Каталог :: Социология

Реферат: Процесс и стадии формирования личности

                                Введение.                                
Вся история мировой социальной мысли отражает глав­ное в происходящих в
обществе процессах: жизнедеятель­ность человека, вступающего во
взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих
потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует
ка­чественную определённость общества, но и общество форми­рует человека как
существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой
деятельности фор­мирует личность.
Особое место в социальной  структуре общества зани­мает человек как основной,
изначальный элемент этой струк­туры, без которого нет и быть не может ни
социальных дейст­вий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений,
общностей и групп, ни социальных  институтов и организа­ций. Человек
одновременно и субъект и объект всех  общест­венных отношений. Правильно
говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то, что каково
общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный
югославский социолог Эр.Лукач, «Человек есть про­дукт общества и его законов,
но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть
общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа». Это
не значит, отмечает он далее, что общество всецело оп­ределяется человеком
или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является
одним из факторов, кото­рые определяют общество.
В своей работе я попытаюсь найти ответ на вопрос: явля­ется ли личность
априорной «характеристикой» человека, или же человек сам может стать
личностью только в процессе своей общественной жизнедеятельности.
                           Что такое личность ?                           
Первичным агентом социального взаимодействия и отно­шений является личность.
Что же такое личность? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо,
прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид»,
«лич­ность».
Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем
людям  качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой
особой исто­рически развивающейся общности, как человеческий род,
че­ловечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему
присущим способом жизнедеятельности.
Итак, существует человечество как специфическая мате­риальная реальность. Но
человечество, как таковое самостоя­тельно не существует. Живут и действуют
конкретные люди. Существования отдельных представителей человечества
вы­ражается понятием «индивид».
«Индивид» - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель
всех социальных и психологиче­ских черт человечества: разума, воли,
потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении
«конкретный человек». При такой постановке вопроса не фик­сируются как
особенности действия различных биологических факторов (возрастных
особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий
жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как
отправной мо­мент для формирования личности от исходного состояния для онто –
и фейлогенеза человека, личность – итог развития ин­дивида, наиболее полное
воплощение всех человеческих ка­честв.
Поскольку социологию  человек интересует прежде всего не как продукт природы,
а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория
«личность».
Личность обычно рассматривается как конкретное выра­жение сущности человека,
воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств
данного обще­ства. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее
абст­рактная физическая природа, а  социальное качество».
     Личность – социальный облик человека как субъекта об­щественных отношений
и действий, отражающих совокуп­ность социальных ролей, которые он играет в
обществе. Из­вестно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях.
В процессе исполнения всех этих ролей у него форми­руются соответствующие черты
характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы,
склон­ности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что на­зываем
личностью.
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего,
философии, психологии, социологии. Фи­лософия рассматривают личность с точки
зрения её положе­ния в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.
Психология изучает личность в качестве устойчивой целост­ности психических
процессов, свойств и отношений: темпе­рамента, характера, способностей,
волевых качеств.
Социологический же подход выделяет в личности соци­ально -   типическое.
Основная проблематика социологиче­ской теории личности связана с процессом
формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с
функционированием и развитием социальных общностей, ре­гуляции и само
регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи
личности и общества, лично­сти и группы. Здесь сформулированы некоторые
наиболее об­щие принципы подхода к изучению личности в социологии.
Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются
социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех
обществен­ных отношений. Социология стремится выявить социальные основы
формирования личностных качеств, социальное со­держание и социальные функции,
существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как
источник об­щественной жизни и её реальный носитель. Личность с точки зрения
социологии, обозначает единичного человека, прояв­ляющего социально-значимые
черты индивидуальной жизне­деятельности благодаря взаимодействию с другими
людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию обще­ственных
отношений.
Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его
жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в
социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе
взаимо­действия с другими людьми.
                       Социальное и биологическое.                       
Личность – это сложная система способная воспринимать внешние воздействия,
отбирать из них определённую инфор­мацию и оказывать воздействие на
окружающий мир по соци­альным программам.
Ученые пришли к выводу, что нельзя ставить знак равен­ства между понятиями
личность и человек, личность и инди­вид. Человек – существо биосоциальное.
Преимущества и де­фекты его физической организации властно влияют на тече­ние
его психических процессов. Однако биологическое, входя в личность человека,
становится социальным. Остался ли ин­дивид умственно неполноценным или стал
почитаемым юро­дивым, т.е. своего рода исторической личностью, зависит от
исторической среды. Природные особенности выступают в структуре личности как
социально обусловленные.
Неотъемлемыми, характерными чертами личности явля­ются самосознание,
ценностные  социальные отношения, из­вестная автономность в отношении к
обществу, ответствен­ность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не
рож­даются, а становятся.
На протяжении  Х!Х  века ученые полагали, что личность существует как нечто,
полностью сформировавшееся внутри яйца – подобно микроскопической гомункуле.
Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственно­сти.
Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью,
заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в
первой поло­вине ХХ века доказали, что врожденная гениальность автома­тически
не гарантирует того, что из человека получится вели­кая личность. Оказалось,
что решающую роль играет соци­альная среда и атмосфера, в которую попадает
человек после рождения.
Мы часто и не без оснований говорим, что человек и об­щество- часть природы.
Тезис «общество – часть природы» отражает тот непреложный факт, что: человек,
а следова­тельно и общество происходит из природы; человек – суще­ство
биологическое, имеющее немало общих черт и свойств  с другими живыми
существами и подчиняющееся законам при­роды; человек является высшей ступенью
развития живой природы. Понятие «природа» используется как не весь реаль­ный
мир, а как внешняя среда по отношению к человеку и обществу. Это особенно
важно тогда, когда необходимо отра­зить и подчеркнуть, что человек – это не
только и не столько биологическое (живое, природное) существо, пусть и в
выс­шей форме своего проявления, а качественно новое, принци­пиальное, особое
явление с присутствующими только ему со­циальными качествами и свойствами,
вырастающими из взаи­модействия людей друг с другом.
Хотя человек произошел от животного, и никогда не ос­вободится полностью от
свойств, присущих  животному. Оп­ределяющим в его жизнедеятельности есть
социальное, фор­мирование и функционирование которого обусловлено
вклю­чённостью человека в систему общественных отношений. Че­ловек использует
биологические качества не только для обес­печения выживаемости, но и как
основу духовного общения и духовной самореализации. У каждого родившегося
ребёнка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разго­варивать
он может лишь в обществе. Конечно же, непрерыв­ное единство биологических и
социальных качеств показы­вает, что человек – существо биологическое и
социальное.
В своей действительности сущность человека есть сово­купность всех
общественных отношений. В соответствии  с сущностью человека, как
совокупности общественных отно­шений, он предстаёт существом социальным, но
вместе с тем, человек – часть природы то он и существо биологическое.
Не трудно видеть, что в подпочве разных пониманий сути антропосоциогенеза
таится вопрос о соотношении биоло­гического и социального в человеке, или,
говоря иначе, во­прос о природе человека. В философской литературе сложи­лись
две позиции по этому вопросу. Согласно первому, при­рода человека всецело
социальна. Согласно второму – она не только социальна, но и биологически
нагружена.
Включенность человека только в два мира – в мир обще­ства и мир органической
природы – порождает немало про­блем существования людей. Аристотель назвал
человека по­литическим животным, подчёркивая наличие в человеке двух начал:
животного и социального (политического). В формиро­вании способностей,
чувств, поведения, действий человека играют роль и политическое и природное.
Определяя социальную сущность человека, подчеркивая значение его общественных
связей, оценок отнюдь нельзя ни­велировать особенности отдельных индивидов,
не принижать их специфических качеств как личностей, наделённых харак­тером,
волей, способностями и страстями. Человек есть непо­средственно природное
существо. Люди не властвуют над природой, а наоборот, их плоть, кровь и мозг
принадлежат природе и находятся внутри её.
                          Формирование личности.                          
Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом
начиная лишь с некоторого этапа его раз­вития. Мы не говорим «личность
новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности
даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социаль­ного окружения.
Поэтому личность не есть продукт перекре­щивания биологического и социального
факторов. Раздвоение личности – отнюдь не фигуральное выражение, а реальный
факт. Но выражение «раздвоение индивида» – бессмыслица, противоречие в
терминах. То и другое – целостности, но раз­ные. Личность, в отличие от
индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся,
личностью становятся. Личность относительно поздний продукт соци­ально –
исторического и онтогенетического развития чело­века.
А.Н.Леонтьев подчёркивал невозможность поставить знак равенства между
понятиями «личность» и «индивид» ввиду того, что личность – это особое
качество, приобретаемое ин­дивидом благодаря общественным отношениям.
Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в
процесс исторической прак­тики, индивид проявляет социальную сущность,
формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориен­тации.
Главная сфера становления человека – его трудовая деятельность. Труд
составляет основу социального бытия че­ловека, потому что именно в труде он в
самой большой сте­пени выражает себя как общественный индивид. На
формиро­вание личности оказывают влияние факторы трудовой дея­тельности,
общественный характер труда, его предметное со­держание, форма коллективной
организации, общественная значимость результатов, технологический процесс
труда, воз­можность для развертывания  самостоятельности, инициа­тивы,
творчества.
Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок»,
завязывающийся в сети взаимных отно­шений. Внутри тела отдельного индивида
реально существует не личность, а её односторонняя проекция на экран
биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.
Формирование личности, то есть становление социаль­ного “Я” - это процесс
взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна
социальная группа обу­чает “правилам жизни” другую.
Человек более универсален, его биологическая организа­ция позволяет в
сравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкому
диапазону внешних усло­вий. Человеческий детеныш рождается на менее зрелой
ста­дии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире - в
социально - сконструированной реальности.
Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него
“жилище”. Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но
это не физиче­ская крыша над головой, а социальное место в мире.
Социа­лизация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему
социальному месту (или статусу). Ведь со­циализация-это начинающийся в
младенчестве и заканчиваю­щийся в глубокой старости процесс освоения
социальных норм.
У новорожденного нет личности. Ребёнок неспособен различать собственное «Я» и
окружающий мир хотя бы по­тому, что у него нет своего «Я». Он не знает границ
между собой и "не-собой", между «Я» и «не-я». Овладение прямо хождением и
речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем
приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд),
наконец обучение в школе в среднем и позднем детстве – это стадии одного
процесса, а именно – осознания своего «Я».
Проявляя ослушание, ребёнок «нащупывает» рамки доз­воленного. Это не только
границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности
своего «Я» для других: Какую ценность я представляю для своих родителей? А
для друзей и преподавателей? Во что они могут и во что не могут вмешиваться?
Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним считаются другие? За
какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно они меня любят? А при
каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать? Что такое родительская
любовь? А что такое дружба и предатель­ство ровесников? Бессмертен ли я и в
чём смысл жизни?
Когда подросток задаёт подробные вопросы, это верный признак завершающего
этапа становления социального «Я»: сквозь индивидуальность уже проклёвывается
личность. Раз­витая индивидуальность рождает пока ещё не развитую лич­ность.
Дальнейший процесс развития собственно личности может продолжаться как угодно
долго. Наука не установила никаких количественных границ. До глубокой
старости чело­век меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила
пове­дения. Процесс социализации объясняет то, каким образом человек из
существа биологического превращается в существо социальное, общественное,
становиться личностью.
                  Социализация, как процесс формирования                  
                                личности.                                
Как ясно из выше сказанного, огромное влияние на раз­витие  и формирование
личности  оказывает процесс социали­зации.
Формирование личности, как объекта общественных от­ношений рассматривается в
социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и
идентификации.
Социализация – это процесс усвоения индивидом образ­цов поведения, ценностей,
необходимых  для  его  успешного функционирования в данном обществе.
Социализация охватывает все процессы  приобщения к культуре, обучения и
воспитания, с помощью которых чело­век приобретает социальную природу и
способность участво­вать в социальной жизни. В процессе социализации
прини­мает участие все окружающее индивида: семья, соседи, свер­стники в
детских заведениях, школе, средства массовой ин­формации и т. д. Для успешной
социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех
факто­ров: ожидания, изменения поведения и стремление соответст­вовать этим
ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем
различным стадиям: 1) под­ражания и копирования детьми поведения взрослых, 2)
игро­вой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии
групповых игр, на которых дети учатся пони­мать, что от них ждет целая группа
людей.
Многие социологи утверждают, что процесс социализа­ции продолжается в течение
всей жизни человека, и утвер­ждают, что социализация взрослых отличается от
социализа­ции детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее
изменяет внешнее поведение, в то время как социали­зация детей формирует
ценностные ориентации.
Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности.
Через идентификацию дети прини­мают поведение родителей, родственников,
друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои
соб­ственные. Идентификация означает внутреннее освоение цен­ностей людьми и
представляет собой процесс социального научения.
Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при
достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется
обретением личности ин­тегрального социального статуса.
В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание со­циологии как той части
процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие
распространен­ные черты личности, проявляющиеся в социологически -
ор­ганизованной деятельности, регулируемой ролевой структу­рой общества.
Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью, где
закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.
Социализация – сложный, многосторонний процесс обще­ственного формирования и
развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и
целенаправленной вос­питательной деятельностью общества.
Процесс социализации личности - это процесс превраще­ния индивида с его
природными  задатками и потенциальными возможностями социального развития в
полноправного члена общества
В процессе социализации человек формируется как тво­рец материальных благ,
активный субъект социального отно­шения. Сущность социализации можно понять
при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект
социального воздействия.
                   Воспитание, как процесс формирования                   
                                личности.                                
На формирование личности человека огромное влияние имеет воспитательное
воздействие окружающей социальной среды.
Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны
других людей, взращивание личности.
Возникает вопрос. Что же играет определяющую роль в формировании личности, её
социальной активности и созна­ния – внешне высшие сверхестественные,
природные силы или же социальная среда? В концепциях наибольшее значение
придается нравственному воспитанию на основе принесения «вечных» идей
человеческой морали осуществляемого в форме духовного общения.
Проблема воспитания – одна из вечных социальных про­блем, окончательное
решение которой  в принципе не воз­можно. Воспитание остается не только одной
из самых массо­вых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести
основную нагрузку по формированию человеческой социаль­ности, поскольку
основная задача воспитания – изменения человека в направлении, определенном
общественными по­требностями. Воспитание – деятельность по передаче новым
поколениям общественно – исторического опыта, планомер­ное и целенаправленное
воздействие, обеспечивающее форми­рование личности, её подготовку к
общественной жизни и производительному труду. Рассматривая воспитание как
функцию общества, которая состоит в сознательном воздейст­вии на индивида с
целью подготовки выполнения им той или иной общественной роли путём передачи
ему накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт
и качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания.
Социология воспитания – формиро­вание личности как конкретного носителя
социальности с оп­ределенными мировоззренческими, нравственными,
эстетиче­скими установками и жизненными устремлениями в резуль­тате
воспитания как целенаправленной деятельности обще­ства. С одной стороны,
воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностям культуры,
с другой сто­роны – воспитание состоит в индивидуализации, в обретении
личностью собственного «Я».
При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности решающее
значение для формирования личности с сознательными чертами, принципами
поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий жизни.
                               Заключение.                               
Человек – существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и
видоизменяясь в процессе дея­тельности, человек приобретает личностные
качества и стано­вится социальным субъектом.
Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьез
не говорим даже о личности двух­летнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из
общественного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещива­ния
биологических и социальных факторов.
В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом:
личностью не рождаются, лично­стью становятся. Определенное влияние на
развитие  и фор­мирование личности  оказывает процесс становления
соци­ального «Я».
Содержание процесса становления социального «Я» - это взаимодействие с себе
подобными. Предназначение этого процесса -  это поиск своего социального
места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность.
Глав­ными временными точками формирования личности является: осознание своего
«Я» и осмысление своего «Я». На этом за­вершается начальная социализация и
формирование личности.
Становление социального «Я» возможно только как про­цесс усвоения мнения
значимых людей для человека, то есть через понимание других ребенок приходит
к формированию своего социального «Я» (впервые это процесс описал Ч.Кули).
Можно сказать иначе: на социально – психологическом уровне становление
социального «Я» происходит через инте­риоризацию культурных норм и социальных
ценностей. Это процесс превращения внешних норм во внутренние правила
поведения.
Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в
принципе не может существовать в при­роде, а именно – общественные. Она
расширяется через сово­купность общественных отношений, а, следовательно,
дина­мический ансамбль людей, связанных взаимными узами. По­этому личность не
только существует, но и рождается, именно, как «узелок» завязывающийся в сети
взаимных отно­шений.
Личностью человек станет, когда начнёт совершенство­вать социальный фактор
своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество.
Поэтому фунда­ментом личности выступают общественные отношения, но только
такие, которые реализуются в деятельности.
Осознав себя как личность, определив свое место в об­ществе и жизненный путь
(судьбу), человек становится инди­видуальностью,  обретает достоинство и
свободу, которые по­зволяют отличить его то любой другой личности, выделить
ее среди прочих.
                         Используемая литература:                         
1.  В.П. Андрущенко, Н.И.Торлач, Социология: наука об обществе: учебное
пособие для студентов вузов. – Харьков 1996 г.
2.  Р.А. Бурханов, В.И. Полищук. Философия и культура. Сб. на­учных трудов. –
Екатеринбург: Издательство Уральского уни­верситета; Нижневартовск:
Издательство Нижневартовского пединститута. 1996 г.
3.  Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин., Школьный философский
словарь, - М.:Просвещение. 1995 г.
4.  А.И. Кравченко, Введение в социологию: учебное пособие. – М.: Новая
школа, 1995 г.
5.  А.И. Кравченко, Социология: учебное пособие для студентов ВУЗов, -
Екатеринбург: Деловая книга, 1998 г.
6.  Р.С. Немов, Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений.
В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС,
1995 г.
7.  Е.В. Тадевосян. Социология. Учебное пособие. - М.: Знание, 1995.
                               Содержание.                               
1.  Введение.
2.  Что такое личность ?
3.  Социальное и биологическое.
4.  Формирование личности
·    социализация, как процесс формирования личности;
·    воспитание, как процесс формирования личности.
5. Заключение.
6. Используемая литература.
                     МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО                     
                                   ОБРАЗОВАНИЯ                                   
                              РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                              
                  ЮЖНО – УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ                  
                           Факультет экономики и права                           
                 Кафедра экономики и экономической безопасности                 
                                 РЕФЕРАТ                                 
                   По курсу: Введение в специальность.                   
                                                   Выполнила:    Бренич Светлана
                                                                     Геннадьевна
                                                     Группа:           ЭдН – 220
                                               Проверила:     Киселёва Валентина
                                                                   Александровна
                            Нижневартовск 1998