Каталог :: Технология

Реферат: Развитие науки в XX веке

                        Развитие науки в XX веке.                        
Последняя треть ХХ столетия ознаменовалась бурными событиями в жизни
человеческого общества. Глубокие сдвиги в экономических, политических,
общественных структурах периодически взрывают устоявшийся, казалось бы,
порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. В основе этих
движений - научно-технический прогресс, темпы которого все более ускоряются.
Произошла целая серия технологических и фундаментальных открытий в области
электроники, радиофизики, оптоэлектроники и лазерной техники, современного
материаловедения (“новые материалы”), химии и катализа, создание современных
авиации и космонавтики, бурное развитие информационных технологий,
поразительные результаты в области микро- и наноэлектроники породили
производство наукоемких продуктов, в основе которых лежат наукоемкие
технологии, за счет которых происходит экономическое развитие в последние
годы. Поэтому научно-технический прогресс в последние десятилетия приобретает
ряд новых черт. Новое качество рождается в сфере взаимодействия науки,
техники и производства. Одно из проявлений этого - резкое сокращение срока
реализации научных открытий: средний период освоения нововведений составил с
1885 по 1919г. 37 лет, с 1920 по 1944г. - 24 года, с 1945 по 1964г. - 14 лет,
а для наиболее перспективных открытий (электроника, атомная энергетика,
лазеры) - 3-4 года. Произошло, таким образом, сокращение этого периода до
продолжительности строительства крупного современного предприятия. Это
означает, что появилась фактическая конкуренция научного знания и
технического совершенствование производства, стало экономически более
выгодным развивать производство на базе новых научных идей, нежели на базе
самой современной, но “сегодняшней” техники. В результате изменилось
взаимодействие науки с производством: раньше техника и производство
развивались в основном путем накопления эмпирического опыта, теперь они стали
развиваться на основе науки - в виде наукоемких технологий. Это технологии, в
которых способ производства конечного продукта включает в себя многочисленные
вспомогательные производства, использующие новейшие технологии. В наукоемких
отраслях высоки темпы научно-технического прогресса. Например, в ключевой
области современного НТП - микроэлектронике - скорость накопления опыта
характеризуется ежегодным удвоением сложности и объема выпуска интегральных
схем при 30-процентном снижении издержек и цен. В этих условиях отставание
чревато не только потерей позиций в данной отрасли, но и безнадежным
отставанием отраслей, где широко применяется электроника - в таких наукоемких
отраслях как лазеры, авиастроение, отдельные виды машиностроения и др. Эти
технологии используют многочисленные достижения фундаментальных и прикладных
наук. Скорость появления новых изобретений и совершенно новых направлений
исследований, которые иногда становятся самостоятельными отраслями научного
знания способствует увеличению скорости морального износа уже имеющейся
техники и технологии. Следующее за этим обесценение постоянного капитала
вызывает значительный рост издержек, падение конкурентоспособности. Поэтому у
производителей высок интерес к научным знаниям, они заинтересованы в
контактах с наукой.
Кроме того наукоемкие технологии не представляют собой изолированные,
обособленные потоки. В целом ряде случаев они связаны и обогащают друг друга.
Но для их комплексного использования необходимы фундаментальные разработки,
открывающие новые сферы применения новейших процессов, принципов, идей.
Чрезвычайно важны также распространение одной и той же научно-технической
идеи в другие отрасли, адаптация новых методов и продуктов для других сфер,
формирование новых секторов рынка. Требуется вести активный научный поиск,
который потребуется вести во многих направлениях, чтобы не пропустить какой-
либо способ перспективного применения нововведения. Риск неточного выбора
направления разработки чрезвычайно велик. За последние 15-20 лет развитые
страны накопили значительный опыт организации инновационной деятельности.
Возникли различные формы внедрения научных разработок в производство (ведь
сами по себе технологии никому не нужны, если нет их практического
использования: технологическая кооперация, межстрановый технологический
трансферт, территориальные научно-промышленные комплексы.
                                                                          
                       Американская модель.                        
В США и Великобритании в настоящее время выделяются три типа “научных парков”:
1.“научные парки” в узком смысле слова;
2.“исследовательские парки”, отличающиеся от первых тем, что в их рамках
новшества разрабатываются только до стадии технического прототипа;
     3.“инкубаторы”(в США) и инновационные центры (в Великобритании и Западной
Европе), в рамках которых университеты “дают приют” вновь возникающим
компаниям, предоставляя им за относительно умеренную арендную плату землю,
помещения, доступ к лабораторному оборудованию и услугам.
     “Научные парки” - формы интеграции науки с промышленностью - относятся к
разряду территориальных научно-промышленных комплексов.
Крупнейший из “научных парков” США - Стэнфордский. Он расположен на землях
университета, сдаваемых в аренду сроком на 51 год “высокотехнологичным”
компаниям, взаимодействующим с университетом: в последнем преподает много
инженеров-исследователей. Парк был объявлен заполненным в 1981 году - 80
компаний и 26 тысяч занятых. Среди компаний - три главных учреждения
геологической службы США, гиганты электроники (IBM, Hewlett Packard),
аэрокосмические компании (“Локхид”), химические и биотехнологические.
Типичный пример “исследовательского парка”, в котором на землях университета
находятся не предприятия и лаборатории собственно промышленных компаний, а
исследовательские институты некоммерческого характера, тесно связанные с
промышленностью, - Центр Иллинойского Технологического Института (ИТИ),
частный исследовательский центр США с бюджетом около 68 млн. долларов в год.
“Идеальный” тип исследовательского парка представляет собой старейший
“научный парк” Шотландии - Хериот-Уоттский: это единственный “научный парк” в
Европе, в котором разрешено только проведение научно-исследовательских работ
и запрещено массовое производство.
                         Японская модель.                         
Японская модель “научных парков”, в отличие от американской, предполагает
строительство совершенно новых городов - так называемых “технополисов”,
сосредотачивающих научные исследования в передовых и пионерных отраслях и
наукоемкое промышленное производство. Проект “Технополис” - проект создания
технополисов - был принят к реализации в 1982 году.
В качестве создания “технополисов” избрано 19 зон равномерно разбросанных по
четырем островам. Все “технополисы” должны удовлетворять следующим критериям:
·быть расположенным не далее, чем в 30 минутах езды от своих “городов-
родителей” (с населением не менее 200 тысяч человек) и в пределах 1 дня езды
от Токио, Нагои или Осаки;
·занимать площадь меньшую или равную 500 квадратным милям;
·иметь сбалансированный набор современных научно-промышленных комплексов,
университетов и исследовательских институтов в сочетании с удобными для жизни
районами, оснащенной культурной и рекреационной инфраструктурой;
·быть расположенными в живописных районах и гармонировать с местными
традициями и природными условиями.
В 35 милях к северо-востоку от Токио расположен “город мозгов” - Цукуба. В
нем живет 11500 человек, работающих в 50 государственных исследовательских
институтах и 2 университетах. В Цукубе находятся 30 из 98 ведущих
государственных исследовательских лабораторий Японии, что делает этот городок
одним из крупнейших научных центров мира. В отличие от “технополисов”,
главная цель которых - коммерциализация результатов научных изысканий,
предполагающая специализацию на прикладных исследовательских работах, Цукуба
- город фундаментальных исследований, и роль частного сектора в ней невелика.
Строительство “технополисов” финансируется на региональном уровне - за счет
местных налогов и взносов корпораций. “Ядром” ряда “технополисов” (Хиросимы,
Убе, Кагосимы) является строительство “научных городков” типа Цукубы.
Некоторые довольствуются расширением научных и инженерных факультетов местных
университетов. Большинство “технополисов” создают центры “пограничной
технологии” - инкубаторы совместных исследований и венчурного бизнеса.
                                                                          
                         Смешанная модель.                         
Примером смешанной модели “научных парков”, ориентированной и на японскую, и
на американскую, могут служить “научные парки Франции, в частности,
крупнейший из них “София Антиполис” (расположен на Ривьере, на площади свыше
2000 га; к середине 80-х годов земля была продана компаниям и
исследовательским организациям; максимальное предусмотренное число занятых -
около 6 тысяч человек).