Каталог :: Физкультура и спорт

Реферат: Спорт

                               СОДЕРЖАНИЕ:                               
         1.      Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие         
от других видов занятий физическими упражнениями                               2
2.      Массовый спорт. Его цели и задачи.                                     2
3.      Определение понятия «система физических упражнений»                    2
4.      Спорт высших достиже­ний                                               3
5.      Спортивная классификация. Её структура.                                3
6.      Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений
для регулярных занятий в учебное и свободное время.                            4
7.      Перспективное, текущее и оперативное планирование
спортивной подготовки в условиях ВУЗа.                                         8
8.      Основные пути достижения необходимой структуры
подготовленности: технической, физической, тактической и психической  9
9.      Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий        11
1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов
занятий физическими упражнениями
Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) — вольного
сокращения первоначального слова disport — игра, развле­чение. Вот эта
первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда — различное
толкование термина «спорт». В зарубежной пе­чати с этим понятием объединяется
«физическая культура» в ее оз­доровительном, рекреационном
(восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и
литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-
разному, но иногда отождествляются. Однако в специальной литературе по
фи­зической культуре и спорту каждое из этих понятий имеет четкое
оп­ределение.
«Cпорт» — обобщенное понятие, обозна­чающее один из компонентов физической
культуры общества, истори­чески сложившийся в форме соревновательной
деятельности и специ­альной практики подготовки человека к соревнованиям.
Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная
соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать
в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например,
бег), но при этом спортсмен' всегда сравнивает свои достижения в физическом
совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях.
Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование
без­относительно к достижениям в этой области других занимающихся. Вот почему
мы не можем назвать спортсменом бодрого старичка, пере­двигающегося по аллеям
сквера «джогингом» — смесью быстрой ходь­бы и медленного бега. Этот уважаемый
человек не спортсмен, он физ­культурник, использующий ходьбу и бег для
поддержания своего здо­ровья и работоспособности.
Однако все эти рассуждения и примеры хотя и помогают догово­риться о едином
толковании отдельных понятий, но не раскрывают всю многогранность такого
общественного явления, каким является
современный спорт. Он выступает во многих ипостасях: как средство
оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как
действенное средство отдыха и восстановления работоспособ­ности, и как
зрелище, и как профессиональный труд.
Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений.
Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные
понятия, раскрывающие сущность его от­дельных направлений, их принципиальное
отличие.
     2. Массовый спорт. Его цели и задачи.
     Массовый спорт дает возможность миллионам людей со­вершенствовать свои
физические качества и двигательные возможнос­ти, укреплять здоровье и
продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным
воздействиям на организм современ­ного производства и условий повседневной
жизни.
Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить
физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с
решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных
систем организма, скоррек­тировать физическое развитие и телосложение,
повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно
необходи­мыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, до­стичь
физического совершенства.
Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но
реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.
К элементам массового спорта значительная часть молодежи при­общается еще в
школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в до­школьном возрасте. Именно
массовый спорт имеет наибольшее рас­пространение в студенческих коллективах.
Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере
массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от
10 до 25% студентов. Ныне действующая про­грамма по учебной дисциплине
«Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет
практически каждому здорово­му студенту и студентке любого вуза приобщиться к
массовому спор­ту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в
учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам
студент. Более подробно мы остановимся на этом несколько позже.
     3. Определение понятия «система физических упражнений»
В элективном курсе учебной дисциплины «Физическая культура» кафедры физического
воспитания могут представлять сту­дентам для выбора не только отдельные виды
спорта, но и наиболее популярные системы физических упражнений.
.Современные системы физических упражнений представляют собой специально
подобранные движения и позы, направленные на комплексное или избирательное
воздействие на определенные функ­циональные системы организма. В некоторых из
них имеются сорев­новательные элементы.
В настоящее время наибольшей популярностью среди студентов пользуется
атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика (аэро­бика), шейпинг,
единоборства и комплексы физических упражнений из восточных систем каратэ, у-
шу, йоги.
К особенностям организации учебных занятий отдельными систе­мами физических
упражнений следует отнести некоторые ограниче­ния в их выборе. Дело в том,
что на обязательных занятиях по учебной дисциплине «физическая культура»
могут использоваться только те системы (или элементы этих систем), которые
связаны с повышенной двигательной активностью. Поэтому целые разделы,
например, из сис­темы «йоги», основанные на длительной медитации, длительном
рас­слаблении и пассивном растягивании мышц, хотя и имеют определен­ный
оздоровительный эффект, не могут быть рекомендованы для ре­гулярных занятий в
обязательное учебное время из-за их крайне из­бирательного воздействия на
отдельные системы организма. Но это не исключает использования подобных
упражнений в учебных заня­тиях в ознакомительном аспекте или в качестве
вспомогательного средства.
При занятиях отдельными системами физических упражнений, там где это
возможно, не исключается и организация мини-соревнований по отдельным
элементам, комбинациям или упражнениям. Они не только повышают интерес к
занятиям, но и служат методом контроля за эффективностью учебных занятий.
Кафедрами физического воспи­тания разрабатываются специальные дополнительные
зачетные требо­вания и нормативы, отражающие суть каждой системы физических
упражнений. Как и обязательные тесты по общей и профессионально-прикладной
физической подготовке, они оцениваются в очках и вхо­дят в итоговую оценку
практического раздела учебной дисциплины «Физическая культура» за каждый
семестр или учебный год.
Организационные основы занятий студентов различными система­ми физических
упражнений в свободное время те же, что и при орга­низации занятий различными
видами спорта. Так же могут быть орга­низованы секции и группы для занятий
одной из систем физических упражнений. Критерием эффективности таких занятий
выступают субъективные, косвенные показатели улучшения здоровья
(самочув­ствие, внутренняя удовлетворенность от занятий). Однако могут быть и
объективные показатели самоконтроля: изменение массы тела, по­движность в
суставах. Занятия отдельными системами физических упражнений в свободное
время отличаются от обязательных тем, что имеется возможность целостно
освоить эти системы (включая разделы медитации). В частности, можно
организовать самостоятельные груп­пы для занятий, например «стретчингом»,
т.е. системой специальных упражнений для растягивания мышц и повышения
подвижности сус­тавов.
Изучение отдельных ^систем в ограниченные часы групповых заня­тий не дают
значительного эффекта. Для этого требуются ежедневные самостоятельные
упражнения. Они намного увеличивают и общую двигательную активность, и
оздоровительный эффект.
     4. Спорт высших достиже­ний
Наряду с массовым спортом существует спорт высших достиже­ний, или
большой спорт.
Цель большого спорта принципиально отличается от цели массо­вого. Это
достижение максимально возможных спортивных результа­тов или побед на
крупнейших спортивных соревнованиях.
Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но
становится общенациональным достоянием, так как ре­корды и победы на
крупнейших международных соревнованиях вно­сят свой вклад в укрепление
авторитета страны на мировой арене. Поэ­тому нет ничего удивительного в том,
что крупнейшие спортивные фо­румы собирают у экранов телевизоров всего мира
миллиардные ауди­тории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко
ценятся и ми­ровые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на
Олим­пийских играх.
Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта, которая
обычно остается в тени.) Сегодня спорт высших дости­жений — пока единственная
модель деятельности, при которой у вы­дающихся рекордсменов функционирование
почти всех систем орга­низма может проявляться в зоне абсолютных
физиологических и пси­хических пределов здорового человека. Это позволяет не
только про­никнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и
оп­ределить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого
человека природных способностей в его профессиональной и общественной
деятельности, повышения общей работоспособности.
Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабаты­ваются поэтапные
планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе
подготовки эти задачи определяют необходи­мый уровень достижения
функциональных возможностей спортсме­нов, освоение ими техники и тактики в
избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в конкретном
спортивном результате.
     5. Спортивная классификация. Её структура.
Чтобы сравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортивной
дисциплине, так и между различными видами спорта, ис­пользуется единая
спортивная классификация.
Действующая спортивная классификация включает в себя почти все культивируемые
в стране виды спорта. В ней весьма условно, в единой градации по спортивным
званиям и разрядам представлены нормативы и требования, характеризующие
уровень подготовленнос­ти спортсменов, их спортивные результаты и достижения»
Условность сведения в единую систему спортивных разрядов и зва­ний
разнохарактерных видов спорта (например, марафонский бег ~ тяжелая атлетика)
сочетается с научностью такой систематизации, ко­торая опирается на
статистическую достоверность установленной тру­доемкости и реальных сроков
достижения одного и того же разряда. Так, звание «мастер спорта» одаренные
молодые люди получают обычно после 6—8 лет регулярной и напряженной
спортивной подго­товки. Реально возможные сроки достижения .нормативов и
требова­ний отдельных разрядов и званий — это и определенные временные
ориентиры как для начинающих, так и для высококвалифицирован­ных спортсменов.
Продвижение спортсмена от разряда к разряду слу­жит критерием эффективности
учебно-тренировочного процесса.
Структура спортивной классификации предусматривает присвое­ние следующих
разрядов и спортивных званий (от низших к высшим).
Спортивные разряды: 5-й, 4-й разряды (только в шахматах и шаш­ках); 3-й, 2-й,
1-й разряды, «кандидат в мастера спорта». Спортивные разряды необходимо
подтверждать.
iСпортивные звания: «мастер спорта», «мастер спорта международ­ного класса»
(к этому званию приравнивается звание «гроссмейстер» в шахматах и шашках). За
особо выдающиеся спортивные достижения присваивается звание «заслуженный
мастер спорта России».'Спортив­ные звания присваиваются пожизненно.
Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо
выполнить разрядные нормативы и требования, а в других только разрядные
требования. Разрядные нормативы обычно выраже­ны в мерах времени, длины, веса
и других количественных показате­лях. Разрядные требования определяются
такими положениями:
- занять определенное место на соревнованиях того или иного мас­штаба;
- добиться определенного количества побед над спортсменами со­ответствующих
разрядов.
Спортивная классификация носит подвижный, динамичный харак­тер. Периодически
в нее вносятся коррективы, связанные со спортив­ной практикой, на которую
влияют прогрессивные изменения в тео­рии и практике подготовки спортсменов,
их техническая оснащен­ность и др.
     6. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных
занятий в учебное и свободное время.
Возрастные особенности студенческой молодежи, специ­фика учебного труда и быта
студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и
спортом позволяют выде­лить в особую категорию студенческий спорт.
Организационные особенности студенческого спорта:
·         доступность и возможность заниматься спортом в часы обяза­тельных
учебных занятий по дисциплине «Физическая культу­ра» (элективный курс в
основном учебном отделении, учебно-тренировочные занятия в спортивном учебном
отделении);
·         возможность заниматься спортом в свободное от учебных
акаде­мических занятий
·         время в вузовских спортивных секциях и груп­пах, а также
самостоятельно;
·         возможность систематически участвовать в студенческих спор­тивных
соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри-
и вневузовских соревнованиях по из­бранным видам спорта).
Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту
сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для ре­гулярных занятий.
     

Спорт в высшем учебном заведении

Учебная программа по физической культуре предусмат­ривает свободу выбора видов спорта для студентов основного и спор­тивного отделений. После периода активной теоретико-методической и общефизической подготовки на I курсе студентам предлагается самостоятельно выбрать вид спорта или систему физических упраж­нений для систематических занятий в процессе обучения в вузе. Спорт в элективном курсе физического вое питания студентов — эта та часть преимущественно практических занятий учебной дисциплины «Физическая культура», в ко­торой вид спорта студенты выбирают самостоятельно (из числа пред­ложенных кафедрой физического воспитания). Однако здесь уместно сделать небольшую оговорку: в учебную программу могут быть вклю­чены только те виды спорта, которые связаны с повышенной двига­тельной активностью. Поэтому в рабочую программу не включаются шахматы, шашки и т.п. Мотивация выбора того или другого вида спорта у каждого студен­та, конечно, своя, но принципиально в этом процессе то, что «не меня выбирают, а Я выбираю». Поэтому, например, студенту с «небаскет­больным» ростом, желающему заниматься баскетболом (где всегда имели преимущество высокорослые), никто не вправе отказать в его желании. Между тем практика работы ряда вузов показывает, что в некоторых случаях такие отказы правомерны. Так, «права выбора» лишаются те студенты, которые в обязательных тестах общей физической подготов­ки (например, у мужчин — бег на 100 и 3000 м, подтягивание на перекла­дине) не показывают результатов, равных 1 очку в каждом упражнении. Эти студенты проходят подготовку в группах ОФП (общей физической подготовки); при ограниченных возможностях комплектации учебных групп по отдельным видам спорта (разрешается не более 15 человек в одной группе) преимущество отдается студентам, набравшим в трех указанных обязательных тестах ОФП большее количество очков. Такой опыт комплектации учебных групп в отдельных вузах не обяза­телен для других. Подобная практика часто носит вынужденный харак­тер — из-за ограниченности мест занятий и других причин.

Спорт в свободное время студентов

Спорт в свободное время — неотъемлемая часть физичес­кого воспитания студентов. Такие занятия проходят на самодеятель­ной основе, без каких-либо условий и ограничений для студентов. В свободное время студенты могут заниматься в спортивных секциях, группах подготовки по отдельным видам спорта, включая шахматы, шашки, стрельбу, технические виды спорта (авиамодельный, планер­ный спорт, авто- и мотоспорт). Эти секции организуются и финанси­руются в вузах ректоратом, общественными организациями, коммер­ческими структурами, спонсорами.. Инициаторами организации таких секционных занятий, определения их спортивного профиля чаще всего выступают сами студенты. Самостоятельные занятия — одна из форм спортивной подготовки. В некоторых видах спорта такая подготовка позволяет значительно со­кратить временные затраты на организованные тренировочные заня­тия и проводить их в наиболее удобное время. Самостоятельная спор­тивная подготовка не исключает возможность участия во внутривузовских и вневузовских студенческих соревнованиях. Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений Кто из молодых людей не желал бы иметь стройную фи­гуру, быть сильным, выносливым, ловким, не уступать друзьям и в спортивных упражнениях, и в танцевальных движениях, и в труде. Все это играет не последнюю роль в самоутверждении молодого человека среди своих сверстников, в учебном и трудовом коллективе. Но очень редко все эти качества человеку достаются от природы. Известный ученый морфолог М.Ф. Иваницкий писал, что человек рождается лишь с задатком таких природных дарований, которые оп­ределяют красоту человеческого тела и соразмерности всех его частей, легкость и согласованность движений, физическую силу, гармоничес­кое развитие. А вот для полного расцвета и созревания все эти при­родные дарования нуждаются в активном развитии и совершенство­вании. В условиях, когда двигательная активность человека ограничена особенностями труда и быта, именно регулярные занятия физически­ми упражнениями и различными видами спорта помогают раскрыться природным задаткам и способностям молодого человека. Такие заня­тия могут восполнить то, что было упущено в детстве. Не случайно и подростки, и юноши, и даже пожилые люди встают перед выбором: чем, какими упражнениями, каким видом спорта и каким образом заняться для укрепления здоровья, для физического развития, для поддержания и повышения уровня работоспособности. В высшем учебном заведении, где образовательно- профессиональная программа по учебной дисциплине «Физическая культура» предус­матривает обязательные учебные занятия со спортивной направлен­ностью с каждым студентом, также возникает проблема выбора. Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов Как показывает многолетний опыт, при выборе видов спорта (или систем физических упражнений) у большей части студен­тов не наблюдается четкой, осознанной и обоснованной мотивации. Чаще всего выбор определяется случайностью: то вместе с другом или подругой; то преподаватель более симпатичен; то расписание более удобно... Гораздо реже выбор опирается на устойчивый интерес к опре­деленному виду спорта или на понимании необходимости выполнять те или иные физические упражнения, чтобы исправить недостатки в своем физическом развитии или функциональной подготовленности. А слу­чайный выбор, как правило, приводит к утрате интереса и снижению ак­тивности, а значит, занятия не будут эффективными. Из далекой древности дошел до нас призыв древнегреческого мыс­лителя Сократа «Познай самого себя!». Поэтому объективная оценка своего физического развития, телосложения, физической подготов­ленности, а также предварительное ознакомление с «возможностями» различных видов спорта необходимы для осознанного и оправданного выбора вида спорта и упражнений для своего физического совершен­ствования. При всем многообразии, на практике в основном наблюдается пять мотивационных вариантов выбора студентами вида спорта и системы физических упражнений: · укрепление здоровья, коррекция недостатков физического разви­тия и телосложения; · повышение функциональных возможностей организма; · психофизическая подготовка к будущей профессиональной дея­тельности и овладение жизненно необходимыми умениями и на­выками; · активный отдых; · достижение наивысших спортивных результатов. 1) Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции не­достатков физического развития и телосложения Здоровье выступает ведущим фактором, определяющим полноцен­ное выполнение всех жизненных функций, гармоническое развитие молодого человека, успешность овладения профессией и плодотвор­ность будущей трудовой деятельности. Физические упражнения, фи­зическая культура и спорт широко используются для укрепления здо­ровья. Человеческий организм запрограммирован природой на движение, причем двигательная активность должна быть на всем протяжении жизни. Специальными исследованиями установленно, что организм физически активных 50—60-летних мужчин обладает более высокими функциональными возможностями, чем 30-летних, но с ограниченным двигательным режимом. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни. В современном обществе, особенно у горожан, нет другого средства повысить двигательную активность, кроме физической культуры и спорта. Поэтому массовый спорт, всё его виды, которые связаны с ак­тивной двигательной деятельностью, призваны способствовать нор­мальному функционированию основных систем организма, совершен­ствовать эту деятельность и создавать предпосылки для поддержания и укрепления здоровья. Физическое развитие тесно связано со здоровьем. Занятия отдель­ными видами спорта, системами физических упражнений могут спо­собствовать развитию определенных органов и систем организма. С помощью соответствующим образом подобранных физических упраж­нений можно улучшить многие показатели физического развития (массу тела, окружность трудной клетки, жизненную емкость легких). Коррекция недостатков физического развития и телосложения. Можно объяснять недостатки физического развития и телосложения наследственностью, условиями воспитания, но молодому человеку от этого не легче. Подобные недостатки постоянно портят настроение, и нередко порождают комплекс неполноценности. Конечно, не все недостатки поддаются исправлению с помощью физических упражнений: труднее всего рост и те особенности телосло­жения, которые связаны с формой основных скелетных костей. Значи­тельно легче — масса тела и отдельные антропометрические показате­ли (окружность бедра, грудной клетки и др.). Но прежде чем принимать решение о коррекции телосложения, о подборе специальных упражнений или видов спорта, следует сформи­ровать свое твердое представление об идеале. Только после этого следует принимать решение о выборе вида спорта или системы физических упражнений — различные виды спор­та и упражнения по-разному будут способствовать решению вами по­ставленной перед собой задачи. Не случайно представителей различных видов спорта отличают ха­рактерные антропометрические показатели: у гимнастов — хорошее развитие плечевого пояса и мышц верхних конечностей, мышцы ниж­них конечностей развиты у них относительно слабее; у конькобежцев относительно хорошо развита грудная клетка, мышцы бедра и т.д. (более подробная характеристика отдельных видов спорта будет дана в следующем разделе). Однако наибольшие возможности, например в избирательной кор­рекции отдельных недостатков телосложения, представляют регуляр­ные занятия атлетической гимнастикой или шейпингом, т.е. теми уп­ражнениями, которые и направлены преимущественно на решение подобных задач. 2) Повышение функциональных возможностей организма Вузовской программой по учебной дисциплине «Физическая куль­тура» предусматривается регулярный контроль (в начале и конце каж­дого учебного года) за динамикой физической подготовленности каж­дого студента. С этой целью используются три обязательных простей­ших теста, отражающих уровень развития основных физических ка­честв: скоростно-силовой подготовленности (бег 100 м), силовой под­готовленности «ключевых» групп мышц для мужчин и женщин; общей выносливости (бег 3000 м у мужчин и 2000 м у женщин). Оцен­ки выполнения этих тестов производятся в очках. Пройдя через тесты в первый же месяц своего пребывания в вузе, каждый студент может произвести самооценку состояния силы мышц, общей выносливости (характеризующей главным образом работоспособность сердечно-со­судистой и дыхательной систем) и отчасти быстроты (отчасти, так как быстрота, как уже указывалось, входит только одной из составляющих в число качеств, определяемых результатом в беге на 100 м). На осно­вании результатов тестирования каждый студент может определиться, каким видом спорта ему заняться для повышения своих функциональ­ных возможностей или для акцентированного развития какого-либо недостаточно развитого физического качества (быстроты, силы, вы­носливости). Но здесь возникает альтернатива: выбрать тот вид спорта, который поможет «подтянуть» недостаточно развитое физическое качество, или тот, где наиболее полно может реализоваться уже определившаяся способность к проявлению конкретного качества. Вероятно, оба подхода правомерны, но нужно для себя сразу же точно определить мотивацию выбора. В первом случае — оздорови­тельная направленность, разносторонняя физическая подготовка (а заодно и выполнение учебных зачетных нормативов в «отстающем» тесте). При этом следует сознавать, что успехи в избранном виде спор­та, по спортивным меркам и классификации будут заведомо невысоки. Во втором случае возможно достичь значительных спортивных ре­зультатов. Конечно, выбор за самим студентом, но, думается, что первый ва­риант можно рекомендовать молодым людям со сравнительно низкой общей физической подготовленностью. Второй — для студентов с хо­рошей предварительной общей физической и спортивной подготов­ленностью. 3) Выбор видов спорта и систем физических упражнений для ак­тивного отдыха Значительная часть студентов при всей программной зарегламентированности занятий по учебной дисциплине «Физическая культу­ра» воспринимает их как активный отдых, как «разрядку» от однооб­разного аудиторного учебного труда. Право студента выбирать различ­ные виды спорта, системы физических упражнений только поддержит его интерес к таким занятиям. А где интерес, там и большая эффектив­ность занятий, польза активного отдыха. Существенную роль в возникновении и протекании эффекта актив­ного отдыха играют не только особенности предшествующего утомле­ния (умственного, физического, нервно-эмоционального), но и психо­логическая настроенность человека, его эмоциональное состояние и даже темперамент. Так, если человек легко отвлекается от работы, а затем быстро в нее включается, если он общителен с окружающими, эмоционален в спорах, для него предпочтительными будут игровые виды спорта или единоборства; если же он усидчив, сосредоточен в ра­боте и склонен к однородной деятельности без постоянного переклю­чения внимания, если способен в течение продолжительного времени выполнять физически тяжелую работу, значит, ему подойдут занятия длительным бегом,, лыжным спортом, плаванием, велоспортом; а если замкнут, необщителен, неуверен в себе или чрезмерно чувствителен к мнению окружающих, ему не стоит заниматься постоянно в группах. Индивидуальные занятия соответствующими видами спорта и систе­мами физических упражнений без отвлекающих факторов в этом слу­чае помогут испытать положительные эмоции, принесут физическое и моральное удовлетворение. Но все это приемлемо, если мотивацией выбора является активный отдых, и занятия проводятся преимущественно в свободное время. 4) Психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и на­выками также предполагают направленный выбор видов спорта, сис­тем физических упражнений. В этом случае выбор проводится, чтобы достичь лучшей специальной психофизической подготовленности к избранной профессии. Так, если ваша будущая профессия требует по­вышенной общей выносливости, то вы должны выбирать виды спорта, в наибольшей степени развивающие это качество (бег на длинные дис­танции, лыжные гонки и т.п.). Если ваш будущий труд связан с дли­тельным напряжением зрительного анализатора, освойте виды спорта и упражнения, тренирующие микромышцы глаза (настольный теннис, теннис, бадминтон). Хорошее владение элементами спортивного ту­ризма и альпинизма необходимо будущим экспедиционным работни­кам; гребля и плавание — гидрологам; верховая езда — ветеринарным врачам и зооинженерам и т.д. Использование прикладных видов спорта и систем физических уп­ражнений для обеспечения психофизической надежности и безопас­ности при выполнении профессиональных видов работ основано на том, что занятия различными видами спорта, а также уровень квали­фикации спортсменов откладывают отпечаток на его функциональ­ную подготовленность, на Степень владения прикладными двигатель­ными умениями и навыками. Если в школьные годы молодому чело­веку не удалось освоить такие навыки, как плавание, передвижение на лыжах, то это следует сделать в студенческие годы. И хотя из этого мо­лодого человека уже не получится пловец экстра-класса, он достигнет другой цели — заблаговременно подготовит себя к будущей профес­сии, к возможным экстремальным ситуациям в жизни. Более подробно о профессионально-прикладной подготовке см. гл. 10. 5) Выбор видов спорта для достижения наивысших спортивных результатов предполагает попытку совмещения успешной подготов­ки к избранной профессии в вузе с объемной, физически и психологи­чески тяжелой спортивной подготовкой к достижениям высоких ре­зультатов в большом спорте. Выбирая этот путь, молодой человек дол­жен хорошо представить себе и объективно оценить все его плюсы и минусы, сопоставить цели с реальными возможностями, так как в воз­расте 17—19 лет истинно одаренный спортсмен уже имеет 5—8-лет­нюю подготовку в избранном виде спорта и заметен в спортивном мире. Современная наука о спорте достаточно детально изучает проблему становления личности в большом спорте — от новичка до мастера спорта международного класса. Ныне в каждом виде спорта разрабо­таны основы спортивного отбора молодежи, определены этапы много­летней подготовки к рекордным результатам. Специалистами установ­лены контрольные требования к физическому развитию, к уровню функционирования и взаимодействия отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости и многое другое для каждого этапа многолетней подготовки. В соответствии с этими требованиями определяют успешность и своевременность прохождения установлен­ных этапов спортивного пути, который в среднем занимает около 10 лет непрерывной подготовки. 7. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях ВУЗа. Специфика каждого вида спорта или системы физических упражнений всегда накладывает свой отпечаток на планирование учебно-тренировочных занятий. Однако в каждом виде спорта или в системе физических упражне­ний всегда присутствуют его. основные разделы: · перспективное планирование; · годичное планирование; · текущее и оперативное планирование.

Перспективное планирование многолетней подготовки

Из года в год увеличивается число тренировочных заня­тий и соревнований, растет общий объем нагрузки. От этапа к этапу многолетней подготовки изменяется соотношение различных средств, используемых в тренировочном процессе (рис 1). Перспективное планирование спортивной подготовки студента за­ключается в том, чтобы обеспечить непрерывность тренировочного 'процесса, так как оно связывает в единую многолетнюю систему под­готовку на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура» в средней школе и вузе, а также занятия в свободное время на всем протяжении обучения ((включая учебные и производственные практи­ки, а также каникулярное время). В некоторых случаях перспектив­ный план спортивной подготовки должен охватывать и послевузовский период подготовки спортсмена. Между тем спортивная подготовка в основном учебном отделении вуза планируется только на годы учебных занятий по дисциплине «Физическая культура». Перспективное планирование в данном слу­чае состоит в постепенном усложнении задач по освоению обязатель­ного программного и элективного учебного материала, В конечном счете это находит свое отражение в усложняющихся зачетных спор­тивно-технических нормативах и требованиях. Перспективное планирование в спортивном учебном отделении имеет свои особенности. С одной стороны, оно предусматривает посте­пенное усложнение учебно-тренировочного процесса по годам обуче­ния, с другой — может охватывать не только период обучения в вузе, но и спортивную подготовку спортсмена после окончания учебного за­ведения. Такое планирование, захватывающее послевузовский период спортивной подготовки, наиболее четко проявляется в индивидуаль­ных видах спорта. Перечень и уровень зачетных спортивно-технических нормативов и требований к студентам по годам обучения разрабатываются кафед­рой физического воспитания с учетом общей физической и спортив­ной подготовленности учебных групп по каждому из видов спорта. Иногда студентам ставятся задачи достичь' или подтвердить опреде­ленные спортивные разряды по годам обучения в вузе. В каждом вузе наряду с обязательными зачетными требованиями по общей физической и профессионально-прикладной физической подготовке студентам должны быть заблаговременно объявлены спор­тивно-технические нормативы и требования по годам обучения, а не только на предстоящий семестр. Это позволит им представлять сте­пень трудности освоения учебно-тренировочного материала не только на предстоящий семестр, но и на перспективу. Особенности перспективного планирования в конкретном виде спорта или долгосрочного плана занятий какой-либо системой физи­ческих упражнений полностью раскрываются на лекции.

Текущее и оперативное планирование

Текущее планирование связано с оптимизацией учебно-тренировочного процесса, подготовкой к отдельным соревнованиям или их серии. Оно призвано представить различные факторы трени­ровочного процесса (подбор соответствующих средств тренировки, со­ревновательных стартов, методов направленного восстановления и стимуляции работоспособности), в таком сочетании, которое обеспе­чивало бы условия для подготовки спортсмена к проявлению наивыс­ших возможностей на основных соревнованиях. С одной стороны, планируются определенные «блоки» из серии тренировочных занятий с конкретными задачами подготовки, с дру­гой — проводится постоянный текущий контроль за специфической работоспособностью спортсмена путем различных тестов, ибо важно выявить эффективность подготовки после каждого «блока» трениро­вочных занятий. Текущее планирование в основном и спортивном отделениях суще­ственно различаются, особенно в видах и формах текущего контроля. В основном отделении чаще применяются тесты, а в спортивном — со­ревновательные упражнения, (на вспомогательных дистанциях и их отрезках, в нестандартных упражнениях, не используемых в офици­альных соревнованиях). Оперативное планирование, или управление учебно-тренировоч­ным процессом, — определяет степень физической, технической, так­тической подготовленности студента-спортсмена. Оцениваются самые различные показатели, отражающие возможности организма, реакции на отдельные виды физических упражнений, продолжительность пауз между ними. Современные технические средства позволяют оперативно полу­чать и доводить до занимающихся информацию о динамических и ки­нематических характеристиках движений, реакции основных функци­ональных систем, их соответствии заданным характеристикам. Это по­зволяет своевременно корректировать индивидуальные нагрузки, использование тренировочных средств. Оперативное планирование предусматривает контроль всех сторон спортивной подготовки. Оно не имеет существенных отличий при подготовке студентов в основном и спортивном отделениях, но в каж­дом виде спорта оперативное и текущее планирование имеют свои от­личия. Об этом речь должна идти на лекции по данной теме. 8. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической, тактической и психической Представив общую структуру подготовленности спорт­сменов или занимающихся одной из систем физических упражнений (СФУ) в виде отдельных элементов, можно систематизировать сред­ства и методы их совершенствования. Все стороны спортивной подготовленности тесно взаимосвязаны. Так, техническое совершенствова­ние напрямую зависит от уровня развития физических качеств — силы, быстроты, гибкости, ловкости, а выносливость тесно связана с экономичностью техники спортивного движения, уровнем психичес­кой устойчивости при преодолении утомления. Тактическая подготов­ленность опирается на функциональную подготовленность и уровень технического мастерства, на психические качества спортсмена (сме­лость, решительность). Физическая подготовленность в избранном виде спорта Физическая подготовленность характеризуется возможностями функциональных систем, организма спортсмена. Условно ее можно подразделить на общую и специаль­ную. Связующее звено между ними — вспомогательная подготовлен­ность. Общая физическая подготовленность предполагает разносторон­нее развитие физических качеств, слаженность их проявления в про­цессе мышечной деятельности. Общая физическая подготовка особенно акцентируется на I - II курсах. Контроль за ней осуществляется на всех курсах, во всех учебных отделениях (основном, специальном, спортивном) в течение всех лет обучения в вузе. Именно этой цели служат и «сквозные» тесты по ОФП (бег 100, 2000 м — женщины, 3000 м — мужчины, и спе­циальные силовые упражнения для женщин и мужчин). Однако по ряду видов спорта общий уровень программных требо­ваний ОФП в отдельных упражнениях может быть недостаточным для студентов; специализирующихся в каком-либо виде спорта или системе физических упражнений. Вспомогательная физическая подготовленность, с одной стороны, восполняет необходимые повышенные требования к развитию опреде­ленных физических качеств в данном виде спорта или системе физи­ческих упражнений, а с другой — служит функциональной основой для успешной работы над развитием специальных физических качеств и способностей. Так, для спортивной специализации в лыжных гонках недостаточ­ны общие требования в беге на 3 км ни по заданному времени (на оценку 5 очков), ни по длине дистанции. В этом случае в предсезонный пе­риод подготовки может быть введен (в учебной группе «лыжников») дополнительный тест, например в беге на 5—10 км с соответствующи­ми требованиями к скорости преодоления этих дистанций. Такая вспомогательная физическая подготовка поможет более плавно перейти к специализированной подготовке и к определенным соревнова­тельным дистанциям в лыжных гонках (15, 30, 50 км). Специальная физическая подготовленность характеризует уровень развития именно тех физических качеств, возможностей органов и функциональных, систем организма, с которыми непосредственно свя­заны достижения в избранном виде спорта. Специальная подготовлен­ность присуща только данному виду спорта или системе физических упражнений. Она может быть выражена в спортивно- технических требованиях к скоростным, силовым способностям, гибкости, координационным возможностям, специальной выносливости. Соответствую­щую направленность имеют и спортивно-технические нормативы и требования, предлагаемые студентам по семестрам и годам обучения. Техническая подготовлен­ность в избранном виде спорта или СФУ На содержание технической подготовки в каждом виде спорта влияют любые измене­ния в правилах соревнований, конструкции и качестве спортивного инвентаря и т.д. В структуре технической подготовленности выделяются базовые и до­полнительные движения. К базовым относятся движения и действия, составляющие основы технической оснащенности данного вида спорта, без которых невоз­можно осуществлять соревновательную борьбу по правилам. Освоить базовые движения — обязательное условие для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта. В основном учебном отделении именно на эту группу движений делается акцент в процессе начальной спортивной подготовки. Такие же базовые движения существуют и в различных системах физических упражнений. Дополнительные движения и действия — это второстепенные эле­менты движений, характерные для отдельных спортсменов и связанные с их индивидуальными особенностями. Именно эти движения и действия формируют индивидуальный стиль, техническую манеру спортсмена, позволяющие добиваться преимуществ в противостоянии, с равными соперниками. Этот индивидуальный стиль всячески под­держивается тренером-преподавателем. Техническая подготовленность спортсмена во многом определяется той целью, на достижение которой направлено соответствующее двигательное действие. В скоростно-силовых, циклических, сложно-; координационных видах спорта, в спортивных играх и единоборствах такие цели различаются. Для одних видов спорта большее значение имеет стабильность техники, для других — ее вариативность, для третьих — экономичность ^ техники, для четвертых — минимальная тактическая информативность об этих индивидуальных технических приемах для соперников. Но в любом случае главными последовательными задачами процесса совершенствования технического мастерства спортсмена будут сле­дующие. 1. Достичь высокой стабильности и вариативности специализиро­ванных движений- приемов, составляющих основу техники данного вида спорта. 2. Последовательно превращать освоенные основы техники в целе­сообразные и эффективные соревновательные действия. 3. Усовершенствовать структуру двигательных действий с учетом индивидуальных особенностей спортсмена. 4. Повысить надежность и результативность техники действий спортсмена в экстремальных соревновательных ситуациях. 5. Совершенствовать техническое мастерство спортсменов исходя из требований спортивной практики и достижений научно-техничес­кого прогресса в сфере спортивного инвентаря и оборудования. Тактическая подготовлен­ность в избранном виде спорта или СФУ Активность тактических действий спорт­смена — важный показатель спортивного. мастерства. Спортсмен высокой квалификации должен уметь навязывать сопернику свою волю, оказывать на него постоянное психологическое давление разнообразными и эффективными действиями. Это требование рас­пространяется на командные и индивидуальные виды спорта, на кон­тактные и неконтактные единоборства. Тактическая подготовка спортсмена всегда опирается на его физи­ческую и техническую подготовленность. При этом учитываются его индивидуальные особенности, в том числе и психологического харак­тера. Структура тактической подготовленности определяется характе­ром стратегических задач, диктующих основные направления спор­тивной борьбы, эти задачи могут быть связаны с участием спортсмена или команды в серии соревнований, чтобы подготовиться и успешно выступать в главных соревнованиях сезона или цикла (например, сту­денческая Универсиада, Олимпийские игры). Но тактические задачи могут быть и более локальными, связанными с участием в отдельных соревнованиях или даже в конкретном поединке, схватке, забеге, игре. В последнем случае Приходится учитывать такие особенности кон­кретных соревнований, как характер судейства, поведение болельщи­ков, состояние мест соревнований. При разработке тактического плана нужно иметь в виду собственные функциональные и технико-такти­ческие возможности, а также возможности своих партнеров. Психическая подготовленность в избранном виде спорта или СФУ В структуре психической подготовленности спортсменов следует выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специ­альную психическую подготовленность. Волевая подготовленность включает такие качества, как целеу­стремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и, смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманнос­тью решений), настойчивость И упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, активность в достижении целей и преодо­лении препятствий), выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоцио­нального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Специфика различных видов спорта накладывает отпечаток на тре­бования к волевым качествам и их проявлениям в соревновательной деятельности. Видный спортивный психолог Д. Ц. Пуни установил, что у представителей каждого вида. спорта имеются свои ведущие во­левые качества, ближайшие к ним и их подкрепляющие, и качество, объединяющее всю структуру, — целеустремленность. В структуре специальной психической подготовленности следует выделять: • устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям тренировоч­ной и особенно соревновательной деятельности; • степень совершенства кинестетических и визуальных воспри­ятии различных параметров двигательных действий и окружаю­щей среды; • способность к психической регуляции движений, обеспечению эффективной мышечной координации; • способность воспринимать, организовать и перерабатывать ин­формацию в условиях дефицита времени; • совершенство пространственно-временного восприятия как фак­тора, повышающего эффективность технико-тактических дейст­вий спортсмена; • способность к формированию в структурах головного мозга опе­режающих реакции, программ, предшествующих реальному дей­ствию. Специфика различных видов спорта и особенности отдельных дис­циплин (дистанций, видов и проч.) в программе того или иного вида спорта накладывают существенный отпечаток на Требования к психи­ке каждого спортсмена, а соответствующие психические качества фор­мируются в результате занятий конкретным видом спорта. И каждый занимающийся должен знать о структуре специальной психической подготовленности спортсмена, свойственной избранному виду спорта. 9. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий Цель контроля — оптимизировать процесс спортивной подготовки спортсмена на основе объективной оценки различных сто­рон его подготовленности. Контролируется выполнение запланированного содержания спор­тивной подготовки на каждом ее этапе через выяснение состояния раз­личных сторон подготовленности спортсменов (физической, техни­ческой, тактической). Принято выделять три вида контроля: этапный, текущий и опера­тивный. Этапный контроль позволяет подвести итоги учебно-тренировоч­ной работы за определенный период: в течение нескольких лет, года, макро цикла или этапа. Текущий .контроль направлен на оценку текущих состояний, кото­рые являются следствием нагрузок серии занятий тренировочных или соревновательных микроциклов. Оперативный контроль предусматривает оценку оперативных со­стояний — срочных реакций организма спортсмена на нагрузки в ходе отдельных тренировочных занятий или соревнований. Все виды контроля зависят от особенностей вида спорта. В вузах этапный и текущий контроль обычно соотносится с семестром и учеб­ным годом. Самоконтроль также входит в систему контроля за эффек­тивностью спортивной подготовки. Средства и методы контроля могут носить педагогический, психо­логический и медико-биологический характер. Они зависят от особен­ностей конкретного вида спорта (системы физических упражнений), состава занимающихся, наличия специальной аппаратуры и 'других материально-технических возможностей и условий. Поэтому в каж­дом вузе по конкретному виду спорта (системам физических упраж­нений) кафедрой физического воспитания разрабатываются и утверж­даются соответствующие виды контроля и их сроки. Таким же образом определяются методы и средства контроля за эффективностью учеб­но- тренировочного процесса на семестр, учебный год, на весь срок обу­чения в вузе.