Каталог :: Технология

Реферат: Развитие железных дорог России

РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В РОССИИ.
До середины 19 в. все перевозки в России осуществлялись водным и гужевым
транспортом. Реки были основными транспортными артериями страны. Многие
речные бассейны были соединены каналами (Мариинская, Тихвинская, Березинский,
Августовский, Днепробугский каналы). Особенно большое значение имела Волга,
связывавшая наиболее развитые и заселенные районы России. Внешние торговые
связи осуществлялись морским транспортом .
Первые железные дороги в России появились на горных заводах Алтая и Урала в
начале XIX в. В 1810 г. на Колыванском заводе на Алтае Петр Фролов проложил
железную дорогу длинной в два километра с конной тягой. В 1834 г. на
Нижнетагильском заводе крепостные механики Ефим и Мирон Черепановы построили
железную дорогу с паровой тягой. Первой железной дорогой общего пользования в
России была Царскосельская железная дорога протяженностью 26 км., соединявшая
с 1387 г. Петербург с Царским Селом и Павловском.
В первый период железнодорожного строительства в России строились прежде
всего дороги, обеспечивавшие стратегические интересы Российской империи и
интересы государственного управления. В 1843-1851 гг. были построены
крупнейшие в Европе двух путные железные дороги Петербург-Москва и Петербург-
Псков-Варшава-Вена, соединявшие главный центр торговли и промышленности
страны -Московский район с Петербургским морским портом, а столичный
Петербургский район с сетью железных дорог Западной Европы.
Во второй период строительства (середина 60-х годов-80-е годы XIX в.) были
обеспечены связи Москвы с её сырьевыми и продовольственными базами и основных
хлебопроизводящих районов России с морскими портами. Железная дорога Москва -
Нижний Новгород соединила Москву с главной речной магистралью - Волгой, а
через неё и с более отдаленными районами России. Линии Москва-Рязань-Воронеж-
Зверово, Козлов -Тамбов-Саратов, Москва -Тула -Орел -Курск -Харьков,
продолженные затем до Севастополя, Ростова-на-Дону и Владикавказа связывали
старую столицу России с Черноземным центром, Украиной, Донбассом, Поволжьем и
Северным Кавказом. Во втором периоде строительства были заложены основы
железнодорожной сети европейской части России, напоминающей паутину,
исходящую из одного центра - Москвы. Важным достижением был также выход
железных дорог к Волге, Балтийскому и Черному морям. К началу 90-х годов XIX
в. сеть железных дорог России состовляла около 30 тыс.км.
Специализация Средней Азии на хлопке потребовала завоза сюда в большом
количестве хлеба. В связи с этим Закаспийская дорога была проложена до
Ташкента и Андижана. В 1906 г. эта дорога была соединена с Оренбургом и тем
самым была установлена прямая связь Средней Азии с сетью железных дорог.
В годы первой мировой войны для вывоза из внутренних районов Сибири были
построены линии Новосибирск - Барнаул - Семипалатинск и Плетаево-Троицк-
Кустанай. Для обеспечения связей с зарубежными странами в обход Балтийского
моря, выходы из которого были блокированы Германией, срочно строилась дорога
Волхов-Петрозаводск-Мурманск.
Наиболее крупным недостатком железных дорог России была техническая
неполноценность, а также мощность составов и высокие цены за перевозки. Тем
не менее в 1913 г. грузооборот был больше речного транспорта в 6 раз.