Каталог :: Философия

Лекция: Категории диалектики

«Утверждаю»
начальник кафедры №4
подполковник          В. Грабарь.
«__» ________ 1999г.
                                Лекция №8.                                
     

Категории диалектики.

Лекция обсуждена и одобрена на заседании ПМК «Философия».

Протокол № от

«__» ________ 1999г. Пермь 1999г. Введение. На предыдущих лекциях мы рассмотрели проблемы диалектики. Выяснили, что диалектика, как наука представляет собой систему принципов, законов, категорий. Принципы - всеобщей связи и развития, законы - ЕБП, ОО, ВКК нами изучены и включены в наш философский оборот. Всякое иное рассмотрение возможно. Но методическом и методологическом плане сегодня перед нами встает необходимость изучения системы категорий диалектики, которая как бы оформляет эту систему в науку, и завершает лекционный материал по проблемам диалектики.

Тема лекции: КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ

Два часа напряженной работы позволят нам ответить на 2 вопроса: 1.Категории: единое и общее, содержание и форма. 2.Категории: сущность и явление, необходимость и случайность, возможность и действительность. В изложении вопросов я остановлюсь: 1. На сущности категорий, определив их; 2. На диалектике парных категорий, их взаимодействии и взаимопонимании, взаимопревращении. 3. На применении категорий в военном деле, в познании деятельности и личности офицера. Итак, с вашего разрешения, приступаем ! Все готовы ? Что же такое категория ? Категория - это наиболее общее понятие ( универсальная форма человеческого мышления ), в котором фиксируются, отражаются наиболее общие и существенные свойства, связи отношения природы, общества и мышления. Т.е. как форма знания - она раскрывает существенные связи объективного мира. как форма познания - она отражает не только связи объективного мира, но и субъекта и процесса их взаимодействия. как форма мышления - она раскрывает связи мыслительных форм субъекта. Особенность FK в их предельной абстракции. В сочетании и взаимодополнении категории диалектики образуют подвижную сеть универсальных понятий способных отражать подвижность противоречивость бытия. В мышлении разных эпох складываются различные понятийные схемы. Философия сделала их объектом своего изучения, она уделяет категориальные схемы, осмысливает взаимосвязь категорий, дает им более четкое выражение. Т.е. мышление превращает их в четкие, осознанные определения. Таким образом категории объективны по содержанию, но субъективны по форме. Мы представляли диалектику как науку, и утверждали, что наука, тем более наука, чем более развита система категорий её. Диалектика как наука, сумма знаний, есть не что иное, как система категорий диалектики, в их раскрытии находят выраженные законы и принципы диалектики. Единой точки зрения нет, но ряд философов вычленяет следующие основные группы категорий диалектики: 1.Группа, охватывающая которые выявляют наиболее общие характеристики категорий и сознания: "материя", "связь", "движение", "развитие", "отражение", "сознание", "бытие". 2. Группа характеризующая проблематику познания мира, "познание", "объект", "субъект", "образ", "чувственное", "рациональное", "истина", "заблуждение". 3.Группа, позволяющая сформулировать основные законы диалектики: "тождество", "различие", "противоположность", "противоречие", "борьба", "количество", "качество", "мера", "отрицание". 4.Группа позволяет сформулировать не основные категории, законы диалектики, так называемые парные категории. Категории несут ряд функций: 1я научно-познавательная, категории закрепляют достигнутые в науке рубежи. В них фиксируются существенные свойства и отношения реального мира. Они способствуют адекватному отражению действительности. 2я мировоззренческая 3я методологическая, стадии, узловые пункты, ступени познания действительности. Мы рассмотрим четвертую группу, парные категории, которые образуют основные категории диалектики. Условно мы их разделим на 2 большие группы. Первая выражает "устройство", организованность, бытия, е-о, ф-е. Вторая выражает всеобщие связи детерминации "с-я", "п-с", "н-с", "в-д". Первая пара категорий единичное - особенное - общее. Исторически категории входили в диалектику либо из онтологии, либо из гносеологии или логики. Но каждый философ начинал с поисков Е,О,О. Ведь задача философии - поиск сущности, а сущность есть нечто общее. А общее: Фалес - вода, Анаксимандр - алейрон, Пифагор - число, Демокрит - атомы, Платон - идеи, Аристотель - форма. Видоизменения проявления общего выступали единичными видами, предметами мира. Единичное - относительно обособленный объект, процесс со всей совокупностью присущих ему признаков, неповторимых, присущих только данному предмету сторон, черты свойств. Единичное - отличая данный предмет от другого, по его пространственным, временным и иным свойствам, от них в том числе подобных ему предметов. Тем самым в этих свойствах отражается качественная определенность предмета, их индивидуальность. "С-т Бандура", "ст Железнов" Крайним проявлением единичного - уникального. Но во всяком отдельном, единичное ( как в проявлении материи ) есть черты которые повторяются - это общее. Общее - категория для обозначения повторяющихся сходных черт, признаков принадлежащим многим вещам, группе или (общее в том, что сержанты) единой суммой связей. Но общее может быть разной степени общности, пределом является всеобщее. Гранью - отличающее от единичного является ее Особенное - категория для обозначения таких признаков , которые повторяются в некоторой совокупности предметов данного рода, то есть такое общее, категория в одной связи выступает как общее, а в другой, как единичное ( т.е. указывает на отличительные признаки). Философы по разному рассматривают общее: Номиналисты - общее лишь понятие, реально же существуют единичные вещи. Реалисты - общее столь же, а то и более реально, чем единичные предметы. Диалектика Е и О: 1. Е и О противоположности. Единичное имеет тенденцию не повторяться, общее имеет тенденцию к повторению в других вещах. Их взаимодействие является источником развития отдельного. 2. В движении бытия есть тенденция устойчивости и изменчивости: общее - устойчиво, а единичное - изменчиво. 3. Единичное тесно связано с другим единичным. 4. Всякое единичное богаче общего, так как имеет свои исторические признаки. Однако общее глубже единичного, так как является сущностью предмета. 5. Общее существует лишь в отдельном, оно есть лишь частичка отдельного. Всякое общее лишь частично, приблизительно охватывает отдельные предметы. Единичное - всегда существует в связи, которая ведет к общему. Как учитывать диалектику этих категорий в деятельности офицера ? Знание категорий Е, О, О указывают нам, что искать в объекте исследования - для уяснения закона развития объекта (воинского коллектива, процесса военной подготовки, боя и маневра) необходимо искать общее (некоторые свойства, качества). Если это удается, то мы вскрываем сущность процесса, выявляем закон. Офицеру в преподавании военных дисциплин приходится создавать образ объекта, воспроизводить предмет. Например - ядерный взрыв, но видов взрывов много. И дав определение ядерного взрыва руководитель занятия набором качеств и количественных определений, понятий доводит общее определение до единичного - наземного ядерного взрыва бомбы определенной мощности (т.е. из общего понятия путем общих понятий можно дойти до отдельного). Такие формы мышления (и методы познания) как индукция и дедукция на прямую связать с диалектикой: Е®Ос®Об при индукции Об®Ос®Е при дедукции. Форма и содержание. Категория Ф присутствует у Аристотеля, как некий идеальный принцип в не материи. Бекон считает, что форма неотъемлемый признак вещи, Кант - форму противопоставляет содержанию ( о чем думаем - содержание, как думаем - форма), Гегель считает, что материя есть единство С и Ф. Содержание - это совокупность всех составных элементов, свойств, состояний, событий данного предмета их взаимодействий определяющих его характер (тип ). Т.е. все , что есть в вещи (в том числе и связи), все те ее элементы, которые являются пределом делимости объекта в рамках данной качественной определенности. Форма - это способ существования и выражения данного содержания, совокупность устойчивых связей образующих вещь, в рамках которых существуют элементы вещи и их взаимодействие. Закон диалектики : всякое содержание оформлено, всякая форма содержательна (их нельзя отделить - они могут лишь переходить друг в друга ). Диалектика Ф и С. 1. Ф и С взаимосвязаны. Но она не одинакова: © Форма определяется содержанием, но раз возникнув форма приобретает относительную независимость © Одно и тоже содержание может быть в разных формах, одна и та же форма - разное содержание, это требует глубокого анализа содержания изучаемых явлений: отражение их внешних и внутренних форм. © Форма активно влияет на содержание, она может ускорить развитие или замедлить его или соответствовать ему © Содержание - изменчиво, форма - устойчива ©Форма и содержание противоположности, они в борьбе, содержание отбрасывает ( отрицает ) старую форму, новая форма будет иметь новое содержание © Развитие обеспечивается отрицанием формы В деятельности офицера важно учитывать эту диалектику: Каждые проводимые офицером занятие должно быть облечено в соответствующую форму (лекция, практическое занятие), смещение формы не позволяет содержанию раскрыться. Изучая психику военнослужащего командир исследует нормальную форму ( документация, внешний вид, строевая выправка) через которые раскрывается содержание психики, внутренний мир человека, личности. Не правда ли пословица " встречают по одежке, провожают по уму " отражает эту диалектику. Развитие знания идет отрицанием одной формы другой - научной формой - научный факт - гипотезой - теорией - методом. Рассмотрим категории СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ. Первоначально категория сущность не отделялась от категории общее, а явление - от категории вещь. Но с самого начала философия задавалась вопросом поиска сущности мира. Впервые отделил Сущность от общего Аристотель. У него сущность то, что существует по вине формы. Скептики считают - явление, то что снаружи, а сущность - то, что надо исследовать. Кант открывает полностью Я от Сущности, явление - познаваемо, сущность - принципиально НЕТ. Гегель не отрывает Явление и Сущность. Сущность - это совокупность необходимых свойств и внутренних устойчивых, определяющих связей предмета, явления, процесса, которые определяют его природу, характер. Сущность (в теории познания), то, что познается мышлением, а не дается чувственному восприятию. Явление - это обнаружение внутреннего в вещи на поверхности через массу случайных свойств и связей, данной человеку в его ощущениях. Это внешнее обнаружение сущности. - это внешние, необходимые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета. И общее и особенное и Е обладают сущностью и явлением, таким образом сущность - категория собирательная. Диалектика С и Я. 1. Сущность и явление неразрывно связаны ( сущность является, явлением сущности, но никогда полностью не совпадает ); 2. Сущность и явление - противоположности ( сущность - тенденция к устойчивости, явление - тенденция к изменчивости ) ( сущность - беднее, но глубже, явление - богаче, но разностороннее поверхности ). Сущность военного командира Одна и та же сущность проявляется через развитие явления: проявляется через разные © требования в повседневности явления, предметы даются © инициатива в деятельности восприятию той или иной © решимость в бою стороной, в зависимости от интереса. Сознание как явление выступает Одно и тоже явление может по сути: быть следствием разных © как высшая форма отражения сущностей © как способ регуляции и поведения в мире 3. Противоположности, явления и сущности носят иногда ярко выраженный характер. Когда говорят о видимости - факт несоответствия С и Я, т.е. явление явления, поверхностный субъективный образ явления. В военном деле использование этой особенности позволило заниматься маскировкой, и особенно характерен в этом случае такой ее вид, как демонстрации действия. В воспитании подчиненных мы сталкиваемся с видимостью определяемой как способность некоторых воспитуемых "пускать пыль в глаза", " очковтирательство". Это требует более глубокой работы офицера по отысканию действительной сущности подчиненного. 4. Сущность постигается путем абстрактного мышления. Её познание требует серьезных усилий. 5. Сущность и закон понятия одно-порядковые. 6. Категории С и Я показывают в каком направлении должно идти познание ( от Я к С, от С1п ® С2п ) вскрыв сущность посмотреть её проявление на поверхности. Познание сущности бесконечно. И в конкретном виде процесс раскрытия С проявляется как познание структуры, целостности, причин, законов его форм, функции развития. Это путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний ( Земля плоская на китах, шар, геоид). Сущность является, явление существенно. Сущность - основа явления. Явление внешне выражает сущность. Категории ПРИЧИНЫ и СЛЕДСТВИЯ. Одной из главных задач науки - ответ на вопрос "почему". Поиски этого ответа со времен активности порождают категорию причины. Причина - это такое явление , которое порождает ,вызывает или изменяет другое явление ( взаимодействие материальных объектов или их элементов порождающие соответственные изменения ). - философская категория, для обозначения такого явления, как при определенных условиях с необходимостью вызывает другое явление. Следствие - это то, что возникает под воздействием причины, что порождается в результате взаимодействия вещей. 1.Причинные отношения - всеобщие ( в мире нет явлений, которые бы не имели причину - всеобщий закон связи ) 2.Причинные отношения ( связь между П и С ) носит объективный характер ( данная причина в отрицательных условиях вызовет отражение следствия ) 3.Причинные отношения всегда необходимы, т.е. носит закономерный характер ( Z - причинная связь ) 4.Действие причины и характер следствия зависят от условий в котором происходит действие. Ими обусловлено превращение причины следствия. 5.Причинно-следственные связи всегда происходят в пространстве и во времени, это однонаправленная связь, т.е. причина наступает раньше следствия ( но понимать надо относительно ибо перерыва нет ) 6.Причинно-следственные связи не всегда прослеживаются, часто причины глубоко спрятаны. А на поверхности наступают случайные, несущественные явления. Эти явления - явления, которые не вызывают следствия но срабатывают как импульс вызывая действие причин. Когда повод специально готовится - это предлог - явления являются причиной, но вызывающие её. Какова диалектика П и С. 1. П может вызывать одно следствие, много следствий П ® С П П®С®С множество причин может вызвать одно следствие. 2. Следствие может меняться с причиной местами в том смысле, что одно явление может быть следствием причины и выступать причиной для другого следствия, но связь П®С необходима. 3. Следствие не пассивно по отношению к причине. Причина порождает следствие, а следствие оказывает обратное влияние на причину. Так как П - С это связь, то существует следующая квалификация ПС связи: a) По внутреннему содержанию процессов: © материальные и идеальные ©энергетические и информационные ©физические, биологические, химические и социальные б) По способу проявления: ©динамические ( однозначные ) ©статистические ( вероятностные ) в) По познавательным основаниям: © общие и частные ©главные и второстепенные ©объективные и субъективные ©внутренние и внешние ©существующие и несуществующие НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ. Эти категории возникают по причине осмысления мира человеком. В месте категориями "рок" и "судьба" возникли и эти категории. Сегодняшнее этих категорий следующее: Необходимость - это внутренняя устойчивая связь явлений , процессов, отделяющая их закономерное изменение и развитие. - это результат постоянных причин, вызывающих в данных условиях только такие, а никакие-нибудь другие изменен - это такой способ реализации возможности, который в отдельных условиях у объекта имеется лишь одна возможность, которая рано или поздно превращается в действительность. Случайность - это то, что возникает под воздействием результата нерегулируемых, непостоянных причин, что может произойти, а может не произойти. - это такая связь между явлениями, когда появление первого явления необязательно вызывает появление другого явления. - это способ реалезации нескольких возможностей имеющихся в данных условиях, но реализуется только одна. 1.) Любое явление имеет причины . Одни причины взывают следствие с необходимостью и отделяются внутренней случайностью предмета, другие отделяют несущественное, внешнее, и вызывают случайность. 2.) Грани между Н и С подвижны и относительны. В одной связи одно и тоже явление проявляется как необходимое, в другой как случайное, более того одно и тоже явление есть единство Н и С. 3.) В любом явлении есть Н и С. Они дополняют друг друга, нигде нет чистой С и чистой Н. Н существует в самой случайности через случайное. 4.) В некоторых случаях С выступает как форма проявления необходимости. Это проявляется в действиях статистических (вероятностных) законов. Необходимость обнаруживается в результате больших количеств случайностей. Вероятность - мера возможности, наступления случайного события. Вероятность от 0 до 1, от невозможности до достоверности. 5.) Н часто пробивает себе дорогу через случайности. Случайность есть форма проявления необходимости. Необходимость объективно и носит всеобщий характер. Она пробивает себе дорогу сквозь массу случайностей, случайность есть дополнение и форма проявления необходимости. Они меняются местами. В процессе познания следует стремиться за случайными явлениями, открывать необходимые, закономерные связи. В большей мере, чем в природе случайности проявляются в истории. Историческая необходимость - это действие объективных законов развития общества. ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ Эти категории наиболее распространены. Ибо вся жизнь - это переход возможности в действительность. Они разрабатывались Платоном, Аристотелем, Дж. Бруно, материалистами 17-18 в.в.: Кантом , Гегелем. Возможность - это то, что может произойти необходимым или случайным образом, совокупность предпосылок становления новой действительности, это то чего нет, но могло бы быть. - отражает существования в предметах и процессах тенденции, которые при определенных условиях способны воплотиться в жизнь, породить нечто. Действительность - осуществленная, реализованная возможность, это то, что есть. 1.В и Д - противоположности. Больший вес имеет действительность, которая включает в себя все возможности, но не одна возможность не может охватить всю действительность. 2.Д содержит в себе В, но для реализации В в новую Д нужны условия. 3.Не все В равнозначны. У одних больше шансов, у других меньше. Классифицируются: по обусловленности: реальные - необходимыми свойствами, связями. формальные - случайными свойствами, связями. Реальные : от условий реализации: Þ абстрактные ( нет условий ) Þ конкретные ( есть ) от результата реализации: Þ прогрессия Þ регрессия Þ варианты по категориям: в сути и в форме. в явлении и содержании от вероятности: с > вероятностью с < вероятностью Методология: в материи скрыто бесчисленное множество возможностей, что показывает её неисчерпаемость. В ® Д ® В Реализация В противоречива, что затрудняет простое предвидение. Ведущий стороной является действительность - это реальная возможность. Они взаимопревращаются. Возможность действительна, действительность возможна. Развитие, есть переход возможности в действительность, которое в свою очередь порождает новые возможности. Категории В и Д помогают вскрывать и оценивать тенденции в развитии явлений Д, определять степень вероятности той или иной возможности, предвидеть будущее. ВЫВОДЫ: 1. Категории - универсальная форма человеческого мышления, отражающая всеобщее в сумме мир - человек 2. Развертывание категорий позволяет говорить о содержании науки, сумма категорий диалектики - раскрывает содержание, законы и принципы диалектики. 3. Парные категории диалектики выступают законами диалектики, раскрывающими систему связей, явлений.