” – два тома статей  , дополняющих и
разъясняющих его систему  , которые появились в  1851 году .  Революции 1848
и 1849 годов вызвали в нем только негодование и отвращение .  Последняя книга
Шопенгауэра  подошла  к настроению начала пятидесятых годов .  Особенный
успех  имели  статьи  об университетах  и духовидении  , которое как раз в
это время входило в моду . С этого  времени и до смерти  Шопенгауэра  его
слав  идет по нарастающей – его  переводят  , о нем  читают публичные лекции
, начинают излагать его учение в университетских курсах . У него появляются
новые приверженцы  Ашер и Линднер  , во  Франкфурт  предпринимаются к нему
поломничества   , как  к жрецу новой религии ,  знаменитые писатели  посещают
его  , ему  целуют руки  , пишут восторженные  письма  и т.д.  В  “Senilia”
он говорит : “ Вечерняя заря моей  жизни будет  утренней зарей моей славы  ,
и я  говорю словами Шекспира : “ доброго утра , господа , тушите факелы  ,
хищный набег волков окончился  , взгляните на кроткий день  .  Он
предшествует  колеснице  Феба  и испещряет  еще серый восток  темными
облаками”.
Артур Шопенгауэр умер в рассвете  громкой  славы   21  сентября  1861 года .
Труд жизни . Основные понятия .
Приступая  к изучению философской системы  Шопенгауэра  , необходимо принять
во внимание те условия   , которые наложили особый  отпечаток на ход его
мыслей  . Главными особенностями  этой системы  являются пессимизм  ,
идеализм , эстетический  мистицизм  и этика сострадания  , аскезы сплавленные
в  монистический  волюнтаризм .
Пессимизм : много споров среди комментаторов   Шопенгауэра вызывало
несоответствие  между безвыходным  пессимизмом и  проповедью аскезы  и
сострадания в  теории философа  и  удивительной жадностью  к  наслаждениям
жизни  , утонченным эпикуреизмом , тем  умением  ловко  устраивать  дела  ,
которое бросается в  глаза  при знакомстве  с его  биографией . Одни  , как
Фрауэнштедт , усматривают  в личности  философа  истинный  трагизм , другие ,
как  Куно  Фишер  , полагают ,  что  Шопенгауэр  “рассматривал трагедию
мирового  несчастия  в  бинокль  из весьма  удобного  кресла  , а  затем
уходил  домой  с  сильным  впечатлением  , но  в то же  время  вполне
удовлетворенный”.  Самою основною   причиною   пессимизма Шопенгауэра
является не  болезненная  меланхолия  ,  не  внешние  удары  судьбы  ,  а
врожденная  бедность  альтруистических чувств . Из них впоследствии он
приходит к этике сострадания .
Пессимизм Шопенгауэра относится к его идеализму ,  как  причина к следствию .
Мы склоны считать что ценно для нас и , наоборот , что  не имеет для нас
никакой положительной цены  , но является источником  величайших страданий  (
а таков  чувственный мир по Шопенгауэру  ) ,  то  мы  желали бы считать
иллюзией  , не  настоящей , но   лишь  кажущейся  действительностью .Если
Шопенгауэр,  как пессимист , не остался чужд влияния  индийской философии  ,
а  как  идеалист  -- влияния   “божественного  Платона  и  изумительного
Канта”  ,  то  эти  влияния  были  лишь  воздействиями  на  благодатную почву
, Это  явствует  из  юношеских  размышлений  Шопенгауэра   о  всеразрушающем
характере  времени . Учение  об  идеальности  времени тесно связано с учением
об  идеальности всего временного  всего мира .  Поэтому всего  естественнее
предположить  такую цепь мотивов  в творчестве  Шопенгауэра  : дефект
альтруистических чувств и  врожденная меланхолия – пессимизм – мысль  об
идеальности  временного – догматический  идеализм . Что Шопенгауэр  должен
был прийти к самому радикальному  догматическому идеализму , отрицающему  не
только  трансцендентную реальность материи , но и  Бога  , и духов , и т.п. ,
это  явствует из того , что  в противном случае  для его пессимизма  был бы
выход  , но  он  не желал  этого  выхода . Поэтому  критический  идеализм  не
удовлетворяет  его  ни  своей  теоретической ,  ни  практической  сторонами .
Эстетический  мистицизм . Если  мир  есть  “арена  , усеянная  пылающими
угольями” , которую  нам  надлежит  пройти  , если  правдивейшим  его
изображением  служит  дантовский  ад  , то  причиною  этому  служит , как  мы
увидим  , то ,  что “воля  к жизни”  непрестанно порождает в нас
неосуществимые  желания ; являясь  активными  участниками  жизни , мы
становимся  мучениками  ; единственным  оазисом  в  пустыне  жизни  служит
эстетическое  созерцание : оно анестезирует   ,  притупляет на время
гнетущие  нас  волевые  импульсы  ,  мы , погружаясь  в него ,  как бы
освобождаемся  от  ярма  гнетущих  нас  страстей  и прозреваем  в
сокровенную  сущность  явлений . Прозрение  это  интуитивное  иррациональное
( сверхразумное ) , т.е.  мистическое , но  оно  находит  себе  выражение  и
сообщается  другим  людям  в  форме  артистической  художественной
концепции  мира , которую дает гений . В  этом  смысле  Шопенгауэр ,
признавая  ценность  за  научной  доказанностью  в  сфере  теории  познания
, в то же  время  видит  в  эстетической  интуиции  гения высшую  форму
философского  творчества : “Философия – это художественное произведение из
понятий”. Философию так  долго напрасно искали потому , что “ее искали на
дороге  науки  , вместо того , чтобы  искать ее на  дороге  искусства”.
Такое значение , придаваемое  Шопенгауэром  эстетической интуиции  и
творчеству гения  ,  объясняется : во-первых  , высоким  художественным
дарованием  Шопенгауэра выражать свои  мысли  с  художественной  яркостью  ,
наглядностью  и  изяществом  , во-вторых , тем  ,что  Шопенгауэр в  тот
период и в той среде  , когда царил “культ гения” и  искусству  придавали
значение ключа к тайнам метафизики .  Не  следует  ни преувеличивать  ни
преуменьшать роль эстетического иррационализма  в системе  Шопенгауэра .
Что этика  Шопенгауэра есть этика  сострадания  , а не этика долга , не этика
счастия , не этика  пользы  , не  эволюционная  прогрессивная  этика  и  т.д.
– это , очевидно , опять-таки  результат  его пессимизма , Этика  долга
требует веры  в  смысл жизни . Этика счастия  , хотя бы  в форме  этики
эгоизма , бессмысленна , ибо  само счастие  - иллюзия ; оно сводится  к
простому  отсутствию  страдания  ;  этика  пользы  и  этика  прогрессивная
предполагают  этику  счастия  ,  а  так  как  счастие  абсолютно  недостижимо
,  то и  эти  формы  морали  не могут  иметь места  . Живя  в эпоху
политической реакции  и  не  веря  в  политический  и  вообще  социальный
прогресс  по  разным  основаниям  ,  Шопенгауэр  должен  был  остановиться
на  единственной  форме  этики - этике  сострадания  , ибо она  сводится  не
к увеличению нереального  блага , а  к  обоюдному  ослаблению вполне
реальных  страданий и , следовательно , как и эстетическое созерцание ,
совместима  с пессимизмом .
Почему метафизика  Шопенгауэра  приняла  форму  монистического  волюнтаризма
? То есть почему  Шопенгауэр  признал именно  волю  сокровенной  сущностью
вещей  и почему  всякая  множественность  индивидуальностей ( множественность
вещей и сознаний ) представляется  ему лишь видимым  отображением  единой
мировой  воли  ? ответ  на  первый  вопрос  можно получить  из  сопоставления
личности  Шопенгауэра  с его  метафизическим  принципом . Дисгармония  в
волевой  деятельности  ,  мучительный  разлад  между  жаждой  жизни  и  в то
же  время  полною  неудовлетворенностью  ее  содержанием , - вот что  было
источником личной  трагедии  Шопенгауэра . Что же  касается  второго  вопроса
о монизме  Шопенгауэра ,  то эта  черта  его  системы  представляет
логически  необходимое  следствие  его  радикального  идеализма . Впрочем
Шопенгауэр  вводит в  понятие  единой  воли множественность  потенций  или
Идей , в  частности  множественность  “умопостигаемых характеров”  ,  равных
по  числу  множественности  человеческих  сознаний .
Теория  познания  Шопенгауэра . Шопенгауэр  анализирует  “ закон
достаточного основания ” , где  появляется  неясность  в  смешении
логического  основания  и  фактической  причины . Чтобы  устранить  эти
неясности  , надо  прежде  всего  указать  на  ту  коренную  особенность
нашего  сознания  , которою  определяются  главные  разновидности  закона
достаточного  основания .  Это  свойство  сознания  , образующее “корень
закона  достаточного  основания ” , есть  неотделимость  субъекта  от
объекта  и  объекта  от  субъекта : “Все наши  представления  суть объекты
субъекта и  все  объекты  субъекта суть  наши  представления .  Отсюда
вытекает что  все  наши  представления  находятся между  собою  в
закономерной  связи , которую  можно  определить a  priori в  том , что
касается  формы ; в силу  этой  связи  ничто  изолированное  и  независимое ,
одиноко  , особняком  стоящее  не  может  стать  нашим  объектом” . Из корня
разветвляются  четыре вида  закона  достаточного  основания  .
1)
Закон достаточного  основания  “бывания”.
2)
Закон  достаточного основания  познания .
3)
Закон  достаточного  основания  бытия  .
4)
Четвертый  вид  закона достаточного основания есть  закон мотивации .
Метафизика Шопенгауэра . К только что изложенному учению  Шопенгауэра
примыкает его  метафизическое  воззрение  на волю  как  сущность бытия . В
1813 году , когда Шопенгауэр  заканчивал  свою  первую  работу , его
отношение  к  “ вещи в  себе” вообще  было  сдержанным : он  говорит о “
подозрительном”  понятии “вещи   в  себе” и  указывает  на его
противоречивый  характер . В книге  “Мир как  воля  и представление”
оказывается , что этому  понятию соответствует  некоторое  положительное
содержание , Но ,  признавши причинность субъективной  функцией  интеллекта ,
невозможно без противоречия  самому  себе  признать  познаваемость вещи в
себе  , ибо в таком случае  пришлось  бы  допустить  причинное  воздействие
ее на познающий  субъект , т.е.  перенести закон причинности  за  пределы
сознания . Шопенгауэр  , однако , полагает , что он  избег  упрека в свой
адрес , ибо , по его мнению , мы постигаем существование  и природу вещи  в
себе алогистическим , интуитивным , непосредственным , мистическим  путем .
Для  нашего интеллекта дан лишь мир-представление , но  непосредственное
чувство , сопровождающее “неясное разграничение  субъекта  и объекта”  ,
внутренним  путем  вводит нас  в сущность всякого бытия , в  волю . Наше
тело знакомит  нас и  с  физическими , и  с психическими переменами : в
движениях его  нам  нередко  дана причинность в форме  и бывания , и
мотивации . Вот тут-то в актах , совершаемых нами  одновременно по
механической  причинности и  по мотивам анм  непосредственно  становится
очевидным  , что  общим корнем  и  физического , и психического  является
мировая  воля . Очевидность  эта  есть  самоочевидность – она не нуждается  в
логическом обосновании , тем не менее бесчисленное множество фактов , вся
структура мира-представления убедительно говорит  нашему чувству , что это
так . Какими же чертами  характеризуется  мировая воля  ?
1)
Она алогистична : ей чужды  наши  законы  достаточного основания :
пространство , время , причинность и подчиненность законам мысли . Ее
независимость от законов мысли делает понятным , почему противоречивость
этого понятия ( воли –вещи в себе )не должна нас смущать .
2)
Она бессознательна : раз сознание есть условие существования  мира-
представления , воля , как потусторонняя сущность  мира , должна быть чем-то
лежащим  вне условий сознания , чем-то бессознательным .
3)
Она едина : раз принципы индивидуальности ( пространство и время )
неприложимы  к сущности явлений , последняя должна быть единой .
4)
К ней , строго говоря , неприложимы и понятия и духовного , и материального –
она представляет  нечто возвышающееся  над этими противоположностями , не
поддающийся  логически точному  определению в области понятий : слепой
стихийный  побуд , движение и в то же  время стремление к жизни , к бытию в
индивидуальных чувственных формах .
Титаническая  борьба сил в неорганической природе  , вечное зарождение  новой
жизни , жадное , непрерывное , безмерно-изобильное в  природе ( гибель
бесчисленного множества  зародышей ) – все это свидетельствует о непрестанном
распадении ил воплощении  единой воли  в множестве индивидуальностей . Хотя
мировая воля едина , но мире-представлении ее воплощения образуют рад
ступеней объективации . Низшей ступенью объективации является костная материя
: тяжесть , толчок ,  движение  и т.д. представляют  аналог влечениям – в
основе их , как внутреннее ядро так называемых материальных явлений , лежит
воля , единая сущность мира . Органические формы  растительные и животные
возникли из низших видов материи , но их происхождение не сводимо к физико-
химическим процессам : вся природа  образует устойчивую иерархию сущностей ;
этим ступеням воплощения  воли соответствует мир неподвижных образцов  для
воплощения воли , мир  Идей в  платоновском смысле слова . Этот мир Идей
является как бы третьею промежуточной областью между единою мировою волею и
миром-представлением . Шопенгауэр  был трансформистом , т.е. предполагал
происхождение высших животных форм из низших , а последних из костной материи
. Сознание появилось в мире  только с появлением животных , Его нет у
минералов , у растений есть лишь квази-сознание , лишенное познания. Как
объяснить  существование досознательного бытия ? Шопенгауэр дает следующий
ответ : “Предшествовавшие всякой жизни на земле геологические перевороты не
существовали ни в чьем сознании , ни в собственном , которого у них нет , ни
в чужом , ибо его  тогда не было”. Так же он горит : “Оно ( объективное
существование )  в сущности гипотетично, т.е. если бы  в то первоисконное
время существовало сознание , то в нем изображались бы такие процессы. К
этому приводит казуальный  регресс явлений , следовательно в  вещи в себе
заключалась необходимость изображаться в таких процессах”.Значит , вся
эволюция досознательного мира обладает эмпирической реальность.  В
человеческих индивидуумах воля  находит себе окончательное и полное
воплощение :не человечеству , как роду , но каждому человеку соответствует
особая идея или потенция в мировой воле ; следовательно в человеке воля
индивидуализируется во множественности единичных “умопостигаемых характеров”.
Самое первичное , исконное , коренное в человеке – то , чем характеризуется
его сущность, это – воля ( чувствования  и страсти  Шопенгауэр включает в
понятие воли , в противоположность познавательным процессам ). Интеллект –
другая  основная  психическая способность – играет по отношению к воле
служебную роль . Нами постоянно  руководит воля – она всячески влияет на
интеллект , когда он расходится с ее стремлениями . Господство воли над
интеллектом и ее вечная неудовлетворенность  являются источником того , что
жизнь человека есть непрерывный ряд страданий . Важнейшие его доводы сводятся
к указанию на непрочность , мимолетность наслаждений и на их иллюзорный
характер .Как только желание достигнуто нами , снова возникает
неудовлетворенность , и мы вечно переходим от страдания к скуке и обратно
через кратковременные промежутки неполного удовлетворения . К этому следует
добавить всю ту массу зла , которую вносит в мир несчастный случай ,
человеческие эгоизм , глупость и злоба . Единственными оазисами в земном
существовании служат философия наука и искусство а так же сострадание другим
живым существам . Шопенгауэр в значительной степени смягчает свой пессимизм
указанием на моральное значение мира . По Шопенгауэру , распадение воли на
множественность индивидуальных существований – утверждение воли к жизни есть
вина , и искупление ее должно заключаться в обратном процессе – в отрицании
воли к жизни . В связи с этим у Шопенгауэра своеобразное воззрение на половую
любовь . В этом  явлении прослеживается  метафизическая  основа жизни  Любовь
есть неудержимый инстинкт , могучее стихийное влечение к продолжению рода .
Влюбленный не имеет себе равного по безумию в идеализации любимого существа ,
а между тем все это “военная хитрость”  гения рода , в руках которого любящий
является слепым орудием  , игрушкою . Такой взгляд на любовь между полами
делает женщину главной виновницей зла в мире , ибо через нее происходит
постоянное новое и новое утверждение воли к жизни . “ Узкоплечий ,
широкобедрый , низкорослый пол” лишен всякой истинной оригинальности  духа ,
женщины не создали ничего истинно великого , они легкомысленны и
безнравственны . Благодаря их мотовству и стремлению к роскоши , происходит
9/10  экономических бедствий человечества. В конце концов  Шопенгауэр смог
сказать вместе с Пшибышевским , что женщина – это та веревка , на которой
черти тащат души грешников  в ад .  Итак , подтверждение воли к жизни ведет
человечество лишь к бедствиям , и только обратный процесс отрицания воли  к
жизни  ведет к облегчению . Кроме  философского познания , есть три стороны в
жизни человека , смягчающие тягостность существования  и содействующие
облегчению благодатного процесса искупления ,- это эстетическое созерцание ,
мораль сострадания и аскетический “квиетив воли”.
Эстетика Шопенгауэра . С раннего детства Шопенгауэр , имея возможность
путешествовать , мог развивать  свой эстетический вкус , а чувство красоты
пробудилось в нем с особенной силой  при знакомстве с классическим миром
.Сущность искусства сводится к наслаждению безвольным созерцанием вечно
совершенных Архетипов-Идей и мировой воли – идей , поскольку последние
находят себе выражение в образах чувственной красоты. Самые идеи вневременны
и внепространственны  , но искусство , пробуждая в нас чувство красоты в
прекрасных образах , дает нам возможность прозревать сверхразумным
мистическим путем сокровенную сущность мира . Отдельные искусства и их роды
соответствуют преимущественно отображению определенной ступени объективации
мировой воли . Высоко ценя трагическое в искусстве , Шопенгауэр отводит
надлежащее место и комическому , предлагая особую теорию смешного . В своей
эстетике Шопенгауэр ограничивается преимущественно указанием метафизического
содержания искусства , сравнительно меньше он останавливается на формальных
условиях красоты .
Этика Шопенгауэра . Кроме художественного прозрения в сущность мира , есть
еще другой путь к освобождению себя от страданий  , это – углубление в
моральный смысл бытия . Моральную проблему Шопенгауэр тесно связывает с
вопросом о свободе воли . Воля едина , но , как сказано , она включает в себя
мистическим образом множественность потенций объективации в  виде Идей и
некоторую множественность “умопостигаемых характеров” , численно равную числу
человеческих индивидуумов  в опыте . Характер каждого человека  в опыте
строго подчинен законам достаточного основания , строго  детерминирован  .
Ему свойственны следующие черты :
1)
он прирожден , мы появляемся на свет , наследуя строго определенный характер
от отца и умственные способности от матери .
2)
он эмпиричен , т.е. по мере нашего развития мы постепенно узнаем его и иногда
против собственного ожидания открываем в себе известные присущие нам  черты
характера .
3)
он постоянен . В своих существенных чертах характер неизменно сопровождает
человека от колыбели до могилы .
Поэтому нравственное воспитание , с точки зрения Шопенгауэра , невозможно.
Воля человека , как эмпирической личности , строго детерминирована . Но та
сторона воли , которая кроется в “умопостигаемом характере” человека и
пренадлежит воле как вещи в себе , внепричинна и свободна . Шопенгауэр пишет
: “Свобода - это такая мысль , которая , хотя , мы ее и высказываем и отводим
ей известное место , на самом деле не может быть нами отчетливо мыслима .
Следовательно , учение о свободе мистично”.
Человеческой деятельностью руководят три главных мотива : злоба, эгоизм и
сострадание , Из них только последний есть мотив моральный. Признание
сострадания единственным мотивом моральной деятельности Шопенгауэр
обосновывает психологически и метафизически . Раз счастье – химера , то и
эгоизм , как стремление к призрачному благу  не может быть моральным
двигателем. Раз мир лежит во зле и человеческая жизнь преисполнена страданий
, остается лишь стремиться к облегчению этих страданий путем сострадания . Но
и с метафизической точки  зрения сострадание есть единственный моральный
мотив поведения . В акте сострадания мы мистическим образом прозреваем в
единую сущность мира , в одну волю , лежащую в основе призрачной
множественности сознаний . С указанием на сострадание , как на путь к
отрицанию воли к жизни , Шопенгауэр соединяет проповедь аскезы. Аскеза , т.е.
пренебрежение всем , привязывающим нас к плотскому , земному , приводит
человека к святости .
Значение  философии Шопенгауэра .
Оно заключается  не в том влиянии , которое  Шопенгауэр  оказал  на
ближайших учеников и  последователей  своего учения , как  Фрауэнштедт ,
Дейссен , Майнлендер , Бильгарц и другие . эти  ученики  были лишь полезными
комментаторами учения  своего  учителя .  Огромное  значение  философии
Шопенгауэра  заключается в  ее  влиянии на общий  ход  философской  мысли ,
на образование  новых  систем и  направлений . Новокантиантство  в  известной
степени  обязано  своим  успехом  философии Шопенгауэра : Либман  находится
под  влиянием  Канта в  шопенгауэровском  освещении ( особенно  в  вопросе
об  отношении  интуиции к  понятию ) . Гельмгольц  также является  кантианцем
в  духе  Шопенгауэра ( учение  о врожденности  закона  причинности , теории
зрения ) , А. Ланге  подобно  Шопенгауэру ,  сочетает  в и непримиренной
форме  материализм  и  идеализм . Из слияния шопенгауэровских  идей с
другими  мыслями  зародились  новые  системы  ;  так  , гегельянство ,
скомбинированное  с  шопенгауэровским  учением и  другими  элементами ,
породило  “Философию  бессознательного”  Гартмана ,  дарвинизм  и
шопенгауэровские  идеи  вошли  в  состав  философии  Ницше ,  учение
о”ценности  жизни” Дюринга  выросло  по  контрасту  из шопенгауэровского
пессимизма . Косвенным  образом  навеяны  Шопенгауэровским  учением  о
наследственности  исследования  по  этому  вопросу  Рибо ,  учение  Ломброзо
о “ прирожденном  преступнике”  и  сенсационный  памфлет о  “ вырождении ”
Нордау . Влияние  Шопенгауэра  на  Владимира  Соловьева  ( мораль в “ Критике
отвлеченных начал ” )  и Льва  Толстого  также  несомненно.
Список литературы.
1.                                                              Артур
Шопенгауэр, Мир как воля и представление.
2.                                                              Артур
Шопенгауэр, Афоризмы  житейской мудрости.
3.                                                              Философский
словарь.
4.                                                              И. Лапшин
Шопенгауэр .