Каталог :: Философия

Реферат: Древнегреческие философы

Аристотель ( 384-322 до н. э.) – древнегреческий ученый, основоположник науки
логики и ряда отраслей специального знания, родился в Стагире (восточное
побережье полуострова Холкидика); образование получил в Афинах, в школе
Платона. Подверг критике платоновскую концепцию бытия. Аристотель видел
ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоятельное существование,
обособив и отделив их от чувственного мира, для которого характерно движение,
изменение.
При этом у Аристотеля сохраняется понимание бытия как чего-то устойчивого,
неизменного, неподвижного. Однако, в отличие от своих предшественников, он
ставит задачу найти нечто устойчиво пребывающее, инвариантное в чувственном
мире, чтобы сделать возможным достоверное и доказательное научное знание
подвижного и изменчивого природного мира. В результате Аристотель даёт
понятию сущности иное, чем у Платона, толкование. Он отвергает учение об
идеях как сверхчувственных умопостигаемых предметах, отделённых от
«причастных» им вещей. Платон признавал реально существующими виды и роды.
Аристотель же назвал сущностью (бытиём) индивидуумы (индивидуум – неделимое),
а виды и роды, по его учению, суть лишь вторичные сущности, производные от
первичных.
Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью, в отличие от его
состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от времени,
места, от связей с другими сущностями и т. д. Именно сущность может быть
выражена в понятии и является предметом строгого знания – науки. Аристотель
стремится познать сущность вещей через их родовые понятия, а поэтому в центре
внимания у него находится отношение общего к частному. Он создаёт первую в
истории систему логики – силлогистику, главную задачу которой он видит в
установлении правил получения достоверных выводов из определённых посылок.
Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и
доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Формальная
логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих веков служила главным
средством научного доказательства.
Вопрос о том что такое бытие, Аристотель предлагал рассматривать путём
анализа высказываний о бытии. «Высказывание» по-гречески – «категория».
Согласно Аристотелю, все высказывания языка так или иначе отнесены к бытию,
но ближе всего к бытию стоит аристотелевская категория сущности (поэтому её,
как правило, и отождествляют с бытием). Все остальные категории – качества,
количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния,
обладания – соотносятся с бытием через категорию сущности. Сущность отвечает
на вопрос: «Что есть вещь?» Раскрывая сущность (субстанцию) вещи,  мы,
согласно Аристотелю, даём ей определение, понятие вещи. Остальные 9 категорий
отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» - и определяют признаки, свойства
вещи, её атрибуты. О сущности, таким образом, высказываются все категории, но
она сама ни о чём не высказывается: она есть нечто самостоятельное,
существующее само по себе, безотносительно к другому. Аристотелю характерно
убеждение в том, что сущность первичнее отношений.
Важная особенность аристотелевского учения заключается в том, что хотя под
сущностью Аристотель понимает отдельный предмет (индивидуум), однако сама
сущность вовсе не есть что-то, воспринимаемое чувствам: чувствами мы
воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама же она – единый,
неделимый и невидимый носитель всех этих свойств – то, что делает предмет
«вот этим», не позволяет ему слиться с другим.
Характеристика бытия как единства, неделимости, устойчивости (неизменности)
остаётся важнейшей у Аристотеля, при этом неделимы как первичные сущности
(этот человек), так и сущности вторичные (человек – живое существо).
Не принимая платоновского отождествления материи и пространства, Аристотель в
то же время рассматривает материю  как возможность (потенцию). Для того чтобы
из возможности возникло что-то действительное, материю должна ограничить
форма, которая и превращает нечто лишь потенциальное в актуально сущее. Так,
например если мы возьмем медный шар , то материей для него, говорит
Аристотель, будет медь, а формой – шарообразность, по отношению к живому
существу материей является его телесный состав, а формой – душа, которая и
обеспечивает единство и целостность всех его телесных частей. Форма, согласно
Аристотелю, есть активное начало, начало жизни и деятельности, тогда как
материя – начало пассивное. Материя бесконечно делима, она лишена в самой
себе всякого единства и определённости, форма же есть нечто неделимое и, как
таковая, тождественна с сущностью вещи.
Вводя понятие материи и формы, Аристотель делит сущности на низшие (состоят
из материи и формы), каковы все существа чувственного мира, и высшие – чистые
формы. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую (лишенную материи) форму
– вечный двигатель, который служит источником движения и жизни всего
космического целого. Природа у Аристотеля – это живая связь всех единичных
субстанций, определяемая чистой формой (вечным двигателем), составляющей
причину и конечную цель всего сущего. Целесообразность (телеология) есть
фундаментальный принцип как онтологии Аристотеля, так и его физики.
     

МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

( ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) Реферат по философии на тему «Древнегреческие философы» Аристотель Стагирит ( 384 – 322 гг. до н. э. ) Подготовил студент группы 03-203

Базылев Алексей

1998 г.