Каталог :: Философия

: Конфуцианская социальная утопия

МГТУ  имени  Н.Э.Баумана
ДОМАШНЕЕ   ЗАДАНИЕ
ПО  ПОЛИТОЛОГИИ
''Конфуцианская  социальная  утопия''
                                                           Cтудент:
                                                                     Группа:
                                           Преподаватель:Волкова  И.В.
МОСКВА  1996год.
                                 Да    будет  сохранен   великий  человек
     от  тех,кто  никогда  не сможет   объять
     всего  учения  и  кто ,дробя  его  на  параграфы,
                                разрушает   гармонию  ,высший  дар  живой
                                                  души.
                                                     Ромен   Ролан
     Имя    Конфуций -латинизированная  форма  китайского  имени   Кун-
     -цзы (Учитель  Кун).Вопросы   веры  занимали   самое  незначительное   место
в  мировоззрении  Конфуция ,однако  его  имя   очень  часто  упоми-
     нается  в  одном  ряду  с  именами  Будды,Заратустры,пророка  Мухаммеда.
     Не  был  он  и  умозрительным  философом :теория  познания  и  загадки   
     бытия   также   оставались  вне  его  поля  зрения .Несмотря   на  всё   это
     Конфуций  оставил   широкий  и  неизгладимый   след  в  духовном   развитии
     целого   культурного  региона .Сверх  того , его  общественные  и  нравствен-
     ные  идеалы  стали  впоследствии  предметом  повышенного   внимания   и
     на  Западе  и  в России .
     Этого  мыслителя  древности  , в  отличии  от  многих   других , не  скры-
     вает    завеса  ,сотканная   воображением   последователей .Наоборот - бла -
     годаря  им  мы  можем  узнать  о  его  привычках,характере,манёрах , о   со-
     бытиях  его  жизни ,услышать  его  подлинные   слова.Оказывается , в  его  
     облике  нет  ничего  сверхчеловеческого , он  удивительно  прост , даже  про-
     заичен.
     Однако  Конфуций   не  оставил  цельного   письменного   изложения   своих
идей . Ему  приписывают   составление  и   редактирование   зна-
     менитого   ''Пятикнижия''  , которое  издавна  рассматривалось  в
Китае  как  исходный  пункт  всей  китайской   литературы . Особое  место
среди  этих  источников   занимает  книга  ''Лунь-юй''-- ''Изречения''
,составленная
     учениками  Конфуция   уже  после  его  смерти . Она  состоит  главным
образом  из  отдельных  афоризмов  ,которые  начинаются  словами  ''Учитель
сказал ...''.
     В   этих  афоризмах  мы  можем  найти  мысли  сходные  с  мыслями  ан-
     тичных  философов,например  мысли  об  идеальном   правителе   и  идеальном
государстве : какими    они  должны   быть?
2.1  ...Кто  правит  согласно  добродетели,
Подобен   северной   звезде:
Стоит   на  своем  месте
В  кругу  других   созвездий.
4.10 ...Благородный   муж
Ничего  не  разрешает
И  не  запрещает  в  Поднебесной
А  соизмеряется  со  справедливостью
     Правление -- это:
12.11 ...когда  будет  государем  государь,
Слугой  слуга,
Отцом  отец,
И  сыном  сын.
12.17  ...есть  исправление.
Кто  же  посмеет  не  исправиться,
Когда   исправитесь  вы  сами?
13.6   ...Когда  ведешь  себя  ты  правильно,
То  за  тобой  пойдут   и  без  приказа;
Когда   же  ты  ведешь  себя   неправильно,
То  не  послушают,хоть и  прикажут.
13.10  ... Когда  бы  власть  в  стране  принадлежала   добрым
                                                                          людям,
Они   в  течении   ста  лет   могли  бы  победить  жестоких
И  отринуть    казни.
     Т.е  идеальный   правитель  должен  быть  справедливым , стремиться   к
добру   ,тогда  и  народ  пойдет  за  ним ,как  ''...склоняется  трава
вслед ветру .'' .По  словам  Конфуция ,на  месте  государя  должен  стоять
человек ,
     которому  от  рождения  положено  править.Правитель  должен  быть  та-
     кой , чтобы  ''...были  рады те,что  близко ,и  приходили  те,что  далеко.''
     Также  мы  можем  встретить  мысли  об  идеальном  государстве:
     ''...Если  богатство  распределить  равномерно,то  не  будет  бедных ,
если   в    стране  установить  гармонию  , то население  не  будет  казаться
малочисленным .Если  же  народ  будет  находиться  в  состоянии  покоя ,то
государству  не  будут  грозить  никакие  опасности ''. Но  самое  главное ,по
     мнению  Конфуция , это  то, что  народ  должен  верить  своим  
''управляю-щим,иначе  государству  не  устоять''.
     Большая   часть  афоризмов , приведенная  в  хрестоматии, относится  к
     очень  интересным   жизненным  поучениям  и  правилам:
8.13  ...Всегда  будь  искренним , люби  учиться,
Стой  насмерть,совершенствуй  путь...
Стыдись  быть  бедным  и  убогим,когда  в  стране  есть  путь;
Стыдись  быть  знатным  и  богатым,когда  в  ней  нет  пути.
4.14  ...Не  печалься  о  том  ,что  нет  места,
А  заботься  о  том ,чем  себя  утвердить;
Не  печалься  о  том,что  никто  не  знает  тебя ,
А  стремись  быть  тем, кого  могут  знать.
15.29 ... Человек  может  сделать  путь  великим  ,
Не  путь  делает  великим  человека.
     Представляют  большой   интерес  некоторые   философские  афоризмы        
     Конфуция,которые  имеют  жизненную  ценность  вплоть  до  настоящего  времени:
15.28 ...Что  ненавидят  все,то  требует  проверки.
Что  любят  все, то  требует  проверки.
15.30 ...Лишь  та -- ошибка ,что  не  исправляется.
17.3   ...Не происходит  изменений  лишь  с  высшей  мудростью
И  низшей  глупостью.
     Все   эти  афоризмы  дают  некоторое  представление  о характере
миро-восприятия  Конфуция , становиться  ясно,почему   его  учение  нашло
столько   много  последователей.Однако  они  не  могут  дать  полное
представле-ние  об  этом  , влиятельнейшем  учении  древности .