Каталог :: Страхование

Диплом: Страхование лизинговых операций

Государственное образовательное учреждение
                  Высшего профессионального образования                  
     

Государственный университет управления

Институт национальной и мировой экономики

Реферат

по дисциплине: «Страхование» Тема: «Страхование лизинговых операций».

Выполнила:

студентка дневного отделения

специальности «Антикризисное управление» 5 курса 1 группы

Москва – 2004

Содержание: Введение...............................3 1. Понятие и история развития лизинговых отношений..........4 2. Риски в лизинговых операциях..................10 3. Страхование лизинговых операций.................14 3.1. Виды страхования в рамках лизингового проекта.......16 3.2. Существенные условия договора страхования.........20 Заключение............................23 Список используемой литературы....................24 Приложения

Введение

Во всем мире лизинг является одним из широко используемых способов компенсировать ограниченные возможности компаний по осуществлению прямого финансирования своих капитальных затрат. На его долю в общем объеме инвестиций приходится примерно 30%, в то время как в России этот показатель даже не превышает 1 %. Схема стандартной лизинговой сделки проста. Лизинговая компания, купив оборудование у поставщика по договору купли-продажи, передает его лизингополучателю во временное владение и пользование на основе отдельного договора лизинга. Срок лизинга, как правило, совпадает или превышает срок полной амортизации оборудования. По окончании срока лизинга лизингополучатель имеет право либо вернуть оборудование, либо продлить срок лизинга, либо получить оборудование в собственность при условии выплаты им всех сумм, предусмотренных в договоре. Но, несмотря на всю привлекательность и простоту, лизинг все же нуждается в ряде защитных мер, а наиболее надежной и эффективной является страховая защита. Страхование лизинговых операций позволяет существенно упорядочить финансовые и юридические взаимоотношения между участниками лизинговой сделки. Страховые гарантии, с одной стороны, обеспечивают непрерывность воспроизводства в области лизинговой деятельности, а с другой стороны, компенсируют потери и повышают платежеспособность всех участников лизинговой сделки. Сегодняшнему российскому рынку присуще большое число рисков, сопряженных практически с любым видом коммерческой деятельности. В сложившейся ситуации российские предприниматели распознают эти риски зачастую на интуитивном уровне. Ощущается недостаток комплексного понимания природы возникновения рисков и системного подхода к управлению ими. Лизинговая деятельность считается инвестиционной и, поэтому общие подходы в управлении рисками инвестиционной деятельности приемлемы и к лизингу. Данные риски можно уменьшать различными способами, куда входит страхование предмета лизинга, разработка эффективной схемы обеспечения и другие способы, которые используются лизинговыми компаниями. Даже если риски по лизинговой сделке правильно оценены, то развитие лизинга в России, вообще, во многом зависит от надежных гарантий, сокращающих финансовые риски, которым могут быть подвергнуты участники лизинговых операций. Лизингодателям важно получение гарантий своевременного возврата лизинговых платежей, построение страховой защиты от потерь в результате неисполнения обязательств, наступившего вследствие временной или полной неплатежеспособности лизингополучателей.

1. Понятие и история развития лизинговых отношений

Идея лизинга не нова. По мнению историков и экономистов, лизинговые сделки заключались, как отмечают П. Балтус и Б. Майджер в книге “Школа европейского лизинга”, еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н.э. Так, глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, водных источников, волов и других животных. Однако древние документы не ограничивают сферу арендной практики государством Шумер, и не исключено, что аренда существовала и в более древние времена, хотя пока до нас не дошло никаких сведений об этом. [1] Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», написанном около 350 г. до н.э. Английский автор Т. Кларк утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н.э. Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга — они нашли своё отражение в институциях Юстиниана. В Венеции уже в XI в. существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания «чугунные ценности» возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду. Введение в экономический лексикон термина «лизинг» связывают с операциями телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией “United States Leasing Corporation”, и таким образом, США стали родиной нового бизнеса, и в частности банковского. В начале 60-х годов американские предприниматели “перевезли” лизинг через океан в Европу, где первая лизинговая компания – “Deutsche lising GMbH” появилась в 1962 году в Дюссельдорфе. К середине 60-х годов лизинговые операции в США составляли 1 млрд. дол., а к концу 80-х годов они превысили 110 млрд. дол. [2], т.е. за четверть века увеличились более чем в сто раз. Столь стремительный рост операций по аренде вызван определенными преимуществами, получаемыми партнерами по лизинговой сделке. В настоящий период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом перевооружении производства. В 80-е гг. в США приобрел распространение лизинг авиационной техники. В эти годы корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой политики с помощью лизинга завоевать рынок для своей модели самолета в конкуренции с Боингом. Предложенная Дугласом концепция была названа " Fly before buy" ("летать, прежде чем покупать"). В США лизинг превратился в один из основных видов экономического бизнеса. Быстрый рост новых лизинговых компаний, предлагавших свои услуги, и многообразная модификация условий лизинговых договоров определили самые различные варианты приобретения инвестиционных средств предпринимателями в различных сферах экономики. Позднее лизинговые компании получили название «финансово-лизинговых обществ»; они стали обеспечивать производителям пути сбыта их продукции путем сдачи в аренду, а также финансирование сделок и связанных с ними рисков. Нередко лизинг использовался для целей не совсем честных и благородных, например для сокрытия истинного положения вещей — кто собственник, кто владелец, для введения в заблуждение кредиторов. В 1971 г. был издан закон о запрещении таких сделок, разрешалось использовать только действительный лизинг. История использования лизинга повторяется и в ХХ в. Современный лизинговый бум привел к появлению огромного числа сделок, лишь носивших название “лизинг”, но по сути прикрывавших возможность получения больших доходов, уклониться от уплаты налогов. И первые законодательные акты в этой области основной своей целью ставили разграничение “действительного” и “мнимого” лизинга путем применения различных критериев и показателей. В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в конце 50 — начале 60-х годов. В Англии первопроходцем современного лизингового бизнеса стала компания “Mercantile Leasing Corporation”, упрежденная в 1960 г. Однако развитие лизинговых операций сдерживалось неопределенностью их статуса с позиций гражданского, торгового и налогового законодательства. Лишь после того, как в налоговом законодательстве нашло отражение правовое закрепление статуса лизинговых договоров, их рост начинает характеризоваться высокими темпами. С начала 60-х годов лизинговый бизнес получил свое развитие на Азиатском континенте. В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике «США - Западная Европа - Япония». В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75—80% случаев контролируются банками или считаются их дочерними обществами. Для Японии характерным является расширение лизинговой операции от финансирования услуг до предоставления «пакета услуг», включающего комбинации купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название комплексного лизинга. Наибольший удельный вес по срокам предоставления оборудования в лизинг в Европе составляет лизинг от двух до пяти лет. Вместе с тем значительные объемы (14.2%) приходятся на лизинговые операции свыше пяти лет. Лидером по удельному весу в общем объеме лизинговых операции и лидером по темпам роста является лизинг легковых автомобилей. Несмотря на то, что объем лизинговых операций в промышленности несколько сократился, эта отрасль народного хозяйства совместно со строительством продолжает оставаться наиболее крупными потребителями лизинговых услуг в странах - членах Ассоциации “LEASUEROPE”. По-прежнему крупнейшим заказчиком выступает частный сектор - здесь преобладает лизинг легковых и грузовых автомобилей, на который приходится в совокупности свыше половины объемов лизинговых сделок. По мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле[3]. Лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения или реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетические оборудование, а также ремонтные мастерские, самолета, морские суда, автомашины, ЭВМ и т.д., с использованием специальной (формы) кредита.[4] Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся наем морского судна без экипажа. Начало активного развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить 1990 г., в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г. и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 г. № 270 "0 плане счетов бухгалтерского учета", в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику. В 1994 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний - "Рослизинг", ставшая членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний “LEASEUROPE”. По состоянию на 2000 год в России действовало более 25 лизинговых компаний, еще более 40 заявили о своем намерении работать в этой сфере. Одними из первых были зарегистрированы "Росагроснаб" - лизинг отечественной сельскохозяйственной техники и "Аэролизинг" - лизинг самолетов. Много лизинговых компаний создано банками: “Балтлиз" (Промстройбанк), "Лизингбизнес” (Мосбизнесбанк). В настоящее время число лизинговых компаний увеличилось более чем в 2 раза. Правительство России приняло ряд постановлений, способствующих развитию лизинговых операций. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 " О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности " определил приоритеты развития лизинга. Во исполнение этого Указа Правительство РФ приняло в 1995 году Постановление № 633 "0 развитии лизинга в инвестиционной деятельности ". Этим Постановлением утверждено Временное положение о лизинге. В развитие Постановления утверждены методические рекомендации по расчету лизинговых платежей, примерный договор о финансовом лизинге движимого имущества с полной амортизацией, типовой устав акционерной лизинговой компании. Затем был принят федеральный закон от 29 октября 1998 N 164-ФЗ "О лизинге". Также была принята федеральная программа развития лизинга в РФ на 1996-2000 гг., целью которой являлось создание благоприятных правовых, экономических, организационных и методических условий для развития лизинга, включая создание нормативно-правовой базы, совершенствование налогообложения, внедрение типовых методических документов по лизинговым операциям, введение лицензирования лизинговых компаний, организацию Фонда содействия развитию лизинга в РФ и т.п. Но данная программа фактически не выполнена в планируемом объеме. С выходом Постановления Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 752 “0 государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ", лизинг получил поддержку со стороны государства[5] . Единого международного признанного понятия "лизинг" не существует. Это вызвано как сложным, неоднозначным содержанием, отражаемым данным термином, так и различиями в законодательстве, системе отчетности и налогообложения в разных странах. В тех странах, где под лизингом понимают только долгосрочную аренду, принято четко ограничивать от него понятие аренды и проката. В других странах и эти последние понятия относятся к разновидности лизинга. Согласно закону «О лизинге», лизинг — это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Согласно же определению Европейской федерации национальных ассоциаций по лизингу оборудования (Leaseurope), лизинг – это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их в производственных целях арендатором, и он сохраняет за собой право собственности[6]. Лизинг представляет собой средне- и долгосрочную аренду машин, оборудования, транспортных средств, строительной, сельскохозяйственной техники, средств теле- и радиосвязи, вычислительной техники, различных сооружений производственного назначения, а также прав интеллектуальной собственности - лицензий, компьютерных программ, ноу-хау и т.д. Существует довольно много разновидностей лизинга, и в зависимости от того или иного вида в сделке могут участвовать от двух до четырех (или даже более) сторон. Лизинговая сделка представляет собой совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга. Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения[7]. Обязательным участником лизинговой операции является лизингодатель , в качестве которого могут выступать либо предприятия - производители объекта лизинга (например, в тех ситуациях, когда на рынке товаров складывается неблагоприятная для них конъюнктура и в результате падает платежеспособный спрос на произведенную продукцию, при наличии в то же время потребности в ней), либо самостоятельные лизинговые фирмы, для которых соответствующая деятельность является основной уставной целью и которые обычно создаются при активном финансовом участии коммерческих банков, либо сами эти банки, поскольку лизинг имеет много общего с банковскими операциями. Другим обязательным участником сделки является лизингополучатель, т.е. предприятие любой организационно - правовой формы собственности, нуждающееся в конкретном имуществе и испытывающее финансовые проблемы, препятствующие приобретению требуемого имущества на собственные или заемные средства. Кроме этого, в сделке обычно участвует предприятие – производитель ценностей, выступающих объектом лизинга (но не лизингодатель), а также коммерческий банк, тоже не являющийся в данном случае лизингодателем, а лишь финансирующий операции последнего, например, лизинговой компании, которая для осуществления лизинга нуждается в кредитных ресурсах. Лизингополучателем и поставщиком может являться любое юридическое лицо. В зависимости от предоставляемых услуг лизинговые компании условно можно подразделить на: - финансовые, которые действуют лишь как кредитные институты; - сервисные, которые, сдавая оборудование в лизинг, берут на себя все (или часть) обязанности, связанные с обслуживанием, ремонтом, страхованием оборудования, контролируют оплату налогов, консультируют пользователя в отношении эксплуатации оборудования; - брокерские, основными функциями которых является посредничество по совершению лизинговых сделок путем сведения вместе участников лизинговой операции. В лизинговых операциях большая роль отводится участию банков, которое может быть прямым (непосредственная сдача машин и оборудования во временное пользование) и косвенное (предоставление ссуд лизинговым компаниям). В настоящее время в лизинговых операциях все чаще принимают участие страховые компании, а также пенсионные фонды. Возможны и другие более сложные варианты лизинга (так называемого раздельного), который характеризуется крупномасштабностью сделок и участием в них нескольких фирм и финансовых учреждений (Приложение №1). Типичная лизинговая сделка выглядит следующим образом: 1. Пользователь (после вступления в лизинговые отношения лизингополучатель) сообщает лизинговой компании, какое оборудование ему необходимо. 2. Лизинговая компания, убедившись в ликвидности проекта, покупает это оборудование у фирмы-изготовителя, или другого юридического, или физического лица, продающего имущество, являющееся объектом лизинга. 3. Лизинговая компания (лизингодатель), став собственником оборудования, передает его во временное пользование с правом дальнейшего выкупа (определяется договором) лизингополучателю, получая взамен лизинговые платежи. В современной российской практике выработаны такие методы ведения расчетов по лизинговым сделкам, которые основаны на Методических рекомендациях по расчету лизинговых платежей, утвержденных Министерством экономики РФ 16 апреля 1996 г. и согласованным с Министерством финансов РФ рассчитывается по формуле (1) включает следующие составляющие:
где С - общая сумма лизинговых платежей за весь период договора лизинга; гдеА - сумма амортизации лизингового имущества за период действия договора; гдеВ - комиссионное вознаграждение лизингодателю; гдеКр - плата лизингодателю за кредитные ресурсы, использованные им для приобретения имущества; гдеСтр - сумма, выплачиваемая за страхование лизингового имущества, если оно было застраховано; D - иные затраты лизингодателя, предусмотренные договором лизинга. 2. Риски в лизинговых операциях Риск – это сложная и многоаспектная категория. Существуют различные определения понятия «риск». В наиболее общем виде под риском понимают возможность возникновения убытков или недополучения доходов вследствие неопределенности ситуации. В специальной литературе, посвященной анализу рисков, перечисляется множество видов риска, начиная от промышленных и экологических, и заканчивая финансовыми и политическими. Риски, с которыми сталкиваются лизинговые компании в процессе своей деятельности, в принципе, для всех одинаковы. Примерно равна и вероятность, с которой тот или иной риск может произойти. Но все-таки исходы из рисковых ситуаций разные для разных компаний. Это происходит из-за того, что в одной и той же ситуации одна группа людей обладает большей осведомленностью, нежели другая группа. Целью данной главы будет продемонстрировать на каких этапах лизинговой сделки какие риски возникают, в каких областях, и каким образом эти риски можно уменьшить. Риски, с которыми сталкиваются лизинговые компании в процессе своей деятельности, можно подразделить на две группы: общие, с которыми сталкиваются все предприятия, работающие на российском рынке, и специфические. К общим рискам относятся следующие категории рисков: политические, макроэкономические, юридические и налоговые. Суть политических рисков заключается в возможности недополучения дохода или потери собственности вследствие изменения социально-политической ситуации в стране. Данный вид риска особенно существенен на переходных этапах развития экономики и связан с нестабильностью государственной власти, этническими и региональными проблемами, резкой поляризацией интересов социальных групп. Макроэкономические риски, как следует из названия, проистекают из макроэкономической ситуации. На их возникновение оказывают влияние хозяйственные трудности, связанные с политикой, снижение роста валового национального продукта (ВНП), уровень развития банковской сферы, ожидание подъема или кризиса в экономике, изменения ставки банковского процента. На возникновение правовых (юридических) рисков оказывают свое влияние такие факторы, как состояние законодательства и его динамика. Естественно, что постоянное изменение юридической базы, как и противоречия законодательства, затрудняют ведение предпринимательской деятельности. Причиной возникновения налоговых рисков являются нечеткие формулировки, а порой и противоречия, которые содержатся в законодательных актах, регулирующих налоговую сферу. Многие бухгалтера и руководители компаний опасаются, что налоговая инспекция может не согласиться с толкованием правил, предложенных компанией. Это увеличивает риски, связанные с лизинговой сделкой, т.к. несмотря на все усилия следовать законодательству, лизинговая компания может подвергнуться риску потенциально высоких штрафов. По отношению к лизинговой деятельности этот вид риска имеет свои особенности, так как в лизинговой сделке собственник и пользователь имущества разделены. Особенно много вопросов из-за этого возникает при осуществлении сделок международного лизинга, когда собственник имущества (иностранная лизинговая компания) и пользователь имущества (российское предприятие) находятся по разные стороны границы, в разных юридических и налоговых системах. Наряду с общими рисками, лизинговые компании в своей деятельности сталкиваются с рисками специфическими, которые относятся к сфере лизинга и связаны с природой и особенностями лизинговой сделки. Лизинговая сделка – это сложный механизм, который обладает чертами аренды, договора поручения, договором оказания лизинговых услуг и, одновременно со всем этим является инвестиционным проектом. Успех лизинговой сделки напрямую зависит от успеха проекта лизингополучателя, поэтому огромная группа рисков, характерная для лизинговых сделок – это проектные риски. Они связаны с разработкой и выполнением конкретного проекта. Сюда входят и состоятельность проекта с финансовой точки зрения, и экологическая безопасность проекта, и сбытовая стратегия лизингополучателя. Большая группа рисков, на которые лизингодателю следует обратить большое внимание, связана с предметом лизинга, которым чаще всего бывает различное промышленное оборудование. Риски эти можно классифицировать следующим образом: · риск невозврата т.е. ситуация, когда лизингополучатель отказывается возвращать лизинговое имущество, · риск утраты – т.е. когда лизинговое имущество физически утрачено, · и риск невозможности реализации оборудования на вторичном рынке. Данные риски можно уменьшать различными способами, куда входит страхование предмета лизинга, разработка эффективной схемы обеспечения и другие способы, которые используются лизинговыми компаниями. Финансовые риски, с которыми сталкивается лизинговая компания, можно условно подразделить на три категории: · Портфельный риск. Причиной возникновения портфельного риска является неадекватное распределение портфеля лизинговых контрактов между лизингополучателями, концентрация лизингового портфеля у одного лизингополучателя, или у группы компаний, принадлежащих к одной отрасли промышленности. Кризисная ситуация, негативно повлиявшая на эту компанию или отрасль, может привести к значительным потерям, и даже к банкротству лизинговой компании. · Процентный риск. Процентный риск возникает из соотношения процентов по банковскому займу, взятому для финансирования лизинговой сделке, и процентов по договору лизинга. Если договор на банковский кредит заключен с плавающей процентной ставкой, а лизинговый договор с фиксированной, то может получиться так, что процент по кредитному договору повысится, и сделка для лизинговой компании окажется убыточной. Процентный риск можно минимизировать, включив в договор лизинга статью, в которой необходимо оговорить, что в случае изменения процентной ставки по банковскому кредиту изменится сумма лизинговых платежей. Однако следует обратить внимание на то, что в соответствии с гражданским законодательством, сумму лизинговых платежей можно пересматривать только один раз в год. · Валютный риск. В основе валютного риска лежит изменение реальной стоимости суммы лизинговых платежей по договору лизинга за определенный период. Валютному риску подвержена любая из сторон лизинговой сделки. Особенно подвержены валютным рискам те лизинговые компании, которые берут кредиты в иностранной валюте, а получают лизинговые платежи в рублях. Можно привести немало примеров тому, как пострадали лизинговые компании в августе – сентябре 1998 года, когда для осуществления лизинговых договоров, выраженных в рублях, были взяты валютные кредиты. Однако, если лизинговая компания «привяжет» лизинговый договор к валютному эквиваленту, в сложном положении может оказаться лизингополучатель. Обычно лизингополучатели работают на внутреннем рынке, и, следовательно, реализуют продукцию за рубли. Очевидно, что цены на продукцию не будут расти такими же быстрыми темпами, как курс валюты. В этом случае повысится риск неплатежеспособности покупателя, и, скорее всего, лизинговым компаниям придется пересматривать условия выплаты платежей и предоставлять лизингополучателям отсрочку по выплате платежей. Риск неуплаты лизинговых платежей – это, пожалуй, самый серьезный риск с которым сталкивается лизинговая компания в процессе своей деятельности. Неполучение лизинговых платежей может привести к кризису наличности и неплатежеспособности лизингодателя. Хотя прибыль не всегда является целью лизинговой деятельности, в большинстве случаев при расчете лизинговых платежей по лизинговому договору финансовые специалисты лизинговой компании стоят перед классической дилеммой: они должны с одной стороны максимизировать прибыль лизинговой компании и обеспечить постоянный приток денежных средств, а с другой стороны – максимально учесть интересы лизингополучателя. Финансисты лизинговой компании должны разработать такой график выплат лизинговых платежей, который, во-первых, устроит лизингополучателя по срокам, а во-вторых, будет соизмеряться с его финансовыми возможностями. Иначе лизинговая компания, сама того не желая, может привести к досрочному разрыву лизинговой сделки, так как лизингополучатель будет не в состоянии выплачивать слишком высокие лизинговые платежи, будет постоянно испытывать недостаток денежных средств, и, как результат, либо откажется от сделки и вернет оборудование, либо просто разорится. А ни тот, ни другой вариант крайне нежелателен для лизинговой компании. Любой практик подтвердит, что завершенный договор с отсрочками и переносом лизинговых платежей лучше, чем договор прерванный. Данную ситуацию можно представить как весы, на одной чаше которых находятся интересы лизинговой компании, а на другой – интересы лизингополучателя, и задача финансиста лизинговой компании – найти точку равновесия этих двух чаш, путем корректного, правильного расчета лизинговых платежей. 3. Страхование лизинговых операций Для любого инвестора, в том числе и для лизинговых компаний, первоочередным требованием является получение максимальных гарантий относительно возврата инвестиций. Одним из возможных способов гарантирования охраны интересов лизингодателя является страхование, которое, с одной стороны, обеспечивает непрерывность воспроизводства в области лизинговой деятельности, а с другой стороны, компенсирует потери и повышает платежеспособность всех участников лизинговой сделки. Страхование позволяет защитить имущественные интересы лизингодателя и лизингополучателя в случае гибели, утраты, повреждения объекта лизинга на любой из стадий осуществления лизинговой операции - с момента поставки предмета лизинга продавцом (поставщиком) до момента окончания срока действия договора лизинга. В течение многих лет в лизинге принимают участие страховые компании. Мировой опыт правовых взаимоотношений свидетельствует, что при заключении лизинговых соглашений лизингополучатель принимает на себя обязанность застраховать транспортировку получаемого в лизинг оборудования, его монтаж и пусконаладочные работы, имущественные риски. Необходимость страхования имущества, передаваемого в лизинг, отмечается и Оттавской конвенцией, регулирующей правовые взаимоотношения партнеров по международному финансовому лизингу. В соответствии с Гражданским кодексом (ст. 929) по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). В соответствии с гл.48 ГК РФ и гл.21 Федерального закона РФ от 29.10.98 г. №164-ФЗ, по договору имущественного страхования могут быть застрахованы следующие имущественные интересы: § риск утраты (гибели), недостачи или повреждения лизингового имущества; § риск ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу других лиц в ходе реализации договора лизинга (например, ответственности за вред, причиненный автотранспортным средством-предметом лизинга); § риск убытков от предпринимательской деятельности участников лизинговой сделки; § риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или из-за изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов, - предпринимательский риск. Некоторые страховщики предлагают страхование политических рисков (арест лизингового имущества арбитражными или таможенными органами; незаконные действия властей как на федеральном, так и на местном уровнях; социальные беспорядки; неконвертируемость национальной валюты и т.п.). Необходимость страхования имущества, передаваемого в лизинг, предусматривает и Оттавская конвенция, регулирующая правовые взаимоотношения партнеров по международному финансовому лизингу. В 1998 г. Россия присоединилась к этой конвенции и в связи с этим приняла на себя все соответствующие обязательства. Это определено Федеральным законом от 08.02.98 г. №16-ФЗ “О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге” и текстом самой конвенции, заключенной в Оттаве 25.05.88 г. Имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении данного имущества. Страхование рисков строится на опыте статистики наступления страховых случаев. Ведь правила страхования должны основываться на исследованиях невыполнения обязательств и анализе финансовых экспертов. К сожалению, статистика нарушения финансовых обязательств, как по кредитным или лизинговым операциям внутри России, так и при международных сделках, мало известна. Целесообразно, чтобы Правительство РФ (Минфин, Госбанк, Минэкономики, МВЭС) опубликовало информацию о выполнении обязательств по возврату предприятиями инвестиционных кредитов (под закупку оборудования), где гарантом перед иностранными кредиторами за последние 3-5 лет выступали Правительство РФ, субъекты Федерации, правительства регионов. Целесообразно также опубликовать информацию о возврате лизинговых платежей (валютных, рублевых) операторам российского и зарубежного лизингового бизнеса. Страхование лизингового договора (в том числе финансовых рисков на случай неплатежей лизингополучателя) в России довольно дорогое: от 10 до 15 процентов от общей стоимости оборудования. Еще более проблематичным является выбор страховой компании, поскольку в России существует множество нестабильных страховых компаний, из которых только несколько имеют лицензию, дающую им право на осуществление страхования финансовых рисков. Все лизингодатели-респонденты единодушно заявили о том, что самое лучшее страхование арендованного актива может обеспечить только сама лизинговая компания. Ненадежные страховые компании могут с легкостью ввести в заблуждение малые и средние предприятия. Кроме того, в том случае, если компания сама осуществляет страхование, она обеспечивает гарантию того, что страховые отчисления будут производиться вовремя. Согласно федеральному закону РФ «О лизинге», «страхование предпринимательских (финансовых) рисков осуществляется по соглашению сторон договора лизинга и не обязательно». Тем не менее, как отмечает заместитель генерального директора страхового общества «Гефест» Игорь Астахов, на практике в целях минимизации рисков серьезная организация - лизингодатель всегда страхует имущество, передаваемое по договору лизинга. Безусловно, осуществляет это она не самостоятельно, а за счет средств лизингополучателя, включая затраты по страхованию в лизинговые платежи. При этом, лизингополучатель имеет возможность всю сумму затрат на страхование предмета лизинга включить в себестоимость продукции. 3.1. Виды страхования в рамках лизингового проекта Страхование может осуществляться по двум направлениям: страхование самого оборудования или имущества, передаваемого в лизинг и страхование риска непогашения лизинговых платежей. При страховании оборудования и имущества, передаваемого в лизинг, страховая компания берет на себя обязательства по обеспечению страховой защиты от стандартных имущественных рисков: пожар, удар молнии, взрыв, кража, стихийные бедствия и другие подобные случаи. При этом стоимость страховки при страховании имущества, передаваемого в лизинг, обходится дешевле, чем страхование обычного имущества. Но касается это только ситуации при сотрудничестве с крупной лизинговой компанией, предлагающей страховщику большие суммарные портфели рисков. Имущественные риски берут на страхование практически все страховые компании, работающие в России, но при этом сотрудничать все же имеет смысл с крупными, надежными. Компании - лидеры в страховании имущественных рисков представлены в таблице 1. Страхование от специфических технических рисков, связанных с эксплуатацией оборудования: энергетических перегрузок, перегрева, вибрации, заклинивания, воздействия электроэнергии в виде короткого замыкания, падения напряжения и т.п. Лицензию на страхование машин и механизмов от поломок имеет ограниченное число страховых компаний, поэтому перед заключением договора стоит узнать у страховщика-партнера о ее наличии. Чаще всего страхуется оборудование, подвергаемое наибольшему риску при эксплуатации, - это транспортные средства и передвижная техника. Страхование указанных рисков предлагают несколько страховых компаний, среди которых в Москве можно выделить - ВСК, «Гефест», «Ингосстрах», ПСК, «РЕСО-Гарантия», «Спасские Ворота», «Энергогарант» и другие крупные компании, а в Санкт-Петербурге - «Русский мир». Как правило, лизингополучатель не должен сам заботиться о выборе страховщика и наиболее подходящей программы. Все за него сделает лизингодатель, «кровно» заинтересованный в полноценной страховой защите. Он либо сам заключит договор страхования, либо посоветует обратиться в одну из крупных страховых компаний, назвав ее на прямую или предоставив список. По мнению заместителя начальника отдела управления ресурсами страховой компании «Энергогарант» Олега Потапова, операции по страхованию лизинговых сделок достаточно привлекательны для страховщиков, так как не только позволяют работать с широким спектром имущественных рисков, но и существенно расширять круг потенциальных клиентов. Размер тарифных ставок устанавливается в зависимости от условий страхования, выбранных рисков, а также срока страхования. В среднем они составляют от 0,1% до 2,2% от страховой суммы, т.е. от стоимости передаваемого в лизинг имущества. В зависимости от конкретных условий содержания имущества (например, при наличии современных систем пожарной безопасности и охраны) размер страхового платежа может быть существенно изменен. Система льгот, практикуемых в ряде компаний, предусматривает также оплату страховой премии в рассрочку, тарифные скидки при безубыточном страховании в течение нескольких лет, учет льгот, полученных страхователем в других страховых компаниях, и иные формы поощрения страхователей, обеспечивающих сохранность застрахованного имущества. Кроме того, в договоре страхования можно оговорить размер минимального некомпенсируемого страховщиком убытка - франшизы. Ее включение в договор может значительно удешевить страховой взнос. 2. Страхование риска непогашения лизинговых платежей. После кризиса 1998 г. в России подобные договоры практически не заключались. Однако недавно некоторые лизинговые компании вновь обратились с запросами на покрытие их финансовых рисков, и несколько страховщиков стали активно заниматься этим видом страхования. Для проведения соответствующих операций необходимо наличие лицензии на страхование финансовых рисков. Тарифы по страхованию риска непогашения лизинговых платежей достаточно высоки - от 3% до 10% от величины платежей. Можно застраховать как общую сумму лизинговых платежей по договору лизинга, так и отдельные лизинговые платежи за вычетом амортизационных отчислений либо только первые два-три платежа (их выполнение или невыполнение обычно служит индикатором целесообразности дальнейшего осуществления сделки). Безусловно, в двух последних случаях страховка обойдется лизингодателю значительно дешевле. Снижает стоимость полиса и финансовое состояние обеих сторон сделки. Дело в том, что перед заключением договора страхования финансового риска страховщик обязательно потребует предоставить финансовую отчетность как лизингополучателя, так и лизингодателя, а также исследует платежеспособность и кредитную историю лизингополучателя. Если экспертиза покажет, что лизингополучатель имеет плохую кредитную историю или осуществляет сделку с целью мошенничества, договор страхования финансовых рисков лизингодателя заключен не будет. Да и самому лизингодателю в подобной ситуации стоит задуматься о целесообразности заключения договора лизинга. Для отечественного страхового рынка рассмотренные выше виды страхования традиционны и проблем, как правило, не вызывают. Единственное, что может усложнить решение вопросов - это ситуация, когда стоимость поставляемого по лизингу оборудования настолько значительна, что потребуется использовать механизм перестрахования (ст.967 ГК РФ). При этом риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключенному с последним договору перестрахования. При перестраховании по такому договору ответственным перед страхователем по основному договору страхования за выплату страхового возмещения или страховой суммы остается страховщик. В случае использования механизма перестрахования российская страховая компания принимает на себя, к примеру, 10-15% общего объема страховой суммы, а оставшуюся, большую часть передает на условиях облигаторного или факультативного страхования более крупному страховщику или формирует страховой пул из нескольких компаний. Чаще всего к механизму перестрахования прибегают при поставках зарубежного оборудования по лизингу, когда его стоимость составляет многие миллионы долларов и при этом западный партнер настаивает на участии в сделке солидной западной страховой компании. Стоимость страховки в каждом конкретном случае рассчитывается отдельно. Размер страхового тарифа зависит от стоимости лизингового имущества, степени его износа, условий эксплуатации и выбранной программы страхования. На стоимость страховки влияют также финансово-экономические показатели деятельности лизингополучателя и регион использования лизингового имущества. Дело в том, что при использовании арендуемой техники вдали от крупных городов возникают трудности с восстановлением достоверной картины страхового случая. В отдаленных районах качество сервисного обслуживания часто оставляет желать лучшего. А качество ремонта, естественно, влияет на срок службы арендуемого имущества. При страховании предмета лизинга размер тарифа составляет 0,1–7%. В отдельных случаях он может достигать 12%. Финансовые риски страхуются по тарифам от 2 до 8% от страховой суммы. Между тем страховщики, опрошенные корреспондентом «Бизнес-журнала», отмечают, что если страховая сумма установлена в размере действительной стоимости имущества и не уменьшается по мере выплат арендных платежей, то страхование предмета лизинга ничем не отличается от классического имущественного страхования. Если же страховая сумма уменьшается, то тариф оказывается на 25—40% меньше, чем при «классике». Это связано с тем, что страхователь уплачивает страховой взнос, как правило, сразу на весь срок аренды или на 3–5 лет. При выборе страховой компании стоит прежде всего поинтересоваться размером ее уставного капитала и наличием перестраховочной защиты (особенно при большой стоимости лизингового оборудования). Трудности, как правило, возникают при страховании иностранной техники из-за отсутствия специализированного сервиса на территории РФ. Восстановительный ремонт может превысить стоимость арендуемого имущества. Некоторые страховые компании специализируются на страховании лизинга в определенных секторах экономики. Как считает заместитель руководителя управления страхования имущества и ответственности СК «ГУТА-Страхование» Елена Осипова, страхование лизинговых операций в каждом конкретном случае имеет свою специфику. Исходя из этого и разрабатываются соответствующие программы страхования. «С экономической точки зрения применение лизинговых операций очень выгодно, — говорит начальник управления развития СК «РУКСО» Татьяна Антошина, — так как все затраты, связанные с лизинговыми платежами и страхованием предмета лизинга, относятся на себестоимость, что уменьшает налогооблагаемую базу лизингополучателя». Однако налоговые льготы применяются только при страховании имущества. Этим во многом объясняется тот факт, что страхование финансовых рисков в лизинге востребовано очень мало. Однако такая ситуация, по мнению отечественных страховщиков, будет меняться в лучшую сторону по мере развития в России лизинговых операций.

3.2. Существенные условия договора страхования

Любой договор считается заключенным, только если согласованы его существенные условия, названные таковыми законом или хотя бы одной из сторон. Каковы же для договора страхования условия, названные существенными в ГК РФ? Ст.942 ГК РФ прямо называет четыре существенных условия, без согласования которых договор страхования не может считаться заключенным.

1. Об имуществе или ином имущественном интересе

В данном случае нужно обратить внимание на факт, что может страховаться только тот предмет лизинга, который уже имеется в наличии и уже существует возможность его утраты или повреждения. Следовательно, нельзя застраховать предмет лизинга до перехода к лизинговой компании риска его случайной гибели или случайной порчи. Для согласования условия относительно лизингового имущества, подлежащего страхованию, можно использовать договор лизинга либо его положения, позволяющие достаточно определенно установить и идентифицировать предмет лизинга;

2. Характер страхового события

Поскольку наступление страхового случая требуется доказывать, его описание, так же как и описание объекта страхования, должно быть по возможности точным и не допускающим двусмысленных толкований. Например, если лизингодатель страхует риск несоблюдения лизингополучателем договорных обязательств по уплате лизинговых платежей, при описании страхового события необходимо оговорить конкретные сроки просрочки уплаты лизинговых платежей, истечение которых дает право лизинговой компании обратиться к страховщику с требованием о страховой выплате, а также предусмотреть перечень документов, которыми будет подтвержден факт несоблюдения лизингополучателем указанных выше обязательств;

3. Размер страховой суммы

Страховая сумма может быть согласована как абсолютная сумма по договору в целом, так и как сумма на один застрахованный объект. Важно помнить, что страховая сумма не должна превышать страховую стоимость. Страховая стоимость для имущества - его действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договора страхования. Возникает вопрос: какова будет страховая стоимость предмета лизинга в случае страхования его лизингополучателем? Для лизингополучателя действительной стоимостью предмета лизинга является цена договора лизинга, превышающая рыночную стоимость лизингового имущества. В данном случае страховая стоимость предмета лизинга будет определяться по соглашению со страховщиком. Однако всегда остается вероятность того, что при рассмотрении какого-либо спора в судебном порядке договор страхования будет признан ничтожным в той части страховой суммы, которая превышает рыночную стоимость данного имущества;

4. Срок действия договора страхования

Это условие касается как начала, так и окончания действия договора. Однако если начало действия договора не согласовано сторонами, то договор начинает действовать в момент уплаты первого страхового взноса (ст.957 ГК РФ). Таким образом, сторонам договора не обязательно заботиться о согласовании этого условия, если только они не хотят изменить срок начала действия договора. Но о согласовании срока окончания действия договора следует позаботиться обязательно, т.к. при его отсутствии договор будет считаться незаключенным. Для страхования в рамках лизинговой сделки оптимальной будет увязка сроков действия договора страхования со сроками действия договора лизинга.

Важные моменты договора лизинга

В ходе переговоров с представителями лизингодателя лизингополучателю необходимо решить следующие вопросы: § Кто будет выступать в роли страхователя? В решении данного вопроса обычно учитываются финансовые возможности сторон по уплате страховой премии и способность одной из сторон отнести расходы по уплате страховой премии на себестоимость продукции. § Кто станет выгодоприобретателем по договору страхования? Данный вопрос нужно увязать с другим: на кого по договору возлагается обязанность по восстановлению предмета лизинга в случае его гибели или порчи? § С какой страховой компанией будет заключен договор страхования? Часто встречаются договоры, в которых выбор страховщика осуществляет сторона, обязанная застраховать имущество. При этом договор лизинга предусматривает обязательность получения от другой стороны письменного согласия в отношении выбранной страховой компании. Из-за такого положения договора нередко возникают сложности, связанные с процедурой согласования. Оптимальный вариант - закрепление в договоре лизинга наименования страховой компании, с которой будет заключен соответствующий договор. § Должен ли извещаться второй участник лизинговой сделки о заключении договора страхования и каким образом это будет сделано? Поскольку обе стороны договора лизинга заинтересованы в страховании предмета лизинга, то в договорах лизинга обычно предусматривается обязанность страхователя представить другой стороне лизинговой сделки копию страхового полиса. В договоре лизинга могут решаться и другие проблемы, связанные со страхованием и имеющие значение для сторон конкретной лизинговой сделки (например, вопросы внесения последующих страховых взносов и последствия их неуплаты, ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по страхованию предмета лизинга и т.п.) . Страхование широко применяется в российском лизинговом секторе. Как показывает опрос лизинговых компаний, проведенный экспертной группой по изучению отечественного лизингового рынка Российской Академии Предпринимательства в ноябре-декабре 2001 г., страхование лизингового имущества осуществляется в 95% лизинговых сделок. Лизингодатели осуществляют страхование предпринимательских рисков по каждому шестому договору лизинга. Таким образом, участники лизинговых сделок достаточно часто используют страхование как способ минимизации своих рисков. Страхование как средство защиты инвестиций будет в дальнейшем развиваться и за счет увеличения объема страхования договоров лизинга, и за счет увеличения видов страхования, предоставляемых по лизинговым сделкам различными страховщиками[8]. Заключение Одно из приоритетных направлений развития российской экономики — финансовая аренда или лизинг. Широкое применение этого вида хозяйственных взаимоотношений тормозилось до последнего времени отсутствием действенных механизмов защиты от различных рисков: невозврата арендуемой техники, порчи имущества, просрочки платежей и т. д. Однако постепенно распространяется практика страхования лизинговых операций. В мировой практике одним из самых действенных способов защиты и гарантий вложений инвестиций является страхование. Страхование лизинговых операций позволяет существенно упорядочить финансовые и юридические взаимоотношения между участниками лизинговой сделки. Страховые гарантии, с одной стороны, обеспечивают непрерывность воспроизводства в области лизинговой деятельности, а с другой стороны, компенсируют потери и делают платежеспособными налогоплательщиками всех участников лизинговой сделки. Дальнейшее развитие комплексного механизма надежных страховых гарантий по лизинговым операциям позволит вести переговоры с западными банками о вложении средств в серьезные лизинговые проекты на территории России и о предоставлении соответствующих кредитов на еще более выгодных для нашей страны условиях. Защита инвестиций посредством страхования имеет преимущества перед другими видами гарантий за счет перестраховочной защиты, осуществляемой российскими Страховщиками. Стремление к интегрированию в мировое экономическое сообщество предусматривает признание необходимости перераспределения риска как формы экономического сотрудничества. Перестрахование - не что иное, как солидарность в преодолении катастроф, которые происходят на территории какой- то одной страны, но рассматриваются партнерами-страховщиками уже как международные катастрофы. За этой философией - не только гуманистические посылы, но и экономический расчет. Страхование - не благотворительность, а, прежде всего, взаимная ответственность. Необходимость сведения к минимуму вероятного ущерба от разного рода крупномасштабных бедствий превращает страхование, в том числе и международное, в норму цивилизованного страхового бизнеса. Список используемой литературы: 1) Федеральный закон РФ от 29.10.1998 г. №164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (в ред. Федерального закона от 29 января 2002 г. №10-ФЗ). 2) «Лизинг: теория, практика, комментарии» / Газман В.Д. - М: Правовая культура», 1997. 3) “Лизинг ревю” - 2002- № 7-8 4) "Строительная техника и технологии", №4/2001, Ирина Рудых 5) «Банковское дело», п.р. Тавасиева А.М., Москва – 2001 г. 6) Чекмарева Е.Н. Лизинговый бизнес - М., 1993. 7) «Развитие лизинговых отношений в России» Долматова Е.В., 2002 г. 8) «Финансовый лизинг на предприятии» Шабалин Е.М., Махмутов Р.А., Карп М.В., - М.: ЮНИТИ, 1998 г. 9) Инвестиционный эксперт: www.invest.delovoy.com. Приложение 1 Схема механизма многосторонней лизинговой сделки[9] Приложение №2 Виды рисков лизингодателей
[1] Балтус П., Майджер Б. Школа европейского бизнеса, 1996, №1. [2] Банковское дело, п.р. О.И. Лаврушина. – М., 1996. [3] Инвестиционный эксперт: www.invest.delovoy.com. [4] Чекмарева Е.Н. Лизинговый бизнес - М., 1993. [5] «Развитие лизинговых отношений в России» Долматова Е.В., 2002 г. [6] «Банковское дело», п.р. Тавасиева А.М., Москва – 2001 г. [7] Федеральный закон РФ от 29.10.1998 г. №164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (в ред. Федерального закона от 29 января 2002 г. №10-ФЗ). [8] “Лизинг ревю” - 2002- № 7-8 [9] «Финансовый лизинг на предприятии» Шабалин Е.М., Махмутов Р.А., Карп М.В., - М.: ЮНИТИ, 1998 г.