Каталог :: Банковское дело

Диплом: Учет, анализ и контроль кассовых операций в коммерческом банке

                                ОГЛАВЛЕНИЕ                                
     Введение
3
     Глава 1. Теоретические основы организации учёта, анализа и контроля кассовых
операций в коммерческом банке
7
1.1. Понятие и сущность кассовых операций коммерческого банка          7
1.2. Организация учёта кассовых операций в коммерческом банке  11
1.3. Контроль кассовых операций в коммерческом банке                          20
1.4. Методика анализа кассовых операций в коммерческом банке   24
1.5. Проблемы и направления совершенствования организации учёта кассовых
операций
28
     Глава 2. Особенности организации учёта, анализа и контроля кассовых операций
в ОАО «N-скинвестбанк»                                                    33
2.1. Экономическая характеристика ОАО «N-скинвестбанк»           33
2.2. Оценка организации учёта и контроля кассовых операций в ОАО «N-
скинвестбанк»
40
2.3. Анализ кассовых операций в ОАО «N-скинвестбанк»                49
     Глава 3. Совершенствование организации учёта и повышение эффективности
контроля кассовых операций на ОАО «N-скинвестбанк»
59
3.1. Рекомендации по совершенствованию организации  учёта кассовых операций в
ОАО «N-скинвестбанк»                                                   59
3.2. Рекомендации по повышению эффективности контроля кассовых операций в ОАО
«N-скинвестбанк»                                                   64
     Заключение
69
     Библиографический список
73
     Приложение 1.  Итоговые показатели деятельности банка за 2003-04 г.г.
     Приложение 2. Выписка из учетной политики ОАО «N-скинвестбанк» на 2005 год
     Приложение 3. Объявление на взнос наличными
     Приложение 4. Приходный кассовый ордер
     
     
                                    ВВЕДЕНИЕ                                    
Актуальность. В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом
хозяйственной деятельности. Поэтому все сделки, связанные с поставками
материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами.
Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота
(платежного оборота). Расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную
форму. Наличные и безналичные формы денежных расчетов хозяйственных субъектов
могут
Выбор клиентом коммерческого банка для кассового обслуживания обязывает
коммерческий банк к обеспечению высокого качества оказания расчетных услуг,
которые должны выполняться своевременно, экономично и надежно. Поскольку
контакты с банком по кассовому обслуживанию регулярны, то в зависимости от
качества работы банка клиенты принимают решение о целесообразности
дальнейшего сотрудничества с банком, о степени обоснованности установленных
банком тарифов на кассовые услуги. Организация кассового обслуживания
является "визитной карточкой" любого банка.
На сегодняшний день кассовое обслуживание в коммерческих банках находится
примерно на одном уровне. Перечень предоставляемых услуг отличается не
многим. Но в период острой конкурентной борьбы за каждого клиента, необходимо
развивать, усовершенствовать систему кассового обслуживания, преодолевать
возникающие проблемы.
На данный момент коммерческие банки стремятся усовершенствовать методы и
инструменты в области расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и
системе безналичного платежного оборота, в целях процветания бизнеса и
экономики, а соответственно благополучия людей в стране.
Учёт кассовых операций коммерческом банке имеет существенные особенности – по
характеру операций, отражающихся в бухгалтерском учёте, и по организации
учётной работы, по форме и содержанию бухгалтерской и другой учётной
документации, ну и, конечно, по основным бухгалтерским проводкам.
Для работы бухгалтера необходимы четкие, детализированные, законодательно
закреплённые указания по бухгалтерскому и налоговому учёту и контролю за
совершением хозяйственных операций и их законностью. Необходимость контроля
обусловлена тем, что неверное оформление операций, неправильное отражение в
учёте отдельных решений, для контроля за движением денежных средств, доходами
и расходами коммерческого банка.
Эффективность руководства деятельностью коммерческого банка полностью зависит
от способности вовремя получать полную, точную, объективную, достаточно
детальную и своевременную экономическую информацию. Далеко не у всех
коммерческих банков организация учетного процесса кассовых операций
совершенна. Всё это свидетельствует об актуальности темы дипломной работы.
     Объектом исследования является  ОАО «N-скинвестбанк», а предметом -
выступает организация учета, контроля и анализ кассовых операций в коммерческом
банке.
     Цель исследования: совершенствование организации учета и контроля
кассовых операций в исследуемом коммерческом банке.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность, показать место и роль кассовых операций в коммерческом
банке.
2. Рассмотреть принципы организации учёта и контроля кассовых операций в
коммерческом банке.
3. Раскрыть теоретические основы анализа кассовых операций в коммерческом банке.
4. Выделить особенности действующей в ОАО «N-скинвестбанк» системы
бухгалтерского учета и контроля кассовых операций.
5. Выполнить анализ кассовых операций в ОАО «N-скинвестбанк».
6. Разработать рекомендации, направленные на совершенствование организации
учета и контроля за кассовыми операциями в ОАО «N-скинвестбанк».
7. Выполнить экономическое обоснование предлагаемых рекомендаций
ы организации учета, анализа и контроля кассовых операций в коммерческом банке.
Во второй главе даётся экономическая характеристика
ОАО «N-скинвестбанк», особенности организации действующей в банке системы
бухгалтерского учета кассовых операций, рассмотрены формы контроля и
проводится анализ кассовых операций.
Третья глава посвящена разработке рекомендаций, направленных на
совершенствование организации учета и осуществления контроля за кассовыми
операциями в ОАО «N-скинвестбанк».
Работа выполнена на 75 страницах основного текста, содержит 4 таблицы, 1
рисунок, .. приложений, библиографический список из 26 источников.
     
     
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЁТА, АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ КАССОВЫХ
ОПЕРАЦИЙ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
          1.1. Понятие и сущность кассовых операций коммерческого банка          
Управление налично-денежным обращением и порядок со­вершения кассовых
операций регулируются законодательными актами органов государственного
управления и нормативными документами Банка России и Министерства финансов
РФ.
Непосредственная организация учетно-операционной ра­боты с наличными деньгами
определяется целым рядом внутрибанковских документов, которые
- положением «О правилах организации наличного денежного об­ращения на
территории РФ» от 5 января 1998 г. №14-П.
Коммерческие банки осуществляют операции с наличны­ми деньгами по
обслуживанию кассовой работы в
- приходно-расходные кассы;
- вечерние кассы;
- кассы пересчёта денежной выручки.
Количество таких касс  зависит от объема операций и характера деятельности
банка. полученных от операциониста (передача на исполне­ние кассиру);
книгу;
- передача кассовой книги с документами для проверки бухгалтеру-контролеру.
Для обеспечения своевременной выдачи наличных денег с банковских счетов
организаций, независимо от организаци­онно-правовой формы и физических лиц,
налично-денежного оборота и кассовой работы.
Кассовое подразделение возглавляется заведующим кас­сой, заведующим
хранилищем ценностей, главным, старшим кассиром или
Выполнение операций с наличными деньгами осуществ­ляют кассовые и
инкассаторские работники банка. С каждым кассовым и инкассаторским
работником, выполняющим опе­рации с наличными деньгами и другими ценностями,
заклю­чается договор о полной материальной ответственности.
Кассовые и инкассаторские работники несут полную ма­териальную
ответственность за сохранность вверенных им ценностей в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации,
Кассовым работникам запрещается:
- передоверять выполнение порученной работы с ценно­стями другим лицам;
- выполнять поручения организаций по проведению опе­раций с денежной
наличностью на другой (например, производить оплату коммунальных услуг и
услуг операторов сотовой связи).
на виды:
1.                 Банковские и небанковские (торговые) карточки.
2.                 Дебетовые и кредитные карточки.
3.                 Корпоративные и личные карточки.
4.                 Карточки с магнитной полосой и смарт-карты.
5.                 Карточки, содержащие сведения, позволяющие эмитенту
идентифицировать держателя; карточки с полным учетом операций; карточки
электронных денег.
лимита средств, доступных для осуществления операций, на держатель не вносит
предварительно денежные льностью и со служебными командировками.
и содержат все соответствующие основные аппаратные компоненты. Уровень защиты
данных на смарт-картах достаточно высокий, поэтому их подделка затруднена.
Первый банкомат в мире был запущен банком Barclays Bank в районе Лонг-Айленд.
На территории бывшего СССР первые банкоматы были установлены в системе
"Дельта-Банк" сначала в Киеве (1991 г.), а затем (1993 г.) - в Коломенском и
Мещанском отделениях Московского Сбербанка (производитель - фирма Olivetti,
поставщик - фирма IBS).
На сегодняшний день большинство моделей рассчитано на работу в on-line режиме
с карточками с магнитной полосой, однако появились и устройства, способные
работать со смарт-картами и в off-line режиме.
Банкоматы могут размещаться как в помещениях, так и непосредственно на улице
и работать круглосуточно.
П комбинированное устройство считывания магнитных, оптических или
интеллектуальных карточек,
- устройство выдачи купюр.
Все эти составные элементы заключены в единый сейфовый корпус.
В устройствах выдачи купюр вначале появились вакуумные механизмы. Затем
компания De La Rue применила принципиально новый фрикционный российские рубли
и украинские купоны.
Предназначенные для выдачи купюры хранятся в специальных кассетах (до 2500
банкнот одного номинала). Эти кассеты, хотя не так
Важное значение в банкоматах имеет так называемая "возвратная" или "отказная
карточку, выдать деньги, напечатать чек. Однако только перечень возможных
операций банкомата показывает, что это далеко не так. Кроме того, банкомат
должен быть запрограммирован так, чтобы быть абсолютно предсказуемым и
абсолютно надежным. Компьютер банкомата не имеет права "зависать" или не
обрабатывать каких-либо сигналов.
Любой фирмой-производителем поставляется специальное программное обеспечение
к банкомату - библиотека базовых программных модулей для написания
собственной прикладной системы или для непосредственного использования в
банкоматах и (крайне редко) для использования в центральных компьютерах,
управляющих банкоматами.
Как правило, все банкоматы, работающие с банковскими платежными карточками
одного типа, соединены в локальную или распределенную сеть с центральным
компьютером. Внутри одного города вполне приемлемым должен быть весьма мощным
[26].
По исполнению можно различать офисные банкоматы (которые устанавливаются в
фойе банков, магазинов, страховых компаний и в метро), уличные банкоматы
(вмонтированные в стены домов), и автострадные (выдерживающие лобовой наезд
тяжелого грузовика). Первый уличный банкомат в России, принимавший карточки
платежной системы STB Card, был установлен напротив главного здания банка
"Столичный" на Пятницкой улице.
          1.2. Организация учёта кассовых операций в коммерческом банке          
В соответствии с вышеуказанными нормативными документами все организации,
банка, учреждения независимо от организационно-правовой формы должны хранить
свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на
договорных условиях.
Порядок и срок сдачи наличных денег устанавливается обслуживающим банком
каждому предприятию индивидуально по согласованию с их руководителями.
В целях обеспечения полной и своевременной сдачи наличных денег в банк их
остатки в кассах предприятий лимитируются. Лимит остатка наличных денег в
кассе (именуемый в просторечии «лимит остатка кас­сы») устанавливается
банками ежегодно каждому предприятию инди­видуально и лимит не следует, так
как за это на предприятие может быть наложен штраф.
Банк определяет лимит остатка кассы для банка исходя из объемов его налично-
денежного оборота с учетом особенностей режи­ма его деятельности, порядка и
сроков сдачи наличных денег в банк.
Для осуществления планирования кассовых операций банка банка клиент приводит
расчет ожидаемых выплат заработной платы, стипендий, выплат социального
характера, пен­сий, пособий соцстраха и выдач на другие цели — т. е. сумм,
которые он будет получать в кассе банка.
В целях равномерного использования кассовых ресурсов каждый банк на основании
сведений предприятий о размерах и сроках выпла­ты заработной платы ежегодно
составляет календарь выдач наличных на заработную плату, выплаты социального
характера и стипендии. Расчет делается на каждый месяц года по всем числам
месяца исходя из предстоящих (расчетных) выдач наличных денег.
Прием наличных денег от предприятий и организаций производится, как правило,
при личной явке клиента, в его присутствии.
Документом на прием наличности в приходную кассу банка являет­ся объявление
на взнос наличными, представляющее собой комплект до­кументов, состоящий из 3
частей: объявления, ордера и квитанции. В объявлениях на взнос наличных денег
должна быть указана дата образцу, сличает соответствие суммы цифрами и
прописью, вызывает вносителя денег и принимает от него денежную наличность.
После приема де­нег кассир сверяет сумму, указанную в объявлении на взнос
наличны­ми, с суммой, фактически оказавшейся на пересчете, При соответствии
сумм кассир подписывает объявление, квитанцию и ордер, ставит пе­чать на
квитанции и выдает ее вносителю денег. Объявление на взнос наличными кассир
оставляет у себя, а ордер к объявлению передает соответствующему
Прием банком денежной наличности в послеоперационное время производится
вечерними кассами. При приеме денежной наличности не­посредственно от
организации вноснтель сдает деньги в вечернюю кас­су по объявлению на взнос
наличными. Оформление объявления и прием денег от клиентов осуществляются
аналогично порядку осуществле­ния этих операций в операционное время банка.
Другой канал поступ­ления денежной наличности в приходную кассу банка — через
аппарат инкассации. Прием сумок с деньгами от инкассаторов осуществляется
обычно по окончании операционного дня банка в вечернюю кассу. При­нятые
вечерней кассой банка, их выдающего, с указанием на каждом чеке номера
сче­та, с которого он будет оплачиваться.
Наличные деньги, полученные банками в банках, могут рас­ходоваться только на
цели, указанные в чеке. По денежному чеку (именному) деньги выплачиваются
только тому лицу, которое указано в чеке. Передоверие права При решении
вопроса о выдаче наличных денег на цели, указанные в чеке, банки могут
запросить от обслужива­емых предприятий необходимые документы. После
тщательной про­верки операционный работник записывает сумму чека в кассовый
журнал по расходу, отрезает от чека контрольную марку и передает ее
получателю денег для предъявления в кассу, а сам чек передает в рас­ходную
кассу [14, с. 89].
Работа банка с денежной наличностью по обслуживанию клиентов — физических лиц
(а также сотрудников самого банка) производится по приходным и расходным
кассовым ордерам.
20202 "Касса кредитных организаций";
20207 "Денежные средства в операционных кассах, нахо­дящихся вне помещений
банков";
20209 "Денежные средства в пути",
Учет наличных денег, находящихся в кассе банка, осу­ществляется на счете
20202 "Касса кредитных организаций" (активный). Сальдо дебетовое означает
сумму свободной де­нежной наличности в кассе банка. Оборот по дебету — сум­мы
зачисленные, полученные кассой от клиентов; погаше­ние долгов сотрудниками;
получение с корсчета. Оборот по кредиту — суммы, выданные наличными клиентам;
сдан­ные на корсчет; выданная заработная плата ему из кассы банка:
Дт расчетный счет клиента
Кт 20202 "Касса кредитных организаций".
3. Банком получена выписка из расчетно-кассового цент­ра о снятии суммы
наличного денежного подкрепления с корреспондентского счета:
Дт 20209 "Денежные средства в пути"
Кт 30102 "Корреспондентские счета кредитных организа­ций".
4. Из расчетно-кассового центра в кассу банка получены наличные деньги:
Дт 20202 "
Дт 60308 "Расчеты с работниками банка по подотчетным суммам"
Кт 20202 "Касса кредитных организаций".
7. Возвращена неиспользованная часть выданной в подот­чет суммы на
канцелярские товары:
Дт 20202 "Касса кредитных организаций"
Кт 6030
Дт 20209 "Денежные средства в пути"
Кт 20202 "Касса кредитной организации".2. В РКЦ сумма инкассированных
наличных денег посту­пает в кассу и зачисляется на корреспондентский счет
ком­мерческого банка. В коммерческом банке на контрольного талона,
подтверждающего факт вло­жения денег с оформлением мемориального ордера на
сумму наличных денежных средств, загруженных в банкомат:
Дт 20208 "Денежные средства в банкоматах"
Кт 20209 "Денежные средства в пути".
3. С оформлением мемориального ордера на сумму налич­ных денежных средств,
изъятых из банкомата (на основании
первого экземпляра контрольного талона):
Дт 20209 "Денежные средства в пути"
Кт 20208 "Денежные средства в банкоматах".
4. С оформлением приходного кассового ордера на сумму наличных денежных
средств, изъятых из банкомата кассе­тах (на основании результатов пересчета и
Отчетной справки "Об остатке денежной наличности в
Дт 60308 Лицевой счет сотрудника, допустившего недо­стачу
Кт 60323 "Расчеты с прочими дебиторами",
Погашение недостачи наличными денежными средствами отражается
Дт 20202 "Касса кредитных организаций" Кт 60322 "Расчеты с прочими
дебиторами". По истечении сроков исковой давности (трех лет) сумма излишков в
установленном порядке относится на доходы банка на основании мемориального
ордера:
Дт 60322 "Расчеты с прочими дебиторами"
Кт 70107 "Прочие доходы".
7. Задержанные карты принимаются в хранилище ценно­стей с оформлением
мемориального ордера:
иальный ордер на совершённые операции путём подсчёта оборотов в расходном
кассовом журнале и передаётся для отражения в балансе банка.
              1.3. Контроль кассовых операций в коммерческом банке              
Действующая нормативно-правовая база предусматривает проведение банками
систематических проверок соблюдения банками кассовой иям и вы­дачам денег из
кассы банка и их целевому назначению, лимите остатка денег в кассе, порядке и
сроках сдачи выручки, знакомится с уставом банка, договором банковского
счета, разрешением банка о праве расходования пред­приятием постоянной
денежной выручки, со справкой о результатах преды­дущей проверки кассовых
операций и другими документами [18, с. 98].
Согласно действующему законодательству предусматривается проведение банками
проверок соблюдения порядка ведения кассовых операций на пред­приятии по
следующим направлениям.
1. Ведение кассовой книги и других кассовых документов. При этом
рас­сматриваются соблюдение установленного порядка оформления операций по
приему и выдаче наличных денег из кассы банка, ведение форм пер­вичной
учетной документации по кассовым операциям (приходных и расход­ных кассовых
ордеров, журнала регистрации приходных и расходных кассо­вых документов,
кассовой книги, книги учета принятых и выданных касси­ром наличных денег),
тся и значительно превышает ежеднев­ные поступления и выдачи, проверяющий в
праве потребовать от руководи­теля банка назначения ревизии кассы.
3. Полнота сдачи денег в кассу учреждения банка. Рассматривается соблю­дение
согласованного порядка и сроков сдачи денежной выручки в учрежде­ние банка,
уточняется сумма наличных денег, поступивших в кассу за прове­ряемый период и
сопоставляется с суммой денег, сданных в банк. Проверя­ются своевременность
возврата в учреждение банка невыплаченных в срок ются обороты по счету
«Расчеты с подотчетными лицами»). При этом переоформление ранее выдан­ных
подотчетных сумм в новый аванс может рассматриваться как сокрытие превышения
лимита остатка кассы.
6. Соблюдение на каждый день проверяемого периода установленного бан­ком
лимита остатка кассы, сроков и порядка сдачи денежной выручки,
своев­ременность возврата в банк невыплаченных в срок средств на оплату труда
и социально-трудовых льгот. При выявлении нарушении выясняется, когда, в 7.
Целевое использование наличных денег, полученных в банке, в соответ­ствии с
целями, указанными в чеках, а также решение других вопросов, отно­сящихся к
порядку ведения кассовых операций.
Результаты проверки оформляются справкой о кассовых операциях в трех
экземплярах. В ней должны найти полное отражение все перечисленные выше
вопросы. Справка подписывается руководителем, главным бухгалтером банка и
представителем банка, а затем в трехдневный срок].
По полученным от банка представлениям налоговые инспекции рассмат­ривают дела
об административных правонарушениях и наложении штрафов на виновных в
соответствии с п. 9 Указа Президента Российской Федерации «Об осуществлении
комплексных мер по своевременному и полному вне­сению в бюджет налогов и иных
обязательных платежей» от 23 мая 1994 г. № 1006.
В соответствии с данным Указом применяются следующие меры финансо­вом
ответственности:
- за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими банками,
учреждениями и организациями сверх установленных пре­дельных допустивших
указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном.
установленном законодательством Российской Федерации размере минималь­ной
месячной оплаты труда. Суммы взысканных штрафов зачисляются в фе­деральный
бюджет.
          1.4. Методика анализа кассовых операций в коммерческом банке          
Для определения объема, источников поступления наличных денег в кассу и
направления их выдачи составляется прогноз кассовых оборотов на квартал.
При составлении расчета по прогнозу кассовых оборотов по операциям в
коммерческом банке используются следующие показатели, определяемые следующим
образом:
- денег по основным операциям коммерческого банка. Принятая в расчете сумма
подкреплений или сдаваемых излишков должна быть отражена в тех же размерах в
расчете прогноза по операциям предприятий;
- поступления от погашения кредитов – исходя из прогнозируемого размера этих
поступлений;
- суммы выплат заработной платы своим работникам, пенсий и пособий из
федерального бюджета;
- суммы
Установление лимитов происходит с целью оптимизации остатков наличных
денежных средств в кассе и затрат на инкассацию коммерческого банка с учетом
необходимости качественного и своевременного обслуживания клиентской базы и
ограничения неработающих активов
Лимит максимального остатка кассы рассчитывается на основе оптимизации
соотношения расходов банка по вызову или подкреплению денежной наличностью и
недополученными доходами от возможного
N – фактическое количество рабочих дней внутреннего структурного
подразделения в расчетном периоде;
     - среднедневной расход наличности в расчетный период;
     - среднедневной приход наличности в расчетный период;
mod - модуль числа.
Лимит максимального остатка денежной наличности в отделе кассовых операций
банка устанавливаются экспертным путем в размере необходимом для организации
эффективного процесса кассового обслуживания клиентской базы с учетом
следующих факторов:
- состава клиентской базы;
- уровня развития операций инкассации юридических лиц;
отдела и отдела кассовых операций, скорректированной на коэффициент динамики:
Lim (ВОСБ)                                                           (2)
Кдин - коэффициент динамики;
Коэффициент динамики - отражает тенденцию среднедневных объемов итывать
отдельно для разных периодов (например, разные лимиты на период с 1 по 15
число месяца и с 16 по 30/31 число месяца).
При установлении лимитов максимального остатка кассы необходимо принимать во
внимание следующие факторы:
- техническую укрепленность и наличие круглосуточной физической охраны
кассового узла коммерческого банка;
- размер кладовой ценностей банка (сейфовой комнаты внутреннего структурного
подразделения);
- максимальный расход/приход по кассе за расчетный период;
- оптимальность существующих маршрутов инкассации;
- состав клиентской базы;
- количество и виды иностранных валют, в которых банк совершает период (три
календарных месяца, предшествующие месяцу расчета лимита). По ходатайству
отделения лимит может быть пересмотрен досрочно.
банка, за которым закреплены функции регулирования остатка кассы.
1.5. Проблемы и направления совершенствования организации учёта кассовых
операций
В области кассового обслуживания банк преследует две простые цели: увеличение
остатков на клиентских счетах и сокращение издержек. Этих целей можно достичь
за счет повышения качества клиентского обслуживания и сокращения
необязательных (в первую очередь, с точки зрения качества клиентского
обслуживания) операций.
Повышение качества клиентского обслуживания сводится к опреде
лению стандартов клиентского обслуживания и формиров
анию соответствующей
корпоративной культуры. Определить стандарт к
лиентского обслуживания - означает объяснить персоналу, что от него требуется.
Сформировать соответствующую корпоративную культуру означает 
     убедить персонал систематически следовать установленным стандартам.     
На сегодняшний день все ратуют за качественное клиентско
е обслуживание. 
Качественное клиентское обслуживание - это обслуживание, отвечающ
ее ожиданиям клиентов. В этом определении два
важных момента.
Первый, удовлетворения клиента иногда можно добиться, просто тактично рядовых
сотрудников, реально поддерживать их инициативы и предоставлять им достаточно
полномочий  для самостоятельных экспериментов в интересах совершенствования
клиентского обслуживания. Значит, выбор в пользу качественного клиентского
обслуживания на деле означает, в частности, делегирование значительного
объема полномочий с высшего уровня управления на средний и нижний уровень.
Значительное сокращение расходов обещает более
полное использование возможностей системы "банк-клиент", Интернета  и
пластиковых карт. При нынешнем уровне развития коммуникаций обременительно
содержать полноценные филиалы.
Перспективным банковским офисом может быть арендуемая комната, два компьютера
и два менеджера по работе с клиентами, которые будут помогать им пользоваться
средствами удаленного доступа к счету и, главное, просто разговаривать.
Потребности в кассе разрешаются с помощью банкоматов, которые все равно
приходится ставить. Касса банка потребуется только для приходных операций. По
сравнению с традиционной филиальной сетью такая конструкция получится дешевле,
а главное, будет обладать гораздо большей гибкостью, способностью прибли
зиться к клиенту.
Однако представьте проблему координации и контроля работы не нескольких
филиалов, а десятков сотрудников, буквально рассеянных по всему городу или не
в интересах декларируемых целей организации, а исходя из собственного их
понимания.
Распределение полномочий внутри организации является одной из самых сложных
функций и самых важных обязанностей высшего руководства. Стратегия в этой
области имеет целью децентрализовать управление и при этом не превысить
допустимый уровень организационных рисков. Эти цели
достигаются:
- структуризацией банковских продуктов и определением целевых показателей
деятельности подразделений,
-
Необходим письменный документ, где банковские продукты должны быть хотя бы
перечислены. Первый результат этой акции будет состоять в том, что выявится
ненужность многого из того, что делается в банке, то есть появится
возможность реально высвободить ресурсы.
Следующим результатом будет калькуляция доходов и расходов по каждому
продукту. Это задача в полном объеме не может быть решена сразу,. Многие
операции отнимают массу времени и сил, а оказывается, что они проводятся
бесплатно ради услуги одному единственному клиенту, которому она даже не
нужна.
Структуризация банковских продуктов открывает возможность для установления
конкретных (в цифрах) плановых заданий для отдельных сотрудников [11].
Индивидуальные задания - это необходимое условие целенаправленной кадровой
работы, способ мотивировать и стимулировать рядовых сотрудников к активной и
результативной работе. Индивидуальные задания - это основа для обоснованного
делегирования полномочий и контроля их добросовестного использования
.
Следующим шагом реорганизации является создание полноценного бэк-офиса.
Сейчас его функции, как правило, растворены в бухгалтерии. Необходимо их
выделить. Бэк-офис - это механизм контроля децентрализованных решений. Там,
где все подписывает один руководитель, бэк-офис, понятно, не нужен. Бэк-офис
имеет дело с цифрами
" операции. Если это будет так, то в банке никто не будет работать с клиентом
- все будут решать внутренние проблемы.
Это всегда престижнее и эмоционально выигрышней, чем клиентское обслуживание.
Поскольку не всегда можно однозначно сформулировать учетную политику, главный
бухгалтер и его аппарат должен выступать независимым арбитром в спорах.
Нельзя позволять подразделениям определять свою учетную политику.
Получить финансовый результат за счет законного
сокрытия прибыли или искажения финансовой отчетности крайне соблазнительно.
Однако проблема состоит в том, что искажение отчетности в равной степени
затрудняет работу проблемы организационных рисков.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЁТА, АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
В ОАО «N-СКИНВЕСТБАНК»
             2.1. Экономическая характеристика ОАО «N-скинвестбанк»             
Акционерный N-скинский инвестиционный банк «N-скинвестбанк» – один из ведущих
банков Южного Урала – создан 17 октября 1990 года.
, быть истцом и ответчиком в суде.
Основные реквизиты ОАО «N-скинвестбанк» приведены в таблице 1.
                                                                       Таблица 1
                     Основные реквизиты ОАО «N-скинвестбанк»                     
     
Полное официальное наименование
Полное официальное наименование (англ.)
Краткое наименование
Краткое наименование (англ.)

Регистрация в Банке России:

- регистрационный №

- дата регистрации

Регистрация в Едином государственном реестре:

- регистрационный №

- дата регистрации

Корсчет №
БИК
ИНН
КПП
ОКОНХ
ОКПО
SWIFT
Телефон
Телекс
Телетайп
Internet
E-mail
Почтовый адрес Банка
Почтовый адрес Банка (англ.)
Надзор за деятельностью банка осуществляет
Целью деятельности ОАО «N-скинвестбанк» является извлечение прибыли посредством оказания банковских услуг. N-скинвестбанк осуществляет следующие банковские операции: - привлекает и размещает денежные средства юридических и физический лиц, - открывает и ведет банковские счета физических и юридических лиц, осуществляет расчёты по поручению клиентов, в том числе банков- Банк помимо перечисленных выше банковских операций лицами, - осуществляет операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ; - предоставляет в аренду физическим и юридическим лицам специальные помещения или находящиеся в них сейфы для хранения документов и ценностей, - с владением акциями. Совет Банка является органом управления Банка, который определяет стратегию развития Банка, осуществляет общее руководство деятельностью Банка и контроль за деятельностью его исполнительных органов. Основными функциями Совета банка являются: - утверждение стратегии развития Банка; - утверждение финансовых планов; - осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Банка; - контроль за созданием и функционированием системы управления рисками; - реализация и защита прав акционеров и содействие в разрешении корпоративных конфликтов; - акционерами, так и возможность развития самого Банка. Действующая в Банке система контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью направлена на обеспечение доверия инвесторов к Банку и органам его управления. Основной целью такого контроля является защита капиталов акционеров и активов Банка. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Банка осуществляют Совет Банка, ревизионная комиссия, Управление внутреннего Расчетно-кассовый отдел осуществляет следующие банковские операции: - прием депозитов физических и юридических лиц; - кассовые операции; - переводные операции; осуществление расчетов по поручению физических и юридических аудиторы и системотехники, подчиняющиеся напрямую головному офису. Уставный капитал на 1 января 2005 года составил 200 млн. рублей, а собственный капитал превысил 628 млн. рублей. В системе N-скинвестбанка показатели деятельности N-скинвестбанка приведены в табл.2. Таблица 2 Основные экономические показатели деятельности N-скинвестбанка, тыс. руб.
Показатель2003г.2004г.ОтклонениеТемп роста
1.Валюта баланса
2. Активы
3.Средства на счетах клиентов
в том числе вклады физ. лиц
4.Кредитный портфель (ссудная и приравненная к ней задолженность)
5. Капитал банка (собственные средства)
6.Уставный (акционерный) капитал
7. Прибыль до налогообложения
8.Чистая прибыль1268319127+ 6444150,81
В соответствии с данными таблицы 2 валюта баланса увеличилась на 2054553 т.р., темп роста составил 161,42%. Собственные средства банка увеличились на 79060 т.р., темп роста составил 117,58%. Чистая прибыль банка вкладов населения, что характеризует универсальную направленность деятельности банка и рассредоточенность рисков по разным направлениям работы. Филиалы банка обслуживают счета федерального и местного бюджетов. Банк является членом международных платежных систем ВИЗА и ЕВРОПЕЙ, участником системы межбанковских телекоммуникаций SWIFT, пользователем международной информационной системы «Рейтерс». Банк является членом платежной системы «Золотая Корона» и входит в число лидеров космической связи с Москвой, что позволяет осуществлять электронные расчеты между филиалами и банками, существенно экономит средства клиентов при проведении платежей, а также дает возможность банку работать в режиме реального времени на финансовых рынках Москвы, находясь в N-скинске. Клиентская база банка насчитывает свыше 10 тысяч предприятий и видам услуг на валютном рынке, а также по обслуживанию расчетных и текущих счетов коммерческого рынка. 2.2. Оценка организации учёта и контроля кассовых операций в ОАО «N-скинвестбанк» Организация работы бухгалтерии ОАО «N-скинвестбанк» направлена на выполнение требований Положения «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» № 205-П от 5, балансах, и т. д.). Бухгалтерские операции выполняют работники, выделенные для этой работы, независимо в каком структурном подразделении банка они состоят. В эту категорию входят работники, занятые приемом, оформлением, контролем расчетно- денежных и других документов, отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета, кроме операторов ЭВМ, не входящих в структуры бухгалтерского аппарата. Все N-скинвестбанке учёт кассовых операций ведётся в режиме реального времени. Кассовые операции оформляются следующими документами: 1. по приходу - объявлением на взнос наличными, - приходным кассовым ордером, - извещением-квитанцией. 2. по расходу - денежным чеком, расходным а) порядок приема по «объявлению на взнос наличными» и «приходному кассовому ордеру» После заполнения вышеперечисленных реквизитов в компьютере операционный работник направляет электронный документ в кассу (соответствующая запись отражается в электронном кассовом журнале), распечатывает и оформляет документ в соответствии с требованиями нормативных документов Банка России и Банка (штамп на приходных ордерах проставляется обязательно). Клиент с заполненным и подписанным кассовым документом направляется в кассу банка. При предъявлении клиентом кассового документа кассир контролирует наличие электронного документа, созданного операционным работником. При наличии электронного документа кассир сверяет: - номер документа, - сумму документа, - наименование организации - получателя средств. При идентичности данных кассир принимает деньги от клиента полистным пересчётом и при соответствии сумм подписывает кассовый документ, ставит печать, подтверждает электронный документ в электронном документа кассовый работник в обязательном порядке указывает: - символ кассового плана, - сумму взноса, - счёт получателя денежных средств, - ФИО вносителя, - назначение платежа. После заполнения всех обязательных реквизитов кассир принимает деньги от клиента полистным пересчётом и при соответствии сумм проставляет Инструкции N-скинвестбанка № 20-004 и Правил работы системы и обработки платежей "Город", утвержденных приказом Председателя Правления. На основании предъявленного клиентом денежного чека или распоряжения руководства банка на выдачу денежной наличности операционный работник формирует кассовый документ по расходу в интегрированной банковской системе, который заверяется его электронной подписью. При формировании электронного документа операционным работником в обязательном порядке указывается: - символ кассового плана, - сумма выдаваемых средств, - счёт, с которого происходит выдача денежных средств, - ф.и.о. получателя денежных средств, и реквизиты документа, удостоверяющего личность, - направляет электронный документ в кассу, распечатывает и оформляет расходный ордер в соответствии с требованиями нормативных документов Банка России и Банка (штамп проставляется обязательно). Обязанность по формированию электронного документа в ИБС Банка допускается возлагать на контролёра. Кассир контролирует наличие электронного документа, созданного операционным работником в интегрированной банковской системе. При наличии электронного документа кассир сверяет идентичность электронного и Кассовые журналы по приходу и расходу формируются автоматически на основании документов, созданных операционными работниками и подтверждённых кассирами. В конце операционного дня операционный работник в обязательном порядке контролирует состояние кассовых документов. При наличии непроведенных документов выясняется причина, и принимаются соответствующие меры. В экземпляр кассового журнала в рублях РФ помещается в документы дня. Документы в кассовом журнале сортируются в порядке возрастания лицевых счетов:» в ОАО «N-скинвестбанк» используется для учета наличных денежных средств в рублях и иностранной валюте, находящихся в операционной кассе банка, кроме обменных пунктов и операционных касс, находящихся вне помещений банка. По дебету счета отражается поступление денежной наличности в рублях и организации (филиала), по отдельным внутренним структурным подразделениям и по хранилищам ценностей, а также по видам валют, по учету авансов денежной наличности, выданных (полученных) для осуществления кассового обслуживания населения в послеоперационное время кредитной организации, в выходные, праздничные дни. В настоящее время в N-скинвестбанке сложилась двухуровневая система внутреннего контроля, включающая управленческий контроль и внутренний аудит. Управленческий контроль осуществляется Советом. Кроме того, во N- скинвестбанке создана Комиссия по координации работы по вопросам внутреннего контроля в банке. С целью защиты интересов инвесторов, Банка и его клиентов путем контроля за деятельности в Банке банковской деятельности и уровнях принятия к проведению конкретной операции и/или превышающей лимит функциональной необходимости в рамках должностных обязанностей; - использования различных видов контроля в зависимости от операций в ОАО «N- скинвестбанк» необходимо провести тестирование по заранее подготовленному вопроснику (таблица 1). Таблица 1 Тесты проверки состояния систем внутреннего контроля
№ п/пСодержание вопросаСодержание ответаСим­волВыводы ауди­тора
1 Имеется ли в банке служба внутреннего контроля?
2Заключёны ли договора о материальной ответст­венности с кассиром?
3 Созданы ли условия, обеспечивающие со­хранность денежных средств?Да

У4

Надлежащие условия хра­нения денеж­ных средств
4Допускаются ли слу­чаи подписания неза­полненных чеков и платёжных поручений?
5Полностью ли запол­няются необходимые реквизиты в кассовых документах
6Проводятся ли внезап­ные ревизии кассы?
7Имеются ли схемы от­ражения на счетах опе­раций с денежными средствами?
Примечание: У1 – низкий уровень, У2 – ниже среднего уровня, У3 – средний уровень, У4 – высокий уровень. В N-скинвестбанке имеются в наличии следующие внутрибанковские документы, которыми руководствуются кассовые работники: - должностные инструкции кассовых работников; - приказы и так, что исключается возможность: - Контроль за деятельностью кассового узла ОАО «N-скинвестбанк» осуществляется посредством ревизий, назначаемых руководителем банка. Внутренний контроль ОАО «N-скинвестбанк» за правильностью осуществления кассовых операций выполняется путём проведения ревизии кассы. Ревизия кассы в ОАО «N-скинвестбанк» проводится: - не реже одного раза в квартал, а также ежегодно на 1 января; - при смене и временной» с помощью применения различных информационных технологий. Кроме того, в системе контроля кассовых операций были выявлены недостатки. Это говорит о том, что необходимо совершенствовать и систему внутреннего контроля кассовых операций. 2.3. Анализ кассовых операций в ОАО «N-скинвестбанк» В таблице 3 приведены данные доходов и расходов от расчетного и кассового обслуживания в ОАО «N-скинвестбанк». Таблица 3 Доходы и расходы от расчетно-кассового обслуживания юридических лиц.
N п/пНаименование статей2003 г.2004г.
1 полу-годие2 полу-годиеИтого за год1 полу-годие2 полу-годиеИтого за год
1. Доходы от расчетно-кассового обслуживания, тыс. руб.
2. Расходы от расчетно-кассового обслуживания, тыс. руб.
За 2004 год рост комиссионных доходов, по сравнению с прошлым годом, составил 115% и достиг 31 780 тыс. рублей. Увеличение комиссионных доходов связано с расширением спектра предоставляемых услуг и увеличением клиентской базы. Расходы по сравнению с 2003 годом, в 2004 году наличности в отделе кассовых операций не может превышать 30% от суммы расчетных лимитов всех внутренних структурных подразделений, включая банкоматы. Таблица 4 Расчет лимита максимального остатка денежной наличности в кассе отделений ОАО «N-скинвестбанк»
N п/пОперационная кассаСредне­дневной приход тыс. руб. (Vп)Средне­дневной расход, тыс. руб. (Vp)Среднедневной расход в пре­дыдущем пе­риоде (Vp пред)Количе­ство ин­кассаций (Q оптим)Количество дней в от­четном пе­риоде (N)Лимит по каждой кассе (Lim)Коэф-т динамики (К дин.)Арифметичская сумма лимитов (Lim*Kдин)
1. Операционная касса № 1
2. Операционная касса № 2
3. Операционная касса № 3
4. Операционная касса № 4
5. Операционная касса № 5167215701500402017501,0141774
ИТОГО:76726989643676608964
Таким образом, рассчитанный лимит максимального остатка денежной наличности равен 7660 тыс. рублей. Арифметическая сумма лимитов внутренних структурных подразделений составляет 8964 тыс. рублей. Это на 10,6% больше чем Lim (ВОСБ), и не противоречит рекомендациям по расчету данного показателя (не превышает 30%). Таким образом, по предоставленным данным был проведен анализ подразделений - 8964 тыс. рублей (111%), что соответствует рекомендациям (т.е. не превышает 30%). В 2004 году были получены комиссионные доходы от расчетно-кассового обслуживания, в размере 31 780 тыс. рублей, что составляет 115% по сравнению с предыдущим годом. Увеличение комиссионных доходов связано с расширением спектра предоставляемых услуг и увеличением клиентской базы. Расходы, а это проценты, выплаченные по кредитовым остаткам на счетах юридических лиц, по сравнению с 2003 годом, в 2004 году возросли на 538 тыс. рублей (115%). Платежи клиентов ОАО «N-скинвестбанк» в основном осуществляются двумя путями: через расчетно-кассовый центр ЦБ или поступают отношений). Динамика объема документооборота (платежных поручений) в разрезе названных двух путей представлена в табл. 5 и 6. Таблица 5 Сведения о документообороте
Наименование показателяГод
200220032004
Количество платежных поручений, всего
в том числе
- проходящих через ГРКЦ
- проходящих напрямую по корсчетам
Таблица 6 Динамика платежных поручений
Наименование показателяГод
20032004
Темп роста количества платежных поручений, всего
в том числе
- проходящих через ГРКЦ
- проходящих напрямую по корсчетам
Темп роста платежных поручений в 2003 году составил 110,22%, а в 2004 году 115,12%. Темп роста платежных поручений, проходящих через систему РКЦ ЦБ в 2003 году составил 108,62%, а в 2003 году 111,43%. Темп роста платежных поручений, проходящих напрямую по корсчетам в 2002 году составил 112,86%, а в 2003 году 121,01%. в качестве положительной тенденции, так как прохождение платежей напрямую проходит быстрее, чем через РКЦ. Структура платежей представлена на рис. 2.
Количество платежей
Годы
Рис. 2. Структура платежей В период с 2000 по 2004 год изменилась структура платежей. В 2002 году доля платежей, проходящих через РКЦ составляла 62%, а через корсчета – 38%, в 2003 году соответственно – 61% и 39%, а в 2004 году – 59% и 41%. Указанные изменения в структуре платежей также можно оценить в качестве положительной тенденции. Для совершенствования работы по организации расчетно-кассового обслуживания ОАО «N-скинвестбанк» необходимо проанализировать статистику по необработанным документам. Для этого оценим количество и долю необработанных документов, а также выявим причины, по которым документы не были обработаны. Сведения о количестве и динамике необработанных документов ОАО «N- скинвестбанк» приведены соответственно в табл. 5 и табл. 6 Таблица 5 Сведения о количестве необработанных документов
Наименование показателяГод
200220032004
Количество платежных документов, всего
Количество необработанных документов, всего
в том числе
- из-за ошибок в оформлении
- из-за отсутствия средств на счете клиента
Таблица 6 Динамика количества необработанных документов
Наименование показателяГод
20032004
Темп роста количества необработанных документов, всего
в том числе
- из-за ошибок в оформлении
- из-за отсутствия средств на счете клиента

100,27%

112,60%

Темп роста количества необработанных документов ОАО «N-скинвестбанк» в 2003 году составил 99,39%, а в 2004 году 113,43%. Темп роста количества необработанных документов из-за ошибок в оформлении в 2003 году составил 98,21%, а в 2004 году 114,55%. Темп роста количества необработанных документов из-за отсутствия средств на счете клиента в 2003 году составил 100,27%, а в 2004 году 112,60%. Доля необработанных документов в период с 2002 по 2004 год представлена на рис. 3.
Количество платежей
Годы
Рис. 2. Доля необработанных документов Доля необработанных документов в течение анализируемого периода варьировалась незначительно и находилась в пределах 4-5% от общего числа документов. Таким образом, рассчитанный лимит максимального остатка денежной наличности составил 7660 тыс. рублей, а арифметическая сумма лимитов всех внутренних структурных подразделений - 8964 тыс. рублей (111%), что соответствует услуг и увеличением клиентской базы. Расходы, а это проценты, выплаченные по кредитовым остаткам на счетах юридических лиц, по сравнению с 2003 годом, в 2004 году возросли на 538 тыс. рублей (115%). ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЁТА И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОАО «N-СКИНВЕСТБАНК» 3.1. Рекомендации по совершенствованию организации учёта кассовых операций в ОАО «N-скинвестбанк» Основными тенденциями в совершенствовании кассовых операций являются улучшение взаимодействия центральных, коммерческих банков и других большое количество финансовых и юридических документов. 100% отсутствие ошибок. Она основана на использовании двумерных штриховых кодов и специального считывающего оборудования (image reader). Двухгодичный опыт эксплуатации BiPrint в банках подтверждает, что суммарный объем документооборота достигает 80% от общего объема документов. За счет высокой производительности и отсутствия ошибок BiPrint дает анка, роль покупателя - клиент, товар, на упаковке которого нанесен штриховой код, - это платежный документ, а касса со сканером - банковская часть BiPrint [43]. BiPrint образуется двумя связанными частями, одна из которых устанавливается у клиента, а вторая - в банке. У клиента BiPrint представлена программным обеспечением - виртуальным принтером (BiPrint-Клиент). Указанный штрих-кода позволяет поместить в него всю значимую информацию платежного документа (реквизиты плательщика и получателя средств, сумму, дату, назначение платежа и т.д.). Размещается код в таком месте, в котором он не мешает работе с платежным документом. Подготовленные таким образом бумажные документы стандартным путем доставляются в банк. Там специальным сканером и программным обеспечением BiPrint-Банк этот штрих-код мгновенно (за время о внедрении BiPrint в региональных управлениях Центрального банка РФ [43]. Ежедневно по всей стране обрабатываются сотни тысяч платежных документов, более 7000 клиентов банков эффективно используют BiPrint. Банки, которые приобрели BiPrint, имеют право бесплатного и неограниченного распространения клиентской части комплекса BiPrint-Клиент. Это позволяет практически беззатратно привлечь на обслуживание по технологии BiPrint любое, сколь угодно большое, число клиентов и радикально сократить сроки окупаемости комплекса. Возможности BiPrint не ограничиваются обработкой только платежных поручений и платежных требований (инкассовых поручений). С ее помощью можно обрабатывать мемориальные ордеры, заявки на покупку/продажу валюты, поручения на перечисление средств в иностранной валюте, счета- ввод; - высокая скорость внедрения и обучения – установка виртуального принтера у клиента занимает 15-20 минут, внедрение и обучение в банке – около 0,5 рабочего времени; - высокая позволяет полностью с уверенностью утверждать, что создан и успешно функционирует рынок класса систем ввода информации. Преимущества внедрения системы BiPrint для клиента: учёта кассовых операций сравним данные о затратах времени на ввод информации с бумажных носителей (документов) в операционную систему банка до и после предлагаемого мероприятия. Таблица 10 Общее время
№ п/пНаименование работ, операций РКООбщее время, Общее время после мероприятий Изменение
1Работы по привлечению юридических лиц на об­служивание
2Работы по открытию ра­бочего дня
3Работы по закрытию ра­бочего дня
4 Работа в операционное время (непосредственное обслуживание клиента) 792,8612,8-180
4.5Проверка правильности заполнения объявлений на взнос наличными8040-40
4.7Сверка образцов подпи­сей лиц, подписавших объявление на взнос наличными
4.8Ввод реквизитов объявления на взнос наличными в компьютер
4.10Отметка о проводке на всех экземплярах объявления на взнос наличными
5Прочая работа
Итого:
Исходя из данных таблицы 10 можно сделать следующие выводы: Предлагаемая стратегия повышения эффективности кассовых операций позволит сократить время непосредственного обслуживания клиентов, в частности: - время систему расчетов электронных платежей, позволит добиться ускорения расчетов между банками и их клиентами. Внедрение мероприятий по совершенствованию организации учета кассовых операций в ОАО «N-скинвестбанк» на основе его автоматизации связано со значительными материальными затратами на разработку и функционирование системы. Поэтому важнейшей задачей является анализ экономической эффективности внедряемой системы. Ее своевременное решение дает возможность сравнивать различные варианты автоматизации и установить оптимальный вариант, оценить его влияние на изменение показателей деятельности организации. Эффективность внедрения автоматизированной системы обуславливается действием ряда факторов организационного, информационного и экономического характера. информация, имеющая целью полное и своевременное отражение и состояние объекта и причин, влияющих на его развитие, в конечном счете, направлена на улучшение использование производственных ресурсов. Опыт эксплуатации комплексов задач показал, что в процессе автоматизации учетно-вычислительных работ достигается снижение трудоемкости отдельных операций, рост производительности и улучшений условий труда отдельных работников, повышение оперативности достоверности, включая подготовку отчетности при постоянно растущем объеме первичной документации без увеличения численности персонала и т.д. Базой для оценки экономической эффективности автоматизированной системы.) Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (Е н - представляет собой минимальную норму эффективности капитальных вложений, ниже которой они не целесообразны. Значение Ен принимается равным 0.2). Произведение К * Ен следует рассматривать как нормативную прибыль, которая должна быть получена от внедрения системы. системы. Ер = П / К, где Ер - коэффициент эффективности капитальных затрат. Срок окупаемости затрат на внедрение модернизируемого проекта машинной обработки информации представляет собой отношение капитальных затрат на разработку и внедрение автоматизированной системы к годовой экономии (годовому приросту прибыли). Т = К / П, где Т - срок окупаемости капитальных затрат на внедрение 1. Единовременные затраты (К, руб.) Таблица 11 Единовременные затраты
№ п/пПеречень затрат Количество (шт.)Стоимость (руб.)
1Источник бесперебойного питания (мощность 600 Вт)
2Рабочая станция
3Принтер
4Разработка программного обеспечения
5Т-коннектор
Итого
Замечание: предполагается, что доставка и монтаж оборудования производится бесплатно. 2. Эксплутационные расходы (в расчете на обслуживание 1 клиента в обменном пункте) – 5500 руб./месяц, при машинном – 6000 руб./месяц. Следовательно, в день Умножив заработную плату кассира в минуту на время обслуживания одного клиента получим заработную плату кассира за одного клиента. При ручном оформлении она составляет – 21 руб./клиент, при машинном – 10,9 руб./клиент. Расчет остальных показателей производится подобным образом. Таблица 12 Эксплутационные затраты
№ п/пСтатьи затрат Из расчёта Ручная обработка (руб.)Машинная обработка (руб.)
1Заработная плата 55002110,9
2Отчисления на социальные нужды
3Амортизационные отчисления
4Накладные расходы
Итого
В качестве примера опишем технологию расчета заработной платы кассира обменного пункта в расчете на обслуживание 1 клиента при ручном и при машинном оформлении документов. После этого можно приступить к расчету основных показателей. 1. Прирост прибыли в день рассчитывается по формуле: Пдень= * 0.2 = 702224 (руб.) 3. Коэффициент эффективности капитальных затрат Ер = П / К Ер = 702224 / 36560 = 19,21 4. Срок окупаемости капитальных затрат на внедрение автоматизированной системы (мес.) Т = К / П Т = 36560 / 702224 = 0,05 года (меньше месяца) . Таким образом, годовой экономический эффект от внедрения технологии BiPrint равен 702224 рублей, срок окупаемости системы составляет меньше месяца. В целях совершенствования организации учёта кассовых операций, ОАО «N- скинвестбанк» предлагается использовать стеллажно-контейнерный способ - существенно увеличить коэффициент полезного использования объема кладовых; - автоматизировать учет ценностей, контролировать их движение, получать необходимую отчетную документацию и оперативную информацию о наличии свободных мест хранения. Эта технология обеспечивает соблюдение установленных Банком России требований к ведению кассовых операций и достижение поставленных задач. Стеллажно-контейнерная система включает: - схемой с энергонезависимой памятью емкостью 16Кбит — для хранения информации о содержимом контейнера. Контейнер оснащен запирающими устройствами и ручками, позволяющими двум инкассаторам кантовать его в случае поломки погрузочного устройства. операций с денежной наличностью в строгом соответствии с установленной технологией. Все несанкционированные действия обслуживающего персонала фиксируются в протоколе событий и внеочередным порядком передаются руководству для принятия управленческих решений. - создать условия для выдачи (приема) денежных средств кредитным организациям в укрупненной упаковке и значительно сократить время проведения операций. Безусловно, оборудование кладовых ценностей стеллажно-контейнерной системой требует дополнительных вложений, которые будут оправданы при гарантированности вышеизложенных результатов. Кроме того сравнение затрат на одну пачку банкнот только по оборудованию для перемещения и хески важным компонентом управления банком и основой для обеспечения безопасности и устойчивости банковских операций и призвана обеспечивать реализацию планов и задач банковских учреждений для достижения банками долгосрочных целей в области рентабельности и поддержания надежной системы финансовой и управленческой отчетности. Помимо этого внутреннего контроля требует создания надлежащей структуры, при которой контрольные функции определяются для каждого уровня деятельности банка. Сюда должны входить: проверки, осуществляемые менеджментом; система согласований и делегирования прав; надлежащий контроль за различными являются составной частью соответствующих ежедневных обязанностей всех сотрудников банка, контроль воспринимается как дополнение к текущей деятельности и поэтому недооценивается. Иногда он даже не выполняется – в ситуациях, когда сотрудники вынуждены работать в условиях спешки или излишней загруженности. С позиций проверки кассовых операций банка ситуация выглядит следующим образом: к сожалению контрольный процесс кассовой работы часто рассматривается сотрудниками как обязанности, дополнительные к основным. Отсюда – пренебрежительное отношение к проведению контрольных процедур внутри кредитного отдела. При построении оптимальной системы контроля за качеством кассовой работы необходимо начинать с создания внутренних нормативных актов и должностных инструкций, определяющих контрольные функции и сферу ответственности не только для каждого уровня деятельности банка, но и для каждого сотрудника. Цель данной работы – создание системы, сводящей к минимуму возможность как непроизвольные ошибки, так и преднамеренные злоупотребления. Внутренний контроль банка должен охватывать все стороны его деятельности. На практике внутренний контроль в коммерческом банке начинается с Наблюдательного Совета, Правления, Кредитного комитета. Помимо этого в банках формируются управления (отделы, службы) по внутреннему контролю, непосредственно подчиненные руководству. С принятием Банком России Положения “Об организации внутреннего контроля в банках” и Указаний “О порядке организации внутреннего контроля в кредитных организациях - участниках финансовых рынков” у российских коммерческих банков появились формализованные ориентиры для формирования системы внутреннего контроля. Основной целью вводимой системы является защита интересов, прежде всего клиентов и инвесторов банков, а затем интересов банков. Интересы клиентов в случае возникновения конфликта интересов пользуются 1. контроль информационных потоков; 2. контроль взаимоотношений банка и его сотрудников с клиентами; ОАО «N-скинвестбанк» предлагается перенять опыт одного из бесконтрольному хождению нераскрытой информации внутри банка. В реестр отслеживания, который представляет собой строго конфиденциальный внутренний банковский документ, включают обычно ценности, по которым в банке имеются сведения нераскрытого характера, независимо от того, конфиденциальные они или нет. Каждый сотрудник, располагающий информацией или получивший сведения из реестра (независимо от способа ее получения), обязан не разглашать ее как внутри банка, так и за его пределами. 1. Стоп-реестр отличается от реестра отслеживания тем, что он открыт для служащих операциям. 2. Невозможность удалённого аудита информационных систем Ряд перечисленных аспектов можно контролировать и периодическими проверками, про­водимыми представителями головного офиса. Но та­кая организация внутреннего аудита в силу того, что в головном офисе не всегда имеется четкое представ­ление о характере и степени филиальных рисков, может оказаться неэффективной: - экономически — в критериях соотношения за­трат на организацию внутреннего аудита и получен­ного эффекта от минимизации рисков (можно оши­бочно сосредоточить усилия на проверке одних менее рискованных, филиалов и пропустить крупные про­колы в работе других), - технологически — поскольку внешние проверки по сути носят постфактный характер и фиксируют уже допущенные нарушения, в то время как современные технологии контроля делают акцент на постоянном мониторинге элементов системы внут­реннего контроля. Поскольку решение о создании подразделений внутреннего аудита в филиалах, их функциях, направлениях их деятельно­сти должно приниматься головным офисом ОАО «N-скинвестбанк», то логично предположить, что он и должен взять на себя финансовую ответственность за функционирование данных под­разделений. В - передача решений о финансировании на уровень фи­лиала может привести к видится создание и централизованное утверждение ежегодного защищенного бюджета подразделений внутреннего аудита филиальной сети исходя из: - штатной структуры подразделений внутреннего аудита; - графиков проведения проверочных мероприятий, - нормативов текущих административных расходов: - планируемых в рамках филиальной сети подразде­лений внутреннего аудита мероприятий по повышению квалифика­ции, развитию информационного обеспечения. В соответствии со стандартом внутреннего аудита «внутренние аудиторы должны собрать достаточ­ный объём надежной, уместной и полезной 1. Материалы предварительного контроля: - проекты разрабатываемых внутрифилиальных нор­мативных актов и распределение пол­номочий и ответственности между подразделения­ми и сотрудниками филиала при проведении опера­ций (положения о подразделениях, должностные инструкции сотрудников); - объяснительные записки сотрудников по допущенным нарушениям, - журнал исправительных проводок; - распоряжения по устранению допущенных нару­шений; 3. Рабочие места сотрудников подразделения внутреннего аудита филиала, обеспечивающие: - доступ к автоматизированной банковской системе филиала, программам, в которых ведётся учет от­дельных операций; - доступ к ресурсам, позволяющим оценить устой­чивость функционирования информационных систем филиала (протоколам работы аспектов должно ржания «обратной связи» по результатам проверок. Очевидно, что целью работы подразделений внутреннего аудита является не просто перечисление обнаруженных проблем, но и контроль мероприятий по их устранению и профилактике. Поэтому информация о ходе и степени выполнения рекомендаций подразделений внутреннего аудита должна стать частью соответствующего отчёта. Законодательное регулирование внутреннего контроля и аудита в нуждается в дальнейшем совершенствовании и укреплении. В этой связи заслуживает серьёзного внимания предложение предписывать ОАО «N-скинвестбанк» по итогам проверок состояния внутреннего аудита за недостаточную работу в этом ЗАКЛЮЧЕНИЕ Для коммерческих банков расчеты – это главный участок деятельности, во многом обуславливающий их процветание. Организацией безналичных расчетов и налично- - по расходу: денежным чеком, расходным кассовым ордером. Учет кассовых операций в ОАО «N-скинвестбанк» осуществляется на активных ба­лансовых счетах 20404 "Касса кредитных организаций"; 20407 "Денежные средства в операционных кассах, нахо­дящихся вне помещений банков"; 20409 "Денежные средства в пути". В аналитическом учете ведутся отдельные лицевые счета: по что соответствует рекомендациям (т.е. не превышает 30%). В 2004 году были получены комиссионные доходы от расчетно-кассового обслуживания, в размере 31 780 тыс. рублей, что составляет 115% по сравнению с предыдущим годом. Увеличение комиссионных доходов связано с расширением спектра предоставляемых услуг и увеличением клиентской базы. Расходы, а это проценты, выплаченные по кредитовым остаткам на счетах юридических лиц, по сравнению с 2003 годом, в 2004 году возросли на 538 тыс. рублей (115%). N-скинвестбанк вынужден в процессе кассового обслуживания клиентов обрабатывать большое количество документов. Попытаться сократить объем документооборота бумажных платежных документов в ОАО «N-скинвестбанке» можно с помощью применения информационных технологий, а именно технологии BiPrint. Внешне использование BiPrint напоминает процесс обслуживания 420 мин. Это время можно будет потратить на обслуживание следующего клиента. Годовой экономический эффект от внедрения технологий BiPrint равен 702224 рублей, срок окупаемости системы составляет меньше месяца. В целях совершенствования организации учёта кассовых операций, ОАО «N- скинвестбанк» предлагается использовать стеллажно-контейнерный способ хранения ценностей с использованием контейнера вместимостью 100 пачек банкнот. Стеллажно-контейнерная система включает: - контейнеры для хранения банкнот и монеты; - стеллажи с ячейками для установки контейнеров; - систему автоматики; - компьютерную сеть с программным обеспечением. Стеллажно-контейнерная система позволит ОАО «N-скинвестбанк»: - сократить использование ручного труда; - автоматизировать документооборот в кассовых подразделениях; - повысить контроль за сохранностью ценностей; - изменить подходы к проведению ревизий ценностей и сократить время на их целях, центральная функция службы контроля должна состоять в управлении потоками информации, в контроле за надлежащим поведением служащих, занятых операциями на финансовых рынках. ОАО «N-скинвестбанк» предлагается перенять опыт одного из крупнейших немецких банков - Дойче Банка - в организации контроля за информационными потоками. В банке используются специальные инструменты, препятствующие обращению сотрудников с нераскрытой информацией, а также направленные на вскрытие нарушений и наложение санкций вплоть до введения ограничений на проведение сотрудниками операций и дисциплинарных мер. К таким инструментам относятся реестр отслеживания и стоп-реестр. Кроме ведения реестров, задачей службы внутреннего контроля ОАО «N-скинвестбанк» должна стать задача создания “доверительных зон”, препятствующих бесконтрольному хождению нераскрытой информации внутри банка. Вопросы функционирования внутреннего аудита в филиальной сети ОАО «N- скинвестбанк» приобретают в настоящее время всё большую фонд обязательного резерва рисков неудовлетворительного контроля в размере 5% остатков на пассивных счетах, аналогично существующему Фонду обязательного резервирования Построенная таким образом система внутреннего контроля, важнейшим звеном которой является внутренний аудит подразделений банка, будет отвечает требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нормативным документам Банка России по организации внутреннего контроля и аудита в кредитных организациях. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон РФ от 3 февраля 1996 г. №17–ФЗ (с изменениями и дополнениями). 2. О Центральном банке Рос­сийской Федерации (Банке России): Федеральный закон РФ от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 3. О безналичных расчетах в Российской Федерации: Положение Банка России от 03.10.2002г. N 2-П 4. Положение ЦБР от 5 декабря 2002 г. N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (с изм. и доп. от 20 июня, 5 ноября 2003 г., 2 февраля, 24 марта, 7, 11, 25 июня, 9 августа 2004 г.) 5. Положение Центрального Банка Российской Федерации от 05 января 1998г. №14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации». 6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000г. № 31н) 7. Порядок отражения в бухгалтерском учете банков расчетных операций (приложение к Положению ЦБР от 1 апреля 2003 г. N 222-П) 8. Указание ЦБР от 1 марта 2001 г. N 926-У "О порядке работы с расчетными документами, платежными ордерами при изменении реквизитов банков, их клиентов" (с изм. и доп. от 15 июня 2001 г.) 9. Указание ЦБР от 30 марта 1998 г. N 199-У "Об установлении единого порядка определения кассовых (наличных) и срочных сделок кредитных организаций и внесении изменений и дополнений в нормативные акты Банка России" (с изм. и доп. от 17 мая 2001 г.) 10. Аверченко В.А., Сильвестров С.Н. К вопросу о наличном денежном обращении в России // Банковское дело. - 2002. - №4. – с. 15-17. 11. Ануреев А.С. Автоматизированные системы ввода платежных документов // Банковское дело. N10, 2003. 12. Акулов А.Т. Внутренний аудит филиалов. Часто задаваемы вопросы // Бухгалтерия и банки. – 2005. - №4. – с. 25-31. 13. Аудит кредитных организаций: Учебн. пособие / Под.ред. И.Д. Мамоновой, З.Г. Ширинской. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 520с. 14. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / под ред. Жукова Е.Ф. - М.: Банки и биржи, 1997. – 423 с. 15. Банки и банковское дело. / Под ред. Балабанова И.Т. - СПб.: Питер, 2003., c. 256. 16. Банковское дело: Учебник. / Под ред. Жарковской Е.П. - Омега-Л; Высш. шк., 2003, c. 440. 17. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. - М., 2002. - 511 с. 18. Банковское дело. Учебник / Под ред. Г.Г. Коробовой. – М.: Юристъ, 2002. - 415 с. 19. Банковское дело. Учебник / под ред. Колесникова В.И. - М.: Финансы и статистика, 1999. – 564 с. 20. Банковское дело. Учебник / Под. Ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П, Кроливецкой. – 5-е изд., перераб и доп.. - М.: Финансы и статисика, 2004. – 592с. 21. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. - М.: Логос, 1998. – 387 с. 22. Белов В.А. Концептуальные вопросы организации наличных расчетов // Банковское дело. – 2001. - №12. – с. 17-21. 23. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. – М.: Финансы и статистика, 1996. –147 с. 24. Ввод платежных поручений: компьютер вместо человека // Банковские технологии. – 2002. - №12. – с. 12-17. 25. Горюхин Б.Н., Гузов К.О., Фатуев В.А. Оценка периода использования остатков денежных средств на расчетных счетов клиентов // Банковское дело. – 2001. - №1. – с. 23-25. 26. Егоров А.Е. Проблемы деятельности коммерческих банков на современном этапе развития экономики// Деньги и кредит, 2002.-№6.-с.4. 27. Коттер Р., Коммерческие банки. - М.: Прогресс, 1983. - 501 с. 28. Косой А.М. Управление наличным платежным оборотом. - М.: Финансы, 2001. - 368 с. 29. Крупнов Ю.С. Сущность денежных расчетов и их роль в рыночной экономике // Бизнес и банки. №50, 2003. 30. Курсов В.Н., Яковлев Г.А. Бухгалтерский учет в коммерческом банке. Новые типовые бухгалтерские проводки операций банка (Учебное пособие. 5-е издание, исправленное и дополненное). - "ИНФРА-М", 2004 г. 31. Ломан Э.Д. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. М., 1991. – 381 с. 32. Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. – М.: ЮНИТИ, 1995. – 457 с. 33. Масленченков Ю.С., Тавасиев А.М., Эриашвили Н.Д. Расчетные и кассовые услуги банка. Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Элит - 2000, 2001, c. 282. 34. Мероприятия Банка России по совершенствованию платежной системы в 2004 году // Деньги и кредит. №12, 2003. 35. Миловидов Д.А. Современное банковское дело. - М.: ИНФРА-М, 1995. – 335 с. 36. Минина Т.Н. Электронные банковские услуги // Банковские услуги. – 2002. - №7. – с. 31-35. 37. Молчанов И.В. Коммерческий банк в современной России. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 259 с. 38. Немчинов В.К. Учет и операционная техника в банках. – М.: Банки и биржи, 2002. – 299 с. 39. Основы банковской деятельности (Банковское дело) /Под ред. Тагирбекова К.Р. -М.: Издательский дом "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир", 2003, c. 720. 40. 12. Основы банковского дела в Российской Федерации: Учеб. пособие /Под ред. Семенюта О.Г. - Ростов н /Д: Феникс, 2001, c. 448. 41. Подпорин Ю., Безналичные расчеты под защитой //Экономика и жизнь. – 2001. - №19. 42. Рудакова О.С. Банковские электронные услуги. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 325 с. 43. Саркисянц А. Новые технологии в расчетно-платежной системе коммерческого банка // Планета Интернет. – 2002. - № 5-6. 44. Семенюта О.Г. Банковское дело и банковское законодательство. - М.: Банки и биржи, 2001. – 453 с. 45. Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой. - ИНФРА-М, 2001 г. 46. Усатова Л.В., Сероштан М.С., Арская Е.В. Бухгалтерский учёт в коммерческих банках: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 380с. 47. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. - М.: АНТИДОР, 2002. – 268 с. 48. Черкасов В.Е. Финансовый анализ в коммерческом банке. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 446 с. 49. Яковлев Н.П. Кассовая работа в коммерческом банке. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 422 с.