Каталог :: Управление

Курсовая: Пути совершенствования невербальной коммуникации

Содержание

Содержание 2 I. Кинесика 8 § 1. Жесты. 8 Жесты Рук. 11 Жесты головы. 15 Жесты, связанные с прикосновением рук к различным частям лица. 16 Жесты ног. 18 § 2. Позы.. 19 § 3. Походка. 26 О том, как мы стоим. 28 О том, как мы ходим. 29 II. Проксемика. 32 § 1. Расположение людей в пространстве. 32 § 2 Различные положения корпуса тела. 36 Углы и треугольники. 36 Размещение участников за столом. 39 III. Инструменты совершенствования невербальной коммуникации. 43 Упражнения. 44 Заключение. 48 Список используемой литературы: 50 Введение. Актуальность: поскольку человек - существо социальное, сфера общения занимает очень важную роль в его жизни. Своих целей человек достигает, кооперируясь с другими людьми. Но очень часто при попытке договориться, происходят сбои: недоговоренность, непонимание, неспособность объяснить, понять, принять мнение другого человека. Нарушения в сфере общения, делают человека очень несчастным. Одним из способов минимизировать эти непонимания является овладение всеми средствами общения. Одним из таких средств являются невербальные способы коммуникации. Поскольку невербальная коммуникация относится к довербальному, первичному языку (человек, как в прочем и человечество, овладевает сначала довербальными средствами общения – ребенок начинает говорить в 2 года, а до этого общается языком жестов). Следовательно, невербальные сигналы спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни. Овладение невербальными средствами общения создает основу для овладевания вербальным языком. Гипотеза: если человек владеет невербальными средствами общения, то он может повысить эффективность общения. Цель: дать представление о невербальных средствах общения. Задачи: 1. Описать кинесические средства общения 2. Описать проксемические средства общения. 3. Найти упражнения, обеспечивающие совершенствования навыков невербального общения. Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Почему же невербальные сигналы так важны в общении? • около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу; • невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника; • наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д. Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты. Какую информацию получают люди в процессе невербальной коммуникации? Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведения о темпераменте человека, его эмоциональном состоянии в данной ситуации, его «Я»-образе и самооценке, его личностных свойствах и качествах, его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличностный контакт, поддерживает его и выходит из него), его социальном статусе, его принадлежности к определенной группе или субкультуре. Во-вторых, это информация об отношении участников коммуникации друг к дру­гу. Она включает сведения о: желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость или отдаленность); характере, или типе, отношений (доминирование—зависимость, расположение—нерасположение); динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекра­тить его, «выяснить отношения» и т. д.). В-третьих, это информация об отношении участников коммуникации к самой си­туации, позволяющая им регулировать взаимодействие. Она включает сведения о включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стрем­лении выйти из нее (нервозность, нетерпение и т. д.). Невербальная и вербальная коммуникация, сопутствуя друг другу, находятся в сложном взаимодействии. Выделяют несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодействии с вербальными: - дополнения (включая дублирование и усиление) вербальных сообщений; - опровержения вербальных сообщений; - замещения вербальных сообщений; - регулирования разговора. Дополнение означает, что невербальные сообщения делают речь более выразитель­ной, уточняют и проясняют ее содержание. Если вы обнимаете друга в тот момент, когда говорите ему, что очень рады его видеть, объятие служит дополнением к ваше­му речевому сообщению. Речь можно точнее понять и лучше запомнить, если она дуб­лируется жестами. Например, в театральной кассе человек сопровождает просьбу о двух билетах жестом (показывает два пальца). Невербальные знаки могут использо­ваться для усиления наиболее важных моментов речи. Так, привлечь внимание слу­шателя можно, повышая громкость голоса, делая перед словами паузы или жестику­лируя определенным образом (например, поднятый вверх указательный палец — знак «это важно»). Опровержение означает, что невербальное сообщение противоречит вербальному. Если на вопрос «Вам интересно?» собеседник демонстрирует замешательство, отво­дит глаза в сторону, виновато улыбается и при этом говорит: «В общем-то, да», то следует усомниться в правдивости его ответа. Именно потому, что невербальное по­ведение в значительной степени спонтанно, меньше контролируется сознанием, оно может опровергать сказанное. Даже если свою первую реакцию человек контролиру­ет, подлинное состояние обнаружится спустя примерно 4-5 секунд. Улыбка или вы­ражение удивления, которые длятся дольше этого времени, могут указывать на об­ман. Вот почему полезно наблюдать за соответствием между речевыми и неречевыми посланиями. Замещение означает использование невербального сообщения вместо вербально­го. Например, в шумной аудитории вы жестами сообщаете находящемуся вдали от вас приятелю, что нужно выйти поговорить. Во время дискуссии ведущий может без слов, с помощью взгляда и поворота головы и тела, предложить кому-то из участни­ков выступить. Регулирование означает использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми. При этом часто используются описанные выше знаки, замещающие слова, — поворот головы в сторону того, кто должен выступать; тон го­лоса, сообщающий о завершении фразы; прикосновение к кому-то, выражающее же­вание о чем-то спросить, одобрительные или неодобрительные возгласы в адрес вы­ступающего. Эти и многие другие знаки регулируют течение коммуникации. Таким образом, невербальные сообщения — необходимая составляющая межлич­ностной коммуникации. Они являются индикаторами эмоциональных состояний и показателями многообразных отношений человека к окружающему миру. В любой, даже сугубо официальной и деловой ситуации присутствует и активно ее формирует невербально выраженное отношение субъекта общения к самой ситуации, к партне­ру и к себе самому. Невербальное общение включает в себя пять подсистем: 1. Пространственная подсистема (межличностное пространство). 2. Взгляд. 3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: внешний вид собеседника, мимика (выражение лица), пантомимика (позы и жесты). 4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая: вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр. 5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся: темп речи, паузы, смех и т.д. Мы будем изучать две подсистемы: пространственную и оптико-кинетическую подсистемы. Так как, с точки зрения автора, именно эти две подсистемы подлежат изменениям. Эти сферы находятся в зоне личной ответственности каждого участника. Любое изменение начинается с личного изменения, изменения собственной персоны. Поэтому гуманнее учиться управлять и контролировать собственные позы, жесты и регулировать собственное пространственное расположение. Умение контролировать и управлять собственными невербальными проявлениями является социально-культурным навыком. Задачу приобретения практических навыков в сфере общения можно решить системой специально организованных групповых занятий. Этому вопросу посвящена 3 глава курсовой работы.

I. Кинесика

К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.

§ 1. Жесты.

В число невербальных физических способов коммуникации входят жесты. Как правило, жесты используются в целях иллюстрации, подчёркивания, указания, объяснения или прерывания, а значит, они не могут быть изолированы от вербальной коммуникации. Жесты детерминированы строением человеческого тела, однако развиваются и конкретизируются они в межличностных и социальных отношениях. С одной стороны, выражения удивления, отчаяния, гнева, тревоги, удовольствия и презрения приблизительно одинаковы во всех странах мира и во всех культурах. С другой стороны, понимание их смысла зависит от знакомства с коммуникативной системой данной конкретной культуры. Жесты необходимы в тех случаях, когда невозможна вербализация (например, по причине языкового барьера и проблем со слухом). Кроме того, жесты часто используются тогда, когда вербальные выражения были бы сочтены социально неприемлемыми. И, наконец, совершенно иное впечатление производят “жесты” тех людей, которые страдают от заболеваний, сопровождающихся непроизвольными движениями и жестами. «Богатейший алфавит жестов можно разбить на пять групп: 1. Жесты-иллюстраторы – это жесты сообщения: указатели (указывающий жест), пиктографы, т.е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы – движения телом; жесты – «биты» (жесты- «отмашки»); идеографы, т.е. своебразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы. 2. Жесты-регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему- либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками. 3. Жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих – «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания». 4. Жесты-адапторы – это специфические привычки человека, связанные с движением рук. Это могут быть: а) почесывания, подергивания отдельных частей тела; б) касания, пошлепывания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т.п.). 5. Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движение тела и мышцы лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.» [1] Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице. При общении часто возникают следующие виды жестов: ü Жесты оценки – почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание (оценка информации); ü Жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле; ü Жесты нервозности и неуверенности – переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами, троганье спинки стула перед тем, как сесть на него и пр., ü Жесты самоконтроля – руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую, поза сидящего человека, вцепившегося в подлокотник, и др., ü Жесты ожидания – потирание ладоней, медленное вытирание влажных ладоней о ткань. ü Жесты отрицания – сложенные ладони на груди, отклоненный назад корпус, дотрагивание до кончика носа и др. ü Жесты расположения – прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику и др. ü Жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и т.д. ü Жесты неискренности – «прикрытие рукой рта», «прикосновение к носу», как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то. Сюда также относятся поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и др. ü Жесты скуки – голова лежит на ладони, глаза полуприкрыты, машинальное рисование на бумаге. ü Жесты кооперации – посадка на край стула, расстегнутый пиджак, наклоненная голова. ü Жесты фрустрации – человек, попавший в затруднительное положение начинает пинать землю, запускает руку в волосы, трет себя по шее, отрывисто дышит, пропуская воздух через ноздри с такой силой, что раздается что-то в виде храпа. ü Жесты ухаживания – у женщин: поглаживание или поправление волос, одежды, рассматривание себя в зеркало, покачивание бедрами, балансирование туфли на кончиках пальцев; у мужчин: поправление галстука, запонок, пиджака, движение подбородка вверх-вниз.

Жесты Рук[2].

С помощью потирания ладоней люди невербально передают свои положительные эмоции. Человек, кидающий кубик, потирает его между ладонями как сигнал того, что он ожидает победу. Однако если к вашему столику подойдет официант и, потирая руки, спросит: «Что еще изволите?», то невербальным сообщением будет то, что он намекает на чаевые. Агентов по продаже учат, что если они пользуются этим жестом в тот момент, когда описывают свою продукцию или услуги потенциальным покупателям, они должны проделывать этот жест быстро, чтобы не отпугнуть покупателя (замедление темпа, с которым выполняется этот жест, вызывает ощущение, что ваш собеседник хитрит). Предупреждение: если в зимнее время вы видите человека, который потирает руки, это может значить, что руки у него просто замерзли! Сцепленные пальцы рук с первого взгляда могут показаться доверительным жестом, поскольку, когда люди прибегают к нему, они улыбаются и чувствуют себя счастливыми. Исследования, проведенные Ниренбергом и Калеро по изучению этого жеста, позволили им заключить, что сцепленные пальцы рук обозначают разочарование и желание человека скрыть свое отрицательное отношение. Этот жест имеет три варианта: скрещенные пальцы рук подняты на уровне лица, руки лежат на столе, на коленях при сидячем положении или внизу перед собой в стоячем положении. Существует зависимость между положением рук и силой негативного чувства, то есть с человеком труднее будет договориться в случае, если сцепленные пальцы рук в поднятом положении, чем, если его руки лежат на столе или коленях. Для расслабления этого негативного жеста нужно предпринять ряд мер, позволяющих человеку вытянуть руки вперед и обнажить ладони, иначе будет присутствовать враждебная нотка в переговорах. Шпилеобразное положение рук часто используется в условиях субординации и может быть изолированным жестом, обозначающим уверенную и всезнающую позицию. Он распространен среди бухгалтеров, юристов, менеджеров. Этот жест имеет два варианта: руки шпилем вверх и руки шпилем вниз. Первое положение обычно принимается тогда, когда говорящий выражает свое мнение, излагает идеи. Второе положение используется тогда, когда человек не говорит, а слушает. Ниненберг и Калеро заметили, что женщины чаще используют положение рук вниз, чем шпилем вверх. Шпилеобразный жест может расцениваться как положительный, так и как отрицательный сигнал. Ключом к правильному толкованию шпилеобразного жеста будет предшествующее поведение человека. В обоих случаях «шпиль-жест» означает уверенность в себе. Закладывание рук за спину считается жестом уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими. Он позволяет человеку с бессознательным бесстрашием открывать свои ранимые области тела, такие как желудок, сердце, горло. Жест «руки в замок за спиной» отличается от жеста «закладывания рук за спину с захватом запястья», который говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. Одна рука как будто пытается удержать другую от нанесения удара. Именно от этого жеста пошло выражение: «Возьми себя в руки!». Интересно, что чем более сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Надо сказать, что это плохой прием для того, чтобы скрыть нервозность и наблюдательный собеседник, наверняка, почувствует это. Если этот жест заменить на «руки в замок за спиной», то появиться чувство уверенности в себе. Жест с акцентированием больших пальцев используется для выражения насмешки или неуважительного отношения к человеку, на которого указывают пальцем. Этот жест не характерен для женщин, хотя иногда они тоже используют его по отношению к людям, которые им не нравятся. Другой популярный жест – скрещенные руки на груди с вертикально выставленными большими пальцами рук. Этот жест передает двойной сигнал – первый о негативном или оборонительном отношении (скрещенные руки) и чувство превосходства (выраженное большими пальцами рук). Руки на груди. Укрытие за какой-либо перегородкой есть естественная реакция человека, которую он усваивает в раннем детстве. Детьми мы прятались за столами, стульями, мебелью, маминой юбкой. Взрослея, мы научились складывать руки у себя на груди и тесно переплетать их при любых признаках опасности. Это, в сущности, попытка отгородиться от надвигающейся угрозы или нежелательных обстоятельств. Когда при беседе с глазу на глаз, вы видите, что ваш собеседник скрещивает руки на груди, следует сделать вывод, что вы сказали что-то, с чем ваш собеседник не согласен. В этот момент вы должны постараться выяснить причину жеста и побудить человека занять более располагающую позу. Помните: напряженное внутреннее состояние заставляет человека принять этот жест, а сохранение жеста поддерживает внутреннее напряжение. Постой, но эффективный способ заставить человека разомкнуть руки – это дать ему в руки ручку, книгу, любой предмет, в результате чего, он разомкнет руки. Другим полезным советом будет наклон вперед, сделанный с открытыми ладонями, и вопрос: «А что вы думаете по этому поводу?». Предъявляя ему свои ладони на обозрение, вы сообщаете невербальным способом, что хотели бы от своего партнера открытого и честного ответа. Если использовать полный жест скрещивания рук, окружающим станет очевидно, что вы испытываете чувство страха. Иногда мы заменяем его частичным, неполным скрещиванием, при котором одна рука помещается поперек тела, зацепившись за другую руку. Для политических деятелей, телевизионных комментаторов, людей, которые находятся постоянно на виду и кто не хочет, чтобы их зрители заметили их неуверенность или нервозность. Для проделывания этого жеста рука движется поперек тела по направлению к другой руке, но вместо того, чтобы ухватиться за эту руку, она прикасается к сумочке, браслету, часам, запонкам или какому- либо другому предмету. И снова образуется барьер и утверждается состояние безопасности. Мужчины, как правило, поправляют запонки или ремешок часов, проверяют содержимое своего портмоне, играют пуговицей на манжете и т.д. У женщин труднее заметить этот замаскированный жест, потому что, когда они не уверенны в себе, могут держаться за сумочку или кошелек. Одним из распространенных вариантов этого жеста может быть использование обеих рук для того, чтобы держать бокал с вином, цветы, перчатки и.т.д.

Жесты головы.

Два наиболее частых употребляемых жеста - это утвердительный кивок головой и отрицательное покачивание. «Утвердительный кивок головой – положительный жест, используемый во многих странах для обозначения согласия или утверждения. Исследования, проведенный с людьми от рождения глухими, немыми и слепыми, показывают, что они также пользуются этим жестом для выражения утверждения, что дало повод считать, что этот жест является врожденным. Отрицательное покачивание головой со значением «Нет» также считается многими врожденным жестом, однако, ряд ученых считает, что это первый приобретенный жест человека»[3] . Существует три основных положения головы. Первое – прямая голова. Это положение характерно для человека, нейтрально относящегося к тому, что он слышит. Когда голова наклоняется в сторону, это говорит о том, что у человека появляется интерес. Чарльз Дарвин первым заметил, что люди, как и животные, наклоняют голову в бок, когда им становиться что-то интересно. Если вы делаете презентацию товара или доклад по какой-либо теме и замечаете, что у части аудитории появился этот жест, значит, вы добились своего. Если голова наклонена вниз, это говорит о том, что отношение человека отрицательное, и даже осуждающее. До тех пор, пока вы не заставите человека поднять голову или наклонить ее набок, у вас будут проблемы общения с этим человеком. Необходимо сделать что-либо, что могло бы повысить заинтересованность собеседника, стать более внимательным. «Кивки головой - очень хороший способ показать клиенту, что вы его слушаете. Наблюдая за работой профессионалов, убеждаешься в том, насколько эффективным оказывается простое кивание головой, в сочетании с хорошим визуальным контактом и реакциями типа “Угу” и “Я понимаю”. Пожалуй, не превзойдённым мастером в этом “простом” деле был Карл Роджерс. К сожалению, на собственном опыте убеждаешься в том, насколько это сложно. Кивки головой являются для клиента непосредственным подтверждением того, что вы следуете за ним, шаг за шагом понимая сказанное. Это простейшее умение, если его последовательно использовать, начинает выполнять функцию обратной связи. Отсутствие кивков сообщает клиенту о недостатке понимания и необходимости прояснения, а их появление - о том, что смысл, который пытается выразить клиент, ухвачен. В заключение хочется заметить, что кивки головой как ничто другое требуют меры, так как при их чрезмерном использовании они скорее раздражают и сбивают с толку, чем способствуют диалогу»[4].

Жесты, связанные с прикосновением рук к различным частям лица.

«Как узнать, что человек лжет? Распознавание невербальных жестов, сигнализирующих об обмане, является одним из наиболее важных для общения умений, которым можно обучиться в процессе наблюдения за поведением человека. Какие же жесты могут выдать человека, если он лжет? Это жесты, связанные с прикосновением рук к лицу. Этот жест имеет корни в раннем детстве. Если маленький ребенок обманывает, он будет прикрывать рот в попытке остановить лживые слова, выходящие из его рта» [5]. Защита рта рукой является одним из немногих жестов взрослого человека и имеет тот же смысл, что и детский жест. Если этот жест используется человеком в момент речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда говорите вы, а он слушает, это означает, что он чувствует, как вы лжете. Прикосновение к носу, в сущности, является замаскированным вариантом предыдущего жеста. Другим объяснением может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа и очень хочется таким образом избавиться от них. Почесывание и потирание уха. Фактически, этот жест вызван желанием отгородиться от слов, положив руку около или сверху уха. Другими вариантами прикосновения к уху является потирание ушной раковины, сверление в ухе (кончиком пальца), потягивание мочки уха или сгибание уха в попытке прикрыть им слуховое отверстие. Это говорит о том, что человек наслушался вдоволь и, возможно, хочет высказаться. По Моррису, человек кладет пальцы в рот в состоянии сильного угнетения. Это бессознательная попытка человека вернуться к тому безопасному, безоблачному времени в грудном возрасте, когда ребенок сосал грудь своей матери. Маленький ребенок сосет палец, а что касается взрослого, то кроме пальца он засовывает себе в рот такие предметы, как сигареты, ручки, и.д. Пальцы во рту говорят о внутренней потребности в одобрении и поддержке. Поэтому, когда появляется этот жест, необходимо поддержать человека. Жест «поглаживание подбородка» означает, что человек пытается принять решение. Менеджер поступит неразумно, если прервет покупателя в момент, когда он начинает поглаживать подбородок в ответ на просьбу сообщить свое решение. Его лучшей линией поведения будет внимательное наблюдение за последующими жестами покупателя. Следующие сигналы укажут на то, будет ли решение положительным или отрицательным. Моментально следует еще раз перечислить все достоинства сделки до того, как покупатель выразил на словах свой отрицательный ответ, и это может спасти переговоры.

Жесты ног.

Подобно защитным барьерам, сформированным с помощью рук, перекрещивание ног является признаком негативного или оборонительного отношения человека. Осторожно нужно подходить к интерпретации этого жеста у женщин, поскольку в детстве их учили так сидеть, потому что так «сидели леди». «Существует две основные позы со скрещенными ногами в сидячем положении – стандартное (классическое) заложение ноги на ногу и поза, когда закинутая нога напоминает цифру «4». Европейский способ закидывания ноги на ногу. Одна нога аккуратно лежит на другой – это нормальное положение скрещенных ног, используемое европейцами, и может использоваться для выражения взволнованного состояния, сдержанной или защитной позиции. Эта поза очень популярна у женщин во всем мире, особенно если они хотят выразить свое недовольство мужем или другом. Предупреждение: Люди могут использовать этот жест во время лекций, долгого сидения на неудобных стульях или в холодную погоду. Закидывание ноги на ногу с образованием угла. Этот способ закидывания ноги на ногу свидетельствует о том, что здесь присутствует дух соперничества и противоречия. Для менеджера было бы глупо заканчивать переговоры, если собеседник принял такую позу. Ему следует откровенно обратиться к собеседнику: «Я вижу у вас есть какие-то идеи по этому поводу. Мне было бы интересно узнать ваше мнение». Это дает собеседнику возможность выразить свое мнение. Практика общения с людьми во время бизнес-переговоров показала, что когда ваш собеседник прижимает свои лодыжки, это равнозначно его «закусыванию губы». С помощью этого жеста сдерживается негативное отношение, неприятные эмоции, страх или взволнованность. Интересно заметить, что разговор о внутренних переживаниях человека на помогает расслабить его лодыжки, а, соответственно, и мысли. Но если проводящий собеседование подойдет к столу посетителя и сядет рядом с ним так, чтобы их не разделял стол, ноги тут же расслабятся, и беседа примет откровенный, более личный характер. Фиксирование ступни одной голени на голени другой. Этот жест используется исключительно только женщинами. Ступня одной ноги обвивается вокруг другой, чтобы усилить оборонную позицию. Когда появляется этот жест, можно быть уверенным, что женщина внутренне сжалась и ушла в себя, как черепаха под панцирь. Требуется нежный дружеский и теплый подход, если необходимо раскрыть этот зажим»[6]. Так становится более понятным, что жесты играют значительную роль в повседневной жизни. Умение понимать популярные жесты позволит лучше разбираться в людях.

§ 2. Позы

Доктор Бердвистел, профессор антропологии в Университете Темпл, который инициировал большую часть фундаментальных работ по созданию системы обозначений для нарождающейся кинесики, предупреждает, что "ни положение тела, ни движение само по себе не имеют точного смысла"[7]. Другими словами, мы не всегда можем сказать, что скрещенные руки означают "Я не впущу вас", что потирание носа пальцами означает неодобрение или отрицание, что поглаживание по волосам означает одобрение, а поднятие пальца вверх - превосходство. Иногда такие интерпретации оказываются правильными, а иногда нет, но о правильности можно говорить только в контексте целостной модели поведения личности. Из-за огромной изменчивости движений индивидуумов зачастую трудно связать конкретное движение с конкретным сообщением, и все же достаточно правильным остается утверждение, которое, если перефразировать Маршалла Маклогана, гласит: "Движение есть информация" [8] Поза может служить не только средством расставления акцентов в разговоре, но также и выражением своего отношения к окружающим. Доктор Щефлен выделил три класса поз, принимаемых людьми, когда они находятся в компании с другими: включение-невключение; ориентация тел параллельно или друг против друга (визави); согласованность-несогласованность. "Включенность" или "невключенность" описывает то, как группа соотносится с присутствующими в компании. Члены группы осуществляют это соотнесение посредством расположения своих тел, рук или ног в определенных позициях. На вечеринке группа людей может образовывать маленький кружок, исключая всех остальных. Если три члена группы сидят на диване, то двое по бокам иногда образуют подобие створок книги и окружают сидящего в центре, исключая остальных. Таким путем они достигают своей "включенности". Чтобы "запереть" находящегося в центре человека или людей, они могут также скрестить ноги. Руки и ноги членов группы часто бессознательно используются для защиты группы от "вторжения". Если бы понаблюдаете за группами, занятыми любым делом, на свадьбах, вечеринках, встречах или просто дома, вы заметите множество интересных способов, которыми члены группы "защищают" группу. Человек, находясь в обществе, может расположить свою ногу так, чтобы блокировать от посторонних стол, на котором сервирован кофе. Иногда признаком, по которому члены группы "проводят исключение", является пол. В качестве примера мне хотелось бы описать наблюдаемую мной ситуацию: при подготовке к какому-то празднику, все женщины собрали «посиделки» на кухне, чтобы «помочь» хозяйке. В этот момент на кухню зашел мужчина и сел на стул с одного конца стола. Сначала женщины косились на него, но после все развернулись верхней частью туловища и даже коленями к другому концу стола и продолжали начатый разговор. В конце концов, одна из женщин поставила перед мужчиной большую кастрюлю, как бы закрывая его от себя. Таким образом, члены группы - женщины «выключили» из своего общения «лишнего» по полу человека – мужчину. Характеристика второго класса поз была названа доктором Шефленом "параллельной ориентацией тел" или "визави". Это подразумевает, что два человека могут выразить отношение друг к другу позами - либо находясь лицом друг к другу, либо сидя рядом бок о бок параллельно, возможно, ориентируясь на третье лицо. Если участвуют три человека, двое всегда будут располагаться параллельно, а один обращен к ним лицом. В группах из четырех человек две параллельные пары будут обращены друг к другу лицами. Если обстоятельства не позволяют людям принять эти позиции тела полностью, они будут ориентировать свои головы, руки и ноги. "Согласованность" или "несогласованность" описывает способность членов группы имитировать друг друга. Если группа находится в "согласованном" состоянии, позиции их тел будут копировать друг друга, являясь в некоторых случаях зеркальным отображением. Интересно заметить: когда один из членов "согласованной" группы сдвигается, вместе с ним сдвигаются и другие члены группы. В общем случае согласованность позиций группы указывает, что все члены находятся в согласии. Если в группе имеются две точки зрения, приверженцы каждой точки зрения займут разные позиции. Каждая подгруппа внутри себя будет согласованной, а по отношению к другой подгруппе - несогласованной. Старые друзья, если они спорят или обсуждают что-либо, будут принимать согласованные позиции, чтобы показать, что, несмотря на дискуссию, они по- прежнему друзья. Если люди находятся в отношениях "доктор-пациент", "родитель-ребенок", "педагог-студент", позы будут несогласованными, демонстрируя разные "весовые категории" членов пары. Намеренно занимая на деловой встрече необычную позицию, человек пытается указать на свой более высокий статус. Я знаю директора одного агентства, который во время совещаний принимает весьма интересную позу: он сидит расслабленно, сильно откинувшись назад, закинув колено на ногу. Он как бы внешне изображает силу превосходства над другими. Это сразу отделяет его от остальных и указывает на его статус. Это делает его выше других людей, присутствующих на совещании. Причем некоторые его подчиненные, присутствующие на совещании, время от времени пытались перенять его позу. Как мне кажется, это свидетельствует о том, что они пытались уравнять свой статус с начальником. Или же пытались сообщить ему на языке тела, что они разделяют его точку зрения, находятся на его стороне. При желании и доле наблюдательности можно научиться «читать» по позе, по жестам движения души человека, тем более, что жизнь дает множество наглядных пособий для интересующихся этой проблемой. Открытая поза. Серьёзно упрощая положение дел, традиционно выделяют открытую и закрытую позы. Открытая поза свидетельствует об открытости консультанта и его восприимчивости к тому, что скажет клиент. Закрытая же поза, явными маркерами которой считаются скрещивания ног или рук, свидетельствует о меньшей вовлеченности в беседу. Консультанту полезно периодически спрашивать себя: “В какой степени моя поза передает клиенту мою открытость и доступность?” Идеальным вариантом здесь можно считать ситуацию, когда принятие открытой позы является для консультанта естественным, аутентичным поведением. Типичным же является выбор между открытой, но при этом в той или иной степени неудобной, неестественной позой и комфортной, закрытой позой. В такой ситуации нужно как минимум отслеживать перипетии смен открытых и закрытых поз и использовать результаты наблюдения как информацию об особенностях вашего взаимодействия с клиентом. Это возможно, если периодически задаваться вопросом: “Что именно в поведении, реакциях клиента вызывает у меня желание сменить позу?” В ситуации же выбора, например, когда консультант непреклонно сохраняет открытую позу, но при этом всё его внимание сосредотачивается на злости на себя и клиента, пожалуй, лучше занять закрытую, но естественную позу и сконцентрироваться на природе взаимодействия и скрытых в вашей позе посланиях. Открытая поза не предполагает, что, заняв её, консультант отсидит в ней весь сеанс без изменений. Открытая поза только тогда произведёт должное впечатление, когда она будет не напряженной и естественной. Невербальная естественность включает в себя свободное и спокойное использование вашего тела в качестве средства коммуникации. Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как проявления заинтересованности и дружелюбия, а плавная смена поз и естественное использование жестов свидетельствует о спокойствии консультанта и включенности в контакт и порой напоминает танец. «Поза покорности» сопровождается или взглядом снизу вверх, или тем, что собеседник вообще прячет глаза. И то и другое мы чувствуем, но вот вопрос: как мы к этому относимся? Некоторые любят эту покорность (в других), другие чувствуют себя при разговоре с таким партнером весьма неуютно. Стыдно сознаться, но иногда, если хочешь чего-то добиться от начальника, чувствуешь, как непроизвольно принимаешь эту позу покорности... Скука. Когда слушатель начинает подставлять руку для того, чтобы опереть на нее голову, это верный знак того, что ему стало скучно, и он подпирает голову рукой для того, чтобы не заснуть. Постукивание пальцами по столу и топот ног по полу неправильно интерпретируется как признаки скуки в аудитории, на самом деле они свидетельствуют о нетерпении. Если вы заметите эти сигналы, нужно проделать стратегический ход, чтобы отвлечь нетерпеливого человека и увлечь его лекцией, чтобы он не заражал присутствующих. Если вся аудитория проявляет признаки скуки, то стоит заканчивать свою речь. Человек принимает оценочную позу, если он подпирает щеку сжатыми в кулак пальцами, а указательный палец упирается в висок. Если человек теряет интерес, но из вежливости хочет выглядеть заинтересованным, его поза слегка изменится так, что голова будет опираться на основание ладони (рис ..). Когда указательный палец направлен вертикально к виску, а большой палец поддерживает подбородок, это указывает на то, что слушатель негативно или критически относится к говорящему. Часто указательный палец может потирать или натягивать веко по мере того, как негативные мысли сгущаются. Способ выхода из данной ситуации заключается в том, чтобы дать слушателю что-то поддержать и тем самым изменить его позу. Манера сидеть верхом на стуле с широко расставленными ногами. Много веков назад мужчины пользовались щитами, чтобы защититься от врагов, и сегодня цивилизованный мужчина использует все, в качестве такого символического щита. В том числе, спинка стула может служить защитным средством, а может превратить его в агрессивного, атакующего война. Большинство любителей сидеть на стуле верхом являются людьми доминирующего типа, которые пытаются управлять людьми и господствовать над ними, если им надоедает тема разговора, а спинка стула служит хорошей защитой от любого нападения. Самый простой способ разоружить «седока»- встать или сесть за ним, от чего он почувствует уязвимость тылов и сменит позу, став менее агрессивным. Но как вы будите действовать в ситуации, когда человек сидит на вращающемся стуле? Бесполезно пытаться урезонить его, особенно если он крутиться, как на карусели, на своем стуле? Здесь лучше всего использовать невербальные средства нападения: ведите беседу, стоя сверху над ним, и смотрите на него сверху вниз, наступая на личную территорию. Это настолько выбьет его из колеи, что он может свалиться со стула, пытаясь противостоять попытке изменить его позу. Собирание несуществующих ворсинок. Когда человек не согласен с мнением или отношением других людей, но не решается высказать свою точку зрения. Человек, ощипывающий ворсинки, обычно сидит, отвернувшись от других, и смотрит в пол, а в это время занимается своим несущественным делом. Это наиболее популярный жест неодобрения. Повернув к нему свои ладони, скажите: «Я вижу, что у вас имеются какие-то соображения по этому поводу. Поделитесь, пожалуйста». Если человек скажет, что он с вами согласен, но продолжит ощипывать ворсинки, вы можете спросить его прямо о возражении, которое он не решается высказать. Стартовая поза. Жесты готовности, сигнализирующие о желании закончить разговор или встречу, выражаются подачей корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях (рис ) или обе руки держатся за боковые края стула. Если любой из этих жестов появляется во время разговора, было бы разумно первым предложить закончить беседу. Это позволит вам контролировать ситуацию. Сексуальная агрессивная поза выражается следующим жестом – большие пальцы рук затыкаются за пояс или за прорези карманов. Мужчины используют этот жест, чтобы отметить свою территорию или показать другим мужчинам, что он их не боится. Когда жест используется в присутствии женщин, он может истолковываться так: «Я мужчина. Я над тобой властвую». Эти жесты всегда считались чисто мужскими, но когда женщины стали носить джинсы брюки, они тоже стали его использовать»[9].

§ 3. Походка.

«Среди множества приемов определения человека по внешнему облику самым необычным, пожалуй, можно считать метод японского профессора Яхиро Хиросава. На протяжении 30 лет Хиросава скрупулезно изучал . подметки. Исследовав свыше 600 тысяч экземпляров, он пришел к убеждению, что сведения о физическом и психическом состоянии человека не хуже, чем по лицу или руке, можно получить, разглядывая обувь. По его мнению, если каблук стерт на внутреннем крае – мужчина нерешителен, а у женщины хороший характер. Если каблук сношен по наружному краю – его владелец инициативный человек, а если уж очень искривлен наружу – владелец каблуков склонен к беспечности. Ровно сношенный мужской каблук указывает на дружелюбие хозяина. Если речь идет о женском каблуке, его хозяйка, скорее всего, хорошая мать. Справедливости ради надо отметить, что приоритет тут принадлежит вовсе не наблюдательному японцу. Задолго до того, как психология оформилась в самостоятельную науку, французский сапожник Жан-Батист де Андре и его итальянский коллега Сальваторе Феррагмо по тому, как стерты подметки у того или иного человека, делали следующие выводы: стерта по всей ширине – тихоня; стерта лишь внутренняя сторона жаден; стерта внешняя сторона – расточителен; стерты задники каблуков – упрям, неуступчив»[10] . Вероятно, эти выводы не лишены оснований. Если мы представим себе, что тот, кто ходит крадучись, почти на цыпочках, скорее стаптывает подметки по всей ширине; тот, кто гордо вышагивает, широко расставляя ноги, - больше изнашивает внешнюю сторону; а тот, кто ступает твердо и уверенно, большую нагрузку дает каблукам, то оценки наблюдательных сапожников не покажутся столь уж натянутыми. Высказывалось даже предложение основать новую науку – скарпологию – для определения характера человека по его обуви. Но практическая ценность ее была невелика. Ведь ходить в стоптанной обуви – дурной тон, которого большинство людей старается избегать. К тому же при встрече с человеком его подметки не так-то просто разглядеть. Но так или иначе, основная идея всех подобных рассуждений, в принципе, верна. Обувь изнашивается в зависимости от манеры ходить, а походка – явное свидетельство психологического состояния человека. Конечно, это состояние может меняться, соответственно изменяется и походка – мы совсем по-разному движемся на встречу событию, которое обещает быть приятным, или плетемся отбывать какую-то скучную повинность. В походке сказывается и общее мироощущение человека, поэтому она может кое-что поведать о тех чертах характера и личности, которые достаточно постоянны. Но еще более красноречиво она свидетельствует о сиюминутном состоянии человека, его настроении и намерениях.

О том, как мы стоим.

Первое, на что стоит обратить наше внимание, это распределение веса. Ровно ли стоит человек (конечно, не как аршин проглотил) или его вес распределен со смещением вперед или назад? В случае сомнения мысленно прочертите линию от центра таза вверх, при прямой позе (как и при немного сутулой спине) примерно на этой линии будет находиться ухо. Народная мудрость подметила: чем прямее выглядит человек внешне, тем ровнее он и внутренне. Такой человек не кажется ни неуверенным (наклон вперед), ни заносчивым (прогиб назад). Несмотря на это, нужно быть осторожным при интерпретации: большинство очень высоких людей привыкают к позе, подавшейся вперед, так как они не хотят казаться посматривающими "сверху вниз". Точно так же некоторые очень низкие люди стараются прогибаться назад, чтобы им не приходилось постоянно задирать голову вверх. Прямую осанку мы называем открытой: она выявляет не только открытость человека по отношению к окружающему, но и внутреннюю позицию, которая позволяет действовать так, как того требуют обстоятельства. Таким образом, это еще и гибкая позиция! «Стоит также обратить внимание и на то, насколько свободно стоит человек. Бывают люди, которым непременно нужно на что-то облокотиться. Другие, наоборот, не пользуются этим, даже если предоставляется такая возможность. Подобные "наблюдения" можно провести, к примеру, в каком-либо кафе или баре, где посетители не сидят, а стоят. Человек, который висит на своем скелете (Феденкрайс), покоится в своем "центре земли" (Дюркгейм) или обладает уверенностью, так как крепко стоит на ногах (Лоуен), отнюдь не постоянно, но иногда все же чувствует потребность прислониться» [11] Это особенно часто можно наблюдать у учителей или ораторов. Некоторые выступающие цепляются за трибуну, другие выглядят так, словно находятся на эшафоте, третьи же в целом чувствуют себя свободно. Если это их обычная поза, то можно предположить, что она отражает их внутреннюю позицию.

О том, как мы ходим.

Почти все, что было сказано о том, как мы стоим, справедливо и в отношении того, как мы ходим. Но о движущемся теле дополнительно можно узнать, как оно движется. Идет ли человек целеустремленно? Его движения плавны, гибки, подвижны, а может быть, скованны или судорожны? Есть авторы, которые считают, что направление взгляда идущего человека очень многое говорит о нем самом. Так, экстраверт смотрит вперед: и на дорогу, по которой идет, и на все интересное, что встречается вокруг. В то же время интроверт (ориентированный внутрь) смотрит больше в себя. Он опускает голову и часто не замечает ни дороги, ни препятствий, а заодно и других людей. В качестве сигнала, по которому можно оценивать человека, может служить также и то, как он ставит ногу. Кто-то выглядит так, словно он идет на ходулях: он выставляет коленки "впереди всего тела". Такого рода походке сопутствует повышенная осмотрительность или неуверенность. Точно так же шел бы солдат по минному полю или человек, когда он боится натолкнуться на что-нибудь в темноте. В противоположность этому можно идти так, чтобы у ног всегда впереди были пальцы. При этом человек шагает жестко с пятки, в то время как при "ходьбе на ходулях" ногу ставят полной ступней. «Следующий тип походки - хождение на цыпочках; она более стремительна - идущий как бы вбирает в себя пространство. Так ходит тот, кто не боится причинить себе боль. Тот, кто имеет перед глазами ясную цель, тот, кто всегда спешит. В общем можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками , имеют ясную цель и готовые ее немедленно ее реализовать. Говорят, так ходил Петр Первый – воплощение целеустремленности и энергичности. Те, кто обычно держит руки в карманах, даже в теплую погоду, скоре критичны и скрытны. Находясь в угнетенном состоянии, человек также ходит, держа руки в карманах, волоча ноги и редко глядя вверх или в том направлении, куда он идет. Нередко можно увидеть человека в таком состоянии идущим вдоль бордюра и как бы рассматривающим, что на нем лежит. Человек, шагающий держа руки на бедрах, хочет достичь своих целей кратчайшим путем и за наименьшее время. Его внезапные вспышки энергии сменяются периодами неподвижности, когда он планирует очередной решающий ход. Типичный образ – Уинстон Черчиль. Люди, занятые решением каких-либо проблем, часто ходят в медитативной позе: голова опущена, руки сцеплены за спиной. Их походка очень медленна, они часто останавливаются, чтобы пнуть камешек или даже поднять обрывок бумаги, рассмотреть его и выбросить снова. Так они как бы говорят себе: «Давай посмотрим на это со всех сторон». Самодовольные, несколько помпезные личности идут «походкой Бенито Муссолини» . Их подбородок задран, руки двигаются, подчеркнуто интенсивно, ноги, словно, деревянные. Вся походка принужденная, с расчетом произвести впечатление. Такое «вышагивание» подобает лидеру, подчиненные которого идут на шаг сзади. Это простое наблюдение позволит вам определить, кто есть кто в любой организации. Звучная ходьба, подчеркнутый стук обуви обнаруживает несдержанный характера, бесцеремонность. Часто при этом повышенный тон как бы компенсирует отсутствие реальной уверенности в себе. Короткие или мелкие шажки, которые чаще наблюдаются у женщин, чем у мужчин, говорят, вероятнее всего, об интровертированности. Человек с такой походкой как бы «держит себя в руках», демонстрируя осмотрительность и расчетливость. В основе такой походки лежит бессознательная готовность при необходимости быстро изменить направление. Если в такой походке не выражен четкий ритм, то создается впечатление боязливого и нервного человека, готового при малейшем риске сразу же уклониться, свернуть в сторону» [12]. Если вы отправляетесь куда-то, не будучи уверенны в успехе своих начинаний, и душу гложут сомнения и тревоги, - расправьте плечи, поднимите голову, ступайте упруго и ритмично. И вы почувствуйте, как вас начинает наполнять жизненная энергия. Шире шаг!

II. Проксемика.

§ 1. Расположение людей в пространстве

«Проксемика, или пространственная психология, - термин, введенный американским психологом Э. Холлом для анализа закономерностей пространственной организации общения, а также влияние территорий, ориентаций и дистанций между людьми на характер межличностного общения. Доктор Холл считает, что использование человеком пространства имеет решающее значение для человеческих взаимоотношений, и прежде всего для выяснения степени близости между людьми. Профессор пришел к выводу, что у каждого человека есть свои территориальные потребности. Он распределил эти потребности и выделил четыре ярко выраженные зоны, внутри которых действует человек. Он назвал их зонами: 1) интимной близости; 2) личной близости; 3) социального контакта; 4) общественной дистанции. ü Зона интимной близости (15-45 см.) – в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерна доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Расстояния в зоне интимной близости могут варьироваться от максимума сближения в 15 сантиметров до минимума в 45 сантиметров. Максимальная степень сближения предполагает любовные отношения, тесную дружбу, привязанность детей к своим родителям или друг к другу. Нарушение интимной зоны влечет за собой определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как неуместное посягательство. Вспомним всем хорошо знакомую ситуацию, когда девушка подсознательно отодвигается от мужчины, присевшего рядом с ней на скамейку. Восстанавливая дистанцию, она стремится сохранить свое комфортное состояние. Когда вы находитесь на максимально близком интимном расстоянии к своему партнеру, он невольно захватывает все ваше внимание. По этой причине такой контакт между двумя мужчинами может создавать ощущение неловкости и неудобства. Находиться на расстоянии интимной близости между мужчиной и женщиной - вполне естественно. Наша напряженность и раздражение в переполненном автобусе в немалой степени вызваны необходимостью терпеть присутствие абсолютно незнакомых людей в своей «интимной зоне». ü Следующей зоной, описанной Холлом, является зона личной близости (от 40см. до 150 см.). На этом расстоянии обычно разговаривают друзья, люди, которые хорошо знакомы и доверяют друг другу. По оценке Холла, жена может находиться на таком расстоянии от своего мужа. Однако, если другая женщина приближается к нему на такое расстояние, это может означать, что у нее есть определенные замыслы в отношении него. В то же время такое расстояние обычно принято соблюдать на приемах во время бесед с коктейлем в руках. Во время вечеринки гости часто, начиная беседу с такого расстояния, постепенно сближаются и достигают максимума сближения, указанного выше. С помощью соблюдения этого расстояния можно передать много сигналов: от "я немного сторонюсь вас" до "я выделил вас среди прочих гостей, и вы мне намного ближе, чем остальные". ü Зона социального контакта (от 150 см до 4 м). Расстояния в социальном контакте могут быть ближними и дальними. Ближний социальный контакт составляет от 120 сантиметров до 2 метров. С такого расстояния мы ведем деловые беседы. На этом расстоянии мы принимаем клиента, прибывшего в наш офис, нового сотрудника фирмы или разговариваем с нашим начальником. Мы соблюдаем примерно такую дистанцию во время случайных сборищ людей. В то же время такое расстояние может использоваться для воздействия на собеседников. Начальник использует это расстояние для того, чтобы оказывать психологическое воздействие на подчиненного: на такой дистанции начальник, стоящий над сидящей секретаршей, кажется выше ростом, массивнее, и он господствует над значительной частью обозреваемого пространства. Он, таким образом, подчеркивает мысль: "ты работаешь на меня", хотя он и не произносит таких слов. Наибольшее расстояние в зоне "социального контакта" составляет от двух до четырех метров, У "большого начальника" может быть стол такой длины, который помогает ему отстраняться от своих подчиненных. Он может также оставаться в сидячем положении и взирать на своих подчиненных, не теряя своего социального статуса: люди стоят перед ним в полный рост. Зачастую муж и жена поддерживают дома вечерами такое расстояние друг от друга, чтобы отдохнуть и расслабиться. Они могут говорить друг с другом, если пожелают, или просто почитать, а не беседовать. Безличный характер такого социального расстояния проявляется в том, что его соблюдают при встрече дальних членов семьи. Часто требуются дополнительные усилия, чтобы преодолеть такое расстояние и создать атмосферу более интимной близости. ü Наконец, доктор Холл упоминает общественную дистанцию - наиболее далекое расстояния в межличностных отношениях. Близкая общественная дистанция составляет от трех с половиной до пяти метров. Такое расстояние лучше всего подходит для неформальных собраний, таких как встреча учителя со студентами или начальника со своими подчиненными. Дальняя общественная дистанция составляет от семи с половиной метров и более. На таком расстоянии политические лидеры встречаются с народом. Кстати, именно на такое расстояние животные могут подпускать к себе особей другого вида, прежде чем убежать от них. На этой далекой "общественной" дистанции очень трудно рассказать на языке тела правду, и гораздо легче обмануть своими телодвижениями. Актеры прекрасно знают об этом и в течение многих веков используют расстояние, отделяющее сцену от зрителей, для создания всевозможных иллюзий. На этом расстоянии жесты актеров должны быть аффектированными, стилизованными и гораздо более символичными, чем на более близких расстояниях в межличностных отношениях» [13]. Сочетание дальних и крупных планов в кино и на телевизионном экране требует другого языка тела. Движение век или дрожание губ в кадре, снятые крупным планом, передают такую же информацию, как и широкий жест рукой или движение всего тела в кадре, снятые на дальнем плане. При съемке крупным планом движения всего тела теряются. Возможно, по этой причине актерам кино и телевидения так нелегко приспособиться к театральной сцене. Эти расстояния могут несколько меняться в зависимости от возраста и пола собеседников. Например, дети и старики стремятся находиться ближе к своему партнеру. Женщины также больше склонны к этому (независимо от пола собеседников), чем мужчины. Уравновешенный, уверенный в себе человек подойдет к нам на более близкое расстояние, тогда как беспокойные нервные люди – наоборот. Отдаленное расстояние предпочитают подростки и люди средних лет. Обычно мы стараемся быть на большем расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на близкой дистанции. Обществом создаются специальные ситуации, в которых ритуалом регулируются нарушения принятых в обычном общении расстояний. Например, на танцах, когда абсолютно незнакомые люди могут начать общаться сразу на интимной дистанции. Обычно же мы ощущаем себя удобно и производим благоприятное впечатление, когда стоим или сидим на дистанции, подходящей для данной ситуации. Чрезмерно удаленное, как и слишком близкое положение отрицательно влияет на результаты общения.

§ 2 Различные положения корпуса тела.

Углы и треугольники[14].

Открытые позиции. Физическое расстояние между общающимися людьми зависит от интимности их отношений. ТО, под каким углом стоят люди по отношению друг к другу, тоже дает информацию о их отношениях и взаимоотношениях. Например, люди большинства англоязычных стран стоят во время беседы под углом 90 градусов. На рис изображены два человека, тела которых развернуты по направлению к воображаемой вершине треугольника. Такая поза является невербальным приглашением третьему человеку присоединиться к ним, встав на место этой третьей точки. Эти два человека на рисунке демонстрируют равенство социального положения, что видно из их одинаковых поз, а угол, по которым тела повернуты друг к другу, указывает на непринужденный характер их беседы. Если в компанию принимается четвертый человек, то образуется квадрат, а если пятый, то формируется круг. Закрытые позиции. Когда требуется установить отношения собственности или интимности, то угол между телами уменьшается до нуля градусов. Мужчина, желающий увлечь женщину, не просто поворачивает свое тело к ней, но и сужает расстояние между ними, продвигаясь в ее интимную зону. Расстояние между двумя людьми, стоящими в закрытой позиции, обычно меньше, чем при открытой позиции. Эта позиция может также применяться для выражения невербального вызова враждебно настроенных людей. Расположение участников при общении в положении сидя. Рассмотрим следующую ситуацию: вы занимаете руководящую должность, и вам нужно вызвать к себе и поговорить в подчиненным, который неудовлетворительно стал выполнять свои обязанности. При этом вы предполагаете задавать прямые вопросы, требующие прямых ответов, и предполагаете оказывать давление на подчиненного. В то же время вам нужно будет проявить внимание и понимание его проблем, а в некоторых случаях и согласие с его позицией. Как передать всю гамму этих нюансов с помощью положения корпуса? Рассмотрим дислокацию сил в данной ситуации: 1. Поскольку дело происходит в вашем кабинете, вы можете выйти из-за своего стола и сесть напротив вашего подчиненного с другой стороны (партнерская позиция). 2. Вашего подчиненного следует посадить на устойчивый стул без подлокотников, что позволит ему свободно проявить свободно свои жесты и телодвижения, по которым вы лучше узнаете об истинных намерениях. 3. Вам следует сесть на вертящийся стул с подлокотниками, что даст вам возможность лучше контролировать ситуацию и скрыть ваши жесты и реакции. В данной ситуации можно использовать три основных угловых дислокаций. Как треугольная позиция в положении стоя, так открытая треугольная позиция (рис )в положении сидя позволяет придать разговору непринужденную, неофициальную окраску и является отличной дислокацией на начальной стадии беседы. При такой дислокации вы сможете выразить свое невербальное согласие с подчиненным посредством копирования его жестов. Корпусы тел обоих участников направлены на третью точку треугольника, что выражает взаимопонимание. Развернув свой стул непосредственно на подчиненного (рис ) вы невербально сообщаете ему, что требуете прямых ответов на свои вопросы. Сочетая это положение с практическим отсутствием мимики и жестов, вы подвергните своего подчиненного невиданному невербальному давлению. Если, к примеру, после вашего вопроса он, отвечая, потрет веко или губы, а затем отведет глаза в сторону, разверните свое кресло так, чтобы оказаться прямо напротив него и спросите: «Вы абсолютно в этом уверены?» Этим простым движением вы окажете невербальное давление на него и заставите сказать чистую правду. Когда вы располагаете свое тело под прямым углом к собеседнику (рис), вы снимете с него всякое давление. Это превосходное положение, при котором можно задать щекотливые вопросы, поощряя к откровенным ответам на ваши вопросы без какого-либо давления с вашей стороны. Если же он оказался крепким орешком, есть смысл снова вернуться к прямому развороту тела и снова оказать на него давление, чтобы добиться истины. Итак, если вы хотите найти общий язык со своим собеседником, используйте треугольную диспозицию. Если вам необходимо оказать давление за счет невербалики, используйте диспозицию прямого разворота тела. Диспозиция под углом справа позволит вашему собеседнику поступать по своему усмотрению и выражать свои мысли без вашего невербального давления на него. Мало кто когда-либо обращал внимание на то, какую роль играет положение тела в смысле оказания давления на других и получения от них нужной реакции. Овладение этими приемами требует достаточно много времени и практики, но в скоре они становятся естественными. Если же ваша профессия связана с общением с людьми, то вам необходимо овладеть мастерством манипулирования своим телом.

Размещение участников за столом.

«Важно помнить, что деловое общение осуществляется, как правило, на межличностном расстоянии (0,5 – 1,2 м)между людьми, поэтому вторжение в интимное пространство (до 0,5 м) или переход к социальному расстоянию (1,2 – 3,7 м ) в процессе переговоров могут создать определенный психологический дискомфорт в общении с партнером и предпосылку к прекращению межличностного контакта. «При ведении беседы или переговоров важное значение имеет правильное распределение участников за столом, что является психологическим условием их эффективного взаимодействия. На различные поведенческие оттенки и отношение людей друг к другу может оказывать влияние то, какое место за столом они занимают. Рассмотрим вариант расположение участников беседы за стандартным прямоугольным столом. Некое условное лицо В может занимать за столом относительно другого условного лица А четыре основных положения: В1: угловое расположение. В2: позиция делового взаимодействия. В3: конкурирующе-оборонительная позиция. В4: независимая позиция. Угловое расположение (рис ) характерно для людей, занятых дружеской, непринужденной беседой. При таком расположении отсутствует территориальное разделение стола. Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и предоставляет простор для жестикуляции и возможность наблюдать за жестами. Просто передвинув стул в позицию В1, вы можете разрядить обстановку и увеличить шансы на успех беседы. Позиция делового взаимодействия – одна из самых удачных стратегических позиций для предъявления, обсуждения и выработки общих решений. Партнеры по общению располагаются по одну сторону стола и максимально приближены друг к другу. Секрет, однако, заключается в том, что бы В деликатно использовал эту позицию, не создавая у А впечатления, что его территория была нарушена. Так же эта позиция очень удобна, если к вашей беседе необходимо присоединить еще одного человека. Эта позиция имеет еще одно название – «заодно с оппонентом». Положение за столом друг напротив друга не столь удачно для ведения деловых переговоров, поскольку может вызвать оборонительное отношение и атмосферу соперничества. Это может привести к тому, что каждая сторона будет придерживаться своей точки зрения, потому что стол становиться барьером между ними. Люди занимают такое положение в том случае, если они находятся в состоянии соперничества, или когда один делает выговор за какой-то поступок другому. Когда люди сидят друг напротив друга, они подсознательно делят стол на две равные территории. Каждый претендует на свою собственную территорию, и будет защищать ее в случае посягательств. Два человека, сидящих за столом друг против друга, отмечают свою территорию различными объектами: ручки, документы, сумка, салфетка, сахарница и т.д. Если на территорию вашего собеседника положить какой-либо предмет, то это вызовет дополнительное напряжение у вашего партнера по беседе. И через некоторое время вы заметите, как он найдет предлог, чтобы вытеснить чужой предмет со своей территории. Этот простой пример показывает, как человек оказывает сопротивление человеку, который вторгается на его территорию. Бывают случаи, когда трудно занять какую-либо другую позицию, кроме конкурирующей, при предъявлении своего материала. Предположим, что вам нужно предъявить образец или схему на рассмотрение человеку, который находиться на противоположной стороне стола. Сначала положите то, что вы хотите показать на центральную линию стола. Другой человек наклониться вперед и станет разглядывать ваш объект, заберет его на свою территорию или передвинет его обратно на вашу. Соблюдайте золотое правило – не проникайте на территорию окружающих до тех пор, пока вы не получили вербального или невербального разрешения, иначе вы получите отпор. Независимую позицию занимают люди, не желающие взаимодействовать за столом друг с другом. Такая позиция, добровольно выбранная собеседниками, обычно свидетельствует об отсутствии у них взаимной заинтересованности в положительном результате встречи. Это положение можно расценивать и как враждебное со стороны человека, чьи территориальные границы были нарушены. Этого положения следует избегать в случае, когда требуется откровенная беседа между А и В. Такая позиция не способствует успешному проведению переговоров. Если ваш собеседник упорно занимает эту позицию, то, вероятнее всего, разговор придется отложить»[15].

III. Инструменты совершенствования невербальной коммуникации.

Информация, описанная в двух предыдущих главах, является ценной, но не достаточной для конструктивного поведения. Умение приобретается только в процессе специально организованного обучения и осознания участником особенностей своего поведения и поведения других. «Обучающие группы обычно формируются в учреждениях системы образования или молодежных и детских центрах. В подобной работе акцент ставиться на способах решения проблем, характерных для данной аудитории, и на выработке соответствующих социальных навыков. Целью проведения такого рода групп является профилактика возможных психологических проблем и отклонений, поэтому членам группы предоставляется информация по конкретным проблемам и оказывается помощь в принятии эффективных решений и выработка адекватного стиля поведения. Фактически это – тематический семинар с элементами тренинга. Ведущий такого тренинга должен ориентироваться на развитие социальных умений, при этом, безусловно, в группе должна быть атмосфера сплоченности и доверительности, что обеспечивает также и личностных рост участников» [16]. Поскольку создание обучающей программы по невербальным средствам общения является отдельной перспективной задачей. На данном этапе разработки темы нами найдены и апробированы упражнения, которые непосредственно являются инструментом совершенствования коммуникативных навыков. Апробация упражнений в различных группах участников (подростки, студенты, педагоги) подтверждает эффективность применяемых средств и их универсальность. При обсуждении итогов совместной работы (рефлексии состояний и события) мы обнаружили применимость этого опыта в различных аспектах взаимодействий: формирование лидерства, формирование команды, ведения переговоров, в сфере личных отношений, эмоционально-напряженных ситуациях.

Упражнения.

Упражнение 4. «Разговор руками» Цель: исследовать способность передавать информацию, чувства при помощи тактильных средств. Инструкция: для выполнения этого упражнения мы создадим две группы. Первая группа образует внутренний круг, вторая – внешний. Участники внутреннего встают лицом к внешнему и закрывают глаза. Участники внешнего круга смещаются на 3 участника по часовой стрелке. Никому из участников не разрешается разговаривать. 1 этап: возьмите руки стоящего перед вами человека и своими руками сообщите ему, что вы очень рады вашей встрече. Опустите руки и перейдите по часовой стрелке к следующему участнику. 2 этап: При помощи рук померяйтесь силами с участником. Перейдите к следующему. 3 этап: только руками пожалейте руки участника. Перейдите к следующему. 4 этап: попрощайтесь с руками следующего участника. Участникам внешнего круга садятся группой, участникам внутреннего круга разрешается открыть глаза и тоже сесть своей группой. Обсуждение: участникам внутреннего круга рассказать, какое из действий было для них самым приятным (неприятным, тревожным, обидным) и по рукам найти участника внешнего круга, который совершил это действие. Внешний и внутренний круг меняется местами. Варианты действий руками: поздравить с успехом, рассмотреть руки, сказать «нет», посочувствовать – поддержать, не принять, повредничать, обидеть, порадоваться, позаботиться. Упражнение дает опыт исследования своих состояний и чувствования других участников. Упражнение «Пространственная социометрия». Цель: Исследовать личную дистанцию между участниками группы, узнать их дистанцию по отношению к себе. Данное упражнение дает возможность скорректировать дистанции между участниками группы. Один участник встает лицом к стене. Все остальные участники сами выбирают место на том расстоянии, которое они считают допустимым при общении с этим человеком. Запоминают место своего расположения и по сигналу ведущего выстраиваются в линию. Участник поворачивается лицом к группе и каждого ставит на то расстояние от своего места, которое считает допустимым в общении. Встает на свое место, лицом к участникам и по сигналу ведущего, все участники переходят на то место, которое выбирали сами. Обсуждение: С кем из участников расстояния совпали, а с кем максимально не совпали? С какими из участников возможны улучшения отношений? Где я сам не допускаю, а где не подходят ко мне? Упражнение может быть сделано для любого участника. Упражнение 2. «Нарушение «личного» пространства». Цели: осознание важности пространства в общении; установление влияния пространственного расположения партнеров на процесс коммуникации. Порядок работы. Участники стоят в две шеренги лицом друг к другу. Задача – оттолкнуть партнера. Обсуждение: почему возникают неприятные чувства. Упражнение 1. Группа делиться на пары. Партнеры, приближаясь и удаляясь, заходя с боку и со спины, пытаются определить свои ощущения при приближении, при удалении. После того, как участники выскажутся можно обсудить чувства людей в переполненном автобусе при нарушении дистанции субъективно осознаваемой безопасности. Обратить внимание на закономерное в этом случае возрастание тревожности. Упражнение 2. Один участник стоит в центре, остальные приближаются к нему. Затем он приближается к остальным. Обсуждение: какие испытывал ощущения? Какие заметил закономерности проявления чувств каждый из вас? Упражнение 3. Двум учащимся, между которыми существует дружеская симпатия, предлагается поговорить: · о погоде; · о каком-либо вопросе, не предназначенном для посторонних (шепотом). Остальные наблюдают изменения пространственного расположения в процессе беседы. В обсуждении обговариваются причины изменения дистанции общения. Обобщение: участникам предлагается высказать свои предположения по поводу закономерностей в возникновении чувств и влияния этих чувств на процесс взаимодействия при нарушении дистанции субъективно осознаваемой безопасности. Упражнение «Мое место» Цель: найти и осознать максимально удобное место в пространстве. Инструкция: каждому участнику предлагается походить, прислушиваясь к своим ощущениям и чувствам, и выбрать то место, в котором ему максимально удобно, комфортно. Оставаясь на том же месте, участник сообщает группе, что для него является важным именно в этом месте (например, видно дверь, спина опирается на стену, видно всех, незаметен сам, тепло, прохладно, выше всех). И в процессе описания характеристик места участник приходит к опознаванию того, за счет соблюдения каких условий он сам регулирует собственную комфортность. Варианты упражнения: найти самое неудобное (тревожное, небезопасное, дискомфортное) место, нейтральное место. Задачей 3 главы был поиск упражнений, позволяющий совершенствовать сферу межличностных отношений, навык невербального общения. Однако эти упражнения не являются обучающей программой. Хотя уже являются «методической копилкой».

Заключение.

Невербальная коммуникация — это обмен и интерпретация людьми невербальных сообщений, то есть сообщений, закодированных и передаваемых особым образом, а именно: посредством выразительных движений тела; звукового оформления речи; определенным образом организованной микросреды, окружающей человека; использования материальных предметов, имеющих символическое значение. От вербальных сообщений, невербальные отличает большая многозначность, ситуативность, синтетичность, спонтанность. Невербальное поведение в общении полифункционально. Оно регулирует пространственно-временные параметры общения; поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися; указывает на актуальные психи­ческие состояния личности; позволяет экономить речевые сообщения; усиливает эмоциональную насыщенность сказанного. В основу выделения подструктур невербального поведения положены как характеристики невербальных средств, так и системы их отражения и восприятия: оптическая, акустическая, тактильная. Среди способов кодирования невербальной информации выделяют внешность и ее оформление, мимику, взгляды, позы, жесты, прикосновения, невербальные аспекты речи, поведение человека в окружающем его пространстве, запахи и др. Все эти виды невербальных сообщений не существуют изолированно. Они находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда противореча друг другу. Тем не менее, каждое средство экспрессии име­ет самостоятельную традицию исследования. Интерпретируя невербальные послания, необходимо учитывать следующие момен­ты: уникальность невербального языка; неизбежность противоречий между невер­бальным выражением и его психологическим содержанием; изменчивость способов невербального выражения; зависимость успешности кодирования от умения челове­ка адекватно выражать свои переживания, от уровня сформированности у него навы­ков кодирования невербальных сообщений. Интерпретация невербального поведе­ния — творческий процесс, который требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям, социального интеллекта, то есть того, что называют коммуникативной компетентностью.

Список используемой литературы:

1. Ермолаев В.А. Как читать человека словно книгу. – Свердловск: М/п «ПИПП» при изд-ве Урал. Ун-та, 1990. – 24с. 2. Айслер-Мертц К. Язык жестов. - пер. с нем. К. Давыдовой. – М.: ФАИР- ПРЕСС, 2002. – 160с.: ил. – (Грандиозный мир). 3. Степанов С. Язык внешности. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.- 416с. (Серия «Психологический бестселлер»). 4. Пиз А. Язык телодвижений.- пер. с англ. Н.Е. Котляр. - Ниж. Новгород: «Ай Кью», 1992.- 258с. 5. Фаст Дж. Язык тела. СПб: Библиолис, 1993. – 304 с. 6. Страховое дело, 2001, №1, 64с. 7. Воловик В.А. Настольная книга тинейджера. М.: Астраль: АСТ, 2000. – 234с. 8. Экман П. Психология лжи./ пер.с англ. Н. Исуповой. СПб: Питер, 2000. – 189с. 9. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск: изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 171с. 10. Журнал практической психологии и психоанализа. 2000, июнь №2. «Невербальная коммуникация в консультировании». Дж.Хансен, Р.Стевик, Р.Уорнер 11. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. М.: Астраль, 1997. – 418 с.
[1] Степанов С. Язык внешности., 2003. – 416 с. [2] Пиз А. Язык телодвижений. Нижний Новгород: Ай Кью, 1992.- 258с. [3] Степанов С. Язык внешности., 2003. – 416 с. [4] Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П., Оснговы конструктивного общения, - 1997. – 171с. [5] Экман П. Психология лжи. СПб: Питер, 2000. – 189с. [6] Пиз А. Язык телодвижений. Нижний Новгород: Ай Кью, 1992.- 258с. [7] Фаст Дж. Язык тела. СПб: Библиолис, 1993. – 304 с. [8]Фаст Дж. Язык тела. СПб: Библиолис, 1993. – 304 с. [9] Пиз А. Язык телодвижений. Нижний Новгород: Ай Кью, 1992.- 258с [10] Степанов С. Язык внешности., 2003. – 416 с. [11] Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. С., 1997. [12] Ермолаев В.А. Как читать человека словно книгу. – Свердловск: М/п «ПИПП» при изд-ве Урал. Ун-та, 1990. – 24с. [13] Воловик В.А. Настольная книга тинейджера. М.: Астраль: АСТ, 2000. – 234с. [14] Пиз А. Язык телодвижений.- пер. с англ. Н.Е. Котляр. - Ниж. Новгород: «Ай Кью», 1992.- 258с. [15] Страховое дело, 2001, №1, 64с. [16] Смид. Р. Групповая работа с детьми и подростками.- М.: «Генезис», 1999. – 272с.