Каталог :: Социология

Курсовая: Социология Э Дюркгейма

     тема: СОЦИОЛОГИЯ ДЮРКГЕЙМА 
     Москва
     1998
                                 П Л А Н                                 
     Введение
     $ 1. Жизнь Дюрнгейма и интеллектуальные истоки
     социологии.
     $ 2. "Социологизм" - философская основа социологии Дюрнгейма.
     Заключение 
     ВВЕДЕНИЕ
     Совсем недавно, каких-нибудь десять лет назад, по интересую­щим нас в данной
работе вопросам мы вряд ли нашли бы сколь-нибудь исчерпывающие ответы. Ведь в
учебниках и пособиях по философии имя Дюркгейма - основателя французской
социологической школы - лишь упоминалось вскользь наряду с другими
представителями "бур­жуазной" социологии конца XIX - начала ЧЧ веков".
     "Дюркгей Эмиль (1858-1917) - французский социолог и философ; позитивист,
последователь Конта, профессор в Сорбонне. Дюркгейм утверждал, что социология
должна изучать общество как особую ду­ховную реальность, законы которой отличны
от законов индивидуаль­ной психики. Любое общество, по Дюркгейму, основано на
общезначи­мых коллективных представлениях; ученый имеет дело с социальными
фктами - коллективными представлениями (право, мораль, религия, чувства,
привычки и т.д.), которые принудительно навязываются че­ловеческому сознанию
общественной средой"*. Эти строки - практи­чески половина всей информации об
Эмиле Дюркгейме, которую можно было прочесть тогда в философском словаре.
     Основными работами Э.Дюркгейма являются его книги "О разделе­нии
общественного труда", "Правила социологического метода" ("Ме­тод социологии"),
"Элементарные формы религиозной жизни". Но поз­накомиться с ними читателю в
советское время в нашей стране было не так просто.
     В 1991  г.  в  серии  "Социологическое наследие" издательства 
     * См.:  Философский словарь (Под редакцией М.М.Розенталя). М.,
     1975. С.126. 
     "Наука" был опубликован однотомник Дюркгейма, в которой вошли но­вые переводы
книг "О разделении общественного труда" и "Метод со­циологии"*. Тираж быстро
разошелся, что неудивительно, учитывая, с одной стороны, его незначительность,
с другой - большой чита­тельский интерес к социологической классике и
потребности разви­вающегося социологического образования. Кроме того, в 1991 г.
в журнале "Социологические исследования" была опубликована извест­ная работа
Дюркгейма "Ценностные и "реальные" суждения"**.
     А ведь именно в России были осуществлены первые переводы его книг, причем еще
при его жизни, когда классик еще не стал класси­ком. (См.Метод социологии.
Киев-Харьков, 1899. О разделении об­щественного труда. Одесса, 1900.
Самоубийство. СПб., 1912). Поми­мо указанных, в дореволюционной России были
опубликованы следую­щие работы Дюркгейма: Социология и социальные науки. -
Метод в науках. СПб., 1911. Социология и теория познания. - Новые идеи в
социологии. СПб., 1914, N 2 и др.
     "Судьба незаурядных научных идей нередко такова, что, оказав глубокое и
повсеместное влияние в науке, превратившись в "пара­дигму", они, по крайней
мере внешне, теряют свою актуальность. Кажется, что они существовали всегда и
не существовать не мог-
     ________________
     * См.: Дюркгейм Э.Г. О разделении общественного труда. Метод социологии.
Общ.ред.А.Б.Гофмана. М., 1991.
     ** См.: Дюркгейм Э.Г. Ценностные и "реальные" суждения. // Со­циол.исслед.,
1991, N 2.
     ли"4. Так произошло и с идеями Дюркгейма,  находящимися у истоков
современного социологического мышления.
Трудно найти сегодня такую отрасль социологии, начиная от об­щей
социологической теории и кончая прикладными исследованиями, в которой бы
влияние исследований Дюркгейма так или иначе не ощуща­лось. Трудно, наконец,
назвать такую страну, в которой хотя бы номинальное присутствие социологии не
сочеталось с одновременным присутствием дюркгеймовских идей.
Вклад Дюркгейма в становление и развитие социологического знания общепризнан.
И тем не менее идеи Дюркгейма продолжают сох­ранять актуальность в том
смысле, что далеко не все из них и не повсюду стали достоянием не только
массового сознания, но и про­фессионального сознания социальных ученых. Между
тем, они могут оказаться очень полезными и сегодня, особенно в обществах,
нахо­дящихся в переходном состоянии.
Рассмотрим подробнее социологию Дюркгейма.
________________
* См.: Гофман А.Б. Социология Эмиля Дюркгейма. / Приложение к кн.:
Э.Дюркгейм. Социология. Её предмет, метод, предназначение.
М., 1995. С.336.
              $ 1. ЖИЗНЬ ДЮРКГЕЙМА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ              
                              ЕГО СОЦИОЛОГИИ                              
     "Дюркгейм - представитель позитивизма в социологии. Он пре­тендовал на то,
что его социологическая теория, якобы чуждая "крайностям" материализма и
спиритуализма, должна быть названа рационализмом, а при дальнейшем уточнении -
позитивизмом. Социо­логические взгляды Дюркгейма враждебны материалистическому
пони­манию истории и во многом сближаются с идеализмом и религией"*.
     Это можно было прочесть о Дюркгейме в шеститомной истории филосо­фии,
изданной в 1961 году. Более внимательное и беспристрастное отношение к наследию
Дюркгейма находим в источнике, изданном поч­ти тридцать лет спустя: "Основатель
французской социологической школы, группировавшейся вокруг журнала Конта,
Дюркгейм испытал также влияние Монтескьё, Руссо, Канта, Спенсера, Ш.Ренувье.
Обос­новывая особое место социологии в ряду наук о человеке, он отста­ивал
специфичность ее объекта - социальной реальности, ее несво­димость к
биопсихической реальности индивидов. В работе "Правила социологического метода"
(1895, в рус.пер. - "Метод социологии",
     1899) Дюркгейм определяет предмет социологии как социальные фак­ты,
существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему принудительной
силой"**.
     Приведем некоторые факты из жизни ученого. Эмиль Дюркгейм ро- 
     * См.:  Философский  энциклопедический  словарь.  М.,   1989.
     С.188.
     ** См.: История философии. В шести томах. Под ред.Дынника М.А. и др. М., 1961.
     дился 15 апреля 1858 года в г.Эпинале,  на северо-востоке Франции
     в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущий автор
     социологической теории  готовился  к  религиозному  поприщу своих
     предков, изучая древнееврейский язык, Тору и Талмуд. Но он до­вольно рано
отказался продолжить семейную традицию. Биографы Дюркгейма отмечают, что
определенное влияние на это решение ока­зала его школьная
учительница-католичка. Короткое время он испы­тывает склонность к католицизму
мистического толка. Но и католи­ком Дюркгейм не стал, также, впрочем, как и
атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком. Постоянно
подчеркивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал предме­том
своей веры науку вообще и социальную науку в частности.
     Окончив в 1882 году Нормальную школу, Дюркгейм в течение нес­кольких лет
преподавал философию в провинциальных лицеях.
     В 1887 ггоду Дюркгейм был назначен преподавателем "социальной науки и
педагогики" на филологическом факультете Бордоского уни­верситета. Там же в
1896 г. он возглавил кафедру "социальной нау­ки", по существу, первую
самостоятельную кафедру социологии во Франции.
     Как уже говорилось выше, с 1898 по 1913 гг. Дюркгейм руково­дил изданием
журнала "Социологический ежегодник". Деятельность этого научного коллектива
занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов.
     С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сарбонне, где возглавлял ка­федру "науки о
воспитании и социологии". Многие его научные рабо­ты родились из лекционных
курсов. Дюркгейм был блестящим орато­ром, и его лекции пользовались большим
успехом. Они отличались строго научным ясным стилем изложения и в то же время
носили ха- 
     рактер своего рода социологических проповедей.
     Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но,
несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода
общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и
либеральных убеждений, сторон­ником социальных реформ, основанных на научных
рекомендациях.
     Вместе с тем, Дюркгейм был противником революционного социа­лизма, считая,
что подлинные и глубокие социальные изменения про­исходят в результате
длительной социальной и нравственной эволю­ции. С этих позиций он стремился
примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как
научную альтернативу левому и правому радикализму.
     Будучи человеком прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился соединить в своей
собственной жизни принципы профессиональной и гражданской этики. Практическая
цель его профессиональной и об­щественной деятельности состояла в том, чтобы
вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в
последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Второй империи,
поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской коммуны. В связи
с этим он активно выступал против сторонников возрождения монархии и
приверженцев "сильной власти", против ре­акционных клерикалов и националистов.
     Дьркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм -
французская национальная традиция, начало которой положил Декарт. "Правила
социологического метода", "манифест" Дьркгеймовской социологии удивительным
образом перекликаются с "Рассуждением о методе" Декарта. Оба труда объединяет
одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю 
     постичь истину  независимо  от общепринятых мнений и общественных
     предрассудков всякого рода.
     Другого своего великого соотечественника Шарля Монтескье сам Дюркгейм считал
главным предтечей научной социологии. Именно у Монтескье он обнаружил идеи,
обосновывающие саму возможность су­ществования социальной науки, а именно идеи
детерменизма и внут­ренней законосообразности в развитии социальных явлений, а
также сочетания описания и рационального объяснения этих явлений. Жан-Жака
Руссо Дюркгейм также рассматривал в качестве предшест­венника социологии,
способствовавшего развитию представления о природе социальной реальности.
     Из более поздних предшественников дюркгеймовской социологии следует указать
на А.де Сен-Симона и на его ученика и последова­теля Огюста Конта.
     Несмотря на то, что Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений
социологии Конта, он признавал за ним титул "отца" социологии и подчеркивал
преемственную связь своих и контовских идей, хотя не склонен был принимать его
наследие целиком. Он от­вергал знаменитый закон трех стадий интеллектуальной и
социальной эволюции (теологической, метафизической и позитивной), который Конт
считал главным своим достижением. В противовес своему пред­шественнику,
провозгласившему отказ от причинности в научном объ­яснении и замену вопроса
"почему" вопросом "как", Юркгейм упорно искал причины социальных явлений. В
отличие от Конта он стремился сочетать теоретический анализ с эмпирическим.
     Необходимо отметить влияние Канта и кантианства на теорию Дюркгейма. Речь
идет прежде всего о концепции морали и нравствен­ного дома, пронизывающей всю
теорию основателя Французской социо- 
     логической школы.
     Особое значение в формировании социологических взглядов Дюрк­гейма имели идеи
французского неокантианца, "неокритициста" Ш.Ре­нувье, в частности его
рационализм. Все научное творчество Дюрк­гейма говорит о том, что он не остался
в стороне от влияния идей двух опостолов позитивизма конца XIX - начала ХХ в.
Э.Ренана и
     Э.Тэна, энергично доказывающих роль науки как ведущей социальной силы, на
которую должны опираться все социальные институты, вклю­чая искусство, мораль и
религию.
     Важную роль в формировании воззрений Дюркгейма  сыграли  идеи
     Г.Спенсера и опиравшегося на них биографического направления в социологии.
Влияние Спенсера было неоднозначным; многие концепции Дюркгейма разрабатывались
как раз в полемике с концепциями Спенсера.
     "Положительное" влияние идей Спенсера также сказалось в исс­ледованиях
Дюркгейма. Это относится, в частности, и к структур­но-функциональной стороне
социологии Дюркгейма, и к эволюционной стороне, поскольку вслед за Спенсером
Дюркгейм рассматривал слож­ные типы обществ как комбинации простых.
     Дюркгейм был знаком и с работами Маркса, но отрицал его влия­ние на свои
исследования, что, по-видимому, соответствовало исти­не. Так же, как и многие
марксисты, он интерпретировал Маркса в духе экономического редукционизма,
сводящего всю жизнедеятель­ность социальных систем к экономическому фактору. Он
признавал плодотворной идею Маркса о том, что социальная жизнь должна
объ­ясняться не представлениями ее участников, а более глубокими при­чинами,
коренящимися главным образом в способе, которым сгруппи­рованы объединенные
между собой индивиды. Но, согласно Дюркгейму, 
     эта идея,  составляющая  логическое следствие эволюции социальной
     мысли, никак не связана с социалистическим дувижением и "грустным
     зрелищем конфликта между классами"*.
     В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял понятия "социа­лизм" и
"коммунизм". При коммунизме социальные функции являются общими для всех,
социальная масса не состоит из дифференцирован­ных частей; социализм же,
наоборот, основан на разделении труда и стремится связать различные функции с
различными органами и пос­ледние между собой".
     Несмотря на то, что научное творчество Дюркгейма находилось на пересечении
множества влияний и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как
наука уже сформировалась. Концепции Конта и других мыслителей прошлого столетия
представлялись ему слишком общими и схематичными, содержащими лишь предпосылки
собс­твенно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим
собственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще
предстояло создать. 
     ________________
     * См.: Дюркгейм Э. Материалистическое понимание истории. / Работы разных лет
/ М., 1995. С.204.
            $ 2. "СОЦИОЛОГИЗМ" - ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА СОЦИОЛОГИИ            
                                ДЮРКГЕЙМА                                
     Для обозначения основополагающих принципов теории Дюркгейма и его способа
обоснования социологии в литературе используется тер­мин "социологизм". Изложим
главные принципы социологии Дюркгейма, вокруг которых объединилась Французская
социологическая школа. Именноэти принципы зафиксированы в понятии
"социологизм", кото­рое, конечно, не охватывает всего многообразия
теоретических построений Дюркгейма.
     При изложении главных принципов его социологии необходимо различать в нем два
аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона
"социологизма", т.е. концепция социальной реальности, состоит из следующих
базовых постулатов.
     1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок, она
столь же устойчива, основательна и "реальна", как и другие виды реальности, а
потому, подобно последним, развивается в соответствии с определенными законами.
     2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к дру­гим ее видам.
     Речь идет об автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной,
т.е. биопсихической реальности, воплощенной в ин­дивидах. Эта идея "красной
нитью" проходит через все научное творчество Дюркгейма.
     На различных этапах и в различных исследованиях дихотомия ин­дивида и
общества выступает у французского социолога в форме ди­хотомических пар, так
или иначе воплощающих разнородность этих реальностей. "Индивидуальные факты -
социальные факты", "индиви- 
     дуальные представления - коллективные представления", "индивиду­альное
сознание - коллективное сознание" - таковы некоторые осно­вы дихотомии
социологии Дюркгейма.
     Человек для него - это двойственная реальность, в которой со­существуют,
взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.
Противопоставление этих двух начал человеческой природы выступает у Дюркгейма в
разнообразных формах, в частнос­ти, в следующих дихотомиях:*
     1) определяемое социально и биологически заданное;
     2) факторы, специфичные для отдельных обществ и выделяемые или постулирующие
характеристики человеческой природы;
     3) факторы, общие для данного общества или группы и характер­ные для одного
или нескольких индивидов;
     4) сознание и поведение ассоциированных индивидов, с одной стороны, и
изолированных индивидов - с другой;
     5) социально предписанные обязанности и стихийно формирующие­ся желания и
действия;
     6) факторы, исходящие "извне" индивида и возникшие внутри его сознания;
     7) мысли и действия, направленные на социальные объекты, и те, что являются
сугубо личными и частными;
     8) альтруистическое и эгоцентрическое поведение. Онтологическая сторона
"социологизма" не сводится,  однако, к
     признанию основательности и автономии социальной реальности.  Ут­верждается 
примат социальной реальности по отношению к ииндивиду-
________________
* См.: Лакс С. Эмиль Дюркгейм. Его жизнь и работа. - Стено­рорд, 1985. С.21.
альной и  ее исключительное значение в детерминации человеческого
сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности приз­нается
вторичным.
Таким образом, характерная онтологическая черта "социологиз­ма" - это
позиция, обозначаемая в истории социологии как "соци­альный реализм".
Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в ре­зультате
взаимодействия индивидов; но раз возникнув, оно начинает жить по своим
собственным законам.
     Методологический аспект "социологизма" тесно связан с его
он­тологическим аспектом и симметричен ему.
1. Поскольку общество - часть природы, то наука об обществе - социология -
подобна наукам о природе в отношении методологии; ее
познавательной целью провозглашается исследование устойчивых при­чинно-
следственных связей и закономерностей.  Дюркгейм настаивает на применении в
социологии объективных методов, аналогичных мето­дам естественных наук.
Основной принцип его методологии выражен в знаменитой форму­ле: "Социальные
факты нужно рассматривать как вещи".
2. Из признания специфики социальной реальности вытекает са­мостоятельность
социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее
методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип,
согласно которому социаль­ные факты должны объясняться другими социальными
фактами.
3. Но "социологизм" Дюркгейма выходит за рамки этого методо­логического
принципа. Поскольку в соответствии с его "социальным реализмом" общество
оказывается доминирующей, высшей реальностью, постольку происходит
социологизация как объясняемых, так и объ-
ясняющих фактов.
Социологический способ объяснения провозглашается единственно верным,
исключающим другие способы или включающих их в себя. Со­циология в результате
выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как
своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые
различные отрасли знания: фи­лософию, гносеологию, логику, этику, историю,
экономику и др.
Таким образом, социология мыслилась Дюркгеймом не просто как самостоятельная
социальная наука в ряду других, но как "система, корпус социальных наук"*. В
результате социология предстает не только как наука о социальных фактах, но и
как философское уче­ние. Те глобальные проблемы природы морали, религии,
познания, категорий, мышления, которые стремился разрешить в своих
исследо­ваниях Дюркгейм, нередко выходили за рамки собственно
социологи­ческой проблематики, являясь философскими в самой своей
постанов­ке. Отсюда его двойственное отношение к философам. С одной сторо­ны,
Дюркгейм отмечал в качестве одного из отличительных признаков
социологического метода независимость от всякой философии, с дру­гой - он, по
собственному признанию, всегда оставался философом.
Требование отделить социологию от философии у Дюркгейма было в значительной
мере связано с его отрицательным отношнеием к умо­зрительным спекуляциям в
социальной науке, которые, с его точки зрения, только дискредитируют ее.
Социология должна строиться на эмпирическом и рациональном методологическом
фундаменте.
________________
* См.: Гофман А.Б. Социология Эмиля Дюркгейма. / Приложение к кн.:
Э.Дюркгейм. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. /
М., 1995. С.320.
Таковы основные принципы "социологизма", посредством которых Дюркгейм
обосновывал необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки.
Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые, как уже
отмечалось, характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне
индивида и оказывают на него при­нудительное воздействие*. Впоследствии он
дополнил это истолкова­ние предмета еще одним, определив социологию как науку
об инсти­тутах, их возникновении и функционировании**.
Представление Дюркгейма об основных разделах и отраслях соци­ологии в
определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер
социальной жизни. В соответствии с этими делениями располагался материал в
дюркгеймовском "Социологическом ежегодни­ке". В целом социология делилась на
три основные отрасли: соци­альную морфологию, социальную физиологию и общую
социологию.
Дюркгейм был довольно плодовитым автором, хотя и не столь плодовитым, как его
не менее знаменитый современник, немецкий со­циолог Макс Вебер. Он
опубликовал немало статей и бесчисленное множество рецензий; многие его
статьи, лекции и лекционные курсы
опубликованы посмертно.
При жизни Дюркгейм издал четыре книги: "О разделении общест­венного труда"
(1893), "Метод социологии" (1895), "Самоубийство" (1897) и "Элементарные
формы религиозной жизни" (1912). Это был последний и самый значительный по
объему труд Дюркгейма. Религия, считает Дюркгейм, - это символическое
выражение общества, поэто-
________________
* См.: Дюркгейм Э. Метод социологии. Гл.I.
** См.: Там же, предисловие ко второму изданию.
му, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в дейс­твительности
поклоняется обществу - "реальному объекту всех рели­гиозных культов. Дюркгейм
подчеркивает сходство между религиозны­ми и гражданскими церемониями, он
фиксирует внимание на общих чертах сакрализации как социального процесса.
Поэтому его работа явилась вкладом не только в становление социологии религии
в собственном смысле, но и в изучение гражданской религии и светс­ких
культов. Подобно предыдущим работам, книга "Элементарные фор­мы религиозной
жизни" явилась выдающимся достижением социологиче­ской мысли.
                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                
     Конечно, в такой небольшой по объему работе, как эта, невоз­можно
сколь-нибудь подробно коснуться каждой книги Дюркгейма, можно лишь
констатировать: вклад Дюркгейма в становление и разви­тие социологического
знания общепризнан.
     Можно согласиться, что концепции французского социолога во многом ошибочны:
ведь у классиков в отличие от простых смертных, и заблуждения бывают
выдающимися. Тем не менее, теория Дюркгейма разрабатывалась не только для
Франции конца XIX - начала ХХ вв. и применима не только к ней. Ведь между
обществом и эпохами, кроме различий, существуют и сходства.
     Какие же из основных тем и принципов социологического насле­дия Дюркгейма
имеют существенное значение для социальной науки и практики в нашей стране в
современных условиях?
     1. Общество.  Даже такая, казалось бы, сверхбанальная катего­рия, как
"общество", сегодня нуждается в новом обосновании и воз­рождении и актуальна не
менее, чем во времена Дюркгейма.
     Ведь на протяжении многих лет в социальной псевдонауке от имени марксизма,
основным субъектом исторического процесса про­возглашалось не общество, а
классы. Само же общество трактовалось в социал-дарвинистском духе как арена
беспощадной классовой борь­бы, так что общество как целостная система выступало
как своего рода фикция.
     В настоящее время в некоторых исторических, околонаучных и
околохудожественных концепциях возрождается старый миф
росо­во-антропологической школы, согласно которому главные субъекты
исторического процесса - не классы, а расы и этносы. Общество 
     толкуется как превращенная форма "игры кровей", борьбы рас и эт­носов.
     Таким образом очевидно, что идее общества как совокупности всех индивидов и
групп, объединенных многообразными социальными, экономическими, культурными
связями, общими традициями, целями и ценностями, еще предстоит занять свое
место и в сознании социаль­ных ученых, и в общественном мнении.
     2. Социальная солидарность. Это основная тема всей социологии Дюркгейма.
     Солидарность для Дюркгейма - синоним общественного состояния. Он был убежден,
что люди, в конечном счете, объединяются в об­щество не ради индивидуальной и
групповой вражды, а вследствие глубокой и взаимной потребности друг в друге.
     Известно, что разделение труда ведет к формированию социаль­ных групп со
своими особыми, нередко конфликтующими интересами. Это убедительно доказал еще
Маркс.
     Осуществление принципа социальной солидарности может успешно противостоять
теперь пагубным проявлениям индивидуального, груп­пового, национального
эгоизма. При этом необходима такая солидар­ность, которая основана на
различиях, на взаимодополнительности и взаимообмене. Выражаясь дюркгеймовским
языком, насильственная и искусственная "механическая" солидарность должна
уступить место естественной и добровольной "органической" солидарности.
     Современное общество безнадежно деградирует, когда разделение труда в нем
основано на протекционизме, родственных связях, при­вилегиях, происхождении и
прочих формах противоестественного со­циального отбора. Общество может
процветать только при условии естественного социального отбора, основанного на
свободном сорев- 
     новании трудовых достижений, умов, талантов, нравственных досто­инств в
равных деловых и соответственно вознаграждемых. Сущест­венное условие
социальной эффективности и успешного функциониро­вания разделения труда, всех
форм иморализма - безусловное приз­нание всеми членами общества определенного
минимума объединяющих общих ценностей, образующих то, что Дюркгейм называл
"коллектив­ным сознанием". Придумывать их не нужно, их необходимо лишь
кол­лективно отобрать из ценностей, уже функционирующих в обществен­ном мнении,
и из социокультурных традиций. Они зафиксированы во "Всеобщей декларации прав
человека".
     3. Мораль. "В истолковании Дюркгейма мораль неотделима от со­циальной
солидарности и также постоянно находилась в центре его исследовательских
интересов"*. Доказывая, что разделение труда
     порождает солидарность, он одновременно доказывал, что оно выпо­лняет и
нравственную функцию. Последняя неоконченная работа фран­цузского социолога
была посвящена проблемам этики.
     В течение длительного времени и в науке, и в массовом созна­нии в нашей
стране доминировало представление о том, что практи­ческой, реальной силой в
истории являются только экономика и по­литика. Нравственность же считалась
чем-то из области высших сфер сознания, не затрагивающих общественного бытия.
Между тем, и со­циальная наука, и социальный опыт свидетельствуют о том, что
лю­бые экономические и политические институты базируются на опреде­ленных
нравственных основаниях. Чтобы преобразовать эти институ­ты, требуется изменить
основания, восстановить их и опереться на
     ________________
     *См.: Николаев Ю.Н. Эмиль Дюркгейм как социальный философ.
"Социологич.исслед.", 1978. B 2. С.31.
     них. В противном случае даже самые верные  экономико-политические
     решения не могут быть реализованы.
     4. Социальные нормы и ценности. Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание
общества как ценностно-нормативной системы.
     И здесь нам есть что почерпнуть в теории французского социо­лога. Это
относится, в частности, к его понятию аномии. Описанное Дюркгеймом состояние
аномии всегда сопровождает общества в пере­ходные периоды их истории; в этом
смысле оно нормально. Такое состояние, по-видимому, переживает в нашей время и
наше общество. Осознание этого - первый шаг на пути преодоления аномического
состояния. 
                                ЛИТЕРАТУРА                                
     1. Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев - Харьков, 1899.
     2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900.
     3. Дюркгейм Э. Самоубийство. Спб., 1912.
     4. Дюркгейм Э. Ценностные и "реальные" суждения. Социол.исслед.,
     1991, N 2.
     5. Дюркгейм Э.  Социология.  Ее предмет,  метод, предназначение.
     М., 1995.
     6. Дюркгейм Э. Материалистическое понимание истории. / Работы разных лет. /
М., 1995.
     7. Дюркгейм Э.  О разделении общественного труда. Метод социоло­гии.
общ.ред.А.Б.Гофмана. М., 1991.
     8. Гофман А.Б.  Социология Эмиля Дюркгейма.  (Приложение к кн.:
     Э.Дюркгейм. Социология.  Ее предмет, метод, предназначе­ние.) М., 1995.
     9. История философии. В шести томах. под ред. Дынника М.А. и др.
     М., 1961.
     10. Лакс С. Эмиль Дюркгейм. Его жизнь и работа. Стенфорд, 1985.
     11. Николаев Ю.Н.  Эмиль Дюркгейм как социальный философ. "Социо­логические
исследования", 1978, N 2.
     12. Философский словарь. (Под редакцией М.М.Розенталя). М., 1975.
     13. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.