Каталог :: Философия

Реферат: Сартр: Проблема свободы в экзистенциализме

                  Министерство образования Российской Федерации                  
                 Восточно-Сибирский Государственный Университет.                 
                      РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ НА ТЕМУ:                      
                   Сартр: Проблема свободы в экзистенциализме.                   
                                                       Выполнил: ст-т гр. №521-2
                                                                    Матвеев Ф.И.
                                                      Проверила: Афанасьева Л.А.
                                  г. Улан-Удэ.                                  
                                     2002 г.                                     
     Содержание:
Введение.
     1.Краткие библиографические сведения
     2.Философская концепция Сартра
     3.Заключение.
Список литературы.
Термины.
     Введение.
     Экзистенциализм, смысл которого произошел от позднелатинского слова
exsistentia - существование, означает “философию существования”. Эта философия
возникает как антропологическая по своей направленности. Ее центральной
философской проблемой является проблема человека, его существования в мире.
Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в
их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо
индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот
мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Экзистенциализм поставил
очень важные вопросы, которые всегда волнуют людей: “Для чего живет человек?
В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути?”.
Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое
характеризуется комплексом отрицательных эмоций - озабоченность, страх,
сознание приближающегося конца своего бытия.
Наиболее крупные представители экзистенциализма в западной философии - М.
Хайдеггер, К. Ясперс в Германии; Г. Марсель, Ж.П. Сартр, А. Камю во Франции;
Аббаньяно в Италии; Баррет в США. Экзистенциональные и философско-
антропологические идеи получили глубокое освещение в русской философии,
прежде всего у писателя-психолога Ф. Достоевского, Л. Шестова, Н. Бердяева.
     1.Жан Поль Сартр (родился 21 июня 1905 года) - французский философ,
представитель экзистенциализма (так называемого атеистического его варианта),
писатель, драматург и эссеист. Он также был общественным деятелем, участником
Французского движения Сопротивления, в послевоенные годы - многочисленных
демократических движений и организаций. Явился основателем и директором журнала
“Les Temps Modernes” (1945). Образование получил в лицеях Ла-Рошели, кончил
высшую нормальную школу в Париже, стажировался во Французском институте в
Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929-39 и
1941-44); с 1944 целиком посвятил себя литературной работе. Известность Сартру
принесли роман “Тошнота” (1938) и сборник рассказов “Стена”. Основная
философская работа - “Бытие и ничто”. Но популярность Сартр приобрел в
послевоенные годы.
Миропонимание Сартра сформировалось в мире, зашедшем в тупик, абсурдном, где
все традиционные ценности рухнули. Первый акт философа должен был,
следовательно, быть отрицанием, отказом, чтобы выбраться из этого
хаотического мира без порядка, без цели. Отстраниться от мира, отвергнуть его
- это и есть в человеке специфически человеческое: свобода. Сознание - это
именно то, что не увязает “в себе”, это противоположность “в себе”, дыра в
бытии, отсутствие, ничто. Это сознание свободы человека есть в то же время
сознание одиночества человечества и его ответственности: ничто в “Бытии” не
обеспечивает и не гарантирует ценности и возможности успеха действия.
Существование - это именно переживаемый опыт субъективности и
трансцендентности, свободы и ответственности. Воспроизводя формулу
Достоевского “Если бога нет, все позволено”, Сартр добавляет: “Это отправная
точка экзистенциализма”. Этот способ восприятия мира, подкрепленный у Сартра
изучением Кьеркегора, Хейдеггера и Гуссерля, нашел выражение прежде всего в
его психологических этюдах и романах. Он изучает прежде всего воображение, в
котором открывается существенный акт сознания: суть его в том, чтобы
отстраниться от данного мира “в себе” и оказаться в присутствии того, что
отсутствует. “Акт воображения - магический акт: это колдовство, заставляющее
появиться вещь, которая желательна”.
     2. Исходным пунктом онтологических размышлений Ж.-П. Сартра (1905-1980)
является убеждение в существовании отличного от человека и несводимого к его
мысли мира вещей, с которым, однако, человек настолько неразрывно связан, что
его следует определить как бытие-в-мире. Что же касается сознания, то его Сартр
определяет как бытие для себя. Сознание спонтанно, активно, мир вещей инертен.
Мир вещей можно определить как бытие-в-себе. Согласно Сартру, ни одна
характеристика для-себя не может быть характеристикой в-себе. По этой логике,
если сознание изменчиво и активно, то вещи, являющиеся объектами сознания
(«феноменами»), должны быть инертны и неподвижны; если сознание внутренне
противоречиво, то вещи должны быть чистой позитивностью, абсолютным тождеством
с собою. О мире вещей можно сказать лишь следующее: бытие есть. Бытие есть в
себе. Бытие есть то, что оно есть. Сказать что-либо о развитии мира,
изменяющихся состояниях мы не можем. Мы улавливаем лишь настоящий, застывший
миг.
На вопрос о том, создано ли бытие феноменов и бытие сознания богом, Сартр
дает отрицательный ответ. Гипотеза божественного творения отрицается им как
«предрассудок креационизма», что придает его экзистенциализму атеистический
характер. Сам Сартр, однако, подчеркивает, что его учение коренным образом
отличается от всех известных форм атеизма, причем главное отличие состоит в
том, что для него вопрос о существовании или несуществовании бога остается
открытым. «Экзистенциализм», – говорит Сартр, – это не такой атеизм, который
тратит все свои силы на то, чтобы доказать, что бога не существует. Наоборот,
он заявляет, что если бы бог и существовал, это ничего не изменило бы».
Рассматривая вопрос о возможных отношениях бога к феноменам (вещам), Сартр
исходит из отождествления бытия феноменов с чистой объективностью. Именно в
силу этой противоположности бог, даже если он существует, не только не может
создать феномены, но не в состоянии иметь представления о них.
Философская концепция Сартра развивается на основе абсолютного
противопоставления и взаимоисключения понятий: “объективность” и
“субъективность”, “необходимость” и “свобода”. Источник этих противоречий
Сартр усматривает не в конкретном содержании сил социального бытия, а во
всеобщих формах этого бытия (вещественные свойства предметов, коллективные и
обобществленные формы бытия и сознания людей, индустриализация, техническая
оснащенность современной жизни и так далее). Свобода индивида как носителя
беспокойной субъективности может быть лишь “разжатием бытия”, образованием в
нем “трещины”, “дыры”, ничто. Индивида современного общества Сартр понимает
как отчужденное существо, возводя это конкретное состояние в метафизический
статус человеческого существования вообще. Всеобщее значение космического
ужаса приобретают у Сартра отчужденные формы человеческого существования, в
которых индивидуальность стандартизирована и отрешена от исторической
самостоятельности, подчинена массовым, коллективным формам быта, организаций,
государства, стихийным экономическим силам, привязана к ним также и своим
рабским сознанием, где место самостоятельного критического мышления занимают
общественно принудительные стандарты и иллюзии, требования общественного
мнения и где даже объективный разум науки представляется отделенной от
человека и враждебной ему силой. Отчужденный от себя человек, обреченный на
неподлинное существование, не в ладу и с вещами природы - они глухи к нему,
давят на него своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, и среди них
может себя чувствовать благополучно устроенным только общество “подонков”,
человек же испытывает “тошноту”. В противовес всяким вообще “объективным” и
опосредованным вещами отношениям, порождающим индивидуальные производительные
силы, Сартр утверждает особые, непосредственные, натуральные и цельные
человеческие отношения, от реализации которых зависит подлинное содержание
человечности.
В мифологизирующем утопическом мышлении Сартра все же на первый план
выступает неприятие действительности современного общества и его культуры,
выражающее сильную струю современного социального критицизма. Жить в этом
обществе, согласно Сартру, как живет в нем “довольное собой сознание”, можно
лишь отказавшись от себя, от личной подлинности, от “решений” и “выбора”,
переложив последние на чью-либо анонимную ответственность - на государство,
нацию, расу, семью, других людей. Но и этот отказ - ответственный акт
личности, ибо человек обладает свободой воли.
Человек объявляется Сартром носителем абсолютной свободы. Однако этот тезис
сопровождается столь многими «уточнениями», направленными против анархии, что
итогом рассуждений Сартра становится не свобода, а ответственность и вина. Он
формулирует «парадокс свободы»: свобода имеется только в ситуации, а ситуация
существует только через свободу. Человеческая реальность повсюду встречает
сопротивления и препятствия, которые она создала.
Свободный выбор - удел каждого человека. Человек, по Сартру, обречен на
свободу. Он выбирает неизбежно даже тогда, когда не хочет выбирать. В
поведенческом и нравственном выборе, согласно Сартру, участвует не ясное
рефлексивное сознание человека, а некие дорефлексивные пласты его внутреннего
мира. Человек выбирает не умом, а целостностью своего "я", и выбор его
реализуется в поступке. В работе "Экзистенциализм - это гуманизм" Сартр
приводит пример некоего молодого человека, который не знает, пойти ли ему
защищать родину от оккупантов или остаться с матерью, для которой он -
единственная опора. Он колеблется между ценностями прямого служения близкому
человеку и ратным трудом для общего деля, о котором неизвестно, принесет ли
этот труд пользу. Сартр подчеркивает, что никакая писаная мораль не может
дать здесь ответа. То же христианство призывает нас возлюбить ближнего, но
кто в данном случае "ближний" - воины, сражающиеся за освобождение родины,
или мать? Конечно, молодой человек может обратиться к кому-нибудь за советом.
Например, к священнику. Но ответ он получит в зависимости от того, к какому
священнику пойдет. Если он пойдет к тому священнику, что сражается а рядах
Сопротивления, то получит один ответ, а если к священнику-коллаборационисту -
то совсем другой. Так что практически, выбирая советчика, выбор он все равно
делает сам.
Пока мы не поступаем, мы не знаем, каковы мы на самом деле. Только поведение
говорит человеку о его истинных качествах. Даже чувства, на которые пытается
сослаться человек при выборе, есть порождение поступка, который мы совершаем.
В этом смысле Сартр игнорирует проблему мотивов, внутреннего состояния души.
Он считает его несущественным, разделяя прагматическое представление о
морали, в соответствии с которым мы судим о человеке по следствиям его дел, а
не по его замыслам.
Человек совершенно свободен выбирать, но за свой выбор он отвечает полностью.
Разумеется, он отвечает за него не перед обществом, не перед высшими силами,
которых нет, а только перед самим собой. Он должен знать, что лично
расплатится за всякий свой поступок. Самые низкие люди те, кто считает, что к
тому или иному поведению их принудили. Их Сартр презирает.
Способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ
будущего мира является следствием фундаментальной характеристики
человеческого существования - его свободы. Человек - это свобода.
Экзистенциалисты подчеркивают, что человек свободен совершенно независимо от
реальных возможностей осуществления его целей. Свобода человека сохраняется в
любой обстановке и выражается в возможности выбирать, делать выбор. Речь идет
не о выборе возможностей для действия, а выражении своего отношения к данной
ситуации. Таким образом, свобода в экзистенциализме - это прежде всего
свобода сознания, свобода выбора духовно-нравственной позиции индивида.
Сартру удается доказать а отсутствие фатальной предопределенности
человеческого действия, способность человека бороться с препятствиями и своим
действием преодолевать их. Можно согласиться с Сартром, когда он говорит, что
от свободного решения человека зависит, будет ли он подчиняться запретам,
установленным немецкими фашистами в оккупированном Париже, или же станет
действовать вопреки им. Однако смертельная опасность, связанная с последним
решением, свидетельствует, что свобода не сама полагает препятствия для
своего действия, а встречает их как объективно данные. Учет подобных факторов
опровергает тезис об абсолютной свободе человека.
В какой-то мере это осознается и самим Сартром, что находит отражение в новом
«уточнении», а фактически ограничении понятия свободы: «Формула «быть
свободным» не означает «достигать того, чего хотели», но означает
«определяться к хотению (выбирать) самому». Другими словами, успех совершенно
не важен для свободы». В свете сказанного реальная целеполагающая
деятельность человека предполагает три значения свободы:
1) она означает способность самостоятельно выбирать цели действия;
2) действовать ради достижения целей;
3) достигать поставленных целей;
4) выявление своей воли.
Игнорирование хотя бы одного из названных аспектов ведет к серьезному
ограничению или даже отрицанию свободы. Вносимое Сартром «уточнение» понятия
свободы, сводящее ее к автономии выбора, замыкает ее рамками сознания,
изменением действительности лишь в своих мыслях. Такая свобода не вносит
никаких перемен в окружающий мир и не является действительным превзойдением
ситуации. Но только такое отождествление свободы с автономией выбора
позволило Сартру утверждать, что человек всегда свободен и что с точки зрения
свободы для него нет никакой разницы между диаметрально противоположными
ситуациями, например: остаться стойким или предать друга и убеждения. Сартр
заявлял, что даже в тюрьме человек не утрачивает свободы, что даже пытки не
лишают нас свободы.
Индивида современного общества Сартр понимает как отчужденное существо,
возводя это конкретное состояние в метафизический статус человеческого
существования вообще. Всеобщее значение космического ужаса приобретают у
Сартра отчужденные формы человеческого существования, в которых
индивидуальность стандартизирована и отрешена от исторической
самостоятельности, подчинена массовым, коллективным формам быта, организаций,
государства, стихийным экономическим силам, привязана к ним также и своим
рабским сознанием, где место самостоятельного критического мышления занимают
общественно принудительные стандарты и иллюзии, требования общественного
мнения и где даже объективный разум науки представляется отделенной от
человека и враждебной ему силой. Отчужденный от себя человек, обреченный на
неподлинное существование, не в ладу и с вещами природы - они глухи к нему,
давят на него своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, и среди них
может себя чувствовать благополучно устроенным только общество «подонков»,
человек же испытывает «тошноту». В противовес всяким вообще «объективным» и
опосредованным вещами отношениям, порождающим индивидуальные производительные
силы, Сартр утверждает особые, непосредственные, натуральные и цельные
человеческие отношения, от реализации которых зависит подлинное содержание
человечности.
Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории “проекта”, согласно
которой индивид не задан самому себе, а проектирует, “собирает” себя в
качестве такового. Поэтому трус, например, ответственен за свою трусость, и
“для человека нет алиби”. Экзистенциализм Сартра стремится заставить человека
осознать, что он полностью в ответе за самого себя, свое существование и
окружающее, ибо исходит из утверждения, что, не будучи чем-то заданным,
человек постоянно строит себя посредством своей активной субъективности. Он
всегда “впереди, позади себя, никогда - сам”. Отсюда то выражение, которое
Сартр дает общему принципу экзистенциализма: “... существование предшествует
сущности...” По сути это означает, что всеобщие, общественно-значимые
(культурные) объективации, которые выступают как “сущности”, “природа
человека”, “всеобщие идеалы”, “ценности” и так далее, являются лишь
отложениями, застывшими моментами деятельности, с которыми конкретный субъект
никогда не совпадает. “Экзистенция” и есть постоянно живой момент
деятельности, взятый в виде внутрииндивидуального состояния, субъективно. В
более поздней работе “Критика диалектического разума” Сартр формулирует этот
принцип как принцип “несводимости бытия к знанию”. Но экзистенциализм Сартра
не находит иной основы, из которой человек мог бы развить себя в качестве
подлинно самодеятельного субъекта, кроме абсолютной свободы и внутреннего
единства “проектирующего я”. В этом своем возможном развитии личность одинока
и лишена опор. Место активной субъективности в мире, ее онтологическую основу
Сартр обозначает как “ничто”. По мысли Сартра, “... человек, без всякой опоры
и помощи, осужден в каждый момент изобретать человека” и тем самым “человек
осужден на свободу”. Но тогда основой подлинности (аутентичности) могут быть
только иррациональные силы человеческого подполья, подсказки
подсознательного, интуиции, безотчетные душевные порывы и рационально не
осмысленные решения, неминуемо приводящие к пессимизму или к агрессивному
своеволию индивида: “История любой жизни есть история поражения”. Появляется
мотив абсурдности существования: “Абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно, что
мы умираем”. Человек, по Сартру, - бесполезная страсть.
Мир, согласно Сартру, — это "универсальное не то", полное отсутствие чего-
либо, соответствующего человеческим ожиданиям, образам, понятиям. Быть
реальным — значит оказываться чуждым сознанию, совершенно случайным, а в
пределе — абсурдным. Сознание, поскольку оно пытается мыслить мир, от начала
и до конца иллюзорно. Между миром и сознанием человека непреодолимая
пропасть.
Сознание - живое противоречие, перелив, "декомпрессия бытия", пустота. Но это
пустота, наполненная красками и смыслами. Способ существования сознания -
неантизация: отрицание всякой определенности извне, всякой детерминации,
получается, что у человека нет устойчивого ядра, но есть жажда полноты
существования.
Человек  свободен сам созидать свою сущность, потому что, как мы уже
отметили, изначально дан себе только как существование. Он не завершен
подобно вещи, и сам делает из себя то, чем является: честного или подлеца,
труса или героя. В своем внутреннем мире, полагает Сартр, мы не зависим ни от
общества, ни от других людей, ни от моральных и религиозных установлений, ни
даже от собственного прошлого. Эта независимость - результат способности
сознания все отрицать и освобождаться от всякого внешнего влияния.
Сознание экстатично, оно стремится за пределы любого наличного состояния.
Каждый акт выбора происходит "в пустоте", с нуля, как если бы на нас не
влияли ни полученное воспитание, ни ценностные установки, ни давление
обстоятельств, ни боль, ни угрозы. Неантизации подвергается и всякий внешний,
и всякий внутренний результат. Прошлое мертво, оно не определяет настоящего,
которое всегда - выбор.
Свобода не есть какое то бытие, она есть бытие человека, т.е. его ничто
бытия. Если бы понимали сначала человека как полноту, было бы абсурдно искать
в нём затем психические моменты или области, где он был бы свободен. Человек
не может быть то свободным, то рабом – он полностью и всегда свободен или его
нет.
В любой ситуации человек может сказать "нет". Эти слова имели особое звучание
во Франции сороковых годов, так как были написаны во время фашистской
оккупации, а Сартр активно участвовал в движении Сопротивления.
     Заключение.
Несмотря на гипертрофирование духовного начала в человеке, и сведения его
более к иррациональному, экзистенциализм внес значительный вклад в развитие
философских подходов к человеку как личности, к выявлению его сущности.
Экзистенциализм также внес вклад в построение целостного философского образа
человека.
Философия экзистенциализма, опять же несмотря на некоторые перегибы в
рассуждениях, обозначила ту “пограничную ситуацию”, в которой сейчас
находится человек и человечество. Своими выработанными принципами она указала
на необходимость пересмотра ценностных ориентиров, которыми руководствуется
человек как личность и общество.
Романы Сартра переводят тот же опыт в план морали или политики: в “Тошноте”
Сартр показывает, что мир не имеет смысла, “Я” не имеет цели. Через акт
сознания и выбора “Я” придает миру значение и ценность. Докторская
диссертация Сартра “Бытие и ничто” - изложение в философской форме пережитого
опыта. Отправляясь от основной идеи экзистенциализма - существование
предшествует сущности, - Сартр пытается избежать одновременно и материализма,
и идеализма. Идеализма потому, что он предстает перед ним только в
гегелианской форме: “Действительность измеряется сознанием” и потому, что,
следуя в этом Гуссерлю, он утверждает, что сознание есть всегда сознание
чего-либо (какой-либо вещи). Материализма - потому, что, по его мнению, бытие
не порождает сознание, “для себя” не может быть порождением “в себе”.
В действительности концепция Сартра является эклектичной: он дает в качестве
отправного пункта некое “в себе”, о котором мы ничего не знаем, кроме того,
что оно “нацеленное” сознанием и является его основой. Но если сознание есть
цель, то как оно могло родиться, поскольку в себе, по исходному определению,
ничего не происходит.
Это противоречие Сартр никогда не мог преодолеть, хотя не оставлял попытки
это сделать. Причина этого в том, что его отправная точка глубоко
индивидуалистическая. Сартр остается пленником экзистенциалистской,
субъективистской настроенности. По причине своих исходных постулатов Сартр не
может выйти за рамки позитивизма, агностицизма и субъективности. Даже в своей
последней философской работе “Критика диалектического разума” он
противопоставляет “позитивистский разум”, который должен довольствоваться
пределами естественных наук, “разуму диалектическому”, единственно достойному
называться разумом, поскольку он позволяет понимать, а не только
предугадывать, но который применим только для наук о человеке.
В области морали Сартр не смог выйти за пределы своего изначального
индивидуализма. Он может превозносить и ответственность и свободу
индивидуума, но он не может ответить на вопрос, что же нужно делать с этой
свободой.
Сартр, безусловно, заметная фигура в писательском и философском мире. Он
также появлялся и на политической арене. Например, выступал как сторонник
мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году был
избран членом всемирного совета мира. Философ закончил свой жизненный путь
совсем недавно, в 1980 году.
     Термины:
Феноменология - буквально означает учение о феноменах, понимаемых как
возникающие в сознании смысла предметов и событий - одно из основных
направлений современной философии, родоначальником которой является Э.
Гуссерль.
Философская антропология - это достаточно влиятельное течение современной
философской мысли, в центре внимания которого - проблема человека, а главная
идея - создание интегральной концепции человека.
Онтология –
Свобода – (по Сартру из «Бытие и ничто») это как раз то ничто, которое
содержиться в сердце человека и которое вынуждает человеческую реальность
делать себя, вместо того чтобы быть. Быть, т.е. выбирать себя.
[Возможно проблема свободы – это ответственность ( - сознание быть
неоспоримым автором события или объекта)]
     Список литературы:
1.     Сумерки богов / Яковлева А.А. - М.: Политиздат, 1989г.
2.     Ж-Поль Сартр: «Бытие и ничто»
3.     Канке: Учебник по философии для вузов. 2001 г.