Каталог :: Социология

Реферат: Социология в России

                  Основные этапы развития социологии в России.                  
   (по материалам книги С.С.Новиковой  "История развития социологии в России")   
     Первый этап: 1869-1890гг.
     1. Социологические теории народников
Все главные положения социологии народничества теоретически обосновывали
возможность самобытного, некапиталистического развития России, которого можно
было достичь благодаря активному вмешательству в ход исторического процесса.
     Конец 1860х – начало 1880х годов: революционное направление
народничества, сторонники которой стремились к крестьянской революции.
     Середина 1880х – середина 1890х годов: либеральное направление народничества.
С середины 1890х годов народническая социология под напором марксистской
критики приходит в упадок, ее заменяет созданная в 1902 году партия
социалистов-революционеров. Объединяло революционных народников то, что они
критиковали царизм, требовали уничтожения феодально – крепостнических
пережитков, отрицательно относились к развитию капитализма в России,
идеализировали крестьянскую общину, которую считали исходным началом
социализма. Их взгляды расходились только в вопросах подготовки и
осуществления революции, форм и способов революционной деятельности:
     П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы:  «Знание и
революции», «Социальная революция и задачи нравственности», «Кому принадлежит
будущее». 
Был теоретиком  подготовительно – пропагандистского направления. Выступал за
длительную пропаганду социалистических идей, так как народ еще не готов к
социалистическому перевороту. Революция возможна только тогда, когда
большинство населения осознает полностью ее необходимость.
     М.А.Бакунин  (1814-1876).  Основные социологические работы: 
     «Кнуто-Германская империя и социальная революция», «Государственность и
анархия», «Федерализм, социализм и антитеологизм» (не закончена).
Был теоретиком бунтарско – анархического направления, родоначальником
отечественного анархизма. Считал, что социология – наука об общих законах,
управляющих всем развитием человеческого общества, а общество – естественный
способ существования совокупности людей независимо от всякого договора. Оно
никогда не руководствуется законами, а медленно развивается под влиянием
инициативы индивидов, а не мыслью и волей законодателей.
Центральная проблема социологии: проблема уничтожения государства как силы,
которая подавляет абсолютную свободу личности. Всякое государство таит в себе
опасность развития деспотизма управляющих и рабства управляемых и является
главным препятствием на пути социального освобождения человека. Основная
сила, способная уничтожить государство – революция, которая возможна при
любом экономическом строе общества. Верил, что народный взрыв разрушит до
основания старый строй, а вместо государства будут созданы независимые
общины. Бакунин отвергал не  управление как таковое, а управление
централизованное, сосредоточенное в одних руках, которое идет «сверху вниз».
Считал, что религия – социальное зло, освобождение от которого возможно
только благодаря социальной революции.
П.Н.Ткачев (1844-1886). Основные социологические работы: « Задачи
революционной пропаганды в России»,  «Что такое партия прогресса», «Накануне
и на другой день революции», «Производительные силы Европы», «Анархическое
государство».
Большое внимание уделял проблеме прогресса. Прогресс находит выражение в трех
сферах: в природе, в индивидуальном организме и в человеческом обществе.
Основная цель социального прогресса – приведение в соответствие потребностей
людей с возможностями их удовлетворения.
            2. Субъективная школа
     П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы:
«Социологи-позитивисты», «Введение в историю мысли», «Теория и практика
прогресса», «Социальная революция и задачи нравственности», «Задачи понимания
истории».
Считал, что социология – это наука о солидарности, практические задачи
которой не могут быть отделены от теоретического их понимания. Государство и
общество должны служить человеку, а не он им. Не должно происходить
подчинения общественного элемента личному или поглощения личности обществом.
Личность должна понять общественные интересы, которые являются сутью ее
интересов. Движущая сила истории – «критически мыслящая личность», элитарное
меньшинство, а большинство служит и трудится, создавая меньшинству
возможность служить народу для искупления его жертв, возврата народу его
морального долга. Если общество заглушит критически мыслящих личностей, это
приведет к застою и гибели.
     Н.К.Михайловский (1842-1904).  Основные социологические работы:
«Аналогический метод в общественной науке», «Теория Дарвина и общественная
наука», «Герои и толпа», «Орган, неделимое, общество».
При рассмотрении предмета социологии акцентировал внимание на исследовании
процессов борьбы за индивидуальность, понимая под этим целостность человека в
его взаимодействии с социальными структурами. Только справедливый
общественный строй может гарантировать уважение к человеческой неповторимости
и индивидуальности.
Идеал общественного развития – создание таких отношений, которые
способствовали всестороннему развитию личности. Такое возможно только при
социализме, когда будут реализованы идеалы свободы, равенства и
справедливости. Михайловский считал, что социализм – это «творчество личного
начала при посредстве начала общинного».
С середины 1870х годов занялся психологией «толпы», изучением психологии
масс, анализом психологических путей и средств воздействия личностей на
народ. Проводил различие между понятиями «герой» и «великая личность».
Михайловский первый в социологии разработал теорию подражания.
     3. Натуралистическое направление.
Его представители выдвигали на первый план географический фактор.
     Л.И.Мечников (1838-1888). Основная социологическая  работа: «Цивилизация и
великие исторические реки. Географическая теория развития современного
общества».
Две основные проблемы: социальный прогресс и его критерий, механизм
социального прогресса. Мерилом прогресса выступает солидарность. Главный
показатель социального прогресса – степень свободы при образовании
кооперации. Считал, что социальный прогресс проходит те же ступени
солидарности, что и в органическом мире.
Пытался рассмотреть механизм влияния природы на социальное устройство
общества. Выделял 3 периода в истории цивилизации: речной, средиземноморский,
океанический. С этой периодизацией связывает основной закон развития
культуры.
По мнению Мечникова, социологические законы не сводимы с законами природы,
выступал против социал-дарвинизма.
Пытался связать проблему географического фактора с условиями материальной
жизни общества.
     4. Органицизм.
Исходный путь органицизма – гипотетическое отождествление общества с организмом.
     А.И.Стронин (1826-1889). Основные социологические работы: «История и метод»,
«Политика как наука», «История и общественность».
По мнению Стронина, общество – это организм, а социальные институты –
отдельные части организма. Функционирование человека и общества происходит
одинаково.
Структуру общества представлял в виде пирамиды. Вершина - привилегированное
меньшинство (судьи, законодатели, администрация). Середина - капиталисты.
Основание- большинство общества( земледельцы и ремесленники).
     П.Ф.Лилиенфельд (1826-1903). Основные социологические работы: «Мысли о
социальной науке будущего», «Социальная патология».
Так как общество – организм, оно обладает всеми отличительными чертами
организма. Выделял в жизни общества 3 главные функции:
1.Физиологическая или экономическая
2.Морфологическая или юридическая
3.Индивидуальная или политическая
Считал, что классовая борьба и революция – это патология, ненормальное развитие.
     5. Психологическое направление.
Главное внимание было направлено на изучение психологического механизма и
социальных форм проявления поведения индивида или группы.
     Е.В.Де Роберти (1843-1915). Основные социологические работы: «Социология»,
«Прошедшее философии», «Новая постановка основных вопросов социологи».
Положение  о социальной эволюции как об основном факторе социологии.
Все социальные явления и процессы можно поставить в эволюционный ряд,
состоящий из семи категорий: психологическое взаимодействие – общественные
группы – личность – наука – философия – искусство – практическая
деятельность.
     Н.И.Кареев(1850- 1931). Основные социологические работы:
«Историко-философские и социологические этюды», «Введение в изучение
социологии», «Сущность исторического процесса и  роль личности в истории»,
«Историка. Теория исторического знания», «Общие основы социологи».
Общество – сложная система  психологических и практических взаимодействий
личностей, «надорганическая среда». Она делится на культурные группы и
социальную организацию. Культурные группы – предмет изучения психологии,
социальные организации – предмет изучения социологии.
     6. Плюралистическая школа Ковалевского
     М.М.Ковалевский (1851-1916). Основные социологические работы:
     « Очерк развития социологических учений», «Очерк происхождения и развития
семьи и собственности», «Современные социологи», «Происхождение семьи, рода,
племени, собственности, государства и религии».
Считал, что социология – синтез результатов, полученных конкретными
общественными науками, наука, имеющая своей целью установление законов и
тенденций общественного развития. Считал, что на исторический процесс
параллельно влияет множество факторов, но в различные эпохи на первое место
выдвигались разные факторы.
Считал, что исторический прогресс связан с существующей исторической
закономерностью. Отрицательно относился к революции, как к источнику
социального прогресса. Считая, что только система продуманных реформ является
необходимым благом для общества.
В центре соц. теории Ковалевского – учение о солидарности.
Ковалевский выдвинул теорию эволюции, то есть органической смены стадий
общественного развития.
     7. Ортодоксальный марксизм.
     Г.В.Плеханов (1856-1918). Основные социологические работы: «Социализм и
политическая борьба», «Очерки по истории материализма», «Основные вопросы
марксизма», «Искусство и общественная жизнь», «К вопросу о роли личности в
истории».
Глубокая и основательная критика методологических основ буржуазной
социологии, противопоставлял ей марксистскую социологию, (социологию
предвидящую).
Критика буржуазной философии.
Разрабатывал основные проблемы социологии на основе материализма,
рассматривал методологию научного предвидения в социальном познании.
Критиковал теорию фактов в социологии,  плюралистические взгляды
Ковалевского, субъективную социологию народничества.
Он подчеркивал определяющее значение исторической необходимости в действиях
личности, при этом не занижая роль исторической инициативы личности на
определенном этапе развития общества.
     
     Второй этап: 1890е годы – начало ХХ века.
     
     1.    Неокантианство.
Основные моменты неокантианской концепции:
-Приоритет логических основ
-Критика понятий и языка социологии
-Гносеологическое философствование
Неокантианство в России можно разбить на 3 группы:
     1.1 Ортодоксальное ядро (социологическая гносеология)
     А.С.Лаппо-Данилевский  (1863-1919). Основная социологическая работа:
«Методология истории». 
Он выступил за переход от «публицистического любительства» в социологии к ее
специализации, то есть к научному профессионализму. В центре его внимания –
вопросы синтеза истории и социологии.
Считал, что социология – это абстрактная, обобщающая наука, которая не может
опираться безусловно на понятия физики, механики или энергетики.
     Б.А.Кистяков (1868-1920). Основные работы: «Общество и личность», «Социальные
науки и право».
Общество, по его мнению, это психическое взаимодействие людей, и его нельзя
рассматривать с помощью пространственных категорий.
Отмечал наличие кризиса в современном социальном познании, выход из которого
надо искать в области методологии.
Настаивал на пересмотре всех основ социального знания.
     1.2 Субъективно –нормативная концепция.
     П.И.Новгородцев  (1866-1924)
Критика позитивистской социологии. Обращает внимание на внутренний мир
личности, но не согласен с интерпретацией личности как пассивного продукта,
части социальной среды. Общество – сознание отдельных лиц.
Новгородцев опирался на сформулированный Кантом и Гегелем тезис в их
концепции права о том, что социальному прогрессу всегда предшествует поворот
к идеализму. Эту идею он положил в основу «системы нравственного идеализма».
Поворот к идеализму возможен только в результате разрыва с позитивизмом.
     В.М.Хвостов (1868-1920)
Социология – особая промежуточная наука, которая использует типологические
методы.
Личность – социокультурное образование, на которое общество и культура ставят
свой отпечаток.
Хвостов отрицательно относился к революции как форме разрешения социальных
противоречий. Необходимо учитывать, что она ведет к разрушению культуры и
гибели людей. Отдавал предпочтение реформам.
Подверг критике марксизм и субъективную школу.
     1.3 Концепция индивидуального психологизма.
     Л.И.Петражицкий (1867 – 1931)
Социология – наука, призванная изучать человеческое участие в процессах
социальной жизни. Основной метод изучения и познания предметов: наблюдение.
Центральным научным термином социологии считал социальное поведение и мотивы
(эмоции), а не общество и ценности, как принято.
Историю человечества рассматривал как постоянный рост разумности норм и
учреждений, увеличение гуманности средств реализации норм и ускорения
социального действия.
     2. Легальный марксизм
     С.Н.Булгаков (1871-1944)
     Н.А.Бердяев (1874-1948)
     М.И.Туган-Барановский (1865-1919). Основные социологические работы: «Значение
экономического фактора в истории», «Экономический фактор и идеи», «Русская
фабрика».
     П.Б.Струве (1870-1944). Основные социологические работы: «Критические заметки
к вопросу об экономическом развитии в России», «Моим критикам».
Выступали против народничества, против положения  том,  что развитие
капитализма есть регресс России, отстаивали идею прогрессивности капитализма.
Отрицали наличие антагонистических противоречий, выступали против
необходимости социалистической революции и диктатуры пролетариата. Либерально
– буржуазная политическая программа с заимствованными марксистскими
экономическими идеями.
Философия на базе идеализма. «Легальные марксисты» считали, что капитализм в
России является исторической необходимостью, и для обоснования «прогрессивной
и культурной миссии» капитализма в будущем пытались применить идеи
марксистской социологии.
     3. Ортодоксальный марксизм (развитие)
Развитием идей Плеханова занимался В.И.Ленин.
     
     3 этап: первая четверть ХХ века.
     
     Неопозитивизм.
     К.М.Тахтарев (1871-1925). Основные социологические работы: «Главнейшие
направления в русской социологии», «Наука об общественной жизни», "Общество и
государство и закон борьбы классов".
Выступал против марксистского понимания классовой борьбы, противопоставляя
ему идею межклассового сотрудничества и солидарности. Окончательным
победителем в общественной борьбе будет труд, но труд творческий и
действительно общественный.
     П.А.Сорокин (1889-1968). Основные социологические работы: « Система
социологии», «Социология революции»,  «Социальная мобильность», «Социальная и
культурная динамика», «Россия и Соединенные Штаты», «Общество, культура и
личность», «Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного
социокультурного типа».
Сорокин не принимает социалистическую революцию и открыто выступает против нее.
В его понятии, социология - наука, самостоятельно изучающая наиболее общие
родовые свойства человеческого взаимодействия.
Предмет социологии - элементы человеческого взаимодействия, их классификация
и условия возникновения, сохранения и исчезновения простых коллективных
единств.
Предлагал создать социологию на следующих принципах:
     1.Социология, как наука, может и должна строиться по типу естественных наук.
     2.Социология может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир
людей таким, какой он есть
     3.Социология должна быть объективной наукой.
     4.Если социология хочет быть "опытной и точной "наукой, она должна
распрощаться с бесплодной метафизикой и исходить из фактов.
     5.Следствием разрыва с философствованием станет естественный разрыв с монизмом.
     Сорокин выделял 2 уровня социологии: 
1) теоретическая: - аналитика
- генетика
- механика
2) практическая: - политика
Главный объект для изучения в социологии - взаимодействие индивидов. Создал
первое развернутое изложение теории взаимодействия.
Индивиды взаимодействуют, когда изменение психических переживаний или внешних
актов одного индивида вызывается переживаниями другого индивида.
Процесс взаимодействия возможен при трех условиях:
1) наличие одного или нескольких индивидов.
2) наличие актов, обуславливающих их поступки.
3) наличие проводников.
Дает структурный анализ общества.
Выделяет 2 критерия для классификации социальных групп:
-         односторонний: индивиды объединены в группу по одному признаку.
-         многосторонний: индивиды объединены в группу по двум и более
признакам.
Выделяет:
- закрытые группы: раса, пол, возраст.
- открытые группы: партия, ассоциация.
- промежуточные группы: класс, сословие, вторая семья.
Построил теорию социальной стратификации:
3 страты: - политическая
- профессиональная
- экономическая
Построил теорию социальной мобильности: - вертикальная мобильность
                                                    - горизонтальная мобильность
     
     Четвертый этап: 1920-1930-е годы.
     
     1. Основные направления социологической науки.
В 1920-е годы начала широко издаваться социологическая литература
теоретического профиля. Она была посвящена определению предмета марксистской
социологии, формированию социологии марксизма и определению ее места среди
других общественных наук. В связи с этим в развитии марксистской социологии
можно выделить следующие направления:
1.Большая часть  марксистских социологов под влиянием книги Н.И.Бухарина
"Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской
социологии", изданной в 1921 году, стала отождествлять социологию с
историческим материализмом.
Бухарин: "Исторический материализм - это социологическая теория марксизма,
которая по отношению к философии выступает как частная наука.
Оранский: "Исторический материализм-это марксистское направление в
социологии, марксистская социология является не только всеобщим методом для
социальных наук, но и теорией".
2.Другая часть социологов считала, что социология-составная часть философии
(Вольфсон, Черняков, Каценбоген).
3.Существовала концепция, представители которой в историческом материализме
философский (материалистическое понимание истории) и социологический (общая
теория общества) аспекты.
4.Часть философов считала, что марксизму вообще чужда какая-либо социология
(Луппол, Сарабьянов, Деборин).
Развиваются такие течения, как "социальный дарвинизм", "фрейдизм",
"социальная рефлексология", "фитосоциология", "зоосоциология", "социология
эмпириомонизма", "физиологическая социология".
В 20-е годы широкое распространение получили позитивистские и
натуралистические трактовки общественных явлений. Суть их заключалась в
признании натурализма, то есть при изучении общества опирались на аналогичные
законы природы, а социология рассматривалась, как часть естествознания, или
можно говорить о биологизации общественных процессов. Одновременно с этим
существовали и механистические взгляды на общественные явления. Для
механистов было характерно сведение исторического закона к механически
понимаемым причинности, необходимости, повторяемости, а также отрицание
случайности.
     2. Развитие марксистской социологии.
Сформулирована и обоснована центральная категория исторического материализма
- "общественно-экономическая формация". В связи с этим основной задачей
научной социологии стало изучение ее возникновения, развития и
функционирования по объективным общественным законам.
Существовало две точки зрения:
1.Историчекий материализм является одновременно частью социологии и общей
социологической теории, то есть социология-часть философии.
2.Хотя социология и основана на принципах исторического материализма, она -
самостоятельная, нефилософская наука.
Первая точка зрения получила более широкое распространение.
1920-е годы стали наиболее творческими в развитии советской социологии: был
сформулированы многие спорные идеи, проведены дискуссии. Очень значимой была
дискуссия, длившаяся в течение двух лет(1927-1929)в журнале "Вестник", о
структуре и движущих силах развития производительных сил общества. Также в
эти годы обсуждались проблемы отношения классов в переходный период и
формирования новой структуры общества, причиной которых стала Октябрьская
революция.
Необходимо отметить, что процесс становления марксистской социологии был
сопряжен со значительными трудностями: необходимость решения задачи
культурного строительства (из-за процесса размежевания между марксистскими и
не марксистскими социологами), проблема неграмотности населения, общий
дефицит кадров социологов-марксистов.
     3. Становление социологических исследований.
В 1920-1930-е годы много внимания уделяется проблеме управления и организации
труда. Выходит около двадцати журналов: "Хозяйство и управление",
"Производство, труд и управление" и другие. Проводятся социологические
исследования в области труда (ученые Гастев, Струмилин, Керженцев,
Ерманский).
Также проводятся социологические исследования по проблеме брака и семьи
(Луначарский, Коллонтай), исследования в психологии и педагогике (Шацкий), в
области социологии преступности (Куфаев, Тарновский, Змиев, Маннс),
исследования в области СМИ (Марр).
Итак, в 1920-1930-е годы появляются зачатки отраслевых социологий, широкое
проведение эмпирических исследований.
     4.Социологическая наука в условиях тоталитарного государства.
1920-1930-е годы: социологические исследования прекращаются. Исторический
материализм, политэкономия и научный коммунизм перекрыли все социальные
науки. Окончательное утверждение марксизма как идеологической основы
общества. Социология приходит в упадок.
     5 этап: с 1960х годов по настоящее время.
     
     1. "Второе рождение социологии".
Только во время хрущевской "оттепели", в конце 1950-х годов начинается новый
период в развитии социологии.
В это время в науке господствовали догматизм и схоластика. Социологические
методы конкретного исследования общества не использовались, изучение явлений
и процессов социальной жизни было запрещено.
Для широкого развертывания эмпирических исследований необходимо было в первую
очередь реабилитировать социологию, вернуть ее в лоно марксизма, то есть
объявить, что исторический материализм это собственно социология, а саму
социологию рассматривать только как проведение прикладных исследований.
Это привело к тому, что сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны,
проводились социологические исследования, а с другой стороны, социология как
наука не признавалась.
В 1960-е годы прошел ряд дискуссий, направленных на выяснение предмета
социологии, на доказательство того, что социология не противоречит
марксистской философии и марксистскому мировоззрению.
К 1965 году уже сложилось мнение, что социология - наука  о законах и
движущих силах развития общества, предмет которой - исследование исторически
сменяющих друг друга общественных формаций. Данная точка зрения полностью
отождествляла социологию с историческим материализмом. Но данный подход не
устраивал многих ученых, которые стали делать разные попытки, чтобы найти
компромиссный вариант.
Была предложена трехуровневая концепция социологии:
-                     общая социологическая теория как философская наука
(исторический материализм)
-                     частные социологические теории (рассматривались как
разделы научного коммунизма)
-                     конкретные социологические исследования выступали в
качестве прикладного инструментария сбора эмпирической информации.
     2. Развитие специальных социологических теорий и исследований.
В эти годы проведены новые важные исследования, среди которых следует
отметить исследования, посвященные проблемам крестьянства. Стали
анализироваться реальные проблемы: неравенство уровня жизни в городе и селе,
упадок крестьянской культуры, причины бегства крестьян из деревни.
В это время большое распространение получило так называемое социальное
планирование, то есть составление планов социального и экономического
развития промышленных предприятий, колхозов, совхозов и некоторых городов.
На смену первым исследованиям, которые носили эпизодический характер, пришли
целенаправленные  крупномасштабные  социальные и социологические
исследования. В середине 1960-х годов появляется ряд работ, обобщающих итоги
многих исследований:
     1964 г.- выходит книга Харчева "Брак и семья в СССР", где обобщен широкий
круг проведенных исследований социальных проблем брака и семьи.
     1965 г.- издан пятитомник произведений Струмилина.
     1967 г.- вышли коллективные монографии "Рабочий класс и технический
прогресс" Осипова  и "Человек и его работа" Здравомыслова, повлиявшие на все
дальнейшие социологические исследования труда.
     1966 г.- издание двухтомника "Социология в СССР" под ред. Осипова. В этом
труде были собраны результаты множества эмпирических исследований.
Наиболее заметный вклад в проведение социологических исследований внесли Ядов,
Здравомыслов, Андреева, Осипов.
     Разработкой методики и техники социологических исследований также занимались: 
Устинов, Деев "Опыт применения ЭВМ в социологических исследованиях", Слепенков
"Методологические принципы и методика конкретно-социологических исследований",
Давидюк "Введение в прикладную социологию", "Прикладная социология", Шаленко
"Программа социологического исследования".
     Применение количественных методов в социологии рассматривается в следующих
работах: Чупров "Основные проблемы теории корреляции. О статическом
исследовании связи между явлениями", "Методика и техника статической обработки
первичной социологической информации", Бородкин "Применение математических
методов в социологии", Шляпентох "Проблемы достоверности статистической
информации в социологических исследованиях".
     Среди работ, направленных на изучение проблем сельского хозяйства, можно
отметить следующие: Заславская "Принцип материальной заинтересованности  и
оплата труда в колхозах", "Современная экономика колхозов", Староверов
"Социально-демографические проблемы деревни. Методология, методика, опыт
анализа миграции сельского населения", "Советская деревня на этапе развитого
социализма".
     В сфере социологии труда и промышленной социологии большой интерес
представляют следующие работы: Давыдов "Труд и свобода", Подмарков
"Разделение труда и прогресс личности", "Социальные проблемы организации
труда", "Введение в промышленную социологию. Социальные проблемы
социалистического промышленного производства".
     Изучению социальной структуры общества много внимания уделяли: Шкаратан "
Изменения в социальной структуре рабочего класса СССР 1917-1965гг
(Историко-социологическое исследование)", Подмарков, Сиземская "О
профессиональной структуре советского общества", Лапин, Колбановский
"Взаимовлияние социальной структуры общества и промышленного предприятия в
условиях научно-технической революции".
     Образ жизни в своих работах рассматривали: Безруков "Социальный облик
колхозной молодежи: По материалам социологических исследований 1938 и 1969гг.",
Бестужев-Лада "Советский образ жизни, формы и методы его пропаганды",
"Современные концепции уровня, качества и образа жизни", "Социология образа
жизни".
     Проблемы рабочего и внерабочего времени рассматривались в следующих работах: 
Грушин "Свободное время. Величина. Структура. Проблемы. Перспективы", "Свободное
время. Актуальные проблемы", Зборовский, Орлов "Досуг: действительность и
иллюзии. Проблемы свободного времени в марксистской и буржуазной социологии",
Швецов "Рабочее и свободное время: Методы анализа, планирования,
регулирования".
     Развитию социологии семьи много внимания уделили следующие ученые: Харчев
"Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования", Харчев, Голофаст
"Некоторые методологические проблемы сравнительных исследований в социологии
семьи", Сысенко "Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия", Голод
"Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты".
     В сфере социологии личности наиболее значимыми являлись работы: Кона:
"Личность как субъект общественных отношений", "Социология личности", также в
этой сфере много сделали Харчев, Левада, Ольшанский.
     Рассмотрение проблем образование и культуры нашли свое отражение в таких
работах: Шубкин "Духовный мир советского рабочего (опыт
конкретно-социологического исследования), Коган "Некоторые методологические
принципы планирования духовной культуры при социализме", "Молодой рабочий и
культура", Куклин "Введение в социологию искусства", Гуров "Социология
образования: конспект лекций".
     Уделялось внимание и изучению общественного мнения: Грушин "Массовое
сознание: Опыт определения и проблемы исследования", Сафаров "Общественное
мнение и государственное управление", Тощенко "Пресса и общественное мнение".
     По итогам проведенных исследований вышел ряд обобщающих трудов:
"Марксистская и буржуазная социология сегодня", "Социология и современность",
"Социология и проблемы социального развития", Осипов: "Теория и практика
социологических исследований в СССР".
     Ряд интересных работ, посвященных истории социологии, вышел в последнее
время: Капитонов "История социологии", "Борисова "История русской
социологии: Лекции", Медушевский "Очерки по истории теоретической социологии
XIX - начала XX века".
     Критика современной буржуазной социологии нашла место в работах многих
авторов: Асеев,  Кон "Основные направления буржуазной философии в
социологии XX века", Андреева "Современная буржуазная эмпирическая социология
(Критический очерк)", Попов "Критика современной буржуазной социологии".
В последние  годы  в связи с включением социологии как обязательной
дисциплины в учебные планы вузов наладился выпуск разнообразной литературы по
социологии, начали издаваться различные справочники, значительно облегчилось
знакомство с западной социологией.