Каталог :: Транспорт

Реферат: Работоспособность водителя

               РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ВОДИТЕЛЕЙ И ИХ НАДЕЖНОСТЬ               
          УТОМЛЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ВОДИТЕЛЕЙ          
Надежность водителей в значительной степени зависит от их работоспособности.
Высокая работоспособность обеспечивает вы­полнение работы с высокой
производительностью и высокими качественными показателями. При управлении
автомобилем в со­стоянии сниженной работоспособности водители допускают
ошиб­ки, которые иногда приводят к ДТП. Причинами снижения рабо­тоспособности
водителей чаще всего являются утомление, упот­ребление алкоголя, болезненное
состояние, прием некоторых ле­карственных веществ и курение.
     Утомление — это закономерный процесс временного сниже­ния
работоспособности, наступающий в результате деятельности. Это объективный
процесс, характеризующийся изменениями в организме человека, которые могут быть
установлены объективными методами.
Субъективное переживание человеком утомления называется  усталостью.
Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о
необходимости прекратить или снизить интенсивность работы, для того чтобы
избежать расстройства функций нервных клеток. Однако далеко не всегда чувство
усталости соответствует степени утомления. Человек в состоянии утомления
может и не чувствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения,
опасности, интереса к выполняемой районе, чувства долга, ответственности за
порученное дело. Именно Ню этой причине водитель в продолжительном рейсе
испытывает чувство усталости в меньшей степени, чем сидящий рядом пассажир,
хотя длительное управление автомобилем, естественно, приводит к большему
утомлению водителя, чем бездействующего пассажира.
Н Психическая деятельность водителя стимулируется поступающей информацией.
Для оптимального протекания психических процессов необходим оптимальный
уровень информационной нагрузки. Избыток или недостаток информации
способствует раз­витию утомления. Имеет также значение и характер поступающей
информации. При управлении автомобилем в условиях, когда на дороге нет других
участников движения и ландшафт однообра­зен, водитель быстрее почувствует
усталость, чем при управлении автомобилем в условиях интенсивного городского
движения. В мо­нотонной обстановке, при недостатке информации или
вынуж­денной бездеятельности чувство усталости может возникнуть бы­стрее, чем
при активной напряженной работе, хотя объективных признаков утомления при
этом еще может и не быть.
Работами отечественных физиологов — И.М.Сеченова, Н.Е.Введенского,
И.П.Павлова, А.А.Ухтомского — была уста­новлена ведущая роль в развитии
утомления нервной системы и прежде всего головного мозга, клетки которого
утомляются зна­чительно быстрее, чем работающие мышцы. Впервые это было
продемонстрировано И. М. Сеченовым в оригинальном экспери­менте. Испытуемый
при сгибании указательного пальца в задан­ном ритме, поднимал груз на
определенную высоту. В результате развивающегося утомления высота подъема
груза через некоторое время уменьшалась, а затем наступал момент, когда
испытуемый совсем не мог поднять груз. При этом он чувствовал сильное
утом­ление мышц работавшего пальца и, естественно, считал, что утом­ление
развилось в них. Далее, в момент, когда он не мог поднять груз, через мышцы
работавшего пальца пропускали электриче­ский ток, который вызывал сокращение
мышц в том же ритме, что приводило к поднятию груза. Естественно, можно было
пред­положить, что после отключения тока дополнительно поработав­шие мышцы в
результате еще большего утомления сокращаться не будут. Однако, когда
отключили ток, испытуемый опять стал легко в том же темпе поднимать груз.
Объясняется это тем, что во время работы утомление быстрее развилось не в
самих мышцах, а в нервных центрах, которые посылали к этим мышцам импульсы.
Во время сокращения мышц электрическим током нервные клет­ки этих центров
отдохнули, работоспособность их восстановилась и они опять стали посылать
импульсы к мышцам. Таким образом, быстрее всего утомляются нервные клетки
коры головного мозга, затем утомляются мышцы и наименьшей утомляемостью
облада­ют нервы, по которым передаются нервные импульсы.
В результате более быстрого утомления нервных клеток голов­ного мозга
нарушения, прежде всего, возникают в протекании психических процессов, а
именно — восприятия, внимания, па­мяти и мышления. Кроме того, снижается
острота зрения, сужа­ется поле зрения, ухудшается глубинное зрение,
нарушается точ­ность и координация движений, увеличивается время реакций,
снижается степень автоматизации навыков, учащается пульс, по­вышается
кровяное давление, теряется чувство скорости, возникает апатия, вялость,
нарушается готовность к действиям при неожиданном изменении дорожной
обстановки.
Наступление зрительного утомления находится в прямой зави­симости от
продолжительности рабочего дня водителя. Через во­семь часов непрерывной
работы он видит дорожный знак уже не за 100 м, а лишь за 80 м. Утомлению
зрения способствует недоста­точный контраст между фоном и объектом, имеющий
место при вождении автомобиля в условиях ограниченной видимости, а также при
ослеплении водителей фарами встречных автомобилей ночью и солнцем — днем.
Зрительное утомление отрицательно сказывает­ся на работе водителя. Усталый
мышечный аппарат глаз не обеспе­чивает четкого пространственного восприятия.
Взгляд даже у опыт­ных водителей при утомлении чаще переносится на боковую
часть дороги и с дальней перспективы на ближнюю, что затрудняет вос­приятие и
прогнозирование развития дорожной обстановки.
При утомлении могут сохраняться простые навыки, достиг­шие автоматизма,
которые позволяют правильно действовать в хорошо знакомых, стандартных
ситуациях. Нарушаются же слож­ные виды психической деятельности, что снижает
готовность к действиям при неожиданном и необычном изменении дорожной
обстановки. Все это снижает надежность водителей, приводит к ошибкам и ДТП.
Поэтому сохранение достаточно высокой рабо­тоспособности водителей является
важнейшим фактором в обес­печении безопасности дорожного движения.
Степень утомления зависит от продолжительности работы. Чем больше рабочий
день водителя, тем более выражено утомление, более вероятны ошибки.
Статистикой установлена прямая зависи­мость между временем управления
автомобилем и количеством ДТП. Водители при продолжительности управления
автомобилем от 7 до 12 ч совершают ДТП в 2 раза чаще, а при продолжительности
уп­равления свыше 12 ч — в 9 раз чаще, чем при продолжительности работы до 7
ч (рис. 1). По другим данным, водители, работающие
                              
Рис. 1. Зависимость количества ДТП от длительности управления авто­мобилем
более 7 ч, совершают 1/3 всех ДТП. Дорожно-транспортные проис­шествия,
возникающие из-за ошибок водителей после длительно­го управления автомобилем,
приводят к более тяжелым послед­ствиям. Так, у водителей, работающих более 12
ч, ДТП со смер­тельным исходом возникают в 1,5 раза чаще.
Утомление бывает эмоциональное, физическое и умственное. Характер утомления
зависит от выполняемой работы. В зависимо­сти от деятельности работы имеет
место сочетание различных ви­дов утомления.  Такого рода деятельности
относится работа во­дителя, при которой элементы физического труда сочетаются
с интенсивной умственной работой, протекающей на фоне выра­женного
эмоционального напряжения. Причем эмоциональное утомление доминирует и
является основным фактором, опреде­ляющим развитие утомления.
Эмоциональное утомление водителя вызвано посто­янной готовностью реагировать
на различные внезапно возника­ющие изменения дорожной обстановки. Он должен
быть готов вы­полнить быстрые и точные действия, исключающие возможность ДТП.
В некоторые периоды работы водитель вынужден выполнять действия по управлению
автомобилем в очень быстром темпе, близ­ком к пределу его
психофизиологических возможностей, что спо­собствует развитию утомления.
Дополнительными причинами эмоционального напряжения водителей являются:
скорость движения, не соответствующая скорости потока транспортных средств;
чувство ответственности за сохранность груза, безопасность пассажиров и свою
собственную безопасность; неравномерность поступления информации, которая
колеблется от полного отсутствия значимых раздражителей до де­сятков в
минуту; частое принятие весьма ответственных решений.
Физическое утомление, связанное с большой физиче­ской нагрузкой, нередко
возникает у водителей тяжелых грузовых автомобилей, когда они при движении по
плохим дорогам, опе­рируя рычагами управления и рулевым колесом в течение
про­должительного времени, выполняют большую физическую рабо­ту. Иногда
водители занимаются укладкой и погрузкой груза. Если это работа с большой
физической нагрузкой, то ее выполнение будет способствовать более быстрому
развитию физического утом­ления в пути. Однако у большинства водителей
физическое утом­ление возникает в результате малоподвижной рабочей позы и
од­нообразия управляющих действий.
При работе, связанной с движениями, происходит постоян­ная смена напряжения и
расслабление мышц. Во время расслабле­ния мышцы отдыхают, что сохраняет их
работоспособность на более длительный срок. Отсутствие расслабления мышц при
ста­тическом напряжении не только исключает такой отдых, но при­водит к
недостаточному кровоснабжению, а следовательно, и недостаточному обеспечению
мышц кислородом. В результате физи­ческое утомление развивается быстрее.
При управлении автомобилем статическое напряжение возни­кает не только в
мышцах туловища, но и в мышцах конечностей. Руки водителя немного приподняты,
вытянуты вперед и полусог­нуты в локтевых суставах. Такое положение
постепенно приводит к продолжительному, частичному сокращению мышц кистей,
пред­плечий и плечевого пояса без полной фазы расслабления. В резуль­тате
развивается утомление, которое выражается в мышечной сла­бости и ослаблении
рулевого управления. Водители, чувствуя утом­ление мышц рук, начинают держать
руль одной рукой и периоди­чески менять их. Такое управление, с точки зрения
безопасности, особенно при вождении грузового автомобиля и на дорогах с
ин­тенсивным движением, совершенно недопустимо.
Ноги водителя постоянно находятся в полусогнутом, слегка отведенном
состоянии. Такое положение способствует частично­му венозному застою и
нарушению нормального кровообраще­ния, особенно в стопах и голенях. В
результате через некоторое время возникает чувство онемения стоп, голеней и
их слабость, что затрудняет работу водителя с органами управления и снижает
его надежность. Для снятия статического напряжения при про­должительных
перевозках грузов необходимы перерывы в работе на 15 — 20 мин через каждые 2
ч.
Умственное утомление возникает при продолжитель­ной и интенсивной умственной
работе. От умственных нагрузок человек утомляется не меньше, чем от
физических. Это связано с большим расходом энергии нервными клетками
головного мозга. Вес головного мозга составляет 2 —2,5 % от веса тела, а при
ин­тенсивной работе нервные клетки расходуют 20 % всех энергети­ческих
ресурсов организма. Умственная работа водителя в услови­ях интенсивного
дорожного движения или при движении на боль­ших скоростях выражается в
непрерывной оценке быстро меняю­щейся обстановки и принятии соответствующих
решений. Часто эта работа выполняется в навязанном темпе в условиях дефицита
времени и в состоянии эмоционального напряжения.
Физическая и умственная работы взаимосвязаны. У водителя это выражается в
том, что его действия являются следствием оценки им обстановки и принятого
решения, т.е. умственной работы. Вы­полнение этих управляющих действий
(физическая работа) созда­ет новую обстановку, что опять требует ее оценки и
принятия но­вого решения и т. д. Физическое и умственное утомление взаимно
влияют друг на друга. Переключение с физической работы на ум­ственную иногда
снижает физическое утомление, и наоборот. Это происходит потому, что при
физической и умственной работе воз­буждаются различные центры головного
мозга. Возбуждение нервных Клеток при физической работе по закону
отрицательной индукции вызывает торможение нервных клеток, ведающих
умственной дея­тельностью, и наоборот. При этом заторможенные нервные клетки
отдыхают и утомление снижается. Однако при очень тяжелом фи­зическом или
умственном утомлении такое переключение эффекта не дает. Тяжело поработавший
(физически) человек не сможет про­дуктивно заниматься умственной работой, так
же как и после из­нурительной умственной работы невозможна физическая работа.
Утомлению способствуют неудобное сиденье, низкая температура воздуха, частые
перепады температуры в кабине автомобиля, пло­хая видимость, частые изменения
освещенности и недостаточная освещенность дороги в темное время суток, шум,
вибрация, попа­дание в кабину паров бензина или отработанных газов.
Характерным и особенно опасным симптомом утомления явля­ется сонливость,
иногда приводящая к засыпанию за рулем. В США по этой причине происходит 4 %
ДТП со смертельным исходом. Во Франции 20,6 % ДТП со смертельным исходом и
14,9 % с ра­нениями происходят из-за утомления водителей, повлекшего
за­сыпание за рулем. Анализ ДТП в Японии показал, что 61,3 % стол­кновений
транспортных средств, 33,1 % наездов на препятствие, 5,8 % наездов на
пешеходов происходят при управлении автомо­билем водителями в сонном
состоянии. На некоторых автомобиль­ных дорогах России от 1,7 до 2,4 % ДТП
происходят в результате засыпания водителей на прямолинейных участках дорог
большой протяженности.
Чувствуя сонливость, водитель может бороться со сном, но он должен знать, что
засыпание может наступить внезапно. Это созда­ет очень серьезную угрозу для
безопасности дорожного движения. Внезапное засыпание иногда приводит к тому,
что сон, который видит водитель, принимается им за реальность. Так, известны
слу­чаи, когда водитель внезапно засыпал за рулем и во сне видел неожиданно
появившееся препятствие на дороге (человека, собаку и др.); при быстром
пробуждении, принимая сон за реальность, он резко тормозил или поворачивал
рулевое колесо, что приводило к ДТП. Показаниями пассажиров и других
водителей устанавлива­лось, что никаких препятствий на дороге в это время не
было.
Сонливость водителя может появиться не только при утомле­нии, но и в
монотонной обстановке. Однообразный ландшафт окружающей местности, движение с
постоянной скоростью, мо­нотонный шум двигателя вызывают заторможенное
состояние, которое иногда называют дорожным гипнозом, ступором или сонным
опьянением. При этом возникает сонливость, вялость, апатия, появляются
отвлеченные мысли и представления, не име­ющие никакого отношения к
управлению автомобилем, резко снижается готовность к действиям при
неожиданном изменений дорожной обстановки. По зарубежным данным,
заторможенному состоянию в сильной степени подвержены 23 % водителей, в лег-
кой степени — 74 % и лишь 3 % водителей такого состояния не испытывают.
Для предупреждения такого состояния рекомендуется разговор с пассажирами,
негромкое пение, посасывание кислых конфет, жевательной резинки,
рекомендуется также проветривать кабину и не допускать в ней повышения
температуры, в течение 2—3 мин включать в работу неработающие мышцы, изменять
рабочую позу, прослушивать спортивные радиопередачи и легкую, бодрую музы­ку.
Однако прослушивание радиопередач не рекомендуется в усло­виях интенсивного
городского движения, так как это отвлекает вни­мание водителя. Если указанные
мероприятия по борьбе с сонли­востью не помогают, то необходимо остановиться
и уснуть на ко­роткое время или проделать гимнастические упражнения.
Для предупреждения засыпания за рулем предложены различ­ные «приборы
бдительности», которые подают сильный звуковой сигнал, а если водитель на
него не реагирует, то приборы выклю­чают систему зажигания. Так, в США
пластиковое устройство, пи­тающееся от батарейки, прикрепляется за ухом
водителя. При за­сыпании, когда голова водителя опускается на 22° и он не
видит дорогу, раздается резкий звуковой сигнал. Французские инженеры
сконструировали электронный будильник, который фиксирует из­менения
электрической активности мозга. Когда водитель начинает засыпать,
электрическая активность мозга снижается и прибор по­дает световой сигнал.
Если водитель на него не реагирует, раздается гудок, а затем выключается
зажигание. Предложены также очки, от заушника которых отходит провод к
электронному анализатору. Если очередное моргание в течение 20 с не
наступает, то включается звуковой сигнал, а затем выключается зажигание.
Приборы бдительности могут быть полезны, но проблему не решают, так как
засыпание за рулем чаще всего имеет место при управлении автомобилем в
состоянии утомления. Поэтому основ­ными средствами предупреждения таких
случаев является органи­зация рационального режима труда и отдыха водителей.
Работоспособность человека в процессе его трудовой деятель­ности не является
постоянной, она имеет четко выраженную фазность в течение рабочего дня (рис.
2).
Первая фаза характеризуется нарастающей работоспособностью. Этот период
врабатываемости или вхождения в работу продолжа­ется 1 —1,5 ч, после чего
устанавливается необходимый для дан­ной работы уровень работоспособности.
Длительность периода врабатываемости может колебаться в широких пределах в
зависи­мости от условий работы, состояния, индивидуальных особенно­стей
человека. Скорость, а в ряде случаев и точность действий человека в этой фазе
снижены. Именно этим объясняется большее количество ДТП, связанных с ошибками
водителей в начале ра­бочего дня, чем в последующие 2 — 3 ч.
                              
Рис. 2. Зависимость работоспособности /р от времени t (в течение рабо­чего дня)
Вторая фаза характеризуется достаточно высокой устойчивой работоспособностью.
В этот период максимальный результат дос­тигается при минимальной затрате
энергии. Продолжительность второй фазы 2 — 2,5 ч.
Третья фаза характеризуется снижением работоспособности вследствие утомления,
которое приостанавливается перерывом на обед. Чем больше времени проходит от
начала третьей фазы до перерыва на отдых, тем более вероятны ошибки водителя.
После перерыва на обед время фазы врабатываемости умень­шается, что
объясняется вхождением в работу до перерыва. Умень­шается также время
устойчивой работоспособности, так как ска­зывается утомление до перерыва.
Исследованиями О. В. Осиповой и Л. Н. Журавской установлено, что для работы
водителей харак­терна трудность вхождения в работу, которая увеличивает время
фазы врабатывания. Это особенно заметно у водителей автобусов и большегрузных
автомобилей. В результате они в этот период пе­реоценивают свои возможности,
что может стать причиной оши­бок и рискованных действий, создающих угрозу для
безопасности дорожного движения.
Уровень работоспособности изменяется и в течение недели. Стадия врабатывания,
характеризующаяся нарастающей работо­способностью, приходится на понедельник,
стадия высокой ра­ботоспособности — на вторник, среду, четверг, а стадия
снижен­ной работоспособности — на пятницу и субботу. Работоспособ­ность
повышается во вторник, достигает наиболее высокой вели­чины в среду, затем
начинает снижаться до самой низкой величи­ны (в субботу).
Утомление может быть компенсируемым и некомпенсируемым. При компенсируемом
утомлении водитель усилием воли может
преодолеть возникающие нарушения и надежно управлять автомобилем. При
некомпенсируемом утомлении преодолеть возник­шие нарушения усилием воли
водитель не в состоянии, в резуль­тате чего возрастает вероятность ошибок и
ДТП. Последнее под­тверждается ростом ДТП после 7 и особенно 10 ч работы,
когда у водителя развивается некомпенсированное утомление.
Скорость развития утомления зависит от состояния водителя, в котором он
выехал в рейс. Если накануне он не выспался или выполнял тяжелую работу, то
утомление и сонливость за рулем могут возникнуть значительно раньше. Так,
опрос водителей, проведенный А. И. Вайсманом, показал, что при
продолжитель­ности сна перед сменой 6 ч сонливость отмечали 44 % водите­лей,
7 ч — 29,2 %, 8 ч — лишь 16,2 %.
Необходимо также учитывать, что для полного восстановле­ния работоспособности
продолжительность ночного сна должна быть примерно равна продолжительности
работы днем. Эта зако­номерность особенно характерна для тяжелого труда, к
которому относится и работа водителя. Поэтому можно рекомендовать во­дителям
семичасовой сон после 7 ч работы и десятичасовой сон после 10 ч работы.
Правилами дорожного движения водителю запрещается управ­лять транспортным
средством при такой степени утомления, ко­торая может повлиять на
безопасность движения. Однако водите­лю трудно определить степень утомления,
при которой не следует управлять автомобилем, так как степень проявления
утомления и усталость могут не совпадать. Иногда водитель не ощущает
усталости и утомление может проявиться внезапно в резком снижении
работоспособности или в сонливости за рулем.
Конечно, усталость как субъективное переживание утомления может помочь
водителю оценить свою работоспособность, но по­стоянным критерием в оценке
работоспособности только степень усталости быть не должна. Кроме чувства
усталости признаком наступающего утомления могут служить появление, казалось
бы, незначительных ошибочных действий: желание выпрямиться, пе­ременить позу;
заметное снижение интенсивности и устойчивос­ти внимания; непроизвольное
отвлечение на мысли, не связан­ные с управлением автомобиля. Для преодоления
этих негативных явлений необходимо прикладывать все большее волевое усилие.
Вместе с тем первые признаки утомления, появившиеся после нескольких часов
работы за рулем, не опасны для водителя и лег­ко устраняются кратковременным
отдыхом.
Утомление во время работы — это нормальный физиологиче­ский процесс.
Нарушения, которые при этом возникают, обычно после ночного отдыха проходят,
и работоспособность полностью восстанавливается. Однако если человек в
течение продолжительно­го времени выполняет тяжелую работу, да еще ночью
систематически недосыпает, то у него развивается состояние, которое
на­зывается переутомлением. Переутомление возникает как хрони­ческое
последствие нагрузки, когда утомление от предыдущего дня не проходит и
накапливается. Обычно даже после тяжелой работы, если человек хорошо
выспался, он чувствует себя бод­рым, отдохнувшим и не испытывает никаких
неприятных ощуще­ний. При переутомлении ночной сон не снимет чувства
усталости. Кроме того, возникает вялость, общая слабость, головная боль, боль
в области сердца и другие неприятные ощущения, пропадает аппетит, появляется
сонливость днем и бессонница ночью. В таком состоянии требуется большое
волевое усилие, чтобы хорошо вы­полнять даже любимую работу.
При появлении признаков переутомления нужно немедленно обратиться к врачу.
Кратковременный отдых и лечение могут бы­стро восстановить нормальное
состояние. В запущенных случаях, если человек в таком состоянии будет
продолжать выполнять не­посильную работу, может развиться нервное заболевание
— не­вроз, которое требует длительного лечения. Управление автомо­билем
водителями в состоянии переутомления создает серьезную угрозу для
безопасности дорожного движения.
Для предупреждения управления автомобилем водителями в состоянии
некомпенсированного утомления и профилактики пе­реутомления важнейшее
значение имеет рациональный режим труда и отдыха — это такая организация
трудовой деятельности, которая обеспечивает сохранение достаточно высокой
работоспо­собности в течение рабочей смены, недели, месяца и года.
Про­должительность ежедневной работы (смены) водителей при шес­тидневной
рабочей неделе не должна превышать 7 ч. Продолжи­тельность рабочей недели
должна быть 40 ч. Накануне выходных, в предпраздничные дни и при работе ночью
продолжительность смены должна сокращаться на 1 ч. Ночным считается время с
22.00 до 6.00.
Однако ввиду того, что на некоторых автотранспортных пред­приятиях трудно, а
иногда и невозможно организовать ежеднев­ную семичасовую работу водителей,
продолжительность смены может быть увеличена, но не должна превышать 10 ч.
Учитывая снижение работоспособности водителей при работе более  7 ч и  рост
по этой причине ДТП, увеличение рабочего времени свыше 7 ч  должно быть
исключением, а не правилом.
В случаях, когда работа водителя превышает 12 ч, а это имеет место при
дальних междугородных перевозках, необходимо обо­рудованное место для отдыха
(сна) водителя и участие в одном рейсе двух водителей. Для водителей
городских автобусов можно устанавливать рабочий день с разделением смены, с
двумя выхо­дами на работу, но при продолжительности перерыва между сме­нами
не менее 2 ч без учета перерыва на обед. В рабочее время
водителя входит не только время управления автомобилем, но и время для
выполнения подготовительных работ перед рейсом и после возвращения на
предприятие, время проведения предрейсового осмотра, стоянки и простоев не по
вине водителя.
При междугородных перевозках после 3 ч непрерывного вож­дения предусмотрена
остановка на 10 мин для отдыха, а в даль­нейшем остановки такой
продолжительности должны быть через каждые 2 ч. Сверхурочные работы не должны
превышать для каж­дого водителя 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год.
Пере­рыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 ч дол­жен
предоставляться в середине рабочей смены, но не позднее, чем через 4 ч после
начала работы. При продолжительности рабо­чей смены более 8 ч могут
предоставляться два перерыва общей продолжительностью не более 2 ч.
Продолжительность работы водителей регламентируется раз­личными нормативными
документами. Например, в Швеции во­дители грузовых автомобилей должны
соблюдать следующий ре­жим труда и отдыха при нахождении в пути: 8 ч работы с
одним получасовым перерывом для отдыха после 4 ч работы или с тремя
перерывами по 15 мин. После 8 ч работы обязателен отдых в тече­ние 9 ч. В ФРГ
непрерывное управление автомобилем не должно превышать в начале дня 4,5 ч,
после чего — обязательный пере­рыв 30 мин или 2 — 3 перерыва по 15 мин. После
отдыха продол­жительность нахождения за рулем не должна превышать 2 ч, за­тем
опять следует получасовой перерыв. В течение последних 2,5 ч работы
предусмотрен 15-минутный перерыв. При организации ре­жима труда и отдыха
водителей необходимо учитывать не только рекомендации регламентирующих
документов, но и особенности их труда. К таким особенностям относятся:
характер выполняемо­го задания; интенсивность движения; состояние дороги;
уровень организации движения; рельеф местности; время суток и время года;
метеорологические условия; состояние, тип и марка авто­мобиля. В зависимости
от этих особенностей в режим труда и от­дыха водителей различных транспортных
предприятий и объеди­нений необходимо вносить соответствующие коррективы,
кото­рые должны быть направлены на максимальное сохранение их
работоспособности, а следовательно, и надежности в течение ра­бочего времени.
     
     
      ЗАВИСИМОСТЬ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ВОДИТЕЛЕЙ      
Для повышения безопасности дорожного движения большое значение имеет
предупреждение случаев управления автомоби­лем в болезненном состоянии. У
больного водителя снижается ра­ботоспособность, что нередко приводит к
ошибкам и ДТП. Одна­ко водители, зная, что управление автомобилем в
болезненном состоянии является нарушением Правил дорожного движения и в
случае ДТП может усугубить их вину, обычно скрывают это при расследовании, а
медицинская экспертиза при отсутствии жалоб со стороны водителя проводится
крайне редко. В результате при­чины таких ДТП часто остаются нераскрытыми,
что не позволяет установить их истинное значение в общей транспортной
аварий­ности. Установлена прямая зависимость между состоянием здоро­вья
водителей и безопасностью дорожного движения.
Исследования французских ученых показали, что 6,8 % ДТП со смертельным
исходом происходит в результате физических не­достатков, утомления и
обмороков водителей. Из 1300 случаев ли­шения водительских прав лиц,
нарушивших Правила дорожного движения, 150 водителей имели остроту зрения
ниже допусти­мой нормы, у 138 отмечалось повышенное артериальное давле­ние,
42 страдало расстройством двигательных функций, 34 — пси­хическими
расстройствами, 31 — диабетом, 14 — сердечно-сосу­дистыми заболеваниями.
Таким образом, 31,5 % водителей Фран­ции, лишенных водительских прав в
результате нарушения ПДД, имели отклонения в состоянии здоровья. В США 4,2 %
ДТП со смертельным исходом происходят в результате обмороков, утом­ления и
физических недостатков водителей. В ФРГ из 12 млн чел., Имеющих водительские
права, 70 тыс. больны диабетом — забо­леванием, при котором человек иногда
внезапно теряет созна­ние. В Великобритании 1,2 — 2,4%, а в ФРГ 0,25 — 2,0%
водителей, совершивших ДТП, страдали различными хроническими за­болеваниями.
В нашей стране, по данным А. И. Вайсмана, вероятность совер­шения ДТП водителями
с сердечно-сосудистыми заболеваниями возрастает на 10 %, с заболеваниями
желудочно-кишечного трак­та — на 16 %, периферической нервной системы — на 33
%. У 25 % водителей диагностирована гипертоническая болезнь, а среди всего
мужского населения страны в возрасте до 40 лет этим заболевани­ем страдает лишь
13,4 %. При обследовании 4 тыс. водителей выяв­лено, что среднее число
заболеваний водителей (на 100 чел.), выполняющих пассажирские перевозки,
составляет 8,84 %, а во­дителей грузовых автомобилей — 2,0%. Опрос 8
тыс. водителей показал, что 24 % из них жаловались на головные боли, 20 % — на
боли в животе, 42 % — на боли в поясничной области и 34 % — на
раздражительность.
Особенно опасно неожиданное ухудшение состояния, приво­дящее к потере
сознания или выражающееся в сильных болевых ощущениях. Внезапная потеря
сознания имеет место у больных эпилепсией и диабетом. Невыносимая боль в
области сердца неред­ко возникает при остром инфаркте миокарда. В особенно
тяжелых случаях такой водитель даже не может остановить свой автомо­биль, что
в трех случаях из пяти приводит к столкновению транс­портных средств. Только
в США по этой причине ежегодно про­исходит до 2 тыс. ДТП. В большинстве
случаев инфаркту миокарда предшествует острая психическая травма, длительное
психиче­ское или физическое напряжение, а также утомление. Поэтому водителям,
страдающим хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями, следует избегать
чрезмерных физических и пси­хических перегрузок. Они должны иметь в виду, что
продолжи­тельность непрерывного управления автомобилем в значительной степени
зависит от них самих. Таким водителям рекомендуется своевременно делать
кратковременные перерывы в работе и более продолжительные перерывы с приемом
пищи. Много зависит и от организации режима труда и отдыха водителей с учетом
их подго­товленности и физического состояния.
Снижение работоспособности водителей и, как следствие, их ошибки при
управлении автомобилем имеют место как при ост­рых, так и при хронических
заболеваниях. К острым заболевани­ям, наиболее часто встречающимся у
водителей, относятся грипп, катар верхних дыхательных путей и желудочно-
кишечные расстрой­ства. Работоспособность при этом оказывается нарушенной не
толь­ко во время выраженного болезненного процесса, но и в самом начале
заболевания и даже в период выздоровления, когда субъек­тивно больной
чувствует себя уже достаточно хорошо.
Развитию этих заболеваний способствуют неблагоприятные условия труда
водителей. К ним относятся: частые перепады температуры воздуха в кабине
автомобиля и переохлаждение водите­лей в холодное время года, контакты
водителей пассажирского транспорта с больными пассажирами во время
эпидемических вспышек гриппа и острых простудных заболеваний, большие
пе­рерывы между приемами пищи, а также питание всухомятку.
Наиболее частыми хроническими заболеваниями, которыми страдают водители,
являются болезни сердечно-сосудистой сис­темы, желудочно-кишечного тракта,
радикулиты, фурункулез и болезни органов дыхания. Для профилактики желудочно-
кишеч­ных заболеваний большое значение имеет режим питания. При этом особенно
важно, чтобы питание было полноценным и пере­рывы между приемами пищи не
превышали 4 —5 ч. Однако для большинства водителей время обеда не фиксировано
и перерывы между приемами пищи бывают больше 4 ч, при этом многие во­дители
заменяют горячие блюда холодной закуской. Это объясня­ется не только
неблагоприятными условиями их работы, но часто и пренебрежительным отношением
самих водителей к своему здо­ровью. Для полноценного питания необходима
организация спе­циальных пунктов питания на всех трассах. Вместе с тем и сами
водители должны принимать все меры, чтобы своевременно при­нимать пищу и
избегать питания всухомятку.
Для предупреждения простудных заболеваний водителей боль­шое значение имеет
закаливание организма. Закаливание — это си­стема мероприятий,
повышающих стойкость организма к резким изменениям метеорологических условий.
Закаливание совершенству­ет процесс терморегуляции, в результате которого
повышается ус­тойчивость к простудным заболеваниям. Средствами закаливания
являются солнце, воздух и вода. Особенно эффективно закалива­ние водой. Люди,
систематически принимающие водные процеду­ры, как правило, простудными
заболеваниями не болеют.
Закаливание водой рекомендуется начинать с мытья ног, об­ливания или душа.
Температура воды сначала должна быть не ниже 30 "С, а затем ее следует
постепенно понижать до 15 °С. Закалива­ние будет успешным, если водные
процедуры принимаются ежед­невно без перерывов, а понижение температуры воды
и продолжи­тельность процедуры увеличиваются постепенно. Хорошим средством
закаливания является также использование легкой одежды в холод­ное время года
и длительное пребывание на свежем воздухе. Однако и в этих случаях должен
соблюдаться принцип постепенности.
Неблагоприятно влияют на работоспособность и надежность водителей
функциональные заболевания нервной системы — не­врозы, которые вследствие
больших нервно-психических перегру­зок в процессе профессиональной
деятельности водителей встре­чаются довольно часто. Основными симптомами
неврозов явля­ются: эмоциональная неустойчивость, депрессия или, наоборот,
Чрезмерная раздражительность, навязчивые мысли, неуверенность в своих силах,
сонливость днем и расстройство сна ночью, сни­жение аппетита. Наряду с этим
отмечается быстрая утомляемость, повышенная потливость, дрожание рук,
головные боли, боли в области сердца и в правом подреберье, нарушения функций
же­лудочно-кишечного тракта. Неврозы нередко возникают вследствие
переутомления, если водитель не получает необходимого отдыха и лечения, а
также в результате тяжелых условий работы, кото­рые могут усугубиться высокой
интенсивностью движения, слож­ными метеорологическими и дорожными условиями.
Организм человека обладает большими возможностями для ком­пенсирования
возникающих нарушений за счет профессиональ­ного опыта, позволяющего более
рационально использовать со­хранившиеся функции и оставшиеся резервы. Этим
объясняется, что опытные водители, даже при наличии у них хронических
за­болеваний, нередко в течение длительного времени сохраняют достаточно
высокую работоспособность и успешно справляются с работой. Указанное
обстоятельство является проявлением и об­щей закономерности, выражающейся в
длительном сохранении профессиональных навыков, даже при наличии заметных
нару­шений физиологических функций. Тем не менее, несмотря на воз­можность
опытных водителей компенсировать возникающие при хронических заболеваниях
нарушения, они нуждаются в постоян­ном медицинском наблюдении и периодическом
контроле. Такой контроль необходим также и потому, что при обострении
хрони­ческого болезненного процесса работоспособность и надежность водителей
могут резко снизиться и стать причиной грубых оши­бок при управлении
автомобилем. Водителям с хроническими за­болеваниями следует периодически
консультироваться с врачом, чтобы своевременными профилактическими мерами
предупредить обострение болезненного процесса. Особенно это относится к
ли­цам, допущенным к работе после перенесенного инфаркта мио­карда,
страдающим повышенным артериальным давлением (ги­пертонией). Следует также
учитывать, что так называемые легкие простудные заболевания
продолжительностью 5—10 дней (грипп, ангина и др.) иногда протекают с
серьезными нарушениями в деятельности нервной, сердечно-сосудистой и других
систем орга­низма. При несоблюдении больными рекомендованного врачом режима и
лечения могут возникнуть тяжелые осложнения, кото­рые иногда приводят даже к
смертельному исходу.
Необходимо бороться с распространенным мнением, что пе­ренести грипп на ногах
— это чуть ли не трудовой подвиг. Такой «героизм» ведет к заражению
окружающих, осложнениям в тече­нии заболевания у самого больного и, как
следствие, к большим трудопотерям. Лиц с острыми простудными заболеваниями
следу­ет немедленно направлять к врачу и допускать к работе только после его
разрешения. В период эпидемии гриппа особенно часто
болеют водители такси, которые заражаются от больных пассажи­ров. Общая
потеря рабочего времени среди водителей такси из-за простудных заболеваний
примерно в 1,5 раза больше, чем среди водителей грузовых автомобилей.
Снижение работоспособности водителей в болезненном состоя­нии определяется
нарушениями в протекании психических процес­сов и снижении разрешающей
способности органов чувств. В резуль­тате замедляются и становятся менее
точными процессы воспри­ятия, мышления, ухудшаются функции внимания,
оперативной памяти и ее готовности, резко увеличивается время сенсомоторных
реакций, уменьшается мышечная сила, снижается острота зрения, нарушается
глубинное зрение, увеличивается время вос­становления зрения после
ослепления, снижается вестибулярная устойчивость и т. д. В результате
водитель затрудняется, а иногда и не в состоянии правильно оценить быстро
меняющуюся дорож­ную обстановку, принять правильное решение и выполнить
необ­ходимые управляющие действия.
Организация медицинского обслуживания водителей и свое­временное выявление
лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть допущены к управлению
автомобилем, имеет важное значение для повышения безопасности дорожного
движения. Осо­бенно большое значение имеют предрейсовые медицинские ос­мотры
водителей. На автотранспортных предприятиях, где регу­лярно проводятся
предрейсовые осмотры, имеет место значитель­ное снижение ДТП, связанных с
ошибками водителей. Кроме того, на предрейсовых осмотрах иногда выявляются
отклонения в со­стоянии здоровья на более ранних стадиях развития
болезненного процесса, что позволяет своевременно и более эффективно
про­водить необходимое лечение. Работники здравпунктов и руково­дители
автотранспортных предприятий должны учитывать инди­видуальные особенности
водителей и их возможности. Особое вни­мание следует уделять водителям
пожилого возраста, имеющим хронические заболевания, а также молодым неопытным
водите­лям, так как даже незначительное ухудшение в их состояния при
заболевании может стать причиной ошибок и ДТП.
Ухудшение состояния водителей в результате приема лекарств тоже может стать
причиной ДТП. Так, австрийский профессор Вагнер установил, что прием
лекарственных препаратов является причиной 16 % всех ДТП. При анализе ДТП в
ФРГ установлено, что 90 % водителей, ставших их участниками, принимали какое-
нибудь лекарство. В Югославии было запрещено водителям упот­реблять 200
лекарственных препаратов за 4 ч до начала управле­ния автомобилем. Особенно
противопоказаны лекарства, содер­жащие снотворные, общеуспокаивающие,
понижающие артери­альное давление. Эти препараты вызывают сонливость, снижают
готовность к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки,
увеличивают время реакций. Аспирин, анальгин и другие жаропонижающие и
болеутоляющие средства, которые нередко принимают водители при простудных
заболеваниях и го­ловных болях, вызывают повышенную потливость, слабость,
сни­жают остроту зрения и слуха. Крепкий чай и кофе содержат кофе­ин, и если
эти напитки приняты в больших дозах, то возникает возбуждение, беспокойство,
нарушение памяти, повышение дви­гательной активности, что может стать
причиной поспешных и ошибочных действий. Антибиотики и сульфамидные препараты
при длительном употреблении могут привести к нарушению цве­тоощущения, а
димедрол и супрастин вызывают чувство-усталос­ти, сонливости и
головокружения. Глазные капли, содержащие атропин, расширяют зрачок, что
приводит к сужению поля зре­ния и нарушению глазомера в течение суток.
Отрицательно влия­ют на состояние и работоспособность и многие другие
лекарствен­ные препараты. Для предупреждения отрицательного действия лекарств
на состояние и работоспособность водителей необходи­мо, чтобы они не
занимались самолечением, а врачи не назнача­ли им лекарств, снижающих их
надежность. Если же врач назнача­ет такое лекарство, то он должен
информировать водителя о вре­мени, в течение которого тот не может управлять
автомобилем. Водитель, со своей стороны, должен сам сообщить врачу о
харак­тере своей работы и уточнить, когда и как ему следует принимать
лекарства, чтобы это не оказало отрицательного влияния на его
работоспособность.