Каталог :: Физкультура и спорт

Реферат: Спортивный отбор

                                Содержание                                
Введение                                                                       3
Уровни отбора                                                                  4
Методики спортивного отбора                                                    5
Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки                6
Отбор и спортивная специализация                                              11
Заключение                                                                    14
Список литературы                                                             15
                                 Введение                                 
Тема моей работы - "спортивный отбор".
     Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяю­щих определить
высокую степень предрасположенности (одарен­ность) ребенка к тому или иному
роду спортивной деятельности (виду спорта).
Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть
эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки
спортсмена обеспечена ком­плексная методика оценки его личности,
предполагающая исполь­зование различных методов исследования (педагогических,
меди­ко-биологических, психологических, социологических и др.).
Другое определение спортивного отбора звучит так:
     Спортивный отбор — это комплекс мероприятий по выявлению спортсме­нов,
обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям свецифики вида
спорта. Качественно видоизменяясь, отбор входит в систему многолетней
подготовки.
А также.
Спортивный отбор — это основанный на научном прогнозе про­цесс принятия и
реализации решения о включении или невклю­чении в спортивную деятельность ее
возможного участника.
Итак, из вышеприведенных определений уже можно сделать вывод о том, что
спортивный отбор, являющийся комплексом мероприятий, применим как к детям, не
занимающимся никаким спортом, так и к спортсменам.
Спортивный отбор проходят все участники спортивной дея­тельности: спортсмены,
тренеры, судьи, спортивные врачи, специа­листы из комплексной научной группы
и т. д. Часто назначение определенного тренера сборной команды оказывает
значительно большее влияние на спортивные достижения, чем включение в нее
самого сильного спортсмена.
                              Уровни отбора                              
Вовлечение людей в систематические занятия спортом, их интерес и личные
достижения зависят от соответствия индивидуальных особенностей специфике того
или иного вида спорта.
Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующе­го его
индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориен­тации.
Спортивная ориентация связана прежде всего с детско-юношеским и массовым
спортом. Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность
спортивного отбора. Технология ориентации и отбора едина, различие только в
подходе: при ориентации выбирают вид спорта для кон­кретного человека, а при
отборе — человека для конкретного вида спорта.
Первый уровень — начальный отбор для выявления детей (в большинстве видов
спорта это возраст 9—14 лет), обладающих потенциальными способно­стями к
успешному овладению конкретным видом спорта. Организационно от­бор проводится
в три этапа. На первом—агитационные мероприятия с целью вызвать интерес к
занятиям; на втором — тестирование и наблюдения для оп­ределения способностей
детей к данному виду спорта; на третьем, самом про­должительном — наблюдения
в процессе обучения и развития физических спо­собностей с целью установления
темпов осваивания учебного материала.
Второй уровень — углубленный отбор для выявления перспективных юно­шей и
девушек (возраст 16—17 лет), обладающих высоким уровнем способно­стей к
данному виду спорта и склонностями к определенной специализации (виду легкой
атлетики, игровой функции и т. п.).
Третий уровень—отбор для выявления спортсменов (возраст 18—20 лет) длк
зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации. Отбор
осу­ществляется на основе изучения тренировочной и соревновательной
деятель­ности в детско-юношеском спортивном коллективе, тестирования и
обследова­ния во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных
сборов.
Четвертый уровень — отбор для выявления спортсменов в различные сбор­ные
команды (страны, регионов, ведомств и др.), для определения участников
ответственных соревнований. С этой целью анализируется информация о
трени­ровочной и соревновательной деятельности спортсмена в своем клубе, в
сбор­ной команде, изучается соревновательная деятельность на национальных
чем­пионатах, на учебно-тренировочных сборах.
В отборе участвуют тренеры, работающие с данным контингентом, и груп­пы
экспертов из числа ведущих специалистов данного региона.
Конкретное содержание методики отбора обусловлено спецификой вида спорта. Она
основывается на системе педагогических, медико-биологических и психических
показателей, имеющих высокую прогностическую значимость (уро­вень физических
качеств, специфичных для данного вида спорта, уровень спо­собностей, лежащих
в основе технико-тактических действий, морфологические данные, функциональные
особенности организма, свойства высшей нервной дея­тельности и др.).
Учитываются исходный уровень, изменение показателей обсле­дования с возрастом
и под влиянием тренировки, связь этих показателей со спортивными
достижениями. Качество отбора служит важным условием успеш­ности многолетней
подготовки спортивных резервов. В процессе многолетней подготовки комплекс
методов отбора расширяется, сам отбор становится более углубленным,
вследствие чего количество отсеиваемых увеличивается.
                       Методики спортивного отбора                       
Спортивный отбор проходят все участники спортивной дея­тельности: спортсмены,
тренеры, судьи, спортивные врачи, специа­листы из комплексной научной группы
и т. д. Часто назначение определенного тренера сборной команды оказывает
значительно большее влияние на спортивные достижения, чем включение в нее
самого сильного спортсмена.
Для каждого кандидата отбор в конечном счете сводится к положительному или
отрицательному результату. Положитель­ный результат отбора может, например,
заключаться в зачисле­нии в группу и команду, включении в игру запасного
спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в виде
отчис­ления, исключения, удаления, дисквалификации, перевода основ­ного
спортсмена в число запасных и т. д.
Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спор­тивной деятельности.
Так, если новичок зачисляется в спортив­ную группу, то затем работа с ним
продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не принимается решения о
прекра­щении занятий. Отрезок времени, в течение которого осуществля­ется
спортивный отбор, может иметь различную величину—от не­скольких секунд до
нескольких лет. Так, например, начальный отбор юных спортсменов проводится в
расчете на последующую многолетнюю спортивную деятельность. Напротив, замены
спорт­сменов по ходу соревновательной деятельности, разрешенные пра­вилами
некоторых видов спорта, нередко представляют собой отбор для последующей
деятельности в течение нескольких секунд (как в случае замены гандбольного
вратаря на время выполне­ния соперником семиметрового штрафного броска).
Процедура спортивного отбора включает в себя три этапа:
определение специфики требований, которые предъявит будущая деятельность,
прогнозирование возможностей конкретных канди­датов и принятие положительного
или отрицательного решения с его последующей реализацией.
В современной теории спортивного отбора наибольшее внима­ние уделяется отбору
спортсмена. При этом используются следующие термины и понятия:
     спортивная ориентация — определение такого вида спорта, в котором
возможности спортсмена раскроются в наибольшей сте­пени;
     селекция—отбор спортсменов по мере роста пх мастерства;
     комплектование команд — формирование коллектива для уча­стия в
соревнованиях, в том числе непосредственное варьирование составом команды по
ходу состязаний.
В процессе отбора спортсмена сначала путем прогнозирования возможно более
точно определяются будущие требования к со­ревновательному потенциалу
спортсмена. Эти требования могут основываться на ожидаемом через несколько
лет уровне спортив­ных результатов, анализе направлений прогресса техники и
так­тики ведущих спортсменов или даже на предвосхищении игровых ситуаций
через несколько секунд после предлагаемой замены игрока. Иногда эти сведения
представляют в виде подробных мо­дельных характеристик. Затем с помощью
изучения соревнова­тельной деятельности, тестирования и т. д. делается
прогноз со­ревновательного потенциала или перспектив его формирования у
конкретных спортсменов (новичков), проходящих отбор. И на­конец, на основе
сравнения данных, полученных на первых двух этапах, делается вывод о степени
их соответствия и принимается решение о зачислении, отчислении, замене и т.
д.
Даже такая обобщенная схема указывает на большие труд­ности безошибочного
проведения отбора спортсмена. Особенную сложность представляет надежное
прогнозирование возможностей юного спортсмена на несколько лет вперед.
Выявление стабильных показателей позволяет с уверенностью прогнозировать
индивидуальное развитие юного спортсмена, по­скольку преимущество над
сверстниками по таким показателям сохранится и в будущем. Например, длину
тела спортсмена мож­но с достаточной надежностью предсказать уже в 9—11 лет.
Напротив, прогноз массы тела будет значительно менее надеж­ным. Поэтому в
каждом виде спорта определяется группа наи­более важных показателей, по
которым осуществляется отбор в ходе многолетней подготовки. Например, в
отборе легкоатлетов-спринтеров существенны оптимальное соотношение длины ног
и гуловища, физическая подготовленность и темпы прироста двига­тельных
способностей. В видах спорта со сложной координацией (гимнастика) особый
интерес представляет способность спорт­смена обучаться новым движениям. По
мере роста подготовлен­ности спортсмена все большее значение для отбора
приобретают спортивные результаты.
Правильное осуществление спортивного отбора обеспечивает наиболее эффективное
создание и реализацию соревновательного потенциала. Необходимо помнить и о
гуманном аспекте отбора, позволяющем человеку найти тот вид деятельности, в
котором его способности раскроются в наибольшей степени.
            Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки            
Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого
класса — это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом
факторов. Один из таких фак­торов — отбор одаренных детей и подростков, их
спортивная ори­ентация.
Педагогические методы позволяют оценивать уровень разви­тия физических
качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства
юных спортсменов. На осно­ве медико-биологических методов выявляются
морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние
ана­лизаторных систем организма спортсмена и состояние его здоро­вья. С
помощью психологических методов определяются особен­ности психики спортсмена,
оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе
спортивной борь­бы, а также оценивается психологическая совместимость
спорт­сменов при решении задач, поставленных перед спортивной ко­мандой.
Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах
детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к
длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.
     Спортивная ориентация — система организационно-методичес­ких мероприятий,
позволяющих наметить направление специали­зации юного спортсмена в определенном
виде спорта.
Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на
основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной
деятельности.
Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельно­сти — задача
спортивной ориентации; отобрать наиболее пригод­ных, исходя из требований
вида спорта, — задача спортивного отбора.
Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь
мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление
свойств личности и качествен­ных особенностей применительно к одному из видов
спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способнос­тей.
Малопредпочтительные признаки в одном виде спортив­ной деятельности могут
оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в
другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно
осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя
при этом из общих положений, характер­ных для системы отбора.
     Способности — это совокупность качеств личности, соответ­ствующая
объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая
успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие способности
(обеспечивающие отно­сительную легкость в овладении знаниями, умениями,
навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специ­альные
способности (необходимые для достижения высоких ре­зультатов в конкретной
деятельности, виде спорта).
Спортивные способности во многом зависят от наследствен­но обусловленных
задатков, которые отличаются стабильнос­тью, консервативностью. Поэтому при
прогнозировании спор­тивных способностей следует обращать внимание прежде
всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обус­ловливают
успешность будущей спортивной деятельности. По­скольку роль наследственно
обусловленных признаков мак­симально раскрывается при предъявлении к
организму занима­ющегося высоких требований, то при оценке деятельности юного
спортсмена необходимо ориентироваться на уровень высших достижений.
Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей
предполагает выявление тех показате­лей, которые могут существенно изменяться
под влиянием тре­нировки. При этом для повышения степени точности прогноза
необходимо принимать во внимание как темпы роста показате­лей, так и их
исходный уровень. В связи с гетерохронностью раз­вития отдельных функций и
качественных особенностей имеют место определенные различия в структуре
проявления способнос­тей спортсменов в разные возрастные периоды. Особенно
отчет­ливо эти различия наблюдаются у занимающихся в технически сложных видах
спорта, в которых высоких спортивных результа­тов достигают уже в детском и
подростковом возрасте и в которых вся подготовка спортсмена, от новичка до
мастера спорта между­народного класса, протекает на фоне сложных процессов
форми­рования юного спортсмена.
Спортивный отбор начинается в детском возрасте и заверша­ется в сборных
командах страны для участия в Олимпийских иг­рах. Он осуществляется в четыре
этапа.
В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с
возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной
ориентации являются рекомендации учи­теля физической культуры, данные
медицинского обследования, ан­тропометрические измерения и их оценка с
позиций перспективы.
Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не
всегда можно выявить идеальный тип детей, со­четающих морфологические,
функциональные и психические ка­чества, необходимые для дальнейшей
специализации в опреде­ленном виде спорта. Существенные индивидуальные
различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту
задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, сле­дует
использовать как ориентировочные.
На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети
школьного возраста для комплекто­вания учебно-тренировочных групп и групп
спортивного совер­шенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в те­чение
последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей
программе: оценка состояния здоровья; выполне­ние контрольно-переводных
нормативов, разработанных для каж­дого вида спорта и изложенных в программах
для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста
фи­зических качеств и спортивных результатов.
В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого
учащегося спортивной школы с целью оконча­тельного определения его
индивидуальной спортивной специали­зации. В это время проводятся
педагогические наблюдения, конт­рольные испытания, медико-биологические и
психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и
сла­бых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов
обследования окончательно решается вопрос об ин­дивидуальной спортивной
ориентации занимающегося.
Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию
и способностям спортсмена.
Основными методами отбора на данном этапе являются антропо­метрические
обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения,
контрольные испытания (тесты), пси­хологические и социологические
обследования.
     Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько
кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного
совершенствования спортивных школ со­ответствуют тому морфотипу, который
характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной
практике вы­работались определенные представления о морфотипах спортсме­нов
(рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в бас­кетболе,
легкоатлетических метаниях, академической гребле не­обходим высокий рост, в
марафонском беге рост не имеет суще­ственного значения и т.п.
     Медико-биологические исследования дают оценку состоянию здо­ровья,
физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе
медико-биологических исследований особое внимание обращается на
продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей
после выполне­ния значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследова­ние
необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких
лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки.
     Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют су­дить о наличии
необходимых физических качествах и способнос­тях индивида для успешной
специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и
способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов,
существуют так на­зываемые консервативные, генетически обусловленные качества и
способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в
процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное
прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные
группы спортивных школ. К их числу следует отнести быстроту, относи­тельную
силу, некоторые антропометрические показатели (стро­ение и пропорции тела),
способность к максимальному потребле­нию кислорода, экономичность
функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические
особенности личнос­ти спортсмена.
В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом,
чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что
он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению
двигательных задач, про­явлению двигательного творчества, умению управлять
своими дви­жениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем
большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить
предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях.
А потенциальный спор­тивный результат спортсмена зависит не столько от
исходного Уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих ка­честв
в процессе специальной тренировки. Именно темпы приро­ста свидетельствуют о
способности или неспособности спортсме­на к обучению в том или ином виде
деятельности.
     Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств,
как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность,
целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время
соревнований и т.п. Роль Психологических обследований за спортсменами
возрастает на третьем и четвертом этапах отбора.
Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов яв­ляются в
значительной мере природными свойствами централь­ной нервной системы
человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе
многолетней тренировки. Особое внимание обращается на проявление у
спортсменов самостоятель­ности, решительности, целеустремленности,
способности моби­лизовать себя на проявление максимальных усилий в
соревнова­нии, реакцию на неудачное выступление в нем, активность и упор­ство
в спортивной борьбе, способность максимально проявить свои волевые качества
на финише и др. Учитывается также спортивное трудолюбие.
С целью выявления волевых качеств спортсмена целесообразно давать контрольные
задания, лучше в соревновательной форме. Показателем интенсивности проявления
волевых усилий спортсмена служит успешное выполнение упражнений с
кратковременным напряжением, показателем настойчивости — выполнение
относи­тельно сложных в координационном отношении упражнений для освоения
специальных упражнений и т.п. Следует подчеркнуть не­обходимость
всестороннего изучения личности, а не отдельных его способностей. Поэтому их
оценка должна даваться в процессе тре­нировки, соревнований, а также в
лабораторных условиях.
     Социологические обследования выявляют интересы детей и подростков к
занятиям тем или иным видом спорта, эффектив­ные средства и методы формирования
этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы
среди детей школьного возраста.
Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом
спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а
не на учете какого-либо одного или двух показателей. Особая важность
комплексного под­хода на первых этапах отбора обусловлена тем, что спортивный
результат здесь практически не несет информации о перспектив­ности юного
спортсмена. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и
особенностями вида спорта (возраст начала занятий, возраст углубленной
специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т.д.).
На третьем этапе отбора с целью поиска перспектив­ных спортсменов и
зачисления их в центры олимпийской подго­товки, СДЮШОР и УОР проводится
обследование соревнова­тельной деятельности спортсменов с экспертной оценкой
и с по­следующим их тестированием в ходе республиканских соревнова­ний для
младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы
спортивного совершенствования.
На четвертом этапе отбора в каждом олимпийском виде спорта должны проводиться
просмотровые учебно-трениро­вочные сборы. Отбор кандидатов осуществляется с
учетом следу­ющих показателей:
1) спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по
годам подготовки);
2) степень закрепления техники выполнения наиболее неус­тойчивых элементов
при выполнении упражнения в экстремаль­ных условиях;
3) степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим
факторам в условиях соревновательной деятель­ности.
По итогам соревнований, а затем и комплексного обследова­ния тренерские
советы определяют контингент спортсменов, ин­дивидуальные показатели которых
соответствуют решению задач предолимпийской подготовки. Отбор кандидатов в
основные со­ставы сборных команд областей, краев, России осуществляется на
основе учета двигательного потенциала, дальнейшего разви­тия физических
качеств, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена,
освоения новых двигатель­ных навыков, способности к перенесению высоких
тренировоч­ных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в
соревно­ваниях. В процессе этого этапа отбора кандидатов учитываются
следующие компоненты: уровень специальной физической под­готовленности;
уровень спортивно-технической подготовленнос­ти; уровень тактической
подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.
Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные
соревнования. При этом учитываются не толь­ко сегодняшние спортивные
результаты, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика
результатов в те­чение текущего года, стаж регулярных занятий спортом,
соответ­ствие основных компонентов физической подготовленности и физического
развития требованиям данного вида спорта на уров­не результатов мастера
спорта международного класса.
                     Отбор и спортивная специализация                     
Спортивный "отбор" или "выбор"? Для приобщения к систематической спортивной
деятельности нуж­ны, само собой разумеется, определенные предпо­сылки. К числу
важнейших из них относятся, кро­ме прочих, индивидуальная предрасположенность к
ней, личностные установки, потребности, интере­сы. Несомненно также, что их
выявление, форми­рование и развитие происходят под воздействием естественных и
социальных факторов, в том числе направленно воздействующих и стихийных.
Веро­ятность того, что процесс спортивного совершен­ствования будет
развертываться в оптимальном ва­рианте, во многом зависит от того, на каком из
этапов индивидуального возрастного развития вы­является предрасположенность к
прогрессированию в том или ином виде спорта и соответственно обеспечивается 
спортивная ориентация, то есть формирование магистральной нацеленности
спор­тивной деятельности и целесообразный выбор пер­спективных путей ее
развертывания, согласующихся с индиви­дуальной предрасположенностью.
Это обстоятельство, а также ускоренный прогресс совре­менного спорта и
сильное обострение конкуренции на между­народной спортивной арене обусловили
актуальность проблема­тики спортивного отбора в ее исследовательских и
организаци­онно-практических аспектах. Проблемам отбора в последние несколько
десятилетий посвящено достаточно много исследова­ний и публикаций. В ряде
стран, развитых в спортивном от­ношении, сложилась и разветвленная практика
спортивного от­бора. Тем не менее, само понятие "спортивный отбор" пока не
получило вполне согласованного истолкования. Большинство специалистов так или
иначе связывает его с заблаговременным распознаванием индивидуальной
предрасположенности (задат­ки, способности, одаренность) к достижениям в
каком-либо ви­де спорта, определением в зависимости от этого направленнос­ти
спортивной специализации и выделением из общего числа приобщаемых или уже
приобщенных к спорту тех, кто относи­тельно более способен к высоким
спортивным результатам для того, чтобы создать им предпочтительные условия
для спортив­ного совершенствования.
Практика внедрения отбора в этом смысле оказалась проти­воречивой. С одной
стороны, она содействовала активизации по­иска талантливых спортсменов и
формированию отлаженной системы их подготовки, с другой — в своих
утвердившихся фор­мах имеет и отрицательные свойства. Самое опасное из них
для развертывания массового спортивного движения — фактическое ограничение
доступа к систематической спортивной деятельнос­ти тех, кто с первых же шагов
отсеивается отбором как "мало­перспективные" или вовсе "бесперспективные" и
на этом основа­нии не попадает в контингент спортсменов, охватываемых хоро­шо
налаженными формами спортивной подготовки (в детско-юношеских спортивных
школах и т.д.). В наших условиях такая практика, к сожалению, распространена.
Это усугубляется тем, что в само понятие "спортивный отбор" зачастую
фактически вкладывается смысл отбора для спорта, а не выбора спорта для
человека. Тем самым это понятие как бы дегуманизируется, то есть приобретает
в какой-то мере антигуманный смысл.
С гуманистической, общечеловеческой позиции все, что де­лается в процессе
приобщения к спорту для определения спор­тивной предрасположенности и
ориентации индивида, следует, конечно же, трактовать не как отбор для спорта,
а именно как выбор предмета и перспектив спортивной специализации, кото­рые
возможно полно соответствовали бы индивидуальным за­даткам и разумно
сформированным личностным потребностям, интересам. При этом важно,
разумеется, выявить индивидуаль­ные возможности достижения результатов в том
или ином виде спорта, но суть дела вовсе не сводится к определению
перспек­тивы лишь с позиции вероятной величины чисто спортивного результата.
Гораздо важнее определить то, в каком конкретно направлении наиболее
целесообразно ориентировать спортив­ную деятельность приобщаемых и
приобщенных к спорту, что­бы с возможно большей эффективностью содействовать
разви­тию их индивидуальных способностей, формированию и удов­летворению
возвышающих личность потребностей и интересов. Ни о каком отборочном
"отсеивании" кого-либо, сопряженном с ограничением доступа к систематической
спортивной деятель­ности, особенно на стадии приобщения к спорту, и речи быть
не должно (если, разумеется, нет противопоказаний со стороны здоровья) —
каждому в нормальных социальных условиях дол­жны быть предоставлены равные
возможности для удовлетво­рения спортивных интересов.
Свой оправданный смысл спортивный отбор приобретает тогда, когда решаются
проблемы конкурсного комплектования профессионально-ориентированных
спортивных учреждений (специализированных школ-интернатов спортивного профиля
и т.п.) и аналогичных групп спортсменов, подготавливаемых для пополнения
рядов тех, кто посвящает себя спорту высших дос­тижений. Отбор спортсменов
оправдан и тогда, когда на спор­тивно-конкурентной основе комплектуются
сборные команды и регламентируется допуск к соревнованиям высокого ранга в
прямой зависимости от наличного уровня индивидуальных спортивных достижений.
Такой отбор закономерно обусловлен конкурентным характером спорта и, в
принципе, не "отбраковы­вает" никого и не лишает спортивных перспектив,
напротив, мо­жет стимулировать спортивные дерзания.
Неодномоментность и динамичность спортивной ориен­тации. Специалисты сходятся
во мнении, что верно определить индивидуальную предрасположенность к
спортивным достиже­ниям путем каких-либо одноразовых процедур (наблюдение,
тестирование и т.п.) за короткое время невозможно. Невозмож­но по двум
основным причинам:
во-первых, спортивная предрасположенность — многослож­ный комплекс
индивидуальных свойств (биофизических и личностно-психических), ряд которых
созревает и проявляется не одновременно, а разновременно, в зависимости от
возраста и стажа спортивной деятельности;
во-вторых, индивидуальные возможности спортивных дос­тижений и личностные
установки на их реализацию динамичны, причем изменяются как в силу
естественных особенностей ин­дивидуального развития, так и под воздействием
социальных условий жизни. Отсюда следует, что диагностику (от "диагноз" —
распознание, определение) индивидуальной спортивной предрасположенности, а
значит, и опирающуюся на нее спор­тивную ориентацию необходимо осуществлять
не в качестве не­коего разового мероприятия, а в качестве поэтапно
возобновля­емого процесса.
Многолетнюю спортивную деятельность принято подразде­лять с известной
условностью на три большие стадии, каждая из которых охватывает ряд лет
индивидуальной жизни, — ста­дию базовой подготовки, стадию максимальной
реализации спортивно-достиженческих возможностей и стадию "спортив­ного
долголетия" [5]. Закономерности оптимального построе­ния системы подготовки
спортсмена обязывают в пределах пер­вой стадии обеспечивать первичную
спортивную ориентацию и уточнять ее к исходу этой стадии с относительно
твердым вы­бором предмета углубленной спортивной специализации, нап­равления
и параметров последующей спортивной деятельности.
Эта стадия и ее внутренние этапы не имеют единых для всех временных границ,
поскольку они значительно колеблются в за­висимости от индивидуального
возраста начала занятий спор­том, реально складывающихся особенностей
содержания и пос­троения спортивной тренировки, характера соревновательной
деятельности, индивидуальных особенностей развития спорт­смена, других
факторов и обстоятельств. Приблизительно можно сказать, что с начала
систематической спортивной дея­тельности в детском и подростковом возрасте во
многих случа­ях бывает достаточно двух-трех лет, чтобы в первом приближе­нии
корректно определить целесообразное направление спор­тивной специализации и
спрогнозировать спортивные перспек­тивы. Однако эта первичная ориентация в
дальнейшем подле­жит более или менее существенным коррекциям, особенно ког­да
в реальных условиях жизни созревающего спортсмена нуж­но будет решать, идти
ли ему в сферу спорта высших достиже­ний либо ограничиться сферой
ординарного, общедоступного спорта.
                                Заключение                                
Для каждого кандидата отбор в конечном счете сводится к положительному или
отрицательному результату. Положитель­ный результат отбора может, например,
заключаться в зачисле­нии в группу и команду, включении в игру запасного
спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в виде
отчис­ления, исключения, удаления, дисквалификации, перевода основ­ного
спортсмена в число запасных и т. д.
Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спор­тивной деятельности.
Так, если новичок зачисляется в спортив­ную группу, то затем работа с ним
продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не принимается решения о
прекра­щении занятий. Отрезок времени, в течение которого осуществля­ется
спортивный отбор, может иметь различную величину—от не­скольких секунд до
нескольких лет. Так, например, начальный отбор юных спортсменов проводится в
расчете на последующую многолетнюю спортивную деятельность. Напротив, замены
спорт­сменов по ходу соревновательной деятельности, разрешенные пра­вилами
некоторых видов спорта, нередко представляют собой отбор для последующей
деятельности в течение нескольких секунд (как в случае замены гандбольного
вратаря на время выполне­ния соперником семиметрового штрафного броска).
Процедура спортивного отбора включает в себя три этапа:
·        определение специфики требований, которые предъявит будущая
деятельность;
·        прогнозирование возможностей конкретных канди­датов;
·        принятие положительного или отрицательного решения с его последующей
реализацией.
                            Список литературы                            
1.      Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для
студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480
с.
2.    Основы теории и методики физической культуры: Учеб. Для техн. Физ.
Культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352
с.
3.    Теория и методики физического воспитания: Учеб. Для студентов фак. Физ.
Культуры пед. Ин-тов по спец. 03.03 "Физ. Культура" / Б. А. Ашмарин, Ю. А.
Виноградов, З. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. - М.: Просвещение,
1990. - 287 с.
4.    Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки
спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999.