Каталог :: Технология

Реферат: Шинопровод

                                    ВВЕДЕНИЕ.                                    
Шинопровод является альтернативой кабельной установке — традиционному решению
по распределению электроэнергии в зданиях. С его помощью возможно эффективное
построение всей распределительной сети, начиная от трансформаторной
подстанции, которая в современных условиях больших городов является
внутренней из-за высокой стоимости земли, и заканчивая распределением
электроэнергии по розеткам и созданием сети освещения.
     
Шинопровод применяется для эффективного распределения сети освещения, питания
между силовыми розетками, горизонтального и вертикального распределения
электроэнергии малой и большой плотности различной мощности (от 40 до 5000
А), для передачи энергии и связи.
Области применения шинопроводов в зданиях весьма широки. Они используются
практически в любых зданиях — жилых и административных, промышленных и
складских, на объектах инфраструктуры (аэропорты, вокзалы, больницы), в
супермаркетах и отелях, ресторанах и кафе.
Электробезопасность шинопровода обеспечивается в полной мере, ведь, во-
первых, все токоведущие части являются изолированными (защита от прямого
контакта) и, во-вторых, предусмотрена так называемая «защита от дурака» при
включении отводных блоков.
Уровень магнитного излучения шинопровода на порядок меньше кабельной
установки. Максимальная магнитная индукция для шинопровода известна заранее:
она задается при изготовлении и не зависит от конструкции и пути установки.
Таким образом, при установке шинопровода в офисных зданиях не происходит
наводок электромагнитного излучения, приводящих к искажению изображения на
экранах мониторов, сбоям в работе офисной техники, вредному воздействию на
здоровье людей, как в случае кабельной установки.
                              
     4. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
     4.1 ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
     Шинопроводы ШРА73 предназначены для выполнения электрических сетей
переменного тока частотой 50 и 60 Гц, напряжением до 660 В в системах с
глухозаземленной нейтралью в производственных помещениях.
Шинопроводы трехфазные с нулевым рабочим проводником на номинальные токи 250,
400, 630А с ответвительными коробками на ток 100, 160, 250 и 400А.
     Коробки ответвительные могут комплектоваться:
     на 100А - автоматическими выключателями 16; 20; 25; 31,5; 40; 50, 63; 80; 100А;
     на 160А - автоматическими выключателями 125 и 160А;
     на 250А - автоматическими выключателями на 200 и 250А.
     Степень защиты - IP32 по ГОСТ 14254-96.
     Климатическое исполнение - УЗ и ТЗ по ГОСТ 15150-69.
     Шинопровод состоит из типовых элементов: секций прямых на 2 и 4
ответвления, прямых прогоночных, угловых вертикальных, угловых горизонтальных,
вводных, для вертикальной прокладки, ответвительных коробок, торцовых заглушек,
муфт переходных и конструкций для крепления (подвесов, кронштейнов, стоек).
     Соединение секций - сборно-разборное.
Выступающие из секции концы шин снабжены болтами и сдвоенными гайками, с
помощью которых шины соединяются.
     Шинопровод устанавливается на конструкциях крепления, расположенных по
трассе с шагом 3-4 м.
     Шинопровод в рабочем положении (при горизонтальной прокладке) выдерживает
сосредоточенную нагрузку в вертикальной и горизонтальной плоскостях не менее
450Н, приложенную в середине трехметрового пролета. Величина остаточной
деформации в вертикальной и горизонтальной плоскостях не превышает 3 мм на один
метр длины пролета.
     Междуэтажная секция, установленная в рабочем положении (вертикально) в
опорной раме, выдерживает нагрузку 2400Н, приложенную к оболоч- ке и
направленную вниз вдоль оси шинопровода. При этом перемещение секции
относительно опорной рамы не должно превышать 5 мм.
     
     Основные технические данные приведены в таблице 1:
     Таблица 1
     
ПоказателиДля шинопровода номинальный ток, А
250400630
Электродинамическая стойкость (амплитудное значение), кА152535
Размеры шин, мм35 x 550 x 580 x 5

Сопротивление на фазу, Ом/км

активное

индуктивное

0,21

0,21

0,15

0,17

0,10

0,13

Сопротавление петли фаз-нуль (полное), Ом/км0,550,490,29

Линейная потеря напряжения

на длине 100 м при равномерно

распределенной нагрузке и cos φ=0,8

8,57,58,5
Пример сети, выполненной шинопроводом ШРА 73 Рис. 1. Пример сети, выполненной шинопроводом ШРА 73 Прямые секции входят в состав шинопровода ШРА73 и предназначены для выполнения прямых участков сети. 4. 2 ПРЯМЫЕ СЕКЦИИ Прямые секции входят в состав шинопровода ШРА73 и предназначены для выполнения прямых участков сети. Таблица 2.
ТипНаименование
Номинальный ток 250 А
У2020Секция прямая 1000 мм (на 2 ответвления)
У2018Секция прямая 3000 мм (на 2 ответвления)
У2022Секция прямая 3000 мм (на 4 ответвления)
У2021Секция прямая прогоночная 3000 мм
Номинальный ток 400 А
У2040Секция прямая 1000 мм (на 2 ответвления)
У2054Секция прямая 3000 мм (на 2 ответвления)
У2042Секция прямая 3000 мм (на 4 ответвления)
У2041Секция прямая прогоночная 3000 мм
Номинальный ток 630 А
У2060Секция прямая 1000 мм (на 2 ответвления)
У2074Секция прямая 3000 мм (на 2 ответвления)
У2062Секция прямая 3000 мм (на 4 ответвления)
У2061Секция прямая прогоночная 3000 мм
Прямые секции на 2 и 4 ответвления предназначены для выполнения участков сети с ответвлением к потребителю. Прямая прогоночная секция предназначена для выполнения участков сети, где не требуется ответвления к потребителю. Прямые секции конструктивно выполнены в виде кожуха, состоящего из 2-х половин, в котором на изоляторах закреплены 3 фазовые и 1 нулевая шины равного сечения. Секции прямые Рис. 2. Секции прямые У2018, У2020, У2022, У2021 и У2040, У2054, У2042, У2041, У2060, У2074, У2062, У2061 Кожух на концах секций соединен с нулевой шиной. На одном из концов кожуха закреплены 2 полумуфты, в которых имеются монтажные окна, служащие для доступа к контактному соединению при стыковке секций. Закрываются окна съемными крышками. Для подключения ответвительных коробок в кожухе прямой секции с ответвлениями предусмотрены окна с автоматически закрывающимися шторками. Таблица 3.
ТипРазмеры, ммКол-во ответвленийМасса, max, кг
LL1L2L3H
У20201000375-128080215,39
У201830001885328041,83
У20223751510442,00
У2021---39,83
У20401000375-132597220,91
У205430001885332555,10
У20423751510455,20
У2041---53,00
У20601000375-1325127230,00
У207430001885332574,14
У20623751510471,46
У2061---69,26
4.3 ОТВЕТВИТЕЛЬНЫЕ КОРОБКИ Ответвительные коробки предназначены для ответвления сети к потребителю. Присоединение коробок к шинопроводу осуществляется захватами, расположенными в передней ее части и двумя крючками на противоположном конце. Коробки могут укомплектовываться предохранителями, разъединителями или автоматическими выключателями. Доступ к аппаратам, установленным в ответвительных коробках, благодаря специальным блокирующим устройствам возможен только при предварительном отключении штепсельных выводов коробки от токоведущих шин шинопровода. Как только происходит такое отключение, штепсельное окно шинопровода автоматически закрывается. Включение штепсельных выводов на шины возможно только при закрытых крышках коробок. Включение штепсельных выводов на шины и отключение от них выполняется предусмотренными во всех коробках механизмами, управляемыми при помощи рукояток. Таблица 4. Номенклатура ответвительных коробок шинопровода
ТипНаименованиеНоминальная сила тока защитного аппарата, АНоминальная сила тока распределителей автоматического выключателя, АНоминальная сила тока шинопровода, АМасса, max, кг
У2031Коробка ответвительная с предохранителями ПН2-100100-

250

400

8,44
У2032Коробка ответвительная с разъеденителем на 160 А--6305,78
У2033Коробка ответвительная с разъеденителем на 250 А--

400

630

7,97
У2038Коробка ответвительная с выключателем автоматическим10016, 20, 25, 31,5; 40, 50, 63, 80, 100

250

400

11,45
У2039Коробка ответвительная с выключателем автоматическим160125, 16063011,13
У2051Коробка ответвительная с выключателем автоматическим250

200

250

400

630

11,11
Коробка ответвительная У2031 с предохранителями ПН2-100 Рис. 3. Коробка ответвительная У2031 с предохранителями ПН2-100 Коробки ответвительные У2032; У2033 с разъединителями Рис. 4. Коробки ответвительные У2032, У2033 с разъединителями Коробки ответвительные У2038, У2039, У2051 с выключателями автоматическими Рис. 5.Коробки ответвительные У2038, У2039, У2051 с выключателями автоматическими 4.4. ВВОДНЫЕ СЕКЦИИ Вводные секции входят в состав шинопровода ШРА73 и предназначены для присоединения питающих проводов или кабелей. Вводные секции можно устанавливать как в середине, так и на конце линии. В последнем случае открытый торец секции закрывается торцовой заглушкой. Провода или кабели подводятся сверху или снизу секции и присоединяются к зажимам, рассчитанным на двойной номинальный ток. В зависимости от направления ввода кабеля (сверху или снизу) контактные зажимы соответственно переставляются. Вводная секция представляет собой прямую секцию, снабженную вводной коробкой, которую можно размещать с обеих сторон секций. Присоединение питающих проводов к шинам производится с помощью контактных уголков. Таблица 5. Номенклатура вводных секций шинопровода
ТипНаименованиеНоминальный ток, АН, ммМасса, max, кг
У2030Секция водная20524424,08
У2056Секция водная40026129,07
У2076Секция водная63029138,21
Секция вводная У2030 Рис. 6. Секция вводная У2030 Секция вводная У2056, У2076 Рис. 7. Секция вводная У2056, У2076 4.5 ТОРЦОВЫЕ ЗАГЛУШКИ Торцовые заглушки предназначены для оконцевания линии шинопровода. Конструктивно заглушка выполнена в виде кожуха, состоящего из 2-х половин и закрытого с одного торца заглушкой. Присоединение к секции - болтовое. Таблица 6.
ТипНоминальный ток, АН, ммМасса, кг
У2028250832,01
У20504001002,67
У20706301303,02

Заглушка торцовая У2028

Рис. 8.

Заглушка торцовая У2028

Заглушки торцовые У2050, У2070

Рис. 9.

Заглушки торцовые У2050, У2070

Стойка У2084 предназначена для установки шинопровода над полом на высоте 2,5 м. Масса - 16,48 кг. Стойка У2084 Рис. 10. Стойка У2084 Подвесы и кронштейны предназначены для установки шинопровода на строительных конструкциях. Подвес предназначен для подвески шинопровода к фермам на тросах. Масса - 1,58 кг. Подвес У2080 Рис. 11. Подвес У2080 Кронштейн предназначен для крепления шинопровода к стенам и колоннам. Масса - 3,71 кг. Кронштейн У2081 Рис. 12. Кронштейн У2081 4.6. МОНТАЖ ШИНОПРОВОДОВ ШРА73 Элементы шинопроводов до начала монтажа должны храниться в заводской упаковке, условия хранения в части воздействия климатических факторов внешней среды - 3 по ГОСТ 15150-69. В зону монтажа элементы шинопроводов следует доставлять в упакованном виде и распаковывать незадолго до установки. При извлечении секций и переноске их с помощью подъемных механизмов должны применяться чалочные приспособления и траверсы, обеспе чивающие сохранность секций. Секции рекомендуется укладывать на деревянные настилы не более чем в 5-6 рядов по вертикали, при этом между рядами следует прокладывать деревянные бруски или картон. Шинопроводы должны монтироваться на конструкциях для крепления. Перед монтажом шинопровода конструкции должны быть закреплены по трассе с шагом 3 м. Необходимо учитывать, что вводная секция занимает по трассе длину 1 м и что для ее крепления конструкции должны устанавливаться с двух сторон. Кроме того, конструкции должны так располагаться по трассе, чтобы они не попадали на штепсельные окна. При установке шинопровода на конструкции необходимо следить за тем, чтобы нулевая шина находилась второй сверху, против букв "N" на коробках секций. Соединение шин на стыках секций выполняется болтами. Для ввода проводников (проводов и кабелей) в вводную секцию в дне корпуса секции предварительно выполняют необходимые отверстия. При выполнении присоединений проводников переднюю стенку корпуса снимают. При вводе проводников сверху необходимо предварительно переставить корпус вводной секции дном кверху, а присоединительные уголки - присоединительной частью кверху. При установке на шинопровод ответвительных коробок рукоятка управления штепсельными подвижными выводами устанавливается в положение "Отключено". Дальнейшие операции по установке ответвительных коробок сводятся к следующему. Коробку при закрытой дверце двумя захватами, находящимися на ее торцовой стенке, вставляют в пазы, расположенные на коробе шинопровода слева от штепсельного окна. В момент ввода захватов в пазы коробку несколько наклоняют относительно боковой стенки короба, а затем, после полного захода захватов в пазы, переворачивая в них, подводят вплотную к коробу шинопровода. В таком положении производят окончательное закрепление коробки двумя крючками и винтами на ее боковых стенках. После закрепления коробки на шинопровод в коробку вводят провода или кабель, которые оконцовываются наконечниками и присоединяются к вводным зажимам коммутационного аппарата (разъединителя или автомати ческого выключателя). Ввод проводов или кабелей в коробку осуществляют через торцовую стенку, в которой предусмотрено отверстие и надруб, позволяющий образовать отверстие большого размера. Крепление кабеля к торцовой стенке коробки осуществляют сальником У263 Т2. При подводе проводов или кабеля к коробке в трубе последняя крепится к торцовой стенке коробки установочными гайками К482 Т3 и К484 Т3. Указанными гайками и сальниками коробки не комплектуются. Нулевая жила или защитная оболочка кабеля (провода) должна быть электри- чески соединена с оболочкой коробки болтом заземления. После выполнения операций по п. 9. закрывается дверца коробки, при этом срабатывает блокировка, разрешающая включение ее подвижных штепсельных выводов на шины путем перевода рукоятки управления в положение "Включено". 4.7 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ШИНОПРОВОДОВ ШРА73 Общие указания o По окончании монтажных работ до сдачи шинопровода в эксплуатацию следует проверить наличие шторок на штепсельных окнах, крышек в местах стыка секций и заглушек на торцах крайних секций линии; непрерывность электрической цепи заземления всех доступных прикосновению металлических частей оболочек секций и установленных ответвительных коробок, а также проверить сопротивление электрической изоляции, которое должно быть не менее 0,5 МОм. Техническое обслуживание. o В процессе эксплуатации шинопроводов необходимо ежегодно, а также после аварийных состояний (короткие замыкания) производить проверку по п. 1; осмотр болтовых и штепсельных контактных соединений, проверку крепления ответвительных коробок и торцовых заглушек, проверку крепления муфт и крышек на стыках секций. При необходимости следует выполнять затяжку болтов (крутящий момент 40 Н/м) и регулировку зазоров между губками контактных стоек, обеспечивая между ними зазоры 2-3 мм, подтяжку винтов. o Одновременно с проверкой следует производить очистку (продувку) шинопроводов от пыли. 5. Техника безопасности и охрана труда Включение и отключение ответвительных коробок допускается только при выключенном электроприемнике. Шинопровод должен обслуживаться при снятом напряжении с лестниц, приставленных к нему, если он проложен на стойках или кронштейнах на высоте 2,5 м, или со специальных подставок и площадок, если он проложен на подвесках или на высоте более 2,5 м. 5.1 Как освободить человека от воздействия электрического тока? При соприкосновении человека с токоведущими частями надо немедленно освободить его от действия тока, быстро отключив ту часть установки, к которой прикоснулся пострадавший. В том случае, когда с отключением электроустановки одновременно отключается и электрическое освещение, необходимо обеспечить освещение от других источников. Если выключатель находится далеко и установку нельзя отключить достаточно быстро, надо принять меры к отделению пострадавшего от токоведущих частей. Оказывающий помощь должен принять необходимые меры-предосторожности: надеть диэлектрические перчатки, галоши или обернуть руки сухой тканью и подложить под ноги сухую одежду или сухую доску. Если поблизости окажется топор, можно, подсунув под провода доску, перерубить их. Рубить каждый провод надо в отдельности. Топорище должно быть совершенно сухим. Можно также перекусить каждый провод в отдельности кусачками или пассатижами с изолированными ручками. При отделении пострадавшего от токоведущих частей или проводов нельзя прикасаться к его телу незащищенными руками. 5.2 Как оказать доврачебныю помощь пострадавшему? Сразу же после освобождения человека от действия электрического тока необходимо определить характер оказания первой помощи и вызвать врача. Если пострадавший находится в сознании, его следует уложить в удобное положение, освободить от стесняющей дыхание одежды, обеспечить доступ свежего воздуха и обязательно накрыть. До прихода врача необходимо наблюдать за дыханием и пульсом. Когда человек находится в бессознательном состоянии, но сохраняется устойчивое дыхание и пульс, пострадавшему следует дать понюхать нашатырный спирт и обрызгать лицо водой. Если пострадавший не дышит или дышит очень редко и судорожно, ему следует немедленно начать делать искусственное дыхание. Для этого пострадавшего кладут на спину. Оказывающий помощь одну руку подкладывает под шею пострадавшего, а другой старается как можно больше запрокинуть его голову назад. При таком положении головы восстанавливается проходимость дыхательных путей — запавший язык отходит от задней стенки гортани. Следует проверить, нет ли во рту посторонних предметов и при помощи носового платка освободить рот от слизи; под лопатки надо подложить валик из свернутой одежды. Сделав глубокий вдох, надо через марлю или платок вдувать воздух в рот пострадавшего. Выдох будет происходить самопроизвольно. Вдувание воздуха производят через каждые 5 — 6 с. Если челюсти у пострадавшего плотно стиснуты и их нельзя быстро разжать, необходимо производить искусственное дыхание методом «рот в нос», т. е. вдувать воздух в нос пострадавшего. Когда воздух вдувается в рот, рукой зажимают нос пострадавшего, а если вдувание производится в нос, зажимают рот. Маленьким детям воздух вдувают одновременно в рот и нос. Для искусственного дыхания по способу «рот в рот» наша промышленность выпускает ручные портативные аппараты РПА-1 и РПА-2. Этими аппаратами осуществляется ритмичное вдувание в легкие пострадавшего атмосферного воздуха в одном из заданных объемов: 0, 25; 0, 5; 1; 1, 5 л. Помимо искусственного дыхания рекомендуется производить также наружный массаж сердца. Для этого грудную клетку пострадавшего освобождают от одежды, а спину его укладывают на твердое основание. Ноги пострадавшего следует приподнять примерно на 0, 5 м. При нахождении потерпевшего в состоянии мнимой смерти рекомендуется производить комплексное оживление — искусственное дыхание совместно с массажем сердца. Наиболее целесообразно проводить оживление вдвоем, в этом случае можно поочередно проводить искусственное дыхание и массаж сердца. Если первую помощь оказывает один человек, он делает пострадавшему 2—3 глубоких вдувания, после чего в течение 15—20 с проводит массаж сердца, затем снова искусственное дыхание, опять. массаж и т. д. О восстановлении сердечной деятельности свидетельствует появление пульса, который сохраняется, если на несколько секунд прекратить массаж. 6. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. Атабеков В. Б. – Монтаж электрических сетей и силового электрооборудования: учеб. для сред. проф.-техн. училищ – 4-е изд., 1985 Прищеп Л. Г. – Учебник сельского электрика: 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Агропромиздат, 1986 Сибикин Ю. Д. – Обслуживание электроустановок промышленных предприятий: М.: Высш. шк., 1989 Энергоатомиздат – «Извлечение из правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» для установок напряжением до 1000 В / Главгосэнергонадзор Мин-энерго СССР-М.: Энергоатомиздат, 1990