Каталог :: Социология

Шпора: Шпоры по социологии (МГИМО, 2001г)

     1.     Социология как наука. Предмет, структура и парадигмы.
Социология - учение об общ-ве, наука, кот изучает современное общ-во через
призму интересов и потребностей тех соц групп, кот его составляют. Объект -
современн общ-во и информац о нем, полученн другими науками. Предмет изучен -
закономерности функционир развития общ-ва и взаимодействие общностей разного
типа. Соц общности - все разновидности соц образован, кот связаны общими
интересами. Структура: макросоцоил (анализ общ-ва как целого и его
структ как части – экон и пол устр-ство, религия, постиндустриализм, etc.), 
теории средн уровня (распределен ролей в соц институте), микросоциол 
(взаимод людей в малой соц группе, соображения, кот-ми они руководствуются).
Парадигма – совокупн основн теоретич положений и принципов, лежащ в основе
теории или ряда теорий. 3 группы: структурн (рассматрив организац,
функционир и развитие общ-ва как един системн целого, в основном на
макроуровне), интерпретивн (основн – изучен и интерпретац чел
поведения, его мотивов в основном на макроуровне), интегральн и объединит 
(анализ соц реалий с точки зрения единства объективного и субъективного,
структуры и индивида).
     
     
     2. Отчет о результатах соц исследования, его структура и содержание.
Анализ завершается  подготовкой  отчета по результатам проведенн иссл. Отчет
включ описание всех основн этапов иссл. Во введении дается развернут
хар-ка проблемной ситуац, описывается объект, предмет, цели и задачи иссл. 
Теоретич раздел отчета включает анализ публикаций по данн проблеме, теоретич
анализ основн понятий иссл, теоретич и рабочую модель с необходимыми
обоснованиями и выкладками. Процедурно-методический раздел включает
обоснование выбора метода исследования, макеты инструментов, расчет и
обоснование выборки, а также краткое описание процедур отбора единиц
наблюдения. Аналитический раздел  содержит результаты анализа  полученн
данных. В заключительном разделе подволятся итоги иссл и даются
рекомендации или технологии управления изучаемым процессом в соотв с целью
иссл. В отчет также включают список использ лит источников и приложения.
     
     
     3.     О. Конт - основатель социологии. Его вклад в отделение социологии от
теологии и метафизики.
О. Конт(1798-1857г.г.) - основатель соц как науки (1836). Фр обществовед.
Влияние на взгляды – Фр рев, промышл рев. утвердивш в общ-ве нов формысознания
и действия. Основн идея - отделение науки от метафизики (учение о
сверхчувствах, парапсихологии) и теологии. Истинн наука должна отказаться от
неразрешим вопросов, т.е. таких, кот невозможно ни подтвердить, ни
опровергнуть, опираясь на факты, доступн эмпирич наблюдению. Настаивал на
исследовании взаимосвязей фактов, их функционирован в рамках больших
целостностей, больших систем. Высшим видом систем он считал общество,
человечество. Социальн теория Конта состоит из 2 частей: соц статика 
(как части общ-ва взаимод, обеспечивая соц стабильность) и соц динамика 
(осмыслен проблем соц развития и изменен). Основн интерес К направил на
динамику. Первичн фактор соц динамики - духовн и умственн развитие. Вторичн
факторы - климат, раса, средняя продолжительн жизни, прирост нас. Втор факторы
обуславливают разделение труда и побуждают интеллектуальн и моральн черты
человека. Методы К в социологии: наблюдение социальных фактов, изучение
косвенных свидтельств (истор и культурн памятников, etc),
сравнение.=>теоретич отображен эмпирически изученн соц реальности.
     
         
     
     4.     "Понимающая"   социология   М.   Вебера   и   его   теория
социального действия.
(1864-1920) Соц действие как фактор всего чел существован. Содержан соц
институтов, структур, etc можно понять узнав, как они возник, при каких усл
формир. Соц действия характеризуются смыслов обусловленностью (действ субъект
вкладыв свой смысл в какое-л действие), направленностью этого действия на
других и тем, как понимают это действ другие и как отвечают на него. Типы
понимания соц действия: 1)через прям наблюдение 2)объяснительное пониман (выясн
мотива) 3)причинное объяснен. Конструирован идеально-типическ модели соц
действия индивида. Они выраж то, что наиб характерно, типично д/общественн явл
или соц действий того времени. Через модели – анализ реальности. Типы действия:
1)целерациональн 2)ценностнорац 3)аффективн 3)традиционн. Но лишь 1) и 2),
строго говоря, относятся к соц действиям, т к социология явл «понимающей» т к
имеет дело с осмысленн действиями люд. Стержень идей В – рациональность
. По уровню целерац можно судить о стерениразвит общ-ва. Через нее он анализ
общ-ва и группы. Он анализ власть и бюрократию через призму совокупности
индивидов, выполняющ определенн соц действия. Развитие – увеличение
рациональности соц действий управляющих и управленцев. Идеал – бюрократия,
совокупность рацион индивидов.
     
     
     5.     Т. Парсонс о cоциальной системе. Функциональная сетка Agil.
П (1902-1979) – создатель школы структурн функционализма, основатель теор соц
сист и соц действия. В центре исслед – индивиды и их действия, кот нормативно
регулируются и происх в рамках системы ценностей=> общ-во – нормативн
общность. Соц структура – сист стандартизированн отношен деятелей, выполняющ
роли относительно друг друга. 4 подсист: соц, культ, личностн, поведенческ, 
кот взаимод друг с другом (3 последних явл компонентами окруж среды соц сист).
Общ-во – глобальн сист общественн отношен, состоящ из различн сист: экон, пол,
соц, культ. Их структ анализ через роли (адаптац A), коллективы 
(целедостижен G), нормы (интеграция I), ценности (необходимы
д/сохранен образца L).
Проблема соц порядка, стабильности соц сист. Он достиг, если люди будут в
основном руководиться одними и теми же ценностями, мотивами соц поведен,
ожидать, что другие поступят так же. Объединит начало > тенденции к
разъединен. Основа теор П – выявление стандартн ожидан.
     
     
     6. Р. Мертон и теория среднего уровня. Явные и латентные социальные функции.
Работа Р. Мертона "Явные и латентные функции".
     Союз теор, эмпир и метода. Объединение функционализма и структурализма в едн
теорию => более конкретн и действенн концепции соц структуры.1) В сложн,
сильно дифференцирован общ-ве «функцион единство» сомнительно, нужно вести речь
лишь о степенях единства. 2) Не все аспекты соц сист выполн позитивн ф-цию.
Любая часть общ-ва может быть функциональна, дисфункциональна или
нефункциональна. 3) Институты типа религии, семьи не обязат явл атрибутами всех
чел общ-в, имеют «функциональн эквиваленты (альтернативы)». Явн и латентн
(скрытые) ф-ции (явно иррац поведение нередко положительно функционально
д/групыпы).  
         
     
     7. Марксистская парадигма о природе социальных конфликтов. 
Последоват поэтапн восхожден общ-ва от низш ступен к высш, от одной формац к
другой (первобытн, рабовладельческ, феодальн формация, кап формация, социализм
и коммунизм). Теория материалистич понимания истории, основа – общественн бытые
определ общественн сознание, имеет первенство и решающ значен во взаимодейств
этих сторон в историч процессе. В соц дифференцир общ-ве антагонистич конфликт
становится неотъемл частью и аттрибутом общ-ва, причина – частн собственность
=> соц конфликт –конфл интересов между собственниками и труженниками; особая
глубина и размах – при капитализме (товарн фетишизм, отчуждение идеи, дух
культуры). Процесс развития конфл и есть процесс борьбы классов, кот
завершается революцией и пол и эконом господством ранее угнетенн класса.
Концепция завершения конфл путем уничтожен одного из классов.
     
     
8. Р. Дарендорф о явных и латентных интересах в социальном конфликте. Работа
Р. Дарендорфа "Элементы теории социального конфликта".
Дарендорф (1929) пытается выявить позитивн ф-ции конфл в развит соц жизни. Чтобы
понять прир конфл необходимо прежде всего выявить интересы и способы их
осознан действующими субъектами.  Латентн и явн интересы – противоположности в
конфл. Этапы развития конфл: 1) за требован, декларац, претензиями группы стоят
какие-то интересы 2) осознание этих латентн интересов 3) конфликт. Содержание
конфл связано с отношен господства и подчинен, с доступом к рес – средствам
достижен власти. Конфл – норма развития соц сист, именно он дает людям свободу.
Интенсивность конфл сниж по мере того как общ-во становится плюралистич. Конфл
=> усилен адаптивности сист, появл нов механизмов соц стабилизац.
     
     
     9. Дж. Г. Мид о символическом взаимодействии людей. Структура самости. Работа
Дж. Г. Мида "Сознание, самость и общество". 
Человеч мысль и сам чел сугубо социальны. Люди обретают чел прир благодаря
коммуникац, взаимодействуя при помощи символов. Символ обознач не только
предмет или событие, но и определенн реакц на него. У людей нет инстинктов
поведен в соц среде => чтобы сущ люди должны жить в мире значений. Чел
должен не только выраж символы, но и интерпертир чужие => «принятие роли»,
когда индивид путем воображен ставит себя на место другого. Через принятие роли
люди развив самость – способность представлять себя в кач-ве объектов собственн
мысли. 2 аспекта формирован: I – спонтанн внутренн, субъективн представление
себя; Me – обобщенн представление других, кот усваиваются индивидом =>
личностн ценностн ориентации. Самость не врожденна, ее происшождение целиком
социально. 2 стадии развит: 1)игра (play) – ребенок игр не свои роли
2)соревноват (game) – приним участие в соревнован дети видят себя со стороны
других участников; реб должен принимать роли всех чтобы выполн свою. Люб
организованн общ-во , кот обеспеч индивиду единство его самости – обобщенн
другой. Индивиды видят себя с его (.) зрен => постоянн внутренн диалог
между обобщ другим и индивидом. Опероделенн люди становятся значимым
другим.
     
            
     
     10.  Концепция. "зеркального Я" Д. Кули.
Самосознан и ценностн ориентац индивида как бы зеркально отраж реакции на них
окруж людей. Кажд общественн структура имеет свой механизм произв-ва
самоидентификац, и индивиды находят себе место в рамках сист соц контроля,
соответсв их самоидентификац. Индивид должен перебороть плохую
самоидентификац, в течен жизни он часто меняет самоидентиф.
     
     
     11. Г. Блумер о роли символов в коллективном поведении. Работа Блумера
"Коллективн поведение".
Люди действ на основе значений, кот придают предметам и событиям скореее, чем
просто реагир на внешн или внутренн стимулы. Значения не столько фиксированн,
сформулир заранее, сколько создаются и модифицир в интеракционн ситуац.
Принимая роли другого, участники процесса интерпретир значения и намерен
других. Основа коллекривн поведен состоит из общ значений, ожиданий, кот
разделяются группой индивидов. Формы спонтанн коллективн поведен: 1)толчея
2)коллективн возбужден 3)соц инфекция. Могут вылиться в действующ или
экспрессивн (не имеющ цели) толпу, массу (возбуждена скандалом, etc),
общественность (индивиды взаимод друг с другом, в отлич от толпы). Также есть
фиксированн формы поведен: соц, экспрессивн, etc движения.
     
     
     12. Феноменология   А.   Шютца.   Работа   А.   Шютца   "Возвращающийся домой".
Парадигма направлена на изучен соц феноменов повседневн жизни как объектов
осознан людьми. Концепция интерсубъективн мира: изучение обыденн повседневн
знаний, как они соц распределяются в конкретн группах люд в особой историч
обстановке и как полагаясь на эти знания люди конструир соц реальность.
Понимание мира нач посредством чувств – осязан, слух, etc; люди классифи цир
свой чувственн опыт в виде вещей, обладающ типичн хар-ками. Используя типизации
люди могут вступать в контакт друг с другом; знание здрав смысла –
запас тип, кот разделяют и другие члены общ-ва, что позволяет им жить и
общаться. Знан здрав смысла постоянно измен в процессе интеракции.
Кажд индивид вынужден осуществ типизац предметов и явлен вокруг себя => 
биографич ситуац индивида. Адекватн коммуникац, понимание возник благодаря
появлен общего д/взаимодействующих интерсубъективн мира, т е мира,
обусловленн интеракциями между людьми узкой соц группы – «домашней». Чеч
1-й «д» группы видит объекты иначе, чем чел другой «д» группы. Так появл «мы» и
«они». Особ интерес Ш – проблема реадаптац индивидов из «д» группы после жизни
в иных соц гр. Положен возвращающегося отлично от чужестранца – последний
готов, что нов мир организован иначе, чем его. («Дом» -особ способ жизни
индивида). Кажд индивид «д» гр уверен, что он поймет членов «д» гр, а они –
его.
     
     
     13. П.А. Сорокин об интегральной сущности человека и социокультурной
динамике. Работа П. Сорокина "Интегрализм - моя философия".
Человеч личность формир под воздейств ряда факторов – космич, биологич,
соц-психологич – но прежде всего социокультурн. Эти хар-ки не врожденн,
а приобретенн. Интегральн прир человеч личности формир в процессе интеракц люд
друг с другом. Вся окруж действительность: 1) эмперически-чувственн форма
(постиг с помощью органов чувств) 2) рациональн- умственн (разумом через
логику) 3) сверхчувственно-сверхрац (гениальн творен). Чел - не только эмпирич
наблюдатель, но и творец. Истина, красота, добро – 3 составляющ интегральн 
суперсист. На базе этих элементов идет развитие человечества. Сущ также
идейн и чувственн суперсист, сменяющ друг друга на протяжении всей цивилизац.
Революц и, как правило, войны, ускоряют дезинтеграц чувственно общ-ва. Ценности
и идеалы, как правило, иллюзорны. Культивац вражды, злобы. Исход зависит от
того, победят ли эти негативн силы или часть люд, кот рев побужд к моральн
самосовершенств и религии.
     Соц стратификац – дифференциац люд на классы и слои, что выраж в
неравномерн распредел прав и привилегий. Бывает эконом, пол и профессион. Она
все время измен.
     
     
     14. Теория структурации Э. Гидденса, ее методологическое значение для анализа
российского общества.
Объединит парадигма. Современн соц институты уникальны. 3 основн черты
современности: 1) скорость изменен всех процессов в общ-ве 2)глобальность
пространства, на кот происх изменен 3)внутренн прир современн институтов –
появл нов соц формы. Соц действия свободно перемещ в пространств-временн
рамках. Знания начинают оказыв решающ влияние на формирован будущих соц
отношен. Демилитаризац, гуманизац технологий, демократия. Впервые Я о Общ-во
связаны в глобальн масштабе. Нет определенн модели становлен личности.
Мышление в терминах риска.
Соц действие создает соц структ. Структ – порядок, позволяющ представлять
воспроизв-во соц практик во времени и пространстве; образец соц отношен. На
этом основано гос-во, партия, etc. Знания конструир определенн соц отношен,
воспроизв-во соц структ. Она сущ как в реальности, так и в виде знания ее
людьми. Дуальность структ: может проявл 1)в виде регулярно воспроизводящ-ся
правил и ресурсах, характерн д/определенн времени и пространства 2)в виде
«отпечатков» соц практики и памяти индивидов, знания соц возможностей других
люд и самого себя, что позволяет продолжать воспроизводить соц жизнь во всем
многообразии. Стратификационн модель действующей личности, ликвидац
противопоставлен сознат и бессознат может оказывать влияни на процессы.
15. Социализация личности, ее этапы и агенты.
Социализация - это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей,
правил) на фоне которого он формируется как конкретная личность. Факторы: 1)
сист образования; 2) среда сверстников; 3) произведения искусства,
литературы; 4) СМИ; 5) Пол институты; 6) Экон и пол события; etc. Социализац
- не однонаправленн процесс. Осуществл-ся через деятельность, общение и
развитие самосознания. Двоякий процесс: постепенн раскрытие в индивиде прир
качеств и внешн воздействие (целенаправленн и ненаправленн воспитание).
Фактор социализац – соц среда. 4 стадии: ранняя (до школы, агент-семья),
обучение (агент-школа), соц зрелость, завершение жизн цикла. Осн объект соц с
т. зр Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив,
спортивный и т.д.), в кот осуществл осн соц связи и социализац личности.
Человек осознает себя, наблюдая за другими чл группы, сопоставляя себя с
ними.
     
     
16. Соц структура. Соц стратификация и мобильность.
Соц стратификация - совокупность расположенн в вертикальном порядке соц
слоев. 4 главн формы: рабство, касты (членство с рожден), сословия (соц
группа, обладающ закрепленными обычаями или юр законами и передаваем по
наслед правами и обязанн) (закрытые общ-ва) и классы (открытые).
Современн общ-во основыв на широком разделен труда и ф-ций люд в процессе общ
воспроизв. В сответствии с этим они различаются по месту, которое они занимают
в обществе (статус - в современн общ-ве оно охватыв профессию, экон и пол
положение, демограф признаки чел). Каждому статусу предписаны определенн права
и обязанн. Они могут носить формальн (нормативно установленн) или неформал
характер. Д/кажд чел характерен определенн набор статусов. Наиб характ статус
чел, выделяющий его от других  - главн статус. Статус чел, в кот он рожден -
приписываем статус. Чел имеет множество статусов, однако его реальное поведение
характеризуется определенным набором ролей. В результате возникает статусный
диапазон в рамках котого варьирует поведение человека. Соц стратификац
современн общ-ва: высший слой - элитарное меньшинство, средний слой  
и низший слой - люмпенизированный слой соц аутсайдеров. Социальная
мобильность - изменнеие социального положения людей. Различают:
· демографическую, географическую и социальную м.
· индивидуальную и групповую с.м.
· внутри поколеннную и межпоколенную с.м.
· вертикальную и горизонтальную с.м.
· восходящую и низходящую с.м.
     
     
17.   Нации и их роль в человеческом развитии.
Нация – социокультурн общность людей, сложивш исторически и характеризуемая
терр-хоз и историко-культурн единством, осознаваемое индивидами и составляющ
ядро духовн жизни, традиций, психологии. Нация объедин все соц, экон, пол
классы => ее нельзя рассматрив наряду с классом, общностью и другими соц
еденицами. Этнич черты – историч память, культура, ценности. 3 этапа:
племена->народности->нации. Этнос отраж нац самосознание. Уровни в
психологич структуре личности: 1)эгоцентрическ 2)группоцентрическ
3)универсально-гуманистическ. Нац психология – историч сформировшаяся совокупн
устойчив, характерн д/данн нац общности чувственн, эмоцион св-в и способов
восприят мира, форм реакции на него. Проблема в том, чтобы понять, как вся ист
народа, его общ строй, среда обитан, культура etc отраз на психологии и
характере всего нар и как эти св-ва интегрир в психике индивида. (Русск –
персонификац власти, долготерпение, etc)
18.   Институционализация и социальные институты.
Процесс формирован различн типов соц деятельности в кач-ве соц институтов –
институционализац. Предпосылки: 1)потребность 2)создание и развитие
необходимых орг структур 3)усл и возможности, соответств социализации чел
4)интеграц нового вида соц деят в структуру общ отношен. Соц институт -
совокупность лиц и учрежден, осуществляющ конкретн соц функцию. Экон, пол,
культ, мораль, искусство, идеология, семья, наука, образование и т.д
Отличаются устойчив внутренн структурой, интегрированностью элементов,
многообразием и динамичностью ф-ций, наличием цели в своей деят и конкретн ф-
ций, обеспеч достижение этой цели; набором соц статусов и ролей. Парсонс: 4
функц предпосылки AGIL связаны с деят соц институтов. Соц инст нуждаются в:
специфич соц нормах, регулир поведен людей в рамках данн института; мат
средства и условия; четкое определение соц ролей; интеграция в структуру общ-
ва; независимость выполнения функций от личных особенностей исполнителя.
Семья – институт, в кот отражаются все сферы и отношен общ-ва.
     
     
19.   Социология хозяйственной жизни и предпринимательства.
Взаомодейств социолог и экон теор. Предмет – изучен хоз действия как формы и
проявл в хоз отнош соц действия. Теория соц действия Вебера: соц действие –
основание и внутр мотивац всякой хоз деят. Хоз субъект играет роль
предпринимателя. В хоз жизни участвуют также самостоят работники, etc. Изуч
капитализм как широк хоз сист. Дюркгейм анализир хоз процессы через призму
разделен труда, экон результаты кот подчин процессу формир соц и моральн
порядка, органич солидарности люд. Считает мотивацией экон деят-ти соц нормы,
кот становятся соц факторами. Соц подход: предпринимат-во – психолог тип,
совокупн соц групп и общностей, идеологич сист.
20.   Социология религии.
Исследованию религии как социального института посвятили свои работы Э.
Дюркгейм, М. Вебер и другие известные ученые и общественные деятели, в т.ч. и
К. Маркс.
Маркс: религия - объективный фактор, внешним и принудительн образом
воздействующий на людей подобно любому другому общественному институту
(функциональн метод исследован религии). Религия больше обусловливаемый общ
отношениями, нежели обусловливающ их фактор. Ее общественн ф-ция
интерпретация, а не продуцирования существующих отношений. Соц ф-ция: или
оправдывает и узаконивает существующ порядки, или осуждает, отказывая в праве
на существован. Может выполн ф-цию интеграц общ-ва, может действовать
дезинтегрирующе (конфл на религиозн почве).
Э. Дюркгейм: религ - основа единства общ-ва, фактор соц интеграции. Вебер
исследовал место и значен религ в изменяющемся общ-ве, влияние на развитие
экон, пол, семьи. Работа "Протестантская этика и дух капитализма", где он
иссл влияние христианства на ист Зап. Изучение типов религиозн организац,
системы "церковь-секта". К кон XIX -  нач XX в. социолог религии складывается
как самостоятельн дисциплина.
Религия - своеобразн поведение, мировоззрен и мироощущен, основанн на вере в
сверхъест, не доступное понимаю чел. Вера - знание, которое основыв не на
эмпирических факторах. Возникла 40 - 50 тыс л назад, прошла следующие этапы:
1) первобытные религии: тотемизм - вера в родство с каким-л животным и
явлением, фетишизм - вера в предмет, кот обладает чудотворн свойствами; магия
- вера в возможность влиять определенн действиями на сверхъестественн
существо; анимизм - вера в души и духов. 2) политеистические религии. 3)
Монотеизм: буддизм (7 в. д.н.э.), христианство, ислам.
     
     
     21.   Культура и ее ценностно-нормативная система 
Культура - сист норм и правил, регулир отношения между чл общ-ва и направленн
на сохранен общности как целого. Элементы: 1)материальн (артефакты) 2)
духовн. Включает понятийн аппарат, развиваем в языке, отношения между
понятиям и правила, регулир поведение людей на основе ценностей. Структура:
1)ценности (разделяемые многими людьми представления о целях) 2)соц нормы
(образцы правильного, проявл в  привычках (стереотипах поведен в ситуац) ,
манерах (внешн формах поведен), этикете (культурн комплексе манер, привяз к
определенн соц группам, имеющего символический смысл), обычаях). Язык,
знания, верования и мифы -  часть культ, основанн на ценностях. Культ
универсалии -  культ нормы, ценности, правила, традиции, кот присущи всем
культурам (возрастн градация, ношение одежды, язык и т.д.) Элементы культ,
функционир как един целое - культ комплексы (университет и т.д.). Формы:
1)элитарн 2)народн 3)массов (поп-культ, кич) 4)субкультура 5)контркультура.
Культ трансмиссия -  передача культ от поколен к поколен. Культ аккумуляция -
пополнение культ новым  элементами  последующими поколениями. Культ диффузия
-  взаимное проникновение черт и комплексов из одного общ-ва в другое.
Нарушение культ единства общества - аномия. Культ лаг - неравномерность
развития отдельн частей культ.
     
     
     22.   Статус и роль прикладной социологии в структуре социологического
знания. Основные виды конкретно-социологических исследований.
Соц иссл - инструмент изучения соц явлений в их конкретном состоянии с помощью
колич и кач методов. 3 основн вида соц иссл: разведывательное (самый
простой вид конкретно-социологического анализа, поскольку в сжатый срок решает
несложные задачи. Охватывает небольш группы людей, основывается на упрощенной
программе и сжатом инструментарии - маленькие простые анкеты, простые дневники
наблюдателей, небольшие фокус-группы. Пилотаж - когда сталкиваются с плохо
изученной проблемой. Разновидность - экспресс-опрос д/получен отдельн,
интересующ заказчика сведения. Оперативн опросы нацелены на выявл отношения люд
к актуальн событиям (зондаж общ мнения), etc. Часто проводят многие СМИ,
республиканские и местные власти. Пилотаж дешевле и короче, чем другие два
исследовательских вида, но и полученн инф слишком проста, чтобы делать
глобальные выводы), описательное (более сложный вид конкретно-соц
анализа, даёт целостн картину изучаем ситуац. Проводится по полн прогр с
применением сложн инструментария) и аналитич (надо заглянуть во внутрь
объекта (просветить "рентгеном"), полностью ощупать, увидеть его будущее).
Самый глубокий вид входа в проблему. Главн отличие - выяснение причин 
проблемн ситуац. Отлич от описательн тем, что описат только обнаруживает,
образно говоря, есть ли связь между "А" и "Б". Аналитики же выясн - эта связь
носит причинн характер или второстепенн.
     
     
     23.   Основные участники прикладного исследования. Фигура и роль заказчика.
Заказчика интересует Лояльность граждан по отношению к власти (и не
интересует анкета);
Заказчик поручает Социологу удовлетворить его интерес;
Социолог имеет свои собственные представления о Лояльности;
Социолог составляет Анкету, опираясь на свои представления об объекте изучения;
Анкета предъявляется Респондентам;
Респонденты отвечают на вопросы Анкеты;
Социолог анализирует ответы Респондентов (но не самих Респондентов) и делает
свое заключение о Лояльности;
Социолог предъявляет свое заключение Заказчику.
24. Программа социологического исследования и ее основные разделы.
П – 1-й обязательный этап соц. исс. Все прог можно подразделить в зависимости
от: цели: предметные (вызванн столкновением интересов в той или иной
группе) и гносеологическ (вызванн недостатком инф об объекте исс); носителя
: могут затрагивать интересы наций, пол партий, возрастн групп; масштаба
распростран (общегос, региональн, городские проблемы); времени действия; 
глубины противоречия: однопланов (затрагив одну сторону отношений), системн
(вносящ дисбаланс во всю систему)
Разделы: методологический, методический. План исс определяет
порядок исс, сроки, распределение людских и фин ресурсов etc. Программа соц исс
нужна чтобы: ясно представить цели и задачи исс; определить объект исс; найти
методику и методы решения практич задач. Процедура любого наблюдения
складывается из отв на вопр: "Что наблюдать?" (методологич часть программы
исс), "Как наблюдать?" (методич) и "Как вести записи?" (-«-).
     Методологич часть: 1)анализ проблемы (противоречие в общ отношен,
противоречие между ожидаемым и реальностью) соц. исс. 2)определ объекта
(носители проблемы) и предмета (область социальной жизни, содержащая
противоречия) соц. исс. 3)определ цель (ожидаемый конечный результат) и задачу
(конкретизация цели). 4)формирован гипотезы (обоснованн предположение о
структуре соц объекта; характере связей между элементами; факторах, кот
определяют связи). 5)введение основ понятий, их интерпретац.
     Методич часть определ методы сбора инф, инструменты, методы логич обработки
данных и их анализа. Определ методику и технику проведения соц. исс.,
генеральн совокупность исс Элементы выборки — единицы анализа (могут быть и
индивиды и группы). Обоснование избранных методов сбора инф, фиксация основн
элементов инструментария и технич приемов. Описание способов обработки и
анализа информации предполагает  указание каким образом это будет производиться
(с использованием каких программ для ЭВМ).
     
     
25. Постановка проблемы как исходный пункт социологического исследования.
Обоснование и этапы разработки проблемы.
Исходным пунктом соц исслед явл сложивш в общ-ве или другой сфере общ жизни
проблемн ситуация. Соц пробл отлич по масштабам (внутриколлект –«- национ –«-
глобальн)  На 1 этапе формулир проблемн ситуации, узлы противоречий, кот надо
разрешить. Практическ (не требует новых знаний, пути ее разрешения известны) и
научн проблема. Необходимо избегать в программе мнимых проблем. Формулир
проблемы => выбор конкретн объекта иссл - все, что содержит соц противоречие
и порожд проблемн ситуац соц характера.
Выделяется предмет иссл. Обознач цель, задачи исследования.
     
     
     26. Проблема выделения объекта и предмета исследования. Формирование и
предварительный системный анализ объекта исследования.
Объект иссл. - область соц действительности, содержащ проблему. Предмет иссл
- значим стороны объекта, подлежащ изучению. Как правило включается в
формулировку темы иссл. Центральный вопрос проблемы. В одной и той же
проблемн ситуац, одном и том же эмпирич объекте могут выделяться различн его
аспекты, кот являются предметом иссл.
Когда социолог выбирает предмет исследова­ния, он в то же время формулир и
гипотезу о возможн пути решен проблемы, а также методы и формы проведения со
иссл. Так, социолог может предположить, что причиной недостаточно высок уровня
управл подразделениями орг является неэффективная система принятия решения,
тогда предметом исследования может служить система принятия решений и это может
стимулировать: 1) исследование путей принятия решений; 2) роль коллективных
органов в подготовке и принятии решений; 3) роль ш
татных специалистов и линейных руководителей в принятии решений; 4) решающая и 
совещательная роль лиц, обладающих неофициальным влиянием, ответственность
за решения, их внедрение и контроль за внедрением. Но социолог может
предположить, что основная причина низкой эффективности управления заключается
в стиле руководства. Тогда исследование будет развиваться по другому сценарию.
Если в первом случае большое значение будет иметь анализ документов, то во
втором случае — анкетный опрос и психологическое тестирование.
     27. Цель и задачи в социологическом исследовании. Усвоенные и заданные цели.
Цели исследования могут быть различны. Если сформулирована проблема как
недостаточно высокий уровень управления подразделениями организац, то цель -
анализ реальной ситуации причин низкой эффективн 
управлен орг-ей, выявление скрытых резервов и разработка практич рекомендаций по
изменению ситуац. Задачи иссл - содержательн, методическ и организационн
конкретизация цели.
     
     
     28. Гипотеза как главный методологический инструмент социологического
исследования. Основные виды гипотез.
Гипотеза – главн методологич инструмент, организующ весь процесс исследован;
достаточно обоснованн предположен о структуре изучаем объектов, характере их
соц связей, возможных подходах к решению соц проблем. Первоначально социолог
выдвигает гипотезы (научн предположения, истинность кот и надо проверить в ходе
иссл). Гипотеза: научн, непротиворечив и проверяема в ходе иссл. Выделяют
гипотезы основные и неосновные. Главное внимание при выдвижении гипотез
уделяется основным предположениям, относящимся к центральному вопросу, задаче
исследования.Гипотезы: первичн и вторичн (выдвигаются взамен
первичн, если те опровергаются эмпирич данными, полученн в ходе иссл); 
описательн (предположение о свойствах изучаемого объекта, о характере связей
между его отдельными элементами) и объяснительн (предположения о
степени тесноты, плотности связей и зависимостей в изучаемых процессах и
явлениях). 1.не должна содержать понятий, кот не получили эмпирич интерпретац
2. не должна противоречить ранее установл научн фактам. 3. должна быть простой
4. должна быть проверяема Вся организация соц иссл состоит из непрерывн
постановки и проверки разнообр гипотез.
     
     
     29. Определение понятий как этап социологического исследования.
Теоретическая, эмпирическая и операциональная интерпретация понятий.
Теоретическ и эмпирич интерпретац понятия —
необходимый этап в разработке методологии исследования, позволяет решить 3
основн задачи: 1) Выяснить аспекты теоретич понятий, кот исп в данном иссл. 2)
Вести анализ практич проблем на уровне теоретич знания и тем самым обеспечивать
научн обоснование его результатов, выводов и рекомендац. 3) Обеспечить
измерение и регистрацию изучаем явл с помощью колич, статистич показателей.
Теоретич интерпретац понятий осуществл че­рез ряд последоват этапов. На 1 этапе
осущ перевод проблемн ситуац в формулировку в строгих научн рамках и терминах.
На следующ этапе кажд понятие раскладывается на такие операционн составляющ,
кот затем могут быть исследованы колич методом. Кроме структурн интерпретац
понятий, описывающ предмет иссл, необходимо провести их факторн интерпретацию,
т е определить сист его связей с внешн объектами и внутренн субъективн
факторами. Конечной целью всей этой работы явл выработка таких понятий, кот
доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающ такие элементарн фрагменты
соц реальности - понятия-индикаторы. При этом социолог должен стремиться
обеспечить макс описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.
Теоретич и эмпирич интерпретац понятий - анализ научн лит-ры, изучение
прессы, личн опыт, рассуждения, дебаты с коллегами; операциональн - логич и
семантическ анализ
30. Понятие процедуры измерения. Виды шкал и их характеристики.
Измерение в соц - способ изучения социальн явл с помощью количественн оценок.
Числов методы измерения (процедура, с помощью которой объекты соц. исс
отображаются на определенную числовую или графическую систему) => появление
шкал. Основн компоненты: объекты измер, их св-ва, шкалы, на кот отображ
измерения. Необходимо провести выбор шкалы <=> определение индикатора
(пол, возраст, образование etc), зачастую необходимо несколько индик; выбор
совокупности индик зависит от характера объекта и условий, в кот он находится.
Шкала 1)должна отражать именно те свойства, которые измеряются и учитывать все
значения 2)чувствительность шкалы должны быть достаточной 3)точность и
надежность (устойчивость к изменению объекта) шкалы, чтобы объективно отразить
картину измерений.
3 вида шкалы: номинальная (обычн вопрос или числовая ось с «+» и «-»
градациями. Шкала самооценок, etc); ранжирования (д/выявлен шансов на
успех того или иного кандидата при многомандатных выборах респондентам
предлагают расположить карточки с фамилиями канд в порядке предпочтения; etc); 
интервальная (только для числовых значений, например возраст, стаж работы и
т.д.)
     
     
31. Выборочный метод. Понятие генеральной и выборочной совокупности.
Случайная и целенаправленная выборки.
выборка всегда должна представлять все основн хар-ки ген совокупн.
Репрезентативность выборки - ее способность правильно отражать состояние дел
в совокупн тех объектов, кот исследуются. В процессе разработки программы
соц. исс определяют совокупность, на кот будут проводиться измерения: ген
совокупн (полное множество объектов, имеющих отношение к соц. исс и на кот
будут распространяться выводы) и выборочн совокупн (часть генеральной
совокупности, подмножество элементов, которое избирается для изучения по
строго заданным правилам). Выборка всегда должна представлять все основн хар-
ки ген совокупн. Репрезентативность выборки - ее способность правильно
отражать состояние дел в совокупн тех объектов, кот исследуются. Сущ теория
выборки. К большим генеральным совокупностям со сложной структурой применяют
многоступенчатый отбор.
А. Случайные выборки. Вероятность ожидаемого события - отношение числа
ожидаемых событий к числу всех возможных событий. Общее число событий должно
быть значимым. Методы:1) Лотерейный метод 2)Равных интервалов (шаг) 3)случайн
чисел (по таблицам случайн чисел).
Б. Целенаправленн выборки Методы: 1) стихийной выборки (почтов опрос
читателей газеты) 2)основного массива. (д/выяснения отношения респондентов к
конкретн вопросу. Опрашив 60-70% ген совокупности) 3)квотной выборки (квоты -
пол, возраст, национальность etc.)
     При общей выборке вероятность ошибки составляет 5-10%. При надежной выборке
вероятность ошибки - 3-5%.  
     
32.   Процедуры отбора при случайной выборке.
Вероятность ожидаем события = число ожидаем событий/число всех возможн
событий. Общ число событий должно быть значимым. Методы: 1)собственно-
случайный. Карточки с элементами (или респонденты) перемешиваются и из ящика
с карточками вынимают 1-ю или повторно попавшуюся (случайн бесповторн и
случайн повторн метод) 2)механич выборки. Все элементы сводятся в единый
список и из него через равные интервалы выбираются собственно число
респондентов. Шаг отбора = величине ген совокупности/величину выборочной
совокупности 3) серийн выборки. Ген совокупн разбивается на однородн части по
заданн признаку и отбор респондентов производится из кажд серии отдельно. Общ
число респондентов в выборке  из серии пропорционально общ числу элементов в
ней 4) гнездовой выборки. Репрезентативна только в случае, если состав групп
в максимальной степени схож. Иногда различают :1) Лотерейный метод
2) Метод равных интервалов (шаг) 3)Метод случайных чисел (по таблицам
случайных чисел)
     
     
     33.   Неслучайные методы отбора. Процедура расчета квот. 
Выборка: 1) совокупн эл-тов объекта соц иссл, подлежащ непосредственн изучен;
2) совокупн способов, приемов, процедур отбора эл-тов объекта, единиц наблюд
и изучен при массов соц иссл. Целевая - выборка, в кот идет выделение на
основе каких-л признаков, например, по полу, нац, имущ положению,
принадлежности к пол партиям и т. п. Метод квотн выборки - наиб сложн метод,
требующ определения не менее 4 признаков, по кот проводится отбор
респондентов. Применяется обычно при большой ген совокупн. Целенаправленн
квотн выборка предполаг пропорциональн отбор на основании статистики
распределения среди ген совокупн заданных сочетаний паспортных данных
респондентов — квот.
     
     
34. Анкетирование и интервьюирование как основные виды опроса.
Анкетн опросы: открытые (респонденты высказываются в свободной форме);закрытые
(все варианты ответов предусмотрены); полузакрытые. Экспресс - опрос содержит
3-4 пункта. Анкетирование может быть групповым или индивидуальным. 
Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в
организациях (места работы, учёбы и т.д.). При индивидуальном 
анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту
жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил
единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).
     Все вопр можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о
фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые,
прямые и косвенные); по функции (основные и неосновные). Закрытые вопр:
альтернативн (предполагают возможность выбора респондентом всего одного
варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов) и
неальтернативн. Открытые вопросы не «навязывают» респонденту вариант ответа.  
          
     
35. Этапы проектирования анкеты. Основные разделы анкеты.
Соц анкета - объединенная единым иссл замыслом система вопросов, направленн
на выявление колич-кач хар-к объекта и предмета анализа. Предназнач - дать
достоверн инф. Основн требования к составл анкет: вопросы должны быть понятны
для опрашиваемых, просты и ясны; не нести значительных эмоциональных
нагрузок, формулироваться нейтрально, не выдавать установок исследователя. В
закрытых вопросах все возможные варианты ответа должны быть перечислены. Не
следует утомлять опрашиваемых, затраты времени на заполнение анкеты должны
составлять не более 30 минут. Составление анкеты предполагает ее проверку,
апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное иссл
(проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов,
вариантов ответов и т.п.) - проводится на микровыборке (до 100 человек)
опытным социологом в форме интервью с фиксац ответов респондента, его реакций
на содержание вопр, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксац
времени, затраченн на опрос. Все это позволяет выявить недостатки
инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе.
Композиц анкеты: титульн лист, вводн часть, основн часть, соц-демографич
часть. Титульн лист: наименование организац, проводящ соц ис  и тему, вводн
часть - обращение к респонденту с необходим указаниями и условиями. Основн
часть - вопросы соц исс, кот должны располагаться по определенн принципу: 1
треть - постепенное включение в опрос, 2 часть — наиболее трудн вопросы, 3
часть — наиболее интимн вопросы. Должна быть: разбивка вопр по тематич
блокам; переключение внимания с помощью спец обращений; не должно быть
влияния предыдущ вопр на последующ; скопления однородн вопр. Основн вопр
анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления.
Неосновные - на выявление адресата основн вопр, проверку искренности ответов.
Чтобы минимизировать искажение данных, любую разновидн опросных методов
следует проводить в сжатые сроки.
     
     
36. Наблюдение как метод сбора данных в социологическом исследовании.
Основные виды наблюдения.
Наблюдение - прямая регистрац событий очевидцем. Социолог может самостоят
наблюдать происходящ события или пользоваться данными наблюд других лиц.
Бывает простым (не подчинено плану и ведется без определенно разработанной
системы) и научным (подчинено ясной иссл цели и четко сформулиров задачам.;
планируется по заранее обдуманн процедуре; все данные наблюд фиксируются в
протоколах; инф должна поддаваться контролю на обоснованность и
устойчивость).
Наблюдение  1)по степени формализованности: неконтролируемое (пользуются
лишь принципиальн планом) и контролируемое (регистрируют события по
детально разработанн процедуре). 2) по положению наблюдателя включенное 
(исследователь имитирует вхождение в соц среду, адаптир и анализ события как бы
"изнутри") и невключенное. 3)по усл организац: полевые (в
естественн усл) и на лабораторные (в экспериментальн ситуац).
     
          
     
     37. Контент - анализ документов и его применение в социологическом
исследовании. Единицы анализа и единицы счета.
Формализованн анализ документальн источников (
контент-анализ — анализ содержания) рассчитан на извлечение
социологич информаций из больших массивов
документальн источников, н
едоступных традиционному интуитивному анализу. Основан 
на выявлении некот колич стат характеристик
текстов (или сообщений). Предполагается, что количестве
нные характеристики содержания документов
отражают некоторые существенные ч
ерты изучаемых социальных явлений и процессов. Основан на стандартизации
процедур поиска, определения в содержании документа единиц счета, которыми
могут быть отдельн слова (термины, географич названия, имена пол деятелей и т. 
д.), суждения, выраженн в виде предложений, абзацев, фрагментов текстов и т.
д., а также различные виды публ
икаций (по жанру, типу авторов, темам и т. п.). 
Единицы счета определяются в зависимости от целей соц иссл. Процедура иссл,
основанного на технике контент-анализа, состоит из
18 операций, описанных в спец литературе.
     
       38. Понятие, специфика и возможности "качественных" методов в
социологическом исследовании.
Качественные методы используются в микросоц иссл с целью понять изучаем явл.
Предназнач д/получен с помощью спец техники так называем глубинной инф. Можно
назвать интерпретационн. Позволяет получить инфу о мотивах поведен,
установках люд, то есть получить ответ на вопр: «Почему?». Жестк  требован к
выборке и мат подтверждению достоверности полученной информации к таким
исследованиям неприменимы.
«Качественное исследование – это процесс открытия, тогда как количественное –
это процесс доказательства и подтверждения»
     
     
     39.   Обработка и анализ данных. Одномерные (линейные) и двумерные распределен.
Анализ собранной социологической информации: проверяются выдвинутые гипотезы,
выявл новые проблемы. Сначала группировка и классификация. Простая 
группировка - классификац данных по 1 признаку (возрасту, высказанному суждению,
etc). Число членов выделенн группы - доля или относительн частота. Сразу можно
применить такие статист приемы обработки инф, как вычисление
среднеарифметических показателей, etc. Перекрестн группировка -
связывание данных, упорядоченн по 2 признакам в таблицах (отношение к экон
реформам в зависимости от мат положения). Основн задача - поиск устойчив связей
изучаем объектов.
     
     
40.   Поиск взаимосвязей между переменными. Возможности пакета программ SPSS
для обработки и анализа социологических данных.
Далее возможны эмпирич типологизация, поиск устойчив сочетаний св-в соц
объектов не по 1 или 2, а в неск измерениях одновременно. Задачи многомерн
эмпирич типологизац решают с помощью мат процедур распознавания образов -
таксономии. В эмпирич материале д/таксономич анализа выделяются группы -
таксоны, например, по семейному положению, и затем анализируется их
миграционн поведение, по характеру миграционн потоков в зависимости от
численности поселенческих образований (крупных, средних и малых городов,
сел). В зависимости от программных целей исследования анализ полученных
данных может быть более или менее глубоким и основательным. В зависимости от
целей исследования можно остановиться на определенном этапе анализа
информации.
В большинстве социологических исследований анализируется анкетная информация.
Эти данные можно представить в виде матрицы, строки - объекты (анкеты),
столбцы - признаки (отдельные вопросы и подвопросы анкеты). Пакет SPSS
Statistical Package for Social Science включает в себя следующие методы
статистической обработки информации: 1)суммарн статистики по отдельн
переменным, произв числу переменн; 2)построение N-мерных таблиц сопряженности
и получение мер связи; 3)средние, стандартные отклонения и суммы по группам;
etc. Построение графиков - столбиковые и круговые, ящичковые диаграммы, поля
рассеяния и гистограммы и др.