Каталог :: Банковское дело

Курсовая: Центральный банк Российской Федерации

              МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ              
          ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ          
                      Курсовая работа по дисциплине                      
        «Банки и небанковские кредитные организации и их операции»        
             на тему: «Центральный банк Российской Федерации»             
                                                    Выполнила: студентка 5 курса
                                                  Факультет: Финансово-кредитный
                                                  Специализация: Банковское дело
                                  Смирнова Ю.Т.                                  
                                № л.д. 00ФФБ9402                                
                                                     Проверила: Завгородняя Т.В.
                                    ОМСК 2005                                    
                                СОДЕРЖАНИЕ                                
                     Введение.............................3                     
1. Правовой статус Банка России и его организационная структура......5
2. Функции Банка России.....................10
3. Операции Банка России.......................23
Заключение.............................30
Список использованной литературы..................32
                                 Введение                                 
Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной
системы нашей страны. Его роль очень велика и в  условиях нынешней экономики
она продолжает возрастать.  Достаточно сказать, что Банк России является
регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список  его
функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих
является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов
инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной
политики.
В настоящее время деятельность ЦБ РФ приобретает огромное значение, поскольку
от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов,
посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит  стабильность
и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов
экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.
Раскрытию выше указанных, а также иных аспектов посвящена настоящая курсовая
работа.
Целью данной курсовой работы является определение правового статуса
Центрального Банка Российской Федерации, рассмотрение функций Банка России,
как по отдельности, так и в комплексном взаимодействии, а также изучение
осуществляемых ЦБ РФ операций.
          Данная работа состоит из введения, трёх частей и заключения.          
Во введении описывается структура представленной курсовой работы,
определяется цель работы и актуальность выбранной темы.
В первой части определяется правовой статус Банка России, рассматривается его
организационная структура.
Вторая часть посвящена функциям Банка России. Здесь определяются наиболее
важные задачи, стоящие перед ним, рассматриваются методы, посредством которых
возможно решение наиболее важных задач.
Третья часть знакомит нас с теми операциями, посредством которых Банк России
реализует свои функции. Особое внимание уделяется такому важному инструменту
регулирования  банковского сектора, как кредит.
В заключении резюмируется весь представленный материал, и делаются
обоснованные выводы.
В работе приводится фактический статистический материал.
     1. Правовой статус Банка России и его организационная структура     
Центральный банк – это центр кредитной системы. Впервые некоторые его
функции, такие как, например, «банк банков», монопольная эмиссия кредитных
билетов, в России начал выполнять созданный в 1860г. Государственный банк
России. Впоследствии, после слияния с ним национализированных коммерческих
банков он был переименован в Народный банк РСФСР, а в 1920г. и вовсе был
упразднён.
Начиная с 1921г. в России начинает функционировать Государственный банк
РСФСР, преобразованный в 1923г. в Государственный банк СССР. Вплоть до
банковской реформы 1987г. он являлся единым эмиссионным, кассовым, кредитным
и расчётным центром страны и выполнял функции, присущие как центральному, так
и коммерческим банкам, а с 1988г. функции кредитования и расчётно-кассового
обслуживания народного хозяйства были переданы государственным
специализированным банкам. Поэтому, реформу 1987г. можно полноправно
рассматривать как первый шаг на пути к созданию двухуровневой банковской
системы.
После обретения Российской Федерацией суверенитета, на базе Госбанка СССР был
создан Госбанк РСФСР, переименованный в декабре 1990г. в Центральный банк
РСФСР (Банк России), а в апреле 1995г. – в Центральный банк Российской
Федерации (Банк России).
Во всех развитых странах действует несколько законов, которые регламентируют
задачи и функции Центрального банка, а также определяют инструменты и методы
их осуществления. Согласно ст.1 гл.1 Федерального закона «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)»  правовой статус, функции, принципы
организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации
определяются:
                               а) Конституцией РФ;                               
б) настоящим законом;
в) другими федеральными законами.
Функции и полномочия, предусмотренные законодательством, Банк России
осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления.
Как известно ещё из курса «Деньги, кредит, банки» центральные банки бывают
акционерные (США, Италия), государственные, капитал которых
принадлежит государству (Великобритания, ФРГ, Франция) и смешанные 
(Япония, Бельгия). Центральный банк Российской Федерации является 
государственным банком. Банк России – юридическое лицо, имеет печать с
изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим
наименованием. Местонахождение центральных органов Банка России – город Москва.
Уставный капитал ЦБ РФ является федеральной собственностью, и, согласно ст.10
Федерального закона №86-ФЗ размер этого капитала равняется 3 млрд. руб.
ЦБ осуществляет свои расходы только за счёт своих собственных доходов, налоги
и сборы уплачивает в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. В своей
деятельности Банк России независим от Правительства Российской Федерации.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России, в свою
очередь, - по обязательствам государства, за исключением случаев, когда ими
были приняты такие обязательства.
Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если
иное не установлено Федеральным законом (ст.8), однако может участвовать в
капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются
развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах
(ст.9). Кроме того, ЦБ РФ не имеет права участвовать в капиталах или являться
членом иных коммерческих и некоммерческих организаций, если они не
обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений и организаций, за
исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ст.5 Федерального закона № 86-ФЗ, Банк России подотчётен
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В
компетенцию Государственной Думы входит: 
1)     назначение на должность и освобождение от должности Председателя и
членов Совета директоров Банка России;
2)     направление и отзыв представителей Государственной Думы в Национальном
банковском совете в рамках своей квоты;
3)     рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-
кредитной политики и годового отчёта Банка России и принятие решений по ним;
4)     принятие решений о проверке Счётной палатой РФ финансово-хозяйственной
деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;
5)     проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с
участием его представителей;
6)     заслушивание докладов Представителя Банка России о деятельности Банка
России.
В целом, необходимо отметить, что подобно центральным банкам других стран
Банк России одновременно является банком и государственным органом.
Обратимся к главе 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)». Этот закон значительно расширил полномочия
Национального банковского совета – коллегиального органа Банка России. Из 12
членов Национального банковского совета  двое  направляются Советом Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации,
трое – Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое –
Президентом Российской Федерации, трое – Правительством Российской Федерации.
Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка
России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату
за эту деятельность.
     В компетенцию Национального банковского совета входит:
·        назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;
·        определение аудиторской организации – аудитора годовой финансовой
отчётности;
·         внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки
Счётной палатой финансово-хозяйственной деятельности Банка России и его
учреждений;
·        рассмотрение годового отчёта Банка России, вопросов
совершенствования банковской системы России, основных направлений единой
государственной денежно-кредитной политики и их проекта, (ежеквартально)
информации Совета директоров Банка России по основным вопросам деятельности
банка – реализации основных направлений единой государственной денежно-
кредитной политики, банковского регулирования и надзора, политики валютного
регулирования и контроля, организации системы расчётов в России, исполнения
сметы расходов Банка России, подготовки проектов законодательных актов и иных
нормативных актов в области банковского дела.
В Совет директоров Банка России входят Председатель Банка и 12 членов,
работающих в нём на постоянной основе. Согласно ст.15, члены Совета
директоров назначаются на должность сроком на 4 года.
Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц, при этом он 
выполняет следующие функции:
     - разрабатывает основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики, обеспечивает их выполнение;
- устанавливает обязательные нормативы для кредитных организаций и банковских
групп;
- определяет величину резервных требований;
- принимает решения об изменении процентных ставок Банка России;
- определяет лимиты операций на открытом рынке;
- вносит в Государственную Думу предложения об изменении величины уставного
капитала;
- устанавливает правила проведения банковских операций и правила
бухгалтерского учёта и отчётности для банковской системы России;
- в соответствии с федеральными законами определяет условия допуска
иностранного капитала в банковскую систему РФ;
- устанавливает порядок формирования резервов кредитными организациями;
- утверждает порядок работы Совета директоров;
- выполняет иные функции, отнесённые настоящим Федеральным законом к ведению
Советом директоров.
Таким образом, Банк России – это единая централизованная система, в которую
входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчётно-кассовые,
вычислительные центры, полевые учреждения и другие предприятия, необходимые
для осуществления деятельности Банка России. При этом территориальные
учреждения Банка не имеют статуса юридического лица и права принимать
решения, носящие нормативный характер. Кроме того, эти учреждения не могут
выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без
разрешения Совета директоров.
                          2.Функции Банка России                          
Деятельность Центрального банка любой страны, в том числе и Банка России,
направлена на решение триединой задачи: обеспечение стабильности
покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы,
стабильности и ликвидности банковской системы, эффективности и надёжности
платёжной системы. Отметим, что, согласно ст.3 Федерального закона «О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», получение прибыли не
является целью деятельности Банка России.
Итак, мы определили три основные цели деятельности Банка России, для достижения
                 которых он выполняет следующие функции:                 
1)     во взаимодействии с Правительством разрабатывает и проводит единую
государственную денежно-кредитную политику;
2)     монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное
денежное обращение;
3)     управляет золотовалютными резервами Банка России;
4)     организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
5)     определяет и публикует официальные курсы иностранных валют по
отношению к рублю;
6)     разрабатывает правила бухгалтерского учёта и отчётности для банковской
системы Российской Федерации;
7)     является кредитором последней инстанции для всех кредитных
организаций, организует систему их рефинансирования;
8)     устанавливает правила осуществления расчётов в РФ (наличные и
безналичные);
9)     осуществляет надзор за деятельностью всех банков;
10)разрабатывает прогноз платёжного баланса страны и организует его
составление и др.
Итак, начнём с того, что самой главной функцией Центрального банка РФ
является разработка и осуществление единой государственной денежно-кредитной
политики, проект основных направлений которой Банк России должен представить
к рассмотрению Государственной Думе не позднее 26 августа и не позднее 1
декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной
политики предстоящего  года.
     Отметим главные положения основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики:
- принципы, лежащие в основе разработанной денежно-кредитной политике;
- краткая характеристика состояния экономики РФ;
- прогноз основных показателей платёжного баланса РФ на предстоящий год;
- основные показатели денежной программы на предстоящий год;
- количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной
политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив
достижения указанных целей;
- сценарный прогноз развития экономики РФ на предстоящий год;
- ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики,
заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели
инфляции, денежной базы, процентных ставок, изменения золотовалютных
резервов;
- варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики,
обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях
экономической конъюнктуры;
- план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию
банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платёжной
системы.
Таким образом, главной целью денежно-кредитной политики является
последовательное снижение инфляции. Низкая инфляция является основой для
обеспечения устойчивости рубля, снижения рисков и принятия обоснованных
решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов.
Именно поэтому денежно-кредитная политика вносит существенный вклад в
усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики.
Для реализации денежно-кредитной политики применяются различные инструменты и
методы. Основными являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные
требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) установление ориентиров роста денежной массы;
6) валютные интервенции;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Итак, как мы уже говорили, защита и обеспечение устойчивости рубля и снижение
темпов инфляции является главной задачей деятельности Банка России. Важной
особенностью основных направлений денежно-кредитной политики является
прогнозирование темпов инфляции. В предстоящие три года Правительством РФ и
Банком России предполагается реализовать задачу снижения инфляции до 7,5-8,5% в
2005году, 6,0-7,5% - в 2006году и 5,0-6,5% - в 2007г., что соответствует
основным параметрам сценарных условий социально-экономического развития РФ на
2005год и на период до 2007 года.[1]
На рисунке 1 отражены темпы инфляции с 2002г. по 2005г. включительно. Последние
годы фактические темпы инфляции находились на верхней границе задаваемых
интервалов. К 2004г. она снизилась с 13,2% до 11%. В 2005г планируется, что
инфляция ещё снизится до отметки 7,5-8,5%, однако, для этого «необходимо
исходить из того, что главными причинами инфляции в России являются рост
регулируемых государственными органами цен и монопольное ценообразование на
важнейшие ресурсы»[2]. Кроме того,
проблема состоит ещё и в том, что избыточный рост денежной массы оказывает
значительное инфляционное давление. В этой связи отметим, что для реализации
цели  по снижению инфляции Банк России устанавливает ориентиры роста
денежной массы, однако, безусловное соблюдение прогнозного диапазона роста
денежной массы не является целью ЦБ РФ и существует возможность его
корректировки в течение года в зависимости от спроса на деньги.
     
Рисунок 1  Основные показатели инфляции на потребительском рынке (%)
Помимо ориентировки на общий уровень инфляции, при принятии решений в области
денежно-кредитной политики также учитывают уровень базовой инфляции (см.
Табл.1).
С 2001г. ситуация значительно изменилась: базовая инфляция в октябре 2004г.
составила 8,1%, тогда как в соответствующий период в 2003г. – 8,9%, в 2002г. –
7,7%, а в 2001г. – 12,8%, т.е. в отличие от 2003г, когда по итогам аналогичного
периода наблюдалось ускорение базовой инфляции на 1,2% по сравнению с
январём-октябрём 2002года, в 2004г. рост цен на товары и услуги, входящие в
расчёт базовой инфляции, был меньше, чем за десять месяцев предыдущего периода.
«Замедлению базовой инфляции способствовало снижение темпов роста цен на
непродовольственные товары. В октябре 2004 года по сравнению с декабрём
предыдущего года непродовольственные товары подорожали на 6,3% (за
соответствующий период 2003года – на 7,7%)».
[3]
                                                               Таблица 1.
     Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции (с начала года
                           нарастающим итогом, %)                           
     

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

инфляция

базовая инфляция

инфляция

базовая инфляция

инфляция

базовая инфляция

инфляция

базовая инфляция

январь

2,8

2

3,1

1,4

2,4

1,2

1,8

0,9

февраль

5,1

3,8

4,3

2,2

4,1

2,1

2,8

1,7

март

7,1

5,1

5,4

2,8

5,2

2,8

3,5

2,4

апрель

9

6,6

6,6

3,4

6,2

3,4

4,6

3,2

май

10,9

7,7

8,4

4

7,1

4

5,3

3,8

июнь

12,7

8,7

9

4,4

7,9

4,7

6,1

4,3

июль

13,2

9,4

9,8

5,3

8,7

5,4

7,1

5,1

август

13,2

10,3

9,9

5,9

8,3

6,2

7,6

5,8

сентябрь

13,9

11,6

10,3

6,8

8,6

7,3

8

6,8

октябрь

15,2

12,8

11,5

7,7

9,7

8,9

9,3

8,1

ноябрь

16,7

14,2

13,3

9

10,8

10,1

декабрь

18,6

15,6

15,1

10,2

12

11,2

Потребительские цены за 1998-2004гг. возросли в 5,2 раза, а в январе 2005г. они увеличились ещё на 2,6%, поэтому следует уделить огромное внимание снижению темпов инфляции, при этом следует сделать акцент на немонетарных методах регулирования цен, которые предполагают, что инфляция на зависит от деятельности Банка России и увеличения денежной массы, а обусловлена другими факторами. Ранее нами был отмечен такой метод реализации денежно-кредитной политики, как валютные интервенции, под которыми согласно ст.41 Федерального закона № 86-ФЗ понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. В 2003 и в 2004гг. Банк России при реализации курсовой политики (основной задачей которой остаётся защита и обеспечение устойчивости рубля путём сглаживания резких колебаний валютного курса, не обусловленных наличием устойчивых экономических тенденций) использовал режим управляемого плавания. В 2003 году был повышен уровень саморегулируемости на валютном рынке, в результате чего номинальный курс рубля к доллару США по итогам девяти месяцев вырос на 4,1%, а по отношению к евро, напротив, снизился на 5,4%. Реальный эффективный курс рубля по отношению к декабрю 2002г. повысился на 3,9%. За 2004г. курс доллара к рублю, по данным ЦБ РФ, упал на 5,4%, курс евро, напротив, возрос на 3,3%. В 2004 году основным инструментом политики валютного курса остаются конверсионные операции рубль/доллар на внутреннем валютном рынке, которые осуществляются с применением других инструментов денежно-кредитной политики. Прирост среднемесячного реального курса рубля к доллару США за январь- сентябрь 2004 года составил 5,6%, к евро – 7,6%, а прирост реального эффективного курса рубля – 5,3% (к декабрю 2003 года). Здесь необходимо остановиться на том, что, в целом, в 2004г. произошло укрепление реального курса рубля к доллару на 14,0 % и к евро – на 6,0%, и именно в этом состоит главная опасность сохранения высоких темпов инфляции. В 2005 году Банк России продолжает совершенствование механизмов реализации курсовой политики в условиях режима управляемого плавающего валютного курса. По прогнозным данным 2004 года повышение реального эффективного курса рубля в 2005 году не должно превысить 8%, при менее благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре этот курс должен остаться неизменным. Следует отметить, что с 1 февраля 2005 года в целях реализации «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год» Банк России перешёл к использованию в качестве операционного ориентира курсовой политики стоимости корзины валют, состоящей из 0,1 евро и 0,9 доллара США. Такой переход направлен на снижение внутридневной волатильности курса рубля к значимым для Российской Федерации иностранным валютам. Формирование курса рубль/доллар США в течение дня будет носить более свободный характер и ограничения внутридневных колебаний курса доллара США к рублю будет осуществляться Банком России. По мере адаптации участников валютного рынка к работе в новых условиях доля евро в бивалютной корзине будет постепенно увеличиваться Банком России до соответствующего задачам курсовой политики уровня.[4] Однако следует отметить, что это введение «представляется не совсем верным ., т.к. во-первых, утрачена простота определения курса рубля к доллару и к евро, во-вторых, пользы от такой корзины будет немного, т.к. динамика курса рубля к корзине будет зависеть от динамики курса рубля к доллару». [5] Таким образом, за счёт валютных интервенций Банк России увеличивает ликвидность банковской системы. Основным источником прироста денежной массы и единственным источником увеличения денежной базы уже ряд лет является покупка Банком России иностранной валюты (с целью накопления международных резервов и недопущения чрезмерного укрепления курса рубля по отношению к доллару США с учётом инфляции). Помимо интервенций на валютном рынке Банком России стал применяться более гибкий инструмент – сделки типа «валютный своп». Валютные свопы позволяют корректировать уровень рублёвой и валютной ликвидности рынка, не создавая дополнительного давления на курс рубля. Одним из инструментов денежно-кредитной политики является изменение процентных ставок по операциям Банка России. Система процентных ставок по операциям Банка России включает: ставку рефинансирования, ставки по кредитным и депозитным операциям Банка России. Основное место отводиться ставке рефинансирования. Ставка рефинансирования влияет на политику хозяйствующих субъектов, т.к. изменение ставки в зависимости от ситуации играет роль сигнала, информируя участников рынка об оценке Банком России уровня инфляции и перспектив её развития. С 1993 года ставка рефинансирования Банка России изменялась не реже пяти раз ежегодно. Максимальный уровень ставки в 1991г. достигал 20% годовых, в 1992г. – 80, в 1993г. – 210%. С апреля по октябрь 1994г. ставка была постепенно снижена до 130%, однако в результате её дальнейшего повышения в январе 1995г. она вновь достигла 200%. В октябре 1997г. в результате снижений ставка достигла 21%, но уже в ноябре этого же года она вновь взяла курс на повышение и в конце мая 1998г. повысилась до 150%. С июля 1998г. началось постепенное снижение ставки. До 9 апреля 2002г. ставка рефинансирования составляла 25%, 9 апреля 2002г. она была установлена на уровне 23%, 7 августа – 21, с 17 февраля 2003г. – 18, с 21 июня 2003г. – 16, с 15 января 2004г. – 14% годовых, с 15 июня 2004г. – 13% годовых (см. рис.1). Банк России может воздействовать на уровень и структуру рыночных процентных ставок, устанавливая «коридор» процентных ставок по своим операциям: нижней границей являются ставки по депозитам, верхней – савки по операциям рефинансирования. Рисунок 2 Изменения ставки рефинансирования в период с 1991г. по 2004г. Использование тех или иных инструментов Банком России при реализации денежно-кредитной политики во многом зависти от условий развития экономики. Так, несколько лет подряд не используется метод изменений норм обязательных резервов. В 90-е годы этот метод использовался весьма активно. В 1992-1995гг. норма депозитов до востребования составляла максимально возможную величину – 20%. Затем нормы депозитов изменялись ежегодно и по несколько раз. С 1 января 2000г. нормативы обязательных резервов по привлечённым средствам юридических лиц в рублях и привлечённым средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте установлены в размере 10%, а по рублёвым депозитам физических лиц – 7%. Вплоть до 2004г. этот метод не затрагивался. В 2004г. для урегулирования проблемы нехватки рублёвой ликвидности на денежном рынке Банк России вынес решение о снижении нормативов обязательных резервов. В соответствии с этим решением норматив по привлечённым средствам юридических лиц в валюте РФ и по привлечённым средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте был снижен 1 апреля 2004г. с 10 до 9%, 15 июня 2004г. – с 9 до 7%, 8 июля 2004г. – с 7 до 3,5%. Норматив обязательных резервов по средствам физических лиц в валюте РФ был снижен также 8 июля 2004г. с 7 до 3,5%. Это поспособствовало высвобождению средств в размере 150 млрд. рублей. Кроме того, в соответствии с Положением Банка России от 29.03.2004г. № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций», вступившим в силу с 1 июля 2004г., кредитным организациям в установленном порядке может быть предоставлено право усреднения обязательных резервов в пределах установленного коэффициента усреднения в размере 0,2. Для воздействия на банковскую ликвидность и денежную базу на основе развития рынка государственных ценных бумаг в России в 1993-1995гг. создались предпосылки для активного использования операций на открытом рынке (предполагается купля – продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки). Операции на открытом рынке влияют на доходность государственных ценных бумаг и оказывают воздействие на уровень рыночных процентных ставок. Начиная с 1996г. в целях регулирования краткосрочной ликвидности банковской системы стали активно применяться операции репо. Позже, в 2001г., Банк России разработал порядок проведения операций модифицированного репо с облигациями, этот инструмент получил название биржевое модифицированное репо (БМР). Преимущества этого нового инструмента сводятся к следующему: обратный выкуп бумаг ЦБ РФ осуществляет у их фактического держателя; БМР может свободно обращаться на вторичных торгах на основе безотзывной оферты; БМР может использоваться в качестве обеспечения по операциям прямого репо с Банком России. 2004г. был отмечен недостатком банковской ликвидности и в этих условиях ЦБ РФ активизировал предоставление денежных средств кредитным организациям посредством проведения аукционов прямого РЕПО, кроме того, ломбардных кредитных аукционов и др. Достаточно сказать, что в 2004г. увеличение уровня ликвидности банковского сектора обусловило размещение Банком России в сентябре 2004г. собственных облигаций (ОБР) в объёме 34,5 млрд. руб. по рыночной стоимости, чем активно воздействовал на конъюнктуру денежного рынка. В 2005г. ЦБ РФ намерен осуществлять постепенную замену операций по продаже ОФЗ с обязательством обратного выкупа аналогичными сделками с ОБР. Помимо этого планируется, что наряду с этим будут активно использоваться операции продажи ОФЗ из собственного портфеля Банка России без обязательства обратного выкупа и наоборот. Сохранится возможность проведения аукционов ОМР на срок 28 дней. Помимо выше рассмотренных методов денежно-кредитной политики существует ещё один немаловажный инструмент – прямые количественные ограничения, суть которых сводится к тому, что ЦБ вправе устанавливать лимиты рефинансирования банков, устанавливать лимиты на проведение банковских операций, ввести запрет на отдельные операции, исходя из направлений денежно-кредитной политики. В этих же целях Банком России используется эмиссия облигаций от своего имени. Хотя и разработка единой денежно-кредитной политики является главной целью деятельности ЦБ РФ, но не единственной. Банк России монопольно осуществляет эмиссию денег и организует их обращение. Помимо этого он является банком банков, оказывая кредитную поддержку и храня кассовые резервы коммерческих банков. Немаловажна такая роль ЦБ РФ, как осуществление банковского регулирования и надзора за банковской деятельностью, который осуществляется по следующим направлениям: 1) соблюдение банковского законодательства и нормативных актов; 2) проведение государственной регистрации кредитных организаций, выдача и отзыв лицензий; 3) установление обязательных правил проведения банковских операций, бухгалтерского учёта и т.д.; 4) регистрация эмиссии ценных бумаг кредитных организаций; 5) проверка кредитных организаций; 6) осуществление анализа деятельности кредитных организаций в целях выявления ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и др. Банк России координирует, регулирует и лицензирует организацию расчётных и клиринговых систем. Кроме всех выше перечисленных функций немаловажной представляется функция внешнеэкономическая, которая сводится к следующему: 1) представление интересов России во взаимоотношения с центральными банками других стран; 2) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России; 3) определяет порядок расчётов с международными организациями и иностранными государствами; 4) принимает участие в разработке платёжного баланса РФ и утверждает его; 5) управляет международными резервами страны; 6) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; 7) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. Помимо всего прочего, Банк России является банкиром, финансовым консультантом и агентом Правительства России. На его счетах хранятся средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Счета эти обслуживаются без взимания комиссионного вознаграждения. Кроме того, ЦБ РФ может предоставлять краткосрочные кредиты Правительству России для покрытия кассовых разрывов, но он не вправе предоставлять кредиты для покрытия дефицита бюджетов и не вправе предоставлять прямые банковские ссуды. В результате этого отказа в 1995г. государство стало получать кредиты посредством продажи государственных ценных бумаг (см. Табл.2). Таблица 2. Соотношение предоставленных ссуд ЦБ РФ Минфину России и его вложений в государственные ценные бумаги (в трлн. руб.) [6]

Предоставленные ссуды

Вложения в ГЦБ

199412,80,2
199559,57,1
199658,435,8
На 1.01.199757,875,7
На 1.06.19970,7128,9
1.02.2003197,3344,4
Как следует из таблицы 2, в исследуемом периоде вложения в государственные ценные бумаги значительно возросли, в то время как предоставленные ссуды начиная с 1995г. в результате отказа от прямого банковского кредитования сократились с 59,5 трлн. руб. до 0,7 трлн. руб., однако, начиная с 1999г. для обслуживания внешнего долга увеличиваются кредиты Правительству России и на 1 февраля 2003г. предоставленные ссуды составляют 197,3 трлн. руб. Таким образом, можно сказать, что ЦБ РФ является очень мощным регулирующим центром, деятельность которого направлена на обеспечение ликвидности банковской системы, сдерживание инфляции, регулирование валютного курса, а также осуществление иных функций, необходимых для должного функционирования и развития экономики в целом. 3. Операции Банка России При изучении дисциплины «Деньги, кредит, банки» было установлено, что через банковские операции ЦБ осуществляет все свои функции, при этом операции принято делить на активные и пассивные. Прежде всего, напомним, что пассивными называются операции, с помощью которых образуются банковские ресурсы, а активными – операции по размещению этих ресурсов. Отталкиваясь от этого определения, охарактеризуем пассивы и активы Банка России (см. Табл.3). Итак, к активным операциям относятся операции с драгоценными металлами, ценными бумагами, иностранной валютой, ссуды. Среди них наибольший удельный вес имеют операции в иностранной валюте – 67,6% приходится на их долю. Отметим, что валютные резервы Банка России включают свопы с нерезидентами, депозиты в банках-нерезидентах. Второе место среди активов занимают операции с ценными бумагами, причём на долю правительственных ценных бумаг приходится 15,6% из 17,1%. Как известно, Банк России может предоставлять краткосрочные кредиты правительству для покрытия кассовых разрывов. Кроме того, в иных случаях, предусмотренных законом, могут предоставляться кредиты сроком не более 1 года для покрытия дефицита федерального бюджета. А в последние годы Банк России стал выдавать кредиты для погашения внешнего долга, так в 2003г. в этих целях ЦБ РФ было выделено 197298 млн. руб. Доля предоставленных кредитов кредитным организациям в 2003г. была невелика – всего 3656млн. руб. Отметим, что кредит всегда предоставляется на условиях срочности, возвратности и платности под залог. Об этом речь пойдёт чуть ниже. Для того чтобы распределять ресурсы их прежде необходимо сформировать, именно на это направлены пассивные операции ЦБ РФ. Таблица 3. Баланс Банка России по состоянию на 1 февраля 2003г.
Статьи балансаМлн. руб.%
АКТИВЫ
Драгоценные металлы491442,2
Средства и ценные бумаги в иностранной валюте, размещённые у нерезидентов149112967,6
Кредиты и депозиты, из них:2184039,9
кредиты организациям – резидентам36560,2
для обслуживания внешнего долга1972988,9
Ценные бумаги, из них:37670917,1
ценные бумаги правительства России34435615,6
Прочие активы, из них:696883,2
основные средства540242,5
ВСЕГО АКТИВОВ2205066100
ПАССИВЫ
Наличные деньги в обращении75518934,2
Средства на счетах в Банке России, из них:92180241,8
Правительства России38458117,4
кредитных организаций – резидентов37723817,1
Средства в расчётах193650,9
Прочие пассивы, из них:1688997,7
кредит МВФ--
Капитал33981115,4
ВСЕГО ПАССИВОВ2205066100
Источник: Банки и небанковские кредитные организации и их операции. Учебник/Под ред. Е.Ф.Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2004. С 84. Как мы видим, уставный капитал Бака России составил 339811 млн. руб., это 15,4% всех пассивов ЦБ РФ. Важным источником ресурсов Банка России является монопольное осуществление эмиссии денег. В 2003г. выпуск банкнот и монет в обращение составил 755189 млн. руб. Банкноты и монеты обеспечиваются всеми активами ЦБ РФ. Огромная доля пассивов приходится на депозиты государства и кредитных организаций. Как правило, депозиты привлекаются на различный срок: от одного дня до трёх месяцев и до востребования. Депозитные операции, осуществляемые Банком России самые различные: это и депозитные аукционы, и депозитные операции по фиксированной процентной ставке, а также приём в депозит средств банков на основе отдельного соглашения, определяющего условия депозита. На счетах Банка России хранятся средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Кредитные организации открывают в Банке России корреспондентские счета, хранят на особых счетах обязательные резервы. Как мы видим, из таблицы 3 следует, что Банк России может получать кредиты от МВФ, однако в 2003г. такового не отражено в пассивах. Помимо всего прочего, ЦБ РФ может выпускать собственные долговые обязательства – облигации (ОБР), используемые для проведения операций на открытом рынке и принимаемые в залог при кредитовании коммерческих банков. Таким образом, всем выше изложенным была подведена черта к определению основных банковских операций, осуществляемых Банком России. Согласно Закону о Банке России он имеет право осуществлять следующие операции: ü Предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете; ü Покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке; ü Покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты; ü Покупать и продавать иностранную валюту, а также платёжные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями; ü Покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные валютные ценности; ü Проводить расчётные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы; ü Выдавать поручительства и банковские гарантии; ü Осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками; ü Открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории России и территориях иностранных государств; ü Выставлять чеки и векселя в любой валюте; ü Осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике. Помимо всего указанного следует отметить, что Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей. Банк России вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации. Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе. Вернёмся к тому, что Банк России может предоставлять внутридневные, однодневные расчётные (кредит овернайт), ломбардные кредиты и кредиты под залог векселей и поручительства. Обеспечением кредитов ЦБ РФ, согласно ст. 47 Закона о Банке России, могут выступать: Ø золото и другие ценные металлы в стандартных и мерных слитках; Ø иностранная валюта; Ø векселя, номинированные в российской и иностранной валюте; Ø государственные ценные бумаги. Банки получают кредиты на основании следующих законов: § федеральные законы «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности»; § Положение « О порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам» №36 от 13 марта 1996г.; § Положение «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченным залогом государственных ценных бумаг» №19-П от 6 марта 1998г.; § Положение «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченным залогом и поручительствами» №122-П от 3 октября 2000г. Кредиты Банка России предоставляются в соответствии со статьями 4, 40, 45, и 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» банкам-резидентам РФ в валюте РФ в целях поддержания регулирования ликвидности банковской системы. В этих же целях в Государственной думе находятся на рассмотрении проекты федеральных законов «О внесении изменений в статьи 39 и 46 Федерального Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Этот законопроект предполагает расширить перечень ценных бумаг, с которыми Банк России может проводить операции на открытом рынке. В этот перечень помимо государственных ценных бумаг и облигаций Банка России предполагается включить рыночные ценные бумаги, обращающиеся на фондовом рынке. [7] Согласно ст.36 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» кредиты Банка России предоставляются банкам в пределах общего объёма выдаваемых кредитов, определённого Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Кроме того, кредит всегда предоставляется на основе срочности, возвратности, платности и обеспеченности. Обеспечением исполнения обязательств по договору на предоставление кредита Банка России, обеспеченного залогом и поручительствами являются: 1) залог (в виде заклада) векселей и/или прав требований по кредитным договорам; 2) поручительства банков-поручителей, на основании которых банки- поручители солидарно между собой и с банком-заёмщиком обязуются исполнить обязательства банка-заёмщика перед Банком России. Такой кредит предоставляется на основании Заявления банка на получение кредита Банка России, на срок не более чем 180 календарных дней путём зачисления денежных средств на корреспондентский счёт банка, открытый в подразделениях расчётной сети Банка России. Другой вид кредита, называемый ломбардным кредитом, предоставляется банку от имени Банка России Главным управлением Банка России под залог государственных ценных бумаг на основании договора. Предоставление ломбардного кредита может производиться как путём удовлетворения заявок банков по фиксированной ломбардной процентной ставке, так и через проведение аукциона заявок банков по сложившейся на аукционе ставке отсечения. Ломбардный кредит предоставляется на срок не более 30 календарных дней. . Договор на предоставление банку ломбардного кредита не пролонгируется. При выдаче ломбардных кредитов на аукционной основе Комитет Банка России по денежно - кредитной политике устанавливает лимит на максимальный объем кредита, выставляемого на каждый аукцион. Окончательное решение об объеме предоставляемых кредитов на каждом аукционе принимается Комитетом Банка России по денежно - кредитной политике после получения и анализа заявок банков. Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются решением Совета директоров. Таким образом, список операций, осуществляемых ЦБ РФ очень велик, однако, соблюдая закон, Банк России не имеет права: а) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензий на проведение банковских операций, и физическими лицами; б) приобретать акции кредитных и иных организаций (за исключением случаев, предусмотренных Законом о Банке России) в) проводить операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций; г) заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Законом о Банке России; д) пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров. Заключение В данной работе были рассмотрены правовые основы ЦБ РФ, его функции и операции. Опираясь на представленный материал, можно сделать определённые выводы. I. Первый закон «О Центральном банке» в современной России был принят в 1990г. В 1995г. Центральный банк стал называться Центральным банком Российской Федерации. II. Согласно Федеральному закону РФ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 №86-ФЗ уставный капитал ЦБ РФ является федеральной собственностью и его размер равняется 3 млрд. руб. Свои расходы ЦБ финансирует за счёт своих доходов, и он независим от Правительства. III. Банк России подотчётен Государственной Думе. IV. Главной целью деятельности ЦБ РФ является сдерживание инфляции и обеспечение стабильности национальной валюты. В связи с этим ежегодно Банк России разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику, реализация которой осуществляется посредством использования специальных инструментов, таких как операции на открытом рынке, изменение нормативов обязательных резервов, рефинансирование кредитных организаций, эмиссия облигаций, валютные интервенции и др. V. Свои функции Банк России реализует посредством своих операций, которые, как правило, делятся на пассивные и активные. К пассивам Банка России относятся: эмиссия банкнот и монет; депозиты; обязательства по полученным кредитам; выпуск собственных облигаций; капитал и резервы. К активам относятся: драгоценные металлы, иностранная валюта, ссуды, вложения в ценные бумаги, основные средства. В заключение хочется отметить, что роль Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики возрастает день ото дня. Следует и дальше продолжать осуществление мероприятий, направленных на повышение устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора Российской Федерации. Кроме того, необходимо совершенствование системы банковского надзора. Думается, что постепенное сокращение участия Банка России на внутреннем валютном рынке будет способствовать переходу к режиму свободно плавающего валютного курса, тем самым ЦБ сможет сосредоточить свои усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. При этом следует не забывать, что поддержка денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики, является важной частью антиинфляционной политики в России. Список использованной литературы 1. Федеральный закон РФ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 №86-ФЗ. 2. Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 03.03.1996 №17- ФЗ. 3. Основные направления единой государственной денежно- кредитной политики на 2003-2004гг.//Деньги и кредит, 2003, №12; 2004, №11. 4. Положение Банка России «О порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам» от 13.03.1996 № 36 (с изм. и доп. от 24.06.2002 № 1168-У) 5. Положение Банка России «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг» (с изм. и доп. От 24.06.2002 №1169-У) от 06.03.1998.№19-П. 6. Положение Банка России «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами» (с изм. и доп. от 28.12.2001г. №1082-У) от 03.10.2000 №122-П. 7. Положение Банка России «О порядке проведения Центральным банком Российской Федерации депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации» от 05.11.2002 №203-П. 8. Деньги и кредит. 2003, №12; 2004, №11; 2005, №2. 9. Вестник Банка России. №7 (805). 9 февраля 2005г. 10. Банковское дело: Учебник/Под ред. д-ра экон. Наук., проф. Г.Г. Коробовой. – М.: Юристъ, 2002. 11. Банковское дело: Учебник для вузов/Под ред. д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2000. 12. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник/Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2004. 13. Завгородняя Т.В. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Курс лекций, 2004. 14. Масленников В.В., Соколов Ю.А. Национальная банковская система. М.: ТД Элит – 2000, 2002. 22 апреля 2005 г.
[1] Деньги и кредит. 2004. № 11. С.3 [2] см.: «Банк России: цели, задачи, проблемы». Деньги и кредит. 2005. № 2. С.6. [3] см.: Основные направления денежно-кредитной политики на 2005год. [4] Вестник Банка России. 9 февраля 2005. №7. С.3. [5] см.: «Банк России: цели, задачи, проблемы». Деньги и кредит. 2005. № 2. С.7. [6] Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник/Под ред. Е.Ф.Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2004. С.80. [7] Деньги и кредит. 2005. №1. С. 5.