Каталог :: Технология

: Эксплуатация машин в пустынно-степной местности

МОСКОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПВ РФ
     

Кафедра ТСОГ

РЕФЕРАТ

на тему: Эксплуатация машин в районах пустынно-песчаной местности

2МОСКВА 1996

ПЛАН РАБОТЫ:

1. Введение 2. Влияние климатических и дорожных условий на работоспособность машин 3. Мероприятия по повышению эффективности использования машин 4. Вождение в районах жаркого климата и пустынно-песчанной местности 5. Заключение 6. Приложение 7. Используемая литература _Введение .: Предназначение машин, используемых в пограничных войсках, обус- ловливает необходимость поддержания их в работоспособном состоянии и постоянной готовности к применению в любых условиях эксплуатации.

Под условием эксплуатации машин понимаются:

· характер (вариант) использования; · интенсивность использования; · виды нагрузок и порядок их чередования; · тактическая обстановка и характер воздействия противника; · параметры внешней среды; · система и культура обслуживания; квалификация водителей, механиков-водителей, обслуживающего персона- ла, их техническая оснащенность и др. В пустынно-песчанных районах с жарким климатом, слабо развитой сетью дорог, затрудняется подготовка машин к использованию и их вож- дение, ухудшаются эксплуатационные качества горючего и смазочных ма- териалов, повышаются напряженность работы и интенсивность изнашива- ния агрегатов, механизмов и деталей, увеличивается количество неисп- равностей, затрудняются их выявление и устранение, усложняются рабо- ты по обслуживанию и ремонту машин, условия труда водителей и обслу- живающего персонала, повышается расход запасных частей и материалов на обслуживание и ремонт, снижается надежность, работоспособность и эффективность использования машин. Для обеспечения надежности и работоспособности машин в сложных условиях эксплуаитации, поддержания их в постоянной готовности к ис- пользованию проводится комплекс организационно-технических мероприя- тий, включающий: · проведение занятий с начальниками ПЗ по вопросам эксплуатации машин в предстоящий перион с обязательным доведением до них руково- дящих документов; · порядок и время проведения сборов водителей, машин погранич- ных застав; лица ответственные за проведение занятий с водителями; перечень тем и количество часов; · подготовка элементов парков пограничных застав с точным ука- занием объемов, сроков выполнения работ и исполнителей; порядок снабжения необходимыми материалами; · конкретные задачи личного состава подвижных средств техничес- кого обслуживания машин с обязательным указанием сроков выполнения работ на каждой пограничной заставе; · порядок контроля за ходом сезонного технического обслуживания машин пограничных застав; · сроки окончания работ на всех пограничных заставах; Исходя из всех положений НЗ предусматривает проведение различ- ных мероприятий, характерных для районов с жарким климатом. _Влияние климатических и дорожных условий _на работоспособность машин К районам жаркого климата и пустынно-песчанной местности отно- сятся жаркий сухой и очень жаркий сухой районы, которые занимают около 10% территории страны. В этих районах преимущественно равнинный характер рельефа, ши- роко распространены песчанные, лесовые и засоленные грунты, скудная растительность и безводность. Климат резко континентальный, осадки редки и незначительны (60-150мм в год), до 90% осадков приходится на зиму и весну, частые ветры большой силы до 30 м/с, наблюдаются пос- тоянные ветры, например так называемый афганец, дующий в течение 120 дней в году в направлении Мары - Кушка - Кандагар, имеет место дви- жение не закрепленных и частично закрепленных песков, засыпающих до- роги, колодцы и целые поселения. Открытые водоемы в пустынях и сухих степях встречаются редко и главным образом на их окраинах. Вода из местных источников содержит большое количество разных солей и не пригодна как для питья, так и для заправки машин. Для районов с сухим жарким климатом характерно не только высо- кая температура воздуха (до 40-50 С в тени), но и низкая его влаж- ность, большая запыленность, а также солнечная радиация и неблагоп- риятные дорожные условия пустынно-песчанной местности при не несоб- людении специальных рекомендаций отрицательно влияют на работоспо- собность машин: · вследствие уменьшения плотности рабочей смеси при повышении температуры окружающего воздуха до 40-45 С мощность двигателя умень- шается на 15%; · возможны перебои в работе двигателя из-за образования паровых пробок в бензонасосе и топливопроводах; · возможен повышенный (в 2 раза и более) износ цилиндров, порш- невых колец, шеек коленчатого вала и вкладышей подшипников при рабо- те двигателя под нагрузкой в условиях сильной запыленности воздуха

(2-3г на метр );

· снижается эффективность работы системы охлаждения, температу- ра охлаждающей жидкости может достигать 109-119 С, в результате чего в камере сгорания и на клапанах происходит интенсивное нагарообразо- вания; · частая доливка воды приводит к быстрому образованию накипи в системе охлаждения; · интенсивное старение масел из-за быстрого их окисления вызы- вает отложение на поверхность деталей смолистых веществ и механичес- ких примесей, быстрое засорение масленых каналов и фильтров; · высокая температура воздуха и наличие паров топлива в подка- потном пространстве двигателя (80-100 С) повышает пожарную опас- ность, вызывает быстрое старение и разрушение электроизоляционных материалов, повышенное испарение дистиллированной воды и саморазряд аккумуляторных батарей. При движении машин на грунте образуется толстый слой очень мел- кой пыли, при чем, взвешенная в воздухе, эта пыль долго не оседает, в безветренную погоду - в течение 2-3 часа; при ветре видимость еще более ухудшается. Попадание пыли в приборы электрооборудования вызы- вает быстрый износ их деталей, приводит к неисправностям в системах зажигания и электрооборудования. Эксплуатируя машины в жарких условиях, необходимо своевременно очищать и мыть их, обслуживать воздухоочистители и фильтры, прини- мать меры по предупреждению попадания пыли в машину, ее агрегаты и системы, тщательно проверять исправность всех приводов управления. Происходит повышенное испарение тормозной жидкости, вследствие чего в гидравлическом и пневмогидравлическом тормозных приводах об- разуются паровыве пробки, вызывающие отказы в работе рабочих тормо- зов. Увеличивается склонность рабочих жидкостей в гидроусилителе ру- левого привода к пенообразованию, вследствие чего снижается рабочее давление, возрастает отложение смол, ухудшается работоспособность гидроусилителя. Пластичные смазки расплавляются или вытекают из сочленений ру- левых тяг при температуре: солидолы - 70-75 С, смазки 1-13 и

ЯНЗ-2 - 120 С, консталин и литол - 24-130 С.

Вязкость трансмиссионных масел в агрегатах при температурах, достигающих 120-140 С, значительно снижается, что способствует под- теканию масел через сальниковые уплотнения. В гидродинамических ко- робках передач увеличивается склонность масел к пенообразованию, что ухудшает работоспособность гидросистем. Ухудшается эластичность шин, диафрагм тормозных камер,сальни- ков, манжет, приводных ремней, обивочных материалов, пластмассовых деталей. Детали из дерева рассыхаются и растрескиваются, а краски выцветают. Проходимость песчаных и солончаковых грунтов во многом зависит от времени года и погоды. Песчаные районы становятся более проходимыми в период дождей и делаются труднопроходимыми в сухую погоду, особенно на участках с сыпучими песками. Солончаковый грунт в сухую погоду делается твердым и проходи- мым, но зато в сырую погоду поверхность солончаковых грунтов быстро размокает и движение машин на определенный отрезок времени практи- чески исключается. Автомобильные дороги проходят главным образом по окраинам пус- тынь. Большая часть дорог представляет собой естественные грунтовые дороги, накатанные по целине, реже встречаются гравийные дороги. _Мероприятия по повышению эффективности _использования машин Эксплуатация машин в условиях жаркого климата и повышенной за- пыленности воздуха требует проведения специальных организационных и технических мероприятий. Техническое обслуживание N 1 и N 2 проводится с уменьшенной пе- риодичностью по сравнению с обычными условиями: для автомобилей на 30-35%, гусеничных машин и тракторов на 20...25%. Причем, затрачивается примерно на 25% больше времени, так как значительно чаще (почти в два раза) приходится смазывать втулки осей балансиров и подшипники механизмов включения фрикционов, промывать фильтры и доливать дистиллированную воду в аккумуляторы. Дополнительно провродятся работы по обдувке механизмов сжатым воздухом, фильтрация воды, промывка шарниров и замена масла в двига- телях, с промывкой системы смазки. В условиях жаркого климата особый контроль осуществляется за работой и обслуживанием системы охлаждения двигателя и его темпера- турным режимом. Ежедневно проверяется натяжение ремня и уровень ох- лаждающей жидкости. При подготовке машин к летнему периоду эксплуа- тации, система охлаждения проверяется на герметичность, а пробки ра- диаторов - на давление срабатывания паровоздушных клапанов; при не- обходимости система охлаждения промывается для удаления накипи. Для уменьшения накипеобразования системы охлаждения заправляют и дозаправляют водой с 3-х компонентной присадкой. Накипь удалают промывкой системы специальными растворами, раз- рушающими ее. Химические реагенты и особеенно соляная кислота, при- меняемые для удаления накипи и вызывающие повышенную коррозию дета- лей системы охлаждения, применяются с ингибиторами, уменьшающими коррозийную агрессивность растворов. В качестве ингибиторов исполь- зуется технический уротропин, состав ПБ-8 и др. Для армейских машин рекомендуются следующие составы растворов: · 40-80г хромпика на 10л воды для двигателей ЗМЗ-66; · 20г технического трилона «Б» на емкость системы охлаждения для двигателей ЗИЛ; · накипеудаляющий раствор, включающий соляную кислоту, ингиби- тор ПБ-5, уротропин и пеногаситель и нейтрализующий раствор из каль- ционированной соды и хромпика для двигателей автомобилей Урал. Машины, убывающие в рейс, в условиях жаркого климата должны обеспечиваться одной заправкой умягченной воды для дозаправки систе- мы охлаждения в пути. В условиях повышенной запыленности воздуха проводятся мероприя- тия, снижающие вредное влияние пыли на систему и механизмы машины. Для защиты от загрязнения топлива, масел и рабочих жидкостей необходимо правильно организовать их заправку и хранение, предупреж- дающих внесение абразивных частиц и других механических примесей в картер механизмов системы машин. Дизельное топливо после слива в ем- кости пункта заправки должно отстаиваться в течении 5-6 суток. Топливные фильтры, фильтры систем смазки и гидросистем промыва- ются с меньшей периодичностю. Фильтры и отстойники системы питания на автомобилях промываются через 350-400 километров, на гусеничных машинах через 250-300 километров пробега. Снижение вязкости масел, рабочих жидкостей и топлива с повыше- нием температуры воздуха увеличивает возможность их подтекания через прокладки, сальники и другие соединения. Поэтому необходимо постоян- но следить, чтобы не было нарушений герметичности соединений и кры- шек заправочных горловин. Воздухоочистители двигателей в условиях пыльных дорог обслужи- ваются ежедневно с промывкой фильтра и, при необходимости,. с заме- ной масла. В связи с ограниченным количеством воды в пустынно-песчаной местности мойку и очистку машин рекомендуется проводить с применени- ем сжатого воздуха и водовоздушной смеси. Расход воздуха при обдуве (давление 5кгс/м) составляет 0,5 метра в минуту, а время на обработ- ку одной машины до 15 минут. Применение водовоздушной струи и специ- альных моечных щеток с подводом сжатого воздуха значительно сокраща- ет расход воды. Солончаковую пыль рекомендуется сдувать с поверхности машин сжатым воздухом, так как при смывании водой образуются растворы, усиливающие коррозию металлов. Необходимо тщательно удалять пыль с поверхности радиатора и двигателя. Следует очищать от пыли отверстия сопунов агрегатов и вентиля- ционные отверстия аккумуляторных батарей. В условиях жаркого климата через 2-3 дня в аккумуляторных батареях проверяется уровень электро- лита и при необходимости доводить его до нормы доливом дистиллиро- ванной водой. Высокая температура и большая запыленность воздуха, плохие до- рожные условия значительно снижают работоспособность водителей и эф- фективеность использования машин. Температура воздуха в кабине на уровне головы водителя может достигать 60 С. Сочетание высокой температуры, запыленности и низкой влажности воздуха в кабине, а также большая солнечная радиация и разнообразие местности вызывают быстрое утомление водителя и появле- ние головной боли. Работоспособность водителя снижается, кроме то- го,. из-за плохих дорожных условий и плохой видимости, особенно, при движении в колонне, вследствие большой запыленности воздуха. При со- держании пыли в воздухе 0,8...1г/м предел видимости перед автомоби- лем составляет 5...8м. Водители имеют мало времени для отдыха на привалах, вследствии увеличенного объема работ по осмотру машин и устранению дорожных неисправностей и отказов. В целях повышения надежности работы и повышения эффективности использования машин при эксплуатации в пустынно-песчаной местности они оборудуются средствами защиты агрегатов и механизмов от пыли и средствами повышения проходимости. Для предупреждения попадания пыли рекомендуется закрывать спе- циально изготовленными чехлами из плотной ткани распределитель зажи- гания, шарниры карданных валов, сочленения рулевых тяг, шаровые опо- ры передних мостов, сетчатым фильтром - тормозной кран пневматичес- кого привода тормозов, корпус бензонасоса, аккумуляторную батарею, салоны агрегатов и др. Машины укомплектовываются укрывочными брезентами для защиты груза от пыли, подкладками под домкрат, емкостями под умягченную во- ду для системы охлаждения автомобилей и питьевую воду. Системы ох- лаждения автомобилей могут оборудоваться конденсационными бочками. Для повышения проходимости в песках автомобили оснащаются колейными дорожками из металлической сетки, противобуксаторами, самовытаскива- телями, а гусеничные машины - бревнами с комплектом цепей для креп- ления бревен к гусеницам.

Для предотвращения перегрева двигателя следует:

· поддерживать требуемый уровень охлаждающей жидкости; · увеличивать давление открытия парового клапана на

0,2-0,3 кгс/см;

· перед каждым выходом контролировать натяжение ремней вентиля- торов или момент пробуксовки фрикциона вентилятора на танках. В качестве подтверждения вышесказанного можно привести, как пример, операцию «Буря в пустыне». Пустынная местность Аравийского полуострова с районами зыбучих песков и обширных солончаков, пересеченная сухими руслами и оврага- ми, явилась серьезным препятствием для действий сухопутных группи- ровок многонациональных сил (МНС). Так, в результате высоких температур и сильной запыленности воздуха, в 1,5-2 раза увеличился расход ГСМ, а также запасных комп- лектов расходных средств и воды. Участились случаи преждевременного выхода из строя двигателей, навигационного и другого электронного оборудования техники. Из-за интенсивного воздействия песка, пыли и высоких температур отмечались частые отказы и выход из строя различных приборов и уз- лов. Это вызвало значительное сокращение интервалов между регламент- ными работами на всех видах техники. Выявились также и конструктив- ные недостатки образцов вооружения. При ведении наступления и движений колонн учитывались такие факторы, как песчаная мгла, миражи, ослепляющий эффект,пылевые заве- сы. Например, при движении даже одиночной гусеничной машины создает- ся непроницаемая пылевая завеса, которая в безветренную погоду дос- тигает высоты 300-500м и держится 20-30 минут. Для снижения ее отри- цательного влияния на маневры войск, командование МНС практиковало передвижение механизированных подразделений не колоннами, а в линию или уступом вправо (влево). _Вождение в пустынно-песчаной местности Пустыни по своим природным условиям неодинаковы. В зависимости- от грунтов различают песчаные, солончаковые и глинистые пустыни. Песчаные пустыни наиболее распространенные. Большую часть их занимают подвижные незакрепленные барханы и дюны, слабо закрепленные (бугристые) и закрепленные (грунтовые) пески. В сухое время года барханы и бугристые пески труднопроходимы. Зимой, весной и после дождей пески уплотняются и проходимость по ним увеличивается. В низинах пустынно-песчаной местности встречаются солончаки и такыры, которые проходимы для всех видов техники только в сухое вре- мя года, в другое время они непроходимы, особенно в период дождей. Пустынно-песчаная местность характеризуется ограниченным коли- чеством водных источников и плохим качеством воды, которая не может быть использована без предварительной очистки. Каналы, системы ис- кусственного орошения имеют крутые берега и труднопреодолимы без предварительной подготовки. Климат пустынно-песчаной местности резко континентальный. Летом температура воздуха достигает 50 , а грунта - 70 С. Сильные ветры (до 15-20м/с и более), достигающие силы урагана, и малое количество осадков обуславливают большую запыленность воздуха. Встречаются и явления миража. Движение машин по пустынно-песчаной местности характеризуется недостаточным сцеплением гусениц (колес) с грунтом, вследствие чего показания спидометров на 10-15% превышают действительно пройденное растояние. Высокая температура воздуха и сильный нагрев металличес- ких поверхностей машин затрудняют работу водителей. При вождении машин в пустынно-песчаной местности кроме соблюде- ния общих правил, изложенных в инструкциях по эксплуатации, водитель должен выполнять следующие правила: · проверить устойчивость работы двигателя на всех режимах и герметичность системы питания; · убедиться в исмправной централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах; · проверить наличие и исправность средств повышения проходимос- ти машин по песку, а также колейных мостиков для преодоления арыков, окопов и траншей; · проверить исправность запасного колеса, домкрата и наличие подкладки под него; · проверить состояние сапунов картера, агрегатов, трансмиссии и пылезащитных чехлов; · пополнить запас питьевой кипяченой воды; · получить брезент для укрытия машин (при наличии); · перед длительным рейсом получить запас дистиллированной воды для доливки в аккумуляторы и медицинскую аптечку (при наличии). Для предупреждения перегрева двигателя необходимо чаще очищать водяной и масляный радиаторы от пыли и масла. Пыль удалается после каждого выхода независимо от пройденных километров. В системе охлаждения необходимо систематически проверять регу- лировку паровоздушного клапана, а на некоторых гусеничных машинах и момент пробуксовки фрикциона вентилятора. Особое внимание при подготовке машин к вождению обращять на обслуживание радиаторов. Систему охлаждения нужно заправляить очи- щенной (желательно кипяченой) водой с добавлением в нее противокор- розийной присадки. В условиях сильной запыленности воздухоочистители следует про- мывать по потребености, как правило, чаще, чем обычно. При движении колесных машин по песчаной местности для улучшения проходимости давление в шинах понижается до 1,5-0,75 кгс/см в зави- симости от плотности песка и условий движения. При вождении машин в пустынно-песчаной местности необходимо учитывать следующие особенности: · возможность буксирования машин при значительном погружении гусениц (колес) в грунт вследствие пониженноно (в 2-2,5 раза) сцеп- ления на песках и солончаках; · увеличения сопротивления движению в 1,5-2 раза по зыбучим пескам особенно при трогании с места; · высокая температура окружающей среды летом обуславливает по- вышенный тепловой режим работы двигателя и других агрегатов машин; · трудность ориентирования ввиду однообразия местности, большой запыленности воздуха, отсутствие ориентиров; · снижение запаса хода машин по гусеницам с механическим шарни- ром в 1,5-2 раза при движении по барханам и зыбучим пескам. Трогание машины с места на песчаном грунте нужно начинать на низших передачах, плавно, при необходимости используя рычаги управ- ления; первое положение ПМП замедленной передачи на гусеничных маши- нах и раздаточной коробки на колесных машинах. На песчаном грунте быстро теряется инерция, поэтому для перек- лючения передач выбирать ровные участки с твердым грунтом, использо- вать уклоны и спуски с барханов. При вождении по такой местности выбирать для движения по возмо- жености ровные участки с растительным покровом. В песках двигаться по межгрядовым понижениям, перемычки пересекать в более низких мес- та. Солончаки, мокрые такыры и глинистые участки по возможности об- ходить или преодолевать их после разведки, используя средства повы- шения проходимости. Подсохшие солончаки и такыры с крепкой верхней коркой преодале- вать по краю на максимальной скорости без поворотов, остановок и резкого изменения скорости движения. По незакрепленным пескам, мокрому такыру и солончакам двигаться прямолинейно, избегая резкого изменения скорости движения и торможе- ния. Если двигатель не развивает необходимой мощности, перейти на низшую передачу или перевести рычаги управления в промежуточное по- ложение, а на машинах с ПМП - в первое положение, включить замедлен- ную передачу (на гусеничной машине) и продолжить движение до набора двигателем эксплуатационных оборотов, после чего вернуть их в исход- ное положение. При буксовании колес (гусениц) остановить машину, расчистить песок и подложить под колеса (гусеницы) доски, маты или другие под- ручные материалы. При зарывании тягача с артиллерийским орудием или прицепом в песок орудие (прицеп) отцепить, тягач вывести на более плотный грунт и с помощью лебедки перетащить орудие (прицеп) через труднопроходи- мое место. При длительной работе гусеничных машин на песчаной местности использовать шпоры (грунтозацепы) и уширители гусениц. Разъезд со встречными машинами выполнять на малой скорости. В дождливую погоду или после дождя перед преодолением солонча- ковых участков надеть цепи противоскольжения и двигаться с повышен- ной скоростью, не сворачивая с колеи. При полной потере видимости остановить машину и продолжать движение после достаточной видимости. Для поворотов на песчаном грунте рекомендуется использовать вы- пуклости, неровности, когда с грунтом соприкосается не вся опорная поверхность гусеницы, а только ее середина. Повороты производить в несколько приемов (ступенчато), многократным торможением гусеницы. После каждого притормаживания продвигать машину вперед не менее чем на половину длины корпуса. Высокие барханы преодалевать по выпуклой стороне на низких пе- редачах без остановки, направляя машину под прямым углом к вершине бархана и избегая разбитой калеи. Перед спуском с бархана, имеющего крутизну ската более 30 , на машинах с башней необходимо развернуть ее пушкой назад. Маневрировать необходимо таким образом, чтобы не допускать застревания при крутом повороте на сыпучем песке, при движении с креном по бархану, в узкой выемке при крутом повороте на солончаке или мокром такыре. Резкий поворот машины на песчаном грунте вызывает перегрузку двигателя и силовой передачи. Это создает опасность повреждения бор- товой передачи, опорных катков и траков гусеничных машин или ведущих мостов у колесных машин. Дальнейшее движение возможно только после очистки гусениц (колес) от песка. Движение по косогору бархана даже с малым углом наклона вызыва- ет сползание машины и зарывание гусениц (колес), вследствии чего возможен разрыв гусениц, разрушение бортовых передач (ведущих мос- тов). В этом случае следует очистить гусеницы (колеса) и в случае буксования прибегнуть к помощи тягача. Узкие выемки преодалеваются с использованием инерции машины. Колесные машины должны их обходить по возможности или пропустить между колес. Крутой и резкий поворот на солончаке (мокром такыре) приводит к разрушению верхней корки, и машина может сесть на днище (мосты). При таком застревании необходимо попытаться выйти задним ходом. Если гу- сеницы (колеса) пробуксовывают, то машина эвакуируется с помощью средств самовытаскивания, тягача или лебедки. При движении колонны в условиях сильной запыленности дистанция между машинами увеличивается, включаются габаритные фонари, при этом водитель сзади идущей машины должен держаться края пылевого облака и двигаться уступом. В частично закрепленных или неглубоких сыпучих песках двигаться по одной калее. По глубине погружения гусениц (колес) впереди идущей машины нужно оценивать твердость грунта и выбрать место для переклю- чения передач и поворотов. При преодолении барханов в составе подразделений необходимо следить за состоянием колеи. После прохода нескольких машин она раз- бивается, и поэтому следующая машина должна двигаться правее или ле- вее прошедших на 1-3 метра. Движение по солончаку или мокрому такыру по одной колее не до- пускается.

На привалах и остановках выполнить следующее:

· продуть сжатым воздухом радиатор и двигатель; · проверить исправность пылезащитных чехлов; · протереть стекла и внутренние поверхности кабины от пыли; · проверить уровень и при необходимости долить дистиллированную воду в аккумуляторы; · при длительной остановке по указанию командира укрыть машину брезентом. После завершения марша (рейса) выполнить ежедневное техническое обслуживание или по указанию командира очередное техническое обслу- живание N 1 или N 2 и подготовить машину к выполнению последующей задачи. _Заключение Таким образом правильная и технически грамотная организация эксплуатации автомобильной техники является составной частью авто- технического обеспечения войск, имеет целью обеспечить успешное вы- полнение поставленных задач по охране Государственной границы и сох- ранить при этом машины в постоянной исправности и готовности к даль- нейшим действиям. В процессе эксплуатации необходимо строго поддер- живать установленный уровень готовности и надежности автомобильной техники. Особое значение это требование приобретает в условиях боевой деятельности войск, когда напряжение в работе машин резко возраста- ет, а условия для обслуживания и ухода за машинами осложняются. Ор- ганизация эксплуатации автомобильной техники предполагает разработку и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению надежной работы и сохранению машин с момента поступления в подразделение до выхода в плановый ремонт или списание по амортизационному износу. Эксплуатация автомобильной техники включает в себя вопросы эф- фективного использования машин по прямому назначанию в различных до- рожных и климатических условиях и в условиях боевой деятельности войск, технического обслуживания, хранения и транспортировки. Знание основ организации правильной эксплуатации автомобильной техники является необходимым условием успешного выполнения задач по охране Государственной границы решаемых автомобильной службой погра- ничных войск. Из этого вытекает, что офицеры пограничной заставы должны знать и уметь правильно организовать эксплуатацию автомобильной техники. . · 18 - _Приложение Схема N 1: Содержание пыли в воздухе (g) в зависимости от места автомобиля в колонне (а) и дистанции (N) между авто- мобилями (б) при = 13-16км/ч 1 - дистанция 20-25м; 2 - дистанция 40-45м; 3 - третий автомобиль; 4 - пятый автомобиль . · 19 - Схема N 2: Значение коэффициента избытка воздуха в процентах для различных температур воздуха и топлива.

Температура топлива: 1 - 20 С; 2 - 40 С;

3 - 60 С; 4 - 80 С Схема N 3: Изменение толщины слоя накипи / h/ и теплопередачи /Qр/ радиатора автомобиля ЗИЛ-130 при эксплуатации в зоне Каракумского канала . · 20 - _Используемая литература: 1. Федеральный закон «О Государственной границе РФ» (с изменениями и дополнениями на 10.08.94г.) 2. «Эксплуатация автомобильной и бронетанковой техники на пог- раничной заставе (в пограничной комендатуре),М.,1987г. 3. «Эксплуатация автомобильной техники в сложных условиях»,

М.,1984г.,Воениздат

4. «Эксплуатация армейских машин»,М.,19789г.,Воениздат 5. «Бронетанковая техники,эксплуатация»,учебник,М.,1974г.,

Воениздат

6. «Зарубежное военное обозрение»,N 10,1994г. 7. «Руководство по правилам вождения боевых машин», М.,1984г.,Воениздат