Каталог :: Философия

Контрольная: Конфуцианство

                           Контрольная работа по теме                           
                              Конфуцианство                              
                                   Одесса 1998                                   
                                                                          
                                                                          
                                                                          
                                
                                  Конфуцианство                                  
Конфуций (Кун-цзы, 551479г. До н. э.) родился и жил в эпоху больших
социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в
состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Власть чжоуского правителя – вана
давно ослабла, Разрушались патриархально-родовые нормы, в междоусобицах гибла
родовая аристократия. Крушение древних устоев семейно-планового быта,
междоусобные распри, продажность и  алчность чиновников, бедствия и страдания
простого народа – все это вызывало резкую критику ревнителей старины.
Выступив с критикой своего века и высока ставя века минувшие, Конфуций на
основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека
изюнь-цзы. Высоко моральный цзюнь-цзы должен был обладать двумя важнейшими в
его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Гуманность
(жень) включало в себя скромность, сдержанность, достоинство, бескорыстие,
любовь к людям и т. п. Жень – это почти недосягаемый идеал, совокупность
совершенств, которыми обладали лишь древние. Из современников он считал
гуманным лишь себя и своего любимого ученика Янь Хуэя. Однако для настоящего
цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать еще
одним важным качеством – чувством долга. Долг – это моральное обязательство,
которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам.
Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, но не
расчетом. “Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о
выгоде,” – учил Конфуций. Он также разработал и ряд других понятий, включая
верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний и
обрядов (ли).
Следование всем этим принципам было обязанностью благородного цзюнь-цзы, и,
таким образом, “благородный человек”
Конфуция – это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс
добродетелей. Этот идеал становился обязательным для подражания, приблизится
к нему было делом чести и социального престижа особенно для тех,
представителей высшего сословия ученых-чиновников, профессиональных
бюрократов-администраторов, которые с эпохи Хань (III в. До н. э.) стали
управлять китайской конфуциальной интерией.
Конфуций стремился создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося за высокую
мораль, против царившей вокруг несправедливости. Но с превращением его учения
в официальную догму на  передний план выступила не суть, а внешняя форма,
проявлявшаяся в демонстрации преданности старине уважения к старым, напускной
скромности и добродетели. В средневековом Китае постепенно сложились и были
канонизированы определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в
зависимости от занимаемого места в социально-чиновничьей иерархии. В любой
момент жизни, на любой случай, при рождении и смерти, поступлении в школу и
при назначении на службу – всегда и во всем существовали строго факсированые
и обязательные для всех правила поведения. В эпоху Хань был составлен свод
правил – трактат Лицзы, компендиум конфуцианских норм. Все записанные в этом
обряднике правила следовало знать и применять на практике, причем тем
старательнее, чем более высокое положение в обществе человек занимал.
Конфуций, отталкиваясь от сконструированного им социального идеала,
сформулировал основы того социального порядка который хотел бы видеть в
поднебесной:
“Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник –
чиновником,” т.е. все станет на свои места, все будут знать свои права и
обязательства и делать то, что им положено. Упорядоченное таким образом
общество должно состоять из двух основных категорий, верхов и низов – тех,
кто думает и управляет и тех, кто трудится и повинуется. Критерием разделения
общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и не
богатство, а степень близости человека к идеалу цзюнь-цзы. Формально этот
критерий открывал путь наверх для любого намного сложнее: сословие чиновников
было отделено от простого народа “стеной иероглифов” – грамотность. Уже в
Лицзы было специально оговорено, что церимониалы и обряды не имеют отношения
к простотонародью и что грубые телесные наказани не применяются к грамотным.
Конечной и и высшей целью управления Конфуций провозглашал интересы народа.
Одна при этом они были убеждены, что самому народу его интересы непонятны и
недоступны и без опеки образованных конфуцианцев – управителей он обойтись
никак не может: “Народ следует заставлять идти должным путем, но не нужно
объяснять, почему.”
Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое
повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию – это
элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках
государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что
государство – это большая семья, а семья малое государство.
Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа спец. Порядка и
превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций разработал
учение о сяо, сыновей почтительности. Смысл сяо – служить родителям по
правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им в жертву по правилам
ли.
Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовал расцвету культа семьи и
клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного
превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к
росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремлении к
совместному проживанию близких родственников резко преобладало над
сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан и родичей,
державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню.
И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава семьи,
важный чиновник императора, представлял собой прежде всего социальную
единицы, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы
которых было невозможно: это означало бы “потерять лицо”, а потеря лица для
китайца равносильно гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, и
никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего облика китайские
конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего
воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.
Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале
ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и
обязательным для всех.
Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе, приобрести
структурную прочность и обосновать свой крайний консерватизм, нашедший
наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблюсти форму, во чтобы то ни
стало сократить вид, не потерять лицо – всё это стало теперь играть особо
важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности. Наконец,
Конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны с небом и
– от имени неба – с различными племенами и народами, населявшими мир.
Конфуцианство поддержало и вознесло созданный в иньско-чжоуское время культ
правителя, императора “сына неба” управляющего  поднебесной от степи великого
неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира на цивилизованный Китай
и некультурных варваров, прозябавших в теплоте и невежестве и черпавших
знания и культуру из одного источника – из центра Мира, Китая.
Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели
просто религия. Конфуцианство – это так же и политика, и административная
система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов – словом
это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской
цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы
и чувства китайцев влияло на сих убеждения, психологию поведение, мышление,
восприятие, на их быт и уклад жизни.
                               Cписок литературы:                               
     Васильев Л.С. «История религии востока»
     Баканурский Г.Л. «История и теория атеизма»