Каталог :: Банковское дело

Доклад: Правовое регулирование социальных платежей

     Страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды и принципы
их взимания
Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пен­сионный фонд РФ, Фонд
социального страхования РФ, Государст­венный фонд занятости населения РФ,
фонды обязательного меди­цинского страхования) формируются за счет различных
источни­ков, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюдже­та.
Однако основным и постоянным источником финансовых ре­сурсов этих
внебюджетных фондов являются обязательные плате­жи, именуемые в действующем
законодательстве “страховые пла­тежи” либо “страховые взносы”.
Денежные средства государственных социальных внебюджет­ных фондов являются
федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют
строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием
разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных
программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ,
устанавливающих каждому гражданину гаран­тии прав на социальное обеспечение
по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и
воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от
безрабо­тицы (ст. 37, 39,41).
Таким образом, именно общегосударственная значимость на­званных социальных
внебюджетных фондов позволяет законода­телю отнести страховые взносы в них к
числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств
государственных социальных внебюджетных фондов', в том числе и в целях
погаше­ния бюджетного дефицита.
Одним из характерных признаков создания названных фондов, согласно действующему
законодательству, является особый метод финансирования на основе обязательности
уплаты страховых взносов работодателями (страхователями), а в определенных
слу­чаях — гражданами (застрахованными) либо органами управле­ния2 
(за отдельные категории застрахованных граждан). Ведь все действующие в России
государственные социальные внебюджет­ные фонды формируются страховым методом,
предусматриваю­щим обязанность всех страхователей — работодателей
(организа­ций), работающих и самозанятых граждан (нотариусов, занимаю­щихся
частной практикой, частных детективов, адвокатов), а в определенных случаях и
органов управления вносить обязатель­ные страховые платежи (взносы) в фонды.
Страховой метод образования финансовых ресурсов государст­венных социальных
внебюджетных фондов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти
фонды как “страховые взносы”.
В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму,
периодически вносимую страхователями (организациями и физическими лицами) в
государственный социальный внебюд­жетный фонд для материального обеспечения
граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни,
инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и полу­чение бесплатной
медицинской помощи.
Уплата страховых взносов производится по страховым тари­фам — ставкам
платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный
период. Размер страховых та­рифов в государственные социальные внебюджетные
фонды по представлению Правительства РФ утверждается Федеральным Со­бранием
РФ в ежегодно принимаемом Федеральном законе “О та­рифах страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федера­ции, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Госу­дарственный фонд занятости населения Российской
Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования”.
Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ,
Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского
страхования в первоначаль­ном варианте Налогового кодекса РФ должны были быть
объеди­нены в социальный налог, включенный в перечень федеральных налогов.
Однако в окончательном варианте первой части Налого­вого кодекса РФ, принятой
31 июля 1998 г., вместо “социального налога” в перечень федеральных налогов и
сборов (ст. 13) включе­ны “взносы в государственные социальные внебюджетные
фонды”, предусматривающие сохранение действующих в настоя­щее время
обязательных платежей в каждый из этих внебюджет­ных фондов. Однако необходимо
учитывать, что ст. 13 Налогового кодекса РФ будет введена в действие со дня
введения в действие части второй Налогового кодекса. Поэтому к идее объединения
отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды в едином
обязательном платеже законодатель возможно вернется позднее, после ее
всесторонней дополнительной проработки, тем более что данные предложения
поддерживают как ученые, так и представители финансово-кредитных органов1
.
С учетом анализа норм действующего финансового законода­тельства, страховые
платежи (взносы) в государственные социаль­ные внебюджетные фонды в
правовом аспекте можно определить как вид обязательных платежей, взимаемых
с организаций и физических лиц по ставкам (тарифам), в порядке и сроки,
закреплен­ные в нормативно-правовых актах, в целях финансового обеспече­ния
гарантированных государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное
страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и
медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов
2.
Таким образом, страховые взносы в государственные социаль­ные внебюджетные
фонды устанавливаются как ставки (тарифы)
платежей в размерах, покрывающих затраты на выполнение госу­дарственных
социальных программ и обеспечивающих рентабель­ную деятельность самих фондов.
В законодательстве не раскрыта социально-правовая природа страховых взносов в
государственные социальные внебюджетные фонды. Данное положение
констатировано даже Конституцион­ным Судом РФ в постановлении от 24 февраля
1998 г.
Являясь по своей правовой природе обязательными платежа­ми, страховые взносы
в названные фонды имеют ряд характерных для этих платежей признаков. При этом
одна часть признаков этих платежей совпадает с признаками налогов, другая — с
признака­ми сборов.
Во-первых, страховые платежи в государственные социальные внебюджетные фонды
как и общеобязательные налоги и сборы, устанавливаются законом и носят
публичный характер. Поэтому и отношения по уплате страховых взносов, также
как и налогов, возникают независимо от воли участников — в силу закона;
во-вторых, плательщики страховых взносов в эти внебюджет­ные фонды подлежат
обязательной регистрации, как и плательщи­ки налогов и сборов;
в-третьих, страховые платежи (взносы) являются регулярными платежами п носят
постоянный характер. Они уплачиваются в определенном порядке и конкретные
сроки, установленные в нор­мативно-правовых актах;
в-четвертых, за просрочку уплаты страховых взносов предус­мотрено не только
взыскание в бесспорном порядке недоимок, но и взимание пени, а за сокрытие
или занижение сумм выплат, на которые начисляются страховые взносы —
применение в судебном порядке финансовых санкций;
в-пятых, контроль за полнотой и своевременностью начисле­ния и уплаты
страхователями страховых взносов осуществляется не только со стороны самих
внебюджетных фондов, но и со стороны налоговых органов, а также Министерства
финансов РФ и Феде­рального казначейства;
в-шестых, страховые взносы, взимаемые в государственные со­циальные
внебюджетные фонды, несмотря на то, что не включают­ся в федеральный бюджет,
имеют общегосударственное значение, ибо централизованные в этих фондах
денежные средства, аккуму­лированные в виде обязательных страховых платежей
(взносов), расходуются, прежде всего, для финансирования в
общегосударст­венных целях конкретных социальных потребностей граждан: на
социальное обеспечение по возрасту, на охрану здоровья и меди­цинскую помощь,
на защиту от безработицы и т.п. Однако исполь­зование- финансовых ресурсов
указанных внебюджетных фондов в общегосударственных целях не препятствует
одновременной “пер­сонификации” получаемых из этих фондов выплат*.
Следовательно, страховые взносы по своему социально-право­вому содержанию
относятся к целевым платежам, что, с одной стороны, сближает их со сборами, а
с другой стороны, законода­тель установил публичные цели взимания этих
платежей, что яв­ляется сущностным признаком налогов;
в-седьмых, законодатель при установлении страховых взносов в государственные
социальные внебюджетные фонды как одного из видов обязательных платежей
закрепляет такие элементы обло­жения страховыми взносами, как
• субъект страховых взносов (т.е. определяет плательщика-страховщика);
• обьект (т.е. выплаты, на которые начисляются страховые взяосы);
• ставка (т.е. тариф — размер страхового платежа с определен­ного вида
доходов или выплат);
• льготы (т.е. выплаты, на которые страховые взносы не начислягются);
• сроки и порядок уплаты;
• ответственность плательщиков и банков за правильность на­числения,
своевременность уплаты и перечисления страхо­вых взносов в фонды и порядок
защиты прав плательщиков этих взносов;
в-восьмых, в правоотношениях по уплате страховых взносов во внебюджетные
социальные фонды на стадии их исполнения анало­гично, как и при уплате
налогов, участвуют банковские кредитные организации. Банки обязаны обеспечить
перечисление страховых платежей в соответствующие внебюджетные фонды. За
несвоевре­менное зачисление или перечисление по вине кредитных органи­заций
страховых взносов на счета органов фондов банки несут фи­нансовую
ответственность в виде начисления пени за каждый день
просрочки;
в-девятых, правовое регулирование обязательных платежей в государственные
социальные внебюджетные фонды базируется на основных принципах правового
регулирования налогообложения. При этом часть этих принципов действуют как
правовые идеи, т.е. без закрепления в нормах права. Другая же часть принципов
за­креплена в налоговом и бюджетном законодательстве.
На основе анализа финансово-правовой литературы и действу­ющего финансового
законодательства можно выделить следующие принципы установления, взимания и
расходования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды:
принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в
государственные социальные внебюджетные фонды, га­рантированный установлением
мер финансово-правовой ответст­венности как к плательщикам-страховщикам (за
неуплату и не­своевременное внесение страховых взносов), так и к банковским и
иным кредитным организациям (за несвоевременное зачисление или перечисление
сумм страховых взносов, а также сумм пени, штрафов и иных финансовых санкций на
счета органов фонда);
принцип законности и публичности, связанный с установле­нием страховых
взносов на основе закона. Это, в свою очередь, обусловлено общегосударственными
целями образования самих социальных внебюджетных фондов;
принцип единства и федерального характера платежей, оз­начающий, что
страховые взносы в указанные внебюджетные фонды взимаются на всей территории
России по единым прави­лам, установленным федеральными законодательными актами,
что денежные средства фондов являются федеральной собствен­ностью. Отнесение
взносов в государственные внебюджетные со­циальные фонды в Налоговом кодексе к
числу федеральных пла­тежей (ст. 13) не означает, что поступления от их сбора
будут зачисляться исключительно в федеральный бюджет. Это означает лишь то, что
эти обязательные платежи ко всем плательщикам-страховщикам независимо от форм
собственности применяются единообразно и подлежат уплате на всей территории
Российской Федерации;
принцип справедливости и равенства тарифов страховых взносов для
различных категорий плательщиков, означающий со­размерность
(нечрезмерность) ограничений прав и свобод граж­дан социально значимым
интересам и целям их введения. Други­ми словами, введение таких обязательных
платежей не должно лишать лиц реализовывать конституционные права на
собствен­ность и достойное существование. Несоразмерными такие плате­жи будут
признаны в том случае, если они фактически “парализуют реализацию
конституционных прав и свобод” юридических и физических лиц1;
принцип непридания обратной силы закону, ухудшающему положение одних
категорий плательщиков страховых взносов в сравнении с иными категориями;
принцип возвратности страховых взносов, что предполагает, в основном,
общественную возмездность. Однако, с учетом пос­ледних изменений пенсионного
законодательства и перехода к индивидуальному (персонифицированному) учету в
целях назна­чения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и
размера их страховых взносов, можно говорить и об индивиду­альной возмездности
и возвратности страховых платежей (взно­сов) их плательщикам;
принцип целевого использования страховых взносов в государ­ственные
социальные внебюджетные фонды в соответствии с зада­чами формирования
конкретных фондов. Этот принцип обуслов­ливает запрет на изъятие средств одного
государственного соци­ального внебюджетного фонда для передачи в другой
аналогичный внебюджетный фонд, за исключением случаев, прямо установлен­ных в
законодательном порядке. Например, в числе средств, ис­пользуемых для
формирования Пенсионного фонда РФ, преду­смотрены средства Государственного
фонда занятости населения РФ, идущие на возмещение досрочно назначенных пенсий
безра­ботным2. Кроме того, в соответствии с этим принципом
устанавли­вается запрет на изъятие средств внебюджетных фондов в бюджет. Это
особенно важно в условиях хронического бюджетного дефици­та, когда требуются не
только дополнительные финансовые ресур­сы для его покрытия, но и мобильность в
перераспределении бюд­жетных средств на осуществление конкретных особо важных
ста­тей расходов. Однако от подобного перераспределения бюджетных средств могут
страдать другие статьи расходов бюджета. Чтобы этого не случилось с наиболее
важными социальными потребнос­тями членов общества, государство и создает
социальные внебюд­жетные фонды. Финансовые ресурсы этих фондов как раз и служат
гарантией обеспечения наиболее значимых социальных нужд
(пенсии, пособия и т.п.), так как на перераспределение и изъятия денежных
средств этих фондов наложен запрет, а сами страховые взносы в государственные
социальные внебюджетные фонды отно­сятся к специальным обязательным (целевым)
платежам.
     Особенности взимания и ответственность за неуплату страховых взносов в
государственные социальные внебюджетные фонды
Начиная с 1991 г. со всех работодателей стали взиматься обяза­тельные
страховые взносы в три государственных социальных вне­бюджетных фонда:
Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости РФ и Фонд социального
страхования РФ. В Пенсионный фонд РФ страховые взносы уплачивали также и
работники. С 1993 г., когда были образованы фонды обязательного медицин­ского
страхования, отчисления с работодателей стали в обязатель­ном порядке
взиматься и в этот фонд.
В формировании государственных социальных внебюджетных фондов и
аккумулировании в эти фонды обязательных страховых взносов много общего,
поскольку все эти фонды в своей совокуп­ности представляют организационно-
правовую форму социально­го страхования, которое распространяется в
Российской Федера­ции абсолютно на всех работников (ст. 236 КЗоТ).
Однако учитывая то обстоятельство, что каждый из государст­венных социальных
внебюджетных фондов имеет статус самосто­ятельного государственного
некоммерческого финансово-кредит­ного учреждения, порядок уплаты обязательных
платежей (взно­сов) в различные фонды, естественно, имеет свои особенности и не
может быть абсолютно идентичным.
Таким образом, в формировании внебюджетных фондов за счет обязательных
страховых взносов можно выделить не только общие черты, но и существенные
различия. Различия заключаются, в частности, в перечне выплат, на которые
начисляются и не начис­ляются страховые взносы, размере страхового тарифа, а
также штрафных санкций за неуплату страховых взносов и порядке их применения.
Определенные отличия имеются в порядке предо­ставления льгот и осуществления
контроля за своевременностью и полнотой уплаты страховых взносов.
Рассмотрим более подробно сходства и различия в порядке фор­мирования и
использования финансовых ресурсов фондов за счет обязательных платежей —
страховых взносов. Для этого обратим-
ся к источникам правового регулирования порядка взимания стра­ховых взносов в
государственные социальные внебюджетные фонды. Перечень этих источников очень
широк и разнообразен. Среди правовых актов, регулирующих начисление страховых
взносов можно выделить такие основные, как утвержденные Пра­вительством РФ
положения о конкретных фондах, ежегодно при­нимаемые федеральные законы “О
тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования
РФ, Госу­дарственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязатель­ного
медицинского страхования”, утвержденные перечни выплат, на которые не
начисляются страховые взносы в конкретные вне­бюджетные фонды', а также
инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета
средств конкрет­ных фондов2. Достаточно много положений, касающихся
уплаты страховых взносов, содержится в законах о бюджете конкретного фонда на
текущий год3. В качестве особого источника правового регулирования
можно назвать постановления и определения Кон­ституционного Суда РФ4
. Помимо правовых актов нормативного характера, порядок начисления страховых
взносов на конкретные выплаты разъясняется многочисленными ведомственными
доку­ментами5.
Общие черты и особенности взимания страховых взносов в кон­кретные
государственные социальные внебюджетные фонды наи­более полно можно выявить,
если рассматривать их, исходя из основных элементов обложения этими
платежами, закрепленных в законодательстве.
Так, едиными субъектами обложения обязательными страхо­выми взносами
(кругом плательщиков) в государственные соци­альные фонды являются:
• работодатели-организации любых организационно-право­вых форм;
• работодатели-организации, занятые в производстве сельско­хозяйственной
продукции;
• граждане (физические лица) — работодатели, осуществляю­щие прием на работу по
трудовому договору или выплачи­вающие вознаграждение по договорам
гражданско-правово-     31 го характера, предметом которых являются выполнение
Ц работ и оказание услуг (если последние не являются индивидуальными
предпринимателями); ' граждане (физические лица), работающие по
трудовым договорам, а также получающие вознаграждение по договорам
гражданско-правового характера, предметом которых явля­ются выполнение работ и
оказание услуг, а также по автор­ским договорам;
• индивидуальные предприниматели, в том числе и иностран­ные граждане, а
также приравненные к ним плательщики (например, частные детективы и аудиторы,
нотариусы, зани­мающиеся частной практикой, адвокаты);
• крестьянские (фермерские) хозяйства;
• родовые, семейные общины коренных малочисленных наро­дов Севера,
занимающиеся традиционными отраслями хо­зяйствования.
Все плательщики (кроме работающих граждан) в обязательном порядке проходят
регистрацию в территориальном органе кон­кретного внебюджетного фонда. Для
вновь образованных органи­заций установлен максимальный срок для прохождения
такой ре­гистрации в 30 дней со дня учреждения. В соответствии же с
Феде­ральным законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболе­ваний”, принятым 24 июля 1998
г., но не вступившим в законную силу, срок регистрации плательщика страховых
взносов сокращен до 10 дней1.
За неисполнение возложенных на организацию (страхователя) обязанностей по
своей регистрации во внебюджетном фонде (у страховщика) предусмотрена
финансово-правовая ответствен­ность страхователя перед страховщиком.
В 1999 г. в соответствии с Федеральным законом “О Федераль­ном бюджете на
1999 год” (ст. 18, 19), от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд
освобождены федеральные суды, органы про­куратуры и таможенные органы (с
заработной платы судей, проку­роров, следователей и работников таможенных
органов, имеющих специальные звания), а также воинские формирования
(Минобо­роны России, МВД России и т.п.), Минюст России, служба налого­вой
полиции (как получающие пенсию из бюджета РФ). Последние не уплачивают взносы
и в другие вышеназванные внебюджетные фонды.
Плательщиками страховых взносов во все без исключения го­сударственные
социальные внебюджетные фонды не являются1:
общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как
союзы общественных организаций инвали­дов), среди членов которых инвалиды и
их законные представите­ли (один из родителей, усыновителей, опекун,
попечитель) состав­ляют не менее 80%, их региональные и территориальные
органи­зации;
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов
общественных организаций инвалидов или имущество ко­торых полностью
принадлежит общественным организациям ин­валидов, и в штатном расписании
которых инвалиды составляют не менее 50%, и если доля выплат инвалидам в
фонде оплаты труда составляет не менее 25%.
     Льгота для общественных организаций пенсионеров в 1999 г. отменена.
В 1999 г. впервые законодатель освободил от уплаты страховых взносов во все
государственные внебюджетные фонды:
индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, лиц без
гражданства, проживающих на территории РФ, частных детективов, занимающихся
частной практикой нотариу­сов, адвокатов, являющихся инвалидами I, II и III
групп и получа­ющих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством
РФ;
организации любых организационно-правовых форм в части выплат, начисленных по
всем основаниям независимо от источни­ков финансирования, включая
вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых
является выполнение работ и оказание услуг, в пользу работников, являю­щихся
инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инва­лидности в
соответствии с законодательством РФ.
Основным элементом обложения обязательными страховыми взносами в государственные
социальные внебюджетные фонды яв­ляется также облагаемая база для
исчисления страховых взносов. В 1999 г. она была существенно изменена.
Если в 1998 г. страховые взносы в Фонд социального страхова­ния начислялись
предприятиями, учреждениями и организация­ми, т.е. работодателями, только по
отношению к начисленной оп­лате труда по всем основаниям, а в Государственный
фонд занятос­ти населения и фонды обязательного медицинского страхования
также и на выплаты по договорам подряда и поручения, то теперь облагаемой
базой в Фонд социального страхования являются вы­платы в денежной и (или) в
натуральной форме, начисленные в пользу работников по всем основаниям
независимо от источников финансирования для работодателей — организаций и
граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудово­му
договору. Хотя по-прежнему при уплате взносов в Фонд соци­ального страхования
в облагаемую базу не включаются вознаграж­дения по договорам гражданско-
правового характера, в том числе и по договорам подряда и поручения,
возмездного оказания услуг (аудиторским, маркетинговым, юридическим,
медицинским, по обучению), а также авторским договорам.
Облагаемая база при уплате страховых взносов в Государствен­ный фонд
занятости включает, помимо выплат в денежной и нату­ральной форме, в отличие
от уплаты Фонд социального страхова­ния, также и договоры гражданско-
правового характера, предме­том которых является выполнение работ и оказание
услуг.
При взимании же страховых взносов в фонды обязательного медицинского
страхования включаются все выплаты, что и в Госу­дарственный фонд занятости,
а также выплаты по авторским дого­ворам для работодателей-организаций, для
индивидуальных пред­принимателей и для граждан (физических лиц),
осуществляющих прием на работу по трудовому договору либо выплачивающих
воз­награждение по договорам гражданско-правового характера (предметом
которых является выполнение работ и оказание услуг).
     Облагаемая база при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, как и
раньше, устанавливается в законодательстве, по аналогии с размером ставки
платежей в этот внебюджетный фонд, дифференцированно по субъектам, т.е.
в зависимости от катего­рии плательщиков.
В целях удобства рассмотрим облагаемую страховыми взноса­ми базу одновременно с
указанием дифференцированного размера тарифа страховых взносов в Пенсионный
фонд РФ. Для этого перейдем к рассмотрению следующего элемента обложения: 
стра­хового тарифа — ставке страхового взноса с начисленной оплаты труда по
всем основаниям (дохода) граждан, подлежащих пенси­онному, социальному,
медицинскому страхованию, а также стра­хованию на случай безработицы.
Страховой взнос как обязательный платеж по социальному страхованию
рассчитывается всегда исходя из страхового тарифа с облагаемой базы, который
работодатель (страхователь) обязан внести в государственный социальный
внебюджетный фонд (стра­ховщику).
В соответствии с действующим законодательством страховые тарифы
дифференцированы лишь при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд. Во все
остальные внебюджетные социальные фонды установлен единый тариф страховых
взносов. Однако с вступлением в законную силу Федерального закона “Об
обяза­тельном социальном страховании от несчастных случаев на про­изводстве и
профессиональных заболеваний” предполагается ввести аналогичные страховые
тарифы в Фонд социального стра­хования, дифференцировав их по группам
отраслей (подотраслей) экономики в зависимости от класса профессионального
риска (ст. 21 Закона).
Следует отметить, что тарифы страховых взносов в государст­венные социальные
внебюджетные фонды более стабильны, чем налоги. Так, тарифы страховых взносов
в эти фонды для работода­телей не менялись с момента их введения и составляли
соответст­венно: в Фонд социального страхования РФ — 5,4%, в фонды
обя­зательного медицинского страхования — 3,6% (в том числе в фе­деральный
фонд — 0,2% и территориальные фонды — 3,4%). В Пенсионный фонд тарифы не
меняются с 1993 г. и составляют для работодателей 28%. Незначительно
изменялись тарифы в Го­сударственный фонд занятости населения: в 1992 г. он
составлял 1%, в 1993 г. — 2%, а с 1996 г. и по настоящее время — 1,5%. Таким
образом, всего общий размер страхового тарифа работодате­лей составляет в
1999 г. 38,5%.
Более существенно изменились размеры тарифов страховых взносов в Пенсионный
фонд РФ, уплачиваемых физическими ли­цами, не являющимися работодателями, в
частности, индивиду­альными предпринимателями, нотариусами, занимающимися
частной практикой, частными детективами, адвокатами.
До 1997 г. все они, в отличие работающих граждан, платили не 1%, а 5% с
получаемых доходов. С 1 января 19 97 г. этот тариф был увеличен до 28%, т.е.
фактически эта категория физических лиц была приравнена к категории
работодателей.
Однако уже упоминавшимся постановлением Конституционно­го Суда Российской
Федерации от 24 февраля 1998 г. нормы, уста­новившие указанной категории
плательщиков повышенные тари­фы страховых взносов в размере 28% суммы заработка
(дохода), признаны не соответствующими Конституции РФ (ее ст. 19 (ч. 1 и 2) и
ст. 55 (ч. 2 и 3), т.е. ка-к нарушающие принципы соразмер­ности ограничений
прав граждан и непридания обратной силы за­кону, ухудшающему положение одних
категорий плательщиков страховых взносов по сравнению с другими плательщиками
1.
В 1999 г. установлены следующие тарифы страховых взносов с облагаемой базы в
Пенсионный фонд РФ:
для работодателей-организаций — 28%;
для работодателей-организаций, занятых в производстве сель­скохозяйственной
продукция, — 20,6% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в
пользу работников по всем основаниям, независимо от источников
финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового
ха­рактера, предметом которых является выполнение работ и оказа­ние услуг, а
также по авторским договорам.
Изменился тариф взносов в Пенсионный фонд для индивиду­альных
предпринимателей, частных детективов, занимающихся частной практикой
нотариусов — теперь он равен 20,6% дохода от их деятельности за вычетом
расходов, связанных с его извлечени­ем. Это несколько меньше ставки (28%),
действовавшей до 24 ав­густа 1998 г. Аналогичный размер страховых взносов
установлен и для адвокатов, которые выплачивают их с выплат, начисленных в их
пользу.
Предприниматели, перешедшие на упрощенную систему нало­гообложения, должны
уплачивать взнос а размере 20,6% доходов, определяемых исходя из стоимости
патента.
Размер платежей предпринимателей, переведенных на уплату единого налога на
вмененный- единый доход, определяется в соот­ветствии с Федеральным законом “О
едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” от 31
июля 1998 г.2 и на них не распространяются льготы, связанные с
наличием у плательщика группы инвалидности'.
Если же индивидуальные предприниматели, в том числе ино­странные граждане,
лица без гражданства, а также российские граждане и другие самостоятельные
плательщики страховых взносов в Пенсионный фонд (частные детективы,
занимающиеся частной практикой нотариусы) сами выступают в качестве
работо­дателей, либо выплачивают вознаграждения по договорам граж-данско-
правового характера на оказание работ (услуг), либо по ав­торским договорам,
то они уплачивают страховые взносы в разме­ре 28% выплат в денежной и (или)
натуральной форме, начислен­ных в пользу работников по всем основаниям
независимо от источ­ников финансирования, если только последние не являются
сами индивидуальными предпринимателями.
Однако, если в аналогичной роли выступают родовые семей­ные общины коренных
малочисленных народов Севера, занимаю­щиеся традиционными отраслями
хозяйствования, а также крес­тьянские (фермерские) хозяйства, то они
уплачивают страховые взносы в размере 20,6% выплат в денежной и (или)
натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям и
независимо от источников финансирования. При этом следует иметь в виду, что
выплаты, начисленные и полученные работни­ками в натуральной форме,
учитываются по рыночным ценам (на дату начисления) на данный продукт (товар,
услуги) в конкретной местности.
Граждане (физические лица), работающие по трудовым догово­рам, а также
получающие вознаграждение по договорам граждан-ско-правового характера,
предметом которых является выполне­ние работ и оказание услуг, а также по
авторским договорам упла­чивают взносы по прежней ставке — 1%, но с выплат,
начислен­ных в их пользу по всем основаниям независимо от источников
финансирования.
Размеры тарифа в Фонд .социального страхования РФ, фонды обязательного
медицинского страхования РФ в 1999 г. сохранены и составляют соответственно
5,4% и 3,6% (из них 0,2% — в Феде­ральный фонд обязательного медицинского
страхования, 3,4% — в территориальные фонды). Однако даже при сохраненном в
1999 г. размере страхового тарифа ожидается существенное увели­чение денежных
поступлений в эти фонды в абсолютном денежном выражении, которое должно
произойти за счет расширения обла­гаемой страховыми взносами базы.
Для определения размера облагаемой базы важное значение имеет перечень тех
выплат, на которые по действующему законо­дательству не начисляются страховые
взносы в государственные социальные внебюджетные фонды. Эти выплаты закреплены
в различных актах и являются, по своей сути, льготами, 
предостав­ляемыми при уплате страховых взносов, т.е. еще одним из элемен­тов
обложения.
Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взно­сы в фонды
обязательного медицинского страхования закреплен в Инструкции о порядке
взимания и учета страховых взносов (пла­тежей) на обязательное медицинское
страхование, утвержденной постановлением Совета Министров — Правительства РФ от
11 ок­тября 1993 г. № 10181. В него включаются такие выплаты, как:
компенсация за неиспользованный отпуск;
выходное пособие при увольнении;
компенсационные выплаты (суточные по командировкам и вы­платы взамен
суточных, выплаты в возмещение ущерба, причи­ненного увечьем или иным
повреждением здоровья, связанным с работой) в пределах норм, установленных
законодательством;
стоимость выданной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной
защиты, мыла и других моющих средств, обез­вреживающих средств, молока и
лечебно-профилактического пи­тания или возмещение работникам затрат на
приобретенные им спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной
за­щиты;
стоимость рациона бесплатного питания;
дотации на обеды, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение и в дома
отдыха, оплачиваемые за счет фонда социального развития (фонда
потребления);
стоимость бесплатно предоставляемых квартир, коммуналь­ных услуг, топлива,
проездных билетов или возмещение их стои­мости;
возмещение расходов по проезду, провозу имущества и найму помещения при
переводе либо переезде на работу в другую мест­ность;
поощрительные выплаты (включая премии) в связи с юбилей­ными датами, за
долголетнюю трудовую деятельность, производи­мые за счет фонда оплаты труда;
денежные награды, присужденные за призовые места на со­ревнованиях, смотрах,
конкурсах и других аналогичных меро­приятиях;
стипендии, выплачиваемые учебными заведениями, а также предприятиями учащимся
(аспирантам), направленным на обуче­ние с отрывом от производства;
пособия, выплачиваемые за счет предприятия молодым специ­алистам за время
отпуска после окончания высшего или среднего специального учебного заведения;
дивиденды, начисляемые на акции;
все виды пособий, выплачиваемых из средств Фонда социаль­ного страхования РФ;
другие выплаты, носящие единовременный либо компенсаци­онный характер.
Данный перечень является примерным, т.е. в отличие от пере­чня
соответствующих выплат по Пенсионному фонду, он не носит исчерпывающего
характера, а наоборот, подлежит расширенному толкованию.
Перечень выплат, на которые не начисляются взносы в Фонд социального страхования
был утвержден первоначально постанов­лением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 3
сентября 1990 г'. В даль­нейшем этот перечень воспроизводился в актах,
касающихся всех внебюджетных фондов, в него вносились изменения и дополнения. 7
июля 1999 г. этот Перечень впервые был утвержден Правитель­ством РФ как
самостоятельный нормативный акт2.
К этим выплатам в настоящее время относятся:
стипендии, выплачиваемые учебными заведениями и работода­телями учащимся,
аспирантам в период обучения с отрывом от производства;
компенсации за неиспользованный отпуск;
выходное пособие при прекращении трудового договора (кон­тракта);
различные виды денежных пособий, выплачиваемых из Фонда социального
страхования, средств бюджетов и других социальных внебюджетных фондов;
436  Глава 20. Правовое регулирование обязательных платежей в фонды
заработная плата за дни работы без вознаграждения (за время субботников,
воскресников), перечисляемая в соответствующий бюджет или благотворительные
фонды;
поощрительные выплаты, в том числе премии, единовременно­го характера;
компенсационные выплаты (суточные, квартирные при коман­дировках, суммы
взамен суточных, оплата стоимости проезда);
выплаты в качестве возмещения ущерба, причиненного работ­нику увечьем либо
иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей;
стоимость бесплатно предоставляемых некоторым категориям работников квартир,
коммунальных услуг, топлива, проездных документов или стоимость их
возмещения;
стоимость выданной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной
защиты, мыла, обезжиривающих средств, моло­ка и лечебно-профилактического
питания, а также стоимости фор­менной одежды и обмундирования;
стоимость рациона бесплатного коллективного питания, предо­ставляемого в
случаях, предусмотренных законодательством;
дотации на обеды, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение и в дома
отдыха за счет работодателя;
суммы возмещения расходов по проезду, провозу имущества и найму помещения при
переводе, при переезде в другую местность.
Помимо тех выплат, которые закреплены по Фонду социально­го страхования в
перечне выплат, на которые не начислялись взно­сы до 1999 г., в новом
перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г.,
дополнительно указаны:
материальная помощь, льготы и компенсации, предоставляе­мые в соответствии с
Законом РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, исключая доплаты до
размера прежнего за­работка при переводе работников по медицинским показаниям
на нижеоплачиваемую работу, оплату дополнительного отпуска;
компенсации, выплачиваемые матерям (или другим родствен­никам, фактически
осуществляющим уход за ребенком), состоя­щим в трудовых отношениях на
условиях найма с организациями независимо от организационно-правовых форм и
находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста,
установ­ленного законодательством РФ;
суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ в возмещение
ущерба, причиненного здоровью и имуществу работников вследствие чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера;
сохраняемый за работником средний заработок, выплачивае­мый в размерах,
предусмотренных законодательством РФ, на пе­риод трудоустройства работникам,
уволенным в связи с осущест­влением мероприятий по сокращению численности или
штата, ре­организацией или ликвидацией организаций;
вознаграждения по договорам гражданско-правового характе­ра и авторским
договорам;
материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в
целях возмещения ущерба, причиненного здо­ровью и имуществу граждан, на
основании решений органов госу­дарственной власти и органов местного
самоуправления, ино­странных государств, а также правительственных и
неправитель­ственных межгосударственных организаций, созданных в
соответ­ствии с международными договорами РФ;
материальная помощь, оказываемая работникам в связи с по­стигшим их стихийным
бедствием, пожаром, похищением имуще­ства, увечьем, а также в связи со
смертью работника или его близ­ких родственников;
страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией в пользу работников по
договорам обязательного государственного личного страхования;
суммы страховых платежей (взносов), выплачиваемых органи­зацией по договорам
добровольного медицинского страхования ра -ботников, заключаемым на срок не
менее одного года, договорам добровольного личного страхования, заключаемым
исключитель­но на случай наступления смерти застрахованного или утраты
за­страхованным трудоспособности в связи с исполнением им трудо­вых
обязанностей, при'условии отсутствия у работодателя задол­женности по
платежам в Пенсионный фонд РФ и если указанные договоры не предусматривают
страховых выплат застрахованным без наступления страхового случая;
единовременные выплаты работникам при увольнении в связи с назначением
государственной пенсии;
стоимость проезда работников к месту использования отпуска и обратно,
выплачиваемая организацией в соответствии с законо­дательством РФ;
суммы, выплачиваемые организациями за время отпуска, предоставляемого перед
началом работы выпускникам учрежде­ний начального, среднего и высшего
профессионального образования, исходя из размеров стипендий, установленных
законодатель­ством РФ;
стипендии, выплачиваемые за период обучения;
доходы по акциям и другие доходы, получаемые от участия работников в
управлении собственностью организации (дивиден­ды, проценты, выплаты по
долевым паям и т.д.);
суммы страховых платежей (взносов) работодателей, не превы­шающие в год 24-
кратного минимального размера оплаты труда, выплачиваемые по договорам
негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственными
пенсионными фондами и страховыми организациями на срок не менее пяти лет и
предусматривающим выплаты сумм в случаях установления за­страхованному
инвалидности и (или) достижения им пенсионного возраста при условии
отсутствия у работодателя задолженности по платежам в Пенсионный фонд.
В соответствии с Федеральным законом от 27 октября 1994 г. (ст. 2У во все 
страховые фонды не начисляются взносы на:
средства избирательных фондов кандидатов в депутаты феде­ральных органов
государственной власти, представительных и ис­полнительных органов субъектов
РФ и органов местного самоуп­равления, полученные и израсходованные на
проведение избира­тельных кампаний, а также учтенные в установленном порядке;
доходы, получаемые от избирательных комиссий членами из­бирательных комиссий,
осуществляемыми свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной
основе;
доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также из
избирательных фондов кандидатов в депута­ты и избирательных фондов
избирательных объединений за вы­полнение указанными лицами работ,
непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний.
Выплаты, на которые не начисляются страховые взносы в Пен­сионный фонд, так
же как и в Фонд социального страхования, закреплены в утвержденном
постановлением Правительства РФ нормативном акте-Перечне (с одноименным
наименованием). По­мимо тех выплат, которые закреплены по Фонду социального
стра­хования в Перечне выплат, на которые не начисляются взносы в Пенсионный
фонд, утвержденном постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г.,
дополнительно указаны:
материальная помощь, оказываемая гражданами, благотвори­тельными
организациями и экологическими, фондами, осущест-
вляющими деятельность в соответствии с российским законода­тельством;
вознаграждение, выплачиваемое гражданам за выполнение ими работ по договорам
гражданско-правового характера, исклю­чая вознаграждения, выплачиваемые по
гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ
или оказание услуг, а также исключая вознаграждения по авторским договорам.
     Сроки уплаты как элемент обложения страховыми взносами в обязательном
порядке подлежат законодательному закреплению.
Сроки уплаты платежей на 1999 г. регламентированы ст. 8 Фе­дерального закона “О
бюджете Пенсионного фонда РФ на 1999 год” от 30 марта 1999 г.1
Работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц, одновременно с
получением в банках средств, предназначенных для осуществления выплат в
пользу работников, в том числе аван­совых и единовременных, по всем
основаниям за истекший месяц, но не позднее 15 числа месяца, следующего за
месяцем, за который начислены страховые взносы. Те же работодатели, которые
не имеют счетов в банке, либо производящие выплаты в пользу работ­ников
наличными средствами, уплачивают взносы в дни фактичес­кой выдачи заработной
платы (аванса), но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за
который начислены страховые взносы.
Самостоятельные плательщики (индивидуальные предприни­матели, частные
детективы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты) уплачивают
страховые взносы в те сроки, которые определены для этой категории граждан
законодательст­вом РФ о подоходном налоге с физических лиц. Если же
индиви­дуальные предприниматели являются субъектами малого
пред­принимательства, то они уплачивают взносы в сроки, установлен­ные
органами государственной власти РФ для уплаты стоимости патента, с доходов,
исходя из стоимости патента методом расчета с применением ставки подоходного
налога, но не более 30% .
Физические лица, нанимающие граждан по трудовым догово­рам, уплачивают
страховые взносы ежемесячно как и работодате­ли, т.е. до 15 числа месяца,
следующего за месяцем выплаты зара­ботка этим гражданам.
Плательщики страховых взносов, заключающие с гражданами договоры гражданско-
правового характера (на выполнение работ, оказание услуг, авторские
договоры), за исключением договоров, заключенных с индивидуальными
предпринимателями, уплачи­вают страховые взносы в дни фактических выплат по
договору, но не позднее сроков выплаты вознаграждения, определенных
дого­вором.
Для органов исполнительной власти, являющихся плательщи­ками в фонды
обязательного медицинского страхования (за нера­ботающее население) срок
ежемесячного платежа установлен не позднее 25 числа, в размере не менее 1/3
квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в
соответствующих бюджетах, с учетом индексации.
Для крестьянских (фермерских) хозяйств, а также родовых, семейных общин
малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями
хозяйствования, срок уплаты страхо­вых взносов с доходов, полученных за
истекший календарный год, — не позднее 1 апреля последующего года.
Уплата начисленных страховых взносов плательщиками-рабо­тодателями
производится, как правило, перечислением соответст­вующих сумм со своих
текущих и расчётных счетов отдельными платежными поручениями на счет
внебюджетного фонда. Платеж­ные поручения на перечисление страховых взносов
представляют­ся в кредитную организацию одновременно с представлением
до­кументов на выдачу средств на оплату труда.
В отдельных случаях страховые взносы могут быть перечисле­ны на расчетные
счета внебюджетных фондов наличными денеж­ными средствами через обслуживающие
их банковские организа­ции в определенные законодательством сроки.
Плательщики и кредитные организации, их должностные лица несут
ответственность за правильность исчисления, своевремен­ность уплаты и
перечисления страховых взносов (платежей) в со­ответствии с налоговым
законодательством РФ.
Излишне внесенные на счета соответствующих фондов суммы страховых взносов
(платежей) засчитываются в счет будущих пла­тежей в эти фонды или
возвращаются плательщику органами, ве­дущими учет поступающих взносов, в 10-
дневный срок со дня по­лучения от плательщика письменного заявления.
За нарушение порядка уплаты страховых взносов предусмотре­ны санкции.
Так, по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов неуплаченная
сумма считается недоимкой и взыскивается с плательщиков страховых взносов с
начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при
проверке плательщика страховых взносов, в том числе при сдаче расчетных
ведомостей.
Пеня начисляется на сумму недоимки за каждый день просроч­ки в размере 1/300
ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на начало
финансового года'.
Датой исполнения плательщиком обязательства по уплате страховых взносов
является день списания средств плательщика страховых взносов с его расчетного
счета".
За несвоевременное перечисление или зачисление по вине бан­ков и иных
кредитных организаций страховых взносов, а также сумм пеней, штрафов и иных
финансовых санкций на счета орга­нов фонда соответствующий орган фонда
взыскивает с банков и иных кредитных организаций пеню за каждый день
просрочки в размере 1 % этих сумм.
Фонд и его органы вправе взыскивать в бесспорном порядке суммы недоимок и
пеней со всех счетов плательщиков страховых взносов — юридических лиц, в том
числе и с валютных.
К плательщикам страховых взносов применяются финансовые санкции в виде
взыскания всех сокрытых или заниженных при начислении страховых взносов в
фонд сумм выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям
независимо от источни­ков финансирования, включая вознаграждения по договорам
гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и
оказание услуг, авторским договорам, и штра­фа в размере той же суммы,
которые взыскиваются в судебном порядке.
В некоторых случаях фондам разрешается предоставлять орга­низациям на основе
заключаемых соглашений рассрочки на пога­шение сумм недоимок, приостанавливать
начисление пеней на сумму недоимки по страховым взносам на период действия
указан­ных соглашений при условии своевременной уплаты текущих пла­тежей2
.
Плательщики обязаны сами начислять пени на всю сумму не­доимки за период
просрочки и отражать ее в соответствующих документах по уплате страховых
взносов (платежей). При этом пени взыскиваются как за нарушение порядка
уплаты страховых взносов, так и за нарушение порядка регистрации в качестве
пла­тельщиков.
Помимо взыскания пеней за нарушение порядка регистрации и уплаты страховых
взносов к плательщикам применяются и иные виды финансовых санкций. Так, за
отказ от регистрации в качест­ве плательщика страховых взносов (платежей)
предусмотрен штраф в размере 10% причитающихся к уплате сумм страховых
взносов (платежей); за непредставление в установленные сроки расчетной
ведомости по страховым взносам (платежам) — штраф в размере 10% причитающихся
к уплате в отчетном квартале сумм страховых взносов (платежей); в случае же
сокрытия или заниже­ния сумм, на которые должны начисляться страховые взносы
(пла­тежи), — штраф в размере страхового взноса (платежа) с сокрытой или
заниженной суммы, взимаемый сверх причитающегося плате­жа с учетом пеней, а
при повторном в течение года нарушении — указанный штраф в двойном размере.
Сумма недоимок и пеней взыскиваются с работодателей — юри­дических лиц в
бесспорном порядке, суммы же штрафов — только в судебном. С физических лиц
недоимки, пени, штрафы взыскива­ются только в судебном порядке.
Таким образом, при применении к плательщикам финансовых санкций, внебюджетные
фонды пользуются правами, предостав­ленными налоговым органам. Штрафы и пени
по страховым взно­сам относятся на чистую прибыль, остающуюся в распоряжении
предприятия
Министерство общего и профессионального образования РФ
                           Институт экономики и права                           
                                     Реферат                                     
по дисциплине: “Финансовое право”
               тема: “Правовое регулирование социальных платежей”               
Подготовил
Зуборев В.В.
Группа                                                                     ЭК-71
Проверил
Тарасов Ю.А.
Оценка
отлично
Курск-2001год