Каталог :: Управление

Реферат: Управление сельским хозяйством

                                  ПЛАН:                                  
                1.    Организационно-правовая система управления.                
2.    Органы управления сельским хозяйством.
3.    Государственный контроль и надзор.
Список литературы.
              1. Организационно-правовая система управления              
     Агропромышленный комплекс (АПК) призван обеспечивать по­требительский
рынок продовольствием и сырьем для промышлен­ного производства. Как отрасль
экономики он включает производ­ство сельскохозяйственной продукции, ее
заготовку, переработку и хранение.
В последние годы сельскохозяйственное производство было подвергнуто
серьезному реформированию. В результате различно­го рода преобразований
аграрных отношений в сельском хозяйстве сложились многоукладность и
многообразие форм собственности на землю и средства производства. Законом «О
земельной рефор­ме» отменена монополия государства на землю. Сейчас в
сельском хозяйстве функционируют государственный, коллективный,
кооперативный, акционерный, фермерский и мелкотоварный секторы. Совхозы и
колхозы теперь не определяют формы хозяйствова­ния на земле. Были также
отменены обязательные поставки сельскохозяйственной продукции и осуществлен
переход к закупкам этой продукции для государственных нужд. Определенное
разви­тие получили фермерские хозяйства.
Все эти меры нашли свое концентрированное выражение Указе Президента РФ от 27
октября 1993 г. «О регулировании зе­мельных отношений и развитии аграрной
реформы в России».
В 1997 г. был проведен ряд общегосударственных мер, направленных на
определение основных направлений и методов государственного регулирования
агропроизводства. Его содержание - экономическое воздействие государства на
производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия, включая рыбо- и морепродукты, а также  производственно-
техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение
агропромышленного производства. Соответственно но в качестве регуляторов
стали» использоваться категории цены налогов, кредитов, бюджета и т.п.
Основные направления государственного регулирования нашли свое отражение в
Указе Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. «О мерах по
стаби­лизации экономического положения и развитию реформ в АПК».
В организационно-правовом смысле агропромышленный комплекс не представляет
собой единого целого. В его составе функци­онирует большое число различных
организационных форм коллек­тивного и индивидуального производительного
труда: частично со­хранились совхозы и колхозы (многие из них
приватизированы); создаются региональные (территориальные) ассоциации
колхозов; возникают крестьянские (фермерские) хозяйства, арендные,
акци­онерные и совместные сельскохозяйственные предприятия; имеют место
многие варианты коллективного огородничества и садовод­ства, подсобных
сельских хозяйств предприятий; можно обнару­жить акционерные общества
открытого типа, товарищества с огра­ниченной ответственностью и смешанные
агротоварищества и т.п. Не все эти формы пока упорядочены должным образом.
Наиболее урегулирована сейчас организация и деятельность 
сельскохозяйственных кооперативов — организаций, создаваемых
сельскохозяйственными производителями на основе добро­вольного членства для
совместной производственной или иной хо­зяйственной деятельности. Их
организационными формами явля­ются производственные или потребительские
кооперативы.
Организационно-правовой статус таких кооперативов определяется Федеральным
законом «О сельскохозяйственной коопера­ции» от 8 декабря 1995 г.
                 2. Органы управления сельским хозяйством                 
Наиболее полное представление о механизме государственного уп­равления
агропромышленным комплексом в современных условиях можно получить на основе
анализа административно-правового статуса Министерства сельского хозяйства
и продовольствия РФ (Минсельхозпрод России). Положение о нем утвреждено
Прави­тельством РФ 30 мая 1997 г. Его основные функции состоят в доведении
государственной политики и осуществлении управления в агропромышленном
комплексе, включая мукомольно-крупяную, комбикормовую, хлебопекарную,
макаронную промышленность и элеваторы, в продовольственном обеспечении страны,
а также в координации деятельности в названных сферах органов власти.
Минсельхозпрод России ответствен за продовольственное обеспечение страны.
Соответственно на него возложены: разработка в реализация политики
государственного регулирования сельского хозяйства, сферы переработки и
производства ресурсов; проведение мер по развитию предпринимательства на
основе агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной кооперации;
проведение аграрных и земельных преобразований; создание организаци­онно-
технических и иных условий для функционирования госу­дарственного,
коллективного, кооперативного, акционерного, фермерского и мелкотоварного
секторов сельского хозяйства; разработка и реализация мероприятий по охране
окружающей среды и природных ресурсов в порученных отраслях
сельскохозяйствен­ного производства (полеводство, животноводство и т.п.), в
пищевой и перерабатывающей промышленности.
Минсельхозпрод России также содействует развитию рыноч­ных отношений, всех
форм собственности и хозяйствования; разрабатывает меры по приватизации и
демонополизации, по созда­нию продовольственных оптовых рынков и ярмарок;
осуществляет правовое регулирование хозяйственной деятельности в рамках своей
сферы деятельности. Оно участвует в разработке и осуществлении ценового
регулирования в отраслях сельскохозяйственного производства; оказывает
государственную поддержку сельскохо­зяйственных производителей; осуществляет
государстенный контроль за целевым использованием централизованных
финансо­вых, кредитных, валютных и материальных ресурсов. Государст­венным
заказчиком по закупкам и поставкам продукции в продо­вольственные фонды для
федеральных государственных нужд также является Минсельхозпрод России.
В компетенцию Минсельхозпрода России входит размещение государственного
заказа на создание и производство сельскохозяйственной техники; организация
экономического и научно-технического сотрудничества в области сельского
хозяйства и продоволь­ствия с зарубежными странами; выдача разрешений на
импорт химических средств защиты растений.
Минсельхозпрод России является специально уполномоченным государственным
органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного
мира (вместе с Госэкологией, службой лесного хозяйства). Оно осуществляет
государственное управление охотничьим хозяйством, контролирует его ве­ление,
осуществляет надзор за соблюдением правил охоты, выдает Удостоверения на
право охоты и разрешения (лицензии) на добычу охотничьих животных. Функции
регулировния использования животного мира реализуются через Департамент по
охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов и его
территориальные органы.
Значительны функции и полномочия Департамента ветерина­рии Минсельхозпрода
России. В его функции входит организация деятельности ветеринарной службы РФ
по предупреждению болезней животных, осуществлению контроля за выпуском
полноцен­ных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животно­водства
и по обеспечению защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
В его систему входят научно-исследова­тельские ветеринарные институты,
ветеринарные лаборатории, противоэпизоотические отряды и экспедиции,
зональные управле­ния. Департамент разрабатывает и реализует федеральные
целе­вые программы по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных
болезней животных; охраняет территорию Россий­ской Федерации от заноса
заразных болезней животных из ино­странных государств; определяет перечень
карантинных и особо опасных болезней животных. Начальник Департамента —
Глав­ный государственный ветеринарный инспектор России — назнача­ется
Правительством РФ.
В составе Минсельхозпрода России действует также Департамент животноводства и
племенного дела, на который возложены функции специального уполномоченного
государственного органа по управлению племенным животноводством. Департамент
и его местные органы (управления), в частности, осуществляют лицен­зирование
в сфере своей деятельности.
Названные департаменты в своей деятельности руководствуются законами РФ «О
ветеринарии»; «О племенном животноводст­ве»; «О животном мире».
В системе Минсельхозпрода России действует также и ряд крупных
производственных объединений: акционерная компания «Ря­занский картофель»;
акционерная корпорация «Росхлебопродукт»; Российская корпорация по
виноградарству и винодельчес­кой промышленности и т.п.
Контрольные пакеты акций этих объединений находятся в федеральной собственности.
В субъектах Федерации функционируют управления (главные управления, комитеты,
министерства) сельского хозяйства.
Регулирование и лицензирование промышленного рыболовства и рыбоводства,
установление категорий рыбохозяйственных водоемов, надзор за безопасным
плаванием рыбопромыслового флота общее руководство деятельностью
государственных администра­ций морских (речных) рыбных портов и контроль за
ними — функ­ции Государственного комитета РФ по рыболовству. Он также
контролирует использование, воспроизводство и охрану биологи­ческих ресурсов
(рыбы, другие водные животные и растения) и развитие рыбного хозяйства.
Функции государственного регулирования и межотраслевой координации по вопросам
рационального использования земель­ных ресурсов и охраны земель, ведения
земельного кадастра, землеустройства сейчас осуществляют Государственный
земельный комитет РФ, а также частично Государственный комитет РФ по
строительной, архитектурной и жилищной политике.
                   3. Государственный контроль и надзор                   
В агропромышленном комплексе действуют ряд специализирован­ных контрольно-
надзорных органов.
     Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ 
(Росгосхлебинспекция) — федеральное государственное учреждение,
осуществляющее контроль за качеством, сохранностью, раци­ональным
использованием и безопасностью зерна и продуктов его переработки, семян
масличных культур, комбикормов и сырья для его производства; проводит
сертификацию качества зерна и про­дуктов его переработки, производимых и
перемещаемых внутри страны и при экспортных операциях1.
В ее составе: региональные управления, их лаборатории и хлебоинспекционные
пункты в хлебоприемных и зерноперерабатыва-ющих организациях, в морских и
речных портах, на железнодо­рожных пограничных станциях.
Росгосхлебинспекция осуществляет государственный контроль за соблюдением норм
выхода и качества продукции, вырабатываемой из зерна, находящихся в
федеральном и региональных фондах,  а также в государственном резерве;
осуществляет лицензионную деятельность в порученной сфере; контролирует
соблюдение стандартов и технических условий на зерно; проводит экспертизу
оценку качества зерна и продуктов его переработки; контролирует качество
комбикормов; инспектирует организации, производя­щие зерно и зернопродукты
(отбирает пробы, проверяет вес посту­пающих и отгружаемых на транспорт
продуктов и т.п.).
В ее полномочия входит: регламентация порядка деятельности лабораторий и
территориальных подразделений; дача обязательных предписаний об устранении
выявленных нарушений; запре­щение или приостановление отгрузки продукции и ее
реализации, если она не отвечает стандартам; приостановление или
аннулиро­вание лицензий.
     Государственный ветеринарный надзор — система контроля за соблюдением
юридическими и физическими лицами независимо от их подчиненности и формы
собственности планов противоэпиде­мических мероприятий, ветеринарных правил при
производстве, хранении и реализации продуктов животноводства.
Государственную ветеринарную службу возглавляет Департамент ветеринарии
Минсельхозпрода России. В ее систему входят управления ветеринарии в
субъектах Федерации; ветеринарные врачи.
Должностные лица государственной ветеринарной службы осуществляют проверки
поднадзорных мясокомбинатов и молокозаводов; проводят ветеринарно-санитарную
аттестацию производст­ва; лицензируют ввоз и вывоз возбудителей инфекционных
бо­лезней. Они вправе предъявлять требования о проведении
проти­воэпидемических и ветеринарно-санитарных мероприятий; при­останавливать
или запрещать производство и реализацию про­дуктов животноводства; налагать
административные взыскания на нарушителей ветеринарного законодательства;
принимать ре­шения об отчуждении продуктов животноводства (или их изъ­ятии)
при ликвидации очагов опасных болезней животных (убой) и т.п.
Нормы КоАП предусматривают административную ответственность за
административные правонарушения в сельском хо­зяйстве, за нарушения
ветеринарно-санитарных правил.
                            Список литературы.                            
1.                     «Административное право» под редакцией Ю.М Козлова и
Л.Л Попова. Москва. «Юрист» 1999 г.
   2.                     Учебник административное право. С Петербург. 1996г.   
3.                     СЗ РФ 1994 – 1999 г.
4.                     ВВС РФ 1990 – 1994 г.
5.                     «Российская газета» 1999 г.