Каталог :: Физика

Реферат: Уточнение планов применения авиации будущей

                              С О Д Е Р Ж А Н И Е.                              
1. Авиация в начале 30-х годов
2. Построение базы развития авиации
3. Уточнение планов применения авиации в будущей войне
4. Последние приготовления
5. Начало войны
6. Эвакуация авиационной промышленности
7. Положение улучшается
8. Завершение войны
1. Авиация в начале 30-х годов
Правильно оценив решающую роль авиации как основной ударной силы  в борьбе за
распространение большевизма и защите государства,  в первой же пятилетке
руководство СССР взяло курс на  создание  своего, собственного крупного и
автономного от других стран военно-воздушного флота. В 20-х,  и даже в начале
30-х годов авиация СССР имела парк самолетов, в основном зарубежного
производства /только появлялись самолеты Туполева - АНТ-2,  АНТ-9 и его
последующие модификации,  ставший впоследствии легендарным У-2 и т.д./.
Самолеты, состоявшие на вооружении Красной армии, были многомарочны и имели
устаревшее техническое состояние.  В 20-х годах СССР закупил небольшое
количество  немецких самолетов типа "Юнкерс" и ряд других типов для
обслуживания воздушных путей Севера /исследования Северного морского пути/ и
выполнения правительственных спец рейсов.  Следует заметить, что гражданская
авиация в довоенный период практически не развивалась,  за исключением
открытия ряда уникальных,  "показательных" авиалиний или эпизодических
полетов санитарной и служебной авиации. В тот же период завершилась эра
дирижаблей, причем СССР построил в начале 30-х годов удачные конструкции
"мягких" /бескаркасных/ дирижаблей типа "В".  Отвлекаясь,  следует отметить о
развитии этого типа воздухоплавания  за рубежом.  В Германии знаменитый
дирижабль жесткой конструкции "Граф Цеппепелин" исследовавший Север, был
оборудован каютами  для пассажиров,  имел значительную дальность полета и
довольно высокую крейсерскую скорость (до 130 и более км/час),
обеспечиваемую несколькими моторами конструкции Майбаха.  На борту дирижабля
находились даже несколько собачьих упряжек в составе экспедиций  на  Север.
Американский дирижабль  "Акрон"  - самый большой в мире,  объемом 184 тыс.
куб. м нес на борту 5-7 самолетов и перевозил до 200 пассажиров, не считая
нескольких тонн груза на расстояние до 17 тыс.  км. без посадки. Эти
дирижабли были уже безопасными,  т.к. наполнялись инертным газом гелием, а не
водородом как в начале века. Низкая скорость, низкая маневренность, высокая
стоимость, сложность хранения, обслуживания  предопределили конец эпохи
дирижаблей.  Пришли к концу и опыты с аэростатами,  доказавшие непригодность
последних  к  активным  боевым действиям.     Нужна была авиация нового
поколения с новыми техническими и боевыми показателями.
2. Построение базы развития авиации
В 1930 году был создан наш,  Московский авиационный  институт  - ведь
решающее значение имело пополнение заводов, институтов и КБ
авиапромышленности опытными кадрами. Старых кадров до переворотного
образования и опыта явно не хватало, они основательно были повыбиты,
находились в эмиграции или в лагерях.
Уже к 2 пятилетке /1933-37 г.г./ авиационники имели значительную
производственную базу,  опору дальнейшего развития военно-воздушного флота.
В тридцатых  годах  по заказу Сталина были совершены показательные, но на
самом деле испытательные,  полеты бомбардировщиков, "закамуфлированных" под
гражданские самолеты. Отличились при этом авиаторы Слепнев, Леваневский,
Коккинаки,  Молоков, Водопьянов, Гризодубова и многие другие.
В 1937 году истребительная советская авиация прошла боевые испытания в
Испании и продемонстрировала техническое отставание. Самолеты Поликарпова
/типа И-15, 16/ терпели поражение от новейших немецких машин.  Снова началась
гонка на выживание.  Сталин давал  конструкторам индивидуальные задания на
новые модели самолетов, широко и щедро раздавались премии и блага -
конструкторы работали непокладая рук и демонстрировали высокий уровень
таланта и подготовленности.
На мартовском, 1939 года Пленуме ЦК КПСС нарком обороны Ворошилов отмечал,
что,  ВВС по сравнению с 1934 годом выросли в своем  личном составе  на 138
процентов... Самолетный парк в целом вырос на 130 процентов.
Тяжелобомбардировочная авиация, которой отводилась главная роль в предстоящей
войне с Западом,  выросла за 4 года в два раза, остальные виды
бомбардировочной авиации наоборот - уменьшились в два раза. Истребительная
авиация  увеличилась в два с половиной раза.  Высотность самолетов уже
составляла 14-15 тыс. м.
Технология производства  самолетов и моторов ставилась на поток, широко
внедрялись штамповка,  литье. Изменялась форма фюзеляжа, самолеты приобретали
обтекаемую форму.
Началось применение радио на борту самолетов.
Большие изменения перед войной происходили в области авиационного
материаловедения. В довоенные период шло параллельное развитие тяжелых
самолетов цельнометаллической конструкции с дюралевой  обшивкой и легких
маневренных самолетов смешанных конструкций:  дерево,  сталь, полотно. По
мере расширения сырьевой базы и развития алюминиевой промышленности в СССР
все большее применение в самолетостроении находили алюминиевые сплавы.
Шел прогресс  в  двигателестроении.  Были  созданы двигатели М-25 воздушного
охлаждения мощностью 715 л.с.,  М-100 водяного  охлаждения мощностью 750 л.с.
В начале 1939 года правительство СССР созвало совещание в Кремле. На нем
присутствовали  ведущие  конструкторы  В.Я.Климов, А.А.Микулин, А.Д.Швецов,
С.В.Ильюшин, Н.Н.Поликарпов, А.А.Архангельский, А.С.Яковлев, начальник ЦАГИ и
многие другие.  Наркомом авиационной  промышленности был в то время
М.М.Каганович. Обладая неплохой памятью, Сталин достаточно хорошо был
осведомлен о конструктивных особенностях летательных аппаратов, все  важные
вопросы  по авиации решались именно Сталиным. Совещание наметило меры
дальнейшего ускоренного  развития  авиации  в
СССР.
3. Уточнение планов применения авиации в будущей войне
До сих пор историей доказательно не опровергнута гипотеза  подготовки
Сталиным удара по Германии в июле 1941 г. Именно исходя из этого
предположения о планировании сталинского нападения на Германию и далее  для
"освобождения" стран Запада,  принятом на "историческом" пленуме ЦК КПСС в
августе 1939 года и кажется объяснимым этот невероятным для того /или любого
другого/ времени факт продажи в СССР передовой германской техники и
технологии.  Большая  делегация  советских авиационников, дважды выезжавшая в
Германию незадолго до войны, получила в свои руки и истребители,  и
бомбардировщики, и системы наведения, и многое другое, что позволило резко
продвинуть уровень отечественного самолетостроения.  Было принято решение об
увеличении  боевой мощи авиации,  ведь именно с августа 1939 года СССР начал
скрытую мобилизацию и готовил удары по Германии и Румынии.
Взаимный обмен информацией о состоянии вооруженных сил трех  государств
/Англия,  Франция и СССР/,  представленных в Москве в августе 1939 года, т.е.
перед началом раздела Польши, показал, что количество самолетов первой линии
во Франции составляет 2 тысячи шт.  Из них две трети являлись вполне
современными самолетами.  К 1940 г.  планировалось увеличить количество
самолетов во Франции до 3000 ед. Английская авиация,  по заявлению маршала
Бернета имела около 3000 единиц, а потенциальная возможность выпуска
составила 700 самолетов в месяц.
Германская промышленность претерпела мобилизацию  лишь  в  начале 1942 году,
после чего резко стало расти количество вооружений.
4. Последние приготовления
Из всех  заказанных Сталиным истребительных отечественных самолетов наиболее
успешными вариантами были ЛАГГ,  МИГ и ЯК.
Штурмовик ИЛ-2  доставил своему конструктору Ильюшину много волнений.
Изготовленный вначале с защитой задней полусферы /двухместный/ он, в
преддверии нападения на Германию, не устраивал заказчиков своей
"расточительностью".  С. Ильюшин, не знавший всех планов Сталина, вынужден
был изменить конструкцию на одноместный вариант,  т.е. приблизить конструкцию
к самолету "чистого неба". Гитлер нарушил планы Сталина,  и самолет в начале
войны срочно пришлось возвращать к изначальной конструкции.
25 февраля 1941 года ЦК ВКП (б) и Совнарком приняли постановление "О
реорганизации авиационных сил Красной армии".  Постановление  предусматривало
дополнительные меры перевооружения авиачастей.  В соответствии с планами
будущей войны была поставлена задача срочно  сформировать  новые авиаполки,
при этом укомплектовать их, как правило, новыми машинами.  Началось
формирование нескольких  авиадесантных  корпусов.
Доктрина войны  на  "чужой территории" и "малой кровью" вызвала к появлению
самолета "чистого неба", предназначенного для безнаказанных налетов на мосты,
аэродромы, города, заводы. Перед войной сотни тысяч юношей готовились
пересесть на новый,  разработанный  по  сталинскому конкурсу, самолет СУ-2 ,
которых планировалось перед войной  изготовить 100-150 тыс.  шт.  Это
требовало ускоренной подготовки соответствующего числа летчиков и техников
"одного полета".  СУ-2,  по  своей сути "самолет-шакал", как в Германии /Ю-
87/,  так и в России не выдержал испытание временем, т.к. "чистого неба" ни
для той, ни для другой страны так и не было во время войны.
Были образованы зоны ПВО с истребительной авиацией,  зенитной артиллерией.
Начался  беспрецедентный  призыв в авиацию,  добровольно и принудительно.
Практически вся немногочисленная гражданская  авиация была мобилизована в
ВВС.  Открывались десятки авиашкол,  в т.ч. сверхускоренной /3-4 месяца/
подготовки, традиционно офицерский состав за штурвалом  или рукояткой
управления самолетом сменялся на сержантский - факт необычный и
свидетельствующий о спешке в подготовке  войны.  К границам  срочно
выдвигались аэродромы /порядка 66 аэродромов по границам!/,  завозились
запасы топлива,  бомб,  снарядов.  Тщательно и в особой тайне
детализировались налеты на аэродромы немцев.
13 июня 1940 года  был  образован  Летно-испытательный  институт /ЛИИ/, в тот
же период образованы были и другие КБ и НИИ.
5. Начало войны
В войне с Советским Союзом особую роль гитлеровцы отводили своей авиации,
которая  к  этому времени уже завоевала полное господство в воздухе на
Западе.  В основном план использования авиации на  Востоке намечался такой
же,  как и война на Западе: сперва завоевать господство в воздухе, а затем
перебросить силы на поддержку наземной армии. Обозначив сроки  нападения на
Советский Союз, гитлеровское командование поставило перед "Люфтваффе"
следующие задачи:
1.Внезапным ударом по советским аэродромам разгромить советскую авиацию.
2.Добиться полного господства в воздухе.
3.После решения двух первых задач переключить авиацию на поддержку сухопутных
войск непосредственно на поле  боя.
4.Нарушить работу   советского  транспорта, затруднять  переброску войск, как
во фронтовой полосе, так и в тылу.
5.Бомбардировать крупные промышленные центры - Москву, Горький, Рыбинск,
Ярославль, Харьков, Тулу.
Утром 22  июня 1941 года,  вероятно на 2-3 недели опередив СССР, Германия
нанесла сокрушительный удар по нашим аэродромам. Только за 8 часов  войны
были потеряны 1200 самолетов,  произошла массовая гибель летного состава,
были уничтожены хранилища и все запасы. Историки отмечали  странную
"скученность"  нашей авиации на аэродромах накануне войны и сетовали на
"ошибки" и "просчеты" командования /т.е. Сталина/ в  оценке событий.  На
самом же деле,  "скученность" предвещает планы сверхмассированного удара по
целям и уверенность в безнаказанности, чего и не случилось. Летный состав
ВВС, особенно бомбардировочный, ввиду нехватки истребителей поддержки нес
большие потери, произошла трагедия гибели пожалуй самого совершенного и
мощного воздушного флота в истории человечества, который предстояло заново
возродить под ударами противника.
Нужно признать, что свои планы воздушной войны  гитлеровцам  удалось  в 1941-
м и первой половине 1942 года в значительной мере реализовать.  Против
Советского Союза были брошены почти все наличные силы гитлеровской авиации, в
том числе части, снятые с Западного фронта. При этом предполагалось, что
после первых же успешных операций часть  бомбардировочных  и  истребительных
соединений будут возвращены на Запад для войны с Англией.  В начала войны
гитлеровцы имели не только количественное превосходство.  Их преимуществом
являлось и то, что летные кадры, принимавшие участие в воздушном нападении,
уже прошли серьезную  школу боев с французскими,  польскими и английскими
летчиками. На их стороне был также изрядный опыт взаимодействия со своими
войсками, приобретенный в войне против стран Западной Европы.
Старые типы истребителей и  бомбардировщиков,  такие,  как  И-15, И-16,  СБ.,
ТБ-3 не могли соперничать с новейшими "Месстершмиттами" и "Юнкерсами". Тем не
менее, в развернувшихся воздушных боях даже на устаревших типах самолетов,
русские летчики наносили немцам ущерб. С 22 июня по 19 июля Германия потеряла
1300 самолетов только  в  воздушных боях.
Вот что  пишет  по этому поводу немецкий генштабист Греффат:  "За период с 22
июня по 5 июля 1941 года немецкие  военно-воздушные  силы потеряли 807
самолетов.
6. Эвакуация авиационной промышленности
К октябрю 1941 года армии Вермахта подошли к Москве,  были заняты города,
поставляющие комплектующие для авиазаводов, пришло время эвакуации заводов и
КБ Сухого,  Яковлева и др.  в г.  Москве, Ильюшина в Воронеже,  требовали
эвакуации все заводы европейской части СССР. Выпуск самолетов в ноябре 1941
года сократился более чем в три с половиной раза.
Уже 5  июля  1941 года Совнарком СССР принял решение об эвакуации из
центральных районов страны части  оборудования  некоторых  заводов
авиаприборов  для  дублирования их производства в Западной Сибири,  а через
некоторое время пришлось выносить  решение  об  эвакуации  всей
авиапромышленности.
9 ноября 1941 года Государственный комитет обороны утвердил  графики
восстановления  и  пуска эвакуированных заводов и планы производства.
Была поставлена  задача  не, только восстановить выпуск самолетов, но и
значительно увеличить их количество и качество.  В декабре  1941 года  план
производства самолетов удалось выполнить менее  чем на 40 процентов, а
моторов - только на 24 процента.
В тяжелейших условиях,  под бомбами, в холод, стужу сибирских зим один за
другим были  пущены  заводы-дублеры.  Уточнялись,  упрощались технологии,
находили применение новые виды материалов /не в ущерб качеству/, за станки
встали женщины и подростки.
Для фронта имели свое значение и поставки по ленд-лизу. На протяжении всей
второй мировой войны самолетов было поставлено 4-5 процентов общего
производства самолетов и другого вооружения, произведенного в США.  Однако,
ряд материалов,  и оборудования поставляемых США, Англией, был уникален и
незаменим для России /лаки,  краски,  др. химические вещества,  приборы,
инструменты,  оборудование, медикаменты и т.д./,  что нельзя
охарактеризовать, как "малозначимое" или второстепенное.
7. Положение улучшается
Перелом в  работе  отечественных авиазаводов наступил примерно к марту 1942
г.  Одновременно с этим рос боевой  опыт  наших  летчиков. Только  за  период
с 19 ноября по 31 декабря 1942 года в боях за Сталинград люфтваффе лишились
3000 боевых самолетов.  Наша авиация стала действовать более активно и
показала всю свою боевую мощь на Северном Кавказе.  Появились Герои
Советского Союза.  Это звание присваивалось как за сбитые самолеты, так и за
количество боевых вылетов.
В СССР была образована эскадрилья "Нормандия-Неман",  укомплектованная
добровольцами французами. Летчики воевала на самолетах ЯК.
Среднемесячное производство  самолетов  поднялось  с 2,1 тыс.  в 1942 году до
2,9 тыс.  в 1943 году.  Всего в 1943 году промышленность выпустила 35 тыс.
самолетов на 37 процентов больше, чем в 1942 году. В 1943 году заводы
изготовили 49 тыс. моторов, почти на 11 тыс. больше, чем в 1942 году. Еще в
1942 году СССР перегнал Германию в выпуске самолетов - сказались героические
усилия  наших специалистов и рабочих и "успокоенность" или неготовность
Германии,  не мобилизовавшей заранее  промышленность под условия войны.
8. Завершение войны
В Курском  сражении летом 1943 года Германия применяла значительные
количества авиатехники,  однако, мощь ВВС впервые обеспечила  господство  в
воздухе.  Так,  например,  только в течение часа в один из дней операции
наносился удар силой 411 самолетов и так тремя  волнами в течение дня.
К 1944  году фронт получал около 100 самолетов ежедневно,  в т.ч. 40
истребителей.
Модернизировались боевые основные  машины.  Появились самолеты с улучшенными
боевыми качествами ЯК-3,  ПЕ-2,  ЯК 9Т, Д,  ЛА-5, ИЛ-10.     Немецкие
конструкторы  также модернизировали самолеты.  Появились "Ме-109Ф, Г, Г2" и
т.д.
К концу войны появилась проблема  увеличения  дальности  истребительной
авиации  -  аэродромы  не успевали за фронтом.  Конструкторы предложили
установку дополнительных бензобаков на  самолетах,  начало применяться и
реактивное оружие.  Развивалась радиосвязь, в ПВО нашла применение
радиолокация.  Все сильнее наносились бомбовые удары. Так, 17 апреля 1945
года бомбардировщики 18 воздушной армии в  районе  Кенигсберга  за  45  минут
произвели 516 боевых вылетов и сбросили 3743 бомбы общим весом 550 т.
В воздушной битве за Берлин со стороны противника приняло участие 1500
болевых самолетов, базирующихся на 40 аэродромах под Берлином. В истории это
- самое самолетонасыщенное воздушное сражение,  при этом следует учесть
высочайший уровень боевой подготовки обеих  сторон.  В "Люфтваффе" воевали
асы, сбившие по 100,150 и более самолетов /рекорд - 300 сбитых боевых
самолета/.
В конце  войны  немцы  применили реактивную авиацию,  значительно
превосходившую винтомоторную в скорости - /Ме-262 и др./.  Тем не менее, и
это не помогло. Наши летчики в Берлине совершили 17,5 тыс. боевых вылетов и
полностью разгромили воздушный немецкий флот.
9. Анализ  отечественной и зарубежной авиационной техники периода        войны
Анализируя военный опыт можно заключить,  что наши самолеты, раз сработанные
в период 1939-1940 г.г. располагали конструктивными резервами для последующей
модернизации.  Попутно следует отметить,  что  в СССР не все типы самолетов
принимались на вооружение.  Например, в октябре 1941 года было прекращено
производство истребителей МиГ-3,  а в 1943 году - бомбардировщиков ИЛ-4.
Авиационная промышленность СССР произвела в 1941 году 15 735 самолетов. В
тяжелом 1942 году, в условиях эвакуации авиационных предприятий выпущено  25
436 самолетов,  за 1943 год - 34 900 самолетов,  за 1944 год - 40 300
самолетов,  за первую половину 1945 года  выпущено 20900 самолетов.  Уже
весной 1942 года все заводы,  эвакуированные из центральных областей СССР за
Урал и в Сибирь,  полностью освоили производство авиационной техники и
вооружений.  Большинство этих заводов на новых местах в 1943 и 1944 годах
давали продукции в несколько  раз больше, чем до эвакуации.
Германия обладала помимо собственных ресурсов ресурсами  покоренных стран.
За 1944 год немецкие заводы выпустили 27,6 тысячи самолетов, а наши заводы
давали в тот же период 33,2  тысячи  самолетов.  В 1944 году выпуск самолетов
в 3,8 раза превысил цифры 1941 года.     В первые месяцы 1945 года
авиапромышленность готовила  технику  к завершающим боям. Так, Сибирский
авиационный завод N 153, выпустивший во время войны 15 тысяч истребителей,  в
январе-марте 1945 года передал фронту 1,5 тыс. модернизированных
истребителей.
Успехи тыла позволили укрепить ВВС страны. К началу 1944 года ВВС имели 8818
боевых самолетов,  а немецкие - 3073.  По числу самолетов СССР превосходил
Германию в 2,7 раза.  К июню 1944 года ВВС  Германии имели на фронте уже
только 2776 самолетов, а наши ВВС - 14 787. К началу января 1945 года наши
ВВС имели 15 815 боевых  самолетов.  Конструкция наших самолетов была гораздо
проще, чем американских, немецких или английских машин. Это отчасти и
объясняет такое явное преимущество по  числу самолетов.  К сожалению не
удается сделать сравнение надежности,  долговечности и прочности наших и
немецких  самолетов,  а также  произвести  анализ  тактического и
стратегического применения авиации в войне 1941-1945 г.г. По-видимому эти
сравнения были бы не в нашу  пользу и условно уменьшили бы такую разительную
разницу в численности. Тем не менее,  пожалуй,  упрощение конструкции было
единственным выходом при отсутствии квалифицированных кадров специалистов,
материалов, оборудования и других компонентов для выпуска надежной  и
доброкачественной техники в СССР, тем более что, к сожалению, в российской
армии традиционно берут "числом",  а не умением.
Совершенствовалось и авиационное вооружение. В 1942 году была разработана
крупнокалиберная 37 мм авиационная пушка,  позднее появилась и пушка калибра
45 мм.
К 1942 году В.Я.Климовым  был  разработан  двигатель  М-107  взамен М-105П,
принятый для установки на истребители с водяным охлаждением.   Греффоат
пишет: "Рассчитывая на то, что война с Россией, как и война на Западе,  будет
молниеносной,  Гитлер предполагал после  достижения первых успехов на Востоке
перебросить бомбардировочные части, а также необходимое количество самолетов
обратно на Запад.  На Востоке должны были  остаться  авиасоединения,
предназначенные для непосредственной поддержки немецких войск, а также
военно-транспортные части и некоторое количество истребительных эскадр..."
Немецкие самолеты,  созданные в 1935-1936 г.г.  в начале войны возможности
коренной модернизации были уже не имели.  По мнению немецкого генерала
Бутлера "Русские имели то преимущество, что при производстве  вооружения  и
боеприпасов ими учитывались все особенности ведения войны в России и
максимально обеспечивалась простота технологии.  В результате этого русские
заводы выпускали огромное количество вооружения,  которое отличалось большой
простотой  конструкции.  Научиться владеть таким оружием была сравнительно
легко..."
Вторая мировая война полностью подтвердила зрелость отечественной научно-
технической мысли /это,  в конечном итоге,  обеспечило в дальнейшем ускорение
внедрения реактивной авиации/.
Тем не  менее,  каждая  из стран шла своим путем в конструировании самолетов.
Авиационная промышленность СССР произвела в 1941 году 15 735  самолетов. В
тяжелом 1942 году, в условиях эвакуации авиационных предприятий выпущено 25
436 самолетов,  за 1943 год - 34 900 самолетов, за 1944  год - 40 300
самолетов,  за первую половину 1945 года выпущено 20900 самолетов.  Уже
весной 1942 года все заводы,  эвакуированные из центральных областей СССР за
Урал и в Сибирь,  полностью освоили производство авиационной техники и
вооружений.  Большинство этих заводов на  новых местах в 1943 и 1944 годах
давали продукции в несколько раз больше, чем до эвакуации.
Германия обладала помимо собственных ресурсов ресурсами  покоренных стран.
За 1944 год немецкие заводы выпустили 27,6 тысячи самолетов, а наши заводы
давали в тот же период 33,2  тысячи  самолетов.  В 1944 году выпуск самолетов
в 3,8 раза превысил цифры 1941 года.
В первые месяцы 1945 года авиапромышленность готовила  технику  к завершающим
боям. Так, Сибирский авиационный завод N 153, выпустивший во время войны 15
тысяч истребителей,  в январе-марте 1945 года передал фронту 1,5 тыс.
модернизированных истребителей.
Успехи тыла позволили укрепить ВВС страны. К началу 1944 года ВВС имели 8818
боевых самолетов,  а немецкие - 3073.  По числу самолетов СССР превосходил
Германию в 2,7 раза.  К июню 1944 года ВВС  Германии имели на фронте уже
только 2776 самолетов, а наши ВВС - 14 787. К на- чалу января 1945 года наши
ВВС имели 15 815 боевых  самолетов.  Конструкция наших самолетов была гораздо
проще, чем американских, немецких или английских машин. Это отчасти и
объясняет такое явное преимущество по  числу самолетов.  К сожалению не
удается сделать сравнение надежности,  долговечности и прочности наших и
немецких  самолетов,  а также  произвести  анализ  тактического и
стратегического применения авиации в войне 1941-1945 г.г. По-видимому эти
сравнения были бы не в нашу  пользу и условно уменьшили бы такую разительную
разницу в численности. Тем не менее,  пожалуй,  упрощение конструкции было
единственным выходом при отсутствии квалифицированных кадров специалистов,
материалов, оборудования и других компонентов для выпуска надежной  и
доброкачественной техники в СССР, тем более что, к сожалению, в российской
армии традиционно берут "числом",  а не умением.
Совершенствовалось и авиационное вооружение. В 1942 году была разработана
крупнокалиберная 37 мм авиационная пушка,  позднее появилась и пушка калибра
45 мм.
К 1942 году В.Я.Климовым  был  разработан  двигатель  М-107  взамен М-105П,
принятый для установки на истребители с водяным охлаждением.
Греффоат пишет: "Рассчитывая на то, что война с Россией, как и война на
Западе,  будет молниеносной,  Гитлер предполагал после  достижения первых
успехов на Востоке перебросить бомбардировочные части, а также необходимое
количество самолетов обратно на Запад.  На Востоке должны были  остаться
авиасоединения,  предназначенные для непосредственной поддержки немецких
войск, а также военно-транспортные части и некоторое количество
истребительных эскадр..."