Каталог :: Философия

Реферат: Дзен-буддизм

Дзэн-буддизм
                                                                          
     Дзэн – буддизм-это образ жизни и взгляд на жизнь , который нельзя
свести к какой-либо формальной категории современной мысли. Это не религия и не
философия , не психология и не наука .
     Это образец того ,что в Индии и Китае называют «путь освоения» и здесь 
дзэн-буддизм родственен даосизму , веданте и йоге . Будучи формой буддизма
одной из систем Махаяны , учение дзэн делало акцент на методе , а не на
доктрине . Так по дзэн , истина – непознаваема с помощью рассудочной
деятельности и не выразима словом . Дзэн-буддизм отрицает «слово» как
средство передачи истины . Целый комплекс весьма своеобразных технических
приёмов , призванных пробудить интуицию ( неожиданные прикосновения , щипки ,
толчки , удары кулаком или палкой ) использовался в процессе коллективных бесед
учеников с наставником .
     Главный приём , с помощью которого наставник добивался эффекта – ориентация
на шок , так называемая шоковая терапия .
     «Путь освобождения» не поддаётся положительному определению. Его можно
описать лишь косвенно ,указав чем он не является , подобно тому ,как скульптор
раскрывает образ ,удаляя лишние куски мрамора или камня . В историческом
отношении Дзэн является результатом развития двух древних культур : Китая и
Индии и он носит скорее китайский ,чем индийский характер .
     С XII века Дзэн распространился в Японии и получил там поистине
творческое развитие .
     Дзэн-буддизм – это ценнейший дар Азии миру.
     Дзэн связал своё происхождение как с даосизмом так и с буддизмом и
так как он обладает ярко выраженной китайской спецификой , лучше начать или
изучать его китайские истоки и на примере даосизма показать что такое «путь
освобождения» .
     Большинство затруднений и мистификаций , возникающих при изучении Дзэн 
связано с незнанием китайского мышления . И следовательно основная задача
заключается в том чтобы найти и оценить различия в основных предпосылках мысли
и в самом методе мышления . Именно эти клише , совершенно непригодные для таких
явлений , как Даосизм и Дзэн , создают впечатление , что «восточный
склад ума» представляет собой нечто мистическое , иррациональное и непостижимое
. Но нельзя сказать , что эти чисто китайские и японские материи не имеют
ничего общего с нашей культурой . 
     Благодаря исследованию Р.Х.Блиса, которые он опубликовал в книге «Дзэн 
в английской литературе» было показано , что основные прозрения Дзэн 
носят универсальный характер.
     Основной причиной , по которой Даосизм и Дзэн являются загадкой для
европейского ума – заключается в ограниченности представления европейцев о
человеческом познании .Европейцы считают знанием , лишь то , что Даос назвал бы
условным , минимальным ,конвенциальным знанием:
     «Мы не чувствуем , что знаем нечто до тех пор , пока не можем определить это
в словах или в какой-нибудь традиционной знаковой системе , выражая их в
математических или музыкальных символах . И такое знание называется
конвенциальным , условным потому ,что оно является  предметом общественного
соглашения (конвенции) – договорённости относительно средств общения .
     По другому Дзэн называют Чань ( по японский) .
     Признаки отличающие Дзэн(Чань)– буддизм от других направлений
буддизма трудно различимы .
     Дзэн обладает вполне определённым и присущим только ему духом . Хотя
само слово Дзэн ( дхиана ) означает медитацию , другие школы буддизма
придают медитации больше значения . 
     Но характерной особенностью для Дзэн является то , что для Дзэн 
вовсе не обязательны упражнения в форменной медитации .
     Принцип Дзэн : « нечего больше сказать» – не оригинален также как и
убеждение в том , что истина невыразима словами . Это было в Мадхьямике и в
учении Лао-Цзы :
     Знающие не говорят,
     Говорящие не знают.
     Дух Дзэн обладает определённой прямотой .
     В других школах буддизма пробуждение (бодхи)  представлялся чем-то далёким ,
почти сверхчеловеческим , достижимым лишь после многих и многих существований ,
полных терпеливого усилия . 
     В Дзэн же всегда присутствует такое ощущение , будто пробуждение –
нечто вполне естественное , почти осязаемое , и которое может произойти в любой
момент.
     Если его трудно достичь , то лишь потому , что всё слишком просто . Та же
прямота характеризует и методы обучения Дзэн : он указывает истину
прямо и непосредственно , не отвлекаясь игрой в символы . Прямое указание (
чжи-чжи ) означает открытое выражение Дзэн с помощью несимволических
действий или слов . Многим они могут показаться странными , а порой
бессмысленными . В ответ на вопрос о природе буддизма учитель произносит
какие-то пустые слова о погоде , о явлениях или  производит обыкновенное
впечатление (действие) , внешне не связанное с философскими или духовными
материями .
     До середины династии Тан дзэн не достиг зрелости .
     Ещё характерным признаком  Дзэн является внезапное (мгновенное)
пробуждение (дунь-у) без какой-либо предварительной подготовки ,то
следовательно предпосылки этого принципа надо искать в Индии .
     Ланкаватара Сутра :
     «Существуют как постепенные и внезапные (югапат) достижения просветления :
     1.  Очищение загрязнённых устоев или проекций ума 
     2.  Внезапный переворот в глубинах сознания , при котором исчезает
дуалистический взгляд на мир (паравритти)
     Тогда сознание уподобляется зеркалу , мгновенно отражающему любые
появляющиеся перед ним формы и образы .
     По принципу Ваджрачхедика или Сутры Алмазного меча – «достигнуть побуждения
равно тому что ничего не достигнуть» .
     То есть если нирвана действительно возможна только здесь и сейчас , так что
искать её – означает её потерять и следовательно постепенное приближение к ней
вряд ли уместно . Достичь её можно только сейчас непосредственно . 
     Возникновение Дзэн вполне естественно объясняется знакомством Даосов
и Конфуцианцев с основными принципами буддизма Махаяны .
     И возникновение традиций , близких Дзэн , наблюдается почти сразу ,
как только прославленные сутры Махаяны стали известны в Китае .
     Вималакирти Сутры оказала значительное влияние на Дзэн Вималакирти ,
отвечающий «громовым молчанием» – является любимой темой художников - 
дзэн-буддистов .
     Основное значение этой сутры для Дзэн – состоит в том что совершенное
просветление не противоречит занятиям каждодневной жизни , что высшим
достижением человека является – «вступить в просветление , не истребив
омрачения (клеша)».
     Такой взгляд импонировал и конфуцианскому и даосскому складу ума . В дзэн 
придавалось особое значение выражению буддийского духа в формально светских
сферах во всех видах искусства , в ручном труде , в любви к миру природы . 
     Большую роль в развитии Дзэн сыграли две разработанные Шен-Чжао
(384-414) молодой монах , один из лучших учеников Кумараджива , который был
переписчиком конфуцианских и даосских текстов ), концепций : его взгляд на
время и перемены и идея о том , что «праджня» - это «знание» .
     «Прошлое- находится в прошлом и не проистекает из настоящего . Настоящее –
находится в настоящем и не проистекает из прошлого ».
     По Дзэн : каждый момент жизни «содержит сам себя и неподвижен» .
     Дзэн-буддистская «естественность» расцветает лишь в том , кто
расстался с самоутверждением и самосознанием в любом виде . Но этот дух
приходит и уходит как ветер , и учредить его или удержать абсолютно невозможно
.
     К 845-му году Дзэн-буддизм стал расцветать , но популярность почти
неминуемо ведёт к снижению качества и превращаясь из неофициального духовного
движения в стабильный общественный институт , Дзэн подвергался
изменениям . Так , возникла необходимость в «стандартизации» его методов и в
создании средств , обеспечивающих воздействие учителя на большие массы
слушателей .
     В этих новых условиях первой задачей стала проблема дисциплины . 
     Дзэн – суровая палочная дисциплина . Хотя  Дзэн – и является
эффективным методом освобождения , он в основном занят дисциплинарным режимом ,
который «закаляет характер» . 
     Дзэнский тип человека – прекрасен , насколько вообще могут быть
прекрасными типы .
     Это человек уверенный в себе , с чувством юмора , опрятный и аккуратный
донельзя , деятельный без суетливости , и твёрдый как сталь , с тонким
эстетическим вкусом , в них нет жестокости и их «на лопатки» уложить
практически невозможно .
     X-XI век – полоса процветания Дзэн  , которая породила ощущение
«утраты духа» и это дало толчок тщательному изучению термина дух .
     Дзэн не так жесток , чтоб подвергать человека принципу : «не ешь , так
как всё равно умрёшь» или «не чеши там , где чешется».
     Дзэн против иллюзорности , в частности против погони за добром ,
которая не влечёт за собой зло .
     «Выбирать – абсурдно , ибо выбора нет».
     На первый взгляд может показаться , что Дзэн как фатализм отрицает свободу
выбора , но это не фатализм , так как имеет место подчинение судьбе .
     Так как подчинение судьбе подразумевает того , кто подчиняется ей , то тот
кто подчинился  оказывается беспомощной игрушкой в руках ситуаций и
обстоятельств, а для Дзэн такая личность неприемлема.
     Жизнь в Дзэн начинается с раздробления несуществующих целей : таких
как - нет хорошего без плохого ; удовлетворение «Я» представляющей собой лишь
идею ; забота о «завтра» , которое не наступает .
     То есть это всё призраки –символы , которые только притворяются реальностью .
     Стремиться к ним – всё равно , что попытаться пройти сквозь стену , на
которой мелом нарисована дверь .
     Дзэн начинается там , где уже не к чему стремиться , нечего приобретать .
     Все трудности Дзэн состоят в повороте от абстрактного к конкретному ,
от символики к истине , и поэтому Дзэн выработал метод «прямого
указания» именно для того , чтобы ткнуть монаха или простолюдина носом прямо в
реальное .
     Хотя Дзэн не предписывает действиям никакой определённой
направленности , так как не имеет цели , ни мотивов , он не колеблясь
обращается к тому делу , которое возникает перед ним как необходимое .
     Сознание , функционирующее без затора , без колебаний между альтернативными (
мо-чжи-чу ) и в обучении Дзэн много места занимают упражнения , когда
ученика ставят перед диалемой (выбором) , которую он должен решить , не
застревая на обдумывании и выборе .
     И при этом реакция на вопрос должна быть мгновенной , как искра  за ударом
кремня или как звук после хлопка в ладоши .
     В целом появление дзэн тесно связано с Махакашьяпой , который был
одним из учеников будды .
     Если верить историческим хроникам то Хуэй-нэн является основоположником 
дзэн и был шестым патриархом дзэн (638-713);первым патриархом был
Бадхидхарма .Линия развития дзэн может быть прослежена в буддийской
канонической литературе , нно лишь Хуэй-нэн выразил её в чисто китайской мысли
.
     Окончательное оформление дзэн-буддизма происходит в период с VIII-IX
веках . В этот же период были разработаны  правила поведения для монахов этого
течения .
     По правилам Дзэн человек должен был заниматься повседневной работой в
поле , а в случае неподчинения человек был вынужден ложиться спать на голодный
желудок .Махалнисттские тексты – были ключом к овладению техникой дзэн 
.
     Первейшими считаются Ваджрачхедика (Алмазная сутра) и
Махапраджняпарашита-хрдал - сутра (сердечная сутра) , следом идут Гуань-инь
Цзын (Сутра об Аволокитешваре) , Ланкаватара Сутра, Сурантама - Сутра ,
Вималакирти-нирдеша , Юань-чю-Цзин (сутра о полном просветлении),
Лю-цзю-тань-цзин (Алтарная сутра 6-го порядка).
     Дзэн-буддисты высмеивают любые логические аргументы учеников , их
ссылки на священные писания и авторитеты .
     Дзэн открывает третий глаз – глаз мудрости .
     Дзэн ничего не объясняет , не обобщает , не осуждает и единственной
характерной чертой является следствие за фактами , а не за логикой .
     Эгоцентризм – это главная преграда на пути к просветлению , то есть
склонность человека оценивать факты с собственных позиций .
     Задачи Дзэн вырисовываются прежде всего в дисциплинировании и
реконструкции характера .
     Д.Судзуки отмечает , что сатори – это и есть дзэн .
     Всего существует 8 важнейших черт сатори :
     1.  Иррациональность , необъяснимость , непередаваемость
     2.  Интуитивное проникновение в сущность природы
     3.  Авторитетность сатори , которое трудно опровергнуть , не испытав этого
состояния 
     4.  Ощущение необычности состояния сатори
     5.  Саттори не относится к моральным ценностям
     6.  Невыраженность сатори в цвете , запахе , звуке , образе . Судзуки отмечал
, что сатори приходит в сером цвете , без запаха и в крайне непривлекательной
обстановке.
     7.  При этом испытывается чувство восторга , как результат самоудовлетворения
, при реализации чего-то неосознанного , подсознательного
     8.  Краткость , внезапность , мгновенность сатори
     В результате логики человек искажает истинную картину бытия , а истинность
бытия проявляется в единстве субъекта и объекта , в восприятии компонентов
бытия без искажения их форм .
     Основные краткие диалоги дзэн написаны в коанах .
     С точки зрения дзэн , любой вопрос является абсурдным , так как тот ,
который спрашивает , искажает факт , извлекая его из единства бытия .
     Ответ наставника столь же абсурден и появляется такое ощущение , что он
отвечает невпопад .
     Всего существует 1700 коанов .
     По Судзуки противником дзэн является интеллект , стремящийся отделить
субъект от объекта .
     Чтобы появилось сознание дзэн , необходимо нарушить стремление
интеллекта анализировать .
     Одним из толкователей дзэн был Цзын-ми , который был пятой главой
школы Хуань (*Аватамсака*) (780-841) ; он опирался на наследие древних
выдающихся мыслителей этого направления , в том числе Ду-шуня , Фа-цзана ,
Чжэнь-гуаня .
     Он рассмотрел 3 учения дзэн:
·        Первое учение
     Учение о совершенствовании сознания и устранения иллюзий. Он говорит ,
что все должны знать ,что заслуги и добродетели простолюдинов и мудрецов
различны и внешние объекты ( вишая , цзин) и внутреннее сознание ( читта ,
синь) разделены между собой и ограждены друг от друга .
     Следовательно надо поворачиваться спиной к объектам и созерцать своё сознание
, приостанавливать и и уничтожать свои иллюзии .
     Когда мысли больше не возникают , наступает просветление , в котором нет
ничего не познанного .
     Эта практика подобно зеркалу на которой есть пыль .
     При очищении поверхности зеркала от пыли , поверхность зеркала очищается и не
будет ничего , чего бы оно не отразило .
·           Второе учение
     Учение полного отрицания и отсутствие опоры в сознании .
     Это учение гласит , что все ничего не имеют в качестве своего основания . Они
изначально пусты и успокоены , а такое отсутствие субстанциональности дхарм –
вечно .
     Но и мудрость , познавшая отсутствие также не может быть приобретена .
     Всякое действие является заблуждением ,а всякая истина является иллюзией .
     Таким образом нужно постигнуть изначальное отсутствие вещей (бэнь лай у –ши )
, сознанию будет не на что опереться в ментальном конструировании и оно тем
самым избежит возникновения ложных представлений .
     Это изначально и называлось освобождением .
·           Третье учение
     Учение о непосредственном проявлении сознания и исторической природы .
     Оно гласит , что всё множество дхарм , реальны они или пусты , есть не что
иное как истинная природа (бхутататхата) . Истинная природа не имеет свойств и
не является причинно - обусловленной  . Сознание , которое определяет умение
говорить , возможность к действию , возникновению жадности , гнева ,
сострадания и терпения , и созданию благой и неблагой кармы и восприятию
хорошего и дурного является природой Будды . 
     Познав эту небесную истину человек обретает естественность .
     Следовательно невозможно , возбуждая сознание , совершенствоваться в пути ,
так как путь и есть сознание .
     Нельзя , основываясь на сознании , вернуться к сознанию.
     Не пересекая неблагое и не совершенствуясь пребывать в естественности – это и
есть освобождение .
     Природа сознания в дзэн как пространство , которое не возрастает и не
умаляется .
     Таким образом путь просветления заключается в приостановлении кармической
деятельности и спонтанном осознании тождества с Буддой .
     И чтобы достичь просветления надо достичь состояния «не-различения» , которое
является условием следования по пути совершенствования и непривязанности , так
как в этом состоянии исчезает всё неблагое и аффективное , в том числе и
привязанность к просветлению .
     И в заключение я хочу в качестве примера показать беседы наставника с
учениками  или другими персонажами :
     I.              Кто-то спросил :
     -Чью мелодию вы , наставник поёте ? Последователем какой школы дзэн 
Вы являетесь ?
     Наставник отвечал:
     -Когда я был у Хуан-бо я трижды обращался к нему и трижды был избит .
     Монах колебался .
     Тогда наставник произнёс «кхэ» , потом ударив его палкой сказал : «В пустоту
не вобьёшь гвоздя».
     II.              Какой-то монах спросил :
     -В чём состоит основной смысл Дхармы Будды ?
     Наставник произнёс «кхэ» .
     Монах низко поклонился .
     Наставник сказал :
     -Этот почтенный монах очень хорош как          собеседник .
     III.    Наставник поднялся в Зал .
     Монах ( его ученик ) спросил его :
     -Как обстоит дело с лезвием меча ?
     Наставник :
     -Ужасно , ужасно .
     Монах заколебался и тут наставник избил его .
                    Использованная литература:                    
     1.           В.И. Корнев «Буддизм и его роль в      общественноё жизни стран
Азии» 
     Москва : «Наука» 1983 год .
     2.  Алан Уотс В. «Путь Дзэн» 
     Киев «София» 1993 год .
     3.    Буддизм : история и культура .
     Москва : «Наука» 1989 под ред.Вертоградова.
     4.      Буддизм в переводах . Альманах .
     СПГУ 1992 год .
     5.                       Чань(дзэн)-буддизм и культура психической
деятельности в средневековом Китае .
     Новосибирск 1983