Каталог :: Социология

Контрольная: Многодетная семья

                               Содержание                                
     Введение
3
     1.      Многодетные семьи
4
     2        Категории многодетности
4
     3        Проблемы многодетных семей
4
     4    Система социальной помощи многодетным семьям                       7
     5    Льготы для многодетных семей
8
     Заключение
10
     Список литературы
11
                                 Введение                                 
Семья – это одна из систем социального функционирования человека, важнейший
социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-
экономических и внутренних процессов.
Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными
взаимоотношениями, общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего
хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по
отношению к друг другу.
Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные
изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл
происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для
семьи процессы. Как общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась
вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.
                            Многодетные семьи                            
В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли мно­годетных семей в
населении России. Это совпадает и с тенденци­ей к малодетности и вообще
бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей.
Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным
семь­ям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Но­вая
беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда
вон выходящее, как отклонение от общих пра­вил.
Многодетные семьи в начале века составляли большинство населения России. Они
были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего
крестьянства до дворян. Это обус­лавливалось традициями русского народа и
православной мо­рали. Рождение детей не планировалось, воспринималось как
«дар Божий», не было контрацептивов, не были распростране­ны аборты. В
многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое
позитивное отношение к многодетной
семье.
В настоящее время многодетной семьей считается семья, име­ющая 3-х и более
детей.
                         Категории многодетности                         
Различают три категории многодетных семей:
     1.  Сознательная многодетность.          
В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции.
     2.  Рождение общего ребенка при повторном браке отца или
ма­тери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет
зачатки «неполной» в воспитании детей.
Эти две категории вполне благополучны.
Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие
семейные традиции, четкую внутреннюю струк­туру, достаточно прочную защиту,
традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются
проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости.
Психологическая атмосфера семьи — взаимопонимание, одина­ковое видение
проблем и способов их решения обоими супругами.
     3.  Неблагополучные многодетные семьи.
Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни:
алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются
средством для получения материальной и натуральной помощи.
В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и
социальный статус.
                        Проблемы многодетных семей                        
     Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные се­мьи
являются наименее обеспеченными, с низким среднемесяч­ным доходом на одного
члена семьи, что ведет к увеличению из­держек на питание, одежду и т.д. В
структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному
бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания
менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы
и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую
тревогу.
В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограни­ченные возможности
удовлетворять потребности, дефицит в са­мых необходимых предметах: обуви,
одежде, школьно-письмен­ных принадлежностях. Редкая натуральная и
материальная помощь проблемы не решает.
Бюджет таких семей не располагает средствами на образова­ние, культурное и
спортивное развитие детей, музыкально-худо­жественное образование и даже на
летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за
нехватки денег на оплату.
     Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец
не получает длительное время зарплату, нерегулярны и не­достаточны пособия на
детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием
законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.
Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах службы
занятости в РФ (тыс. чел.) — многодетные роди­тели в 1991 г. — 1,2; в 1996 г.
— 107,4. Семья с тремя несовершен­нолетними детьми (по оценкам лаборатории
НИИ Минтруда и социального развития РФ) при обоих работающих родителях,
по­лучающих зарплату на среднем уровне, оказывается за чертой бед­ности, в
1996 г. около 76 %.
Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее до­ходов. Большое место
занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи
сельскохозяйственных продуктов, а также социальные трансферты, что говорит о
снижении экономической активности многодетных семей.
Выживание многодетной семьи в современных условиях воз­можно путем повышения
собственных доходов (личная инициа­тива, вторичные заработки, работа
подростков). Почти в 50 % та­ких семей работа подростков приносит доход в
семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства,
опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда по­требностей, что
является в современных условиях непозволитель­ной роскошью.
     Жилищная проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно
для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность.
Жилищные условия не отвечают нор­мативам и не могут улучшиться за счет
муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства,
приобретение жилья за счет собственных средств для большин­ства семей
недостаточно.
Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не
будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения
социальной напряженности в об­ществе.
     Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодет­ной
семье дети находятся в равном положении: нет дефицита об­щения, старшие
заботятся о младших, формируются, как прави­ло, положительные нравственные
качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим.
Но в связи с большой загруженностью родителей (отец много работает,
практически не бывает дома, мать не работает, но за­гружена домашними делами)
на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно
определить внутреннюю иерархию отношений.
Проблемы распределения обязанностей строятся по половоз­растному признаку,
индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи — отец;
домашние дела — на матери, хранительнице домашнего очага, организаторе
домашних дел. Де­фицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей
создают определенную проблему в таких семьях. Дефицит воспи­тания приводит к
тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность,
неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности;
старшие дети стремятся к лидерству.
Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одеж­де, развлечениях,
товарах и т.д., которые есть у сверстников) развивает чувство зависти,
требование невозможного.
Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста
старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями.
Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка,
нет личного уголка, своей маленькой террито­рии с соблюдением границ, личных
любимых игрушек, т. е. авто­номности каждого, и часто приводит к затяжным
длительным конфликтам между детьми.
Конфликты нередко возникают также из-за плохой успеваемо­сти детей в школе,
отсюда — частые пропуски занятий; подрост­ки обычно рано включаются в
домашние дела и часто бросают школу.
Школу не посещают не только подростки 15—18 лет, но есть и случаи непосещения
школы детьми 7—14 лет; рано начинают ра­ботать, имеют большую вероятность
приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие «девианты»
поведения.
В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень
взаимопонимания с родителями и в то же время повы­шенная потребность в
родительской поддержке.
Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются боль­шей безнадзорностью
детей. Дети большую часть времени прово­дят на улице. Возникает проблема
коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это
затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни.
Многодетные семьи отмечают дискомфорт с коллегами по ра­боте, зачастую лишены
доброжелательного отношения в профес­сиональной среде; с родственниками, чаще
мужа, которые не одоб­ряют факта многодетности, особенно в современных
условиях; негативное отношение сверстников ощущают дети из многодет­ных семей
— трудности в общении с другими детьми, несовпаде­ние интересов и т.д.
Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг обще­ния. Мало времени
уделяют на организацию совместного провож­дения досуга.
     Медицинские проблемы. Сложный психологический климат, как правило,
влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10— 15 %.
Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первооче­редном внимании
общества.
Социальная незащищенность таких семей, постоянное сниже­ние уровня жизни
создают пессимистически настроенное социаль­ное самочувствие. Отмечается
низкий уровень санитарной культу­ры многодетной семьи: 53,8 % семей относятся
к группе риска. Стра­дает здоровье всех членов семьи, имеет место
распространение хро­нической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в
других семь­ях. У матери страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое
знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуаль­ной жизни,
несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается
неудовлетворительное половое воспи­тание детей, сравнительно ранняя половая
жизнь подростков.
Можно проследить прямую зависимость здоровья детей от здо­ровья родителей.
Отмечается низкий показатель систематическо­го наблюдения за детьми, поздняя
обращаемость в случае забо­левания, самолечение, неудовлетворительная
диспансеризация и «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-
ку­рортное лечение.
Есть данные о заболеваемости детей в зависимости от поряд­кового номера
рождения ребенка — вероятность влияния пренатальных факторов, начиная с 4-го
ребенка, показатель общей за­болеваемости становится выше. Дети первых 3-х
порядков рожде­ния более длительный срок находятся на грудном вскармлива­нии,
но страдают режим, качество питания. В структуре заболева­емости детей на 1-м
месте стоят заболевания органов дыхания (ОРВИ), на 2-м месте — нарушения
питания, обмена веществ, на 3-м месте — заболевания нервной системы, органов
зрения.
Отмечается высокий уровень заболевания центральной нервной системы у детей
высоких порядков рождения: задержка нервно-психического развития, различной
степени олигофрения, невро­зы. Подростки имеют здоровье ниже средних
показателей.
               Система социальной помощи многодетным семьям               
Социальный работник осуществляет связь между семьей и субъектами социальной
помощи.
     Служба занятости занимается первоочередным трудоустрой­ством
многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы;
организацией обучения и переобучения родителей для получения другой
специальности; трудоустройством детей и получением ими специальности,
привлечением к работе подростков, получением ими статуса безработных,
привлечением их к труду круглогодично.
На органы народного образования (ОНО) возложено: открытие
бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на при­обретение
учебников; организация дополнительного образования для развития потенциальных
возможностей детей, бесплатного или со скидкой отдыха детей в оздоровительном
лагере, семейного досуга и клубов по интересам; открытие педагогического
лекто­рия (с консультациями психолога, педагога о семейном воспита­нии).
     Органы социальной защиты (ОСЗ) занимаются организацией пособий,
льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье,
адресной социальной помощью, матери­альной помощью, выделением льготных
кредитов для приобрете­ния предметов длительного пользования, льготным
выделением участков под индивидуальное строительство, своевременной
ин­формацией о льготах.
     Юрист дает законодательное обоснование решения вопросов пособий,
дотаций, касающихся жилья, организации собственно­го дела, выделения денежных
ссуд, льготных кредитов.
     Психолог помогает решать психологические проблемы семьи, в том
числе используя телефон доверия для получения советов пси­холога, педагога в
нужный момент.
     Органы здравоохранения (03) предоставляют скидку на приоб­ретение
лекарств, организуют выезд специалистов по месту жи­тельства, прием в
медицинских учреждениях вне очереди, путев­ки в санаторий, лечебное
витаминизированное питание, профи­лактику здоровья членов семьи.
     Торговые организации предпринимают распродажу товаров и продуктов
питания по сниженным ценам, предоставляют льгот­ные кредиты для приобретения
предметов длительного пользова­ния.
     Благотворительные организации оказывают материальную и
на­туральную помощь, церковь — благотворительную и психоло­гическую поддержку.
     Исполнительная городская власть обеспечивает своевременную выдачу
зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создает
условия для самообеспечения семей (раз­витие предпринимательства, малого и
среднего бизнеса, фермер­ства, выделение денежных ссуд, льготных кредитов,
земли, строй­материалов), оказывает помощь в организации ассоциации
мно­годетных матерей.
     Аналогичные семьи участвуют в создании Ассоциации много­детных
семей, организации взаимопомощи (общение, одежда, обувь, игрушки и т.д.).
     Соседи создают общественное мнение, оказывают помощь.
     Место работы родителей дает возможность улучшить жилье, получить
материальную помощь, организовать для матери надомный труд, неполную рабочую
неделю или дополнительный выход­ной день, гибкий график работы, возможность
переквалификации.
     Ассоциация многодетных семей (на примере города Нижнего Новгорода,
которая существует более 6 лет). Основная задача: орга­низация взаимопомощи
многодетным семьям, которая произво­дится поэтапно.
Ассоциация имеет территориальную структуру управления и проводит
количественное и качественное изучение состояния всех многодетных семей.
Создана картотека, выявлены различные виды многодетных семей, уделяется
внимание правовой грамотности, систематиче­ски проводится изучение
нормативных документов; осуществля­ется психолого-педагогическое просвещение
родителей, прово­дятся беседы, лекции, консультации психолога, педагога,
семей­ные праздники по типу деловой игры; организуется культурный досуг семьи
(бесплатные билеты в местный театр, встречи с арти­стами, поэтами).
Родители избавляются от чувства безысходности, одиночества, чувствуют
поддержку друг друга, расширяется круг общения, бо­лее осознанной становится
организация внутрисемейной жизни, получают возможность педагогически грамотно
формировать лич­ность своих детей.
                       Льготы для многодетных семей                       
Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке мно­годетных семей» от 5
мая 1992 г. № 432 определяет следующие льготы:
-  скидка в размере не ниже 30% установленной оплаты за пользование
отоплением, водой, канализацией, газом и электро­энергией, а для семей,
проживающих в домах, не имеющих цен­трального отопления, — от стоимости
топлива, приобретаемого для отопления в пределах установленных норм;
-  бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет по рецептам врачей;
- бесплатный проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах
пригородных и внутрирайонных маршрутов для уча­щихся общеобразовательных
школ;
-  прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
-  бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся обще­образовательных
школ и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и
отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных
отчислений;
-  бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами
школьной формой либо заменяющим ее комплектом одежды для посещения школьных
занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в школе;
- один день в месяц бесплатное посещение музеев, парков куль­туры и отдыха.
В настоящее время обсуждается проект Федерального закона  «О государственной
поддержке многодетных семей».
Семья, среднедушевой доход в которой ниже прожиточного минимума, считается
малообеспеченной.
Согласно постановлению Правительства РФ «О порядке пре­доставления льгот на
проезд в междугородном сообщении детям, нуждающимся в санаторно-курортном
лечении» от 9 апреля 1999 г. № 406 право на 50 % скидку от стоимости проезда
предоставляет­ся детям до достижения ими 18-летнего возраста, нуждающимся в
санаторно-курортном лечении по заключению государственных и муниципальных
учреждений здравоохранения, имеющим путевки в санаторно-курортные организации
и проживающим в малообес­печенных семьях.
Данное право распространяется на одного из родителей (лицо, его заменяющее),
сопровождающего ребенка к месту лечения и обратно.
Виды транспорта:
-  железнодорожный (поезда и вагоны всех категорий, за ис­ключением фирменных
поездов и поездов повышенной комфорт­ности);
-    водный (места 3-й категории);
-   автомобильный (общего пользования);
- авиационный (при отсутствии железнодорожного сообщения).
Перечень необходимых документов:
-  заявление от сопровождающего лица;
- заключение государственного или муниципального учрежде­ния здравоохранения
о направлении ребенка на санаторно-курорт­ное лечение;
-  корешок путевки;
-  проездные документы ребенка и сопровождающего лица;
- документы о составе семьи и размере заработной платы (до­ходов каждого
члена семьи).
Возмещение льготной стоимости проезда производит орган социальной защиты
населения по месту жительства. Финансиро­вание расходов, предусмотренных
постановлением, осуществля­ется за счет средств федерального бюджета.
                                Заключение                                
В заключение можно сказать, что в настоящее время идет разрушение ценностей
семьи, брака, материнства. Социальная дифференциация общества продолжает
усугубляться, все большее количество семей доходит до нищеты. Поэтому
общество, государство должны изменить свое отношение к семье как социальному
институту, чтобы ее сохранить.
Необходима особая забота и помощь материнству, правовая защита семьи,
создание социальных условий для ее нормального функционирования, обеспечение
гармоничного развития каждого ребенка с учетом его физиологических
особенностей.
Социальный работник должен помочь пережить трудности, максимально расширить
все ресурсы социальной помощи, привлечь средства благотворительных
организаций, церковь, различные общества; научить семью самопомощи и
взаимопомощи, семейному бизнесу.
     Список литературы
1.                            Зубкова Т.С., Тимошина Н.В.Организация и
содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособ.
для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,
2003 – 224с.
2.                            Семейное воспитание: Хрестоматия: учеб. пособ.
для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. П.А. Лебедев. – М.: издательский
центр «Академия», 2001 – 408с.
3.                            Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга
детей в семье: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд.
центр «Академия», 2001 – 208с.