Каталог :: Технология

Шпора: Шпоры по стандартизации

     1. Принципы технического регулирования
Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:
применения единых правил установления требований к продукции, процессам
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,
выполнению работ или оказанию услуг;
соответствия технического регулирования уровню развития национальной
экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-
технического развития;
независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от
изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
единой системы и правил аккредитации;
единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении
процедур обязательной оценки соответствия;
единства применения требований технических регламентов независимо от видов
или особенностей сделок;
недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и
сертификации;
недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля
(надзора) и органа по сертификации;
недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и
сертификацию;
недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля
(надзора) за соблюдением требований технических регламентов1. Принцип
единства правил установления требований к объектам, на которые утверждаются
обязательные требования, и к объектам, на которые устанавливаются
рекомендуемые требования, является необходимым условием возможности включения
в технические регламенты требований, разработанных в процессе
стандартизации.Единые правила установления требований должны обеспечить
совместимость самих требований и форм их изложения в технических регламентах
и документах в области стандартизации.2. Согласно второму принципу
технического регулирования все три его сферы должны соответствовать уровню
развития национальной экономики и ее материально-технической базы, т.е.
обеспечивать возможность их практического применения и соблюдения.Техническое
регулирование также должно соответствовать уровню научно-технического
развития, под которым, очевидно, следует понимать мировой уровень.3. Под
независимостью органов по аккредитации, органов по сертификации от
изготовителей продукции, продавцов, исполнителей работ и услуг,
приобретателей продукции следует понимать отсутствие организационной,
административной, экономической, финансовой или любой иной формы зависимости.
Независимость указанных органов является необходимым условием их
аккредитации.При перечислении органов, на которые распространяется принцип
независимости, упущены испытательные лаборатории (центры), действующие в
области оценки соответствия, которые также должны соответствовать этому
требованию.4. Единство системы и правил аккредитации обеспечивается их
утверждением Правительством РФ на основе принципов, установленных Законом.5.
Указание на применение принципа единства правил и методов исследований
(испытаний) и измерений только при проведении процедур обязательной оценки
соответствия нельзя рассматривать как невозможность или необязательность
учета этого принципа при проведении добровольной оценки
соответствия.Наоборот, исходя из концепции Закона о неразрывной связи и
единстве правового регулирования отношений в областях установления
обязательных и необязательных требований, сформулированной в ст. 1 Закона и в
понятии "техническое регулирование", единство в области исследований и
измерений должно быть обеспечено независимо от характера возникающих
правоотношений. Нарушение этого принципа чревато катастрофическими
последствиями во всех отраслях экономики.Естественно, поэтому одной из целей
стандартизации, которая в сущности является не целью, а необходимым ее
условием, в ст. 11 Закона предусмотрено обеспечение сопоставимости
результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-
статистических данных.Более того, с 1993 г. действует Закон РФ "Об
обеспечении единства измерений", название которого говорит само за себя. Этот
Закон распространяется на отношения, возникающие во всех областях
деятельности, где производятся измерения.6. Технический регламент, в
соответствии с уровнем органов, его принимающих, имеет общеобязательную силу
на всей территории РФ, для всех физических и юридических лиц, независимо от
характера и вида правоотношений, возникающих между ними. Технические
регламенты будут применяться в основном в двусторонних и многосторонних
сделках, т.е. в договорах. Условия отражения требований технических
регламентов в договорах должны определяться в соответствии с ГК и другими
законами РФ.7. Принцип недопустимости ограничения конкуренции при
осуществлении аккредитации и сертификации подразумевает необходимость
поддержания конкуренции между субъектами, претендующими на аккредитацию в
качестве органов по сертификации или испытательных лабораторий, в процессе их
аккредитации и осуществления деятельности в процессе сертификации. Этот
принцип подчеркивает коммерческий характер деятельности указанных органов,
равенство прав и возможностей для лиц и организаций, намеренных проводить
соответствующую работу, недопустимость монополизации деятельности со стороны
каких-либо органов в этой области.Реализация данного принципа обеспечивается
в соответствии с требованиями Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
(с изменениями, последнее из которых внесено Федеральным законом от 9 октября
2002 г. N 122-ФЗ).8. Принцип недопустимости совмещения полномочий органа
госконтроля (надзора) и органа по сертификации отражает принципиальные
различия в правовом статусе органов госконтроля, являющихся государственными
органами и органами по сертификации, функции которых осуществляются лицами и
организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Указанное
различие предопределяет различный характер выполняемых этими органами задач,
функций, методов работы и предоставленных прав, которые не могут совмещаться
в одном органе.9. Высказанные в п. 8 соображения относятся и к принципу
недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и
сертификацию, поскольку аккредитация является функцией государственной.10.
Принцип недопустимости внебюджетного финансирования госконтроля направлен на
обеспечение независимости органов государственного контроля в финансовой
области, что является необходимым условием эффективного выполнения стоящих
перед ними задач.
     2. Цели принятия технических регламентов
1. Технические регламенты принимаются в целях:защиты жизни или здоровья
граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или
муниципального имущества;охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных
и растений;предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
1. Как видно из содержания статьи, целью принятия технических регламентов
является установление общеобязательных требований к продукции и связанным с
нею процессам, которые обеспечивают безопасность жизни и здоровья людей,
имущества субъектов права, окружающей среды, животных и растений.2. Исходя из
правила, сформулированного в п. 2 ст. 6 Закона, можно сделать вывод, что
требования, включенные в технический регламент в иных, чем предусмотрено в
данной статье, целях, могут рассматриваться как противоречащие Закону и
подлежащие оспариванию в установленном порядке.Поскольку технический
регламент может быть принят федеральным законом, указом Президента РФ или
постановлением Правительства РФ, оспаривание положений технического
регламента должно осуществляться в порядке, установленном для оспаривания
упомянутых актов в суде.Граждане и организации вправе обратиться с таким
заявлением, если техническим регламентом установлены требования, не
отвечающие целям их принятия и нарушающие их права, установленные, например,
Законом РФ о защите прав потребителей. Если суд установит, что технический
регламент не соответствует целям его принятия, указанным в ст. 6 Закона, он
должен признать его недействующим полностью или в части со дня его принятия
или иного времени, определенного судом (п. 2 ст. 253 ГПК РФ).
     6.Цели стандартизации
Стандартизация осуществляется в целях:
повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества
физических или юридических лиц, государственного или муниципального
имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья
животных и растений и содействия соблюдению требований технических
регламентов;
повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
обеспечения научно-технического прогресса;
повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
рационального использования ресурсов;
технической и информационной совместимости;
сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических
и экономико-статистических данных;
взаимозаменяемости продукции.
     3. Содержание и применение технических регламентов
1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда
устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:безопасность
излучений;биологическую безопасность;взрывобезопасность;механическую
безопасность;пожарную безопасность;промышленную безопасность;термическую
безопасность;химическую безопасность;электрическую безопасность;ядерную и
радиационную безопасность;электромагнитную совместимость в части обеспечения
безопасности работы приборов и оборудования;единство измерений.2. Требования
технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению
предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально
необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего
Федерального закона.3. Технический регламент должен содержать исчерпывающий
перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его
требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для
целей применения технического регламента. В техническом регламенте в целях
его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том
числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска,
предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического
регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или
этикеткам и правилам их нанесения.
Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора),
аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и
ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной
форме.
Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции,
процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и
утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации,
требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их
нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории
Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и
дополнений в соответствующий технический регламент.
Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,
правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к
терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не
могут носить обязательный характер.4. Технический регламент должен содержать
требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать
требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за
отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска
причинения вреда не обеспечивается достижение указанных в пункте 1 статьи 6
настоящего Федерального закона целей принятия технического регламента.5. В
технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут
содержаться специальные требования к продукции, процессам производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к
терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения,
обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних,
беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).6. Технические регламенты
применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или)
места происхождения продукции, осуществления процессов производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или
особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся
изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями с учетом положений
пункта 9 настоящей статьи.7. Технический регламент не может содержать
требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан,
накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от
других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих
случаях технический регламент может содержать требование, касающееся
информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он
зависит.8. Международные стандарты и (или) национальные стандарты могут
использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки
проектов технических регламентов.9. Технический регламент может содержать
специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке,
маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных
местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу
климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей,
указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.Технические
регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные
и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран
и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность
(независимо от способов обеспечения безопасности, использованных
изготовителем).Ветеринарно-санитарными и фитосанитарными мерами могут
предусматриваться требования к продукции, методам ее обработки и
производства, процедурам испытания продукции, инспектирования, подтверждения
соответствия, карантинные правила, в том числе требования, связанные с
перевозкой животных и растений, необходимых для обеспечения жизни или
здоровья животных и растений во время их перевозки материалов, а также методы
и процедуры отбора проб, методы исследования и оценки риска и иные
содержащиеся в технических регламентах требования.Ветеринарно-санитарные и
фитосанитарные меры разрабатываются и применяются на основе научных данных, а
также с учетом соответствующих международных стандартов, рекомендаций и
других документов международных организаций в целях соблюдения необходимого
уровня ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, который определяется с
учетом степени фактического научно обоснованного риска. При оценке степени
риска могут приниматься во внимание положения международных стандартов,
рекомендации международных организаций, участником которых является
Российская Федерация, распространенность заболеваний и вредителей, а также
применяемые поставщиками меры по борьбе с заболеваниями и вредителями,
экологические условия, экономические последствия, связанные с возможным
причинением вреда, размеры расходов на предотвращение причинения вреда.
В случае, если безотлагательное применение ветеринарно-санитарных и
фитосанитарных мер необходимо для достижения целей ветеринарно-санитарной и
фитосанитарной защиты, а соответствующее научное обоснование является
недостаточным или не может быть получено в необходимые сроки, ветеринарно-
санитарные или фитосанитарные меры, предусмотренные техническими регламентами
в отношении определенных видов продукции, могут быть применены на основе
имеющейся информации, в том числе информации, полученной от соответствующих
международных организаций, властей иностранных государств, информации о
применяемых другими государствами соответствующих мерах или иной информации.
До принятия соответствующих технических регламентов в случае, установленном
настоящим абзацем, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры действуют в
соответствии с пунктом 5 статьи 46 настоящего Федерального закона.
Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры должны применяться с учетом
соответствующих экономических факторов - потенциального ущерба от уменьшения
объема производства продукции или ее продаж в случае проникновения,
закрепления или распространения какого-либо вредителя или заболевания,
расходов на борьбу с ними или их ликвидацию, эффективности применения
альтернативных мер по ограничению рисков, а также необходимости сведения к
минимуму воздействия вредителя или заболевания на окружающую среду,
производство и обращение продукции.
10. Технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением
Правительства Российской Федерации, вступает в силу не ранее чем через шесть
месяцев со дня его официального опубликования.
11. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила
отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений,
необходимые для применения технических регламентов, разрабатываются с
соблюдением положений статьи 9 настоящего Федерального закона федеральными
органами исполнительной власти в пределах их компетенции в течение шести
месяцев со дня официального опубликования технических регламентов и
утверждаются Правительством Российской Федерации.
12. Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об
обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной
экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-
технического развития, а также международным нормам и правилам. В этих целях
Правительством Российской Федерации утверждается программа разработки
технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и
опубликовываться.
Правительством Российской Федерации организуются постоянные учет и анализ
всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических
регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических
лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни
или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, а также
организуется информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о
ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.
     4. Виды технических регламентов
1. В Российской Федерации действуют:общи технические регламенты;специальные
технические регламенты.
Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются
совокупностью требований общих технических регламентов и специальных
технических регламентов.
2. Требования общего технического регламента обязательны для применения и
соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.3. Требованиями
специального технического регламента учитываются технологические и иные
особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации.
4. Общие технические регламенты принимаются по вопросам:безопасной
эксплуатации и утилизации машин и оборудования;безопасной эксплуатации
зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним
территорий;пожарной безопасности;биологической безопасности;электромагнитной
совместимости;экологической безопасности;ядерной и радиационной безопасности.
5. Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем
отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные
настоящим Федеральным законом для принятия технических регламентов, не
обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.
Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем
отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми
выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.
1. При определении видов технических регламентов Закон воспринял подход к
решению этого вопроса в Государственной системе стандартизации РФ, которая
предусматривала существование государственных стандартов общетехнических
требований, действие которых распространялось на определенные виды (группы)
однородной продукции (процессов) и стандартов на конкретную продукцию
(процессы).
Закон предусматривает, что требования к конкретному виду продукции и
процессов определяются совокупностью требований общих и специальных
технических регламентов, которые на нее распространяются.
2. При анализе содержания общих технических регламентов, изложенного в п. 4
ст. 8, обращает внимание, что к их содержанию в части безопасности
эксплуатации и утилизации отнесены только машины и оборудование, а также
вопросы безопасности эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасности
использования прилегающих к ним территорий. Все другие виды безопасности
изложены безотносительно к конкретным видам продукции.Из смысла п. 4 следует,
что в общих технических регламентах устанавливаются требования к указанным в
нем видам безопасности и совместимости, которые распространяются на все
объекты, являющиеся предметом их регулирования.Рассматривая п. 4 во
взаимосвязи с п. 2 ст. 8, устанавливающим, что требования общих технических
регламентов обязательны для любых видов продукции, можно сделать вывод, что
под машинами и оборудованием в п. 4 следует понимать не только такие объекты,
предназначенные для использования в производственных целях, но также и
бытовую техникуСодержание п. 4 следует также рассматривать во взаимосвязи с
п. 1 ст. 7 Закона, поскольку упомянутые в нем требования несомненно имеют
общий характер, например, и особенно, требования, обеспечивающие единство
измерений.Предметом регулирования специальных технических регламентов могут
быть только особенности отдельных объектов их регулирования, которые не
охватываются требованиями общих технических регламентов.
     8.  Документы в области стандартизации
К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской
Федерации, относятся:национальные стандарты;
правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские
классификаторы технико-экономической и социальной информации;
стандарты организаций.
1. Закон не только принципиально изменил правовой статус стандартов, но также
упразднил некоторые категории стандартов, предусмотренных Законом РФ "О
стандартизации". Закон установил только две категории стандартов:
национальный стандарт и стандарт организации.
Название "национальный стандарт" отражает негосударственный (т.е. не
обязательный) статус этого документа, но указывает на возможность его
применения на всей территории РФ.
Стандарт организации по существу заменил стандарты предприятий, научно-
технических, инженерных обществ и других общественных объединений,
предусмотренные Законом РФ "О стандартизации". С юридической точки зрения все
указанные стандарты являлись документами одного уровня и статуса, что и было
учтено в Законе.Следует отметить принципиальное различие правовой природы
национальных стандартов и стандартов организаций. Первые являются по существу
рекомендациями общероссийского масштаба, а вторые - локальными нормативными
правовыми актами, обязательными для применения всеми работниками организации,
их утвердившей.
     Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, технические
комитеты по стандартизации
1. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее -
национальный орган по стандартизации):утверждает национальные
стандарты;принимает программу разработки национальных стандартов;организует
экспертизу проектов национальных стандартов;обеспечивает соответствие
национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию
материально - технической базы и научно-техническому прогрессу;осуществляет
учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой
области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;создает
технические комитеты по стандартизации и координирует их
деятельность;организует опубликование национальных стандартов и их
распространение;участвует в соответствии с уставами международных организаций в
разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской
Федерации при их принятии;утверждает изображение знака соответствия
национальным стандартам;представляет Российскую Федерацию в международных
организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.2.
Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на
исполнение функций национального органа по стандартизации.3. В целях настоящей
статьи под опубликованием национального стандарта национальным органом по
стандартизации понимается опубликование национального стандарта на русском
языке в печатном издании и в информационной системе общего пользования в
электронно-цифровой форме.4. В состав технических комитетов по стандартизации
на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители
федеральных органов исполнительной власти, научных организаций,
саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и
потребителей.Порядок создания и деятельности технических комитетов по
стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации.Заседания
технических комитетов по стандартизации являются открытыми.Национальные
стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной
информации
1. Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-
экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и
применения, представляют собой национальную систему стандартизации.2.
Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом. Национальные стандарты утверждаются национальным органом
по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и
рекомендациями в этой области.Национальный стандарт применяется на
добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и
(или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ
и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся
изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия
национальному стандарту.
     5. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента
1. Технический регламент принимается федеральным законом в порядке,
установленном для принятия федеральных законов, с учетом положений настоящего
Федерального закона.2. Разработчиком проекта технического регламента может
быть любое лицо.3. О разработке проекта технического регламента должно быть
опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа
исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной
системе общего пользования в электронно-цифровой форме.Уведомление о
разработке проекта технического регламента должно содержать информацию о том,
в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые
требования, с кратким изложением цели этого технического регламента,
обоснованием необходимости его разработки и указанием тех разрабатываемых
требований, которые отличаются от положений соответствующих международных
стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской
Федерации в момент разработки проекта данного технического регламента, и
информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента,
наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта данного
технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной
почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний
заинтересованных лиц.4. С момента опубликования уведомления о разработке
проекта технического регламента соответствующий проект технического
регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления.
Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему
копию проект технического регламента. Плата, взимаемая за предоставление
данной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.Разработчик
дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной
форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта
технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме
замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных
замечаний и результатов их обсуждения.Разработчик обязан сохранять полученные
в письменной форме замечания заинтересованных лиц до дня вступления в силу
принимаемого соответствующим нормативным правовым актом технического
регламента и предоставлять их депутатам Государственной Думы, представителям
федеральных органов исполнительной власти и указанным в пункте 9 настоящей
статьи экспертным комиссиям по техническому регулированию по их запросам.Срок
публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования
уведомления о разработке проекта технического регламента до дня опубликования
уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два
месяца.5. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического
регламента должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа
исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной
системе общего пользования в электронно-цифровой форме.Уведомление о
завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно
включать в себя информацию о способе ознакомления с проектом технического
регламента и перечнем полученных в письменной форме замечаний
заинтересованных лиц, а также наименование или фамилию, имя, отчество
разработчика проекта технического регламента, почтовый адрес и при наличии
адрес электронной почты, по которым с разработчиком может быть осуществлена
связь.
Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта
технического регламента доработанный проект технического регламента и
перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны
быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.6. Федеральный орган
исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовывать в
своем печатном издании уведомления о разработке проекта технического
регламента и завершении публичного обсуждения этого проекта в течение десяти
дней с момента оплаты опубликования уведомлений. Порядок опубликования
уведомлений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством
Российской Федерации.7. Внесение субъектом права законодательной инициативы
проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу
осуществляется при наличии следующих документов: - обоснование необходимости
принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием тех
требований, которые отличаются от положений соответствующих международных
стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской
Федерации в момент разработки проекта технического регламента;- финансово-
экономическое обоснование принятия федерального закона о техническом
регламенте;- документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке
проекта технического регламента в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
- документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного
обсуждения проекта технического регламента в соответствии с пунктом 5
настоящей статьи; - перечень полученных в письменной форме замечаний
заинтересованных лиц, указанный в пункте 4 настоящей статьи.Внесенный в
Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте с
приложением документов, указанных в настоящем пункте, направляется
Государственной Думой в Правительство Российской Федерации. На проект
федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской
Федерации в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв,
подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому
регулированию.8. Проект федерального закона о техническом регламенте,
принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в печатном
издании федерального органа исполнительной власти по техническому
регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-
цифровой форме.Поправки к принятому в первом чтении проекту федерального
закона о техническом регламенте после окончания срока их подачи публикуются в
информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не
позднее чем за месяц до рассмотрения Государственной Думой проекта
федерального закона о техническом регламенте во втором чтении.Федеральный
орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовать
в своем печатном издании проект федерального закона о техническом регламенте
в течение десяти дней с момента оплаты его опубликования. Порядок
опубликования проекта федерального закона о техническом регламенте и размер
платы за его опубликование устанавливаются Правительством Российской
Федерации.Проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный
ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Правительство
Российской Федерации не позднее чем за месяц до рассмотрения указанного
проекта Государственной Думой во втором чтении. На проект федерального закона
о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца
направляет в Государственную Думуотзыв, подготовленный с учетом заключения
экспертной комиссии по техническому регулированию9. Экспертиза проектов
технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому
регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются
представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций,
саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и
потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по
техническому регулированию утверждается Правительством Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию
утверждается персональный состав экспертных комиссий по техническому
регулированию и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания
экспертных комиссий по техническому регулированию являются
открытыми.Заключения экспертных комиссий по техническому регулированию
подлежат обязательному опубликованию в печатном издании федерального органа
исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной
системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Порядок опубликования
таких заключений и размер платы за их опубликование устанавливаются
Правительством Российской Федерации.10. В случае несоответствия технического
регламента интересам национальной экономики, развитию материально-технической
базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и
правилам Правительство Российской Федерации обязано начать процедуру внесения
изменений в технический регламент или отмены технического регламента.
Внесение изменений и дополнений в технический регламент или его отмена
осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей и статьей 10
настоящего Федерального закона в части разработки и принятия технических
регламентов.
     7. Принципы стандартизации
Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:
добровольного применения стандартов;
максимального учета при разработке стандартов законных интересов
заинтересованных лиц;
применения международного стандарта как основы разработки национального
стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным
вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и
географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или)
технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация
в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия
международного стандарта или отдельного его положения;
недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции,
выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально
необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего
Федерального закона;
недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат
техническим регламентам;
обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
9. Правила разработки и утверждения национальных стандартов
1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу
разработки национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации
должен обеспечить доступность программы разработки национальных стандартов
заинтересованным лицам для ознакомления.2. Разработчиком национального
стандарта может быть любое лицо.3. Уведомление о разработке национального
стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в
информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в
печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому
регулированию. Уведомление о разработке национального стандарта должно
содержать информацию об имеющихся в проекте национального стандарта
положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных
стандартов.Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность
проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления.
Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему
копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за
предоставление указанной копии, не может превышать затраты на ее
изготовление.В случае, если разработчиком национального стандарта является
федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии
проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет.4. Разработчик
дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной
форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта
национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме
замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных
замечаний и результатов их обсуждения.
Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания
заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их
в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по
стандартизации по их запросам.Срок публичного обсуждения проекта
национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта
национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении
публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.5. Уведомление о
завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть
опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по
техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в
электронно-цифровой форме.Со дня опубликования уведомления о завершении
публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный проект
национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний
заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для
ознакомления.6. Порядок опубликования уведомления о разработке проекта
национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения
проекта национального стандарта и размер платы за их опубликование
устанавливаются Правительством Российской Федерации.7. Проект национального
стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний
заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по
стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта.8.
На основании указанных в пункте 7 настоящей статьи документов и с учетом
результатов экспертизы технический комитет по стандартизации готовит
мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта
национального стандарта. Данное предложение одновременно с указанными в
пункте 7 настоящей статьи документами и результатами экспертизы направляется
в национальный орган по стандартизации.Национальный орган по стандартизации
на основании документов, представленных техническим комитетом по
стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального
стандарта.Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит
опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по
техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в
электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения
национального стандарта.В случае, если национальный стандарт отклонен,
мотивированное решение национального органа по стандартизации с приложением
указанных в пункте 7 настоящей статьи документов направляется разработчику
проекта национального стандарта.9. Национальный орган по стандартизации
утверждает и опубликовывает в печатном издании федерального органа
исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной
системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень национальных
стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения
требований технических регламентов.
     11. Цели подтверждения соответствия
Подтверждение соответствия осуществляется в целях:удостоверения соответствия
продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим
регламентам, стандартам, условиям договоров;содействия приобретателям в
компетентном выборе продукции, работ, услуг;повышения конкурентоспособности
продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;создания условий
для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской
Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-
технического сотрудничества и международной торговли.
     Принципы подтверждения соответствия1. Подтверждение соответствия
осуществляется на основе принципов:доступности информации о порядке
осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;недопустимости
применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении
которых не установлены требования технических регламентов;установления перечня
форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных
видов продукции в соответствующем техническом регламенте;уменьшения сроков
осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат
заявителя;недопустимости принуждения к осуществлению добровольного
подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной
сертификации;защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой
тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения
соответствия;недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия
добровольной сертификацией.
2. Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и
в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции,
осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или
особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями,
исполнителями, продавцами, приобретателями.
     10. Формы подтверждения соответствия
1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить
добровольный или обязательный характер.
2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме
добровольной сертификации.
3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия);
обязательной сертификации.
4. Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия
устанавливается настоящим Федеральным законом.
     1 2. Добровольное подтверждение соответствия
1. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе
заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления
соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам
добровольной сертификации, условиям договоров.Объектами добровольного
подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги,
а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной
сертификации и договорами устанавливаются требования.
Орган по сертификации:
осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения
соответствия;выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие
добровольную сертификацию;предоставляет заявителям право на применение знака
соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено
соответствующей системой добровольной сертификацииприостанавливает или
прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.2. Система
добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или)
индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или)
индивидуальными предпринимателями.Лицо или лица, создавшие систему
добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих
сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется
добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой
добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников
данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации
может предусматриваться применение знака соответствия3. Система добровольной
сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной
власти по техническому регулированию.Для регистрации системы добровольной
сертификации в федеральный орган исполнительной власти по техническому
регулированию представляются:свидетельство о государственной регистрации
юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя;правила
функционирования системы добровольной сертификации, которыми предусмотрены
положения пункта 2 настоящей статьи;изображение знака соответствия,
применяемое в данной системе добровольной сертификации, если применение знака
соответствия предусмотрено, и порядок применения знака соответствия;документ
об оплате регистрации системы добровольной сертификации.
Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется в течение пяти
дней с момента представления документов, предусмотренных настоящим пунктом
для регистрации системы добровольной сертификации, в федеральный орган
исполнительной власти по техническому регулированию. Порядок регистрации
системы добровольной сертификации и размер платы за регистрацию
устанавливаются Правительством Российской Федерации. Плата за регистрацию
системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет.4.
Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в
случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 3 настоящей
статьи, или совпадения наименования системы и (или) изображения знака
соответствия с наименованием системы и (или) изображением знака соответствия
зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации. Уведомление об
отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю
в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации этой
системы с указанием оснований для отказа.Отказ в регистрации системы
добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке.
5. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию
ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации,
содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных
предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах
функционирования систем добровольной сертификации, которыми предусмотрены
положения пункта 2 настоящей статьи, знаках соответствия и порядке их
применения. Федеральный орган исполнительной власти по техническому
регулированию должен обеспечить доступность сведений, содержащихся в едином
реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, заинтересованным
лицам.Порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной
сертификации и порядок предоставления сведений, содержащихся в этом реестре,
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по техническому
регулированию.
     23. Знаки соответствия
1. Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации,
могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации.
Порядок применения такого знака соответствия устанавливается правилами
соответствующей системы добровольной сертификации.2. Применение знака
соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной
основе любым удобным для заявителя способом в порядке, установленном
национальным органом по стандартизации.3. Объекты, соответствие которых не
подтверждено  в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не могут
быть маркированы знаком соответствия. . Знак обращения на рынке
1. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов
подтверждено в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом,
маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке
устанавливается Правительством Российской Федерации. Данный знак не является
специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.2.
Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно
любым удобным для него способом.Продукция, соответствие которой требованиям
технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.Знак
обращения на рынке является новой формой информирования приобретателя
продукции о ее соответствии требованиям технических регламентов.Условием
применения знака является наличие на продукцию зарегистрированной декларации
о соответствии или сертификата соответствия, выданного органом по
обязательной сертификации, в установленном Законом порядке.Способ, место
нанесения знака на продукцию определяются заявителем самостоятельно.
Маркирование осуществляется за счет заявителя.Изображение знака обращения на
рынке и его описание утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 ноября
2003 г. N 696.
     Статья 14. Обязательное подтверждение соответствия
1. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях,
установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на
соответствие требованиям технического регламента.Объектом обязательного
подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в
обращение на территории Российской Федерации.2. Форма и схемы обязательного
подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим
регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических
регламентов.3. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют
равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения
соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации.4. Работы по
обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате заявителем.
Правительством Российской Федерации устанавливается методика определения
стоимости работ по обязательному подтверждению соответствия, которая
предусматривает применение единых правил и принципов установления цен на
продукцию одинаковых или сходных видов независимо от страны и (или) места ее
происхождения, а также лиц, которые являются заявителями.Действие статьи
распространяется на обе формы обязательного подтверждения
соответствия.Основными правилами обязательного подтверждения соответствия
являются:
- обязательное подтверждение соответствия проводится только в случае, если
это предусмотрено техническим регламентом на соответствующую продукцию.
Составление специальных перечней продукции, подлежащих обязательному
подтверждению соответствия, не предусмотрено;- подтверждение проводится
только на соответствие требованиям технических регламентов;- объектом
подтверждения может быть только продукция, выпускаемая в обращение на
территории РФ;- формы и схемы обязательного подтверждения соответствия
устанавливаются только техническим регламентом;- обе формы обязательного
подтверждения соответствия являются юридически равноценными и документы об их
проведении действуют на всей территории РФ, независимо от места проведения
подтверждения соответствия;- работы по обязательному подтверждению
соответствия оплачиваются заявителем по ценам, установленным договором. Цены
устанавливаются в соответствии с методикой определения стоимости работ,
утверждаемой Правительством РФ.Выпускаемой в обращение продукцией является
готовая продукция, реализуемая ее изготовителем, находящимся на территории
РФ, или ввозимая на территорию РФ продукция, выпускаемая в таможенном режиме
выпуска для свободного обращения в соответствии с правилами Таможенного
кодекса РФ.Обязательное подтверждение соответствия работ и услуг, кроме тех,
на которые согласно Закону разрабатываются технические регламенты, не
предусмотрено.
     16. Декларирование соответствия
1. Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих
схем:принятие декларации о соответствии на основании собственных
доказательств;принятие декларации о соответствии на основании собственных
доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и
(или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее - третья
сторона).При декларировании соответствия заявителем может быть
зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на
ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального
предпринимателя, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо
выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в
части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических
регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой
продукции требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функции
иностранного изготовителя).Круг заявителей устанавливается соответствующим
техническим регламентом.
Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается
в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к
недостижению целей подтверждения соответствия.
2. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств
заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях
подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В
качестве доказательственных материалов используются техническая документация,
результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие
документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения
соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав
доказательственных материалов определяется соответствующим техническим
регламентом.
3. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и
полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему
выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке,
предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи:включает в доказательственные
материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в
аккредитованной испытательной лаборатории (центре);предоставляет сертификат
системы качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор)
органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом
сертификации.
4. Сертификат системы качества может использоваться в составе доказательств
при принятии декларации о соответствии любой продукции, за исключением
случая, если для такой продукции техническими регламентами предусмотрена иная
форма подтверждения соответствия.
5. Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна
содержать:наименование и местонахождение заявителя;наименование и
местонахождение изготовителя;информацию об объекте подтверждения
соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;наименование
технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается
продукция;указание на схему декларирования соответствия;заявление заявителя о
безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым
назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции
требованиям технических регламентов;сведения о проведенных исследованиях
(испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах,
послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям
технических регламентов;срок действия декларации о соответствии;иные
предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения.Срок
действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом.
Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом
исполнительной власти по техническому регулированию.
6. Оформленная по установленным правилам декларация о соответствии подлежит
регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому
регулированию в течение трех дней.Для регистрации декларации о соответствии
заявитель представляет в федеральный орган исполнительной власти по
техническому регулированию оформленную в соответствии с требованиями пункта 5
настоящей статьи декларацию о соответствии.Порядок ведения реестра деклараций
о соответствии, порядок предоставления содержащихся в указанном реестре
сведений и порядок оплаты за предоставление содержащихся в указанном реестре
сведений определяются Правительством Российской Федерации.
7. Декларация о соответствии и составляющие доказательственные материалы
документы хранятся у заявителя в течение трех лет с момента окончания срока
действия декларации. Второй экземпляр декларации о соответствии хранится в
федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию.
     19. Обязательная сертификация
1. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на
основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для
сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим
техническим регламентом.
2. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается
сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по
сертификации.Сертификат соответствия включает в себя:наименование и
местонахождение заявителя;наименование и местонахождение изготовителя
продукции, прошедшей сертификацию;наименование и местонахождение органа по
сертификации, выдавшего сертификат соответствия;информацию об объекте
сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;наименование
технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась
сертификация;информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и
измерениях;информацию о документах, представленных заявителем в орган по
сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям
технических регламентов;срок действия сертификата соответствия.Срок действия
сертификата соответствия определяется соответствующим техническим
регламентом.Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом
исполнительной власти по техническому регулированию.
     Организация обязательной сертификации
1. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации,
аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Орган по сертификации:привлекает на договорной основе для проведения
исследований (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры),
аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
(далее - аккредитованные испытательные лаборатории (центры));осуществляет
контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен
соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;ведет реестр
выданных им сертификатов соответствия;информирует соответствующие органы
государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических
регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей
ее;приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата
соответствия;обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке
проведения обязательной сертификации;устанавливает стоимость работ по
сертификации на основе утвержденной Правительством Российской Федерации
методики определения стоимости таких работ.
3. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию
ведет единый реестр выданных сертификатов соответствия.Порядок ведения
единого реестра выданных сертификатов соответствия, порядок предоставления
содержащихся в едином реестре сведений и порядок оплаты за предоставление
содержащихся в указанном реестре сведений устанавливаются Правительством
Российской Федерации.Порядок передачи сведений о выданных сертификатах
соответствия в единый реестр выданных сертификатов устанавливается
федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
4. Исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении
обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными
лабораториями (центрами).Аккредитованные испытательные лаборатории (центры)
проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей
области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Органы
по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным испытательным
лабораториям (центрам) сведения о заявителе.Аккредитованная испытательная
лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений
соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации
принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия.
Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить
достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.
     25. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)
1. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)
осуществляется в целях:подтверждения компетентности органов по сертификации и
испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению
соответствия;обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к
деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных
лабораторий (центров);создания условий для признания результатов деятельности
органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий
(центров).
2. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий
(центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется
на основе принципов:добровольности;открытости и доступности правил
аккредитации;компетентности и независимости органов, осуществляющих
аккредитацию;недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий
пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных
лабораторий (центров);обеспечения равных условий лицам, претендующим на
получение аккредитации;недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и
подтверждение соответствия;недопустимости установления пределов действия
документов об аккредитации на отдельных территориях.
3. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий
(центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
     24.. Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований
технических регламентов
1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических
регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на
проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с
законодательством Российской Федерации (далее - органы государственного
контроля (надзора)).
2. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических
регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного
контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
1. Действующая система государственного контроля за соблюдением обязательных
требований к продукции, работам и услугам характеризуется множеством
федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль,
неоправданным различием их полномочий, дублированием функций.Важнейшим шагом
по устранению указанных недостатков явилось принятие Федерального закона от 8
августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее
именуется - Закон о контроле).В ст. 2 Закона о контроле дано понятие
государственного контроля (надзора) - проведение проверки выполнения
юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями при осуществлении
их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам),
установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними
нормативными правовыми актами.Определение понятия в принципе совпадает с
понятием контроля (надзора) в Законе. Разумеется, должны быть учтены новые
объекты контроля, отсутствие среди них работ и услуг, исключение возможности
установления обязательных требований федеральными органами исполнительной
власти и др.Понятие государственного контроля (надзора) в Законе о контроле
должно быть приведено в соответствие с аналогичным понятием в Законе.Вместе с
тем принципиальное сходство этих понятий в упомянутых Законах дает основание
сделать вывод о правомерности распространения соответствующих положений
Закона о контроле, не противоречащих нормам Закона, на отношения по контролю
в рамках Закона.2. В соответствии с Законом о контроле (п. 1 ст. 1) Закон
определяет статус органов, осуществляющих государственный контроль:
федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти
субъектов РФ, подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные
на проведение государственного контроля в соответствии с законодательством
РФ.Согласно ст. 4 Закона о контроле определение федеральных органов
исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного
контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и
порядка деятельности осуществляется Президентом РФ или Правительством
РФ.Согласно ст. 5 Закона о контроле определение органов исполнительной власти
субъектов РФ, уполномоченных на проведение государственного контроля,
установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка
деятельности осуществляется высшим должностным лицом субъекта РФ
(руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
РФ).Таким образом, можно констатировать, что Закон сохранил множественность
федеральных органов и органов субъектов РФ, осуществляющих государственный
контроль, а также получение ими права на осуществление контроля по
специальному уполномочию компетентных органов.Государственные учреждения
получают полномочия на проведение государственного контроля от
государственных органов, которым они подведомственны.Согласно ст. 120 ГК
учреждением признается организация, созданная собственником (в данном случае
государством) для осуществления функций некоммерческого характера и
финансируемая им.Непосредственный контроль осуществляется должностными лицами
органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном Законом
о контроле.3. Согласно п. 2 ст. 32 Закона государственный контроль за
соблюдением требований технических регламентов осуществляется в порядке,
установленном законодательством РФ. Таким законодательным актом является
Закон о контроле.Учитывая основополагающую роль Закона о контроле в
организации и проведении государственного контроля в области технического
регулирования, целесообразно начать его рассмотрение с принципов его
проведения, изложенных в ст. 3.
Основными принципами являются:- презумпция добросовестности юридического лица
или индивидуального предпринимателя;
- соблюдение международных договоров Российской Федерации;- открытость и
доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных
правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых
проверяется при проведении государственного контроля (надзора);- установление
обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с
ними нормативными правовыми актами;- проведение мероприятий по контролю
уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля
(надзора);- соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю
компетенции органа государственного контроля (надзора);- периодичность и
оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и
максимально быстрое проведение его в течение установленного срока- учет
мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля
(надзора);- возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц
органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения
мероприятий по контролю, установленный настоящим Федеральным законом, иными
федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными
правовыми актами;- признание в порядке, установленном федеральным
законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных
правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых
подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;- устранение
в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных
нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или
индивидуального предпринимателя обоснованной;- ответственность органов
государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении
государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской
Федерации;- недопустимость взимания органами государственного контроля
(надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за
проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения
расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление
исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения
обязательных требований;- недопустимость непосредственного получения органами
государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с
юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате
проведения мероприятий по контролю.При применении этих принципов необходимо
учитывать определенные изменения по некоторым вопросам, внесенные Законом.