Каталог :: Транспорт

Курсовая: Эксплуатация автомобильных дорог

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Могилевский Государственный технический университет
                        Кафедра “ Автомобильные дороги ”                        
                          ПРОЕКТ ЗИМНЕГО СОДЕРЖАНИЯ                          
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
              Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине              
                      “ Эксплуатация автомобильных дорог ”                      
Выполнил: студент гр. САД-972
Стефанович А. Г.
Проверил преподаватель
Полякова Т. М.
                                  Могилев 2000                                  
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1 Климатическая характеристика района . . . . . . . 5
2 Способы уменьшения снегозаносимости . . . . . . . 7
3 Выявление снегозаносимых участков . . . . . . . . 9
4 Определение объема снегоприноса . . . . . . . . . 10
5 Разработка мер защиты дороги от снежных заносов . 11
5.1 Защита дороги от снежных заносов с помощью
деревянных щитов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
5.2 Защита дороги от снежных заносов путем
установки снегозащитного забора . . . . . . . . . . . . . 14
5.3 Защита дороги от снежных заносов с
применением снежных траншей . . . . . . . . . . . . . . . . 15
5.4 Защита дороги от снежных заносов с помощью
лесопосадок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
5.5 Обоснование выбора снегозащитных устройств . . 19
6 Технология расчистки снежных отложений . . . . . 22
7 Борьба с зимней скользкостью . . . . . . . . . . . . . 24
8 Определение потерь, вызванных зимней сколзкостью . 27
9 Организация работ по зинему содержанию
автомобильной дороги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Общие выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Список использованных источников . . . . . . . . . . 31
Приложение
Введение
Курсовая работа по дисциплине “Эксплуатация автомобильных дорог” посвящена
решению узкого, но очень важного вопроса эксплуатации автомобильных дорог —
зимнему содержанию.
Цель зимнего содержания дорог — обеспечение безопасного движения автомобилей
с заданными скоростями и нагрузками, защита дороги, зданий и сооружений на
ней от неестественного физического износа. Эта цель достигается путем защиты
и очистки дорог от снежных заносов, лавин, предотвращения образования и
устранения возникающей ледяной корки на проезжей части, борьбы с наледями.
В процессе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать природно-климатические условия работы автомобильной дороги
в зимний период;
- выявить снегозаносимые участки, определить объемы снегоприноса, определить
способы снижения снегозаносимости;
- разработать и обосновать выбор мер защиты дороги от снежных заносов;
- назначить технологию расчистки снежных отложений;
- определить средства борьбы с зимней скользкостью и потери, вызванные зимней
скользкостью;
- разработать график зимнего содержания автомобильной дороги.
1 Климатическая характеристика района
Рассматриваемая автомобильная дорога проходит в Гомельской области.
Гомельская область относится к II-б климатической зоне с умеренным климатом и
устойчивым снежным покровом продолжительностью 100.120 суток. Весенние
заморозки прекращаются в среднем 5 мая, осенние начинаются — 5 октября.
Среднемесячная температура воздуха, количество осадков, преобладающие
направления ветра представлены в таблице 1.1.
Даты перехода суточных температур через 0°С, 5°С, 10°С, 15°С и безморозный
период представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.1 - Погодно-климатические характеристики
     
МесяцIIIIIIIVVVIVIIVIIIIXXXIXII
Среднедекад­ная температура воздуха, °С

1

2

3

-6,5

-7,0

-7.2

-7.0

-6.4

-5.6

-4.0

-2.0

-3.0

3.1

6.3

9.2

11.8

13.8

15.2

16.2

16.9

17.5

18.0

18.5

18.8

18.1

17.2

16.1

14.4

12.3

10.1

7.8

8.2

4.3

2.4

0.5

-1.4

-3.0

-4.2

-6.0

Среднемесячная температура поверхности почвы-8-7-27162122201361-4
Среднедеканое количество осадков, мм

1

2

3

11

11

11

10

10

10

9

9

11

14

15

18

17

18

20

22

25

27

30

30

28

27

24

21

21

18

17

15

15

15

14

14

14

14

14

12

Число дней с осадками более 5 мм000234232130
Таблица 1.2 - Даты перехода суточных температур через определенные границы
Температура воздуха, °С051015
Дата перехода

28 / III

18 / XI

11 / IV

22 / X

28 /IV

25 / IX

24 / V

2 / IX

Количество дней238193149100
Максимальное среднегодовое количество осадков составляет 812 мм, минимальное — 227 мм, среднее количество осадков за год — 721 мм. Максимальное количество осадков выпадающих в течение одних суток — 90 мм. Средняя величина снежного покрова составляет 20 см, максимальная — 59 см, минимальная — 3 см. Таблица 1.3 – Ветры зимой
ССВВЮВЮЮЗЗСЗШтиль
XII
I
II
Рисунок 1.1 - Роза ветров

Рисунок 1.2 - Схема автомобильной дороги 2 Способы уменьшения снегозаносимости Многочисленность факторов, вызывающих образование снежных заносов, затрудняет правильное назначение в период проектирования мер, предотвращающих снегозаносимость. Поэтому на дорогах, принятых в эксплуатацию, часто приходится принимать меры к уменьшению снегозаносимости, когда опыт зимнего содержания выявит заносимые снегом места и причины снежных заносов. Главными мерами, обеспечивающими незаносимость насыпей, являются подъем земляного полотна до незаносимой отметки и придание поперечному профилю дороги обтекаемого для снеговетрового потока очертания. Следует определить снегозаносимые участки. Высота незаносимой насыпи: Нн = Нп + DН , (2.1)
гдеНп -расчетная высота снежного покрова с вероятностью превышения 5 % (Нп = 0.59 м);
DН -возвышение над снежным покровом, обеспечивающее незаносимость насыпи, м.
Возвышение насыпи над расчетным уровнем снежного покрова определяют из двух условий: повышения скорости снеговетрового потока до значения, обеспечивающего перенос снега через дорожное полотно без образования снежных отложений; и беспрепятственного размещения снега, сбрасываемого с дорожного полотна при очистке. Для выполнения первого условия возвышение насыпи над расчетным уровнем снежного покрова DНп должно быть не менее 0.5 м [4, стр.17]. Для выполнения второго условия возвышение насыпи над расчетным уровнем снежного покрова DНсо должно быть не менее 0.35 м. Так как DНп=0.5м > DНсо=0.35м , принимаем DН=0.5м. Таким образом высота снегонезаносимой насыпи должна быль не менее (формула 2.1) : Нн = 0.59 + 0.5 = 1.09 м. Для уменьшения снегозаносимости выемок рекомендуем раскрывать выемки глубиной менее 1м ( уклон откоса 1:10 ), в выемках глубиной до 5 м с крутыми откосами (1:1.5 ¼ 1:2) устроить дополнительные полки шириной не менее 4м для проезда роторных снегоочистителей. Для улучшения обтекания пересечений снеговетровым потоком следует по возможности уменьшить число ограждений, ориентирующих столбиков и других препятствий, которые могут задерживать снег, переносимый метелью. Рисунок 2.2 - Поперечные профили заносимых выемок и насыпей 3 Выявление снегозаносимых участков Выявляем месторасположение и степень снегозаносимости отдельных участков дороги в соответствии с имеющимся профилем и отразить результаты в графике организации зимнего содержания дороги. Снегозаносимостью называют подверженность дорог снежным заносам. Количественно снегозаносимость определяется как отношение объема снега, отложившегося на дорожном полотне к общему объему снега, принесенного метелью к дороге. По степени снегозаносимости различают следующие категории заносимых участков: 1) слабозаносимые — насыпи от Нп=0.59м до Нн=1.09м; пересечения в одном уровне; насыпи с барьером безопасности; 2) среднезаносимые — раскрытые выемки; полувыемки-полунасыпи; нулевые места и невысокие насыпи ниже Нп=0.59м; дороги, проходящие через населенные пункты; 3) сильнозаносимые — нераскрытые выемки, подветренный откос которых не может вместить снег, приносимый метелями и выпадающий при снегопадах; все выемки на кривых. 4) незаносимые-насыпи более Hn=1,09; выемки ниже Hв=5м, а также нераскрытые выемки, подветреный откос которых может вместить весь снег на дорогу за зиму. 4 Определение объема снегоприноса Снегопринос — объем снега, приносимого на погонную длину 1м дороги в единицу времени. Он зависит от размеров бассейна снегоприноса, ориентации дороги относительно направления преобладающих ветров, толщины снежного покрова, плотности, температуры и влажности снега, силы ветра и других факторов. Объем снегоприноса определяется по участкам , (4.1)
где

Wп -

объем снегоприноса , м3 / м;

x -

коэффициент сдувания твердых осадков, x=0.5;

a -

угол между направлением господствующего ветра и направлением рассматриваемого участка дороги;

rс -

Плотность снега, rс = 0.4 т/м3 ;

L -

путь, который проходит метель от границы бассейна до дороги, L=¥ ;

Lэ -

Предельная дальность снегоприноса, Lэ = 0.5 км;

Wa-

общее число твердых осадков за зиму, Wa=122мм.

Поучастковый расчет сведем в таблицу 4.1. Таблица 4.1 - Определение объема снегоприноса
ВетерДорогаРасчет

Wп , м3

1

Ю:ЗСВ:25°

0.5sin(20°)

Wп= ×122

0.4(1/µ+1/0.5)

26,07

2

Ю:ЗСВ:40°

0.5sin(5°)

Wп= ×122

0.4(1/µ+1/0.5)

6,65

3

Ю:ЗСВ:30°

0.5sin(15°)

Wп= ×122

0.4(1/µ+1/0.5)

19,73

4

Ю:ЗСВ:18°

0.5sin(27°)

Wп= ×122

0.4(1/µ+1/0.5)

34,62
5 Разработка мер защиты дороги от снежных заносов Заносимые участки автомобильных дорог можно защитить от снежных заносов тремя путями: задержать переносимый метелью снег на подступах к дороге и вызвать образование снежных отложений на безопасном для дороги расстоянии; увеличить скорость снеговетрового потока, когда он проходит над дорогой и этим предотвратить образование снежных отложений на дорожном покрытии; полностью укрыть дорогу от снега с помощью специальных сооружений. 5.1 Защита дороги от снежных заносов с помощью деревянных щитов Наиболее медленно заносятся снегом щиты с неравномерно расположенным заполнением, при котором решетка сгущена в верхней части и разрежена в нижней. Благодаря этому такие щиты приходится переставлять значительно реже, чем щиты с равномерно заполненной решеткой. В зависимости от объема снегоприноса и скорости ветра применяются четыре типа щитов с разреженной нижней частью. Согласно [1, стр.141] и объему снегоприноса на участках автомобильной дороги принимаем щит типа IV (рисунок 5.1). Щиты обычно устанавливают с кольями, привязывая к ним. На каменистом или скальном грунте щиты ставят в “козлы”, прочно связывая верхние концы. Наиболее эффективно задерживают снег щиты, установленные сплошной линией. При недостатке щитов вместо сплошной линии можно ставить щитовые линии с разрывами в один щит через каждые три щита. Максимальное удаление одиночных щитовых линий от дороги должно быть не более 100м. Рисунок 5.1 – IV Тип снегозащитного щита В случаях интенсивных метелей щиты ставят в несколько рядов. Необходимое количество рядов можно определить по следующей зависимости: , (5.1)
где

К -

Коэффициент накопления снега у наружных рядов многорядной защиты, К=9;

Н -

Высота щита, м;

Lp -

Расстояние между рядами щитов, Lp » 20*Н,м;

Кр -

Коэффициент заполнения снегом пространства между рядами, Кр = 0.6¼0.8.

Произведем расчет и сведем его в таблицу 5.1. Таблица 5.1 - Количество рядов снегозащитных щитов по участкам автомобильной дороги

Wп , м3

Н,м

Lp

РасчетNПринято

1

26,071.530

26,07-9×1,52

0,7×1,5×30

0,181

2

6,651.530

6,65-9×1,52

0,7×1,5×30

-0,430

3

19,732.040

19,73-9×22

0,7×2×40

-0,290

4

34,622.040

34,62-9×22

0,7×2×40

-0,020
Ближайший к дороге ряд щитовых линий не должны быть ближе 30м. Щитовые линии обычно располагаются параллельно дороге, но при косых ветрах на первом и втором участках рекомендуется ставить перпендикулярно к основной щитовой линии короткие звенья щитов с таким расчетом, чтобы концы их подходили к дороге не ближе чем на 10-15 метров. Место перехода из выемки в насыпь ограждаются (рисунок 5.2). Концы щитовых линий снабжают разветвленными отводами под углом 135° (в сторону дороги) и 170° (от дороги к основной щитовой линии). Между отводом и основной линией делают разрыв в 4 метра. Рисунок 5.2 - Ограждение мест перехода из выемки в насыпь Рисунок 5.3 - Схема установки щитов 5.2 Защита дороги от снежных заносов путем установки снегозащитного забора Надежным средствам защиты дорог от снежных заносов служат высокие снегозащитные заборы. Снегозащитные заборы бывают двухпанельные с просветностью решетки 50% и однопанельные с просветностью решетки до 70%. Однопанельные заборы в основном применяют для вторых и третьих рядов многорядных линий заборов, двухпанельные — при устройстве заборов в один ряд или в ближайшем к дороге ряду многорядных линий заборов. Расчет высоты снегозащитного забора следует производить по формуле: , (5.2)
где

Н­п -

Средняя высота снежного покрова, м.
Произведем расчет высот снегозащитного забора для каждого участка дороги и сведем его в таблицу 5.2. Таблица 5.2 - Расчет высот снегозащитного забора по участкам автомобильной дороги

Wп , м3

Расчет

Нз , м

26,07

2,35
Заборы строят из дерева или сборные из железобетона. Для обеспечения эффективной работы заборов по снегозадержанию их следует располагать по возможности перпендикулярно к направле нию господствующих ветров так как при этом отложения отодвигаются от забора. Наименьшее допустимое расстояние между забором и дорогой определяется протяженностью зоны действия забора на ветровой поток , направленный нормально к забору и составляет 15 высот забора.

Рисунок 5.4 - Конструктивная схема снегозащитного забора

Рисунок 5.5 - Схема установки щитов 5.3 Защита дороги от снежных заносов с применением снежных траншей Снежные траншей прокладывают в снежном покрове проходами двухотвальных тракторных снегоочистителей или бульдозеров. Cнегосборная способность траншеи (объем снега, который может задержать 1м траншеи) при глубине 1.5м и ширине, создаваемой за один проход двухотвального тракторного снегоочистителя, составляет в среднем 12 м3/м. Снегозащитные траншеи прокладывают в несколько рядов параллельно дороге. Число работоспособных траншей, которые необходимо иметь для надежной защиты дороги, назначают с учетом объема снегоприноса. Оптимальное расстояние, которое следует назначать между осями соседних траншей составляет 12-15м. Ближайшая к дороге траншея должна быть расположена не ближе 30м и не далее 100м. Объем снега, который может задержать одна траншея, рассчитывается по формуле: , (5.3)
Где

В­ср -

Средняя ширина траншеи, Вср=4м;

Lт -

Расстояние между осями траншей, м.
Необходимое количество траншей: . (5.4) Для прокладки такого количества траншей необходимое число бульдозеров определяется следующей зависимостью: , (5.5)
где

L -

длина участков, на которых прокладываются траншеи, км;

m -

число одновременно прокладываемых траншей, принимается в зависимости от Wп, до 100 м3/м - не менее 3; до 200 м3/м – не менее 4;

n -

количество проходов машин по одной траншее, n=2;

Vp -

рабочая скорость бульдозера, Vp =10 км/ч;

Ки -

коэффициент использования машины во времени, Ки=0.7;

tb -

возможное время работы по прокладке траншей в течение промежутка между метелями, tb=48ч.

Произведем необходимые расчет объема снега, который может задержать одна траншея : . Рассчитаем необходимое количество траншей и количество бульдозеров на каждом участке и расчет сведем в таблицу 5.3. Таблица 5.3 - Расчет количества траншей и количества бульдозеров

Wп , м3

nL,кмmРасчет

Nб

126,07220.53

0.36 » 1
26,652163

0.28 » 1
319,732113

0.19 » 1
434,62215.53

0.27 » 1

Рисунок 5.6 - Схема защиты автомобильной дороги с помощью снежных траншей 5.4 Защита дороги от снежных заносов с помощью лесопосадок Снегозащитные лесные полосы — рационально подобранные по составу и концентрации насаждения вдоль дороги, выполняющие ветрозащитные, декоративные и некоторые другие функции. Преимущество снегозащитных полос перед другими видами защиты состоит в том, что они требуют меньше затрат, надежны в работе, гасят силу ветра и служат одновременно эстетическим оформлением дороги. Снегозащитные полосы обычно состоят из нескольких рядов древесных пород и кустарниковой опушки, расположенной с полевой стороны лесополосы. Расстояние от бровки земляного полотна до полосы, ширина полосы и другие параметры зависят от объема снегоприноса и составляют по рекомендации Союздорнии: при Wп£25 м3/м удаление от бровки земполотна 15¼25м при ширине лесополосы 4м; при Wп£50 м3/м удаление от бровки земполотна 30м при ширине лесополосы 9м; при Wп£75 м3/м удаление от бровки земполотна 40м при ширине лесополосы 12м; при Wп£100 м3/м удаление от бровки земполотна 50м при ширине лесополосы 14м. Необходимое число рядов живой изгороди можно определить по формуле: , (5.6)
где

Q -

снегоемкость однорядной живой изгороди , м3.

, (5.7)
где

Н -

высота деревьев, Н=2¼3 м.
Ширина лесополосы определяется по формуле: , (5.8)
где

Нср -

средняя высота снежных отложений, Нср=1¼2.5м.

Необходимое удаление лесополосы от бровки земляного полотна определяется по формуле: . (5.9) Определим параметры лесопосадки: снегоемкость однорядной живой изгороди Q = 7*32 = 63 м3; необходимое число рядов живой изгороди , на всем участке принимаем по 1 ряду; ширина лесополосы удаление лесополосы от бровки земляного полотна Рисунок 5.5 - Схема защиты автомобильной дороги лесополосой 5.5 Обоснование выбора снегозащитных устройств Выбор основывается на расчете и сравнении снегоемкостей отдельных видов защит отдельно для каждого участка. Объем снегоемкости деревянных однорядных щитов можно определить по формуле .
где

Н -

высота щита, м.
Объем снегоемкости снегозащитного забора можно определить по формуле ,
где

Н -

высота забора, м.
Объем снегоемкости снежной траншеи можно определить по формуле ,
где

Н -

высота забора, м.
Объем снегоемкости лесной полосы можно определить по формуле ,
где

Н -

высота лесопосадки, м.
Произведем расчет и сведем его в таблицу 5.4. Таблица 5.4 - Расчет снегоемкости отдельных видов защит, м3
Вид защитыУчасток автомобильной дороги
1
Деревянные щиты

9*1.52 = 20.25

Снегозащит­ный забор

8*42 = 128

Снежная траншея

10*0.592+2*4*0.59 = 8.2

Лесная полоса

7*202 =2800

Живая изгородь

7*32 = 63

На основе расчетов объемов снегоемкости снегозащитных сооружений, назначаем их виды на участках автомобильной дороги: 1) первый участок (длина 20,5 км, объем снегоприноса – 26,07 м3/м) — лесная полоса и ряд деревянных щитов высотой 2м (общая снегоемкость 99,65 м 3/м); Данные меры полностью обеспечивают снегозащиту дороги и придают ей эстетический вид на участке. 6 Технология расчистки снежных отложений Цель снегоочистки — полностью удалить выпадающий снег или в кратчайшие сроки убрать с проезжей части и обочин уже выпавший снег. Снегоочистка состоит из двух технологических операций — резание и транспортировка снега. Основным процессом, определяющим производительность снегоочистки, является процесс резания, то есть отделение от снежного массива пластов режущим органом очистительных машин. Наиболее широко распространена патрульная снегоочистка. Технология патрульной снегоочистки сводится к следующему: при небольших снегопадах или малой интенсивности метели снег очищают одноотвальными скоростными плужными снегоочистителями типа Д-666. При скорости движения 30¼40 км/ч снег отбрасывают отвалом без образования на проезжей части валов. С увеличением скорости движения до 60¼80 км/ч снег отбрасывают отвалом на расстояние 10¼20 м, и эффективность патрульной очистки возрастает, поскольку на обочинах не образуются снежные валы. Патрульную очистку ведут продольными проходами, смещаясь от оси к обочинам. Если снегопад не превышает 3-5 см в час, то возможно применение одиночной машины. В противном случае, а так же при интенсивном движении, работу ведут отрядом снегоочистителей: машины движутся в одном направлении в 30¼60 м друг от друга и c перекрытием следа на 30¼50 см. За один проход снег удаляется со всей полосы движения. На рисунке 6.1 представлена схема движения машин при движении снегоочистительного отряда, очищающего дорогу от оси к обочине. При данной технологии необходимы очистители с поворотным отвалом. Необходимое число машин для патрульной очистки автомобильной дороги определяется по формуле , (6.1)
где

L -

длина обслуживаемой автомобильной дороги, км;

n -

число проходов снегоочистителей, необходимое для полной уборки снега с половины ширины дорожного полотна, n=3;

V -

рабочая скорость снегоочистителя, V=30¼40 км/ч;

Ки -

коэффициент использования машины в течение смены, Ки=0.7;

tn -

время между проходами снегоочистителей, tn=5 ч.

машин. Принимаем 1 машину. Рисунок 6.1 - Очистка дорог от оси к обочине 7 Борьба с зимней скользкостью Все мероприятия по борьбе с зимней скользкостью можно разделить на три группы по целевой направленности: мероприятия, направленные на снижение отрицательного воздействия образовавшейся зимней скользкости (повышение коэффициента сцепления путем россыпи фрикционных материалов); мероприятия, направленные скорейшее удаление с покрытия ледяного и снежного покровов с применением различных методов; мероприятия, направленные на предотвращение образования снеголедного слоя или ослабления его сцепления с покрытием. В практике зимнего содержания для борьбы с зимней скользкостью применяют фрикционные, химические, физико-химические и другие комбинированные методы. Суть фрикционного метода состоит в том, что по поверхности ледяного или стеклоледяного слоя рассыпают песок, мелкий гравий, отходы дробления и другие материалы с размером частиц не более 5-6 мм без примесей глины. Рассыпаемый материал повышает коэффициент сцепления до 0.3 но задерживается на проезжей части короткое время. Значительно большее распространение получил комбинированный химико-фрикционный метод, когда рассыпают фрикционные материалы с твердыми хлоридами NaCl, NaCl 2. Песчано-солевую смесь готовят на базах путем смешивания фрикционных материалов с кристаллической солью в отношении 1:4. Смеси распределяют пескоразбрызгивателями или комбинированными дорожными машинами с универсальным оборудованием типов КДМ-130, ЭД-403. Химический способ борьбы заключается в применении для плавления снега и льда, твердых или жидких химических веществ, содержащих хлористые соли. Комбинированный способ состоит в распределении по снежному накату твердых или жидких хлоридов, которые расплавляют или ослабляют снежноледный слой, после чего снежную массу убирают плужными или плужнощеточными очистителями, а при их отсутствии автогрейдером. На обслуживании дороги применяют химико-фрикционный метод. Для хранения противогололедных материалов применяют простейшую базу временного типа (рисунок 7.1). Песчано-солевую смесь готовят осенью с добавкой солей. Норма солей (от 3 до 8 %) должна обеспечить несмерзаемость чистого предварительно просеянного песка. Перемешивание бульдозерами, автогрейдерами и другими средствами создает хорошую качественную смесь. Штабель ограждают от увлажнения поверхностным стоком, сверху покрывают пленкой. Подача смеси осуществляется бульдозером в накопительный бункер с контролем взвешивания. Необходимое количество противогололедных материалов: , (7.1)
где

L -

расстояние между базами, L=40¼50 км;

B -

ширина проезжей части, В=7м;

а -

норма распределения противогололедных материалов, м3/тыс.м2;песко-соляная смесь - 0.1¼0.2 м3/тыс.м2, песок - 0.3¼0.4 м3/тыс.м2;

n -

число попыток за сезон, n=17.
Далее необходимо рассчитать потребность в распределительных машинах: , (7.2)
где

N100-

потребность в распределительных машинах на 100 км;

Т -

время, в течение которого требуется ликвидировать зимнюю скользкость, Т = 5 ч;

b -

ширина распределения противогололедных материалов, м;

G -

вместимость кузова, G = 4.6 м;

t -

время погрузки распределителя, t = 0.4 ч;

V -

средняя скорость автомобиля в груженом состоянии, V = 60 км/ч;

Vp-

рабочая скорость при распределении противогололедных материалов, Vp = 30 км/ч.

Расчитаем количество противогололедных материалов необходимое для борьбы с зимней скользкостью: м3. Рассчитаем потребность в распределительных машинах: машин. N=N100*L/100=10*20.5/100=2.05 » 2 машины.

Рисунок 7.1 - База упрощенного типа 1 - соляная смесь; 2 - песчано-соляная смесь; 3 - контора; 4 - бункер выдачи; 5 - подпорная стена; 6 - бункер загрузки. 8 Определение потерь, вызванных зимней сколзкостью Потери, вызвнанные удорожанием перевозок из-за скользкости автомобильной дороги составляют: , (8.1)
где

N -

средняя часовая интенсивность движения, авт/ч;

q -

средняя грузоподъемность автомобиля, q » 8 т.;

Kn-

коэффициент эффективности использования пробега, Kn=0.9;

Kr-

коэффициент использования грузоподъемности, Kr=0.9;

С1-

стоимость одного т-км перевозок при хорошем состоянии покрытия, млн.руб;

С2-

стоимость одного т-км перевозок при скользком состоянии покрытия, млн.руб / т-км.
Стоимости С1 и С2 определяется по номограмме [4, рис 4.1] в зависимости от скоростей движения автомобиля на покрытии в хорошем и скользком состояниях. Сорости движения автомобилей определяются из соотношения: , (8.2)
где

V1-

скорость движения автомобиля на дороге в хорошем состоянии, V1=80 км/ч;

V2-

скорость движения автомобиля на дороге в скользком состоянии, км/ч;

j1-

коэффициент сцепления покрытия в хорошем состоянии, j1=0.4¼0.5;

j2-

коэффициент сцепления на обледенелом покрытии, j2=0.3¼0.15.

Расчитаем потери, вызвнанные удорожанием перевозок из-за скользкости автомобильной дороги. Для этого определим скорость движения автомобиля по мокрому покрытию: км/ч, по номограмме опрделяем С1=0 млн.руб. и С2=0.018 млн.руб. млн. руб. 9 Организация работ по зинему содержанию автомобильной дороги Производительность труда и эффективность использования материально- технической базы во многом зависит от применяемой организации производства работ. При содержании автомобильной дороги зимой могут быть использованы различные методы организации работ. Существуют методы: поточный, участково-поточный, нормальный, участково- нормальный и комбинированный. Для организации работ по зимнему содержанию автомобильных дорог применяется поточный метод на всей дороге. Поточный метод имеет ряд преимуществ: - выполнение работ специализированными отрядами, что повышает культуру и качество работ; - хорошее использование средств; - ритмичность; - концентрация работ на малых участках. При высоком уровне механизации работ в дорожностроительной отрасли работы по содержанию дорог механизированы недостаточно. Для этих целей применяют главным образом общестроительные машины. Для работ в зимнее время промышленность специально выпускает только снегоочистители. Общие выводы В результате проведения расчетов были определены способы защиты участка автомобильной дороги от снежных заносов с помощью лесопосадок, снегозащитных щитов и снегозащитного забора. В качестве метода борьбы с зимней скользкостью принят фрикционный метод. В качестве противогололедного материала принята песчаная смесь, а метода уборки снега с дорожного покрытия — метод патрульной очистки. Расчет затрат, вызванныхудорожанием перевозок из-за скользкости автомобильной дороги составляет 95.64 млн рублей. В качестве метода организации работ по зимнему содержанию участка автомобильной дороги принят поточный метод. Список использованных источников 1. Ремонт и содержание автомобильных дорог : Справочник инженера-дорожника/ А. П. Васильев, В. И. Баловнев и др. П/р А. П. Васильева. — М.: Транспорт, 1989. - 287 с. 2. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги / Госстрой СССР. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. — 52 с. 3. Зимнее содержание автомобильных дорог / Г. В. Бялобжесский, А. К. Дюнин и др. П/р А. К. Дюнина. 2-Е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, — 1983. 197 с. 4. Эксплуатация автомобильных дорог. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине ” Эксплуатация автомобильных дорог ” для студентов специальности 29.10 “Строительство автомобильных дорог и аэродромов”. Могилев: ММИ, 1994. — 30 с. 5. Строительная климтология / НИИ СР. — М.: Стройиздат, 1990. — 86 с.