Каталог :: Философия

Реферат: Появление жизни на земле

                                                                1
Жизнь на земле  создавалась в несколько этапов, при­чем движение было от
периферии к центру миро­здания - человеку. В буквальном смысле: по­скольку в
будущем человеку предполагалось от­дать во владения сушу, господь первым
делом по­заботился о тех жизненных формах, которыми собирался заселить воду и
воздух.
Начал он с морских созданий. Пресмыкающиеся - значит уже не растительные
виды, созданные на третий день и неспособные произвольно менять место, где
пусти­ли корни.
Специально оговорено: пресмыкающиеся – “души живые”; о растительности ничего
подобно­го сказано не было. Более чем ясное указание на то. что, по мнению
создателей  “Жреческого кодек­са”, растительная жизнь - и не жизнь вовсе и
мир растений существовал до появления каких-либо форм жизни. Собственно
говоря, ее бог начал тво­рить лишь на пятый день.
Наука придерживается иного мнения. Жизнь теплилась в морских глубинах еще до
того, как жи­вотные заселили сушу (пока формальное соответ­ствие с библейской
версией сотворения), но, в пря­мом противоречии с авторами “Жреческого
кодек­са”, растения - живые организмы - также суще­ствовали в океане до
“колонизации” суши.
Вот как это происходило. Приблизительно 3 миллиарда лет назад океан уже кишел
жизнью, в то время как суша пребывала в абсолютно сте­рильном состоянии.
Самыми примитивными фор­мами жизни были крошечные, размером с бакте­рию,
одноклеточные - не растения, не животные (с нашей точки зрения). Некоторые из
этих одно­клеточных - сине-зеленые водоросли - обладали хлорофиллом и могли
поддерживать фотосинтез. словом, вели себя, как растения.
И сегодня океан полон микроорганизмами, ко­торые служат основой существования
для других. более развившихся форм жизни. Огромная часть этой плавающей
микрожизни - планктон - со­стоит из зеленых клеток, осуществляющих реак­цию
фотосинтеза совсем как их зеленые аналоги на суше. Достаточно сказать, что на
долю морской растительности приходится около 4/5 всего фото­синтеза на Земле.
Но, в отличие от растительного мира суши, ви­димого невооруженным глазом
(большинство ви­дов деревьев вообще выше и толще любого живот­ного), морская
растительность, исключая водорос­ли, слишком мелка. Именно поэтому ничего о
ней не знавшие авторы “Жреческого кодекса” ни еди­ным словом не заикнулись о
морских растениях.
Ранние образцы микрожизни включали также “животные” клетки, неспособные
поддерживать фотосинтез и пробавлявшиеся за счет раститель­ных. И лишь около
600 миллионов лет назад по­явились многочисленные организмы приличных
размеров - живые существа, обладавшие слож­ной внутренней структурой, о чем
можно судить по ископаемым остаткам.
Итак, весьма развитая морская фауна населяла океан за 200 миллионов лет до
появления первых видов растительности на суше. То есть все происхо­дило как
раз наоборот по сравнению с библейским описанием. Только примерно 425
миллионов лет назад растительные организмы настолько услож­нились, что смогли
перебраться на сушу: вскоре к ним присоединились и первые представители
фауны.
Слово “птицы” следует понимать макси­мально широко. Еврейское “оф” в Библии
короля Якова переведено как  (редко употребляемое – “птица, дичь”, даже
“домашняя птица”, обычно просто “курица” или “петух”). Более точное значение
дает пересмотренный стан­дартный текст Библии: bird, то есть просто “пти­ца”.
Однако на деле слово “оф” значит нечто боль­шее, ибо птицами класс существ,
способных ле­тать, не ограничен. Например, прекрасные летуны, летучие мыши
относятся к млекопитающим, биб­лейские же авторы относят их к птицам. В
тексте Библии есть стих, где перечислены виды птиц, ко­торых нельзя
употреблять в пищу: “...цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря”
Современному читателю это покажется странным (как, впрочем, и отнесение китов
к “рыбам”): летучие мыши и киты принадлежат к отряду мле­копитающих, хотя
стихия первых - небо, а вто­рые никогда не покидали моря. Но следует все
вре­мя помнить, что любая классификация - порож­дение человеческого ума. Это
мы группируем раз­личные типы животных в отряд млекопитающих, исходя из
близости некоторых их физиологиче­ских признаков - вынашивание детенышей,
на­личие молочных желез и диафрагмы, волосяной покров и тому подобное. Для
нас все это имеет пря­мой смысл в свете эволюционной картины разви­тия жизни.
Но почему бы не предположить, что более удоб­ной окажется какая-то иная
классификация? Ки­ты - если рассматривать их физиологию - ближе к кроликам,
нежели к рыбам. Но коль скоро встала задача поймать кита, вы непременно
отправитесь туда, где обитают рыбы, а не кролики. Так что с практической
точки зрения удобнее построить классификацию, может быть, по ареалу обитания,
поместив кита с рыбами, а летучих мышей с пти­цами.
Можно пойти еще дальше, дополнив последний класс еще и насекомыми. В Библии,
кстати, так и сделано, ибо насекомые тоже способны летать. Пе­речисляя
животных, запрещенных к употребле­нию в пищу, Библия устанавливает: “Все
животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на че­тырех ногах, скверны для
вас” . По­скольку двумя стихами ниже сделано исключение для саламандры,
которая скорее летает, чем полза­ет, ясно, что в число “крылатых” включены и
на­секомые. Пересмотренный стандартный текст Биб­лии дополнительно уточняет:
“крылатые насеко­мые”.
Таким образом, слово “оф” действительно отно­сится к трем очень разнящимся
типам летающих созданий: насекомым, собственно птицам и лету­чим мышам. (Был
и четвертый: летающий ящер птерозавр, но он давно вымер, и авторы
“Жрече­ского кодекса” не имели о нем ни малейшего пред­ставления.)
Из библейского текста следует, что все “летаю­щие” были сотворены
одновременно, по манове­нию божественной руки. Наука снова возражает:
появление каждого нового вида потребовало зна­чительного времени.
Старейшины среди земных летающих существ - насекомые. Самые примитивные из
них одними из первых заняли сушу около 400 мил­лионов лет назад. Те
первонасекомые, вероятнее всего, не умели летать, и еще около 100 миллионов
лет минуло, пока эволюция не позаботилась о кры­льях.
И вот в течение более 100 миллионов лет воз­душные пространства планеты
безраздельно при­надлежали насекомым. Около 170 миллионов лет назад появились
первые птерозавры и птицы. Еще через сотню миллионов лет птерозавры вымерли,
а птицы выжили и, как мы знаем, преуспели. Летучие мыши были последними
“летающими” появившись на свет около 50 миллионов лет назад.
                                                            2
Упоминаемый авторами Библии “таннин”, ве­роятно, восходит к морскому чудищу
хаоса, о котором говорится в вавилонской версии мифа о сотворении. То, что
авторы перевода Библии коро­ля Якова подчеркивают слово “кит”, означает,
скорее всего, выражение их идейного несогласия с предшественниками. Ведь
морское чудовище - кит - никак не может быть богом-антиподом, его схватка с
подлинным богом, естественно, обречена на поражение. Даже самый
представительный из образчиков земной фауны - а кит таковым и яв­ляется - все
же не более чем тварь господня и во всем ему подчинена.
Конечно, если кому и выступать в амплуа мор­ских чудовищ, то это китам.
Антарктический го­лубой кит достигает в длину 30 метров и весит чуть ли не
полтораста тонн. Это не только самое боль­шое существо из всех, обитающих на
Земле, но, возможно, и из обитавших когда-либо. Чуть мень­ше кашалот (до 20
метров), но это самый свирепый и плотоядный представитель семейства (голубой
кит, например, питается только морской “ме­лочью"). Другие морские (в смысле
водоплаваю­щие) чудовища - гигантские кальмары, гигант­ские медузы,
крокодилы, гигантские морские мол­люски и тому подобное. Плюс вымершие
плезио-завры - огромные морские ящеры длиной до 15 метров, в основном за счет
шеи.
Впрочем, в Библии можно встретить упомина­ние о более странном существе -
левиафане. Иногда это всего лишь другое название реально существующих
крокодила или змеи, но порой авто­ры явно подразумевают морское чудовище
хаоса: “Ты сокрушил голову левиафана” (Пс. 73:14).
В более поздних преданиях, созданных роман­тически настроенными фантазерами-
раввинами, левиафан превращается в огромного зверя, напо­добие описанного в
главе 41 Книги Иова. На самом же деле речь там идет, по-видимому, о более чем
прозаическом крокодиле.
Но вернемся к комментируемому стиху книги Бытие. Снова мы имеем прямое
указание на то, что все твари морские созданы в один присест. И снова резкое
противоречие с точкой зрения на­уки.
Микроскопические формы жизни зародились в океане 3,5 миллиарда лет назад.
Приличных раз­меров беспозвоночные кишели в морских глубинах около 600
миллионов лет тому назад, а первая известная науке рыба появилась еще спустя
100 миллионов лет. После этого 300 миллионов лет прошло - и возникают
плезиозавры, правда вымершие спустя 130 миллионов лет безраздельного
хозяйничанья в водных просторах.
Что касается китообразных, то они относятся к млекопитающим. Их далекие
предки, несомнен­но, населяли сушу, но, за неимением каких-либо доказательств
эволюции китообразных, мы пока не можем установить, от какого именно вида
про­изошли нынешние киты. Знаем только, что они впервые появились в океане,
по-видимому, около 70 миллионов лет назад.
Отметим еще, что животные, как и растения, сотворены раздельно. Не стоит еще
раз повторять, сколь разительно отличается это представление от точки зрения
науки.
                                                            3
“Благословлять” означает пожелание многих вещей, как-то: счастья,
процветания, удачи. По правилам, только бог может благословлять, так как лишь
ему подвластна судьба человека. Людям. правда, не возбраняется благословлять
именем бога. и бог может обращать на это внимание или нет - как ему
заблагорассудится.
Первое благословение божье - и какое: плодитесь и размножайтесь!
Что ж, это не лишено смысла. Все живое не может размножаться беспрерывно,
пока ему не обес­печены достаточные запасы пищи и безопасное окружение. И то
и другое - воистину счастье, это легко подтвердит всякий, кто лишен первого
либо второго.
Однако, согласно “Жреческому кодексу”, благо­словение прозвучало на самой
начальной стадии развития жизни - вполне возможно, господь из­готовил лишь
пробную партию живых существ (или даже всего по паре каждого вида). Обра­тим
внимание на предыдущий стих: “...которых произвела вода”. Фраза может
означать толь­ко множественность видов, но не множество индивидуальных
представителей каждого ви­да. Правда, вопрос, был ли мир в основном пуст и
приготовлен для экспансии жизни, остается от­крытым.
Далее, благословение в одних случаях теряет значение благословения в других
нет. После засухи нет большего блага, чем проливной дождь. Но ког­да реки
выходят из берегов, один добавочный день ливня становится сущим проклятьем.
Точно так же обстоит дело с ростом населения. Неоднократно было подмечено,
что безгранич­ный - в благоприятных условиях - рост той или иной популяции
живых существ может обернуть­ся трагедией. Животные просто съедят всю пищу, а
при наступлении менее благоприятных условий возникают болезни, падеж и в
результате - рез­кий скачок рождаемости вниз. Иногда настолько резкий, что
уже не приходится ждать наступления нового цикла “благоприятных условий”...
Это только один пример того, как божественное благо­словение оборачивается
проклятьем.
Все это давно известно и демографам, чело­веческое общество дает множество
аналогич­ных примеров. Во всяком случае, многие специа­листы горячо
оспаривают благотворную роль призыва к неограниченному воспроизводству
населения.
В 1798 году английский экономист Томас Роберт Мальтус первым обратил внимание
на ужасные последствия перенаселенности. Он утверждал, что способность
человечества к увеличению своей численности прямо зависит от запасов
продоволь­ствия и что войны, стихийные бедствия и болез­ни - все это варианты
решения проблемы наро­донаселения, выбранные самой природой для ограничения
его роста. По представлению Маль­туса, единственный путь избежать мрачного и
бесконечного цикла катастроф - производить меньше детей. Иначе говоря,
английский ученый призывал к половому воздержанию.
Уныние Мальтуса, кажется, преувеличено, ибо уже в те времена, когда он
опубликовал свои ис­следования, началась промышленная революция.
Она, кроме всего прочего, дала человечеству в рас­поряжение неистощимые
источники энергии (уголь, нефть, природный газ, ветер, воду и так далее),
которые, в свою очередь, позволили во много раз увеличить выработку продуктов
пита­ния в мире. Не будем забывать, что наука к тому же во многом защитила
жизнь людей от таких напастей, как болезни и неправильное или недо­статочное
питание.
Но, оказывается, то была отсрочка, а вовсе не избавление от грозящей
опасности. Население Зем­ли сейчас вчетверо больше того, что окружало
Мальтуса. И люди - в среднем - сегодня живут лучше. Однако и расход энергии,
сделавший все это возможным, сейчас в сотни раз превосходит тот. что был в
канун XIX века. И мы начинаем ис­пытывать беспокойство в связи с этой лавиной
энергии. Мало того что ее еще требуется крепко держать в узде, дабы избежать
чувствительных встрясок,- сегодня уже все население Земли в той или иной мере
ощущает последствия невоспол­нимой утраты экологического равновесия на
пла­нете.
В этих условиях всякое новое увеличение рож­даемости представляет немалую
опасность. И при­казание “плодиться и размножаться” ныне, в из­менившихся
обстоятельствах, конечно же никакое не благо, а скорее смертное проклятье.
Приказание относится только к животным. Ничего подобного в отношении
созданных на тре­тий день растений произнесено не было. Может быть. потому,
что каждое растение само воспроиз­водит себя.
Животные, напротив, вынуждены соединяться друг с другом, производить
потомство путем поло­вого размножения. Так что благословение дано тем, кто в
нем нуждается, оно как бы вдохновляет и придает силы для совершения столь
ответствен­ного акта.
Однако ведь и растительные организмы имеют мужские и женские клетки. Если
сами растения не в силах передвигаться, то частички пыльцы. несущей мужские
половые клетки, могут быть пе­реброшены на пестики, расположенные в
сердце­винах цветка, ветром или с помощью насекомых и птиц (пестик содержит
женские клетки). В цве­тах многих растений есть одновременно и пестики и
пыльники, производящие пыльцу,- в этом слу­чае происходит так называемое
самоопыление. Другие размножаются только посредством пере­крестного опыления,
когда пыльца с одного расте­ния переносится на пестик другого: правда,
требу­ется, чтобы и второе принадлежало к тому же виду.
Некоторые растения производят только мужские клетки, другие - только женские.
В этих случаях мы можем приписать таким представите­лям растительного мира
мужской или женский род. Впервые на это обратил внимание итальян­ский ботаник
Просперо Альпини около 1600 года, и его открытие произвело фурор в среде тех,
кто, следуя Библии дословно, искренне полагал, что растения существенно
отличаются от животных своей “сексуальной жизнью”.
4
После создания морских и небесных тварей господь принимается за конечную и, с
точки зре­ния человека, самую ответственную часть работы: заселение суши.
Испытанная ранее схема успешно применена и на сей раз: все животные созданы
од­новременно и с самого начала разделены на виды. Не будем пространно
повторять уже сказанное не раз: наука придерживается совершенно иного
(эво­люционного) мнения.
Слово “скоты” - это перевод латинского слова, означающего “собственность”. В
ранних скотоводческих общинах главным мерилом богат­ства были стада домашних
животных - овцы, ко­зы. свиньи, верблюды, лошади, ослы и мулы.  Однако со
временем в библейском тексте осталось слово “скоты “, под этим следует
понимать, как минимум, всех млекопитающих, которых можно одомаш­нить. в
отличие от диких зверей.
Разобранный стих также наводит на мысль, что некоторых млекопитающих
провидение с самого начала определило на роль домашнего скота. Разу­меется, в
действительности ничего подобного быть не могло: все виды животных
первоначально были дикими: одомашнивание некоторых представляло собой
трудоемкий процесс. Да и человечество пере­шло к одомашниванию диких животных
не так уж давно.
Под “гадами” авторы Библии разумеют всех нелетающих не млекопитающих. Это в
основном пресмыкающиеся (английское слово reptiles восхо­дит к латинскому
глаголу “ползать”) - змеи и ящерицы. А кроме того, земные амфибии - жабы,
нелетающие беспозвоночные - улитки, пауки, черви и прочие.
Продолжая схему рассуждений, предположим, что “звери земные”- это очевидно,
вообще все дикие млекопитающие.
В реальной истории развития жизни на Земле они появились на свет совсем не в
тот же отрезок времени, что другие обитатели суши. Первые животные заселили
ее около 400 миллионов лет назад, и не все, а только беспозвоночные
и земноводные. Около 180 миллионов лет назад появились первые млекопитающие-
маленькие и примитивные зверьки. Подлинное же царство млекопитающих наступило
спустя еще 110 миллионов лет, когда вымерли, уступив им сушу, гигантские
ящеры. И наконец, свой нынешний облик млекопитающие обрели всего 35 миллионов
лет назад.
                                                             5
Господь готов к свершению итогового акта творения. Все еще идет шестой день,
в который, напомню, сотворены животные души. Но, оказывается, не все,
осталось дать жизнь еще одному существу- даже и не животному в глазах авторов
Библии, а чему-то неизмеримо более значительному.
Значительность предстоящего финального актаподчеркивается тем
обстоятельством, что богу потребовался совет посторонних. Об этом сказано
вскользь, но примечательно, что раньше все команды шли от господа как бы в
пространство, не допускали обсуждений и выражены были исключительно в первом
лице.
Фраза ”сотворим...” действительно звучит так, словно всевышний обращается к
кому-то, хотя кто еще может выслушивать его приказание? В вавилонском мифе о
сотворении мира, который адаптировали авторы ”Жреческого кодекса”, бог отнюдь
не пребывает в одиночестве: фактически богов множество, и слово ”бог” в этом
источнике есть не что иное, как перевод еврейского ”Эло-хим” - множественного
числа от слова “бог”.
Конечно, допускать хоть в малом политеистическую интерпретацию истории
сотворения мира, как она изложена в ”Жреческом кодексе”,- значит, слишком
многого требовать от тех, кто рассматривает Библию как священную книгу. И
были предложены альтернативные объяснения. Фразу “сотворим...” (вместо
”сотворю...”), как и последующие употребления местоимения “наш”, следовало
понимать  в смысле царственного  “мы”. То есть смущающие покой верующего
слова как бы подчеркивали высокое происхождение говорящего или, наоборот,
служилибезликим штампом, принятым в научной литературе. Одно возражение,
правда, при этом не снимается: употребление этого самого “мы” по отношению к
единственному числу - изобретение новейшего времени, во всяком случае,
авторам Биб-лии оно было неведомо.
Можно сопротивляться “множественному числу и дальше, утверждая, что оно
употреблено с целью подчеркнуть гигантское множество функ­ций, выполняемых
божеством, его, так сказать, бесконечность. Но нетрудно догадаться, что это
скользкая дорожка, она прямиком ведет к призна­нию многобожия...
Что же остается в качестве возможного объяс­нения? Ангелы. Вполне могло
статься, что задолго до начала событий, описанных в первом стихе кни­ги
Бытие, господь сотворил свое собственное не­бесное государство, собрав при
дворе сонмы анге­лов. Тогда весь процесс творения, описанный в “Жреческом
кодексе”, проходил с их помощью, во всяком случае при их молчаливом
восхищении.
Если так, то финальное обращение “сотворим...” означает, что бог обращает их
внимание на особо виртуозную часть операции или на худой счет хо­чет
увериться, что никто из аудитории не отвле­кается и чуда не пропустит.
Представ­ление омножестве“придворных” ангелов в небес­ных чертогах возникло
позже. Точнее, в тот исто­рический период, когда евреи входили в состав
империи персов, среди которых преобладала дуа­листическая философия
мироздания. Во времена же, когда “Жреческий кодекс” обрел свою нынеш­нюю
форму, персидское влияние еще не прояви­лось в достаточной мере.
С точки зрения христиан, рассматривающих своего бога как троицу - отца, сына
и святого ду­ха. употребление множественного числа как раз легче всего
объяснимо. Это просто общение между всеми тремя ипостасями, их внутренняя
беседа... Очень интересная мысль, все как будто расстав­ляющая на свои места.
Если бы не одно “но”: нигде в Ветхом завете нет ни намека на то, что евреи
признавали идею троицы.
Можно объяснить возникающее противоречие прямолинейно, что называется “в
лоб”. Насколько мы знаем, любая примитивная религия с необхо­димостью
политеистична по своей природе. Прими­тивному человеку казалось вполне
естественным возложить ответственность за каждый из множе­ства природных
феноменов на вполне конкретное божество - по одному богу на явление природы.
Первый исторический персонаж, задумавшийся о едином боге, достаточно могучем,
чтобы контро­лировать и направлять все явления природы, был египетский фараон
Аменхотеп IV, принявший имя Эхнатон и правивший в 1419-1400 годах до нашей
эры. Правда, предпринятая им религиозная рефор­ма ненадолго пережила его
самого.
Израильские племена (колена) на раннем этапе тоже, вероятно, исповедовали
многобожие. Если и встречались отдельные монотеисты (до вавилон­ского плена
они неизменно составляли меньшин­ство), то еще на протяжении долгих столетий
им приходилось утверждать свои взгляды - без осо­бого, впрочем, успеха. В
Библии об этом сказано предостаточно... Но к моменту ее написания те. кто
взялся за это трудоемкое дело, были стойкими, несгибаемыми монотеистами, что,
естественно, по­требовало весьма основательного переписывания истории
еврейского народа в духе новейших моно­теистических воззрений. Ревизию
претерпели и многие изустные предания, охватывавшие период “до” известной,
зафиксированной в документах истории. Не всегда подобная процедура протекала
гладко: предания в их политеистической форме часто были широко известны, и
порой не было никакой возможности “выкинуть слово из песни”.
Вот почему израильтяне - как и все соседние народы, включая египтян, и нации,
населявшие Междуречье,- вынуждены были произносить ”боги”- вместо ”бог”
(”Элох” по-еврейски). Слово ”Элохим” настолько прижилось, что буквально
срослось в сознании верующих с понятием божества вообще. Поэтому, даже когда
авторы ”Жреческого кодекса” излагали строго монотеистическую версию
вавилонского мифа о сотворении мира, им ничего другого не оставалось, как
продолжать писать “Элохим” по отношению к единому богу.
Слово ”человек”- всего-навсего перевод с еврейского ”адам”. ”Адам””- не имя
собственное, как думают многие, но ставшее таковым за долгие годы.
Создание человеческого существа описано в Библии как заключительный акт в
семидневной драме сотворения мира. Не так далеко от истины, если взглянуть на
эту историю глазами ученого.
Первые приматы, многочисленный отряд млекопитающих, в который входит и
человек, появились на свет около 70 миллионов лет назад, вскоре после
исчезновения динозавров. Еще примерно 30 миллионов лет понадобилось, чтобы
избавиться от хвоста и стать похожим на современную обезьяну. А по истечении,
видимо, еще 20 миллионов лет возникло существо, в большей степени
напоминающее человека, чем обезьяну это был так называемый ”гоминид”.
Всего два миллиона лет назад он уже мог быть причислен к ”нашему”
биологическому роду- Ноmо. У Ноmо habilis - ”человека искусного”- мозг был
меньше нашего, но уже значительно превосходил по размерам мозг любой
обезьяны, жившей когда-либо на планете.
Около 150 тысяч лет назад на Земле появился первый представитель вида Ноmо
sарiеns - ”человек разумный”. Этих самых ранних наших предков обычно называют
неандертальцами: костная структура их скелета слегка отличается от нашей -
изменения небольшие, но заметные. И наконец 50 тысяч лет назад по планете
бродило существо, абсолютно ничем не отличающееся от нас - ”человек
современный”.
Он провел пока на Земле отрезок времени, равный 1/1400 времени существования
приматов, 1/70 000 существования вообще жизни на Земле, менее 1/90 000 ее
собственного времени ”жизни” и примерно 1/300 000 того времени, как
существует наша Вселенная.
Фраза ”...по образу Нашему [и] по подобию Нашему” тоже требует обсуждения.
Однако сегодня богословы интерпретируют ее следующим образом. Бог
намеревается снабдить человечество всеми качествами, которые присущи ему
одному и никакой иной, кроме человека, формежизни, будь то мощь разума или
способность к нравственным суждениям, бессмертная душа или способность
охватить сущность бога и служить ему.
Во всех ранних формах религии, однако, божества изображались обычно в виде
человека и вместе с тем иногда в образе животного, а порой и комбинации того
и другого. Лучшие изображения древних богов, хорошо знакомые нашей западной
культуре это греческие статуи. Они изображают не только совершенно
”человечных” богов, но и совершенных во всех качествах, какие человек только
может себе представить.
Мы немногим рискуем, предположив, что на раннем этапе израильтяне, подобно
всем окружав­шим их народам, представляли божества в виде человеческих
существ, хотя могли при надобности добавить к ним какие-то черты животных.
(Даже сегодня большинство представляет себе ангелов в виде людей в ночных
рубашках и с большими птичьими крыльями за спинами. А если мы обра­щаемся
мыслью к богу, то чаще всего имеем перед глазами облик, запечатленный
Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы: суровый старец с распущенной
седой бородой.)
Вполне возможно, что авторы ”Жреческого кодекса”, формулируя свою мысль,
толковали сло­во “наше” буквально. Бог представал их вообра­жению в
человечьем облике - правда, конечно, сверхъестественно прекрасном и
ослепительном. Поэтому и созданные им напоследок по своему об­разу и подобию
человеческие существа должны резко отличаться от всех предыдущих форм жизни.
Наука, разумеется, в этом вопросе никакого принципиального различия между
человеком и животным не видит. Человек точно так же состоит из клеток, как и
все остальные формы жизни до бактерии включительно. Составляющие его
орга­низм ключевые молекулы суть нуклеиновые кис­лоты и белки, но их же мы
обнаружим во всех жи­вых организмах без исключения, даже в субкле­точных
вирусах.
С точки зрения физиологии человек в той же степени млекопитающее, что и все
остальные пред­ставители этого класса, в той же степени примат. что и
остальные представители этого вида. Более того. сходство между человеком, с
одной стороны, и шимпанзе и гориллой, с другой, столь детальнее
прослеживается в физиологии и биохимии, что загадкой является другое: как
могли незначитель­ные расхождения привести к появлению столь разнящихся
особей?
Путь эволюции, сформировав все остальные формы жизни, создал и человека.
Никаких допол­нительных качеств по сравнению с уже зафикси­рованными в
предшествовавших живых организ­мах человек не приобрел. Единственное
достойное упоминания различие между нами и другими жи­вотными - это
необычайно большой (относитель­но размеров тела) мозг и пара необычайно
ловких рук. Только благодаря им мы превзошли в своем развитии шимпанзе и
гориллу. Насколько - по­зволяют судить наша наука, искусство, филосо­фия и
филантропия, не говоря уж о наших престу­плениях и глупостях.
В настоящее время человек владычествует на планете и над большинством форм
живых орга­низмов: Библия настаивает, что так было изна­чально и стало так по
прямому указанию свыше. Человека-то и создавали как будущего хозяина, а все
остальное (и Землю, в частности) - как его слуг.
С точки зрения науки ничего подобного изначально быть не могло. До того, как
некто, едва ли претендующий называться человеком, но уже близкий к нему.
появился на Земле, ей самой мину­ло 4,6 миллиарда лет. Да и позже еще
миллионы лет прошли, пока первые гоминиды стали вы­деляться из животного
мира: в течение этих мил­лионов лет они в той же мере ”владычествова­ли” над
природой, в какой сегодня, скажем. шимпанзе.
Возможно, полмиллиона лет тому гоминиды (еще не существовало вида Ното
sарiеns) впервые открыли для себя огонь, и это воистину было пер­вым
открытием, к которому ни одно животное ни до, ни после и близко не подходило.
Когда на исторической сцене возник ”человек разумный”, качество орудий труда
(топоры, дро­тики. лук и стрелы) усовершенствовались настоль­ко. что люди
сообща уже в состоянии были убить животных, превосходящих человека по
размерам и физической силе. Считается, например, что мох­натых мамонтов на
территории современной Си­бири 10-20 тысяч лет назад истребили примитив­ные
охотники.
С тех пор вопрос, кто владычествует над жи­вотным миром, больше не поднимался
- если по­нимать под животным миром совокупность боль­ших существ. Правда, за
последние век-полтора мы значительно продвинулись вперед в понима­нии
законов, царящих в мире малых форм жизни (насекомые, черви-паразиты,
микроскопические возбудители болезней), но пока рано говорить о нашем полном
владычестве в этом мире. Да и ре­зультат такого ”владычества” сомнителен.
Более того, сейчас мы вплотную столкнулись с другой проблемой: насколько
мудро вообще тре­бовать от человека владычества над природой (ес­ли следовать
при этом букве и духу библейских текстов). Ведь оно уже привело к полному или
ча­стичному уничтожению многих видов растений и животных, и особенно тревожит
скорость роста этого процесса уничтожения. Под угрозой оказа­лось само
экологическое равновесие жизни на Зе­мле.
Человек также изменил и облик родной планеты. вырубив леса, распахав почву,
построив пло­тины и города, засорив вредоносными отходами своей деятельности
землю, воду и воздух. Все это делалось без особенных раздумий по поводу
буду­щих последствий, никого, похоже, не волновало, как все это отзовется на
жизни земной, и челове­ческой в частности. Как знать, не заложили ли мы уже
фундамент собственного уничтожения...
Поэтому сегодня все нелепее требовать выпол­нения библейского указания.
Нельзя настаивать на абсолютном следовании ему: людям более по­добает думать
о роли хранителей, сторожей их земного хозяйства, нежели примерять на себя
роль хозяев.