Каталог :: Социология

Шпора: Шпоры по социологии

     *1.Социология как наука. Объект и предмет социологии.
Социология - учение об обществе. Объект социологии - современное общество и
информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии
является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие
общностей разного типа. Социальные общности - это все разновидности
социальных образований, которые связаны общими интересами. Социология - это
наука, которая изучает современное общество через призму интересов и
потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Функции
социологии: 1. Познавательная. 2. Прогностическая. 3. Управленческая. 4.
Ценностно-ориентирующая человека. 5. Мировоззренческая. 6.Гуманистическая.
7.Планирования.
     *2.Структура социологического знания.
     
     
     *3.Функции социологии.
Функции социологии в обществе: познавательная, прикладная, контролирующая,
прогностическая, идеологическая, гуманистическая, планирования.
1.Познавательная – прирост новых знаний о различных сферах жизни, раскрытие
закономерностей и перспектив развития общества. Выполнению этой функции
служат как фундамент так и эмпирическое исследование.
2.Прикладная – социальные исследования дают информацию для осуществления
социального контроля над процессами, происходящими в обществе. Без этой
информации возрастает возможность появления кризиса, конфликтов, социальных
напряженностей.
3.Контролирующая – политические партии и власть используют возможности
социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах
общественной деятельности.
4.Прогностическая – разрабатывает прогнозы предстоящего развития процессов,
вырабатывает и научно обосновывает  прогнозы о тенденциях развитиях
социологических процессах.
5.Идеологическая – результаты исследования могут быть использованы в
интересах каких-либо социальных групп для достижения ими своих целей, а так
же для формирования определенных стереотипов поведения, создания системы
ценностей и предпочтения в обществе.
6.Гуманистическая – проведение социальных исследований, доведение их
результатов до общественности, могут служить улучшением взаимопонимания и
взаимоотношений между людьми, группами, могут способствовать
совершенствованию общественных отношений, развитию общества.
7.Планирования – управление развитием различных сфер общественной жизни. Это
может быть планирование жизни городов, деятельности организаций, коллективов,
жизни отдельных регионов, стран и др.
     *4.Основные методы исследования в социологии: наблюдение.
События происходят непосредственно в данный момент. Возможен непосредственный
контакт с наблюдаемым объектом: научное и житейское, включенное и не
включенное, скрытое и открытое, систематическое и случайное, полевое и
лабораторное. Плюсы метода: 1.Оперативность получаемой информации
2.Относительная дешевизна. 3.Возможность использовать метод в экстремальных
ситуациях. Минусы метода: 1.Невозможность повторного исследования
2.Наблюдение дает информацию преимущественно о действиях людей, данные о
мотивах весьма ограничены. 3.Возможны ошибки из-за эмоционального состояния
исследователя, неверных его методологических установках, низкой квалификации,
заражением состоянием изучаемого объекта.
     *5.Основные методы исследования в социологии: анализ документов.
Особенности применения документ. информации  используется в том случае когда
у  исследователя затруднен непосредственный контакт с исследуемой
реальностью. Выбор документ. инф. зависит от ее составителя. Исследователь не
может изменить форму изучаемых документов. Виды документов: 1.По форме
изложения (статистические и вербальные) 2.По общей значимости (официальные,
неофициальные) 3.По способу фиксации информации (письменные, графические,
фонетические, видео- и кинодокументы). При анализе документов необходимо
обращать внимание на вид документа, форму автора, цель создания, фактическое
содержание, возможный резонанс. Плюсы метода: 1.Стабильное состояние объекта
исследования 2.Получение информации не только о каких-либо фактах, но и об
отношении к ним автора. Возможен анализ разных точек знания. 3.Информация
структурирована, упорядочена, представлена в обобщенном виде. Минусы метода:
1.Выводы исследователя  строятся на основании вторичной информации, которая
может быть искаженной. 2.Язык документа не совпадает с языком исследователя.
     *6.Основные методы исследования в социологии: опросные методы.
Виды опросов: анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос,
социометрический опрос, социологическое  тестирование. Формы опросов:
контактный, почтовый, телефонный, прессовый. По месту проведения различают:
опросы по месту работы, опросы по месту жительства, опрос целевых аудиторий.
Фазы опроса: адаптация, сбор основной информации, завершение опроса.
Классификация вопросов: по содержанию (о событиях и фактах, о мотивах,
оценках, мнениях), по форме (прямые, косвенные), по структуре (открытые,
закрытые), по функциям (основные, фильтрующие, контрольные). Правила
построения вопросов: 1.Вопрос не должен содержать ожидаемый ответ или
определенным образом стимулировать его  (Изучение социологии расширяет
кругозор человека ?  Да, Нет, Не знаю) 2.Вопрос не должен дискриминировать
респондента или его возможную позицию (Человек не знающий социологию не может
считаться культурным .  А Ваше мнение ? Да, Нет, Не знаю) 3.Вопросы должны
формулироваться с учетом предполагаемой компетентности опрашиваемых и не
должны содержать слов или выражений, которые могут быть не поняты
респондентом (за исключением вопросов- “ловушек”) 4.Количество вариантов
ответов не должны превышать возможностей памяти опрашиваемого 5.Вопрос  и
предлагаемые варианты ответов должны логически соответствовать друг-другу
(Как часто Вы смотрите передачи ? -по радио, - телевидению, - в газетах и
журналах).
Вводная часть: обращение, пояснения, гарантии анонимности опроса, что делать
с анкетой, благодарность. Основная часть: расположение вопросов (контактные,
сложные, простые, разгрузочные), принцип “воронки”, “дымовая” техника (общий
открытый, блок закрытых, открытый на уточнение). Социльно-демографическая
часть: пол, возраст, образование, социально-проф. положение, культурная
идентификация (семья), национальность, место жительства. Правила группового
анкетирования: представиться, дать общие пояснения по цели анкетирования и
работе с анкетой, пояснить гарантии анонимности, ответить на вопросы,
ненавязчиво контролировать поведение аудитории  (обсуждения, подсказки друг-
другу), пресекать демонстративность в поведении отдельных людей, оказывать
помощь в заполнении анкеты, организовать сбор и косвенный контроль качества
заполнения анкет. Анализ завершается  подготовкой  отчета по результатам
проведенного исследования. Отчет включает описание всех основных этапов
исследования: во введении дается развернутая характеристика проблемной
ситуации, описывается объект, предмет, цели и задачи исследования.
Теоретический раздел отчета включает анализ публикаций по данной проблеме,
теоретический анализ основных понятий исследования, теоретическую и рабочую
модель с необходимыми обоснованиями и выкладками. Процедурно-методический
раздел включает обоснование выбора метода исследования, макеты инструментов,
расчет и обоснование выборки, а также краткое описание процедур отбора единиц
наблюдения. Аналитический раздел - содержит результаты анализа  полученных
данных. В заключительном разделе подводятся итоги исследования и даются
рекомендации или технологии управления изучаемым процессом в соответствии с
целью исследования. В отчет также включают список использованных литературных
источников и приложения.
     *7.Общество как целостная система.
Общество – это обособившаяся от природы но тесно связанная с ней часть
материального мира, который состоит из индивидов, обладающих волей и
сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их
объединения. Дюркгейм считал общество индивидуальной духовной реальностью,
основанную на коллективных представлениях. По Веберу общество это
взаимодействие людей, ориентированных на социальные действия людей. Парсенс
определял общество как систему отношений между людьми, которая связывает друг
с другом определенные нормы и ценности. Следовательно, все вышеназванные
социологи рассматривали общество как систему. Такой подход к обществу
называют системным.
Системным признаком общества является целостность, структурированность,
сложность, функциональность и динамизм. Общество как социальная система это
целостное образование, основными элементами которого являются люди их связи,
взаимодействия и отношения, которые носят устойчивый характер. Целостность
отражает автономность системы объектов. Структура общества обеспечивает его
целостность, то есть сохранять основные свойства при внешних и внутренних
изменениях. Структура – это совокупность элементов системы, сложность которой
показывает, что общество включает в себя множество элементов и бесконечное
количество связей между ними. Основные элементы: люди (ли личности), новые
группы, нации, этносы, государства и т.п. Функциональность – каждый из
элементов общества выполняет определенную функцию, все функции направлены на
поддержание устойчивости и целостности общества. Функции каждого элемента
системы удовлетворяют какой-либо общественной потребности. Динамизм –
общество в целом и отдельно его подсистемы постоянно изменяются, изменения
происходят в каждой отдельной подсистеме и обществе в целом.
     Признаки общества. Категория “общество” - самая широкая абстракция,
первичное теоретическое понятие не сводимое к другим. 1.это  исторический
результат естественно складывающихся  отношений людей 2.это самая большая из
проживающих на данной  территории группа людей, существующая относительно
автономно от всей совокупности людей 3.обладает  качествами, которыми не
обладают составляющие  его  элементы. Э. Дюркгейм определял общество, как
надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных
представлениях. М. Вебер определял общество, как взаимодействие людей,
являющихся продуктом социальных, то  есть ориентированных на других действий.
К. Маркс определял общество, как исторически развивающуюся  совокупность
отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Т.
Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, основанных на
нормах  и ценностях, образующих  культуру. Э. Шилз  выделил   следующие
признаки общества: оно не является  органической частью какой-либо более
крупной системы, браки заключаются между представителями данной общности, оно
пополняется за  счет детей тех людей, которые являются членами данной общности,
оно имеет свою территорию, у него есть самоназвание  и своя история, оно
обладает  своей системой управления, оно существует дольше средней
продолжительности жизни  отдельного  индивида, его сплачивает  общая система
ценностей, норм, законов, правил. Признакам  Шилза отвечает следующее
определение: общество - это исторически сложившаяся и  воспроизводящая себя
общность людей. Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое
и культурное воспроизводство.
Понятие “общество” следует отличать от понятий  “государство” (институт
управления общественными процессами, возникший  исторически позже общества)
и “страна” (территориально-политическое образование, сложившееся на базе
общества и государства). Общество представляет из себя целостную естественно
функционирующую систему. Это означает, что все аспекты его  воспроизводства
функционально взаимосвязаны и не существуют отдельно один  от  другого. Такой
подход к рассмотрению общества называют функциональным. Функциональный подход
был сформулирован Г. Спенсером и развит  в работах  Р. Мертона и Т.Парсонса.
Кроме функционального различают детерминистский  (Марксизм) и
индивидуалистический подходы (интеракционизм).
     Изменение общественных систем. Изменение о.с. - это переход общества из
одного состояния в  другое. Изменение в ходе которого происходит необратимое
усложнение о.с.  называют социальным развитием.  Различают эволюционный и
революционный путь развития. С понятием социальной эволюции связывают:
постепенное накопление изменений, естественно обусловленный  характер
этих изменений, органический характер  процессов, обуславливающий  развитие
всех процессов на основе естественных функциональных взаимосвязей. С понятием
социальной революции связывают: относительно быстрые изменения, субъективно
направляемые изменения на основе знания, неорганический характер процессов.
Существуют 2 точки зрения на процессы развития о.с.: 1. Развитие об-ва имеет
линейно-восходящий характер 2. Оно есть, но носит циклически преходящий
характер.
     Теории линейно-восходящего развития. Основным тезисом  является
утверждение о  наличии  процессов глобальных изменений присущих всем
общественным системам, образующего мировую тенденцию развития. В этой тенденции
изменяются  способы накопления и  передачи социального опыта (“дописьменные”,
“письменные”, < “электронные” технологии >), уровни коммуникации (
“река”,   “море”, “океан”, < “ближний  космос”>), способы добычи средств
существования ( “охота и собирательство”,  “скотоводство и земледелие
(огородничество)”, “индустриальное общество”, <“постиндустриальное
общество”>), уровень сложности общества (простые и сложные общества).
Перечисленные аспекты изменений выступают основаниями  для простейшей типологии
общественных систем по уровню их развития.
     Теории циклического  развития общества. Один из недостатков теорий
линейно-восходящего развития - рассмотрение  типологии обществ  вне их
культурно-исторического разнообразия  - только по принципу “хуже-лучше” или
“менее развитое - более  развитое”. Между тем человечество  представлено
культурным разнообразием различных обществ. Одним из первых это было замечено
русским социологом  Н.Я.Данилевским, который  выделил  13 самобытных
цивилизаций: египетская, китайская,  ассирийско-вавилонская, индийская,
иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, романо-германская,
славянская,  мексиканская  и перуанская. К. и.т. Данилевского различаются по
преобладанию одного из четырех видов  деятельности: религиозной, культурной,
политической и экономической. Каждая цивилизация проходит определенный круг
развития: бессознательный, государственный, период расцвета и упадка.
Своеобразную культурно-историческую типологию предложил  П.Сорокин, который
вычленил три основных типа социокультурных систем: спириуталистический
(ценности сверхчувственной реальности и истина), сенсуалистический (ощущения и
внешняя  реальность), идеалистический (синтез интуиции, разума и чувственных
ощущений). Эти типы являются  характеристиками суперсистем, которые определяют
эпохи развития культуры и общества, последовательно сменяющие друг друга.
     *8.Системный подход в изучении общества.
Общество – это обособившаяся от природы но тесно связанная с ней часть
материального мира, который состоит из индивидов, обладающих волей и
сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их
объединения. Дюркгейм считал общество индивидуальной духовной реальностью,
основанную на коллективных представлениях. По Веберу общество это
взаимодействие людей, ориентированных на социальные действия людей. Парсенс
определял общество как систему отношений между людьми, которая связывает друг
с другом определенные нормы и ценности. Следовательно, все вышеназванные
социологи рассматривали общество как систему. Такой подход к обществу
называют системным.
Системным признаком общества является целостность, структурированность,
сложность, функциональность и динамизм. Общество как социальная система это
целостное образование, основными элементами которого являются люди их связи,
взаимодействия и отношения, которые носят устойчивый характер. Целостность
отражает автономность системы объектов. Структура общества обеспечивает его
целостность, то есть сохранять основные свойства при внешних и внутренних
изменениях. Структура – это совокупность элементов системы, сложность которой
показывает, что общество включает в себя множество элементов и бесконечное
количество связей между ними. Основные элементы: люди (ли личности), новые
группы, нации, этносы, государства и т.п. Функциональность – каждый из
элементов общества выполняет определенную функцию, все функции направлены на
поддержание устойчивости и целостности общества. Функции каждого элемента
системы удовлетворяют какой-либо общественной потребности. Динамизм –
общество в целом и отдельно его подсистемы постоянно изменяются, изменения
происходят в каждой отдельной подсистеме и обществе в целом.
     9.Характеристики основных подсистем общества.
     *10.Понятия общности, социальной группы, малой группы.
В основе соц. групп лежат связи типа взаимодействия, т.е. происходят обмен
сопряженными скоординированными действиями (количество членов 2 и более -
семья, студенческая группа, круг друзей). Возможно разделение групп по
некоторым признакам, с помощью которых члены групп отличают себя от других.
Малые группы - те, где происходит прямой контакт, т.е. непосредственное
взаимодействие. Большие группы - численно больше, кроме непосредственно
личного взаимодействия существует опосредованное солидарное взаимодействие
(классовые общности, территориальные общности). Формальные группы -
традиционно организованные (КПРФ). Неформальные - с нетрадиционными,
неклассическими требованиями (партия любителей пива). Целевые группы -
создаются для реализации некоторых целей, присутствует довольно жесткое
разделение прав и обязанностей, контроль над исполнением задач. Анализ
внутренних связей в группе: 1. У индивида, входящего в ту или иную группу,
возникает личная связь со своими партнерами. Индивид оценивает важность,
значимость связей с точки зрения решения своих личных проблем. 2. Внутренние
связи в группе могут оцениваться с точки зрения укрепления престижа в целом,
непосредственно на личных целях индивида это не сказывается. 3. Реакция
индивида на взаимоотношение между другими членами группы. 4. Отношение коллег
по группе с т. зрения достижений коллектива, т.е. каждый член общности не
должен подводить весь коллектив. 5. Отношение с членами других конкурирующих
или сотрудничающих общностей с т. зрения личных интересов индивида.
6. Отношение с членами других групп, но уже с т. зрения интересов всей
группы, к которой принадлежит индивид. 7. Отношения индивида с членами своего
коллектива перед представителями других конкурирующих групп. (1,3,5 - парные
связи; 2,4,6,7 - связи, которые развиваются только в общности, они существуют
для сохранения всех преимуществ, получаемых индивидом не от одного партнера,
а от всей общности). Малая группа - люди собраны вместе по роду деятельности,
объединены по ситуации.
     *11.Понятие культуры, ее роль в обществе.
Культура – это вся система созданных в обществе материальных и духовных
ценностей. Материальные ценности общества: жилища, предметы быта, средства
производства, храмы, библиотеки и книги, картинные галерей и т.д. Духовные
ценности общества: знания и язык, социальные нормы (формальные и
неформальные), мифы и религия, искусство. Функции культуры: 1.Образовательная
– состоит в том, что приобщаясь к культуре человек овладевает накопленными
знаниями, языками, учится понимать литературу и искусство, приобретает опыт
самостоятельного творчества и эрудицию. 2.Воспитательная – люди учатся жить в
обществе, постигают искусство общения и взаимодействия друг с другом, активно
усваивают социальные нормы и ценности. 3.Регулирующая – культура определяет
рамки приемлемого поведения в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь
людей. 4.Объединяющая – обеспечивает целостность общества, сплачивает людей,
создает у них  чувство общности, сознание принадлежности  к единой нации, к
одной конфессии или к одной социальной группе. Элементы культуры:
материальные (артефакты), духовные. Культура включает понятийный аппарат,
развиваемый в языке, отношения между понятиям и правила регулирующие
поведение людей на основе ценностей. Структура культуры: Ценности - социально
одобряемые представления о добре , красоте и  справедливости. Ценности
представляют также разделяемые многими людьми представления относительно
целей, к которым нужно стремится. Социальные нормы -  образцы правильного,
проявляющиеся в  привычках (установившихся стереотипах поведения в ситуациях)
, манерах (внешних формах поведения), этикете (культурном комплексе манер,
привязанном к определенным действиям и соц. группам и имеющего символический
смысл), обычаях (порядке поведения в форме  культурного комплекс
функционирующего на основе традиции - привычек и обычаев, переходящих из
поколения в поколение)  и законов (норм или правил оформленных решением
властных органов). Культурные универсалии -  культурные нормы, ценности,
правила, традиции, которые присущи всем культурам независимо от
географического положения, исторического времени и общественного устройства.
Примеры: возрастная градация, спорт, календарь, гигиена, ношение одежды,
нательные украшения, ухаживание, танцы, гадания, разделение и кооперация
труда, запрет кровосмешения, юмор, язык и т.д. Элементы культуры,
функционирующие как единое целое,  называют культурными комплексами (примеры:
стадион, винопитие, университет и т.д.). Культурное наследие -  часть
материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями и  активно
используемая последующими поколениями. Образ жизни -  часть культуры,
характеризующая  жизнь настоящего поколения или социальной группы. Каждая
культура может быть понята лишь в собственном контексте,  элементы которой
неотделимы друг от друга и функционируют как  целостность, обуславливая
своеобразие данного общества и его общие черты с другими обществами. Архетипы
- структура коллективного бессознательного,  обесславливающая определенные
предрасположенности развития индивида. Архетипы  - результат исторического
развития человека и этносов отражающих особенности начального этапа
этногенеза и культуры “родительских” этносов. Архетипы недоступны
непосредственному наблюдению и проявляют себя в языке, фольклоре, мифологии,
верованиях, социальных нормах и т.д., то есть в культуре. Структура архетипа
проявляет себя также в особенностях психической организации индивида: экстра
или  интровертности мышления, импульсивности или  планомерности действий,
объективной или этической направленности оценочных суждений, конкретной или
иррациональной направленности действий
     *12.Основные формы культуры. Субкультура.
В зависимости от того, кто создает культуру, каков ее характер и кому она
адресована выделяют три основные формы: 1.Элитарная (высокое искусство,
серьезная литература) адресована узкому кругу любителей. 2.Народная культура
(народное творчество, фольклор). 3.Массовая культура. Разновидности культуры:
1.Доминирующая культура (содержит культурные универсалии всего общества
(русский язык). 2.Субкультура (часть общей культуры, присущей отдельным
социальным группам, отражает особые ценности данной части общества).
3.Контркультура (альтернативная культура, противостоящая господствующим
ценностям).
     *13.Понятие и основные функции социальных институтов.
Социальный институт - это совокупность лиц и учреждений, снабженными
определенными материальными средствами и осуществляющие конкретную социальную
функцию. Виды социальных институтов: экономика, политика, культура, мораль,
искусство, идеология, семья, наука, образование и т.д. Характерные черты
социальных институтов: устойчивая организованная форма деятельности людей,
каждый социальный институт связан многообразными отношениями (прямые и
косвенные, структурные и функциональные) с другими социальными институтами,
без которых нормально существовать не может, социальные институты
упорядочивают поведение людей, однажды возникший социальный институт
стремится себя развивать и работать на самого себя. С одной стороны это
способствует к стабилизации, а с другой к торможению, ситуация, когда
социальный институт не справляется со своей функцией - называется
дисфункцией.
     *14.Семья как социальный институт.
Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении
объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за
воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. Функции семьи:
репродуктивность, хозяйственно-потребительская, воспитательная,
восстановительная. Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в
разных обществах по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, образцу
распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению
и способу наследования имущества. Форма семьи. Термин "родство" означает
совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним
относятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся
усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственны отношений
существуют 2 основных типа семейной структуры: нуклеарная семья состоит из
взрослых родителей и детей, которые от них зависят. Расширенная семья
включает нуклеарную семью  и многих родственников. Форма брака. Брак между 1
мужчиной и несколькими  женщинами называется полигамией; брак между 1
женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии. Еще одной
формой является групповой брак - между несколькими мужчинами и несколькими
женщинами. Типы властных структур. Большинство семейных систем, при которых
расширенные семьи считаются нормой являются патриархальными. Этот термин
обозначает власть мужчин над другими членами семьи.  Такой тип власти
считается общепринятым и часто узаконенным. При матриархальной семейной
системе власть  по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются
редко. В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной
семейной системе. Это гл. образом обусловлено увеличением числа работающих
женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние и
власть распределяется между мужем и женой почти в равной мере. Предпочитаемый
партнер. Правила, регулирующие браки вне определенных групп (например, семей
или кланов), являются правилами экзогамии. Наряду с ними существуют правила
эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп. Правило
выбора местожительства. В США большинство молодоженов предпочитают
неолокальное местожительство - это значит, что они живут отдельно от своих
родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство,
новобрачная уходит из семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его
родителей. В обществе, где нормой является матрилокальное местожительство,
молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них.
Родословная и наследование имущества. Существует 3 типа систем определения
родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространенной
является родословная по мужской линии, где основные родственные связи
существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых случаях родство
определяется по женской линии. В нашем обществе нашла распространение
семейная система, основанная на двусторонней родословной.
     *15.Типология семейных структур.
В зависимости от характера супружества, родит., родства бывают следующие типы
семьи: моногамные (1М+1Ж), полигамные (1М+неск.Ж), полиандрные (1Ж+неск.М).
По расп. Власти в семье: патриарх, матриарх, эгалитарные. По выбору места
жительства: патрилокальные, матрилокальные, неолокальные. По форме семьи:
1.нуклеарные (из 2 поколений родителей и детей, состоящих в браке).
2.расширенная (из 2 и более) 3.репродуктивная (с несовершеннолетними детьми)
4.неполная семья 5.повторная 6.бездетная семья=семейная группа 7.малодетная
семья (1,2 ребенка) 8.среднедетная (3,4 ребенка) 9.многодетная (5 и более
детей). Современные формы семьи: 1.незарегистрированный брак 2.пробный брак
(огран. по времени) 3.прерв. брак 4.встречающаяся семья (зарегистрированы, но
живут раздельно) 5.детские браки 6.свингерство 7.шведская семья.
     *16.Семья как малая группа. Жизненный цикл семьи.
Жизненный цикл семьи – совокупность семейных событий повторяющихся от
поколения к поколению. Все события этого цикла связаны с триединством
(супружество, родительство, родство). Стадии: 1.Предродительство (от
заключения брака до рождения первого ребенка). 2.Социализационное
родительство. 3.Репродуктивное родительство (от рождения первого до рождения
второго ребенка) 4.Прародительство (от рождения последнего ребенка до
естественного распада семьи). Объективные условия жизни семьи: 1.Социально-
экономические: уровень развития сферы обслуживания, жилищного строительства,
развития сети дошкольных и школьных учреждений, реальные доходы населения,
развитие системы здравоохранения и медобслуживания, социальные гарантии.
2.Социокультурные: нормы семейных отношений, способы хранения социальной
информации знаний о семье. 3.Экологические: естественно географическая среда
проживания семьи, мера урбанизации, санитарно-гигиенические условия.
4.Демографические: темпы прироста населения, миграционные процессы.
Субъективные условия жизни семьи: общее состояние сознания людей, особенности
супружеских взаимоотношений, отношение к окружающим, “образ мысли семьи”.
     *17.Социальная стратификация и социальная мобильность.
Социальная стратификация - совокупность расположенных в вертикальном порядке
социальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых. В социологии
известны 4 главные формы стратификации: рабство, касты, сословия и классы.
Первые три характеризуют закрытые общества и последний - открытые.
Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт
в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым
называется общество, где перемещение из одной страты в другую никак
официально не ограничены. Рабство - экономическая, социальная и юридическая
форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью
неравенства. Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой
человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из
своей касты в другую при жизни. Для этого ему нужно родиться еще раз. Каждый
человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было
его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного
рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. В Индии 4 основные
касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи (купцы), шудры (рабочие
и крестьяне). Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаями
или юридическими законами, и передаваемыми по наследству правами и
обязанностями. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, профессий,
чинов. Государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия
считалась воинским сословием. Класс (в широком значении) - большая социальная
группа людей, владеющих, либо не владеющих средствами производства,
занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и
характеризующуюся специфическим способом получения дохода. В узком значении
класс - любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от
других доходом, образованием, властью и престижем.
Люди стремятся изменить свое положение в обществе. Иметь большее богатство,
доход, власть и престиж. Социальная мобильность - изменение социального
положения людей. Различают: демографическую, географическую и социальную,
индивидуальную и групповую, внутрипоколенную и межпоколенную, вертикальную и
горизонтальную, восходящую и нисходящую. Изучение социальной мобильности было
начато П. Сорокиным. Он писал: "Под социальной мобильностью понимается любой
переход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что
создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной
позиции в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности:
горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью,
или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из
одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Под
вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые
возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного
социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений
существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е.
социальный подъем и социальный спуск. Социальная мобильность может быть двух
видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в
рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными
изменениями.
     *18.Специфика социальной структуры советского и российского общества.
В периоды острых социальных катаклизмов, коренного изменения социально -
политических  структур может произойти почти  полное обновление высших
эшелонов общества. Так революционные события  1917г. привели к низвержению
старого правящего класса и быстрому подъему на государственно-политический
Олимп новых социальных слоев, с новой культурой и мировоззрением. Такая
кардинальная замена социального состава высшего слоя общества протекает  в
обстановке крайнего противостояния, жесткой борьбы и является очень
болезненной. Период смены политической и экономической элиты переживает
Россия и в настоящее время. Класс предпринимателей, опираясь на финансовый
капитал, неуклонно расширяет свои позиции именно  как класс, претендующий на
право занимать верхние этажи социальной лестницы. Одновременно с ним
поднимается новая политическая элита, взращенная соответствующими партиями и
движениями. И этот подъем происходит как путем вытеснения старой
номенклатуры, обосновавшейся у власти в советский период, так и путем
обращения части последней в новую веру, т.е. путем ее перехода в состояние
либо новоявленного предпринимателя, либо демократа. Экономические кризисы,
сопровождающиеся массовым падением  уровня материального благосостояния,
ростом безработицы, резким увеличением  разрыва в доходах, становятся
первопричиной  численного роста наиболее обездоленной части населения, всегда
составляющей основание пирамиды социальной иерархии. В таких условиях
перемещение по нисходящей линии охватывает  не одиночек, а целые группы:
работников нерентабельных предприятий и отраслей, некоторые профессиональные
группы. Опускание социальной группы может быть временным, а может приобретать
устойчивый характер. В первом случае положение социальной группы
выправляется, она возвращается на привычное место по мере преодоления
экономических трудностей. Во втором - нисхождение оказывается окончательным.
Группа меняет свой социальный статус и начинается сложный период ее адаптации
к новому месту социальной иерархии. Итак, массовые групповые перемещения по
вертикали связаны, во-первых, с глубокими серьезными изменениями в социально-
экономической структуре общества, обусловливающими появление новых классов,
социальных групп, стремящихся к завоеванию соответствующего их силе и влиянию
места в  социальной иерархии. Во - вторых, со сменой идеологических
ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов. В этом случае
наблюдается движение наверх тех политических сил, которые смогли уловить
изменения в умонастроениях, ориентация и идеалах населения. Происходит
болезненная, но неизбежная смена политической элиты. Перемещение в
экономической, политической и профессионально - статусной иерархии
происходят, как правило, одновременно или с небольшим разрывом во времени.
Причины этого во взаимодействии факторов, их вызывающих: изменения в
социально - экономической структуре предопределяют сдвиги  в массовом
сознании, а появление новой системы ценностей  открывает дорогу для
легитимации социальных интересов, запросов и притязаний ориентирующихся на
нее социальных групп. Так, осуждающе недоверчивое отношение россиян к
предпринимателям начало меняться в сторону одобрения, и даже надежды,
связываемой с их деятельностью. Особенно ярко эта тенденция, как
свидетельствуют социологические опросы, проявляется в молодежной среде, менее
связанной с идеологическими предрассудками прошлого. Поворот в массовом
сознании предопределяет в конечном итоге молчаливое согласие населения с
возвышением класса предпринимателей, с его приходом на высшие социальные
ступени.
     *19.Основные тенденции стратификационных изменений в современной России.
Процессы расслоения в современном российском обществе можно понять и
объяснить во всем объеме, только учитывая исторически действующие в нем
механизмы слоеобразования. Эти механизмы в немалой степени определялись
характером русской культуры, а на этапе ее становления - самим местом
расселения восточнославянских племен между западноевропейской  цивилизацией и
цивилизациями Востока. Так, географическое положение страны, растянутость и
низкое качество коммуникаций, редко расположенные городские центры в узлах
связей, их уязвимость - все это сказывалось на темпах накопления, способах
сохранения социокультурного фонда, влияло на конкретные формы
перераспределения социальной энергии и культурного ресурса.  Следует
учитывать влияние на расслоение и инокультурного опыта. В настоящее время за
исторически короткий отрезок времени в обществе резко поляризовались богатые
и бедные слои. Наиболее дестабилизирующим фактором для стратификационных
процессов является разрастание численности маргинальных слоев: безработных,
лиц без определенных занятий и местожительства, беженцев, а также участников
преступных группировок. Разрушение привычных форм организации труда, быта, а
также культурных норм и ценностей обуславливает появление большого числа
людей, утративших прежний социальный статус, а поэтому отчаявшихся,
отказавшихся от нравственных принципов поведения.
Историческое развитие российского государства консервировало в обществе
военно-имперский, временами репрессивный, характер социальных связей с
чрезвычайно слабо выраженными институтами частной собственности, выборных
представительных органов, правовой защиты социальных групп и личности. Вместе
с тем это не означает, что выделенные стратификационные  особенности способны
производиться в жесткой форме на каждом новом витке развития российского
общества. Определенная часть их безусловно продолжает оставаться
жизнеспособной и в ближайшем будущем будет воспроизводиться. Однако динамика
стратификации последних десятилетий свидетельствует о том, что в нынешних
условиях имеются основания как для сохранения государственной собственности и
механизмов перераспределения, так и для восстановления мелкой частной
собственности, а также ассоциированной (групповой) собственности, для
возрождения рыночных отношений. На базе изменившегося соотношения социальных
сил и высокого образовательного уровня населения способно также укорениться
плебесцитно-выборочные процедуры формирования государственных и местных
органов управления; есть все основания надеяться на повышение роли
законодательно правовой системы социального регулирования.
     *20.Личность в структуре общества.
В социологии используется несколько терминов отношения к человеку: индивид,
личность, индивидуальность. Индивид – представитель рода человеческого,
имеющий качества, присущие всем людям (единица измерения человека). Личность
– это человек с такими психологическими характеристиками, которые
социологически обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях,
определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для
него самого и для окружающих.  Индивидуальность – это сочетание
индивидуальных и личностных черт человека, которые отличают его от других
людей. Личность характеризуют следующие элементы: мотивация, способности,
темперамент, характер, эмоции и чувства, воля.
Личность - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом. В
человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества.
1.Направленность личности: потребности: биогенные (еда, жилище, секс),
безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии
(самореализации); мотивы поведения; цели человека; ценностные ориентации;
иные установки человека; интересы личности; убеждения; идеалы. Все это
формируется воспитанием и социальным общением. 2.Жизненный опыт личности:
умения; навыки; привычки. Социальное играет здесь главенствующую роль и
формируется через обучение. 3.Особенности психический процессов: чувства;
восприятие; мышление; память; воля. Социальность может наложить отпечаток на
психические процессы, изменить их через тренировку. 4.Биологические свойства:
строение тела; патологические свойства в строении тела; темперамент (тип
нервной системы); половые и возрастные свойства. Понятие “человек”
используется для обозначения всеобщих, присущих  всем людям способностей,
отличающих нас от животного мира. Индивид - единичный представитель
человеческого рода, носитель социальных и психических черт. Его
характеристиками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, статус,
роль.   Что бы отразить совокупность целостных психических  и культурно
исторических особенностей  индивида, используют понятие “личность”  - ее
характеристиками в социологии  являются  - активность,   мотивы, ценности,
культура, архетип. Социология чаще  оперирует понятием “индивид”. Эта
традиция сложилась в рамках классической  социологии Э.Дюркгейма. Еще М.
Вебер заметил, что такой подход явно не достаточен. Однако понимание
личностного у  Вебера ограничивалась выделением специфических  мотивов и
основанных  на  них - типах действий. Парсонс сделал еще один шаг вперед  -
ввел в социологию  понятие “ценности” и ”культуры” - как атрибута
личностного. Методологические проблемы рассмотрения “личностного” в
социологии, как заметил П. Монс, имеют корни в подходах к рассмотрению
категории “свободы”: Если человек свободен (“лодки на поверхности моря”) и
его  действия определяются только интенциями его психики, то социология
тереяет свой предмет - сводится к  психологии. Если человек не свободен
(“движение по аллеям парка”), а его действия определяются  действием общих
законов, в частности культурных или экономических детерминант, то социология
теряет свой объект, человека как субъекта социальных отношений - сводится к
культурологии или экономической теории. Синтез этих направлений возможен  на
пути признания следующих концептуальных  положений: объективные пределы
свободы определяются интенциями видения и мотивов личности, задаваемых
культурой. Иначе:  человек не может видеть или стремиться к чему-то, что не
представлено в его сознании как ценность. Кроме того, личностное не является
врожденным, врожденны только предпосылки развития человека в личность
(феральные люди). Вне культуры человек утрачивает способность к  личностному
бытию - превращается в “животное”. Культура же не может быть представлена вне
ее носителя - как личностного субъекта. Это означает, что процесс усвоения
культуры отнюдь  не напоминает запись программы в вычислительную машину.
Ценности и культурные нормы изначально воспринимаются в смыслах личности их
носителя. Личность же является феноменом психического, включая и
бессознательное. Основным фактором трансформации культуры являются содержания
коллективного бессознательного  - архетипы, на базе которого вырастает
конкретный культурный архетип и культура. В результате “аллеи парка”
превращаются в  “извилистые русла  рек”.
     *21.Понятия социального статуса и социальной роли.
В социологии имеется несколько тенденций в решении социологического подхода,
две из них прямо противоположны. Одна тяготеет к абсолютизации биологического
начала в жизни человека, а значит, и в понимании социальной жизни,
социального как явления. Другая противоположна, для нее характерен полный
отрыв личности от природного начала. В понимании человека, а вместе с тем и в
понимании социального как явления в рамках этой традиции наблюдается
стремление изолировать, далеко развести социальное и природное в человеке и
обществе. Ролевая концепция личности - концепция,  отождествляющая жизненные
ситуации с игрой и сводящая деятельность человека  к разыгрыванию
определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Различают два типа
социальных ролей - конвенциальные и межличностные. Первые означают
предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется от человека в
данной ситуации. Вторые определяются взаимодействием людей друг с другом.
Статусная концепция личности. Социальный статус - это соотносительное
положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. В зависимости
от того, занимает человек данную позицию благодаря наследуемым признакам
(раса, социальное происхождение) или благодаря собственным усилиям
(образование, заслуги), различают соответственно "предписанный" и
"достигаемый" статусы. Понятие социального статуса характеризует место
личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах
жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества,
выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях
(зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая
может совпадать с оценкой общества или социальной группы. Современное
общество основывается на широком разделении труда и функций людей в процессе
общественного воспроизводства. В соответствии с этим они различаются по
месту, которое они занимают в обществе. Это различие фиксируется в понятии
статус. Статус обобщенная характеристика. В современном обществе оно
охватывает профессию, экономическое и политическое положение, демографические
признаки человека. Каждому статусу предписаны определенные права и
обязанности. Эти права и обязанности могут носить формальный (нормативно
установленный) или неформальный характер. Для каждого человека характерен
определенный набор статусов. Наиболее характерный статус человека, выделяющий
его от других людей  - называется главным статусом. Статус человека в котором
он рожден - называют приписываемым статусом. Биологические характеристики -
отражаются в понятии прирожденный статус. Человек имеет множество статусов,
однако его реальное поведение характеризуется определенным набором ролей. В
результате возникает статусный диапазон в рамках которого варьирует поведение
человека. Ранг статуса - положение статуса относительно других, сложившееся в
обществе. Статусные символы - знаки отличия - одежда, язык, жесты, манера
поведения, уровень дохода Для каждого статуса характерно определенное видение
мира. Совокупность функционально однородных статусов образуют социальную
группу. В узком смысле слова статусом человека считается его место, как
представителя большой социальной группы. Кроме этого различают понятие личный
статус  - положение человека в малой группе, характеризуемое его личными
качествами. Для каждого статуса характерны определенные социальные роли -
способы выполнения функций, связанных со статусами или определенные модели
поведения. Статусы всегда связаны между собой благодаря ролям. Совокупность
статусов - образует социальную структуру общества. Статусы и роли
функционируют в культуре. Их конкретное наполнение всегда связано с
ценностями и нормами принятыми в обществе. Таким образом, и социальная
структура имеет конкретное культурное наполнение.
     *22.Социализация личности: основные этапы, агенты и институты.
Социализация – это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения,
принятых в обществе. Это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной
стороны усвоение индивидом социального опыта с помощью вхождения в социальную
среду, в систему связей и отношений, с другой стороны – процесс активного
воспроизводства принципов системы социальных связей с помощью активной
деятельности. Основные этапы социализации: дотрудовой (детство, юность),
трудовой (зрелый возраст), послетрудовой (пожилой возраст). Составные части
процесса социализации: обучение (приобретение новых знаний), воспитание
(воздействие духовной сферы на поведение), взросление и возмужание (процессы
психического и физиологического становления организма). Проводники
социализации: социальные институты, посредники, культура. Агенты и институты
социализации. Агентами являются конкретные люди, отвечающие за обучение
культурным нормам и за освоение социальных ролей. Институтами социализации
являются учреждения социального образования. Социализация бывает первичная
(родители, близкие, родственники, учителя, друзья, сверстники) и вторичная.
Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в детстве и юности.
Вторичная охватывает вторую половину жизни. Десоциализация – отучение от
старых ролей, норм, ценностей. Ресоциализация – обучение новым ролям, нормам
взамен утерянных или недостаточно усвоенных.
Факторы социализации: система образования; среда сверстников, круг друзей;
произведения искусства, литературы; СМИ; политические институты (государство,
партия); отдельные экономические и политические события; отдельная выдающаяся
личность. Социализация - это не однонаправленный процесс. Социализация
осуществляется через деятельность, общение и развитие самосознания. Под
социализацией понимают  процесс накопления людьми опыта и социальных
установок соответствующих определенным социальным ролям. Выделяют начальную,
охватывающую период детства и юности и продолженную социализацию. Процесс
начальной социализации достигает определенной степени  завершенности при
достижении личностью социальной зрелости, характеризуемой достижением
интегрального социального статуса. Достижение последнего обычно
предполагает: умение  распоряжаться  деньгами независимо от других,
возможность обеспечивать себя средствами к существованию, проживание отдельно
от  родителей, самостоятельность  в выборе  образа жизни. Выделяют первичную
и вторичную социализацию. Первичная социализация направлена на  освоение
межличностных ролей и отношений, вторичная  - социальных ролей и отношений.
Социализация проходит этапы, совпадающие с жизненными циклами, связанными с
изменением социальных ролей и приобретением  новых статусов. В связи с этим
часто выделяют следующие этапы:  детство, отрочество, юность,   зрелость и
старость. Социализация - процесс, который идет всю жизнь, но  наиболее
интенсивно он идет в детские и  юношеские годы. Отклонение в социализации
принято называть  девиацией: формы негативного поведения лиц, сферу
нравственных  пороков, отступление от норм морали и права. К основным формам
девиантного поведения относят правонарушения,  пьянство, наркоманию,
проституцию, самоубийства. Процесс социализация таким образом - есть  процесс
включения человека в деятельность соответствующих  институтов. Институты,
группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию,
называют агентами социализации. На  каждом этапе  жизненного пути выделяются
свои агенты социализации. 1.В  младенческий период главными агентами
социализации являются родители  или люди постоянно заботящиеся и общающиеся с
ребенком. 2.В  период от трех до восьми лет количество агентов социализации
быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие
люди окружающие ребенка.  Кроме этого в процесс социализации включаются
средства массовой информации. Особую роль среди  них играет телевидение. В
ряде работ показано, что роль телевидения растет по мере роста  ребенка, к 8-
12 годам часто   вытесняя влияние родителей и сверстников. Телевидение
способствует формированию ценностных ориентаций, притязаний, ролевых моделей
поведения. 3.Исключительно важным в процессе социализации является период от
13 до 19 лет. В этот  период начинает формироваться отношение к
противоположному полу, возрастает агрессивность, стремление к риску,
независимости и самостоятельности. Важным в этот период является: изменение
роли агентов социализации, изменение в ценностных ориентациях, включая
существование параллельных систем ценностей, усиление восприимчивости к
негативным  оценкам окружающих, несовпадением между уровнем социальных
притязаний и низким социальным статусом, противоречием между усилением
ориентации  на самостоятельность и усиливающейся зависимостью от родителей.
     *23.Характеристики основных сфер социализации личности.
Основные сферы социализации личности: деятельность, общение, самосознание. В
деятельности происходит ориентировка личности в системе социальных связей,
знакомство с разными видами деятельности, выбор ведущей для личности
деятельности. В общении переход к диалогическому общению, расширение
контактов с другими людьми, умение ориентироваться на партнера по общению и
более точно его воспринимать. В самосознании происходит формирование образа
“Я” (знание о себе, оценка себя, отношение к себе).
     *24.Формы девиантного поведения личности.
Девиантное поведение – это поведение отклоняющееся от нормы (негатив и
позитив девиации), поступки и действия, отклоняющиеся от социальных норм.
Позитивная девиация – это такое отклоняющееся поведение, которое хоть и
воспринимается многими как необычное, странное (ненормативное), но в то же
время не вызывает неодобрения (сверхтрудолюбие, героизм и т.д.). Негативная
девиация – это такое отклоняющееся поведение, которое однозначно вызывает у
большинства людей неодобрительное осуждение (преступность, пьянство и
алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество и т.д.). Причины
девиантного поведения: несовершенство существующих норм и законов,
несовершенство человеческой природы (эгоизм, пороки, стремление выделиться),
биологические и психологические особенности личности (генетические
отклонения, психопатия, умственные дефекты), социальные условия жизни
личности (воспитание, образование, окружение, возможность хорошо работать и
отдыхать). Формы девиантного поведения: 1.Преступность – проявляется в
действиях, нарушающих закон и подлежащих уголовной ответственности.
2.Пьянство и алкоголизм – неумеренное потребление алкоголя. Алкоголизм –
заболевание, болезненное влечение к алкогольным напиткам (психологическая
зависимость). 3.Наркомания – болезненное влечение к наркотикам и токсическим
веществам. 4.Проституция – возмездные сексуальные услуги. 5.Суицид
(самоубийство). Кроме индивидуального существует и коллективное девиантное
поведение. Многочисленные формы и типы девиантного поведения свидетельствуют
о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Среди
множества факторов, обуславливающих девиантное поведение можно выделить:
1.Индивидуальные (психологические особенности личности) 2.Социальные
(экономические, политические, социокультурные условия существования
общества). Для поддержания стабильности в обществе, необходимо чтобы
большинство людей ориентировалось в своем поведении на определенные критерии
и нормы морали, религиозные нормы, политические и эстетические нормы, обычаи
и традиции. Для этого существуют специальные механизмы, такие как социальный
контроль, превентивные меры коррекции уже возникшего девиантного поведения.
     *25.Сущность и виды социального контроля.
Социальный контроль ­– это особый механизм социальной регулировки поведения и
поддержания общественного порядка. Включает в себя два главных элемента –
социальные нормы и санкции. Нормы – это предписания, как правильно себя вести
в обществе. Санкции – это средства наказания или поощрения стимулирующие
людей соблюдать социальные нормы. Социальные предписания – это запрет или
разрешение что-либо делать, обращенный к индивиду или группе в любой форме
(устной или письменной, формальной или неформальной). Социальные нормы
существуют либо в виде предписаний (указания на требуемые действия),
требования, пожелания. Санкции существуют формальные и неформальные,
позитивные и негативные. Формальные позитивные санкции – публичное одобрение
со стороны организации. Неформальные позитивные санкции – публичное одобрение
исходящее от неофициальных лиц (похвала). Аналогично существуют формальные и
неформальные негативные санкции. Социальный контроль бывает внешним и
внутренним. Внешний – совокупность институтов и механизмов, гарантирующих
соблюдение общепринятых норм и законов. Внутренний (самоконтроль) – индивид
сам контролирует свое поведение, согласовывая его с  существующими нормами
(совесть, самосознание). Существуют агенты и институты социального контроля.
Агенты – это лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение
контролирующих функций (милиция, социальные работники и др.). Институты –
суд, армия, образование, трудовой коллектив, СМИ, политические партии,
правительство. Таким образом, нормы и санкции взаимосвязаны и входят в
систему социального контроля.
     *26.Специфика социальных конфликтов.
Конфликт – это серьезное разногласие или острый спор, вызывающий борьбу
интересов, взглядов, ценностей и целей. Социальный конфликт вызван
объективными противоречиями в одной из подсистем общества: экономической,
политической, духовной, социальной. Основными причинами конфликтов являются:
социальное неравенство людей, ограниченность материальных и других жизненных
благ, борьба за лучшее положение в обществе. Социальные конфликты могут быть
глобальными и региональными. По сферам развития конфликты могут быть
экономические, политические, межнациональные, религиозные, семейно-бытовые и
т.п. По характеру: 1.Подлинные – возникающие из-за действительно существующих
противоречий, несовместимости взглядов, идей и т.п. 2.Случайные – возникающие
по недоразумению из-за недостатка информации и эмоциональной несдержанности.
3.Мнимые – надуманные, ложные или специально сфабрикованные. По участникам:
внутриличностные, межличностные, между личностью и группой (обществом),
межгрупповые, межгосударственные, региональные и глобальные. Структура
конфликта: субъект (участник конфликта, оппоненты), объект (то, за что
борются), повод или инцидент (пусковой механизм конфликта), позиции сторон,
причины конфликта, развитие конфликта и способы его разрешения. Конфликты
играют двоякую роль в обществе. Положительная: вскрывают назревшие проблемы,
стимулируют разрешение спорной ситуации, способствуют обновлению жизненной
ситуации, снижают напряженность в обществе, способствуют объединению в
группы. Отрицательная: создают стрессовые ситуации, неуправляемые конфликты
дезорганизуют жизнь людей, могут разрушить социальные связи и отношения,
могут вызвать раскол общества.