Каталог :: Социология

: Социология

Методичка по Социологии .
Чеб.Кооп.Институт  МУПК
Тема 1. Социология как наука ( 4 ч. )
Занятие 1. Предмет социологии ( 2ч )
1. Определение понятия социологии как науки.  Социология  и     обществознание.
2. Социология и социологическое знание.Уровни социологического знания.
3. Законы, категории, функции и методы социологии.
Социология ( от лат. общество и греч. -слово, понятие, учение) -
наука о закономерностях становления, функционирования и развития
общества, социальных отношений и социальных общностей. В настоя-
щее время социология трактуется как одна из составных частей об-
ществознания. Если считать,  что социология - наука об обществе,
социальных общностях  и отношениях и механизма их формирования и   их
деятельности.
Большинство социологов  различают  три  уровня  социологического
знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социо-
логические теории, электрические социологические исследования.
Социальные законы - необходимые,  существенные, устойчивые, пов-
торяющиеся отношения  между  социальными явлениями и процессами.
Социологические категории - наиболее общие  понятия  социологии,
обращающие объективную  социальную реальность в обобщенном виде,
в ее появлении,  развитии и функционировании. Метод в социологии
(от греч.  - путь к чему-либо) - способ построения и обоснования
социологического знания, совокупность приемов, процедур и опера-
ций эмпирического и теоретического познания социальной реальнос-
ти. Функция ( от лат.  - исполнение,  совершение) -роль, которую
выполняет тот или иной элемент социальной системы в ее организа-
ции как целоги,  в осуществлении интересов социальных  групп.  В
своих ответах  приведите примеры социальных законов,  категорий,
методов и функций.
Темы рефератов и докладов.
Исторические предпосылки возникновения социологии.
Социологические взгляды Огюста Конта.
Э.Дюркгейм О  правилах социологического метода (По книге "О раз-
делении общественного труда. Метод социологии".-М.:1990)
Учение М.Вебера об идеальных типах.
П.Сорокин О предмете социологии (Охарактеризуйте социологию  как  науку на
основе  реферирования  соответствующего раздела работы
П.Сорокина "Структурная социология" (по книге: П.А.Сорокин
Человек.Цивилизация.Общество-М.:Политиздат,1992.-С.156-175).
Что изучает современная социология.
Социология в системе обществознания.
Роль социологии в профессиональной подготовке специалиста и  руководителя.
Литература.
1. Гуров Ю.С.  Основы социологии. Конспект лекций.- Чебоксары: Изд-во
Чувашского госуниверситета, 1996,-С.5-20.
В список в основном включена только та литература,  которая  имеется в г.
Чебоксары.
2. Зооровский Г.Е.  и др. Введение в социологию.-Екатеринбург :Изд-во Урал.
ун-та, 1992.-С.9-70.
3.   Кравченко А.И.  Введение в  социологию.-М.:  Новая  школа,1995.- С.5-15.
4. Краткий словарь основных социологических понятий.\\Социология.Практикум-
М.:Социально-политический  урнал,1993.-   С.133-139.
5. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний.-М.: Изд-во Мос. ун-та
менеджемента и коммерции,1995.-С.5-21.
6. Основы  социологии.  Курс  лекций.  В   2-х   ч.-М.:Знание,1994.Ч.1.-С.5-20.
7. Радугин А.А.  и  др.  Социология.  Курс  лекций.-М.:Владос,1995.-С.4-12.
8. Смелзер Н. Социология.-М.: Феникс,1994-С.14-39.
9. Социология.-М.:Знание,1995.-С.4-25.
10. Социология. Наука об обществе.-Харьков:ХГУ,1996.-С.9-28.
11. Социология  - студенту в вопросах и ответах.-М.:  Изд-во    Москов. уе-
та, 1992.-С.7-22.
12. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и социологии -М.:
Знание,1996.
13 Тощенко   Ж.Т.   Социология:   общий  курс.М.:  Прометей,  1994.-С.8-40.
14. Фролов С.С. Социология .Изд-во 2-е.М.:Логос,1996.-С.19-41
15. Энциклопедический   социологический словарь.-М.: ИСПИ.
Дополнительная литература.
1. Краткая фмлософская энциклопедия.-М.: Прогресс,1994.
2. Политологический словарь.- М.: Высшая школа.1995.
3. Политология. Энциклопедический словарь.-М.:Изд-во ,1993.
Занятие 2. Социология общества и личности.
Социальные институты (2ч.)
1. Общество как система.  Социальная структура.  Социологическая
характеристика современного российского общества.
2. Сущность социальных институтов.  Человек как субъект и объект
общественных отношений.
Общество - исторически развивающаяся совокупность отношений меж-
ду людьми,  складывающихся в процессах их совместной деятельнос-
ти. Социальная система (система от греч.-составленное из частей,
соединение) - определенное целостное образование, основными эле-
ментами которого  являются  люди,  их  нормы и связи.  Сфера (от
греч. - шар) - область,  пределы распространения чего-либо;  об-
щественное окружение, среда. Кроме социальной сферы, какие сферы
жизнедеятельности общества Вы знаете ?
Социальная структура  (от  лат.  - строение) - совокупность
взаимосвязанных социальных групп,  а также социальных институтов
и отношений между ними. Социальная связь - понятие, обозначающее
любые социокультурные обязательства индивидов (групп  индивидов)
по отношению друг к другу. Приведите примеры социальных связей в
студенческой группе.
Студенческая группа относится к малым группам.
Малая группа - такая социальная группа, между всеми членами
которой имеются непосредственные контакты.  Бывают и большие со-
циальные группы (классы,  слои,  сословия,  нации,  народности и
т.д.)
Между социальными группами устанавливаются социальные отно-
шения - отношения между группами людей, занимающими разное поло-
жение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его жизни,
различающимися менталитетом,   уровнем  и  источниками  доходов,
структурой потребления.
Кроме общества  и его составных частей,  социология изучает
также социальные институты.  Социальный  институт  (институт  от
лат. - установление,  учреждение) - исторически сложившиеся, ус-
тойчивые формы организации совместной деятельности людей.  Пере-
числите социальные институты.
Социология, кроме общества и социальных институтов, изучает
и человека как субъекта и объекта общественных отношений.  В ка-
ком аспекте философия, психология и другие науки исследуют чело-
века?
Темы рефератов и докладов.
Современные проблемы развития общества и личности.
Общество и место личности специалиста и руководителя в нем.
Смысл жизни в зеркале социологии.
Социология и общество :  пути и цели использования социологических знаний.
Место и роль социальных институтов в жизни общества.
Современная Россия: переходное общество.
Социальный кризис в современной России и пути его  разрешения.
Социальные конфликты в современной России.
Литература.
1. Гуров Ю.С. Основы социологии -С.21-33.
2. Зборовский    Г.Е.    и    др.    Введение     в     социологию.-С.120-
148,178-198.
3. Кравченко А.И.Введение в социологию -С.16-31,56-139.
4. ЛавриенкоВ.Н.    идр.   Основы   социологических   знаний   -  С.99-
113,158-167,188-196.
5. Радугин А.А. и др. Социология.-С.41-50,61-129.
6. Основы социологии.В 2-х ч. Ч.1-С.65-134;Ч.2-С.47-93.
7. Смелзер Н.Социология - С.70-167,273-303.
8. Социология -М.:Знание,1995.-С.141-199,226-263.
9. Социология: Наука об обществе.-С.198-489.
10. Социология    -    студенту    в    вопросах     и     ответах.-С.33-
37,42-46,53-55.
11. Тощенко Ж.Т. Социология.-С.107-134,227-240.
12. Фролов С.С.Социология -С.129-344.
13. Тадевосян Э.В.Словарь-Справочник по политологии и социологии.
14. Энциклопедический социологический словарь.
Тема 2. Из истории социологии
1. Этапы развития социальной мысли:
а) Становление статистики (Политическая  арифметика  В.Петти.Университетская
статистика А.Конринга и социальная статистика  А.Кетле).
б) Становление социологии :   Социология Маркса.Социология О.Конта,
Г.Спенсера и Э.Дюркгейма.
2. Современная социология:
а) Позитивистская социология. Социология структурно-функционального анализа.
б) Фрейдистская социология. "Понимающая социология".
в) Русская классическая социология
1 Для самостоятельного изучения.
Тематика рефератов и докладов.
О.Конт о взаимосвязи эволюции общества и развития отдельного индивида.
Органическая социология Г.Спенсера
Субъективна социология П.Л.Лаврова
Социологические взгляды П.А.Кропоткина
Теория социокультурной динамики П.Сорокина
Марксизм и современная социологическая мысль
Психоаналитическая ориентация социальных идей З.Фрейда.
Литература.
1.Антология русской      классической      социологии.Тексты.-М.:ИМзд-во
Москов. ун-та,1995.
2.Арон Р.  Этапы развития социологической мысли.  М.:"Прогресс-Универс",1993.
3.Вебер М. Избранные произведения.-М.:Политиздат,1990.
4.Дюркгейм Э.Оразделении общественного труда.Метод социологии.-М.:Наука,1990.
5.Зборовский Г.Е. и др. Введение в социологию.-С.71-119.
6.Конт О.//Мир      философии.В      2-х     ч.-М.:Политиздат,1991.ч.1.-С.57-
64;ч.2.-С.153.
7.Кравченко А.И.  Социология:справочное пособие.М.:Московский лицей,1996.-
С.203-208,316-327.
8.Лавриенко В.Н.   и   др.   Основы   социологических  знаний.-С.22-98.
9.Основы социологии.В 2-х ч. Ч.1-С.33-64.
10.Петти В.У.Трактат о налогах и сборах.// Антология экономической классики.
В 2-х т.-М.: Экономключ,1993.Т.1.-С.5-78.
11.Петти У.  /В/.  Экономические  и  статистические   работы.-М.,1940
12.Плашко Б.Г.  и др. История статистики.-М.:Финансы и статистика,1990.-С.7-39.
13.Радугин А.А. и др. Социология.-С.13-40.
14.Сорокин П.А.   Человек.Цивилизация.Общество.-М.:Политиздат,1992.
15.Социология.-М.:Знание,1995.С.25-140.
16.Социология - студенту в вопросах и ответах.-С.23-32.
17.Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и социологии.
18.Фрейд З. "Я" и "Оно". В 2-х кн. - Тбилиси: Мерани,1991.
19.Фролов С.С.Социология.-С.9-18.
20. Энциклопедический словарь.
Тема 3. Социология труда (2ч.)
1. Становление социологии труда. К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.Зиммель, Э.Мейо,Мак-
Грегор о труде.
2. Труд и типы отношений в процессе труда.
3. Трудовое поведение. Мотивация труда. Социология трудовых  организаций,
трудовых конфликтов и безработицы.
Труд - фундаментальная форма деятельности человека, созида-
ющая всю совокупность предметов,необходимых ему для удовлетворе-
ния его потребностей.  Социология труда изучает трудовые отноше-
ния и социальные процесы в труде.  Социология учебы в себя вклю-
чает отношения обучающихся между собой и изменения, происходящие
между ними  в ходе учебы.  С точки зрения марксихма существовали
(существуют) следующие типы отношений в процессе  труда:  перво-
бытный, абовладельческий,феодальный,капиталистический.
Какие немарксистские концепции типологии трудовых отношений
Вы знаете?
Трудовое поведение - внешнее проявление отношения к  труду.
Мотивация же труда есть внутреннее проявление отношения к труду.
Проведем письменный анкетный опрос о Вашем  отношении  к  учебе.
Коллектив ( от лат.  - собирательный) - организованная общ-
ность людей,  обьединенных конкретным видом  деятельности,  осу-
ществляемой в рамках той или иной формы собственности, складыва-
ющимися в ходе этой  деятельности  отношениями  ответственности,
интересами, ценностями, установками и нормами поведения. За пос-
леднее время вместо  категории  "трудовой  коллектив"  все  чаще
употребляется категория "организация".  Социальная организация (
от французского - сообщаю стройный вид,устраиваю), в узком смыс-
ле слова - социальная подсистема организации.
Социальный конфликт ( конфликт от лат.  -  столкновение(  -
столкновение сторон,  мнений, сил; высшая стадия развития проти-
воречий в системе отношений людей,  социальных групп, социальных
институтов, общества, которая характеризуется усилением противо-
положных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов.
Наиболее распространенной  формой социального конфликта в совре-
менной российской действительности является трудовой конфликт  (
в основном виде стачки, забастовки).
Расскажите о социальной стороне жизни студенческого коллек-
тива ( организации ),  об имеющихся конфликтах в нем, а, также о
путях выхода из конфликтных состояний.
В настоящее  время идет бесплановая подготовка специалистов
по престижным профессиям.  (Попутно заметим,  что многие учебные
заведения при этом не имеют ни квалифицированных кадров препода-
вателей, ни научно - производственной базы).  Не приведет ли та-
кое положение вещей в будущем к перепроизводству этих специалис-
тов и к возможной безработице?
О социологии  безработицы см.  Ю.С.  Гуров "Основы социоло-
гии. Конспект лекций".  - г.Чебоксары, изд-во Чуваш. университе-
та,1996 г.- с.42-56.
Литература.
1. Генкин В.М.  Основы экономики и социологии труда.  В 3-х  ч. Ч.1.-Спб.,1994.
2. Гуров Ю.С. Основы социологии. - С.42-56.
3. Зиммель Г. Избранное. В 2-х т.-М.:Юристь,1996.
4. Кравченко   А.И.   Прикладная   социология   и  менеджимент.-М.:Изд-во
Москов.ун-та,1995.
5. Лавриненко  В.Н.  и  др.  Основы социологических знаний.   -С.177-187.
6. Мак-Грегор Д.  Человеческий фактор и производство.// Социс.,-1995- 1.-
С.146-151.
7. Радугин А.А. и др. Социология.-С.155-176.
8. Социология: Наука об обществ5е.-С.390-414.
9. Социология труда.-М.:Изд-во Москов.ун-та.1993.-Разд.П
10. Тощенко Ж.Т. Социология. С.61-73.
11. Кравченко     А.И.Социология.-     Справочное     пособие.-С.121-202.
12. Тадевосян Э.В.  Словарь-справочник по политологии и социологии.
13. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в  человека.-
М.:Политиздат, 1986.
14. Энциклопедический социологический словарь.
Дополнительная литература.
1. Дворецкая Г.В.  и др.  Социология труда.-Киев: Выща школа,1990.-С.21-37.
2. Дикарева   А.А.   и  др.  Социология  труда.-М.:Политиздат,1989.-С.29-
34,54-58.
3. Комозин  А.Н.  и  др.  Популярная социология.-М.:Профиздат,1991.-С.7-20.
4. Политология. Энциклопедический словарь.
5. Философский энциклопедический словарь.-М.:Советская  энциклопедия,1989.
ТЕМА 4 СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ И ОБРАЗОВАНИЯ (4ч).
Занятие 1. Социология молодежи (2ч.)
1. Молодежь как социальная группа и демографическая группа.  Молодежные
движения и организации.
2. Специфические проблемы студенчества.
3. Проблемы взаимодействия поколений.
Занятие 2. Социология образования (2ч.)
1. Предмет, метод и функции образования.
2. Содержание и роль образования в жизни общества.
Молодежь - социально - демографическая группа,  выделяемая
на основе совокупности  возрастных  характеристик,  особенностей
социального положения  и  обусловленных  тем и другим социально-
психологических свойств.
Социология молодежи - область социологии, изучающая поведе-
ние социально - демографической группы,  находящейся на переход-
ной стадии ( от детства к миру взрослых ), переживающей этап се-
мейной и внесемейной социализации, интернализации норм и ценнос-
тей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и
статуса.
Значительную часть  молодежи  составляет студенчество.  Оно
означает студентов как социально-демографическую группу и  опре-
деленное общественное положение, роль и статус.
Социальные проблемы молодежи - круг  проблем  этой  группы,
переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в
мир взрослых, адаптации к нему и будущее его становление.
Социальное движение  -  совместные действия различных соци-
альных, демографических,  этнических групп,  обьединенных общими
целями, ценностями, нормами и др. Среди социальных движений вид-
ное место занимают молодежные движения и их организации. Органи-
зации и их лидеры бывают официальные и неофициальные.
Поколение - социально-возрастная категория, номинльня груп-
па. Молодежная  группа  охватывает  юношей и девушек примерно от
14(16) лет до 30-ти.
Какие молодежные движения и организации в России и мире  Вы
знаете?
Чем неформальные организации молодежи  отличаются  от  фор-
мальных?
Кого из молодых формальных и неформальных лидеров Вы знаете?
В чем  причины существования проблемы отцов и детей?  Какие
пути и способы смягчения или ликвидации некоторых аспектов  этой
проблемы Вы можете обосновать?
Образование - социальный институт,  выполняющий экономичес-
кую, социальную и культурную функции в обществе.
Социология образования - область социологии,  изучающая об-
разование как социальный институт ( его  функции  в  обществе  и
взаимосвязь с другими институтами), его учреждения ( школы, вузы
и т.д.) как социальные организации,  а также социальную политику
в области образования. Социальная функция образования заключает-
ся в участии в процессах социализации личности,  воспроизводстве
социально-групповой и социально-статусной структуры общества.
Расскажите, почему  в  современных  условиях  растет роль и
значение образования ( в том числе и высшего)?  Какова при  этом
роль гуманитарного  образования  ( в том числе и социологическо-
го)? Какое место занимает в обществе Ваша профессия?
В заключение проведем письменный анонимный опрос по мотивам
Вашего поступления в наш институт.
Тематика рефератов и докладов по молодежной проблеме:
История поколений в их преемственности и конфликтах.
Современные молодежные движения.
Культура досуга молодежи.
Проблемы социолизации молодежи в совреиенных условиях.
Связь поколений как основа непрерывности истории и культуры.
Молодежная субкультура: нормы и система ценностей.
Молодежь в современном обществе.
Молодежь России и рынок.
Самодеятельные обьединения: истоки и тенденции развития.
Неформальные обьединения молодежи вчера, сегодня и завтра.
Истоки и следствия нового конфликта "отцов и детей".
Преемственность поколений как социологическая проблема.
Примерная тематика докладов и рефератов о студенчестве:
Личностные особенности российских и американских студентов.
Студенчество России на пороге ХХIв.
Социальное самочуствие студенчества.
Учебная мотивация абитуриентов вуза.
Инновации в ценностных ориентациях студентов.
Студент - кто он?
Ценностные ориентации студентов.
Российское студенчество в условиях переходного периода.
Поведенческая типология студенческой группы.
Профессиональная направленность студентов вузов.
Вузовское обществоведение глазами студентов.
Социальный портрет современного российского студента.
Тематика рефератов и докладов по проблемам образования:
Образовательная деятельность как  механизм  воспроизводства и саморегуляции
социума.
Место и роль образования в системе социолизации личности.
Высшее образование как общечеловеческая ценность.
Место социологии образования в системе социально-гуманитарных наук.
Западная социология образования.
Проблемы отечественной социологии образования.
Престиж профессии финансиста (экономиста, бухгалтера, юриста...).
Проблемы гуманизации образования.
Литература:
1. Гуров Ю.С. Основы социологии.   - с. 126-137.
2. Збровский Г.Е. и др. Введение в социологию.   - с. 160-168.
3. Кравченко А.И. ВВедение в социологию.   - с.46,67-79.
4. Основы социологии в 2-х ч. Ч.27  - с. 118-132.
5. Смелзер Н. Социология.                - с. 427-459.
6. Социология: Наука об обществе.   - с.376-389, 541-576.
7. Социология молодежи.Учебник.  Сиб.:изд-во  С.-Петербург.
университета,1996 год.
8. Социология - студенты в вопросах и ответах.  - с.59-62,76-81.
9. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и социологии
10. Тощенко Ж.Т. Социология.           - с.241-253.
11. Философский энциклопедический словарь.
12. Энциклопедический социологический словарь.
ТЕМА 5. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ ( 2ч.)
1. Этносы - субьекты исторического развития.
2. Социальные проблемы национальных отношений.
ЭТНОС (с греч. - племя, народ) - исторически сложившаяся на
определенной территории устойчивая совокупность людей,  обладаю-
щих общими чертами и стабильными особенностями культуры (  вклю-
чая язык)  и  психологического склада,  а также сознанием своего
единства и отличия от других подобных образований  (  самосозна-
ние). Этносоциология  -  область социологии,  изучающая генезис,
сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэт-
нические ( межнациональные ) отношения и разрабатывающая методо-
логические принципы из исследования.
Наряду с  категорией "ЭТНОС",  мы часто встречаем категорию
"НАЦИЯ". Нация ( от лат.  - народ) - тип этноса, характерный для
развитого, классового ( капиталистического) общества.
Среди социальных отношений видное место принадлежит  нацио-
нальным и межнациональным отношениям.
Почему важно изучение этносоциологии в современных условиях
вообще, в национальных регионах в особенности?
В чем причина национальных конфликтов в мире и в Российской
Федерации?
Какие проблемы, стоящие перед чувашской культуров и языком
Вы можете назвать?
Темы рефератов и докладов:
Этносоциология как отрасль социологической науки.
Возможно ли окончательное решение национального вопроса?
Исторические и географические условия как факторы  формирования этнических
групп.
Этнические процессы в Российской Федерации.
Межнациональные конфликты: причины и следствия.
Взаимосвязь социально-экономических,  политических и национальных отношений.
Динамика социальных изменений внутри этноса.
Проблемы самоопределения народов.
Национальные движения за возрождение и развитие  национальной культуры.
Основные направления гармонизации национальных отношений.
Литература:
1. Кравченко А.И. Введение в социологию.  - с.48-49
2. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний.  - с. 114-130.
3. Смелзер Н. Социология        - с. 324-327.
4. Социология. - М: Знание, 1995 г.      - с. 259-262
5. Социология: Наука об обществе.      - с. 431-449
6. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по политологии и социологии.
6. Тощенко Ж.Т. Социология.   - с. 135-146
7. Энцеклопедический социологический словарь.
Дополнительная литература:
1. Из истории Евразии [Очерк]. - М.:Искусство,1993г.
2. Политология. Энциклопедический словарь.
- с. 195-213
3. Философский энциклопедический словарь.
ТЕМА 6. СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (2ч.)
1. Общественное мнение как социальный феномен.  Функции общественного мнения.
2. Социология Общественного мнения и методы его изучения.
Общественное мнение - специфическое проявление общественно-
го сознания,  выражающееся в оценках ( как в  устной,  так  и  в
письменной форме) и характеризующее явное ( или скрытое) отноше-
ние больших социальных групп ( в первую очередь большинства  на-
рода) к  актуальным  проблемам действительности,  представляющим
общественный интерес.  Социология общественного мнения - область
социологических исследований,  где  предметом  анализа выступают
содержание высказываний  общественного  мнения,  активность  его
функционирования и всеобщие ( характеризующие данный тип общест-
ва) и специфические ( связанные  с  развитостью  демократических
гарантий) мнения.
Функции общественного мнения:  результативно-воспитательная
(моральная0, контрольная, нормативная, аналитическая, консульта-
тивная, оценочная и др.
Почему в современных  условиях  растет  роль  общественного
мнения?
Методы изучения общественного мнения см. последующую тему.
Темы рефератов и докладов:
1.  Роль общественного мнения в социальном управлении  и  жизни  людей.
2.  Механизм формирования и функции общественного мнения.
3.  Мнение о мире и мир мнений.
4.  Роль СМИ в формировании общественного мнения.
5.  Сплетни как социальное явление.
6.  Слухи как форма оценок и ожиданий населения.
7.  Каналы восприятия и распространение слухов.
8.  Слухи как социальный феномен.
9.  СМИ как инструмент формирования "политики слухов".
Литература:
1. Кравченко А.И. Введение в социологию.   - с.87
2. Лавриненко В.И. и др. Основы социологических знаний.   - с. 207-215
3. Социология - студенту в вопросах и ответах.                - с. 87-88
4. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и социологии.
5. Философский энцеклопедический словарь.
6. Энциклопедический социологический словарь.
ТЕМА 7.   Эмпирическое социологическое исследование (2 ч.)
1.Что такое эмпирическое социологическое исследование.
2.Методы сбора данных (опрос,тестирование,анкетирование,
интервьюирование,наблюдение,эксперимент и др.)Методы
анализа данных.
Социологическое исследование-один   из   видов   науч-
но-практической деятельности с целью получения новой,достоверной
информации об изучаемом социальном объекте.Различают теоретичес-
кие и  эмпирические  социологические исследования.Последние дают
возможность получить первичную информацию  об  объекте(статисти-
ческие данные  и  другие кличественные характеристики об объекте
изучения).
В заключение  дадим оценку современной социально-эконо-
мической и политической ситуации в стране и нашем регионе  (сог-
ласно анкете).
Темы рефератов и докладов.
1.Прикладная социология в США.
2.Основные методы сбора социологической информации.
3.Опрос в социологическом исследовании.
4.Эксперимент в социологии.
5.Анкетирование-наиболее распространенный способсбора  первичной социальной
информации.
6.Место интервьюирования  в  эмпирическом   социологическом  исследовании.
7.Наблюдение-важный способ сбора информации.
8.Методы изучения документов и контакт-анализа в социологии.
9.Плебисцит и референдум в социологическом исследовании.
Литература.
1.Кравченко А.И. Введение в социологию- с.10-15.
2.Лавриненко В.Н. и др.Основы социологических знаний.  - с. 228-255.
3.Основы социологии.В 2-х ч.Ч.1.-с.21-32.
4.Радугин А.А. идр.Социология.-с.177-189.
5.Смелзер Н.Социология.-с.638-648.
6.Социология.-М.:Знание,1995.-с.200-226.
7.Социология:Наука об обществе.-с.649-684.
8.Социология-студенту в вопросах и ответах.-с.89-98.
9.Тадевосян Э.В.Словарь-справочник по политологии и  социологии.
10.Тощенко Ж.Т. Социология.-с.41-60.
11.Философский энциклопедический словарь.
12.Энциклопедический социологический словарь.
Содержание:
Тема 1.Социология как наука                         стр.
Тема 2.Из истории социологии                        стр.
Тема 3.Социология труда                             стр.
Тема 4.Социология молодежи и образования            стр.
Тема 5.Этносоциология                               стр.
Тема 6.Социология общественного мнения              стр.
Тема 7.Эмпирические социологические исследования    стр.
Основы социологии
Методические рекомендации к семинарским занятиям.
Подписано в печать
Формат 60х84|16Бумага газетная.Печать оперативная.Усл.п.л.
Уч.-издат.л.... Тираж 250 экз.ЗаказN Изд-во "Салика" 428015
Чебоксары,ул.Урукова,17.